Научная статья на тему 'Экспериментальное определение элементов модели информационной безопасности школьников в образовательной организации'

Экспериментальное определение элементов модели информационной безопасности школьников в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / УГРОЗЫ / INFORMATION / INFORMATION SECURITY / PERSONALITY / STUDENT / THREATS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушанов Станислав Валентинович

В статье сделана попытка проектирования теоретической модели ИБструктуры, являющейся результатом системного анализа законодательных и научнотеоретических работ, экспериментальной модели ИБ, полученной в процессе педагогического исследования в Санкт-Петербурге в 2018 году, и их сравнительного анализа, позволяющего выявить базовые и вариативные характеристики понятия ИБ. Результаты такого сравнительного анализа позволят определить исходные позиции для разработки эффективной методики обучения школьников вопросам информационной безопасности, воспитания соответствующей составляющей культуры безопасности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушанов Станислав Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL DETERMINATION OF ELEMENTS OF A MODEL OF INFORMATION SECURITY OF SCHOOLBOYS IN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article attempts to design a theoretical model of the IB structure, which is the result of a systematic analysis of legislative and scientific theoretical work, an experimental model of IB, obtained in the process of pedagogical research in St. Petersburg in 2018, and their comparative analysis, which allows to identify the basic and variable characteristics concepts of information security. The results of such a comparative analysis will allow defining initial positions for the development of an effective methodology for teaching schoolchildren to information security issues, bringing up the appropriate component of the schoolchildren safety culture.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное определение элементов модели информационной безопасности школьников в образовательной организации»

Выводы. В заключение отметим следующее: несмотря на то что предлагаемые нами виды математической деятельности (математические рассуждения, математическая аргументация, математическое моделирование) не охватывают весь спектр математических действий, их достаточно для репрезентативного выявления детей с математическими задатками. Выявление детей с математическими задатками составляет всего лишь первую часть проблемы, исследуемой в статье. И предлагаемая нами технология направлена на решение именно этой части проблемы. Решение второй, на наш взгляд, более сложной части проблемы математического образования - сохранение и развитие интереса учащихся к математике в течение всего срока обучения в школе, требует глубокого всестороннего анализа ранее используемых методик, а также разработки на их основе технологии, позволяющей средней общеобразовательной школе подготовку абитуриентов, проявляющих профессиональный интерес к математике. Именно эти абитуриенты в дальнейшем обеспечат устойчивое прорывное развитие перспективных направлений экономики страны.

Литература:

1. Красовский Н.Н. Математическое моделирование в школе / Известия УрГУ. - № 4. - 1995. -С. 12-23.

2. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников / Под ред. Н.И. Чуприковой. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. - 411 с.

3. Морделл Л. Размышления математика (Перевод с английского В. Н. Тростникова). - М., «Знание», 1971. - 32 с.

4. Перечень поручений Президента России по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 23 июня 2014 г. // русскоязычная версия официального сайта «Президент России». URL:http://www.kremlin.ru.acts|

5. Пуанкаре А. О науке: Пер. с фр. / Под ред. Л. С. Понтрягина. - 2-е изд., стер. - М.: Наука, 1990. - 736 с.

6. Саидова Н. Р. Проблемы преподавания математики в начальных классах и некоторые способы их решения // Молодой ученый. - 2018. - №16. - С. 315-317.

7. Уртенова А.У., Уртенов Н.С. Математическая культура: структура и содержание // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №2. - С. 51-56.

Педагогика

УДК:378.2

аспирант Ушанов Станислав Валентинович

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье сделана попытка проектирования теоретической модели ИБ- структуры, являющейся результатом системного анализа законодательных и научно- теоретических работ, экспериментальной модели ИБ, полученной в процессе педагогического исследования в Санкт-Петербурге в 2018 году, и их сравнительного анализа, позволяющего выявить базовые и вариативные характеристики понятия ИБ. Результаты такого сравнительного анализа позволят определить исходные позиции для разработки эффективной методики обучения школьников вопросам информационной безопасности, воспитания соответствующей составляющей культуры безопасности школьников.

Ключевые слова: информация, информационная безопасность, личность, обучающийся, угрозы.

Annotation. The article attempts to design a theoretical model of the IB structure, which is the result of a systematic analysis of legislative and scientific theoretical work, an experimental model of IB, obtained in the process of pedagogical research in St. Petersburg in 2018, and their comparative analysis, which allows to identify the basic and variable characteristics concepts of information security. The results of such a comparative analysis will allow defining initial positions for the development of an effective methodology for teaching schoolchildren to information security issues, bringing up the appropriate component of the schoolchildren safety culture.

Keywords: information, information security, personality, student, threats.

Введение. Тенденции последнего времени диктуют необходимость повсеместного использования информационных технологий, под их воздействием происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности человека. Изменяя условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей.

Рост потребности в знаниях и увеличение потоков информации в человеческой деятельности обуславливает появление новых информационно коммуникационных технологий (ИКТ) - применение электронных средств для работы с информацией, наряду с традиционными информационными технологиями, в которых используются аналоговые носители информации такие как: бумага и пленка. Технологии позволяют человеку за короткое время получить полную, своевременную и достоверную информацию хотя это в значительной мере зависит от степени развития и освоения современных ИКТ.

С развитием вычислительной техники, с разработкой и внедрением так называемых поколений электронно-вычислительных машин в системе образования произошли резкие изменения. В связи с этим начался стремительный процесс компьютеризации, а затем - информатизации образования. Сегодня уже можно говорить также об «интернетизации» образовательной системы.

Изложение основного материала статьи. Одна из базовых характеристик современного образования -его открытость по отношению к людям, методам, идеям, информационным потокам. Становление новой образовательной парадигмы является ответом на вызовы информационного общества, существующего в условиях неограниченного доступа к информации и постоянного информационного обмена.

Однако, создавая открытую образовательную среду, мы неизбежно сталкиваемся с обратной стороной открытости - возможности трансформации воздействия информационной среды в угрозы информационной безопасности школьников.

Таким образом, проектирование принципиально новой информационно открытой модели образования приводит к появлению качественно новых угроз безопасности, обучающихся. Необходимость их выявления и анализа ситуации потребовали проведения специального исследования, которое было организовано авторским коллективом под руководством С.В. Алексеева проведено исследование было в сентябре 2017 года.

Применительно к образовательной деятельности понятие «информационной безопасности» находится в стадии становления. В литературе и нормативных документах существуют разные трактовки данного понятия.

Таблица 1

Трактовка понятия «Информационная безопасность» в некоторых источниках

№ п/п ФИО, источник Трактовка ИБ

Нормативно- правовые документы разного уровня (международные, европейские, российские)

1 Code of practice for Information security management. British Standard BS 7799, 1995; Information security management. Part2 Specification for information security management systems. British Standard BS 7799, 1998 (Английский базовый стандарт «Практические правила управления информационной безопасностью»). защищенность ресурсов информационной системы от факторов, представляющих угрозу для: а) конфиденциальности; б) целостности; в) доступности.

Результаты научных исследований (диссе ртации, монографии, научные статьи)

2 Каптюг Ю.А. Проблема информационной безопасности: автореф. дис. ... канд. филос. наук М., 2009 своеобразный «способ» бытия субъекта (человека, общества), в котором он может свободно развиваться и эволюционировать в информационном плане, выполняя при этом соответствующие функции (работать, мыслить, учиться и т.д.) и удовлетворяет свои информационные потребности (в получении, обработке, хранении и использовании информации).

3 Махмадов П.А. Информационная безопасность в системе политической коммуникации: состояние и приоритеты обеспечения: автореф. дис. ... д-ра. полит. наук Душанбе, 2018 защищенность информации и поддерживающей ее инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба как самой информации, так и ее владельцам или поддерживающей инфраструктуре.

Учебно- методические материалы (учебники, пособия, методические рекомендации и др.)

4 Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: СПб: АНО ИПЭВ, 2009. - С. 257. совокупность средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту информации от разглашения, утечки и несанкционированного доступа.

5 Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: СПб: АНО ИПЭВ, 2009. - С. 257. совокупность средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту информации от разглашения, утечки и несанкционированного доступа.

В результате проведения контент-анализа 25 ресурсов, некоторые из них представлены в таблице 1, были определены ключевые слова: информационный, безопасность, информация, личность, развитие, воздействие, защищенность, общество, социальный, состояние, интерес, обеспечение, условие, защита, наука, российский, угроза, совокупность, субъект, умение, государство, инфраструктура, обеспечивать, поддерживать, среда и целостность. При этом в блоке нормативно-правовых документов это терминологическое поле составляет защищенность информационной среды личности, общества и государства. Научные исследования позволяют определить следующие понятия ИБ личности - это состояние защищенности информационного пространства, основных интересов личности, повышение качества уровня жизни и интеллектуального развития, а также способность скомпенсировать негативные информационные эффекты. И наконец, в учебно-методической литературе можно обозначить понятийное поле в следующем составе совокупность мер по защите информации от утечки, разглашения, нарушение целостности и несанкционированного доступа.

Таким образом под информационной безопасностью мы будем понимать состояние защищенности информационного пространства, основных интересов личности, повышение качества уровня жизни и интеллектуального развития, а также способность скомпенсировать негативные информационные эффекты.

В широком смысле под моделью понимается упрощенный мысленный или знаковый образ какого-либо объекта или системы объектов, используемый в качестве их «заместителя» и средства оперирования [5].

Системный анализ полученных результатов позволяет представить теоретическую модель (структуру) информационной безопасности (рисунок 1), которая в дальнейшем может быть проверена или откорректирована в экспериментальном режиме.

Изучение вопросов ИБ в рамках общеобразовательной организации подразумевает изучение комплекса мер безопасности для защиты компьютерных сетей. Однако обучающегося подстерегают и иные угрозы (рисунок 2): негативное воздействие на психику; распространение фото, видео материалов; текстовой информации экстремистского толка, получение из сети Интернет знаний и умений, которые могут быть

направлены как против личности, так и против общества, а также участие обучающихся в различных форумах, чатах и блогах, социальных сетях [4].

Информационное будущее

Информационная конфиденциальность

ШШ

¡г

1 И

Информационные потребности

Рисунок 1. Структура информационной безопасности

Исследование проводилось на основе анкет. Опрос прошли 830 обучающихся начальной школы, 2456 обучающихся основной школы, 550 учителей из 18 районов Санкт-Петербурга. На анкеты ответили 2038 родителей.

Сущностные аспекты исследования предварял блок вопросов, позволяющих выявить обобщенные характеристики основной группы респондентов - школьников, родителей и педагогов. Основное внимание было обращено на количественные характеристики, связанные с наличием электронных устройств, частотой обращения к ним, временными затратами на поиск и обработку информации.

Рисунок 2. Вероятностные угрозы ИБ обучающихся

Результаты общего блока вопросов показали, что все опрошенные используют в своей жизни и учебе компьютеры или мобильные устройства. Большинство опрошенных обучающихся основной и средней школы (51%) используют компьютер или мобильное устройство (смартфон, планшет) более 3 часов в день, 33% используют от 1 до 3 часов и лишь около 8% используют менее часа или не каждый день. Среди обучающихся начальной школы это - 10%, 33% и 20% соответственно. Однако данные, полученные в результате анкетирования родителей, свидетельствуют о том, что последние не владеют объективной информацией о времени, проводимом школьниками в сети Интернет (значительно меньше, чем время, указанное детьми).

Для выхода в Интернет чаще всего дети используют мобильные устройства (смартфоны, планшеты), что свидетельствует об их самостоятельной бесконтрольной работе с информацией это отражено на рисунке 3. Лишь в очень малое время это происходит под руководством учителя в школе. При работе на домашнем компьютере большинство (86%) обучающихся основной и средней школы и 45% обучающихся начальной школы ответили, что выходят в Интернет самостоятельно.

Рисунок 3. Результаты опроса на вопрос об использовании компьютера и мобильных устройств

Один из наиболее распространенных поводов обращения ребенка к Интернет-ресурсам связан с его самостоятельной поисковой деятельностью. Он использует Сеть как инструмент для поиска необходимой информации и самопроверки - подготовка реферата, задания, внешнего независимого тестирования. При этом поиск может быть, как целенаправленный, так и случайный, нацеленный на удовлетворение возникающих в процессе использования информации познавательных запросов.

В рамках исследования предполагалось выявить степень активности поисковой деятельности обучающихся-пользователей интернета. Она определяется той поисковой стратегией, которая выработана на момент поиска, целями относительно результатов поиска. Исследователи выделяют по содержанию и итогам поисковой деятельности три группы пользователей [2]:

• использующие пассивную стратегию поиска - обращаются к Интернету часто, предпочитают популярные веб-сайты, просматривают тексты на родном языке. При отсутствии ответа на запрос эти пользователи считают, что в Сети такой информации нет;

• использующие стратегию отбора - обычно они обращаются к веб-сайту, когда уже что-либо знают по интересующему их вопросу. Просматривая результаты поиска, пользователи этой группы принимают во внимание количество альтернатив, удобна ли навигация;

• использующие динамическую стратегию - техническая компетентность таких пользователей позволяет им обращаться к разным веб-сайтам в зависимости от задачи поиска. Их собственное знание о предмете поиска помогает получать релевантную информацию в более эффективном режиме. Просматривая результаты поиска, они принимают в расчет такие параметры, как количество альтернатив, время и скорость, используемые языки, возможность использования родного языка и удобство интерфейса.

На разном уровне общего образования обучающиеся должны использовать подходящую стратегию поиска. И при отборе информации учитывать все релевантные факторы: надежность, конфиденциальность, соответствие информации запросу, простоту и ясность ее формы, и достоверность ее содержания. На этапе завершения обучения в старшей школе преимущественно применять динамическую стратегию поиска информации.

Выводы. Проведенное исследование не охватывает все вопросы по ИБ обучающихся, оно отражает лишь ряд факторов информационной безопасности школьников, связанный с формированием информационно-образовательной среды личности подростка в образовательном процессе.

С появлением в распоряжении детей индивидуальных мобильных устройств (смартфоны, планшеты) увеличилось время пребывания школьников в открытом интернет - пространстве, снизился возрастной барьер и практически исчезла возможность регулировать просматриваемый контент. Обучающиеся в большинстве случаев занимаются самообразованием, но случаются контакты с негативным контентом.

Литература:

1. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. — М., 2000

2. Кузнецова Ю.М. Психология жителей Интернета / Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова. М., 2011.

3. Малых Т. А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: автореф. дис. . канд. пед. наук. Иркутск, 2008.

4. Молодцова Е. Ю., Склямина М. Ю. К вопросу организации мероприятий по информационной безопасности учащихся в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 65-68.

5. Сайт «Большой толковый словарь», 1998. Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/dic/.

6. Саттарова Н.И. Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении: Дисс. ... канд. пед. наук. — СПб., 2003.

Педагогика

УДК 378.2

магистрант Ушницкая Оксана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация. Статья посвящена изучению использования биоэнергопластики как метода коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. На основе анализа специальной литературы раскрыта сущность биоэнергопластики, подробно изложены этапы логопедических занятий с использованием биоэнергопластики. Доказана эффективность использования артикуляционной гимнастики совместно с биоэнергопластикой у дошкольников со стертой формой дизартрии.

Ключевые слова: дизартрия, биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика, звукопроизношение, движение рук и тела, артикуляционный аппарат.

Annotation. The article is devoted to the study of the use of bioenergoplasty as a method of correcting sound pronunciation in preschool children with an erased form of dysarthria. Based on the analysis of the special literature, the essence of bioenergoplasty is revealed, the stages of speech therapy sessions using bioenergoplasty are described in detail. The efficiency of using articulation gymnastics together with bioenergoplasty in preschool children with an erased form of dysarthria has been proven.

Keywords: dysarthria, bioenergoplasty, articulation gymnastics, sound pronunciation, arm and body movement, articulation apparatus.

Введение. Известно, что речевые расстройства могут наложить отпечаток на всю дальнейшую деятельность ребенка, его поведение в социуме, могут сформировать устойчивые негативные черты характера. У детей может развиться комплекс неполноценности, появиться скрытность, нерешительность, из-за расстройства речи может развиться негативизм, чувство ненужности и неполноценности, которые со временем становятся личностными негативными особенностями человека. Для развития процесса нормального речевого общения необходимо иметь правильно поставленное звукопроизношение. Коррекция звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте имеет важнейшее значение для дальнейшего обучения ребенка в школе. Среди детей старшего дошкольного возраста стертая форма дизартрии является достаточно распространённым видом речевых нарушений и имеет тенденцию к росту [7]. Данная речевая патология рассматривается как сложный синдром и занимает особое место среди других видов нарушения речи. Это объясняется тем, что несмотря на комплексность и достаточную изученность речевого дефекта, который проявляется в различных речевых действиях, диагностика стертой формы дизартрии является весьма затруднительной. Недостатки звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии могут стать причиной недоразвития фонематического восприятия, несформированности грамматического строя речи, и возникновению значительных трудностей при обучении ребенка грамоте. Своевременное устранение дефектов произношения поможет ребенку в дальнейшем как можно быстрее овладеть навыками письма и чтения [11]. Таким образом, в целях дальнейшей успешной социализации детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии требуется нетрадиционный и в какой-то степени инновационный подход.

Формулировка цели статьи. В коррекционной работе по формированию звукопроизношения у детей с различными речевыми нарушениями важную роль играет развитие кинестетических ощущений органов артикуляции, которые дают возможность почувствовать направленность выдоха и контрастность положения губ, челюсти и языка. Их скоординированная работа обусловлена осязательными ощущениями, что очень важно на начальных этапах развития звукопроизношения, когда еще не развита слуховая дифференциация. В современной литературе рассмотрено большое количество разнообразных методов развития мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями, в том числе с дизартрией (Лопатина [7], Нищева [9]). Авторы подчеркивают взаимозависимость моторной и речевой деятельности, а также стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Один из популярных методов коррекции речевых нарушений -артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удержанию артикуляционных поз и развивает правильное звукопроизношение. Однако, постоянные и всегда одинаковые выполнения упражнений для языка постепенно снижают интерес детей к таким занятиям, в то время, как количество детей с речевыми нарушениями каждый год только увеличивается. Артикуляционная гимнастика является важным методом работы над формированием правильного звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии [8]. Но для выработки согласованных и точных движений органов артикуляции, для достижения более эффективных результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, необходимо не только проведение артикуляционной гимнастики в ее традиционном виде, но и применение нетрадиционных способов коррекции, к которым относится биоэнергопластика, т.е. взаимодействие руки и языка. Данный инновационный способ коррекции в совокупности с артикуляционной гимнастикой подготавливает почву для целенаправленного и эффективного процесса формирования речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Изложение основного материала статьи. При рассмотрении вопросов влияния биоэнергопластики на звукопроизношение, необходимо указать на исследования отечественных физиологов таких, как В.М. Бехтерев, М. М. Кольцова, М.С. Рузина и др., которые подтверждают взаимосвязь развития моторики рук с развитием мозга. В головном мозге отделы, отвечающие за движения пальцев рук и речь, расположены рядом [6]. Развивая тонкую моторику и тем самым активизируя соответствующие отделы головного мозга, одновременно активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь. Взаимосвязь речевого и моторного отделов мозга проявляются в том, что если ребенок не может найти подходящее слово, он помогает себе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.