Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКИХ ДОМОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКИХ ДОМОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТСКИЙ ДОМ / НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ / ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПОДГОТОВКА / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кожина Ирина Кузьминична

В статье на основе архивных документов и научно-публицистических источников проанализированы основные направления воспитания детей в период 1941-1945 годов в детских домах Вологодской области.Тенденции воспитательного процесса в детских домах, сформировавшиеся перед войной, продолжали укрепляться в период Великой Отечественной войны и включали в себя: общественно-политическое воспитание, военно-физкультурную подготовку, трудовое воспитание, образовательные занятия, оздоровительные мероприятия, культурное воспитание.На территории Вологодской области не проходили военные действия, что позволило увеличить количество детских домов для эвакуированных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несомненно, в обязанности педагогического коллектива детского дома входило не только сохранение жизни и здоровья воспитанников, обеспечения жизнедеятельности, но и воспитания всесторонне развитой, нравственной, патриотичной личности.В статье выделены направления воспитательного процесса в военный период, приведены факты по патриотическому и военному воспитанию, физкультурных и оздоровительных мероприятиях; проанализировано трудовое и культурное направления.Материалы исследования могут быть использованы для разработки учебных пособий по социальной педагогике с учетом регионального компонента содержания образования; в программно-методическом обеспечении преподавания истории педагогики и образования в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF EDUCATION OF CHILDREN IN THE SYSTEM OF ORPHANAGES IN THE VOLOGDA REGION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Based on archival documents and scientific and journalistic sources, the article analyzes the main directions of raising children in the period 1941-1945 in orphanages in the Vologda region.The tendencies of the educational process in orphanages, formed before the war, continued to strengthen during the Great Patriotic War and included: socio-political education, military physical education, labor education, educational classes, recreational activities, cultural education.There were no hostilities on the territory of the Vologda Oblast, which made it possible to increase the number of orphanages for evacuated orphans and children left without parental care. Undoubtedly, the duties of the teaching staff of the orphanage included not only the preservation of the life and health of the pupils, the provision of life, but also the education of a comprehensively developed, moral, patriotic personality.The article highlights the directions of the educational process during the war period, provides facts on patriotic and military education, physical culture and recreational activities; the labor and cultural directions are analyzed.The research materials can be used to develop textbooks on social pedagogy, taking into account the regional component of the content of education; in the software and methodological support of teaching the history of pedagogy and education at the university.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКИХ ДОМОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

ДИСКУССИОННЫЕ ТЕМЫ

Направления воспитания детей в системе детских домов Вологодской области в период Великой Отечественной войны

Кожина Ирина Кузьминична,

аспирант, кафедра начального образования, Череповецкий государственный университет общей и социальной педагогики E-mail: ikkozhina@chsu.ru

В статье на основе архивных документов и научно-публицистических источников проанализированы основные направления воспитания детей в период 1941-1945 годов в детских домах Вологодской области.

Тенденции воспитательного процесса в детских домах, сформировавшиеся перед войной, продолжали укрепляться в период Великой Отечественной войны и включали в себя: общественно-политическое воспитание, военно-физкультурную подготовку, трудовое воспитание, образовательные занятия, оздоровительные мероприятия, культурное воспитание.

На территории Вологодской области не проходили военные действия, что позволило увеличить количество детских домов для эвакуированных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несомненно, в обязанности педагогического коллектива детского дома входило не только сохранение жизни и здоровья воспитанников, обеспечения жизнедеятельности, но и воспитания всесторонне развитой, нравственной, патриотичной личности.

В статье выделены направления воспитательного процесса в военный период, приведены факты по патриотическому и военному воспитанию, физкультурных и оздоровительных мероприятиях; проанализировано трудовое и культурное направления.

Материалы исследования могут быть использованы для разработки учебных пособий по социальной педагогике с учетом регионального компонента содержания образования; в программно-методическом обеспечении преподавания истории педагогики и образования в вузе.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, дети-сироты, детский дом, направление воспитания, военно-физкультурная подготовка, трудовое воспитание, патриотическое воспитание.

Система советских детских интернатных учреждений приняла законченные формы к 1935 году, их типизация учитывала особенности воспитанников - возрастные, психологические и физиологические, способствовала улучшению как учебной, так и воспитательной работы.

В детских домах советского государства воспитательный процесс основывался на идее общественного коммунистического воспитания, реализация которой была организована в трёх направлениях - политическом, интернациональном и антирелигиозном.

Социально-политические и экономические изменения, которые произошли в Советском государстве перед Великой Отечественной войной, а затем и в её период, внесли свои коррективы и отразились на направлениях воспитания детей.

Возникшая в те годы уверенность в приближающейся войне многое объясняла в воспитании подрастающего поколения. Государственная система социальной защиты детей-сирот, которая сложилась перед Великой Отечественной войной, была в большей степени ориентирована не на борьбу с детской беспризорность и безнадзорность, а на воспитание нравственной, всесторонне развитой, патриотичной личности.

В мае 1941 года во все областные, городские и районные отделы народного образования, а затем и детские дома поступило указание о «Летней воспитательной работе в школьных детских домах», которое отражало все направления воспитательного процесса, сложившиеся в те годы. Оно было основано на обращении М.И. Калинина к советским школьникам, в котором прослеживалась целая программа действий [3].

Проанализированные архивные документальные материалы достаточно полно характеризуют все стороны общественно-политической, трудовой, военно-патриотической и культурной направленности воспитания в детских домах Вологодской области в период 1941-1945 годов.

Важнейшим направлением в воспитательном процессе детей детских домом в период Великой Отечественной войны стало общественно-политическое воспитание.

Воспитатели должны были держать воспитанников в курсе важнейших событий жизни нашей Родины, а также международных событий. В этих целях ребят приучали к самостоятельному и си-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

стематическому чтению газет, проводились политинформации.

Так, в многочисленных приказах по Вологодскому областному отделу народного образования 1941-1942 годов, было рекомендовано городским и районным отделам народного образования усилить и поднять качество работы по политическому воспитанию школьников [4].

Требовалось разработать по каждому детскому дому и школьному учреждению детальный план массовой работы, включив в него проведение читок, бесед, организацию докладов, лекций, показов военно-патриотических фильмов, организацию выставок. В библиотеках создать «военные уголки», «комнаты обороны», оборудованные макетами, лозунгами, выставками литературы по военно-политической тематике [4].

Обязательным было вывешивание в детских домах газет, карты мира, на которой отмечаются те места, к которым привлечено внимание нашей общественности.

В политико-просветительской работе в военное время Вологодским ОблОНО предлагалось организовывать агитбригады, которые строят свои выступления на острую злободневную тематику: оборонную, производственную, антифашистскую; всячески расширять драматические и музыкальные кружки для детей, проводить в них разучивание оборонных, патриотических песен, постановку пьес и сценических миниатюр на политические и оборонные темы.

Для воспитанников еженедельно проводились групповые читки сводок информбюро, они участвовали в выпуске стенгазет, организовывали выставки оборонной антифашисткой литературы.

Для работы по военно-патриотическому воспитанию школьников были привлечены городские и сельские библиотеки, дома культуры. Так, в письме заведующим районных и городских отделов народного образования Вологодской области отмечается большой вклад Кубено-Озерского дома культуры, Никольской, Новленской, Гавриль-цевской, Андомской, Кубено-Озерской библиотек в организации работы в условиях военного времени по политико-просветительской, оборонной, антифашистской тематике. Однако указывается и на неудовлетворительное руководство политпросвет работой некоторых ГорОНО и РайОНО, например Мяксинского, Вашкинского, Грязовецко-го, Сокольского районов [5].

Педагогический коллектив детских домов проводил беседы о великих русских полководцах и флотоводцах, великих полководцах Красной Армии, простых солдатах, мужественно сражавшихся за Родину, о героях-комсомольцах, о пионерах-героях, вступающих в героическую, неравную схватку с фашистскими захватчиками. Рассказы-5 вая детям о героических подвигах, следовало по-5 казать, что героическое является не случайным й стечением обстоятельств, а результатом система-еЗ тического ежедневного труда, результатом посто-ав янного стремления сделать порученное дело луч-

ше, полноценнее, с отличным качеством и результатом.

Воспитанники изучали историю жизни советских вождей и лучших людей страны, отмечали знаменательные даты. Особое значение имели беседы с передовыми колхозниками, рабочими-коммунистами, комсомольцами, которые рассказывали об основоположниках марксизма-ленинизма, о великой коммунистической партии большевиков, о величайшем из людей современности, вожде народов, товарище Сталине.

Большое внимание в рамках патриотического воспитания уделялось в годы войны празднованию дней Красного календаря, в особенности дней общенародных праздников, в которых детские дома принимали участие своими самодеятельными выступлениями.

Широко отмечались: День Красной Армии, день военно-морского флота, Всесоюзный день авиации, день рождения Сталина и др.

В 1941 году вместе со всей страной воспитанники детских домов Вологодской области активно участвовали в проведении дней памяти великого русского поэта М.Ю. Лермонтова (100-летие со дня смерти). Были устроены утренники и вечера, посвящённые М.Ю. Лермонтову, на которых воспитанники выступали с декламацией, докладами, постановками о творчестве поэта [6].

Особое внимание в период Великой Отечественной войны отводилось военно-физкультурной подготовке школьников. Детский дом, где воспитанники круглые сутки находились под руководством своих воспитателей, имел все возможности для воспитания сознательной дисциплины -непременного качества советского гражданина. В обращениях к пионерам и школьникам тех лет отмечалось, что «...Нынешние пионеры - это будущие бойцы Красной Армии и работники на наших фабриках и заводах, в учреждениях, в колхозах и совхозах. Уже сейчас вы должны приучаться к строгой дисциплине для того, чтобы хорошо служить Родине на любом посту» [7].

В архивных документах Вологодского ОБЛОНО указывалось, что для воспитанников детских домов нужна систематическая военная подготовка, интересно построенная, увлекательно проводимая. Нельзя ограничивать военно-физкультурную подготовку деятельности кружков, в которых зазубривают названия частей винтовки и противогаза, авиабомб и запах газа. Такая оторванная от практики работа не принесёт нужной пользы. Надо воспитать умение правильно пользоваться противогазом, ориентироваться по солнцу, по приметам и по компасу, умение ходить в строю, пользоваться картой, разбираться в топографических знаках, воспитать наблюдательность, выносливость, мужество [8].

Для этого кроме занятий на дворе среди воспитанников проводились военизированные игры, походы, в ходе которых требовалось практическое использование приобретённых на занятиях знаний и навыков.

Военно-физкультурная подготовка была построена по программам, утверждённым ЦК ВЛКСМ. Сюда входили следующие виды занятий: утренняя зарядка на открытом воздухе, гимнастика по комплексу БГТО и ГТО, лёгкая атлетика, спортивные и подвижные игры, строевая подготовка и др.

В план работы для воспитанников от 13 лет и старше была включена ежегодная тренировка по подготовке к сдаче летних норм БГТО.

Кроме того, дети изучали азбуку Морзе, сигнализации, топографические знаки и карты, учились проводить глазомерную съёмку планов, определение расстояния на глаз.

В военно-физкультурное воспитание было включено изучение основ сапёрного дела, разведки и маскировки, санитарного дела, оказания первой помощи, военизированные игры, ознакомление с элементами военной тактики. Воспитанники учились ходить в строю и знать построения, команды, чётко выполнять команды, уметь шагать с песней в строю.

Приказом по Штабу руководства по проведению тактических занятий по учебным заведениям Вологодской области от 05 мая 1944 года было закреплено проведение в период с 01 мая по 15 июня двухсторонних военно - тактических занятий для школьников с целью улучшения подготовки и закрепления военно-тактических знаний [9].

В детских домах проводились соревнования по легкой атлетике, по кроссу, по плаванию, по волейболу, баскетболу, городкам, теннису, крокету, по подвижным играм (например, лапта), турниры по шахматам, шашкам. Каждый воспитанник должен был обязательно принять участие в спортивных состязаниях.

Кроме этого, воспитанники детских домов области вовлекались в городские, районные и областные спортивные соревнования и физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые были организованы в соответствии с утверждёнными годовыми планами.

Так, ежегодный план практических занятий по физической культуре Вологодского добровольного спортивного общества «Смена» включал в себя занятия для детей, молодёжи и школьников. Воспитанники детских домов участвовали в мероприятиях по сдаче норм на значки ГТО и БГ-ТО, в первенствах по легкой атлетике, городкам и перетягиванию каната, соревнованиях по шашкам и шахматам, футболу, волейболу, стрельбе и др. [10].

Вся военно-физкультурная работа проводилась по обязательным указания ЦК ВЛКСМ и под руководством комсомольцев. Например, Череповецкому городскому комитету ВЛКС в 1944 году по направлению военно-физкультурной работы было поручено провести ряд тактических военных игр для школьников, организовать в летний период спортивные занятия и секции для детей, соревнования по легкой атлетике, волейболу, гребле и плаванию, палаточный поход, посвящённый Дню военно-морского флота [11].

Трудовое воспитание воспитанников детских домов носило обязательный характер. «......Систематический, ежедневный и разумно организованный труд детей имеет огромное значение для коммунистического воспитания», - отмечалось в директивах и указаниях ОБЛОНО тех лет [12].

Воспитанники вовлекались в бытовой и хозяйственный труд, в самообслуживание. Дети 8-10 лет убирали постели, вытряхивали одеяла и простыни на воздухе, участвовали в уборке комнат, помогали в уборке посуды и накрывали столы.

В архивных документах, а в частности в Актах проверок детских домов Вологодской области, которые проводились ежегодно, обращалось внимание на трудовое воспитание. Так в Акте проверки Кубено-Озерского детского дома за 1943 год отмечается положительный опыт работы всего педагогического коллектива по привитию трудовых навыков воспитанникам [13].

Дети 11 лет и старше более широко привлекались к хозяйственному труду. Задачей воспитателей было дать детям основные навыки домоводства. Поэтому в круг хозяйственной работы старших воспитанников входило участие в мытье полов (кроме кухни и уборной), мытьё или протирка стен, промывка окон, обметание пыли, подметание полов влажным способом.

Дети сервировали столы, занимались раздачей пищи, мытьём посуды, уборкой столовой. Кроме этого, принимали и активное участие в приготовлении пищи.

Особое внимание уделялось передаче детям навыков бережного отношения к продуктам и приготовлению здоровой, питательной и простой пищи, приучая полноценно и экономично сохранить и использовать пищевые продукты, как социалистическую собственность.

Старшие воспитанники привлекались к заготовке продуктов для детского дома (осенью - участие в уборке урожая, летом - к сбору ягод и грибов, к сушению грибов). Приказом НАРКОМПрО-СА было рекомендовано установить в детских домах и интернатах план по сбору ягод и грибов, шиповника [14].

Так воспитанники Кубено-Озерского детского дома заготовили за лето и осень 1944 года более 5 кг. сушёных ягод, засолили свыше 100 кг. грибов (рыжиков) [15].

Под руководством комсомольцев Череповца, школьники и воспитанники детских домов города и района участвовали в массовых походах по сбору лекарственного сырья и полезных дикорастущих растений [16].

Каждый воспитанник сам ухаживал за своей одеждой. Младшие дети 8-10 лет пришивали пуговицы, петли, вешалки и т.д. Более старшие дети обучались не только мелкому ремонту носильных вещей, но и изготовлению простейшей одежды и обуви.

В каждом детском доме была организована работа мастерских по столярному, швейному, сапожному делу. Здесь выполнялись заказы не только

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

для своего детского дома, но и для продажи и обмена на другие предметы и товары.

Примером таких мастерских были мастерские Кадниковского, Чебсарского, Былинского детских домов, воспитанники которых производили от гвоздя до коньков и посуды, осуществляли ремонт сельскохозяйственного оборудования [1].

Дети привлекались к стирке и глажению белья для себя, к ремонту мелких вещей обихода детского дома; они могли починить полки, табурет, стол, старшим воспитанникам поручали изготовление простой мебели, которой не хватало в детских домах.

Одним из ведущих направлений в трудовом воспитании детей детских домов было участие в сельскохозяйственном труде.

Практически в каждом детском доме было своё подсобное хозяйство, в котором имелись посевные и посадочные площади, двор, с содержащимся там скотом и птицей. Воспитанники привлекались к работе во всех отраслях подсобного сельского хозяйства: в огороде, в саду и ягоднике, по уходу за техническими и зерновыми культурами, ухаживали за скотом. Старших воспитанников обучали правильным приёмам ухода за лошадью, запряганию и распряганию, ремонту упряжи.

Так к 1944 году детские дома Вологодской области имели в своих подсобных хозяйствах 163 лошади, 1266 голов коров, 113 свиней, 377 овец и более 240 голов птицы. Воспитанниками вместе с педагогами было обработано и посеяно более 300 га зерновых культур, посажено порядка 100 га картофеля и овощей [2].

Детские дома обеспечивали себя картофелем и овощами, во многих получали высокие урожаи зерновых культур. Высокие урожаи были получены на подсобных хозяйствах детских домов Вели-коустюгского, Усть-Кубенского и Лежского районов [2].

Дети воспитывались в детских домах до 14 лет, а затем направлялись на работу на предприятия промышленности и сельского хозяйства, учитывая их профессиональную подготовку, полученную в детских домах [17].

В директивных документах Вологодского ОБ-ЛОНО было указано на особый контроль директоров детских домов области по выполнению плана трудоустройства воспитанников, устройству в ремесленные училища [18].

Кроме обязательной для всех воспитанников работы по сельскому хозяйству проводились занятия юных натуралистов - сюда входило озеленение территории детского дома, разведение цветов, знакомство с окружающей растительностью, ведение регулярного наблюдения природы, организация живого уголка, устройство метеорологи-5 ческой вышки.

о Воспитанники детских домов области участво-й вали в конкурсах юных натуралистов, под руко-еЗ водством местных комсомольских организаций ав ходили в походы, изучали местность, наблюдали

за природными явлениями, собирали материалы для коллекций минералов и гербариев.

Во время Великой Отечественной войны в детских домах продолжили работать технические кружки. Задачи, выдвигаемые перед кружками, исходили из самого детского дома. Вологодская область находится в окружении лесов, поэтому во многих учреждениях были организованы кружки деревообделочников, деревообработчиков, воспитанники которых выполняли в детском доме ряда необходимых работ: изготавливали оборудование для занятий, необходимую мебель, готовили нужный для детского дома инвентарь и т.д.

Воспитанники, входившие в кружок юных металлистов, брали на себя текущий ремонт сельскохозяйственного оборудования, изготовление предметов домашнего обихода.

Продолжали работать увлекательные кружки юных техников - авиамоделистов, электриков, фотографов, судомоделистов. В каждом из этих видов кружков воспитанники получали необходимые знания и умения, которые могли применить в условиях военного времени.

В период войны не было забыто и такое направлении в воспитании, как краеведение. «.Познать свой край, свой район, его историю, его богатства, и не только познать, но научиться лучше использовать природу на благо социалистическому обществу, - какое благородное и благодарное занятие, какой могучий источник знаний. Какое прекрасное средство воспитания у детей наблюдательности, находчивости, инициативы» [19].

Воспитанники учились строить рельефный план окружающей местности. Они прорабатывали историю областного или районного центров: изучали памятники событий, знакомились с событиями истории Великой октябрьской социалистической революции в местном районе.

О важности этого рода работы для общего образования и для развития чувства советского патриотизма говорил М.И. Калинин.

Продолжали организовываться экскурсий для ботанических, геологических, фенологических исследований. Во время таких экскурсий дети собрали коллекции минералов, почв, растений. Они знакомились со всеми важнейшими отраслями сельского хозяйства в районе: с полеводством и огородничеством, с техническими культурами, с садоводством, с животноводческими и птицеводческими фермами, с организацией молочного дела и маслодельных пунктов. Отмечалась важность таких экскурсий, они совмещали огромное значение сельскохозяйственного труда, показывали труд всесторонне, вызывали любовь и уважение к труду.

Но, несомненно, одной из первоочередных задач советского государства была продолжающаяся борьба с ликвидацией неграмотности.

В решении ИСПОЛКОМА Вологодского Областного Совета депутатов трудящихся отмечено, что Вологодский ГорОНО и его подведомственные учреждения с начала войны перестроили свою ра-

боту в соответствии с требованиями, выдвинутыми военной обстановкой. Удалось снизить отсев учащихся из школ почти в 4 раза, дети проводят большую общественно-полезную работу. Однако указывается на серьёзные недостатки в работе ГорОНО, а именно на неудовлетворительную посещаемость детьми школьных занятий, на низкую успеваемость во многих школах. Обращалось внимание, что отдельные учителя недостаточно готовятся к урокам, политбеседам, не повышают свой теоретический уровень, не обращаются к примерам героического прошлого и настоящего советского народа [20].

Следует отметить, что воспитанники систематически организовывали работу с отстающими в учёбе детьми.

Важное значение уделялось внеклассному чтения, в соответствии с возрастом детей и рекомендованных для тех или иных классов литературными произведениями для самостоятельного чтения. Организовывались кружки друзей библиотеки, активы библиотеки, в которых воспитанники ремонтировали потрепавшиеся книги, делали объявления о вновь прибывших книгах, устраивали выставки книг и т.п.

В заключении, хотелось бы отметить, что в самом начале Великой Отечественной войны Вологодским ОблОНО было рекомендовано провести в каждом детском учреждении разъяснение исторических выступлений Сталина 6 и 7 ноября 1941 года на параде на Красной площади. Повседневная работа с детьми по разъяснению выступлений тов. Сталина «.должна поднять широкую волну социалистического соревнования среди учителей и учащихся за полное выполнение всеобуча, полную успеваемость, за высокое качество военно-физкультурной работы, за широкое развёртывание внешкольных мероприятий, по мобилизации сил и энергии учащихся и всего населения на выполнение задач по борьбе с врагом» [21].

Литература

1. Вологодский областной архив новейшей политической истории (ВОАНПИ): Ф. 2522, оп. 3, д. 570, л. 74;

2. Вологодский областной архив новейшей политической истории (ВОАНПИ): Ф. 2522, оп. 6, д. 401, л. 40;

3. Государственный архив Вологодской области (ГА ВО): Ф. 1996, оп. 1, д. 65, л. 138;

4. Государственный архив Вологодской области (ГА ВО), Ф. 1996, оп. 1, д. 70, л. 107, 113;

5. Государственный архив Вологодской области (ГА ВО), Ф. 1996, оп. 1, д. 70, л. 112;

6. Государственный архив Вологодской области (ГА ВО), Ф. 1996, оп. 1, д. 108, л. 230;

7. Государственный архив Вологодской области (ГА ВО), Ф. 1996, оп. 1, д. 65, л. 149;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Государственный архив Вологодской области (ГА ВО), Ф. 1996, оп. 1, д. 65, л. 140;

9. Государственный архив Вологодской области (ГА ВО), Ф. 2360, оп. 1, д. 214, л. 81;

10. Государственный архив Вологодской области (ГА ВО), Ф. 2360, оп. 1, д. 214, л. 76-77;

11. Государственный архив Вологодской области (ГА ВО), Ф. 2360, оп. 1, д. 214, л. 78;

12. Государственный архив Вологодской области (ГА ВО), Ф. 1196, оп. 1, д. 65, л. 172;

13. Государственный архив Вологодской области (ГА ВО), Ф. 1996, оп. 1, д. 108, л. 78;

14. Государственный архив Вологодской области (ГА ВО), Ф. 1996, оп. 1, д. 108, л. 194;

15. Государственный архив Вологодской области (ГА ВО), Ф. 1996, оп. 1, д. 108, л. 76;

16. Государственный архив Вологодской области (ГА ВО), Ф. 2360, оп. 1, д. 214, л. 79;

17. Государственный архив Вологодской области (ГА ВО), Ф. 1996, оп. 1, д. 100, л. 95;

18. Государственный архив Вологодской области (ГА ВО), Ф. 1996, оп. 1, д. 65, л. 172;

19. Государственный архив Вологодской области (ГА ВО), Ф. 1996, оп. 1, д. 65, л. 150;

20. Государственный архив Вологодской области (ГА ВО), Ф. 2360, оп. 1, д. 445, л. 8-9;

21. Государственный архив Вологодской области (ГА ВО), Ф. 1822, оп. 1, д. 912, л. 595;

22. Цветков С.Н. Дети и война. // Историческое краеведение и архивы. 2010. № 17. С. 36-46.

DIRECTIONS OF EDUCATION OF CHILDREN IN THE SYSTEM OF ORPHANAGES IN THE VOLOGDA REGION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Kozhina I.K.

Cherepovets State University of General and Social Pedagogy

Based on archival documents and scientific and journalistic sources, the article analyzes the main directions of raising children in the period 1941-1945 in orphanages in the Vologda region. The tendencies of the educational process in orphanages, formed before the war, continued to strengthen during the Great Patriotic War and included: socio-political education, military physical education, labor education, educational classes, recreational activities, cultural education.

There were no hostilities on the territory of the Vologda Oblast, which made it possible to increase the number of orphanages for evacuated orphans and children left without parental care. Undoubtedly, the duties of the teaching staff of the orphanage included not only the preservation of the life and health of the pupils, the provision of life, but also the education of a comprehensively developed, moral, patriotic personality.

The article highlights the directions of the educational process during the war period, provides facts on patriotic and military education, physical culture and recreational activities; the labor and cultural directions are analyzed.

The research materials can be used to develop textbooks on social pedagogy, taking into account the regional component of the content of education; in the software and methodological support of teaching the history of pedagogy and education at the university.

Keywords: Great Patriotic War, orphans, orphanage, direction of education, military physical training, labor education, patriotic education.

References

1. Vologda Regional Archive of Recent Political History (VOANPI): F. 2522, op. 3, d. 570, l. 74;

2. Vologda Regional Archive of Recent Political History (VOANPI): F. 2522, op. 6, d. 401, l. 40;

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

3. State Archive of the Vologda Oblast (GA VO): F. 1996, op. 1, 13. State Archive of the Vologda Oblast (GA VO), F. 1996, op. 1,

d. 65, l. 138; d. 108, l. 78;

4. State Archive of the Vologda Oblast (GA VO), d. 70, l. 107, 113; F. 1996, op. 1, 14. State Archive of the Vologda Oblast (GA VO), 108, l. 194; F. 1996, op. 1, d.

5. State Archive of the Vologda Oblast (GA VO), d. 70, l. 112; F. 1996, op. 1, 15. State Archive of the Vologda Oblast (GA VO), 108, l. 76; F. 1996, op. 1, d.

6. State Archive of the Vologda Oblast (GA VO), d. 108, l. 230; F. 1996, op. 1, 16. State Archive of the Vologda Oblast (GA VO), 214, l. 79; F. 2360, op. 1, d.

7. State Archive of the Vologda Oblast (GA VO), d. 65, l. 149; F. 1996, op. 1, 17. State Archive of the Vologda Oblast (GA VO), 100, l. 95; F. 1996, op. 1, d.

8. State Archive of the Vologda Oblast (GA VO), F. 1996, op. 1, 18. State Archive of the Vologda Oblast (GA VO), F. 1996, op. 1, d.

d. 65, l. 140; 65, l. 172;

9. State Archive of the Vologda Oblast (GA VO), d. 214, l. 81; F. 2360, op. 1, 19. State Archive of the Vologda Oblast (GA VO), 65, l. 150; F. 1996, op. 1, d.

10. State Archive of the Vologda Oblast (GA VO), F. 2360, op. 1, 20. State Archive of the Vologda Oblast (GA VO), F. 2360, op. 1, d.

d. 214, l. 76-77; 445, l. 8-9;

11. State Archive of the Vologda Oblast (GA VO), d. 214, l. 78; F. 2360, op. 1, 21. State Archive of the Vologda Oblast (GA VO), 912, l. 595; F. 1822, op. 1, d.

12. State Archive of the Vologda Oblast (GA VO), F. 1196, op. 1, 22. Tsvetkov S.N. Children and war. // Historical local history and

d. 65, l. 172; archives. 2010. No. 17. S. 36-46.

o d

u

oj

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.