Научная статья на тему 'Инновационные направления программы Intel® «Обучение для будущего»'

Инновационные направления программы Intel® «Обучение для будущего» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пирог Т. Г.

Программа Intel® «Обучение для будущего» с 2000 г. работает в России, с 2002 г. в программе участвует Иркутская область. Программа призвана помочь учителям средней школы и студентам педагогических колледжей и вузов освоить эффективные педагогические и информационные технологии, расширить их использование при организации самостоятельной про- 105 ектно-исследовательской деятельности школьников. В России по программе обучено почти 400 тыс. учителей и студентов, среди них более 6 тысяч - это учителя и студенты Иркутской области. Учителя, участвующие в программе, повышают свою квалификацию в области образовательных и информационных технологий. Они изучают проектный метод, учатся разрабатывать учебный, творческий или социальный проект с использованием информационно-коммуникационных технологий, разрабатывать учебные планы с учетом проектной деятельности учащихся, проводить уроки и занятия, где дети выступают творцами, исследователями, деятелями. Программа дает возможность учителям научиться обучать детей через деятельност-ный подход, который еще в прошлом веке обосновал Дьюи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пирог Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные направления программы Intel® «Обучение для будущего»»

опережающего обучения в практике работы вузов возможны лишь при разработке учебных программ, каталога элективных дисциплин, логической схемы изучения дисциплин специальности и учебных материалов. Для проверки достоверности основных результатов исследования осуществлено теоретическое обоснование и предпринята попытка их практической реализации. Разработаны для бакалавриата и магистратуры спецкурсы по изучению современных языков программирования, современных парадигм программирования, элементов программирования для всемирной информационной магистрали для коррекции траектории становления будущих специалистов в соответствии с историей и логикой развития программирования для профессионального понимания сути современного программирования.

Вместе, с тем, дальнейшего изучения требуют вопросы совершенствования методики обучения пограничных с программированием дисциплин, создание новых средств информатизации образования на базе методических основ обучения программированию с применением средств информатизации и динамической модели обучения программированию, совершенствования методики обучения программированию с учетом опыта применения, апробации и экспертизы.

1. Меморандум международного симпозиума Юнеско «Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образование».-М.: МГУ, 1994.

2. Бидайбеков Е.Ы., Нурбекова Ж.К. Телекоммуникационные технологии как предмет и средство обучения будущих информатиков/Сборник трудов участников XIV Международной конференции-выставки. «Информационные технологии в образовании».Часть Ш.-М:МИФИ, 2004. С.193-195.

3. Бидайбеков Е.Ы., Нурбекова Ж.К. Математические основания программирования как элемент содержания обучения .//International Scientific -Practical Conference Materials “Problems of teaching sciences in schools and universities in Kazakhstan, CIS and Germany”,2004, V.2, P.437-440.

4. Нурбекова Ж.К. Теоретико-методологические основы обучения программированию. Монография. -Павлодар, 2004. -225с.

Т.Г. Пирог

ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ INTEL® «ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО»

Пирог Татьяна Геннадьевна, Некоммерческая американская организация «Прожект Хармони Инк.» e-mail: pirog@projectharmony.ru

Нынешние поиски все новых и новых каналов для обучения надо решительно перенаправить в сторону институциональных альтернатив, т. е. создания образовательных сетей, значительно расширяющих возможности человека в наполнении всякого момента его жизни учением, взаимодействием с другими людьми и вниманием к ним

Иван Иллич

Программа 1п1е1® «Обучение для будущего» с 2000 г. работает в России, с 2002 г. в программе участвует Иркутская область. Программа призвана помочь учителям средней школы и студентам педагогических колледжей и вузов освоить эффективные педагогические и информационные технологии, расширить их использование при организации самостоятельной про-

ектно-исследовательской деятельности школьников. В России по программе обучено почти 400 тыс. учителей и студентов, среди них более 6 тысяч - это учителя и студенты Иркутской области. Учителя, участвующие в программе, повышают свою квалификацию в области образовательных и информационных технологий. Они изучают проектный метод, учатся разрабатывать учебный, творческий или социальный проект с использованием информационнокоммуникационных технологий, разрабатывать учебные планы с учетом проектной деятельности учащихся, проводить уроки и занятия, где дети выступают творцами, исследователями, деятелями. Программа дает возможность учителям научиться обучать детей через деятельностный подход, который еще в прошлом веке обосновал Дьюи.

На современном этапе программа претерпевает большие изменения, которые по праву можно назвать инновационными. В 2006 году в программе был запущен проект «Время вернуться домой» (Летописи.ру, www.letopisi.ru), направленный на создание и развитие активно действующего сетевого сообщества, использующего в своей работе современные интернет-технологии и социальные сервисы Веб 2.0. Проект предполагает коллективное использование общественных сетевых сервисов и разнообразие познавательной, краеведческой и учебной деятельности, связанной с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Участники проекта не только изучают историю и культуру родного края, но и знакомятся с глобальными сетевыми концепциями, такими как интерактивные базы данных, цифровые карты, открытые энциклопедии. Проект реализован в среде Вики-вики, представляющей собой технологию создания общественной открытой интернет-энциклопедии по принципу коллективного авторства. Среда ВикиВики предоставляет уникальную возможность для организации коллективного взаимодействия и творчества, формирования сетевых сообществ. В среде легко организовать обмен знаниями внутри сообщества, проводить семинары и тренинги.

За последний год в Интернете появились региональные Вики-среды: Хабаровская, Саратовская, Псковская, Иркутская (http://wiwki.irkutsk.ru) и др. Задачи региональной Вики-вики сформировать региональное открытое сообщество, усилиями которого будут решены задачи: наполнение среды образовательным контентом, взаимодействие учащихся, родителей и педагогов, участвующих в различных проектах.

Вики технологии относятся к социальным сервисам Веб 2.0. В программе 1Ще1® «Обучение для будущего» в 2007 году был проведен ряд семинаров, знакомящих учителей с Веб 2.0, с упором на использование социальных сервисов в учебных целях. Для тьюторов программы разработан 24-часовой дистанционный курс «Сетевые сервисы Веб 2.0 в педагогической практике», для слушателей программы этот курс проводится в очном режиме. В программе большое внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся и развитию критического мышления. Такое внимание вызвано тем, что в современном мире большое значение приобретают ключевые компетенции, такие как: умение решать проблемы, принимать решения, работать в команде, учиться новому и адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Два новых 24-часовых курса направлены на решение этих задач. Курс «Учимся думать вместе» и «Школьники-исследователи».

Благодаря национальному проекту «Образование» школы России подключаются к Инт-нернет. 1гие1 разработал новый дистанционный курс «Обучение для будущего» на основе сервисов Веб 2.0. Курс в пилотном режиме будет запущен в конце 2007 года в 5 регионах России: Нижний Новгород, Саратов, Псков, Волгоград, Иркутск. С 2008 года дистанционное обучение по программе будет предложено всем регионам России. Большое внимание 1п1е! уделяет учащимся. Программа «Путь к успеху» является частью глобального проекта компании 1Ще1 «Инновации в образовании». Это программа дополнительного образования, нацеленная на развитие у школьников навыков, необходимых во взрослой жизни, чтобы быть успешными в условиях знаниевой экономики XXI века. Программа, апробированная в 10 регионах России, с января 2008 г. начнется в Иркутском регионе. Учащиеся 5-9 классов будут изучать 2 курса «Технологии и местное сообщество» и «Технологии и профессия»

Еще один уникальный проект «Миллион возможностей» стартовал в августе 2007 г. в Краснодарском крае. Проект реализует идею: обучение в условиях, когда у каждого ученика есть свой личный ноутбук. Более 100 учителей Краснодарского края принимали участие в тре-

нинге, где познакомились с принципами работы устройства Classmate PC (ноутбук школьника), разработали проекты, в которых Classmate PC является основным инструментом ученика, разработали учебные планы с учетом, что у каждого ученика начальной школы есть личный ноутбук. Все это было подготовкой к знаменательному событию. Двум тысячам учащихся начальных классов Краснодарского 1 сентября были вручены личные ноутбуки.

“Мы должны дать студентам и школьникам все необходимые знания и умения для построения успешной карьеры в будущем. Но прежде всего этими знаниями мы должны обеспечить учителей, чтобы они могли передать опыт и умения школьникам. Чтобы от них исходил первоначальный толчок в будущих изменениях в подходах и методах образования. Технологии позволяют учителям легко делиться успехами и опытом по всему миру. Они дают понимание того, что в реальности уже сделано, а что требует особых усилий. Но технологии - это всего лишь инструмент. С помощью технологий можно изменить методы и подходы в образовательной практике и это позволит учителям быть лидерами, лидерами в своей области, в образовании.” (Крэйг Барретт, Председатель Совета Директоров корпорации Intel).

1. Intel® «Обучение для будущего». Основной курс. Рабочая тетрадь слушателя курса. - М., 2006.

2. Дьюи Дж., 2000, Демократия и образование. - М. Педагогика-Пресс, 2000.

3. Иллич И. Освобождение от школ. - М, Просвещение, 2006.

Е.А. Рубан ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ « 1C: УЧЕБНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Рубан Елена Александровна, заведующая кафедрой экономических дисциплин, Братский профессиональный колледж (г. Братск) e-mail: bpk@bratsk.net.ru

Информационные технологии и телекоммуникации на сегодняшний день представляют собой наиболее перспективное средство интенсификации процесса профессионального обучения и образования. Возможности компьютерной техники, объединённые с творческим подходом преподавателя, позволяют достигать гарантированного педагогического результата, качественно улучшать уровень профессиональной подготовки студентов, развивать навыки самообучения.

Стремительное развитие информационных технологий, появление специализированных программ и новых технологических средств требует соответствующей подготовки выпускников, готовых пользоваться сложным программным обеспечением для эффективного решения профессиональных задач. Педагогические исследования свидетельствуют о том, что в современных условиях требуется основательный подход к информатизации СПО, что существенно повысит качество образования, расширит разнообразие форм его реализации.

Основной целью подготовки специалистов в образовательном учреждении является обеспечение квалифицированными кадрами промышленности и других отраслей экономики. С этой точки зрения проблему внедрения новых информационных технологий в учебный процесс можно рассматривать как соответствие информационным технологиям производства и общества и как развитие технологического процесса образования. Образовательное учреждение, стремящееся соответствовать требованиям современного рынка, должно обеспечить качественную подготовку конкурентоспособных, профессионально и социально компетент-

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.