Научная статья на тему 'Оптимизация технологии педагогического общения сотрудников ОВД'

Оптимизация технологии педагогического общения сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POLICE FORCES'' OFFICERS / ОБЩЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОТРУДНИКИ ОВД / COMMUNICATION / COMPETENCE / EDUCATION / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанова М. В.

В статье рассмотрены возможности оптимизации технологии педагогического общения сотрудников ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация технологии педагогического общения сотрудников ОВД»

5. Po faktu narusheniyj pri zakupke izdeliyj sistemih ehlektronnogo monitoringa v sisteme FSIN Rossii provoditsya dosledstvennaya proverka // Oficialjnihyj sayjt «Glavnoe sledstvennoe upravlenie Sledstvennogo komiteta Rossiyjskoyj Federacii po gorodu Moskve» [Eh/r]. - R/d: http:// moscow.sledcom.ru/283873.html?sphrase_id=300137

6. Stroeva, G.V. Kompetentnostj subjhektov ispraviteljnogo processa - klyuchevoe uslovie organizacii samoispravleniya osuzhdennihkh // Koncept.

- 2013. - № 08 (avgust). - ART 13172 [Eh/r]. - R/d: http://e-koncept.ru/2013/13172.htm. - Gos. reg. Ehl № FS 77-49965. - ISSN 2304-120X

7. Tithenko, E.Ya. Sistema socialjno-pedagogicheskoyj reabilitacii osuzhdennihkh: teoriya i praktika: dis. ... d-ra ped. nauk. - Orenburg, 2001.

8. Maron A.E. Informacionnihe tekhnologii soprovozhdeniya neprerihvnoyj professionaljnoyj podgotovki specialistov / A.E. Maron, L.Yu. Monakhova,

I.A. Alekseenko // Chelovek i obrazovanie. - 2011. - № 1(26).

9. Kolesnikova, I.A. Pedagogicheskaya prakseologiya: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj / I.A. Kolesnikova, E.N. Titova. -M., 2005.

10. Fedotova, V.S. Modeli organizacii issledovateljskoyj deyateljnosti na osnove praksiologicheskogo podkhoda // Chelovek i obrazovanie. -2010. - №.4.

11. Stroeva, G.V. Gumanitarno-obrazovateljnaya sistema samoispravleniya osuzhdennihkh // Chelovek i obrazovanie. - 2010. - № 4 [Eh/r] -R/d: http://obrazovanie21 .narod.ru/Files/2010-4_p107-113.pdf

12. Stroeva, G.V. Gumannostj sredih ispraviteljnogo uchrezhdeniya, funkcionaljnaya gramotnostj sotrudnikov i samoispravlenie osuzhdennihkh: vzaimosvyazj yavleniyj // Vestnik Kuzbasskogo instituta. - 2011. - № 5(8).

13. Stroeva, G.V. Algoritm postroeniya uchebnihkh i vospitateljnihkh zanyatiyj kak faktor povihsheniya ehffektivnosti samoispravleniya vzroslihkh osuzhdennihkh // Vestnik socialjno-gumanitarnogo obrazovaniya i nauki. - 2013. - № 1.

14. Rukovodstvo po osnovam obucheniya / iz rabot L. Rona Khabbarda. - M., 2007.

15. Instrumentih obtheniya: buklet i zaochnihyj razdel programmih «Kriminon». - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 26.12.13

УДК 378

Sultanova M.V. OPTIMIZATION OF THE TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION of POLICE FORCES' OFFICERS. В статье рассмотрены возможности оптимизации технологии педагогического общения сотрудников ОВД.

Key words: communication, competence, education, formation, police forces' officers.

М.В. Султанова, канд. филос. наук, полковник полиции, доц. каф. общеправовых дисциплин, ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: sultan_777@mail.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД

В статье рассмотрены возможности оптимизации технологии педагогического общения сотрудников ОВД. Ключевые слова: общение, компетенция, образование, сотрудники ОВД.

Общение - важнейшая среда духовного, общественного и личностного проявления человека, средство достижения взаимопонимания между людьми. Общение обеспечивает все многообразие жизнедеятельности, отношений, самопроявления и самоутверждения индивидов с помощью языка или сленга, таких способов передачи информации, как мимика, поза, движение тела, жесты, изображение, символы, звуковые сигналы, условные знаки.

В основе эффективного общения сотрудника ОВД находятся сформированные коммуникативные компетенции, которые определяются как совокупность умений, которые служат для успешного профессионального общения; как подтвержденная способность использовать ноу-хау, умения, квалификации и знания для осуществления профессионального общения в знакомых или новых ситуациях. Данные умения, исходя из структуры общения профессиональной деятельности, предъявляют к сотрудникам ОВД требования относительно развития ряда ценностей профессионального общения.

Недостаточный уровень компетенции сотрудников правоохранительных органов в области профессионального общения на сегодняшний момент является существенным препятствием в их работе. Особая значимость решения проблемы неквалифицированного общения сотрудников ОВД состоит в том, что в противном случае возникает опасность подрыва репутации правоохранительных органов, и даже достоинства представляемого ими государства. Ошибки же в их профессиональном общении возникают вследствие агрессивного поведения отдельных сотрудников, использования ими негативных стилей общения, сообщения заведомо неверной информации, демонстрации личной заинтересованности в исходе дела, а иногда просто в результате плохого владения русским языком и принятых правил поведения.

Особенно актуально грамотно организовывать общение с сотрудниками ОВД, которые находятся в острых стрессовых ситуациях [1]. Педагогическое общение характеризуется поэтапным развертыванием, рассмотрим технологические особенности трех основных этапов.

Первый этап педагогического общения с сотрудниками ОВД связан с построением гипотетической схемы предстоящего взаимодействия. Для эффективной его реализации учёные рекомендуют:

• представить конкретную группу сотрудников, в которой предстоит решать воспитательные или учебно-познавательные задачи;

• постараться восстановить в своей коммуникативной памяти преимущественно положительный опыт общения с подобным коллективом, блокируя отрицательные эмоции и представления;

• определить, какой тип общения наиболее присущ вам в контактах с данным коллективом и возможен ли он в ходе предстоящих встреч;

• представить себе возможные реакции сотрудников на ваше появление и на тот материал, позиции, взгляды, будут предложены им;

• постараться согласовать присущий вам стиль общения с воспитательными задачами конкретной встречи с аудиторией;

• избегать стереотипных психолого-педагогических установок по отношению к группам сотрудников и отдельным их членам [2].

Второй этап педагогического общения связан с непосредственной его организацией и управлением. Воспитательный эффект педагогического общения на данном этапе зависит от соблюдения ряда технологических условий:

• оперативности и нестандартности при осуществлении начала контакта с аудиторией;

• динамичного перехода от формальных процедур к деловому и личностному общению;

• отсутствия промежуточных пауз между формальными и содержательными моментами в начале взаимодействия;

• оперативного формирования чувства «мы» на основе достижения социально-психологического единства с сотрудниками;

• активного внедрения в педагогическое общение личностных аспектов;

Таблица 1

Основные принципы речевого общения

№ Принцип Его содержание

1. Доступность построение речи с учетом культурно-образовательного, жизненного и служебного опыта сотрудников; учет социально-психологического расслоения конкретной аудитории.

2. Ассоциативность вызывание сопереживаний и соразмышлений, апелляция к эмоциональной и рациональной памяти; использование в этих целях приемов, аналогии, сравнения, ссылок на прецеденты

3. Сенсорность опора на «золотое правило дидактики» Я. Коменского; все, что можно, необходимо продемонстрировать.

4. Экспрессивность эмоциональный подтекст общения, эмоциональная выразительность мимики, жестов; внутренняя развернутость воспитателя, свидетельство его полной самоотдачи.

5. Интенсивность выбор темпа подачи информации и степени подвижности воспитателя в зависимости от особенностей темперамента присутствующих, их подготовленности.

• избегания и преодоления негативных стереотипных и ситуативных установок по отношению к отдельным сотрудникам;

• сокращения объема запрещенных педагогических требований и расширения числа позитивно-ориентировочных установок;

• особого внимания к своей внешности (подтянутость, опрятность, доброжелательность, обаяние, уверенность и т.п.);

• активного использования речевых и невербальных средств педагогического общения;

• поиска притягательных, ярких целей совместной интеллектуальной деятельности и показа путей к их достижению;

• ощущения, понимания и учета внутренней настроенности сотрудников и передачи им этого понимания;

• заинтересованного отношения к проблемам сотрудников, проявления готовности и способности оказать им посильную помощь, в том числе и психологическую [2].

Перечисленные технологические условия организации педагогического общения могут быть подкреплены основными принципами речевого общения, так как красноречие есть важнейший инструмент реализации технологии воспитания в органах внутренних дел. Охарактеризуем некоторые из этих принципов (таблица 1).

Реализация перечисленных принципов и технологических условий связана с применением следующего набора коммуникационных технологических эффектов: эффекта визуального имиджа; эффекта первых фраз; эффекта аргументации; эффекта квантового выброса информации; эффекта интонации и паузы; эффекта художественной выразительности и др.

Третий этап педагогического общения включает в себя анализ полученных результатов реализованной технологии общения. Прежде всего, рассматривается стиль общения преподавателя, начальника отдела внутренних дел, который реализует общение в процессе проведения занятий с сотрудниками (курсантами). Выделяют следующие разновидности стиля общения: на основе высоких профессиональных установок, общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание, сочетание стилей при доминирующей роли одного из них [3]. Большое значение так же приобретает этика делового общения. Этика делового общеБиблиографический список

ния - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этический требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов

Деловое общение сотрудников правоохранительных органов как между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы:

I. Повседневное служебное общение: беседы, встречи, переговоры; прием посетителей; совещания, собрания, заседания, конференции; посещение организаций, учреждений; посещение граждан по месту жительства; дежурство, патрулирование.

II. Специфические формы служебного общения: общение в служебном коллективе; общение преподавателей со слушателями в процессе обучения; деловые контакты с иностранными гражданами.

III. Экстремальные формы служебного общения: общение в условиях конфликтной ситуации; общение с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей; общение с задержанными, во время обыска; общение со спецконтингентом.

IV. Невербальные и неспецифические формы общения: публичные контакты с журналистами, интервью; выступления по радио, телевидению, в печати; телефон, телетайп, радиосвязь; деловая переписка, резолюции.

Кроме того, во всех этих формах общения большое значение придается элементам правилам, таким, как: культура речи, текста, внешнего вида, мимика, тон, жестикуляция. В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых также следует тщательно придерживаться. Формирование ценностей профессионального общения у сотрудников правоохранительных органов должно осуществляться уже в процессе их обучения в стенах специализированных учебных заведений МВД России. В целом ориентация на эффективное профессиональное общение сотрудников ОВД определяет методологические ориентиры для модернизации системы профессионального обучения в специализированных учебных заведениях МВД России.

1. Жикривецкая, Ю.В. Психологический анализ личностных качеств сотрудников ОВД при стрессовых ситуациях // Новый университет.

- 2013. - № 4(25). - Сер. Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук.

2. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учебник / под общ. ред. В.Я. Кикотя. - М., 2009.

3. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы: учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону, 2011.

Bibliography

1. Zhikriveckaya, Yu.V. Psikhologicheskiyj analiz lichnostnihkh kachestv sotrudnikov OVD pri stressovihkh situaciyakh // Novihyj universitet. -2013. - № 4(25). - Ser. Aktualjnihe problemih gumanitarnihkh i obthestvennihkh nauk.

2. Vospitateljnaya rabota s lichnihm sostavom v sisteme Ministerstva vnutrennikh del Rossiyjskoyj Federacii: uchebnik / pod obth. red. V.Ya. Kikotya. - M., 2009.

3. Sorokopud, Yu.V. Pedagogika vihssheyj shkolih: uchebno-metodicheskoe posobie. - Rostov-na-Donu, 2011.

Статья поступила в редакцию 27.12.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.