ART 14161
научно-методический электронный журнал
УДК 17.026
Строева Г. В. Факторы повышения мотивации осужденных к самоисправлению // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14161. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14161.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Строева Галина Владимировна,
кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАЕН, эксперт АНО «Центр антикриминального просвещения и социальной реабилитации правонарушителей "Криминон"», г. Москва info@gvstroeva.ru
Факторы повышения мотивации осужденных к самоисправлению
Аннотация. В статье представлена авторская позиция расширения мотивации осужденного к самоисправлению. Приводятся принципы повышения мотивации и ее субъективные детерминанты.
Ключевые слова: мотивация, самоисправление осужденных, принцип ценностно-смысловой направленности обучения, функциональная грамотность, просоциальная деятельность, успех, позитивный контроль. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Одной из основных целей исполнения наказаний является исправление осужденных. В исправительных учреждениях (ИУ) реализуются различные средства исправления, которые призваны исправить лиц, лишенных свободы. Но несмотря на это, согласно официальной статистике Министерства внутренних дел Российской Федерации, практически «каждое второе (49,6%) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления» [1]. В определенной мере это свидетельствует о недостаточной эффективности исправления.
Поскольку в ИУ находятся в подавляющем большинстве взрослые люди, то, на наш взгляд, если сам осужденный не увидит собственного смысла и значимости для себя исправления и не начнет проявлять свою заинтересованность в этом процессе, невозможно достичь позитивных личностных изменений. Поэтому исправление данных лиц является в большей мере их самоисправлением.
Самоисправлением мы считаем целенаправленную, специально организованную, ресурсно обеспеченную, систематическую, самоопределенную, значимую для осужденного деятельность, которую он предпринимает исходя из собственных интересов и для самого себя и которая заключается в саморазвитии способностей и положительных качеств личности посредством изменения мировоззрения (насыщения его нравственными категориями и гуманистическими идеями), повышения уровня нравственности и просоциальной причинности, формирования необходимых для успешной жизни на свободе социальных навыков с целью стать субъектом просоциальной жизнедеятельности.
С педагогической точки зрения самоисправление осужденного заключается в том, что сам человек (как субъект) начинает осознавать ценность собственного позитивного изменения и направляет свою деятельность к цели самоисправления. При этом его деятельность строится не на уничижении себя, а на повышении чувства собственного достоинства через выдвижение позитивных целей и их успешное достижение, через повышение уровня знаний, способностей, через изменение системы ценностей и форм поведения. Логика самоисправления осужденных должна идти по восходящей, приводя к расширению и углублению как бытия самого осужденного, так и его действования. Об исправленности субъекта можно судить по его поступкам (должна повышаться просоциальная активность и инициативность) и по
f\j ■Л f\j
ART 14161
научно-методический электронный журнал
УДК 17.026
Строева Г. В. Факторы повышения мотивации осужденных к самоисправлению // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14161. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14161.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
продуктам деятельности (достижение высокого качества результатов, чтобы ими можно было гордиться).
Самоисправление мы рассматриваем как трехуровневую структуру, выделяя личностный, деятельностный и когнитивный уровни.
Не касаясь частностей, именно сам взрослый осужденный является основным субъектом, который принимает решение исправиться и достигает этой цели. Остальные субъекты исправительного процесса (сотрудники ИУ, волонтеры, иные лица) могут только помочь ему в этом.
Педагогическая суть самоисправления состоит в повышении уровня усвоения знаний нравственной направленности (понимания и принятия нравственных норм), укреплении убежденности в целесообразности законопослушной жизни (на основе собственных выводов), повышении причинности, чувства собственного достоинства исправляющегося лица (на основе успехов в просоциальной деятельности).
Но внешнее воздействие или стимулирование не могут, по нашему мнению, способствовать повышению вышеназванных позиций, следовательно, в процессе самоисправления возрастает значимость мотивации к самоисправлению.
Мотивация - «совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения» [2]. Мотив - «внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности; субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действий» [3].
Проблеме мотивации осужденных (но не к самоисправлению) посвящено достаточно исследований.
Собственно вопрос стимулирования к самоисправлению в небольшом объеме был затронут в середине 70-х годов XX столетия профессором З. А. Астемировым. Исследователь методами стимулирования к самоисправлению считал соревнование и условно-досрочное освобождение [4]. Значимым условием для организации самоисправления был назван высокий уровень компетентности сотрудников учреждения, которые могут выстроить исправительный процесс с уменьшением роли принудительности и с повышением роли стимулирования у исправляющихся лиц потребности в самоизменениях.
В последующие годы в работах юридического профиля основным методом стимулирования к самоисправлению определялось условно-досрочное освобождение. В работах по пенитенциарной педагогике проблема мотивации к самоисправлению не рассматривалась.
В области же военной педагогики названная проблема изучалась. Повышение мотивации к самоисправлению предлагалось осуществлять через ряд стимулирующих (просьба, намек, упрек и т. д.) и самостимулирующих методов (самопобуждение, самоубеждение, самоприказ и т. п.), систему поощрений и наказаний (которая по сравнению с уставной была расширена), посредством комплекса различных педагогических средств и приемов стимулирования позитивной и торможения негативной активности девиантов.
Так, В. Н. Герасимов (1996) определял, что важно сформировать мотивацию к самоисправлению и потребность в данном процессе и в этом трудный воин выступает не столько объектом исправления, сколько субъектом превентивной деятельности [5]. Для реализации стимулирующей и побуждающей к самоисправлению функций исследователь предложил методы - соревнование, поощрение, принуждение и др. [6], приемы -доверие, доброта, внимание, забота, организация успеха, соперничество, намек, упрек
«vi nj
ART 14161
научно-методический электронный журнал
УДК 17.026
Строева Г. В. Факторы повышения мотивации осужденных к самоисправлению // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14161. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14161.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
и др. [7] Значимо повышение осознания цели, осознание нравственного идеала (как важнейшего мотива самосознания), повышение значимости и принятия норм [8]. Исследователь полагал, что «сам факт появления в сознании трудных воинов идеалов исходного и желаемого состояния социально значимых качеств личности являлся определенным стимулом, мобилизующим деятельность воина по самоперевоспитанию» [9].
Профессор Ю. М. Кудрявцев (2003) предполагал, что стремление к самоисправлению повышается через ликвидацию учебной, воспитательной и социальной запущенности, расширение интересов воина [10]. Важную роль в мотивации он отводил самопобуждению. По мнению исследователя, при формировании самопобуждения к самоперевоспитанию необходимо самосознание своих действий и поступков, умение увидеть свои отрицательные и положительные качества [11]. Мотивация к работе над собой осуществляется с помощью методов самоубеждения (этот метод выделен особо), самоприказа, самопринуждения, самокритики и др. [12] Повышает мотивацию, согласно Кудрявцеву, и метод принуждения [13] вплоть до направления трудного воина в дисциплинарный батальон [14].
И. А. Дашкевич (2006) отмечала, что способствуют стимулированию к самоисправлению личность воспитателя и уровень его профессионализма [15], а важным условием называла совершенствование индивидуальной превентивной деятельности офицеров [16].
B. А. Макутин (2006) стимулировать трудных воинов к самоисправлению предлагал через соревнование с использованием приемов соперничества, состязательности, взаимопомощи, самоутверждения, борьбы за достижение наилучшего результата, стимулирования творческой активности, наставничества и др. [17] В рамках традиционного взгляда на преодоление девиации он заключал, что стремление к самоперевоспитанию развивается также «на основе устойчивых интересов воинов по ликвидации учебной, воспитательной и социальной запущенности» [18].
А. А. Торгашкин и В. В. Богуславский (2012) значимым в самоисправлении называли формирование положительных целей, мотивов, идеалов, интересов и т. д., а среди методов побуждения к самоисправлению выделяли методы самоодобрения и самоободрения [19].
C. В. Бойко (2013) исходным компонентом самоисправления видел «мотивы, представляющие собой глубоко осознанные и сложные внутренние побуждения к целенаправленной и регулярной работе над своими недостатками» [20]. Основой мо-тивационной системы предлагалось рассматривать внутреннюю мотивацию личности, которая основывается на нравственной и юридической ответственности, добросовестном выполнении своего долга, потребности стать профессионалом и укрепить свой авторитет, оправдать надежды других людей и т. д. [21] При этом исследователь значительное место отводил внешней мотивации и методу принуждения.
В целом анализ работ позволяет констатировать:
- в них смешиваются понятия «мотивация» и «стимулирование» (попутно заметим, что слово «стимулировать» означает создавать стимулы. Стимул, в свою очередь, - это «побуждение к действию, побудительная причина» [22]. Слово имеет латинскую основу, которая буквально означала «остроконечная палка, которой подгоняли животных» [23]);
- мотивирование и стимулирование основываются на принципе дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их право-послушного поведения [24];
PU о 'V
ART 14161
научно-методический электронный журнал
УДК 17.026
Строева Г. В. Факторы повышения мотивации осужденных к самоисправлению // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14161. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14161.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
- исследования в большей мере реализуют идею внешней детерминации1 поведения индивида, при которой активность осужденного декларируется, но предстает результатом внешнего стимулирования, а сам исправляющийся субъект определяется объектом воздействия;
- признается, что наиболее эффективными средствами, стимулирующими пра-вопослушное поведение осужденного, являются возможность получить условно-досрочное освобождение, возможность отбывания наказания на льготных условиях, увеличение количества длительных свиданий [25], система «социальных лифтов»2 [26];
- в работах в области военной педагогики проблема мотивации к самоисправлению рассматривается в большей степени (по сравнению с пенитенциарной наукой), но и в них воин в основном предстает объектом внешней детерминации;
- под мотивацией к самоисправлению исследователями предлагается понимать «осознанные и активные побуждения к постановке целей своего саморазвития, действиям, поступкам и деятельности в целом по достижению этих целей» [27].
Итак, проблема повышения мотивации осужденных к самоисправлению на основе его самодетерминизма остается наименее решаемой.
Мы под мотивацией к самоисправлению понимаем осознанные и активные побуждения исправляющегося субъекта к постановке просоциальных целей жизни и их достижению. В своей теории самоисправления касательно мотивации мы исходили из нескольких положений:
- вследствие того что на свободе взрослый человек сам несет ответственность за свой выбор и свои действия, сам находит основания (мотивы) своего дей-ствования, то представляется, что в процессе самоисправления требуется нивелировать внешнее стимулирование, сделав акцент на развитии собственной (внутренней) мотивации;
- для развития мотивации человеку должен быть доступен контроль над окружающим, в противном случае он опускается из состояния причины в состояние следствия и действует в логике «стимул - реакция»;
- для укрепления мотивации человек должен иметь определенную свободу выбора оснований своего участия в той или иной деятельности;
- деятельность человека должна быть направлена на создание духовных и/или материальных ценностей, минимум - на улучшение, позитивное развитие себя, ситуации, объектов и прочее, это укрепляет веру в способность быть автором позитивных последствий и способствует повышению мотивации;
- оптимальным состоянием является наличие двух характеристик - способность позитивно контролировать себя и окружение и состояние выносить позитивный контроль в отношении самого себя [29].
Отметим, что в нашем подходе исключается стимулирование через манипулятив-ные технологии, внушение, гипноз. А предполагается предоставление текстовых материалов, в которых максимально четко излагается ценность нравственного способа жизни, содержится система заданий и методика, которые позволяют осужденному понять нравственные нормы на уровне, обусловливающем их применение (уровень функциональной грамотности), посчитать их значимыми для себя, научиться следовать им в жизни и сформировать собственную убежденность в их целесообразности.
1 Детерминация (от лат. determinare - ограничивать, определять) - определение, обусловливание чего-либо -действие по глаголу «детерминировать» - «определять (определить), обусловливать (обусловить)» [28].
2 Система предполагает изменение условий содержания осужденного в зависимости от его поведения.
ГУ r\J
ART 14161
научно-методический электронный журнал
УДК 17.026
Строева Г. В. Факторы повышения мотивации осужденных к самоисправлению // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14161. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14161.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
В нашей системе самоисправления взрослых осужденных внутренняя мотивация к самоисправлению повышается в той мере, в которой цель самоисправления и усваиваемая информация личностно значимы для каждого конкретного осужденного. Осознание ценности цели и усваиваемых данных повышается, на наш взгляд, в зависимости от повышения уровня их понимания и успешного применения. Практическая деятельность и осмысление (рефлексия) ее результатов дают возможность повышать собственную убежденность в целесообразности исправления и действования в рамках нравственных норм.
Необходимо также предоставить осужденному возможность принять собственное решение исправиться. Он должен преодолеть идею о том, что его принуждают, найти собственные основания для участия в процессе, сделать полноценную жизнь в рамках нравственных норм значимой и ценной для самого себя (что будет содействовать дальнейшему повышению желания осужденного продолжать процесс). Выделим, что мотивация в самоисправлении предстает не столько мотивацией к исправлению недостатков или правопослушному поведению, сколько мотивацией к полноценной жизни. Поэтому первоначально требуется восстановить позитивную цель человека, затем разработать план достижения этой цели (в рамках нравственных стандартов) и двигаться к ее реализации посредством обучения тому, что способствует осуществлению цели, достижению промежуточных целей (что приводит к повышению причинности и чувства собственного достоинства исправляющегося лица).
Интересно, что в пенитенциарной теории и практике не уделяется должного внимания подходу выявления осужденными собственной значимости исправления (не говоря уже о самоисправлении). Вследствие этого предлагаются различные (в том числе манипулятивные) методы повышения «мотивации» (вплоть до внушения), вместо того чтобы непосредственно обратиться к самому человеку, продемонстрировать значимость изучаемого и помочь ему найти собственные основания и осознать собственную ценность самоисправления для собственной жизни. Иначе говоря, упущен важный андрагогический принцип (принцип ценностно-смысловой направленности обучения), что вполне объяснимо: пенитенциарная теория создавалась в рамках подходов внешней либо двойной детерминации.
Факторами расширения мотивации к самоисправлению мы определяем: ценность этого процесса и получаемых данных для человека, повышение понимания учебных материалов (посредством повышения уровня функциональной грамотности), успехи в просоциальной деятельности и в достижении своих позитивных целей, повышение собственной убежденности в целесообразности жизни в рамках нравственных норм.
Расширение мотивации возможно вследствие субъективных детерминант, в качестве которых мы выделяем позитивный личностный ресурс и желание улучшения жизненной перспективы, свойственное большинству осужденных.
Их наличие и развитие помогает укрепить каждый из уровней самоисправления (личностный, деятельностный, когнитивный).
Сутью самоисправления нами названо развитие положительных качеств личности, следовательно, мы априори предполагаем наличие таких качеств в осужденном. Не случайно принципом отечественной пенитенциарной педагогики является опора на хорошее (поиск союзника для исправления в самом осужденном).
Движущей силой самоисправления мы выбрали развитие естественного желания осужденного улучшить жизненную перспективу.
(V Г (V
ART 14161
научно-методический электронный журнал
УДК 17.026
Строева Г. В. Факторы повышения мотивации осужденных к самоисправлению // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14161. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14161.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Названные субъективные детерминанты представляют собой градиентную шкалу и повышаются в процессе самоисправления.
Например, способность осужденного читать (что является позитивным ресурсом личности) развивается до функциональной грамотности в различных областях.
Небольшой интерес к самоисправлению через повышение осознания значимости процесса, нравственных норм для будущей жизни постепенно возрастает до способности, желания и умения исправляющегося субъекта самостоятельно ставить просоциальные цели (в том числе в области собственного самоисправления) и успешно достигать их.
Желание скорее освободиться, которое свойственно большинству осужденных, в определенной мере является желанием улучшения жизненной перспективы. Это желание постепенно трансформируется в желание не просто быстрее оказаться на свободе, но и, например, жить после освобождения наполненной, достойной человеческого существа жизнью, вырастить добропорядочных детей - у каждого человека могут быть свои собственные позитивные желания.
Таким образом, субъективные детерминанты (позитивный ресурс и желание улучшения жизненной перспективы) выступают основой мотивации осужденных к собственному исправлению; представляют собой градиентную шкалу, т. е. развиваются и усиливаются при правильной организации изучаемого процесса.
Одним из практических выходов нашего исследования стала разработка для осужденных памятки о самоисправлении (далее - Памятка). Опрос значительного числа осужденных преступников, многолетняя непосредственная работа с этими лицами сделали очевидным: вне зависимости от сроков наказания, от тяжести совершенного преступления, перспектив после освобождения, этнической принадлежности и т. д. эти люди продолжают мечтать о благополучной и успешной жизни на свободе. При этом в данной области нами выявлена проблема: хотя идея благополучной жизни присутствует, но осужденные излагают ее в общем виде («хорошая жизнь», «семья», «работа», «деньги» и т. д.), не раскрывая сути того, что, по их представлениям, представляют собой названные ценности, какие составляющие они включают. А анализ рекомендаций осужденных, которые были даны ими в процессе изучения Памятки, сделал очевидным вывод о том, что у этих лиц отсутствует идеал тех ценностей, которые они определяют личностно значимыми для себя: взрослые осужденные просили в начале Памятки дать характеристику желаемого состояния, показать, ради чего они должны начать свое исправление. Это позволило выдвинуть следующие положения: а) учебные материалы для самоисправления должны первоначально выстраивать этот высший (идеальный) уровень интеллектуального конструирования; б) одной из основных забот субъектов исправительного процесса является повышение ценностно-смысловой значимости любых сведений, сообщаемых взрослым осужденным, и любых мероприятий, в которых участвуют эти люди.
Учитывая данные выводы и специальные принципы самоисправления, мы предложили алгоритм построения учебных и воспитательных занятий (далее - алгоритм) [30]. Алгоритм включает два блока: предварительный и основной.
В первый блок (предварительный) входит изложение общего представления о конкретной области (программе, курсе, учебном предмете, теме занятия), цели и того, как получаемые данные могут помочь осужденному после освобождения. Далее требуется осознание осужденным значимости и пользы для себя от изучения
КОНЦЕПТ
Строева Г. В. Факторы повышения мотивации осужденных к самоисправлению // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14161. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14161.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14161 УДК 17.026
предлагаемых данных посредством выполнения соответствующих заданий (например, написать, что случится в его жизни, если он будет окружен честными людьми; ответить, в чем заключается польза от того, что он сможет решать проблемы некриминальным способом и т. д.).
Собственно изучение материала начинается только после выявления значимости (хоть минимальной) изучаемых данных.
Второй блок алгоритма включает четыре компонента: непосредственно обучение, практическую деятельность, самоанализ и анализ успешности применения полученных знаний, самокоррекцию и коррекцию для того, чтобы осужденный на самом деле обладал заявленной компетентностью (несколькими компетентностями) или навыками.
Предложенный алгоритм применяется в ряде общеобразовательных школ, функционирующих при мужских колониях, на уроках русского языка, а также во время проведения классных часов и внеклассных мероприятий.
В отчетах субъектов исправительного процесса сказано, что осужденные стали более активно посещать занятия и внеклассные мероприятия, более заинтересованно работают над собой.
В заключение отметим, что современная теория самоисправления строится на основе подхода двойной детерминации, в которой осужденный предстает объектом внешнего воздействия, постепенно становящимся субъектом. Поэтому предлагаются различные методы внешнего стимулирования.
Наш подход основан на теории самодетерминизма (Л. Р. Хаббард) и определяет, что мотивация повышается:
в процессе осознания и принятия цели самоисправления; в процессе повышения ценностно-смысловой значимости цели самоисправления и нравственных норм для самого исправляющегося лица;
- в зависимости от свободы выбора цели и данных;
- в процессе повышения понимания языка (посредством повышения уровня функциональной грамотности в различных областях [31]);
- в ходе успешной просоциальной деятельности;
- в процессе повышения убежденности в целесообразности жизни в рамках нравственных норм.
Основой деятельности сотрудников/работников ИУ, волонтеров и иных лиц является направленность на то, чтобы сам осужденный хотел участвовать в самоисправлении, считал это ценным для себя, мог определять свои решения и действия в процессе самоисправления, добиваться конкретных результатов, осмысливать новый позитивный опыт и повышать значимость процесса для себя. Так расширяется мотивация к собственному исправлению.
Другими словами, акцент в организации работы с осужденными смещается с внешнего стимулирования правопослушного поведения на повышение значимости полноценной нравственно-ориентированной жизни для каждого конкретного осужденного и повышение уровня понимания им нормативного языка (прежде всего в нравственной области). При этом учитываются субъективные детерминанты, в качестве которых мы выделяем позитивный личностный ресурс и желание улучшения жизненной перспективы.
В целом, поскольку в настоящее время в исправительных учреждениях находятся в подавляющем большинстве взрослые люди, в исправительной работе с ними необходимо учитывать субъектность самого человека, личностную значимость деятельности для взрослого человека, практическую ориентированность
пи ~J пи
ART 14161
научно-методический электронный журнал
УДК 17.026
Строева Г. В. Факторы повышения мотивации осужденных к самоисправлению // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14161. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14161.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
и т. д. В отношении взрослого осужденного это означает, что невозможно достичь позитивных личностных изменений, если сам осужденный не увидит собственного смысла и значимости для себя этих изменений и не начнет проявлять свою причинность в процессе исправления. Остальные субъекты исправительного процесса должны быть способны оказать действенную помощь в самоисправлении лицам, лишенным свободы.
Ссылки на источники
1. Состояние преступности - январь-декабрь 2013 года // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. - URL: http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports/item/1609734.
2. Коджаспирова Г. М, Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. - С. 198.
3. Там же. - С. 196.
4. Астемиров З. А. Проблемы коллектива и личности осужденных в условиях ИТУ: учеб. пособие. - Рязань: РВШ МВД СССР, 1975. - [80] с.
5. Герасимов В. Н. Развитие превентивной педагогической теории и практики в Вооруженных Силах России (на материалах частей и подразделений Сухопутных войск): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - М., 1996. - С. 95.
6. Там же. - С. 278.
7. Там же. - С. 529.
8. Там же. - С. 390-391.
9. Там же. - С. 392-393.
10. Кудрявцев Ю. М. Проектирование системы подготовки офицеров к воспитательной деятельности с трудными военнослужащими: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Казань, 2003. - С. 371.
11. Там же. - С. 373.
12. Там же. - С. 371.
13. Там же. - С. 448.
14. Там же. - С. 312.
15. Дашкевич И. А. Подготовка курсантов к воспитательной деятельности с военнослужащими, склонными к наркомании: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Казань, 2006. - С. 90.
16. Там же. - С. 89.
17. Макутин В. А. Повышение эффективности педагогической подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2006. - С. 169.
18. Там же. - С. 150.
19. Торгашкин А. А., Богуславский В. В. Активизация самоисправления курсантов и руководство им // Мир образования - образование в мире. - 2012. - № 4. - С. 134.
20. Бойко С. В. Развитие у военнослужащих мотивации к самоисправлению // Глобальный научный потенциал. - 2013. - № 8(29). - С. 10.
21. Там же.
22. Современный словарь иностранных слов. - 2-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1999. - С. 581.
23. Там же.
24. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 25 сентября 2013 г.). - М.: Проспект; КноРус, 2013. - 96 с.
25. Характеристика осужденных (по состоянию на 1 ноября 2012 года): аналитический материал / А.Н. Антипов [и др.]. - Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2012. - [46] с.
26. Косых А.А. Стимулирование правопослушного поведения осужденных в УИС: история и современность // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2014. - № 1. - С. 16-20.
27. Бойко С. В. Указ. соч. - С. 10.
28. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - С. 245.
29. Как себя мотивировать: из работ Л. Рона Хаббарда. - Copenhagen: New Era Publications International ApS, 2010. - 187 с.
30. Строева Г. В. Алгоритм построения учебных и воспитательных занятий как фактор повышения эффективности самоисправления взрослых осужденных // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2013. - №. 1. - С. 57-62.
31. Строева Г. В. Самоисправление осужденных // Вектор науки. - 2011. - № 4(7). - С. 263-266.
«vi Q «X»
КОНЦЕПТ
Строева Г. В. Факторы повышения мотивации осужденных к самоисправлению // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14161. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14161.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ISSN 2304-120Х
772304
120 142
научно-методический электронный журнал ART 14161 УДК 17.026
Galina Stroeva,
Candidate of Pedagogic Sciences, corresponding member of Russian Academy of Natural Sciences, expert of autonomous non-profitable organization "Criminon Center of anti-criminal education and social rehabilitation of delinquents" info@gvstroeva.ru
Factors of expanding convicts' motivation for self-correction Abstract. Author's attitude on expanding convicts' motivation for self-correction is presented in the article. Also, principles of expanding this motivation are given there. Key words: motivation, prisoners' self-correction, principle of directivity on value and sence, functional competence, pro-social activities, success, positive control. References
1. "Sostojanie prestupnosti - janvar'-dekabr' 2013 god", Oficial'nyj sajt Ministerstva vnutrennih del Ros-sijskoj Federacii. Available at: http:,mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports/item/1609734/ (data obrash-henija 22.05.2014) (in Russian).
2. Kodzhaspirova, G.M., Kodzhaspirov, A.Ju. (2005) Slovar'po pedagogike, IKC "MarT", Moscow, Rostov n/D, p. 198 (in Russian).
3. Ibid., p. 196.
4. Astemirov, Z.A. (1975) Problemy kollektiva i lichnosti osuzhdennyh v uslovijah ITU: Uchebnoe posobie, RVSh MVD SSSR, Rjazan', [80] р. (in Russian).
5. Gerasimov, V.N. (1996) Razvitie preventivnoj pedagogicheskoj teorii i praktiki v Vooruzhennyh Silah Rossii (na materialah chastej i podrazdelenij Suho-putnyh vojsk) : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01, Moscow, р. 95 (in Russian).
6. Ibid., p. 278.
7. Ibid., p. 529.
8. Ibid., pp. 390-391.
9. Ibid., pp. 392-393.
10. Kudrjavcev, Ju.M. (2003) Proektirovanie sistemy podgotovki oficerov k vospitatel'noj dejatel'nosti s trudnymi voennosluzhashhimi: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08, Kazan', р. 371 (in Russian).
11. Ibid., p. 373.
12. Ibid., p. 371.
13. Ibid., p. 448.
14. Ibid., p. 312.
15. Dashkevich, I.A. (2006) Podgotovka kursantov k vospitatel'noj dejatel'nosti s voennosluzhashhimi, sklonnymi k narkomanii: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08, Kazan', р. 90 (in Russian).
16. Ibid., p. 89.
17. Makutin, V.A. (2006) Povyshenie jeffektivnosti pedagogicheskoj podgotovki kursantov voennyh vuzov kpreduprezhdeniju ipreodoleniju otklonenij vpove-denii voennosluzhashhih chasti: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08, Moscow, p. 169 (in Russian).
18. Ibid., p. 150.
19. Torgashkin, A.A., Boguslavskij, V.V. (2012) "Aktivizacija samoispravlenija kur-santov i rukovodstvo im", Mir obrazovanija - obrazovanie v mire, № 4, p. 134 (in Russian).
20. Bojko, S.V. (2013) "Razvitie u voennosluzhashhih motivacii k samoispravleniju", Global'nyj nauchnyj potencial, № 8(29), p. 10 (in Russian).
21. Ibid.
22. (1999) Sovremennyj slovar' inostrannyh slov, 2-e izd., ster., Rus. jaz., Moscow, p. 581 (in Russian).
23. Ibid.
24. (2013) Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii (po sostojaniju na 25 sentjabrja 2013 g.), Prospekt, KnoRus, Moscow, 96 p. (in Russian).
25. Antipov, A.N. etc. (2012) Harakteristika osuzhdennyh (po sostojaniju na 1 nojabrja 2012 goda): analit-icheskijmaterial, FKU NIIIT FSIN Rossii, Tver', [46] p. (in Russian).
26. Kosyh, A.A. (2014) "Stimulirovanie pravoposlushnogo povedenija osuzhdennyh v UIS: istorija i sov-remennost'", Vedomosti ugolovno-ispoln,itel'noj sistemy, № 1, pp. 16-20 (in Russian).
27. Bojko, S.V. (2013) "Razvitie u voennosluzhashhih motivacii k samoispravleniju", Global'nyj nauchnyj potencial, № 8 (29), p. 10 (in Russian).
28. Krysin, L.P. (2006) Tolkovyj slovar' inojazychnyh slov, Izd-vo Jeksmo, Moscow, p. 245 (in Russian).
29. (2010) Kak sebja motivirovat': iz rabot L. Rona Habbarda, New Era Publications International ApS, Copenhagen, 187 p. (in Russian).
30. Stroeva, G.V. (2013) "Algoritm postroenija uchebnyh i vospitatel'nyh zanjatij kak faktor povyshenija jeffektivnosti samoispravlenija vzroslyh osuzhdennyh", Vestnik social'no-gumanitarnogo obrazovanija inauki, №. 1, pp. 57-62 (in Russian).
31. Stroeva, G.V. (2011) "Samoispravlenie osuzhdennyh", Vektor nauki, № 4 (7), pp. 263-266 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
ru л <v
977230412014206