Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность школьников на уроках словесности'

Исследовательская деятельность школьников на уроках словесности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЗАДАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ХАРАКТЕРА / EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITY / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES / TASKS OF A COMMUNICATIVE NATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева Татьяна Александровна

В статье рассматриваются проблемы и особенности организации исследовательской деятельности школьников на уроках словесности. Автор представляет опыт организации учебно-исследовательской работы со школьниками, уделяя особое внимание заданиям коммуникативного характера (задачам и играм) и их роли в формировании и совершенствовании коммуникативных умений школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research activity of schoolchildren at the lessons of literature

The article presents problems and features of the organization of research activity of school students at literature lessons in the conditions. The author represents experience of the organization of educational research with school students, paying special attention to tasks of communicative character (tasks and games) and their role in formation and improvement of communicative abilities of school students.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность школьников на уроках словесности»

движения органов речевого аппарата. Логопед также сопровождает выполнение упражнений движениями своих рук [1, с. 30-31].

На данном этапе Р.Г. Бушлякова и Л.С. Вакуленко рекомендуют использовать специальные методы, средства и приемы обучения, такие как:

- Использование для упражнений куклы-рукавички.

- Метод куклотерапии, т.е. использование логопедических кукол.

- Применение ручной модели языка, которая представляет красную варежку без пальца. Ребенок, изображая различные движения такой варежкой, воспроизводит артикуляционные движения совместно с работой руки.

- Использование детских перчаток для выполнения артикуляционно- пальчиковых упражнений.

- Сопровождение артикуляционно-пальчиковой гимнастики стихотворными текстами.

- Применение приемов музыкотерапии. Известно, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают работу отделов головного мозга, стимулируют кровообращение и дыхание. Положительный эмоциональный настрой, возникающий при звучании приятной музыки концентрирует внимание, тонизирует деятельность центральной нервной системы.

Седьмой этап - заключительный. В это время ребёнок полностью осваивает артикуляционные упражнения совместно с движениями рук. На данном этапе используется метод сказкотерапии, артикуляционно-пальчиковую гимнастику.

Выводы. Таким образом, использование артикуляционной гимнастики совместно с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению данных упражнений, что существенно увеличивает ее эффективность, помогает развитию у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии пальчиковой и артикуляционной моторики, совершенствованию координации движений и ориентировки в схеме своего тела, развитию внимания, памяти и мышления. Выполнение упражнений совместно языком и руками требует от ребенка максимальной концентрации слухового и зрительного внимания, достаточно развитой пространственной ориентировки, четких движений кистей и пальцев рук одновременно с движениями губ и языка. Использование игрового подхода для укрепления мышц артикуляционного аппарата значительно облегчает постановку и введение в речь звуков. Систематические занятия по тренировке движений кисти и пальцев рук являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга» и подготавливает почву для дальнейшего формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Литература:

1. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011. - 240 с.

2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - СПб., 2012. - 224 с.

3. Гуцу, Е.Г., Няголова, М.Б. Проектирование учебного занятия в вузе на основе компетентностного подхода // Вестник Мининского университета. 2017. № 2

4. Жулина Е.В. Соловьева Н.Н. Логопедическая ритмика как средство коррекции просодики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-2. С/79-82.

5. Йога-данс или биоэнергопластика. Ирина Курис. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bioenergoplastika.ru// - 2009.

6. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. Изд.: У-Фактория, 2006. - 224 с.

7. Лопатина Л.В. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией: диссертация ... канд. пед. наук / Л.В. Лопатина, СПб., 2005. - 223 с.

8. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина. - М.: Академия, 2014. - 280 с.

9. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика / Н.В. Нищева. - СПб., 2013. - 188 с.

10. Свиридова Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 92-94.

11. Чукаева М. Н. Исследования фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 13. - 167 с.

Педагогика

УДК: 372.881.161.1

кандидат педагогических наук, доцент Федосеева Татьяна Александровна

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и особенности организации исследовательской деятельности школьников на уроках словесности. Автор представляет опыт организации учебно-исследовательской работы со школьниками, уделяя особое внимание заданиям коммуникативного характера (задачам и играм) и их роли в формировании и совершенствовании коммуникативных умений школьников.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, универсальные учебные действия, задания коммуникативного характера.

Annotation. The article presents problems and features of the organization of research activity of school students at literature lessons in the conditions. The author represents experience of the organization of educational research with school students, paying special attention to tasks of communicative character (tasks and games) and their role in formation and improvement of communicative abilities of school students.

Keywords: educational and research activity, universal educational activities, tasks of a communicative nature.

Введение. Организация исследовательской деятельности школьников на уроках словесности и во внеурочной деятельности - обязательное условие реализации ФГОС ООО. Проблема организации такой работы актуальна. С одной стороны, в методике разработаны способы организации учебной деятельности при изучении словесности, с другой стороны, не всегда исследовательская деятельность обучающихся эффективна и позволят решить поставленные задачи.

Работа в условиях ФГОС требует от учителя включения в урок активных и интерактивных методов обучения предмету, так как на первый план в современном образовательном процессе выходит формирование активной (субъектной) позиции обучающегося.

В системе интерактивного обучения русскому языку могут быть названы эффективными по ряду показателей задания коммуникативного характера, к которым относят игры и задачи, специально созданные для обучения общению и освоения лингвистических знаний, построенные на характеристике значимых компонентов речевой ситуации, требующие коммуникативных действий, ориентированные на активное сотрудничество всех участников образовательного процесса.

Цель статьи - представить проблемы организации исследовательской работы школьников на уроках словесности и во внеурочной деятельности и возможные пути их решения, в том числе с помощью заданий коммуникативного характера (игр и задач) как интерактивной формы обучения русскому языку для формирования универсальных учебных действий.

Изложение основного материала статьи. Реализация действующего стандарта образования предполагает, что, с одной стороны, каждого школьника нужно вовлекать в активную проектную и исследовательскую деятельность, с другой стороны, необходимо осуществлять дифференцированный подход при организации учебно-исследовательской урочной и внеурочной деятельности.

Как известно, цель исследовательской деятельности - приобретение учащимся «функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося)» [3].

Представим этапы деятельности руководителя научно-исследовательской работой школьников, формы и примерное содержание работы.

1 этап. Информирующий, мотивационный. Цель руководителя - сформировать представление о сути и структуре научного исследования. Формы работы - урок-исследование, эвристическая беседа. Примерное содержание работы с обучающимися - работа со словарями, справочниками, статьями; составление вопросов для беседы, интервьюирования, опроса; «пилотное» тестирование (анкетирование); обработка результатов.

2 этап. Ориентировочный. Цель руководителя - расширить представление о тематике научно-исследовательских работ, оказать помощь в выборе и предварительной формулировке темы, цели, задач учебно-исследовательской работы. Формы работы - беседа, анализ формулировок тем (в том числе с учетом направления конференции), практикум «Определяем цель и задачи исследования». Примерное содержание работы с обучающимися - формулировка (рабочая) темы, цели, задач исследования, определение источниковедческой базы, объекта и предмета исследования.

3 этап. Плановый. Цель руководителя - Помощь в рациональном планировании деятельности с учетом формы и сроков публичной защиты работы. Формы работы - беседа, составление плана. Примерное содержание работы с обучающимися - определение сроков и объёма работы уточнение времени промежуточных консультаций.

4 этап. Консультационный. Цель руководителя - поэтапное сопровождение самостоятельной работы обучающихся для решения учебно-исследовательских задач. Формы работы - беседа, анализ промежуточных результатов, редактирование опросных листов (вопросов для интервьюирования, тестов и проч.). Примерное содержание работы с обучающимися - выявление трудностей в проведении исследования, определение формы и содержания экспериментальной работы, критерии для оценки полученных данных, их статистической обработки.

5 этап. Экспертный (оценочный). Цель руководителя - определить качество работы и степень готовности к публичной защите, подготовить докладчика к публичной защите. Формы работы - беседа, анализ итогового текста с учетом жанровой формы (тезисы, статья, стендовый доклад, курсовая работа), рецензирование, анализ содержания докладов, качества демонстрационного материала, коммуникативный практикум, ролевая игра «Научная конференция школьников». Примерное содержание работы с обучающимися - изучение материалов конференций (для характеристики жанровых разновидностей устных и письменных высказываний), анализ видеозаписей вступлений школьников на конференции, решение задач коммуникативного характера, выступление с докладами, участие в дискуссии и оценке работ в рамках ролевой игры.

Изучение научных источников и опыт организации учебно-исследовательской работы школьников позволяет нам определить трудности организации названной деятельности.

Во-первых, школьники, как правило, не имеют представления о сути исследовательской работы, нередко подходят к выполнению заданий утилитарно (отметка в журнал выставляется/не выставляется), не стремятся прилагать интеллектуальные усилия для решения творческих задач. Таким образом, очевидна проблема -мотивация школьников. На наш взгляд, решить её можно, организуя выполнение заданий исследовательского характера на уроках, разъяснение сути работы и групповые исследовательские проекты, результаты которых демонстрируются и публично обсуждаются на уроке, чтобы пробудить интерес к творческой деятельности, дифференцированные задания.

При этом мы исходим из того, что для подростков характерно стремление к познанию нового, к постановке вопросов и поиску ответов. Исследовательская работа полезна и интересна не только одарённым школьникам, но и тем, чьи интересы не определились, способности ещё не раскрылись в полной мере.

Во-вторых, трудность заключается в выборе темы исследования, которая, с одной стороны, должна быть связана с учебной деятельностью; с другой стороны, быть актуальной, интересной, доступной, посильной для школьника и руководителя; с третьей стороны, соответствовать принципу научности, содержать проблему; и наконец, отвечать морально-этическим требованиям и способствовать достижению целей обучения,

воспитания и развития. Именно поэтому важно создать условия для выбора темы, которая бы максимально учитывала комплекс названных требований. Основной приём работы - беседа с учеником на разных этапах. Примерные вопросы для беседы: Чем ты увлекаешься вне школы? Связано ли это увлечение с изучением родного языка? Что интересно исследовать на уроках словесности и почему? Что значит исследовать? Какие удивительные факты ты узнал на уроке? Что ещё захотелось узнать об этом? Какие вопросы возникают при изучении темы и где можно найти на них ответы? Какими способами можно получить информацию? Каково ваше предположение, какова гипотеза? Как можно получить результаты? Можно ли назвать результаты достоверными и почему?

Приведём фрагмент беседы с учеником.

- Чем ты увлекаешься вне школы?

- Я очень люблю читать, но на чтение у меня мало времени, потому что главное моё увлечение -занятие в вокальной студии? Мы часто с коллективом участвуем в городских мероприятиях, бываем на фестивалях в разных городах России и за рубежом.

- Какие песни тебе нравится исполнять? О чём в них поётся?

- У нас в репертуаре самые разные песни: о дружбе, о природе, о Родине. Есть песни серьёзные, они заставляют задуматься о том, как можно изменить мир к лучшему, а есть шуточные - они помогают забыть о трудностях, о ссорах, поднимают настроение.

- Кто является автором текстов песен? Кто выбирает песню для исполнения?

- Часто песню предлагает наш руководитель, иногда кто-то из родителей или ребят. А ещё мы исполняем две песни, которые написали сами, когда возвращались с конкурса.

- Как ты думаешь, интересно ли изучить тексты песен, чтобы понять, почему одни заставляют грустить, а другие - создают радостное настроение?

- Наверное, да. Вот если в песне говорится о забавном случае или проделках и проказах, то все улыбаются, потому что вспоминают о своём детстве.

- Какие слова помогают передать настроение? В какие ситуации попадают герои песен?

- ... я не задумывалась об этом. Может, стоит послушать песни специально, чтобы найти ответы на эти вопросы?

Как видим, в ходе беседы со школьником может быть выявлен круг его интересов, определена источниковедческая база, сформулирована проблема и т.д. - именно это может стать началом учебно-исследовательской работы.

Представим ещё один вариант работы над формулировкой темы.

Возможные вопросы руководителя: Что именно интересно исследовать? Почему? Есть ли исследования, посвященные этому вопросу? Что осталось «за рамками» других исследований? Что именно нужно выявить? Будет ли это новым? Для кого? Каковы основные термины, терминологические наименования, которые необходимо уточнить? Какие источники помогут начать работу? Какая возрастная группа может быть опрошена? Почему?

Формулировки темы, предложенные учениками: «Пословицы и поговорки», «Загадки русского народа», «Фразеологизмы», «Наша речь», «Изучение песен», «Дружба», «Наречие в литературных текстах», «Разряды местоимений».

Тема, сформулированная после беседы (обсуждения): «Существительные singularia 1апЫт в русских пословицах и поговорках», «Роль местоимений в русских пословицах и поговорках: опыт изучения», «Роль имён прилагательных в загадках о народных промыслах России», «Фразеологизмы в речи шестиклассников», «Образ дедушки в литературе и представлении современных школьников», «Дружба девочек как коммуникативное явление», «Слова категории состояния и наречия в произведениях Антона Павловича Чехова».

Как видим, формулируя тему, руководитель помогает определить границы работы, аспект её изучения.

В-третьих, начиная исследование, школьники нередко теряют интерес, отказываются от продолжения (завершения) работы, так как далеко не все обучающиеся обладают способностью выполнять одновременно несколько исследовательских задач: изучать литературу, формулировать вопросы и задания для эксперимента, работать с источниками научной информации. Преодоление этого затруднения возможно через организацию индивидуальных или групповых консультаций, которые позволяют наблюдать за процессом работы, оказывать адресную помощь, корректировать ход исследования.

В-четвёртых, у школьников нет достаточного опыта самостоятельной работы с научными источниками, а следовательно, нет культуры работы с «чужим» материалом. Кроме того, нередко возникает ситуация, когда школьники обращаются только к сетевым ресурсам, зачастую не обладающим достоверностью и не имеющим автора. Именно поэтому важно регулярное консультирование школьников и оценка не только итогового результата, но и промежуточного, обучение критическому осмыслению информации, составление и пополнение списка источников и обучение культуре цитирования. В ходе оценки корректности цитирования можно организовать совместное обсуждение. Приведём примерные вопросы для беседы и задания:

- Кем сделан вывод: тобой или кем-то из исследователей, изучавших проблему ДО тебя?

- Прочитай статью и подумай, какая информация интересна, какая - спорна, какая - заслуживает внимания.

- Выдели маркером разного цвета информацию, с которой ты согласен, не согласен, хотел бы обсудить в группе или с учителем.

- Выбери цитаты, которые помогут тебе обосновать высказанную точку зрения.

Кроме того, важнейшей частью работы является подготовка письменного текста (например, тезисов, статьи), отбор материалов для доклада и публичная защита результатов работы. Важно, что на каждом этапе (теоретическом, практическом) у школьников формируются универсальные учебные действия.

В-пятых, на этапе подготовки школьников к публичной защите научно-исследовательской работы возникает несколько затруднений, которые связаны, с одной стороны, с созданием/оформлением письменного текста, с другой стороны, - с подготовкой устного доклада и мультимедийного сопровождения (как правило, обязательное требование к выступлению школьников на научно-практических конференциях).

На этапе подготовки к защите учебно-исследовательской работы эффективен просмотр анализ видеозаписей вступлений школьников на научно-практических конференциях разного уровня. Возможные

вопросы для анализа: Понравилось ли вам выступление? Чем именно? Интересна ли тема? Какие задачи стояли перед автором? Как они решались и в какой мере решены? Удачные ли примеры отобрал автор для доклада? Как вы думаете, в каких направлениях может быть продолжено исследование? Понравилась ли вам манера изложения? Чем именно? Как вел себя выступающий? Можно ли сказать, что его пантомимика уместна?

Названные трудности, без сомнения, преодолимы. Особое место в подготовке школьников к учебно-исследовательской и проектной деятельности занимают, на наш взгляд, задания коммуникативного характера (задачи и игры), которые представляют собой проблемные задания, основанные на описании значимых компонентов речевой ситуации и предполагающие речевое действие учеников, направленного на создание ситуативно-обусловленного высказывания (устного или письменного). Как правило, в процессе выполнения заданий коммуникативного характера возникает несколько вариантов речевого поведения, которые расширяют представление о возможных способах решения задач средствами языка, позволяют совершенствовать коммуникативные умения школьников (например, участвовать в дискуссии, отвечать на вопросы по теме публичного выступления, формулировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы и т.п.).

Задания коммуникативного характера в нашем понимании - система специальных учебных действий, в основе которых лежит речевая ситуация, требующая использования вербальных и/или невербальных средств с учетом значимых компонентов ситуации. К ним относятся коммуникативные игры и задачи. Такие задания требуют не только анализа предлагаемой (или реальной) речевой ситуации, но активного речевого действия и взаимодействия, разыгрывания ситуации, ключевым условием эффективности реализации является принятие игроком (участником решения задачи) роли, предусмотренной условиями задачи или игры. Именно это позволяет объективно оценивать уровень речевого развития обучающихся [5, с. 283].

Коммуникативная игра как эффективный прием обучения речевому общению даёт возможность ученикам проявить свою активность, инициативность, лидерские способности; кроме того, игра располагает к более продуктивному усвоению материала, повышает интерес к предмету, снимает психоэмоциональное напряжение. Важно учитывать, что «...для организации игровых упражнений нужна особая интонация: несколько удивлённый, интригующий тон, как бы приглашающий к игре, доброжелательно заинтересованная форма всех заданий, дружелюбное поощрение каждого удачного ответа» [2, с. 89].

Коммуникативная игра относится к дидактическим играм, которые специально создаются или приспосабливаются для целей обучения, при этом специфическим признаком является сочетание условного игрового плана деятельности учащихся с её учебной направленностью (преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата). Эта игра, как правило, ограничена во времени, игровые действия подчинены фиксированным правилам, цели обучения достигаются через решение игровых задач [1, с. 71].

Представим сценарий ролевой игры «Научная (научно-практическая) конференция школьников». Примерная инструкция: «Вообразите ситуацию. Исследование завершено. Вы приглашены в качестве участника конференции. Подготовили доклад по теме, продумали, какие наглядные средства помогут вам полнее раскрыть содержание работы, проиллюстрировать полученные выводы, вызовут интерес слушателей. Определите в группе порядок выступлений. Выберите ведущего (в ситуации отсутствия у обучающихся опыта участия в конференции роль ведущего может играть учитель). Определите регламент работы (максимальное время выступления с докладом, количество вопросов, порядок ответов на вопросы и др.). Договоритесь о том, как сообщить выступающему о нарушении регламента. Проанализируйте (обсудите, определите) критерии оценки выступления докладчика».

В ходе игры могут возникать ситуации, которые требуют определенной модели поведения. Так, например, докладчику задается вопрос, требующий развернутого ответа. Сигналом того, что вопрос услышан и понят, может служить фраза: «Благодарю/спасибо за вопрос». Если вопрос непонятен, то ведущий ролевой игры может пояснить, что в этом случае необходимо поблагодарить за вопрос и уточнить, что имел в виду говорящий или переспросить: «Не могли бы вы уточнить...», «Если я вас правильно понял, вы хотели выяснить...» и др. Кроме того, в ходе игры можно создать (моделировать) ситуацию, при которой вопрос понятен, но ответить на него докладчик в силу разных причин не может. У школьников формируется умение отвечать с учетом предлагаемых обстоятельств, например, так: «Это не входило в задачи нашей работы», «Этот вопрос, несомненно, представляет научный интерес, но, к сожалению, не рассматривался нами» и т.п.

Основными приёмами работы над учебно-научным исследованием являются групповые и индивидуальные консультации, помощь в отборе и поиске материала теоретического плана, в определении проблемы и границ исследования, составлении вопросов для интервью (беседы), коммуникативные игры и ситуативные (риторические) задачи.

Выводы. Исследовательская деятельность школьников на уроках словесности, без сомнения, способствует реализации основных положений федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г.), а именно: формируют «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью»; «умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение»; направлены на «совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения» [ФГОС ООО 2010]. Задания коммуникативного характера способствуют становлению личностных характеристик выпускника школы, например, таких, как уважение к другим людям, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов [4].

Литература:

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: 2002.

2. Ладыженская Т.А. Практическая методика русского языка: 5-й класс. М.: Просвещение, 1995.

3. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Завуч. - 2001. - № 1.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12. 2010 г.) // http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html

5. Федосеева Т.А. Задания коммуникативного характера как интерактивная форма обучения русскому языку // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 53. - Ч. 4. - 440 с. - С. 283-290.

Педагогика

УДК 378

адъюнкт Феофилактов Илья Александрович

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования Военный университет Министерства Обороны Российской Федерации (г. Москва)

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЛУЖЕБНО-

ПЛАНОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о подготовке специалистов в сфере систематизации подготовки военнослужащих национальной гвардии РФ. Повышения эффективности служебно-плановых форм обучения.

Ключевые слова: методическая подготовка, обучение, военнослужащие национальной гвардии РФ, отечественная практика.

Annotation. The article deals with the training of specialists in the field of systematization of training of servicemen of the national guard of the Russian Federation. Improving the efficiency of service-planned forms of training.

Keywords: methodical preparation, training, military personnel of the national guard of the Russian Federation, domestic practice.

Введение. Национальная гвардия Российской Федерации находится сегодня на этапе масштабных преобразований. Необходимость и основные направления переустройств диктуются целым рядом факторов, в том числе новыми тенденциями в развитии средств и способов вооруженной борьбы. В этих условиях конечной целью преобразований военной организации государства является создание хорошо обученных и оснащённых, боеспособных военнослужащих, отвечающих требованиям XXI века и способных надежно защитить национальные интересы Российской Федерации и территориальную целостность.

Анализ состояния подготовки войск ВНГ РФ показал, методическая подготовка в основном осуществляется в системе плановой боевой подготовки: одиночной (индивидуальной) подготовки, слаживания подразделений, подготовки штабов и органов управления. Основу боевой подготовки составляют учебно-плановые формы обучения военнослужащих ВНГ РФ (теоретические и практические занятия, тактические и тактико-специальные учения (ротные, батальонные и др.) и пр.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. Исследованием установлено, что подготовка личного состава воинских частей, подразделений (органов) ВНГ РФ в большей степени осуществляется в рамках служебно-плановых форм обучения. Ведущее место среди которых занимают: командно-штабные тренировки; служебные совещания с использованием средств видео- и конференц- связи; парково-хозяйственные дни; дни регламентных работ; совещания командования и должностных лиц штабов с командирами и заместителями командиров подразделений; инструктажи по требованиям к организации и безопасности военной службы и пр. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что одним из важных путей совершенствования процесса формирования навыков методической работы, является систематизация методической профессионально-педагогической подготовки руководителей служебно-плановых форм обучения.

Систематизация профессионально-педагогической подготовки руководителей служебно-плановых форм обучения к военно-педагогической деятельности на основе учета их индивидуальных особенностей и позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого руководителя. Опытно-экспериментального исследования показало, что при таком подходе профессионально-педагогическая подготовка приобретает для руководителей личностное значение и носит во многом, коррекционный характер. В результате этого осуществляется более избирательное и адекватное влияние профессионально-педагогической подготовки как на личность руководителя в целом, так и на развитие его индивидуальных особенностей.

Под систематизацией профессионально-педагогической подготовки автор понимает организацию процесса сообщения руководителям служебно-плановых форм обучения соответствующих методических знаний и формирование у них навыков обучения с учетом их индивидуальных особенностей, создающие оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого руководителя.

Систематизация профессионально-педагогической подготовки не позволяет обострять различия между обучающимся, способствует развитию каждым руководителем служебно-плановых форм обучения своих способностей, нацеливает на высококвалифицированную подготовку к военно-педагогической деятельности.

Содержание систематизации процесса профессионально-педагогической подготовки заключается в целях и задачах обучениях, формах и методах организации обучения, технологиях и инновациях, функциях, закономерностях, противоречиях, принципах, приемах, средствах реализации, управления, видах контроля, результатах учебной деятельности руководителей служебно-плановых форм обучения.

Систематизация методической подготовки требует целенаправленного формирования учебной деятельности с учетом задач и закономерности умственного развития возрастных и индивидуальных особенностей руководителей служебно-плановых форм обучения при непрерывном возбуждении и постоянной поддержке внутренних сил обучаемого. Оно приводит к возникновению мотивов учений,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.