Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРТНЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛА - ВУЗ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРТНЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛА - ВУЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахимова А.У., Ефимова Н.С.

В данной статье представлен опыт организации мероприятия для учителей химии республики Узбекистан. Учителя познакомились с технологией проведения исследовательской и проектной деятельности с учениками, особенностями организации коллективно-творческой деятельности и применением технологии рефлексии в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SCHOOL - UNIVERSITY PARTNERSHIP

This article presents the experience of organizing an event for chemistry teachers of the Republic of Uzbekistan. Teachers got acquainted with the technology of conducting research and project activities with students, the peculiarities of the organization of collective creative activity and the use of reflection technology in the learning process.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРТНЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛА - ВУЗ»

УДК 378.147

Абдурахимова А. У., Ефимова Н.С.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРТНЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛА - ВУЗ

Абдурахимова Азиза Уразалиевна, кандидат химических наук, декан Ташкентского филиала РХТУ им. Д.И. Менделеева E-mail: abazur87@mail.ru

Ефимова Наталия Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, декан Гуманитарного факультета РХТУ им. Д.И. Менделеева E-mail: enspsiholog@mail.ru

ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева»

В данной статье представлен опыт организации мероприятия для учителей химии республики Узбекистан. Учителя познакомились с технологией проведения исследовательской и проектной деятельности с учениками, особенностями организации коллективно-творческой деятельности и применением технологии рефлексии в процессе обучения.

Ключевые слова: партнерское взаимодействие, педагогические технологии, исследовательская и проектная деятельность

ORGANIZATION OF SCHOOL - UNIVERSITY PARTNERSHIP

Abdurakhimova A. U., Efimova N.S.

This article presents the experience of organizing an event for chemistry teachers of the Republic of Uzbekistan. Teachers got acquainted with the technology of conducting research and project activities with students, the peculiarities of the organization of collective creative activity and the use of reflection technology in the learning process.

Keywords: partnership, pedagogical technologies, research and project activities

Современные глобальные инновационные процессы сопровождаются ускорением развития всех сторон общественной жизни, что чрезвычайно обостряет и углубляет противоречие между темпами общественного и индивидуального

социокультурного развития. Возможности преодоления этого противоречия необходимо рассматривать в рамках двух альтернативных стратегий организации образования.

Первый путь намечается традиционной стратегией организации обучения, которая в принципе не меняет место и роль человека в культуре, его ментальность, меру его готовности к глобальным переменам в жизни. При всех своих реформаторских попытках традиционная система образования лишь усугубляет указанное противоречие. Усиливается ее деструктивная роль по отношению к личности: социальное отчуждение, отход учеников от ценностей образования, репродуктивность знаний.

На втором пути реальную перспективу преодоления противоречий между темпами общественного и индивидуального развития создает стратегия проектного обучения. Новый тип организации учебного процесса, раскрепощающий личность субъектов процесса, в настоящее время широко разрабатывается и осваивается практиками организации проектного образования как норма, соответствующая времени.

Выполняя важнейшую миссию сегодняшнего образования, мы не можем обойтись без партнерского взаимодействия школа-вуз в обучении школьников и студентов основам проектной деятельности. Данную компетенцию мы должны сформировать и у преподавательского корпуса, и у специалистов всех областей современного общества. Программы всех уровней обучения от школьного до

послевузовского должны быть проникнуты данной тематикой. Вместе с тем обучение данной компетенции должно идти параллельно у всех субъектов образовательной деятельности в процессе организации данной деятельности через реальную практическую деятельность. Безусловно, практика формирования основ проектной деятельности придаст ускорение конвергентным процессам в системе образование, что наиболее полно будет отражать потребность реальных секторов общественной деятельности. В системе ценностных ориентаций школьников и педагогов это придает специфику их мировосприятию, процессам идентификации, образу мышления. Одним из свидетельств этого служит интенсивное развитие проектной составляющей в обществе в целом [2].

В рамках конкретной образовательной практики сегодня необходимо создавать и обосновать целесообразность перехода на проектные методы обучения, связанные с целенаправленным многоплановым воздействием на менталитет всех субъектов образовательной деятельности, и зафиксировать параметры, по которым можно судить об эффективности этих воздействий. [1] Так, например, к менталеобразующим факторам следует отнести:

- включение в реальную деятельность прописанных в основных документах требований к проектной деятельности при формировании планов по внедрению проектной технологии в реальные образовательные программы, концепции, положения;

- выделение признания и поддержки технологии проектной деятельности, как одной из приоритетных задач в нормативно-правовой базе, регламентирующей развитие системы.

- закрепление в механизмах стимулирования

конкретных мер, обеспечивающих поощрение организации обучения через проектную технологию (через аттестацию, гранты, фонды, конкурсы и т.п.);

- организационные изменения в структуре управления учебными заведениями, дающие возможность для творческого профессионального общения и сотрудничества педагогов, формирования соответствующей социально-педагогической среды (создание матричных и сетевых структур, «ассоциаций», «банков проектов», «панорам информационных образовательных технологий» и др.);

- переориентация структур школьного, высшего и последипломного образования на реализацию акмеологически ориентированных программ и научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов;

- использование технологии системно-деятельностного подхода в пропаганде и реализации норм проектного обучения;

- включение во все информационные ресурсы, социальные сообщества соответствующие темы и разделы, пропагандирующие методику проектную деятельности;

- расширение количества конкурсов, фестивалей, клубных молодежных объединений и форм в целях рассмотрения передового опыта, продвижения идей данной современной технологии.

Всесторонняя поддержка данной работы, системное планирование ее и организация практических усилий и действий на внедрение данной технологии в жизнь неизменно принесет свои плоды, позволит изменить менталитет всех участников образовательной деятельности.

Выстраивая систему обучения кадров, различных мероприятий, публикаций в информационном пространстве, прессе и специальных журналах, мы зарождаем внутреннюю естественную мотивацию и заинтересовываем через творчество в применении методов проектной деятельности, рефлексии и расширения рамок применения проектного метода в образовательном процессе.

Если в России более двадцати лет приобщение школьников, студентов к проектной деятельности проводилось и уже накоплен опыт по организации подобной деятельности в школах, Вузах, проведении различных конкурсов и фестивалей по защите проектных и исследовательских работ школьниками и студентами, то для Узбекистана данное направление образовательной деятельности является новым. В данной статье мы хотели поделиться результатами опыта организации партнерского взаимодействия школа-вуз.

В Узбекистане на базе филиала Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева с 28.02 по 5.03.2022 состоялся первый учебно-методический семинар «Инновационные образовательные технологии проектной и исследовательской деятельности преподавателей».

Всего участвовало около 140 учителей химии Узбекистана. Семинар проходил на двух языках русском и узбекском, поскольку только 15% учителей владели русским языком.

Началось знакомство учителей друг с другом и методикой проведения командообразования в деловой игре «Марш старт». Учителя были разделены на команды, каждой команды были выданы вопросы для обсуждения. Приведем примеры результатов обсуждения в команде. Обсуждение проходило на узбекском языке. Результаты командного обсуждения учителей даны в переводе с узбекского языка на русский.

Команда 1. Вопрос: «Какова роль и место учителя в современном уроке?» Ответ: «Учитель -дирижер, актер, психолог. Учитель должен иметь свой имидж. Должен иметь уважение. Учитель должен владеть современными педагогическими технологиями, уметь пользоваться ИКТ. Научить применять школьные знания в жизни. Уметь создавать на уроках проблемные ситуации. Уметь создавать конкурентную среду среди учеников». Вопрос: «Какие требования предъявляются к современному учителю?» Ответ: «Любить учеников, умный, преданный к своему делу, ответственный, требовательный, постоянно должен повышать свою квалификацию и знания, должен уметь находить легкие пути для освоения учениками знаний. Владеть ИКТ. Высокий уровень знания русского языка. Знать закон и правила. Быть в ногу со временем. Знать новости, связанные с дисциплиной». Вопрос: «Кому легче перестраиваться в соответствии с современными требованиями молодому учителю или опытному?» Ответ: «У старших опыт, у молодых храбрость. Перестраиваться легче тем, кто имеет высокую квалификацию, мыслит креативно, постоянно работает над собой».

Можно сделать вывод, что у узбекских учителей есть общее представление о требованиях к учителю, однако из современных требований они назвали только владение информационно коммуникативными технологиями.

Команда 2. Вопрос: «Что входит в содержание понятия педагогика успешности?» Ответ: «Культура речи. Знания. Умение входить в образ. Управление. Имидж. Мировоззрение. Знание языка. Постоянная работа над собой». Вопрос: «Какие материалы, средства, технологии Вам нужны для работы в логике «Педагогики успешности?» Ответ: «Лабораторные оборудования и реактивы. Смарт-доска. Малое количество учеников. Экскурсии на производственные предприятия. Увеличение технической базы». Вопрос: «Как влияет переживаемая в школьные годы ситуация успеха на жизненный путь взрослого человека?» Ответ: «Появляется уверенность. Помогает при выборе профессии. Готовит быть хорошим профессионалом. Быть

конкурентоспособным кадром на мировом рынке».

Учителя из Узбекистана под педагогикой

успешности понимают успех педагога, поэтому и на вопросы они ответили с точки зрения своего профессионального успеха. В России основы педагогики успеха заложены К.Д. Ушинским, который писал о том, что «умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении - это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам». Педагогика успеха во многом связана с идеями гуманистической психологии. Под педагогикой успешности мы понимаем создание условий для проявления успешной деятельности ученика.

Команда 3. Вопрос: «Как вы понимаете системно-деятельностный подход в обучении?» Ответ: «Систематизация - значит учиться от простого к сложному. Связь с другими дисциплинами. Строго следовать этапу урока.» Вопрос: «Какие виды деятельности учащихся вы организуете на уроке?» Ответ: «Проблемное обучение. Самостоятельные исследования детей. Кластер. ИКТ. Работа с группами. Разделение на группы. Создание благоприятной среды. Интерактивные методы.» Вопрос: «Каким образом можно активизировать мыследеятельность учащихся?» Ответ: «Кластер. Химические опыты. Интересные факты. Диаграмма. Связь с другими дисциплинами. Подумай, найди, угадай. Мозговой штурм. Разделение на группы и проведение состязаний.»

Мы, под системно-деятельностным подходом помаем организацию процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.В данном случае команда дала не полные ответы на вопросы.

Команда 4. Вопрос: «Какие современные образовательные технологии Вы используете на уроке?» Ответ: «Начинать химию с 5 класса. ИКТ. Связь с производством. Экскурсия на заводы. Новости из интернет. Кластер. Ассисмент. Мозговой штурм. Собеседование.» Вопрос: «Какие технологии оказались самыми результативными на уроке?» Ответ: «Решение задач. Опытные работы. Объяснение процессов. Интересные опыты. Наличие лабораторных работ по химии.» Вопрос: «Что мешает внедрению современных образовательных технологий в практику?» Ответ: «Отсутствие химических реактивов, старое оборудование. Некачественные уроки. Большое количество учеников. Слабая оснащенность школ. Семейная атмосфера, безразличие родителей, отсутствие интереса у учеников. Большое количество учеников. Отсутствие интерактивной доски. Отсутствие партнерства родителей и школой».

Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения

конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. Из ответов учителей следует, что они слабо представляют сущность образовательных технологий, поэтому маловероятно, что они применяют их на практике.

Команда 5. Вопрос: «Какие требования Вы предъявляете к проектной работе учащихся?» Ответ: «Суть проекта. Технологическая карта. Себестоимость. Поэтапное выполнение. Иметь знания выполнения работы по порядку. Иметь понятия». Вопрос: «Какие понятия должен усвоить учащийся для проведения проектной работы?» Ответ: «Тема проекта, цель, план, актуальность. Финансирование проектов. Глобализация проекта. Региональность проекта». Вопрос: «Перечислите основные этапы работы над проектом.» Ответ: «Теория. Практика. Анализ. Связь теории, практики и лаборатории. Связь с производством. Защита и выводы».

У учителей нет системного представления о проектной работе учащихся.

Команда 6. Вопрос: «Какие полезные понятия должен усвоить учащийся для проведения исследовательской работы?» Ответ: «Обладать химическими знаниями. ИКТ. Обладать достаточными знаниями языка. Знание химических законов. Уметь пользоваться химическим оборудованием. Создание проблемных ситуаций». Вопрос: «Какие полезные понятия должен усвоить учащийся для проведения исследовательской работы?» Ответ: «Заинтересовать к предмету. Практика. Проведение экспериментов». Вопрос: «Какие требования Вы предъявляете к исследовательской работе учащихся?» Ответ: «Доскональное изучение проектной темы. Обращение внимания даже на маленькие детали. Много исследовать. Дисциплина. Дать направление для перехода на следующий уровень. Пользоваться дополнительной информацией. Выполнение работы без ошибок».

Учителя путают содержание понятий «проектная» и «исследовательская» деятельность. Они считают, что данной работой могут заниматься, только со студенческого возраста.

Команда 7. Вопрос: «Как вы понимаете термин «Рефлексия»?» Ответ: «Процесс фиксирования. Изложение своих мыслей по поводу некого процесса. Сделать анализ. Изложить свое мнение». Вопрос: «Какие организационные секреты есть в рефлексивном методе?» Ответ: «Быстрая реакция. Отношение к неожиданной ситуации. Правильное пользование временем». Вопрос: «Что вы знаете о рефлексивном методе в обучении?» Ответ: «Методы рефлексии - вопрос ответ. Интерактивные методы. Мозговой штурм. Внешний вид и уважение. Дискуссия».

В этом вопросе есть небольшая путаница между понятием рефлекс и рефлексия.

Командная работа с учителями позволила скорректировать понимание сущности понятий и подготовила слушателей для восприятия лекции

«Инновационные образовательные технологии организации проектной и исследовательской деятельности школьников», на которой учителя химии Узбекистана познакомились с технологией организации исследовательской и проектной деятельности с учениками, особенностями организации коллективно-творческой деятельности и применением технологии рефлексии в процессе обучения. Практический разбор учебных проектов школьников «Оценка экологического состояния реки Делеховка», «Влияние аромомаслел на людей с постковидным состоянием», «Влияние

синтетических моющих средств на процесс эвтрофикации озера Байкал». Данные работы учителя разбирали в соответствии с предложенным нами паспортом проекта, ориентируясь следующую структуру: 1. Тема. Актуальность. Обоснование выбора темы. 2. Обоснование важности решения данного вопроса. Актуальность, изучение опыта. Сильные и слабые стороны проекта. 3. Цель (желаемый результат). 4. Задачи. 5. Моделирование результата. 6. Состав участников проекта и распределение обязанностей между ними. 7. Партнёры проекта. 8. Этапы реализации проекта. 9. Методы работы над проектом. 10. Ресурсы проекта. 11. Бизнес-план. 12. Бюджет. Смета. Материалы. 13. Риски и мероприятия по снижению рисков. 14. Перспективы развития проекта. 15. Защита (публикация), анализ результатов. 16. Последействия в проекте.

Во время семинара учителя химии познакомились с кампусом филиала РХТУ в г. Ташкенте, участвовали в интерактивных деловых играх «Марш-старт», «Альтернатива», «Мозговой штурм», прослушали лекции, познакомились с «Детским технопарком» РХТУ, посетили химический завод. В конце работы участники семинара ответили на вопросы анкеты. По результатам опроса получен 100 % положительный отзыв об организации проведении семинара, участники впервые познакомились с технологией организации исследовательской и проектной деятельности с учениками, особенностями организации коллективно-творческой деятельности и применением технологии рефлексии в процессе обучения.

Учителя отметили, что в ходе обучения получили мотивацию и хотят:

а) подготовить с учениками проект - 92 % учителей;

б) пересмотрят свою методику преподавания -85 % учителей;

в) пройти обучение у квалифицированных педагогов в области химии и педагогики - 78 % учителей.

Участники поддержали предложения:

1) провести конкурс исследовательских и проектных работ по химии среди школьников (для этого необходимо разработать положение, создать орг. комитет по организации Конкурса и пр.);

2) разработать программы семинаров, круглых столов, повышения квалификации для учителей химии на 2023-24 г., в том числе и по русскому языку и педагогике;

3) организовать центры подготовки школьников к поступлению в филиал РХТУ в Ташкентской области,

4) организовать курсы русского языка для подготовки студентов к поступлению в филиал РХТУ.

В данный момент работа по реализации программы ежегодных методических семинаров для учителей продолжается, но уже сейчас можно сказать о том, что внедряемая программа и схема оказались жизнеспособными и эффективными.

Необходимо использовать научно-методический потенциал вуза в поддержке школьных учителей, обучению новым видам деятельности. Вуз стал объединяющей площадкой для продвижения передовых научных идей, обменом информации и опытом работы. Учителя, получившие заряд научной, методической помощи будут готовы поделиться знаниями в своих школах. Партнерское сотрудничество школ и вузов поможет системно подойти к будущей профессиональной подготовке школьников.

В настоящее время в республике Узбекистан уделяется большое внимание развитию химической отрасли. Объединение всех субъектов образовательного процесса во взаимодействии школа-вуз позволит подготовить

выококвалифицированных специалистов для работы на современных химических предприятиях.

Список литературы

1. Дёмкина, Е.В. Ментальные характеристики современного российского студенчества: монография/ Е.В. Дёмкина. Новосибирск: Изд-во ЦНРС, 2013. 125 с.

2. Шестернинов Е.Е., Ефимова Н.С. Формирование менталитета субъектов образовательного процесса высшей школы для реализации проектного метода обучения. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. Вып. 4(53). С. 225 -234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.