ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКИХ ДОМАХ
УЗБЕКИСТАНА Хакимова Ф.Т.
Хакимова Феруза Тошпулатовна - преподаватель, кафедра военно-патриотического, духовно-воспитательного воспитания и социальной работы с молодежью, Университет общественной безопасности Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников интернатных учреждений должна рассматриваться как комплексная и основная в системе обучения и воспитания. Потребность и необходимость построения такой системной, комплексной медико-психолого-социально-педагогической деятельности обусловлена наличием у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических и педагогических проблем.
Ключевые слова: детский дом, дети-сироты, оздоровительно-физкультурные мероприятия.
Особенно остро проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья как целостной гармоничной системы стоит перед педагогами и медицинскими работниками, трудовая деятельность которых связана с детскими домами и школами-интернатами. Контингент воспитанников современных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, значительно отличается от контингента воспитанников этих учреждений первых лет советской власти и военных лет. В настоящее время в детских домах, интернатах, приютах находятся в основном социальные сироты.
Последствия социального сиротства для детей тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни: это глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи; отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства; нарушения физического и психологического здоровья. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей, оставшихся без попечения родителей.
Порядок медицинского обеспечения, воспитания и содержания воспитанников устанавливается с учетом их индивидуальных особенностей, возраста, пола, психического и физического состояния.
Бытовые условия должны способствовать реабилитационному процессу, создавать условия для снятия у воспитанника эмоционального напряжения. Помещение Дома ребенка, твердый и мягкий инвентарь, медицинское и хозяйственное оборудование, игрушки должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, соответствовать возрасту, состоянию здоровья и психическому развитию детей.
Лечебно-оздоровительная работа в Доме ребенка направлена на раннее выявление факторов риска заболеваемости, предупреждение их развития, комплексную медико-педагогическую реабилитацию детей, а также предупреждение осложнений, инвалидности.
Воспитанники наблюдаются штатными медицинскими работниками - педиатром и узкими специалистами. Проводятся 2 раза в год углубленные медицинские осмотры воспитанников специалистами территориального лечебно-профилактического учреждения и при необходимости профилактические и оздоровительные мероприятия; обеспечивается лечение больных детей, находящихся в изоляторе; лечение и коррекционно-восстановительные мероприятия среди детей с нарушениями психофизического развития.
В случае заболевания воспитанники по показаниям госпитализируются в территориальные, областные и республиканские детские лечебно-профилактические учреждения. Задачи медицинского сопровождения Осуществление систематического контроля за санитарным состоянием и содержанием всех помещений и территории учреждения, соблюдением правил личной гигиены детьми и персоналом. Организация медицинского контроля за организацией физического воспитания и трудового обучения. Проведение медицинской профессиональной ориентации. Проведение работы по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми [1].
Согласно решению, принятому совместно с областным хокимиятом, Управлением народного образования и областным Кенгашем объединения профессиональных союзов, специалисты областного отделения Фонда развития детского спорта активно участвуют в организации летнего досуга школьников. Так, в летних оздоровительных лагерях «Вахшивор», «Мироб» Олтинсайского, «Чашма-Тошпулатбой» Денауского, «Хонжиза» и имени Х. Кулниезова Узунского, «Бешбулок» Музрабадского, «Нефтчи» и «Бешбулок-Сурхон-Шеробод» Шерабадского районов проведены соревнования на приз Фонда развития детского спорта по настольному теннису, шахматам и шашкам, мини-футболу и национальным видам спорта, в которых участвовало более 2500 мальчиков и девочек.
По инициативе работников Фонда проводятся тематические спортивные недели, приуроченные к различным памятным и международным датам. Всего с начала этого года в спортивных соревнованиях, организованных областным филиалом Фонда развития детского спорта приняло участие около 20 тысяч детей, более 18 тысяч из них проживают в сельской местности. Возможность проявить свои физические возможности и спортивные достижения получили также свыше 7,2 тысячи девочек.
Важно отметить, что благодаря деятельности Фонда развития детского спорта, в регионе повысился уровень активности девочек в различных видах спорта. Ввод в строй десятков спортивных сооружений, в том числе и в отдаленных селах, которые оснащены современным спортивным оборудованием и инвентарем, а также укомплектованы квалифицированными специалистами.
На развитие детского, женского и семейного спорта, вовлечение их в физическую культуру и спорт, оздоровление всех слоев населения, направлены масштабные спортивные мероприятия, посвященные «Дню защитников Родины», «Международному женскому дню», общенародному празднику «Навруз», «Дню памяти и почестей», «Международному дню защиты детей» и ряду другим знатным датам. Например, в «День защитников Родины» во всех спортивных комплексах прошли соревнования по военно-спортивным видам спорта, 8 марта состоялись первенства области среди девочек и женщин по художественной гимнастике и настольному теннису, в дни «Навруза» - по национальным видам спорта.
Занятия физической культурой могут быть использованы в формировании положительных черт личности, интеллекта, а психологическая атмосфера занятий способствует подавлению эгоизма, лицемерия, нечестности и т.п. При этом необходимо акцентировать внимание воспитанников на своих индивидуальных особенностях и возможностях. Это способствует активизации процессов самопознания и самоуправления деятельностью детей.
Системный подход и применение средств физической культуры в условиях детского дома позволяют добиваться конкретных изменений как в физической, так и в психологической сферах детей-сирот. Развитие физического качества быстроты, в свою очередь, способствует направленным изменениям в психологической сфере - развитию быстроты восприятия информации, принятию решения. При этом используется сопряженное воздействие как последовательно - физическими упражнениями, создающими предпосылки для последующего развития физических качеств, так и параллельно - упражнениями, одновременно воздействующими на психологическую и физическую сферы.
Так, при наличии вполне определенных различий в процессах адаптации детей -сирот, а также их развития в каждой возрастно-половой группе по жизненно важным признакам физического развития, интеллектуальной и нравственной сферы, научного обоснования выявленных быстрых темпов возрастного созревания и развития, продолжает декларироваться коллективное обучение и воспитание по одинаковым учебным планам и программам. Во время их реализации обнаруживается низшая эффективность образовательного процесса, рассогласование между планируемыми и реальными результатами обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что здоровьесберегающий аспект развития личности является актуальным на современном этапе. Организация процесса обучения и воспитания ребят привели к тому, что они стали меньше болеть респираторными заболеваниями, повысилась мотивация к здоровому образу жизни, ребята стараются жить без вредных привычек. В нашей группе сплоченный, дружный, спортивный коллектив. Присутствует устойчивый моральный климат.
Список литературы
1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении положения о домах
ребенка» от 13.06.2012 г. № 171.