Научная статья на тему 'Опыт подготовки различных субъектов исправительного процесса в области основ организации самоисправления осужденных'

Опыт подготовки различных субъектов исправительного процесса в области основ организации самоисправления осужденных Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRISONERS'' SELF-CORRECTION / САМОИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / СУБЪЕКТЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SUBJECTS OF CORRECTIONAL PROCESS / PRAXEOLOGICAL APPROACH / NONFORMAL EDUCATION / LIFELONG EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Строева Г. В.

В статье представлены некоторые теоретические основы построения практико-ориентированных занятий для взрослых субъектов исправительного процесса (учителей общеобразовательных школ, функционирующих при исправительных колониях, и волонтеров). Приводится последовательность создания авторского практико-ориентированного семинара «Повышение мотивации осужденных к исправлению» для взрослых субъектов исправительного процесса. Анализируется опыт дистанционного проведения названного семинара в рамках их неформального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF VARIOUS CORRECTIONAL PROCESS SUBJECTS REGARDING BASICS OF PRISONERS'' SELF-CORRECTION PROCESS ORGANIZING

Some theoretical regulations of establishing practice-oriented training of adult subjects of correctional process, i.e. teachers of schools operating within correctional institutions and volunteers, are presented in the article. The article provides a sequence of working out author''s practice-oriented seminar for adult subjects of correctional process named as «Raising convicts'' motivation to be corrected». Certain analysis is given regarding this seminar conducting within a framework of informal education and by using remote training technologies.

Текст научной работы на тему «Опыт подготовки различных субъектов исправительного процесса в области основ организации самоисправления осужденных»

- современного старшеклассника, как человека, обладающего общей культурой отличают следующие качества: способность максимально реализовать свой интеллектуальный, творческий потенциал (как динамичной характеристики личности, как взаимодействие между тремя основными группами качеств личности: мотивации, общими и (или) специальными способностями, креативности); вариативность творческого мышления; стремление к созидательной деятельности; способность к самоопределению в мире культуры, к диалоговому общению и сопереживанию; понимание явлений и процессов в окружающем мире, а также понимание ценности и неповторимости каждого человека; умение жить в гармонии с собой, выстраивать отношения с окружающей природой и социальной средой, ориентация на «Другого»; толерантность к другой культуре.

Разработанная концепции формирования общей культуры личности предполагает реализацию важных аспектов в модернизации отечественного образования:

- освоение педагогами общеобразовательной школы не только актуальных педагогических, но и социально-культурных технологий, позволяющих строить возможную «зону ближайшего развития», то есть развивать творческий потенциал личности не только в учебное, но и внеучебное время;

Библиографический список

- рассмотрение общеобразовательной школы как модели общества, которая воспроизводит систему социальных отношений, культурных ценностей, формирует общую культуру личности; при этом формирование понимается как постепенное создание оперантного поведения, посредством подкрепления последовательных шагов, приближающихся к желаемому результату. «Формирование действует..., чтобы преобразовывать существующие простые модели поведения в более сложные паттерны реагирования» [6, с. 432];

- участие педагогов общеобразовательной школы в формировании культурно-образовательного пространства, которое создаётся непосредственно в самой школе;

- формирование социальной активности личности в ранней юности посредством организации системного единства различных видов деятельности (познавательной, коммуникативной, художественно-творческой, преобразовательной и др.).

Настоящая концепция может рассматриваться как одна из составляющих социокультурной и образовательной политики в субъектах Федерации, направлена на создание и реализацию программы формирования общей культуры личности на разных этапах возрастного развития в системе непрерывного отечественного образования.

1. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М., 1999.

2. Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. - М., 1989.

3. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. - М., 1983. - Т. II.

4. Булат, С.А. Миссия высшего профессионального образования в контексте опережающего развития качества человека и обеспечения качества его жизни / С.А. Булат, С.Н. Белова // Инновации в образовании. - 2011. - № 3 (март).

5. Быстрова, А.Н. Проблема культурного пространаства (опыт философского анализа). - Новосибирск, 2004.

6. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). - М., 2000. - Т. 2 (П-Я).

7. Смирнова, Н.Г. Концепция государственного общеобразовательного учреждения «Губернаторская женская гимназия - интернат»: стратегические задачи и перспективы развития. - Кемерово, 2004.

8. Смирнова, Н.Г. Педагогика непрерывного образования как социокультурный институт формирования общей культуры личности: монография / под науч. ред. С.Б. Брижатовой. - Кемерово, 2011.

Bibliography

1. Vishnyakova, S.M. Professionaljnoe obrazovanie. Slovarj. Klyuchevihe ponyatiya, terminih, aktualjnaya leksika. - M., 1999.

2. Kon, I.S. Psikhologiya ranneyj yunosti: kn. dlya uchitelya. - M., 1989.

3. Leontjev, A.N. Izbrannihe psikhologicheskie proizvedeniya: v 2 t. - M., 1983. - T. II.

4. Bulat, S.A. Missiya vihsshego professionaljnogo obrazovaniya v kontekste operezhayuthego razvitiya kachestva cheloveka i obespecheniya

kachestva ego zhizni / S.A. Bulat, S.N. Belova // Innovacii v obrazovanii. - 2011. - № 3 (mart).

5. Bihstrova, A.N. Problema kuljturnogo prostranastva (opiht filosofskogo analiza). - Novosibirsk, 2004.

6. Boljshoyj tolkovihyj psikhologicheskiyj slovarj / Reber Artur (Penguin). - M., 2000. - T. 2 (P-Ya).

7. Smirnova, N.G. Koncepciya gosudarstvennogo obtheobrazovateljnogo uchrezhdeniya «Gubernatorskaya zhenskaya gimnaziya - internat»: strategicheskie zadachi i perspektivih razvitiya. - Kemerovo, 2004.

8. Smirnova, N.G. Pedagogika neprerihvnogo obrazovaniya kak sociokuljturnihyj institut formirovaniya obtheyj kuljturih lichnosti: monografiya / pod nauch. red. S.B. Brizhatovoyj. - Kemerovo, 2011.

Статья поступила в редакцию 27.12.13

УДК 37.013.83

Stroeva G.V. THE EXPERIENCE OF VARIOUS CORRECTIONAL PROCESS SUBJECTS REGARDING BASICS OF PRISONERS' SELF-CORRECTION PROCESS ORGANIZING. Some theoretical regulations of establishing practice-oriented training of adult subjects of correctional process, i.e. teachers of schools operating within correctional institutions and volunteers, are presented in the article. The article provides a sequence of working out author's practice-oriented seminar for adult subjects of correctional process named as «Raising convicts' motivation to be corrected». Certain analysis is given regarding this seminar conducting within a framework of informal education and by using remote training technologies.

Key words: prisoners' self-correction, subjects of correctional process, praxeological approach, nonformal education, lifelong education.

Г.В. Строева, канд. пед. наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук секции «Гуманитарные науки и творчество», эксперт Автономной некоммерческой организации «Центр антикриминального просвещения и социальной реабилитации правонарушителей “Криминон”», г. Москва, E-mail: infо@gvstroeva.ru

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЛАСТИ ОСНОВ ОРГАНИЗАЦИИ САМОИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

В статье представлены некоторые теоретические основы построения практико-ориентированных занятий для взрослых субъектов исправительного процесса (учителей общеобразовательных школ, функционирующих при исправительных колониях, и волонтеров). Приводится последовательность создания авторского практико-

ориентированного семинара «Повышение мотивации осужденных к исправлению» для взрослых субъектов исправительного процесса. Анализируется опыт дистанционного проведения названного семинара в рамках их неформального образования.

Ключевые слова: самоисправление осужденных, субъекты исправительного процесса, праксеологи-ческий подход, неформальное образование, непрерывное образование.

Исправительная (уголовно-исполнительная, пенитенциарная) система - это элемент правоохранительной системы страны, совокупность учреждений и органов, исполняющих назначенные судами уголовные наказания, иные меры уголовно-правового характера, судебные решения и выполняющих другие обязанности, связанные с функционированием системы и реализацией ее задач.

Среди основных целей исправительной системы, и в частности организации режима исправительных учреждений (ИУ), называется исправление осужденных [1].

Законодательно в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации закреплено следующее толкование понятия «исправление»: «Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения» (ч. 1, ст. 9) [2, с. 6]. В законодательстве других стран даются собственные определения понятия «исправление». Например, в Уголовно-исполнительном кодексе Украины исправление осужденного названо процессом позитивных личностных изменений, которые создают у осужденного готовность к самоуправляемому и правопослушному поведению (ч. 1, ст. 6) [3].

Поскольку характеристикой, в большей мере отличающей преступника, является направленность личности, то сутью исправления предстает внутренняя перестройка осужденного (изменение мировоззрения, нравственности, повышение социальной ответственности и т.д., то, что входит, по нашему мнению, в понятие «исправление»). Осуществить же подобное внутреннее изменение невозможно «извне». Поэтому мы в процессе исправления особо выделяем самоисправление осужденных.

Самоисправление - организованная, целенаправленная, значимая для самого осужденного самоопределенная деятельность, которая заключается в осознании индивидуумом необходимости позитивных изменений, развитии способностей и положительных качеств личности, что приводит к преодолению наиболее свойственных осужденному преступнику характеристик.

Учитывая же, что основная доля осужденных, находящихся в местах лишения свободы, - взрослые люди (более 90%), то процесс самоисправления мы рассматриваем относительно этой категории лиц.

На сегодняшний день в плане самоисправления существует противоречие: достаточное число лиц, лишенных свободы, считают себя уже понесшими наказание и свою задачу видят в том, чтобы просто отбыть положенное число лет. Кроме того, усложняются характеристики современных осужденных. Так, например, повысилась (в среднем на 30%) доля осужденных, отбывающих наказание в третий раз, значительно возросло число осужденных, которые до назначения наказания никогда ранее не работами и не учились (только за 2010/2011 учебный год численность этой категории осужденных увеличилась до 224 тысяч человек - практически треть от находящихся в местах лишения свободы) и т.д. [4].

Ситуация усугубляется и состоянием сотрудников исправительных систем. Например, Счетной палатой Российской Федерации выявлены финансовые нарушения в подразделениях исправительного ведомства [4], Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве было опубликовано сообщение о доследственных действиях в отношении хищения 1,3 миллиарда рублей [5] и пр.

Следовательно, можно определить дополнительное противоречие между требованием исправиться, адресованным осужденным, и примерами значительных нарушений со стороны сотрудников исправительного ведомства.

Названные противоречия вызывают, на наш взгляд, необходимость обращенности к самим осужденным, использование педагогических методов, которые позволяют повысить осознанность, значимость позитивных личностных преобразований для каждого конкретного индивидуума и помогают этим лицам укрепить просоциальную причинность. Требуется также более мето-

дически точно подготовить к работе гуманистически-направлен-ные ресурсы, уже присутствующие в пространстве исправительных учреждений: например, учителей общеобразовательных школ, функционирующих при ИУ, (далее - учителя), волонтеров. Ведь если бы люди, совершившие преступление, могли самостоятельно преодолеть факторы (в том числе и личностные), которые способствовали их противоправной деятельности, они бы перестали совершать преступления. Однако, как показывает статистика, уровень рецидивной преступности растет. Поэтому очевидна, на наш взгляд, актуализация не только процесса самоисправления, но и создания определенных социально-педагогических условий, которые помогут лицу, лишенному свободы, осуществить позитивные личностные преобразования.

Среди социально-педагогических условий в разрабатываемой нами системе самоисправления взрослых осужденных мы называем компетентность субъектов исправительного процесса в области педагогических основ самоисправления осужденных [6]. Субъекты исправительного процесса: сотрудники/работники ИУ, учителя, волонтеры, иные лица. Под педагогическими основами самоисправления мы понимаем научные парадигмы, на базе которых выстраивается система самоисправления осужденных, ключевые категории, закономерности, принципы, средства, формы, методы, условия, показатели эффективности рассматриваемого процесса.

В данной статье представлен только один аспект подготовки взрослых субъектов исправительного процесса: позиции прак-тико-ориентированных занятий для субъектов с разным исходным уровнем образования, развития, мотивации и опыт реализации таких занятий дистанционно.

Апробация теоретических позиций практико-ориентирован-ных занятий дается на основе результатов работы с сотрудниками ИУ.

Опыт дистанционного проведения практико-ориентирован-ных занятий анализируется на основе начальной специализации учителей общеобразовательных школ, функционирующих при исправительных учреждениях (которые имеют в основной высшее педагогическое образование) и волонтеров (с различным уровнем образования).

Противоречие, существующее в аспекте подготовки учителей и волонтеров заключается в том, что в самой исправительной системе данные вопросы почти не изучаются, а в практическом плане эти субъекты исправительного процесса в целом не готовятся к работе с взрослыми осужденными. Другими словами, у названной категории лиц отсутствует необходимая специализация (минимум - начальная специальная подготовка для работы в исправительных учреждениях). Хотя некоторыми учеными высказывалось требование формирования «.у всех [выделено нами - С.Г.] субъектов воспитательной работы приемов целенаправленного воздействия. на личность осужденного» [7, с. 109].

Однако проблема единой методологии подготовки различных субъектов исправительного процесса, а тем более осуществления практико-ориентированных занятий дистанционно не разрабатывается.

Поэтому мы обратились к исследованиям в области общей педагогики, в которых, напротив, вопросы того, как организовать практико-ориентированную подготовку различных категорий взрослых и помочь им быстро нарастить требуемые компетентности (в том числе и с использованием дистанционных технологий) интенсивно изучаются (И.А. Алексеенко, О.А. Захарова, Г.Н. Лобанова, А.Ф. Манако, А.Е. Марон, Л.Ю. Монахова, М.Н. Певзнер, П.А. Петряков, А.Г. Сломчинский, Е.И. Соколова, В.В. Трофимов, РМ. Шерайзина, А.Г. Ширин и др.). Более того, информационные технологии предстают значимым компонентом качественной подготовки и переподготовки (непрерывного профессионального роста) современных специалистов и их самообразовательной деятельности (И.А. Алексеенко, А.Е. Марон, Л.Ю. Монахова) [8].

Специфика решаемой нами задачи была обусловлена тем, что необходимо было выявить основания для единого подхода к подготовке, содержанию материалов, методике и технологии работы со взрослыми субъектами исправительного процесса, имеющими разный уровень образования, культуры, жизненного опыта и т.д., различные мировоззренческие позиции, стаж работы в исправительной системе и др.

Относительно учителей отметим, что, например, в «.2009 году на начало учебного года штатная численность педагогических работников составила 690 единиц. Средняя учебная нагрузка на одного педагогического работника составляла 21 час при норме 24 часа в неделю (21 час обязательная нагрузка, 3 часа - факультативные занятия). В 2010 году штатная численность на начало учебного года педагогического персонала составила 613 единиц. Средняя учебная нагрузка на одного педагогического работника - 16 часов в неделю» [4].

Несмотря на официальные цифры, значимым фактором для проектирования занятий выступала практически полная занятость этих субъектов: учителей в настоящее время обязывают разрабатывать новые методики, программы и т.д., участвовать в большом количестве конкурсов и пр. мероприятий. Это провоцирует их чрезмерную, на наш взгляд, загруженность, что в значительной мере сокращает их временные ресурсы не только для самообразования (поскольку разработка нового в скоростном режиме не приводит, на наш взгляд, к достаточному формированию компетенций), но и для простого взаимодействия с семьей, а также отдых.

Волонтеры же посещают исправительные учреждения в свободное от основной работы время. Поэтому в подготовке названных субъектов исправительного процесса должны были предоставляться точные данные и быстро формироваться минимально необходимые навыки в организации исправительной работы с осужденными, чтобы можно было эффективно получить практический результат (успех), а также создать однонаправленность их усилий для более эффективного достижения законодательно закрепленной цели исправительных учреждений и помощи осужденным в самоисправлении.

Кроме того, принимая во внимание тенденцию возрастающего поликультурного разнообразия среды ИУ (в том числе за счет значительных миграционных потоков), материалы должны были содержать выверенные основы исправительной деятельности, которые соответствуют общечеловеческим стандартам.

Отметим, что так как учителя специально не готовятся для работы с взрослыми осужденными (минимум - особенности современных взрослых осужденных и основы организации взаимодействия с ними), то в этом плане данные специалисты с высшем педагогическим образованием находятся в равном положении, например, с волонтерами, имеющими техническое или юридическое образование либо уровень средней школы, а ряд волонтеров из числа бывших осужденных - и более низкий уровень образования. Последнее обусловливает предоставление текстов для усвоения в максимально доступной форме и с достаточной реализацией принципа наглядности.

Ядром проектирования построения процесса подготовки названных субъектов и материалов для них выступал праксео-логический подход. «В буквальном переводе праксеология - это “знание о действиях”» [9, с. 5]. «Праксеологический подход предполагает проникновение в закономерности преобразования практики с позиций “умного делания”, изменяющего действительность, и построение деятельности на основе этих закономерностей» [9, с. 86-87].

Этот подход сочетает ряд функций (по В.С. Федотовой): личностно-ориентированную, деятельностную (задает необходимость выявлять закономерности и условия успешного протекания процесса при максимальной личностной активности); ком-петентностную (ориентация на достижение заявленного результата в сочетании с технологией оценки успешности продвижения к цели); тезаурусную (четкое владение терминологией в конкретной области); технологическую (необходимость определять конкретные педагогические технологии) [10] и др.

Значимо и то, что в рамках этого подхода требуется актуализация и развитие во времени субъектности обучающихся, т.е. их способности «.владеть деятельностью, присваивать явления бытия, превращая их в многообразие форм собственной жизнедеятельности» [9, с. 50].

Особое внимание должно уделяться (кроме практической сферы) мотивационной, познавательной сферам, а также ана-

лизу, рефлексии, личностной оценке изучаемого, учету субъективного опыта.

Получаемые данные должны быть доступными, значимыми для субъекта и для его будущего. Структура материалов для усвоения должна иметь модульное строение.

Предварительная проверка названных теоретических положений проводилась в ходе занятий с сотрудниками ИУ в рамках служебной подготовки на основе созданных нами рабочих материалов спецкурса для сотрудников ИУ «Гуманитарно-образовательная система самоисправления осужденных» (далее - спецкурс). В качестве экспериментальной группы (ЭГ) выступали 20 сотрудников колонии-поселения (Московская область), контрольной (КГ) - 9 сотрудников этой колонии. Среди сотрудников была проведена первичная диагностика уровня знаний, которая продемонстрировала: только 30% респондентов ответили правильно на вопрос относительно целей отечественной исправительной системы. Меньше половины сотрудников (40%) смогли дать определение термину «исправление», 46% - термину «са-моисправление». Определение понятию «законность» дали 30%. Никто из опрошенных не смог назвать дефиниции понятиям «права человека», «гуманизм». Знали основные принципы деятельности системы 33% и т.д.

С сотрудниками ЭГ работа велась 1 раз в неделю по специально созданному плану. Тематика занятий имела ярко выраженную гуманитарную направленность, соответствовала компонентам нашей гуманитарно-образовательной системы самоис-правления осужденных [11], а также учитывала выявленные проблемы. Темы были следующие:

- «Цели и задачи современной отечественной пенитенциарной системы».

- «Категориальный аппарат пенитенциарной науки и практики».

- «Основные принципы гуманитарного научного подхода в отношении осужденных».

- «Осужденный как субъект исправления».

- «Характеристики личности современного осужденного».

- «Составляющие гуманитарно-образовательной системы самоисправления осужденных».

- «Системообразующий и процессуальный компоненты процесса самоисправления и исправления осужденных» /с особым акцентом на: а) функциональную безграмотность осужденных как фактор, препятствующий их исправлению; б) связь между пониманием концептов слов и просоциальным действованием; в) -необходимость расширения области просоциальных действий, направленных «вовне»/.

- «Внешние и внутренние условия реализации гуманитарно-образовательной системы самоисправления осужденных» /с акцентом на: а) соблюдение законности и создание безопасной среды ИУ; б) единство устремлений, компетентность и заинтересованное участие всех субъектов исправительного процесса; в) потребность осужденного в позитивном подкреплении просоциальной активности.

Каждое занятие содержало отдельный раздел, посвященный профилактике профессиональной деформации сотрудников пенитенциарной системы: влияние на сотрудника ИУ подмены цели деятельности исправительной системы, незнания или непонимания цели, несогласия с целью; неудачи в достижении цели из-за отсутствия или незнания технологии того, как достигается цель, и другие факторы, вызывающие профессиональную деформацию данной категории работников.

В процессе занятий значение ключевых понятий каждой темы прояснялось по толковому словарю русского языка. Перед началом каждого занятия с помощью понятийных диктантов проверялся уровень понимания изученных ранее базовых терминов. Для повышения уровня усвоения (кроме словарных статей) использовался принцип наглядности. Практически каждое изучаемое положение сопровождалось подробными зарисовками, схемами, сотрудники приводили свои примеры. Деятельностный компонент (в нашем случае гуманистичность профессиональной позиции) реализовывался через тренировки специальных навыков (умения повышать уровень дружественности, общения, побуждать другого к самостоятельному решению), а также посредством домашних практических заданий.

Особое внимание было обращено на самодетерминирован-ные действия осужденных, направленные на помощь другим людям, просоциальным группам и обществу.

Рис. 1. Уровень знаний дефиниций, принципов деятельности отечественной уголовно-исполнительной системы и компонентов гуманитарно-образовательной системы самоисправления осужденных (%)

По завершении занятий был проведен итоговый опрос. Результаты в полной мере подтвердили эффективность работы с данной категорией лиц. Так, в ЭГ сотрудников уровень знания основных дефиниций: «исправление», «самоисправление», «воспитание», «законность», «гуманизм», «права человека» поднялся на 52% и составил 74%. В КГ уровень правильных дефиниций снизился на 12,5% и составил 7,5%, что практически в 10 раз оказалось ниже показателей сотрудников ЭГ (рис. 1).

Значительно (на 64,6%) повысился уровень знаний сотрудниками ЭГ принципов деятельности УИС и компонентов гуманитарно-образовательной системы самоисправления осужденных и составил 72,8%. В КГ, напротив, уровень знаний понизился на 6,4% и составил 1,8% (рис. 1).

В целом, повышение уровня понимания целей, принципов деятельности исправительной системы, основ самоисправления осужденных среди сотрудников экспериментальной группы позволило подтвердить верность выбранной стратегии, содержания материалов и их построения [12].

Однако заявка на проведение практико-ориентированных занятий с учителями общеобразовательных школ ИУ одного региона нашей страны (всего 12 человек) обусловила необходимость более точного выявления ключевых тем, навыков для быстрого повышения компетентности этой категории субъектов, которые уже работают с взрослыми осужденными, но не проходили специальной предварительной подготовки. Отметим, что по ходу непосредственного проведения семинара к занятиям присоединились также 4 руководителя общественных организаций /Российская Федерация, Украина/ и главный специалист исправительного учреждения /Республика Армения/.

Среди учителей был проведен опрос относительно наибольших трудностей в их взаимодействии с современными взрослыми осужденными. Опрос показал, что самой главной проблемой называется отсутствие достаточных знаний о характеристиках взрослых осужденных и методах работы с этой категорией лиц. Дополнительный опрос привел к заключению: основной целью участия учителей в наших занятиях ставилось повышение активности осужденных и в процессе общеобразовательного обучения, и в процессе воспитательной работы (а не просто получение учителями дополнительных знаний). Другими словами, учителя особо выделяли пассивную и иждивенческую позицию своих взрослых учеников.

На базе рабочих материалов нашего спецкурса для сотрудников ИУ, и исходя из практического опыта предоставления (начиная с 1996 года) просветительской программы социальной реабилитации осужденных «Криминон» («нет преступности») в Российской Федерации и странах Содружества Независимых Государств, нами были определены: аспекты тем занятий, которые в наибольшей мере освещают сущностные компоненты организации самоисправления (повышение понимания нормативного языка, развитие просоциальной причинности лиц, лишенных свободы, специфика практико-ориентированный занятий с осужденными и др.) и помогают повысить мотивацию осужденных к этому процессу (за счет, в том числе, повышения уровня значимости просоциальной благополучной жизни для каждого исправляющегося субъекта, а также учитывая связь языка, мышления и поведения) [13].

Так были созданы материалы практико-ориентированного семинара для первичной специализации рассматриваемой категории субъектов исправительного процесса «Повышение мотивации осужденных к исправлению» (далее - семинар). В семинаре представлен ряд ключевых характеристик личности осужденного преступника, которые могут быть преодолены и самим осужденным. Рассматриваются вопросы построения воспитательных занятий с современными осужденными (в контексте созданного нами алгоритма построения занятий для взрослых осужденных [13]) и проблема отрицательного влияния криминально зараженной среды ИУ на людей, участвующих в деятельности исправительных учреждений (с практическими заданиями, которые направлены на повышение успешности самих учителей и развитие минимально необходимых навыков для гуманного взаимодействия с взрослыми преступниками). Более подробно вопросы компетентности в области основ самоисправ-ления осужденных, алгоритм организации занятий и разновидности теоретических и практических заданий рассмотрены в наших ранних публикациях [6; 12; 13].

Общий замысел семинара состоял в том, чтобы показать некоторые основы самоисправления взрослого осужденного, игнорирование которых не позволит организовать исправительную деятельность в ИУ достаточно эффективно и помочь преступившим закон людям в их возвращении к полноценной про-социальной жизни. Практико-ориентированный характер занятий был реализован посредством направленности теории на последующее применение, серии теоретических заданий, апеллирующих к реальному опыту работы в ИУ и собственной жизни, упражнений в каждом разделе, которые закрепляли минимально необходимые ключевые навыки [6].

Занятия были разделены на 4 модуля: «Цель, социальное предназначение уголовно-исполнительной системы и принцип гуманизма»; «Ключевые характеристики личности осужденного преступника» (с подразделом «Призонизация как систематическое разрушение личности в результате приобретения опыта заключения»); «Понимание языка» (с подразделом «Специфика языка осужденных»); «Алгоритм построения занятий со взрослыми осужденными».

Каждое рассматриваемое положение сопровождалось серией теоретических заданий, в каждом модуле содержались практические задания, призванные сформировать определенные компетентности. Например, способность сохранять гуманное отношение к взрослому преступнику, способность обращать внимание на положительное, способность создавать простые ситуации успеха на основе поручения осужденным посильных заданий, помощи в их выполнении и позитивного подтверждения.

Учитывая отдаленность региона, территориальную разбросанность ИУ, решено было проводить семинар дистанционно. Но перед началом непосредственного предоставления семинара среди учителей был проведен еще один опрос относительно предпочитаемой формы дистанционного взаимодействия. Результаты опроса позволили определить, что в своем большинстве эти субъекты исправительного процесса просили выслать сами материалы в виде текста и посредством электронной почты вести дальнейшее общение. Первый модуль семинара был разослан в конце октября 2012 года. Материалы отсылались

в индивидуальном порядке последовательно: а) предоставление первого модуля; б) освоение его; в) практический этап первого модуля; г) проверка усвоения данных; д) предоставление второго модуля и т.д.; е) итоговые проверка, опрос и написание истории успеха.

Точность разработанных материалов, четкое сопровождение, нацеленность на результат сделали возможным организовать практическое применение и добиться формирования соответствующих навыков. Это еще в большей мере укрепило нашу позицию о том, что человек, контролирующий усвоение данных (в том числе и посредством дистанционного взаимодействия), несет ответственность за качество усвоения материала, точность формирования практических умений и успешное завершение цикла, какими бы маститыми ни были люди, с которыми он работает. И достичь результата помогает понимание связи непонятых слов в определенной области деятельности с неспособностью действовать в этой области (Л. Рон Хаббард), владение соответствующей технологией обучения [14] и общения [15], способность не терять цель подготовки (в нашем случае - успешное применение усвоенных навыков), четкое понимание социального предназначения исправительной системы и потребностей ИУ в связи с реализацией своей социальной миссии.

Поскольку результаты работы с учителями были представлены в более ранних работах автора, то здесь только выделим, что практически у всех, завершивших на сегодняшний день семинар, повысилось понимание своей роли в целостном процессе исправления осужденных, своей ответственности за повышение собственной квалификации, а также и за состояние сотрудников ИУ. Участники семинара выработали умение быстро замечать положительное в любом осужденном и сохранять свой гуманистический настрой. В процессе проведения мероприятий с осужденными они стали более четко выстраивать последовательность занятий, в большей мере использовать толковые словари, выявлять значимость изучаемого среди осужденных, предлагать больше посильных просоциальных заданий и отмечать любые позитивные изменения личности/поведения осужденного сколь бы незначительны они (позитивные изменения) ни были (хотя бы: «Хорошо получилось» и пр.).

Так как практические задания выполнялись по отношению к осужденным, то это положительно повлияло на данную категорию лиц и повысило уровень их активности в процессе исправления.

Например, в модуле «Понимание языка» участники семинара должны были делать опрос среди осужденных и выяснять уровень понимания ключевых слов, относящихся к исправлению и практически ежедневно использующихся в работе с этими людьми. А в последующем - проводить занятия по прояснению значений этих слов в соответствии с определениями, которые приводятся в толковых словарях. С научной точки зрения отметим, что нормативное (словарное) значение слов позволяет мягко вывести осужденных из криминальной языковой среды и создать основу для понимания той информации, которую пытаются сообщить им субъекты исправительного процесса.

Вот несколько отзывов самих осужденных /Республика Армения/:

- «Находясь в Абовянской женской колонии, общаясь с разными людьми, видя и участвуя в разных мероприятиях, которые тут проводятся, я оценила то, что занятость человека имеет большое значение в перевоспитании человека. Нам раздали листки, где были слова, толкование которых мы должны были дать. Очень много слов было о гражданине, законе, нормах и добропорядочности.

Есть простой говор, который легче в употреблении и восприятии, но тут нам помогли правильно оценить смысл слов, понять правильное значение каждого слова и задуматься о значимости освобождения, которое для нас самое главное. СПАСИБО» (осужденная А.Г.);

- «...мы поняли значение слова “человек”, суть “свободы”, что означает слово “гражданин”, что такое “правильное поведение” [законопослушное поведение - С.Г.]. Толкование слова “правильное поведение” и наша точка зрения очень отличаются» (осужденная Л.Х.);

- «.словарное значение слов дает большую способность расширить мировоззрение. Зная эти слова, которые дали и объяснили, я поняла значение таких слов как: “гражданин” и “гражданственность”, “закон” и так далее. Я бы очень хотела, чтобы была возможность выучить и понять слов побольше, чем было задано. Дай Бог, с истечением срока все слова останут-

ся в моей памяти, и даже на воле я будут вспоминать эти выражения. Понимая и сознавая, что тюрьма берет годы из моей молодости, пытаюсь хоть так брать человечеству и уму приятные слова. Спасибо за новые знания» (осужденная Д.А.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заинтересованность в исправлении и активность осужденных в этом процессе проявилась и через обращение взрослых осужденных к участникам семинара с просьбами продолжать начатые занятия. Учитель русского и литературы /Российская Федерация/ отмечает, что ее взрослые «.обучающиеся стали серьезнее относиться к занятиям, они не пропускают уроки без уважительной причины; 80% класса стали участвовать в классных и общешкольных мероприятиях; они приняли участие в олимпиадах, конкурсах рисунков, плакатов, писали сочинения и стихотворения, а также участвовали в ученической конференции, где показали себя достойно».

Заключения относительно самих материалов семинара со стороны субъектов, участвовавших в наших занятий, также положительны:

- «На мой взгляд, материалы семинара “Повышение мотивации осужденных к исправлению” предоставляют начальные знания и формируют ряд базовых умений для более гуманного взаимодействия с людьми, лишенными свободы»;

- «В результате занятий у меня сложилась картина более организованного подхода к донесению идеи реабилитации сотрудникам и самим осужденным»;

- «В ходе занятий я узнала много нового для себя. Я получила работающие инструменты для комфортного самочувствия. Сама тоже изменилась, я стала лучше понимать и сотрудников, и осужденных»;

- «Если честно, раньше я не задумывалась над многими вопросами, ... а теперь мои взгляды сильно изменились. Я стала замечать то, чего раньше не видела, и лучше понимать моих взрослых учеников».

Представим также для наглядности выдержку из завершающей истории успеха Заведующей филиала государственного (вечернего) сменного общеобразовательного учреждения /Российская Федерация/: «Я считаю, что эти занятия изменили меня, я стала по-другому смотреть на осужденных, на сотрудников. Особенно запомнилась тема “Ключевые характеристики осужденных”. она оставила сильное впечатление, и как руководитель я считаю - над этим надо постоянно работать. Очень важная тема “Профессиональная деформация”. Раньше в школе мы на нее обращали мало внимания, но теперь я поняла, что очень важно не допускать деформации, а это значит, надо постоянно повышать уровень квалификации учителей. Если учитель будет постоянно совершенствоваться, хотя бы внутри образовательного учреждения, то степень деформации будет значительно ниже».

Отметим, что усвоение даже некоторых аспектов основ са-моисправления взрослых осужденных приводит к значительным результатам. Это подтверждается, например, тем, что предлагаемые аспекты, использованные в образовательной практике, позволили учителю русского языка и литературы завоевать на региональном уровне звание «Учитель 2013 года» среди учителей колоний. Этот учитель также разработал воспитательный курс для осужденных (на основе наших материалов), принял участие с этим курсом в республиканском конкурсе «Инноватика в образовании» и оказался среди лучших участников конкурса [6].

Опыт дистанционного проведения практико-ориентирован-ных занятий вскрыл ряд проблем: затягивание прохождения разделов, излишние временные затраты автора на дополнительную переписку, на коррекцию понимания и достижение точности формирования требуемых навыков, проведение дополнительных опросов для повышения значимости занятий, дополнительного опроса (составленного на основе соответствующих материалов программы «Криминон») относительно проблем понимания, внешних причин, которые привели к затягиванию.

Интересно, что хотя главным фактором медленного темпа субъектами называлась занятость, но более подробное изучение ситуации продемонстрировало: на самом деле этот фактор не определяющий, т.к. руководители завершили семинар одними из первых.

Анализ результатов рассмотренного выше опыта специализации субъектов исправительного процесса, имеющих различный уровень образования, в дистанционной форме в качестве предварительной гипотезы дает основание заключить: чем более компетентным является человек в области предложенных

основ самоисправления, тем в большей мере он способен видеть малейшие позитивные изменения личности/поведения осужденного. И таким образом он способен в большем количестве случаев создавать ситуации успеха и сам чувствовать свою успешность. В условиях высокой криминальной зараженности ИУ, а также нашего современного общества, данный позитивный настрой представляется важным жизненным фактором.

С завершившими семинар лицами и в настоящее время поддерживается связь, периодически проводятся опросы успешности применения и повышения просоциальной активности осужденных, уровня их (осужденных) участия в исправительном процессе [6], даются рекомендации.

Получение отсроченных отчетов и анализ опыта позволяет, с одной стороны, подтвердить верность теоретических подходов и предложенных основ самоисправления осужденных, с другой - выявить некоторые проблемы в современной организации дистанционного взаимодействия. Это стало основанием для разработки еще более простых текстов, еще более скрупулезного их разделения. Одновременно требовалось уточнить моменты организации и контроля выработки практических навыков.

Для оптимизации проведения семинара, ускорения обработки ответов, более оперативного вскрытия недостаточного понимания материалов, более точного формирования практических умений материалы семинара (4 модуля) были поделены на более мелкие подразделы. Так, например, модуль «Понимания языка» был трансформирован в модуль «Ключевой фактор в исправлении» и стал состоять из следующих подразделов: «Усвоение знаний», «Понимание языка», «Тестирование уровня понимания слов». Завершается модуль практическим заданием. Проблема профессиональной деформации, которая рассматривалась в каждом модуле применительно к основной теме, была выделена в отдельный модуль. Он так же содержит подразделы, серию теоретических заданий и практические упражнения и т.д.

Так как изложение нового технологического решения для дистанционной формы взаимодействия требует специального подробного описания, то в данной статье этот вопрос не рассматривается.

Итак, исправительная система любой страны мира является социальным институтом, который реализует (должен реали-

Библиографический список

зовывать) важную миссию «последней инстанции»: исправить осужденного, вернуть преступившего закон человека к полноценной жизни и сделать его не только правопослушным гражданином, но и социально полезным членом общества.

Но личностные изменения (что составляет суть исправления человека) невозможны без осознания значимости и ценности этого для самого индивида, его собственной работы над собой. Поэтому, по нашему мнению, в ИУ должен организовываться процесс самоисправления. Одним из условий его организации мы определяем компетентность всех субъектов исправительного процесса, а одним из аспектов - их практико-ориентиро-ванную подготовку (минимум - начальную специализацию перед началом работы в ИУ) с точки зрения праксеологического подхода. С учетом отсутствия предварительной подготовки ряда категорий лиц, работающих с осужденными, большим территориальным разбросом ИУ, а также принимая во внимание интерес к такого рода занятиям из других стран мира, взаимодействие с субъектами исправительного процесса может осуществляться с использованием дистанционных технологий.

В качестве перспективы отметим, что непосредственный многолетний опыт работы с сотрудниками ИУ в рамках служебной подготовки дает основание для вывода: периодическая шлифовка навыков гуманного взаимодействия с осужденными требуется и этим субъектам исправительного процесса. Кроме того, сама среда ИУ негативно сказывается и на этой категории лиц. Следовательно, и этим субъектам исправительного процесса может быть полезен наш семинар. На основе же рабочих материалов спецкурса для сотрудников ИУ «Гуманитарно-образовательная система самоисправления осужденных» возможно создание и других практико-ориентированных занятий/семинаров. Таким образом, и названная категория субъектов исправительного процесса получает возможность постоянно совершенствовать/поддерживать свое профессиональное мастерство (в не зависимости от отдаленности своего местонахождения, разнарядки на подготовку/переподготовку/повышение квалификации кадров и пр.).

В целом, все субъекты исправительного процесса могут действовать более методически четко, убеждаться, что повышение уровня заинтересованности осужденных в работе над собой возможно, видеть позитивный результат своей деятельности и гордиться своей работой.

1. Международный пакт о гражданских и политических правах // Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Э/р] - Р/д: http:/ /www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 25 сентября 2013 г.). - М., 2013.

3. Кримшально-виконавчий кодекс Украши (редакция 09.06.2013) [Э/р]. - Р/д: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1129-15

4. Бюллетень Счетной палаты // Официальный сайт «Счетная палата Российской Федерации» [Э/р]. - Р/д: http://www.ach.gov.ru/userfiles/ bulletins/2012-06-04-buleten_doc_files-fl-2241.pdf

5. По факту нарушений при закупке изделий системы электронного мониторинга в системе ФСИН России проводится доследственная проверка // Официальный сайт «Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве» [Э/р]. - Р/д: http://moscow.sledcom.ru/283873.html?sphrase_id=300137

6. Строева, Г.В. Компетентность субъектов исправительного процесса - ключевое условие организации самоисправления осужденных / / Концепт. - 2013. - № 08 (август). - ART 13172 [Э/р]. - Р/д: http://e-koncept.ru/2013/13172.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X

7. Тищенко, Е.Я. Система социально-педагогической реабилитации осужденных: теория и практика: дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург, 2001.

8. Марон А.Е. Информационные технологии сопровождения непрерывной профессиональной подготовки специалистов / А.Е. Марон, Л.Ю. Монахова, И.А. Алексеенко // Человек и образование. - 2011. - № 1(26).

9. Колесникова, И.А. Педагогическая праксеология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Е.Н. Титова.

- М., 2005.

10. Федотова, В.С. Модели организации исследовательской деятельности на основе праксиологического подхода // Человек и образование. - 2010. - №.4.

11. Строева, Г.В. Гуманитарно-образовательная система самоисправления осужденных // Человек и образование. - 2010. - № 4 [Э/р] -Р/д: http://obrazovanie21 .narod.ru/Files/2010-4_p107-113.pdf

12. Строева, Г.В. Гуманность среды исправительного учреждения, функциональная грамотность сотрудников и самоисправление осужденных: взаимосвязь явлений // Вестник Кузбасского института. - 2011. - № 5(8).

13. Строева, Г.В. Алгоритм построения учебных и воспитательных занятий как фактор повышения эффективности самоисправления взрослых осужденных // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2013. - № 1.

14. Руководство по основам обучения / из работ Л. Рона Хаббарда. - М., 2007.

15. Инструменты общения: буклет и заочный раздел программы «Криминон». - М., 2008.

Bibliography

1. Mezhdunarodnihyj pakt o grazhdanskikh i politicheskikh pravakh // Oficialjnihyj sayjt Organizacii Objhedinennihkh Naciyj [Eh/r] - R/d: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml

2. Ugolovno-ispolniteljnihyj kodeks Rossiyjskoyj Federacii (po sostoyaniyu na 25 sentyabrya 2013 g.). - M., 2013.

3. Kriminaljno-vikonavchiyj kodeks Ukraini (redakciya 09.06.2013) [Eh/r]. - R/d: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1129-15

4. Byulletenj Schetnoyj palatih // Oficialjnihyj sayjt «Schetnaya palata Rossiyjskoyj Federacii» [Eh/r]. - R/d: http://www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/ 2012-06-04-buleten_doc_files-fl-2241.pdf

5. Po faktu narusheniyj pri zakupke izdeliyj sistemih ehlektronnogo monitoringa v sisteme FSIN Rossii provoditsya dosledstvennaya proverka // Oficialjnihyj sayjt «Glavnoe sledstvennoe upravlenie Sledstvennogo komiteta Rossiyjskoyj Federacii po gorodu Moskve» [Eh/r]. - R/d: http:// moscow.sledcom.ru/283873.html?sphrase_id=300137

6. Stroeva, G.V. Kompetentnostj subjhektov ispraviteljnogo processa - klyuchevoe uslovie organizacii samoispravleniya osuzhdennihkh // Koncept.

- 2013. - № 08 (avgust). - ART 13172 [Eh/r]. - R/d: http://e-koncept.ru/2013/13172.htm. - Gos. reg. Ehl № FS 77-49965. - ISSN 2304-120X

7. Tithenko, E.Ya. Sistema socialjno-pedagogicheskoyj reabilitacii osuzhdennihkh: teoriya i praktika: dis. ... d-ra ped. nauk. - Orenburg, 2001.

8. Maron A.E. Informacionnihe tekhnologii soprovozhdeniya neprerihvnoyj professionaljnoyj podgotovki specialistov / A.E. Maron, L.Yu. Monakhova, I.A. Alekseenko // Chelovek i obrazovanie. - 2011. - № 1(26).

9. Kolesnikova, I.A. Pedagogicheskaya prakseologiya: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj / I.A. Kolesnikova, E.N. Titova. -M., 2005.

10. Fedotova, V.S. Modeli organizacii issledovateljskoyj deyateljnosti na osnove praksiologicheskogo podkhoda // Chelovek i obrazovanie. -2010. - №.4.

11. Stroeva, G.V. Gumanitarno-obrazovateljnaya sistema samoispravleniya osuzhdennihkh // Chelovek i obrazovanie. - 2010. - № 4 [Eh/r] -R/d: http://obrazovanie21 .narod.ru/Files/2010-4_p107-113.pdf

12. Stroeva, G.V. Gumannostj sredih ispraviteljnogo uchrezhdeniya, funkcionaljnaya gramotnostj sotrudnikov i samoispravlenie osuzhdennihkh: vzaimosvyazj yavleniyj // Vestnik Kuzbasskogo instituta. - 2011. - № 5(8).

13. Stroeva, G.V. Algoritm postroeniya uchebnihkh i vospitateljnihkh zanyatiyj kak faktor povihsheniya ehffektivnosti samoispravleniya vzroslihkh osuzhdennihkh // Vestnik socialjno-gumanitarnogo obrazovaniya i nauki. - 2013. - № 1.

14. Rukovodstvo po osnovam obucheniya / iz rabot L. Rona Khabbarda. - M., 2007.

15. Instrumentih obtheniya: buklet i zaochnihyj razdel programmih «Kriminon». - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 26.12.13

УДК 378

Sultanova M.V. OPTIMIZATION OF THE TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION of POLICE FORCES' OFFICERS. В статье рассмотрены возможности оптимизации технологии педагогического общения сотрудников ОВД.

Key words: communication, competence, education, formation, police forces' officers.

М.В. Султанова, канд. филос. наук, полковник полиции, доц. каф. общеправовых дисциплин, ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: sultan_777@mail.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД

В статье рассмотрены возможности оптимизации технологии педагогического общения сотрудников ОВД. Ключевые слова: общение, компетенция, образование, сотрудники ОВД.

Общение - важнейшая среда духовного, общественного и личностного проявления человека, средство достижения взаимопонимания между людьми. Общение обеспечивает все многообразие жизнедеятельности, отношений, самопроявления и самоутверждения индивидов с помощью языка или сленга, таких способов передачи информации, как мимика, поза, движение тела, жесты, изображение, символы, звуковые сигналы, условные знаки.

В основе эффективного общения сотрудника ОВД находятся сформированные коммуникативные компетенции, которые определяются как совокупность умений, которые служат для успешного профессионального общения; как подтвержденная способность использовать ноу-хау, умения, квалификации и знания для осуществления профессионального общения в знакомых или новых ситуациях. Данные умения, исходя из структуры общения профессиональной деятельности, предъявляют к сотрудникам ОВД требования относительно развития ряда ценностей профессионального общения.

Недостаточный уровень компетенции сотрудников правоохранительных органов в области профессионального общения на сегодняшний момент является существенным препятствием в их работе. Особая значимость решения проблемы неквалифицированного общения сотрудников ОВД состоит в том, что в противном случае возникает опасность подрыва репутации правоохранительных органов, и даже достоинства представляемого ими государства. Ошибки же в их профессиональном общении возникают вследствие агрессивного поведения отдельных сотрудников, использования ими негативных стилей общения, сообщения заведомо неверной информации, демонстрации личной заинтересованности в исходе дела, а иногда просто в результате плохого владения русским языком и принятых правил поведения.

Особенно актуально грамотно организовывать общение с сотрудниками ОВД, которые находятся в острых стрессовых ситуациях [1]. Педагогическое общение характеризуется поэтапным развертыванием, рассмотрим технологические особенности трех основных этапов.

Первый этап педагогического общения с сотрудниками ОВД связан с построением гипотетической схемы предстоящего взаимодействия. Для эффективной его реализации учёные рекомендуют:

• представить конкретную группу сотрудников, в которой предстоит решать воспитательные или учебно-познавательные задачи;

• постараться восстановить в своей коммуникативной памяти преимущественно положительный опыт общения с подобным коллективом, блокируя отрицательные эмоции и представления;

• определить, какой тип общения наиболее присущ вам в контактах с данным коллективом и возможен ли он в ходе предстоящих встреч;

• представить себе возможные реакции сотрудников на ваше появление и на тот материал, позиции, взгляды, будут предложены им;

• постараться согласовать присущий вам стиль общения с воспитательными задачами конкретной встречи с аудиторией;

• избегать стереотипных психолого-педагогических установок по отношению к группам сотрудников и отдельным их членам [2].

Второй этап педагогического общения связан с непосредственной его организацией и управлением. Воспитательный эффект педагогического общения на данном этапе зависит от соблюдения ряда технологических условий:

• оперативности и нестандартности при осуществлении начала контакта с аудиторией;

• динамичного перехода от формальных процедур к деловому и личностному общению;

• отсутствия промежуточных пауз между формальными и содержательными моментами в начале взаимодействия;

• оперативного формирования чувства «мы» на основе достижения социально-психологического единства с сотрудниками;

• активного внедрения в педагогическое общение личностных аспектов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.