Научная статья на тему 'ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ДЕТЕЙ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ В ПЕРИОД ЛЕТНИХ И ЗИМНИХ КАНИКУЛ'

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ДЕТЕЙ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ В ПЕРИОД ЛЕТНИХ И ЗИМНИХ КАНИКУЛ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

172
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / СОВЕТСКОЕ ДЕТСТВО / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ / ПИОНЕРСКИЕ ЛАГЕРЯ / ДЕТСКИЕ ДОМА / КАНИКУЛЫ / КАРАГАНДИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сактаганова З.Г., Абдукаримова Ж.К.

В статье рассматриваются оздоровительные кампании в Казахской ССР в 1941-1945 гг. Целью данной статьи является изучение и анализ оздоровительных кампаний для детей Карагандинской области в дни школьных каникул в годы Великой Отечественной войны, а также их воздействие на здоровье детей в сложных условиях военного времени. Авторами вводятся в научный оборот данные Государственного архива Карагандинской области, Архива Президента Республики Казахстан, а также Государственного архива Российской Федерации. Приводятся таблицы по оздоровительным кампаниям в Казахской ССР, дается анализ видов оздоровления детей в республике, запланированных и выполненных фактически, а также анализ причин недовыполнения или перевыполнения плана по областям республики. Новизной данного исследования является то, что авторы обращаются к региональному аспекту истории детской повседневности в годы Великой Отечественной войны. На сегодняшний день нет специальных исследований по данной проблематике, показывающей значимость проводимых кампаний по оздоровлению детей во время зимних и летних каникул. Помимо оздоровления детей, подчеркивается важность данных кампаний по недопущению безнадзорности в детской среде в каникулярное время, так как родители большинства ребят были с утра до вечера на работе, и не имели физической возможности заниматься организацией досуга своих детей. Несмотря на то, что в годы войны имелись финансовые, материально-технические, кадровые сложности, руководство страны понимало, что забота о здоровье юных граждан сегодня является залогом успеха и стабильности завтра и предпринимало меры по оздоровлению детей. Одной из таких мер были оздоровительные кампании, включавшие в себя такие виды деятельности, как работа пионерских лагерей, оздоровительных площадок, лагерей санаторного типа, военизированных лагерей, вывоз на дачи, усиленное питание, в которых участвовали школьники, воспитанники детских домов, домов малютки, дети посещавшие ясли и детский сад. Невзирая на все сложности и недостатки организационных моментов, оздоровительные кампании все же дали положительные результаты в деле оздоровления советских детей в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECREATIONAL ACTIVITIES FOR CHILDREN OF THE KARAGANDA REGION DURING THE WINTER AND SUMMER HOLIDAYS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article examines health-improving campaigns in the Kazakh SSR in 1941-1945. The purpose of this article is to study and analyze health campaigns for children of the Karaganda region during school holidays during the Great Patriotic War, as well as their impact on the health of children in difficult wartime conditions. The authors enter into scientific circulation the data of the State Archives of the Karaganda Region, the Archives of the President of the Republic of Kazakhstan, as well as the State Archives of the Russian Federation. Tables are given on health-improving campaigns in the Kazakh SSR, an analysis is given of the types of health improvement of children in the republic, planned and implemented in fact, as well as an analysis of the reasons for under-fulfillment or over-fulfillment of the plan in the regions of the republic. The novelty of this research is that the authors turn to the regional aspect of the history of children's everyday life during the Great Patriotic War. To date, there are no special studies on this issue, showing the importance of campaigns to improve the health of children during the winter and summer holidays. In addition to improving the health of children, the importance of these campaigns to prevent neglect in the children's environment during the vacation time is emphasized, since the parents of most children were at work from morning to evening and did not have the physical opportunity to organize their children's leisure time. Despite the fact that during the war years there were financial, material and technical, personnel difficulties, the country's leadership understood that taking care of the health of young citizens those days was the key to success and stability in the future and took measures to improve the health of children ... One of those measures was health campaigns, which included such activities as the work of pioneer camps, recreation sites, sanatorium-type camps, paramilitary camps, transportation to summer cottages, enhanced nutrition, in which schoolchildren, inmates of orphanages, baby homes, children attending nurseries and kindergartens spent time. Nevertheless, despite all the difficulties and shortcomings of the organizational aspects, health-improving campaigns yielded positive results in improving the health of Soviet children during the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ДЕТЕЙ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ В ПЕРИОД ЛЕТНИХ И ЗИМНИХ КАНИКУЛ»

МРНТИ 03.20

З.Г. Сактаганова Ж.К.Абдукаримова*

Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова, Караганда, Казахстан

*Автор для корреспонденции: zhanara1307@mail.ru

Повседневность детей Карагандинской области в годы Великой Отечественной войны: оздоровительные кампании в период летних и зимних каникул

Аннотация. В статье рассматриваются оздоровительные кампании в Казахской ССР в 1941-1945 гг. Целью данной статьи является изучение и анализ оздоровительных кампаний для детей Карагандинской области в дни школьных каникул в годы Великой Отечественной войны, а также их воздействие на здоровье детей в сложных условиях военного времени.

Авторами вводятся в научный оборот данные Государственного архива Карагандинской области, Архива Президента Республики Казахстан, а также Государственного архива Российской Федерации. Приводятся таблицы по оздоровительным кампаниям в Казахской ССР, дается анализ видов оздоровления детей в республике, запланированных и выполненных фактически, а также анализ причин недовыполнения или перевыполнения плана по областям республики.

Новизной данного исследования является то, что авторы обращаются к региональному аспекту истории детской повседневности в годы Великой Отечественной войны. На сегодняшний день нет специальных исследований по данной проблематике, показывающей значимость проводимых кампаний по оздоровлению детей во время зимних и летних каникул. Помимо оздоровления детей, подчеркивается важность данных кампаний по недопущению безнадзорности в детской среде в каникулярное время, так как родители большинства ребят были с утра до вечера на работе и не имели физической возможности заниматься организацией досуга своих детей.

Несмотря на то, что в годы войны имелись финансовые, материально-технические, кадровые сложности, руководство страны понимало, что забота о здоровье юных граждан сегодня является залогом успеха и стабильности завтра и предпринимало меры по оздоровлению детей. Одной из таких мер были оздоровительные кампании, включавшие в себя такие виды деятельности, как работа пионерских лагерей, оздоровительных площадок, лагерей санаторного типа, военизированных лагерей, вывоз на дачи, усиленное питание, в которых участвовали школьники, воспитанники детских домов, домов малютки, дети, посещавшие ясли и детский сад.

Невзирая на все сложности и недостатки организационных моментов, оздоровительные кампании все же дали положительные результаты в деле оздоровления советских детей в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: дети советское детство; оздоровительные кампании; пионерские лагеря; детские дома; каникулы; Карагандинская область; Великая Отечественная война.

DOI: https://doi.org/10.32523/2616-7255-2021-135-2-63-78

Поступила: 09.04.2021 / Одобрена к опубликованию: 30.04.2021

Введение

В годы войны дети наравне с взрослыми испытывали на себе все тяготы военного времени. Отсутствие в большинстве случаев нормальных, привычных условий жизни, негативно сказывалось на их самочувствии. Безусловно, в военное время изменились приоритеты в социальной политике, но даже в эти годы забота о детях не теряла свою значимость, и государство по мере возможности проявляло заботу о подрастающем поколении советских граждан. Самые значительные трудности и лишения в годы войны испытали на себе дети - воспитанники детских домов и домов малютки, дети «врагов народа», дети, чьи родители погибли во время военных действий или ушли на фронт и т.д. Состояние детского здравоохранения, особенно в первые годы войны, было в тяжелом положении: крайне слабое финансирование, нехватка квалифицированных кадров, специализированных помещений. Здоровье детей в эти годы сильно ухудшилось, причины заключались в недостаточности питания, отсутствии в рационе витаминов, хронических переохлаждениях в зимнее время по причине слабого отопления или его отсутствия, эпидемиологических заболеваниях (вакцинация детей была не всегда своевременной), нарушении санитарно-эпидемиологических норм, как дома, так и в школах, детских садах, яслях, детских домах. Дети среднего и старшего школьного возраста были вынуждены работать на производстве, в сельском хозяйстве, участвовать в общественной жизни, а также помогать родителям в уходе за младшими детьми. Привычный образ жизни был нарушен, основные финансовые потоки перенаправлялись на нужды фронта. В связи с этим сократилось финансирование детских учреждений и оздоровительных кампаний.

Оздоровительные кампании в довоенный и военный периоды включали в себя следующие мероприятия: оздоровление в пионерских лагерях, лагерях санаторного типа,

военизированных лагерях, оздоровительные детские площадки для школьников. Для детей младшего возраста, посещавших ясли и детский сад, оздоровления проходили на местах - усиленное питание, больше времени на свежем воздухе, витамины. Такие же меры были предусмотрены для воспитанников детских домов и домов малютки.

Детство дает прямой отклик на любые изменения в обществе, остро реагируя на негативные изменения (холод, голод, война). Одной из первых реакций на события такого рода становится детская беспризорность и безнадзорность. И потому, помимо оздоровления детей, еще одной важной причиной проведения кампаний была централизованная организация досуга на каникулах, так как именно в каникулярное время дети имели больше свободного времени и были предоставлены сами себе.

Тема советского детства в годы Великой Отечественной войны является предметом изучения историков последних десятилетий. Детской повседневности посвящены работы российских исследователей В.М. Коренюк, М.В. Ромашовой, К.К. Ашеновой, Т.И. Дунбинской, Д.А. Вычерова и других. К примеру, проблемам военной и послевоенной повседневности посвящена кандидатская диссертация В.М. Коренюк. На примере Молотовской области автор сравнивает повседневные практики детей из типичных советских семей и детей из социальных групп, пораженных в правах (дети репрессированных граждан, дети-сироты), дает характеристику влияния общественных институтов, государства и семьи на повседневную жизнь детей. Исследователь, рассматривая военный период в истории советских детей и все тяготы для семей, связанные с войной, подчеркивает, что «не исключая важности семьи, многие родители хотели, прежде всего, накормить и одеть своих детей, а их воспитание вверяли государству» [1, 104-105 с.]. В годы войны у родителей попросту не оставалось ни времени, ни сил для организации досуга детей, профилактических мер по их оздоровлению, и все это автоматически делегировалось государственным институтам.

В каждый период времени советской истории отношение к беспризорным детям менялось в зависимости от политической составляющей этого процесса. Вопросам беспризорности посвящены работы российского исследователя М.С. Астоянц. Автор подробно освещает проблему отношения общества к сиротам в разные периоды российской и советской истории. Ссылаясь на газету «Известия» за 1943-1944 гг., он отмечает, что во властном дискурсе военных лет не говорилось напрямую, что ослабленное войной государство не в состоянии нести заботу о сиротах в одиночку, без помощи общественности, но косвенно такие идеи в нем содержались. Забота о сиротах определялось как «патриотическое дело», «повседневное дело советских патриотов», «святое общенародное дело» [2, 67 с.]. Проблема безнадзорности детей в годы войны стала вновь актуальной, как и в 1920-е гг. Как отмечает исследователь М.С. Зинич, число детских домов по стране по сравнению с 1941 г. возросла к концу 1942 г. с 2,1 до 3,4 тыс., а воспитанников в них - с 260 до 366 тыс. А в 1944 г. в государственных учреждениях для беспризорных и безнадзорных детей находилось до 534 тыс. ребят [3, 179 с.]. Государство уделяло внимание вопросам беспризорности, принимая всевозможные меры по ее ликвидации. Помимо государственной заботы о беспризорных детях, общество также занимало активную позицию в оказании помощи детям-сиротам (патронаж, усыновление, материальная помощь).

Российский исследователь Т.И. Дунбинская на основе материалов архивных фондов Западной Сибири проводит исследования мероприятий, проводимых властью для укрепления здоровья советских детей. С началом войны, как пишет автор, резко сократилось финансирование по содержанию детских учреждений постоянного и сезонного типа, в летнее время пионерских лагерей, детских площадок, в целом на оздоровительные мероприятия [4, 65 с.]. Российский автор Е.В. Коротаева дает обзор

создания и работы пионерских лагерей на Урале, отмечая при этом положительные результаты, как в плане физического состояния детей, так и их морально-психологического здоровья. Это было результатом нахождения детей на природе, проведения большого количества времени на свежем воздухе, смены привычного школьного режима, на более подвижный, насыщенный событиями, физической активностью, а также интенсивной коммуникации ребят в пионерском лагере [5, 510 с.]. Тема истории детства носит междисциплинарный характер, данная проблематика становится объектом изучения не только историков, но и социологов, педагогов, демографов, философов. Ряд работ современных российских авторов посвящен образованию, школьным реформам, рождаемости, младенческой смертности, беспризорности, безнадзорности, бродяжничеству, детскому досугу и т.д. [6].

Женщинам Казахстана в годы Великой Отечественной войны, их службе на фронте, работе в тылу в последнее время посвящается большое количество работ [7]. Авторы дают подробный анализ историографии военной женской истории, которая в незначительной степени, но все же связана с историей детства. Однако специальных работ по детству в казахстановедении единицы. В целом, даже проведя краткий историографический обзор, можно сделать вывод, что тема оздоровления детей, в том числе в военное время, является малоизученной, в казахстанской же историографии историки к этой проблеме «детства» практически не обращались.

Методы и материалы

При написании статьи использовались как общенаучные, так и специальные методы исторического исследования, применение которых позволило сделать вывод о том, что меры, предпринимаемые государством в отношении оздоровления детей во время каникул, дали положительный результат. При работе с таблицами, сделанными на

основе архивных данных, использовался метод компаративного анализа. Метод сравнения дал возможность изучить показатели по некоторым республикам СССР и ряду областей КазССР, и сделать вывод о том, что по многим видам оздоровления Карагандинская область была в числе лидеров кампании по улучшению состояния здоровья детей.

Теме «война и дети» посвящены сборники воспоминаний детей, сборники архивных документов по проблемам детства в годы ВОВ, детей в системе ГУЛАГа [8]. Государственным архивом Карагандинской области были опубликованы сборники документов и материалов касательно темы советского детства. В сборниках предоставлены архивные документы, газетные публикации о работе комсомольских организаций, детских домов, домов ребенка, детских садов и яслей, медицинских учреждений, обслуживающих детей, а также решения исполнительных органов власти по вопросам образования, здравоохранения, деятельности молодежных организаций, проблемам беспризорности и безнадзорности и т.д. [9].

В 2020 г. вышли в свет сборники материалов, посвященных участию женщин в Великой Отечественной войне, их вкладу на фронте и в тылу в дело Великой Победы. В сборник вошли материалы архивов Российской Федерации и Республики Казахстан, а также материалы интервью женщин-современниц событий тех лет [10, 11]. Поскольку темы женщин и детей очень тесно связаны, то в данных работах мы встречаем информацию касательно детской повседневности в годы войны. В материалах интервью мы можем ознакомиться с воспоминаниями детей, их отношением к происходящим ужасам и невзгодам войны, информацией о составе семьи, еде, одежде, обуви, а также данными по здоровью и медицинскому обслуживанию [11].

В статье был задействован определенный пласт архивных документов. Большой объем информации по вопросам детского здравоохранения СССР хранится в Государственном архиве Российской

Федерации в фонде 8009 Министерства Здравоохранения СССР. Дела в описи 21 - Управление лечебно-профилактической помощи детям содержат подробные отчеты по организации оздоровительных кампаний для советских детей в дни школьных каникул. Во всех союзных республиках, в том числе и в Казахской ССР, в Карагандинском областном отделе здравоохранения, существовал сектор лечебно-профилактической помощи детям, который занимался непосредственно детскими вопросами здоровья (работа детских поликлиник, больниц, вакцинация, оздоровление и др.). Материалы этих секторов также были использованы в данной статье: в Государственном архиве Карагандинской области имеется фонд 664 с документами вышеуказанного сектора.

Обсуждение и результаты

Оздоровление детей в период каникул практиковалось и в довоенное время. И, несмотря на все сложности военных лет, планировались и проводились оздоровительные мероприятия:

организовывались сезонные площадки для детей, работали в три сезона пионерские лагеря, открывались пункты усиленного и диетического питания и т.д.

В январе 1944 г. Народный Комиссар здравоохранения СССР Митерев Г.А. в своем обращении к заместителю Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР Ворошилову К.Е. пишет о том, что война и связанные с нею лишения отрицательно отразились на здоровье детского населения. В последние годы значительно возросло число детей с пониженным физическим развитием, ослабленным здоровьем и туберкулезной интоксикацией. Напряженные занятия в школе, отягощённые условия быта, а также прием в школы около 2 млн. детей семилетнего возраста вызывал необходимость проводить оздоровительные мероприятия среди школьников для укрепления их здоровья [12, 1 л.].

В годы войны в Карагандинскую область с оккупированных территорий СССР были

эвакуированы детские дома, а также семьи спецпереселенцев. Проблем с организацией их здравоохранения было очень много. Приведем воспоминание Айзиевой Айши - девочки из семьи спецпереселенцев из Чечено-Ингушской АССР в Атбасарский район, в село Самарка: «никаких лекарств нам не давали, и взять их было неоткуда... врач был один на три села» [11, 331-332 с.]. С территории Украинской ССР были эвакуированы дети, которые были размещены в следующих детских домах Карагандинской области: Осакаровский детский дом - поселки №5 и №9; в городе Караганда - поселки Кампанейский, Майкудук; детский дом в городе Каркаралинске [13, 33-34 с.].

В довоенный период школьники регулярно вывозились на отдых в пионерские лагеря на летних каникулах, организовывались детские площадки для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Но в первые годы войны было сокращено финансирование на летние оздоровительные мероприятия и досуг детей. Но несмотря на это определенный объем мероприятий все же

проводился. Как уже отмечалось ранее, в годы войны финансирование на оздоровительные мероприятия детей сократилось, в том числе и финансирование пионерских лагерей, соответственно, сокращалось количество детей, имевших возможность укрепить свое здоровье пребыванием в пионерском лагере. Как отмечают российские исследователи, число ребят, пользовавшихся оздоровительными учреждениями

различного типа, возросло с 1,5 млн. (1943 г.) до 2,5 млн. (1944 г.) и 3,6 млн. (1945 г.) [3, 178 с.]. К окончанию войны, по сравнению с 1943 г., количество оздоравливаюшихся детей, в том числе и в пионерских лагерях, возросло в 2,4 раза.

После выхода 4 мая 1944 г. Постановления Совета Народных Комиссаров СССР № 500 «О мероприятиях по укреплению здоровья детей в летний период 1944 г.» на места спускается приказ Наркомздрава СССР № 285 от 8 мая 1944 г. Согласно вышеуказанному приказу, Совнаркомом был спущен план оздоровительных мероприятий по Казахской Республике на 1944 г. В соответствии с этим

Таблица 1. Виды оздоровления детей в период летних каникул

№ Виды оздоровления детей Запланировано (кол-во детей) Выполнено (кол-во детей) Выполнение плана в %

1 Массовые пионерские лагеря 15957 22700 142%

2 Лагеря санитарного типа 2863 1965 68%

3 Оздоровительные площадки 3681 13637 370%

4 Детсады 5000 нет данных -

5 Детдома 5000 8000 160%

6 Детские ясли 3645 5626 154%

7 Лагерный сбор учащихся 16170 75480 467%

8 Дома малюток 355 185 52%

9 Детские площадки при парках и клубах 20000 19669 98%

10 Оздоровительные меры ведомственных учреждений 3329 нет данных -

Всего за счет централизованного снабжения 72671 нет данных -

За счет колхозов и совхозов 24000 нет данных -

Итого 100000 97262 97%

Таблица составлена на основе материалов ГА РФ. Ф.8009. Оп. 21. Д. 65. Л. 52

планом выдавались указания - задания облздравам [12, 52 л.]. Планом было предусмотрено охватить оздоровительной кампанией 100000 детей. Согласно плану предусматривались следующие виды оздоровления:

На оздоровление в пионерские лагеря выезжали дети школьного возраста, преимущественно дети фронтовиков, дети из многодетных семей. В лагеря санаторного типа по рекомендации медицинских работников отправлялись дети с ослабленным здоровьем, страдающие хроническими заболеваниями. На детских площадках при школах, клубах, парках оздоравливались младшие школьники. Дети яслей, детских садов, домов малютки, детских домов оздоравливались на местах. Финансирование оздоровительных мероприятий шло из двух источников: за счет централизованного снабжения из государственного бюджета и за счет местных колхозов и совхозов.

Согласно таблице 1 шло недовыполнение плана санаторных лагерей. Это было связано с недостатком медицинских кадров, воспитательного персонала, своевременного финансирования. Такие же проблемы были и с домами малютки, т.к. вывоз за город, да и просто прогулки на свежем воздухе были весьма затруднительны при нехватке персонала, ухаживающего за детьми, а в зимнее время был недостаток теплой одежды. А вот проблем с выполнением плана с организацией детских площадок не было, шло перевыполнение в 3,7 раза, т.к. площадки были малозатратным способом организовать в пределах города досуг и оздоровление школьников. Детские площадки не требовали специального помещения и персонала для его обслуживания, питание детей организовывалось в столовых, что опять же экономило ресурсы государства для содержания отдельного помещения и кухонных работников. Работа на площадках была преимущественно на свежем воздухе с активными физическими нагрузками, что уже было огромным плюсом для здоровья детей. По многим видам оздоровительных

работ шло перевыполнение плана. Большая часть расходов на летние каникулярные мероприятия была на государстве, но примерно 1/3 расходов легла на колхозы и совхозы.

Для детских оздоровительных

учреждений были отобраны, при участии медицинских работников, площадки и помещения, и все они, особенно пионерские лагеря, располагались в живописных местах, в хороших природных условиях. В большинстве оздоровительных организаций кубатура помещения на одного ребенка была достаточной. Все оздоровительные учреждения были обеспечены необходимым санитарным минимумом, а также аптечками и необходимыми медикаментами. К оздоровительным учреждениям были прикреплены средние медицинские работники, работающие там специально по обслуживанию детей, кроме того, каждое оздоровительное учреждение находилось под наблюдением прикрепленных врачей и районных педиатров. Отбор детей в оздоровительные учреждения проводился на основании инструктивных указаний и приказа Наркомздрава Союза № 285 [12, 52 л.].

Из центра отправлялись подробные инструкции по организации летних и зимних оздоровительных мероприятий для детей, где описывались места, в которых могут располагаться детские оздоровительные учреждения, помещения для сна, игр, питания, медицинского обслуживания и т.д., а также инструкции для воспитателей и медицинских работников, обслуживающих школьников в оздоровительных учреждениях [12, 75-76, 8384 л.]. В апреле 1944 г. из Управления детских лечебных и профилактических учреждений Наркомздрава СССР по регионам были направлены инструктивные указания для организации кампаний по оздоровлению детей, подробные указания для врачей и медицинских сестер при пионерских лагерях и других организациях, перечень медицинских показаний для отбора детей в санаторные пионерлагеря, а также противопоказания для посещения пионерских лагерей и детских площадок [14, 76-181 л.].

В пионерские лагеря, площадки, а также санаторные группы яслей и детсадов отправлялись дети ослабленные, с анемией, после перенесенных заболеваний, из плохих бытовых условий, преимущественно из семей фронтовиков. Так, в 1943 г. согласно Постановлению СНК КазССР и Бюро ЦК КП(б) К от 01.04.1943 г., дети фронтовиков получили бесплатные путевки в пионерские лагеря [15, 2 л.]. В целом по Союзу отмечалась высокая заболеваемость среди детей школьного и дошкольного возраста. Центральный комитет ВЛКСМ создал 10 комсомольских санаториев для больных и физически ослабленных детей фронтовиков в некоторых областях РСФСР, Армянской ССР и Башкирской ССР [10, 90 с.]. Автор Е.В. Коротаева пишет о том, что в годы войны в пионерские лагеря на Урале отправляли, прежде всего, детей тех, кто ушел на фронт (гг. Свердловск, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Талица, Красноуральск, Серов и др.) [13, 47 с.]. По Карагандинской области 64,2% из числа прошедших оздоровительную кампанию составляют дети фронтовиков [13, 3 л.].

В 1944 г. в сезонный санаторий Кокпекты Карагандинской области было направлено 75 детей с туберкулезной интоксикацией. В данном санатории Горздравотдела работали на постоянной основе медицинские сестры и иногда приезжали врачи [16, 342, 343 л.]. Оздоровительные мероприятия (особенно в санаториях) не могли осуществляться без надзора медицинских работников, которые проводили медицинские осмотры, измеряли

рост, вес, определяли наличие или отсутствие хронических заболеваний у прибывающих детей.

Пионерские лагеря работали в три смены: июнь, июль, август. Всего по республике пропущено через пионерские лагеря 22700 детей. К пионерским лагерям были прикреплены медработники/фельдшеры и они находились под наблюдением врачей. В большинстве областей Казахстана санитарное состояние было хорошее, имелись изоляторы длябольныхдетей,столовыебыливспециально отведенных помещениях, имелись душевые установки. Ежедневно ходили купаться при хорошей погоде на реки и озера при наличии рядом таковых, баню посещали раз в неделю. Проводились экскурсии, ходили в походы. В пионерлагерях было четырехразовое питание. В рацион были включены витамины, сезонные овощи, фрукты, ягоды. Имели место и детские болезни, фиксировались отдельные случаи гриппа, малярии, диареи.

В таблице 2 представлен ряд областей КазССР, которые считались передовыми по организации пионерских лагерей.

Карагандинская область была в числе областей, перевыполнивших план более чем в 1,5 раза. Таких показателей можно было добиться благодаря хорошей организации, наличию медицинских работников, воспитателей и мест для открытия пионерского лагеря.

Мероприятия по организации

оздоровления школьников на летних каникулах проводились и в предыдущие

Таблица 2. Открытие пионерских лагерей в Казахстане в 1944 г.

Область Запланировано открыть (количество пионерских лагерей) Выполнено фактически (количество пионерских лагерей) Выполнение плана открытия пионерских лагерей в %

Алм а-Атинская 2980 4150 139%

Карагандинская 2140 3600 168%

Семипалатинская 1750 3314 189%

Северо-Казахстанская 2555 6200 242%

Таблица составлена на основе материалов ГА РФ. Ф.8009. Оп. 21. Д. 65. Л. 3

годы, но масштабы работ были поменьше. К примеру, согласно данным по оздоровительным мероприятиям детей за 1943 г. по КазССР запланировано охватить работой пионерлагерей 10000, фактически было охвачено детей 32130. Практически во всех союзных республиках шло перевыполнение плана, за исключением Таджикской и Киргизской ССР. Что касалось детских площадок, то по КазССР было запланировано 10000, охвачено 10627 детей. Кроме Армянской, Таджикской, Азербайджанской и Киргизской ССР, во всех союзных республиках шло перевыполнение плана [12, 105-106 л.]. Оздоровительная кампания включала в себя работу пионерских лагерей и детских площадок.

В 1943 г. в Карагандинской области был развернут один пионерский лагерь санаторного типа на 300 детей в поселке Кокпекты для детей детских домов на 350 мест. Для детей старших классов были организованы военизированные пионерлагеря в селе Токаревка Тельманского района на 350 мест, в Каркаралинске - на 119 мест, и лагерь спецшколы - на 324 места [12, 33 л.]. В Осакаровском районе также был организован военизированный лагерь, в котором юноши старших классов углубляли военные знания, полученные в школе, проводили усиленные тренировки, закалялись, а также воспитывали в себе дух «строгой военной дисциплины» [13, 221-222 с.]. Исследователь Н.А. Курчанова отмечает, что в 1940-е гг. ведущими идеями воспитательной работы лагеря стали подготовка к защите Родины, помощь фронту, борьба с фашизмом

[17, 511 с.]. Военизированная подготовка, увеличение часов для физической активности были повседневной практикой не только на каникулах, но и в период школьных занятий. Большое внимание уделялось военно-физической подготовке детей средних и в особенности старших классов. Исследователь Д.А. Вычеров писал, что в дни летних каникул ученики старших классов выезжали на двухнедельные лагерные сборы в рамках допризывной военной подготовки, где они улучшали боевые навыки, а также поправляли свое здоровье, выполняли сельскохозяйственные работы, практиковались в искусстве маскировки, ходили в походы и т.д. [18, 7 с.].

Не менее популярным, чем пионерские лагеря,средствомоздоровленияиорганизации досуга детей во время войны были детские площадки. По плану Наркомздрава КазССР предусматривалось охватить площадками 20000 детей, фактически охвачено 19669 детей. Площадки работали в 3-4 сезона, находились при школах, в садах, в парках, охватывали детей дошкольного и младшего школьного возраста. Питание было двухразовым на базе дошкольных столовых и столовых усиленного детского питания. Средняя калорийность составляла 1700-2000 калорий на одного ребенка [12, 3 л.].

В таблице 3 представлены области КазССР, которые считались передовыми по организации детских площадок.

В Карагандинской области шло перевыполнение плана в 2,3 раза, это гораздо выше, чем в других областях по КазССР. Как отмечалось ранее, детские площадки

Таблица 3. Открытие детских оздоровительных площадок в Казахстане в 1944 г.

Область Запланировано открыть (кол-во площадок) Выполнено фактически (кол-во площадок) Выполнение плана открытия детских площадок в %

Карагандинская 1400 3232 230%

Семипалатинская 1300 1740 133%

Актюбинская 1200 1800 150%

Таблица составлена на основе материалов ГА РФ. Ф.8009. Оп. 21. Д. 65. Л. 3

были одним из самых незатратных способов организации оздоровления и досуга детей.

Оздоровительные мероприятия

проводились и в детских домах, поскольку воспитанники детских домов как в целом по стране, так и в Карагандинской области, находились в еще более сложных условиях, чем остальные дети. И, несмотря на государственное попечение, в детских домах были проблемы с обеспечением продовольствия, санитарно-бытовыми

условиями и т.п. [19, 100 с.]. Детям из детдомов, не менее чем другим, были необходимы меры для поддержания и улучшения здоровья. В материалах конъюнктурных отчетов по санитарному состоянию детских домов за 1944 г. имеется следующая информация: «Для оздоровления детей детдомов было проведено следующее: в летние месяцы дети переведены были на лагерный режим, они работали в подсобном хозяйстве детдомов и в ближайших колхозах, получали четырехразовое питание, почти все время находились на воздухе. Питание в период оздоровительной кампании было хорошее. Дети сверх обычного получали мясо, консервы, молоко, шоколад, какао, жиры. Дети дошкольного возраста оздоравливались в специальных санаторных группах. Ослабленные дети освобождались от полевых работ. В результате оздоровительных мероприятий дети в детдомах поправились на 1-1,5 и больше кг, хорошо окрепли, загорели» [20, 203 л.].

По плану 1944 г. было намечено оздоровить 5000 детей из детдомов в Карагандинской области, но прошли через оздоровительные учреждения 8000 ребят в течение июля-августа 1944 г. Воспитанники детских домов были переведены в лагерный режим; дети, работающие на полевых работах, получили дополнительное питание и укороченный рабочий день. Дети дошкольного возраста отдыхали на базе своих же детдомов, с получением дополнительного питания, проводя больше времени на воздухе. По Карагандинской области план был перевыполнен: по плану было 200 человек, фактически охвачено 2152 человека [12, 54, 54

л.]. Перевыполнение плана по оздоровлению детей в детских домах было вполне ожидаемым, т.к. это не требовало больших затрат, связанных с транспортировкой ребят, наличия дополнительного медицинского и другого персонала, специализированного помещения и т.д.

По материалам отчета заместителя Наркомздрава КазССР А.Б. Бисеновой, в летнее время среди детей дошкольного возраста (ясли, детские сады, дома ребенка) тоже проводились мероприятия по оздоровлению путем создания санитарных групп, усиления питания, увеличения нахождения детей на воздухе, в том числе и во время сна, игр, кормления [14, 54-55 л.]. В летний период вывод малышей на улицу на дневной сон было часто используемой мерой оздоровления детей, в отличие от зимнего периода, т.к. почти во всех яслях, детских садах и домах ребенка была нехватка зимней одежды и ватных мешков для сна на улице.

Еще одним средством оздоровления детей младшего возраста были загородные дачи. Согласно материалам годового отчета о лечебно-профилактической помощи детям (в борьбе с острыми детскими инфекциями в Казахской ССР за 1945 г.) летом на дачи в Карагандинской области было вывезено 380 детей. Это был высокий показатель в республике по сравнению с другими областями (в Алма-Атинской области было вывезено 20 детей, в Семипалатинской - 75) [12, 1-8 л.].

В Карагандинской области в 1944 г. оздоровительная кампания началась в июне. По утвержденному Облисполкомом плану надлежало охватить оздоровительными мероприятиями 6050 детей. Из них: пионерскими лагерями профсоюзов - 950, санаторными лагерями - 200, оздоровительными площадками - 300, в детдомах - 200, в детсадах - 350, в яслях - 360, лагерный сбор для детей 8-9 классов - 990, детплощадки при клубах и парках - 1400, в колхозных детлагерях - 1300 детей.

В июне в Карагандинской области были развернуты следующие оздоровительные

организации: пионерские лагеря - на 1550 мест, детские площадки - на 985 мест, детсады

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- на 410 мест, ясли - на 360 мест, санаторные лагеря - на 145 (всего 3450 мест). В июле: пионерские лагеря - на 1900 мест, детские площадки - на 1150 мест, в детсадах - на 710 мест, в яслях - на 360 мест, санаторные лагеря

- на 170, колхозные пионерлагеря - на 100 мест (всего 6446 мест). В августе: пионерские лагеря

- на 930 мест, детские площадки - на 1570 мест, в детсадах - на 720 мест, в яслях - на 360 мест, санаторные лагеря - на 192, колхозные лагеря - на 100 мест, в детских домах - на 1076 (всего 4948 мест). За весь летний сезон через оздоровительные учреждения прошли всего 13744 ребенка.

Согласно материалам отчета по летней оздоровительной кампании за 1944 г. в Карагандинской области не было случаев инфекционных желудочно-кишечных

заболеваний. В большинстве своем дети, отправляемые в оздоровительные учреждения, были привиты против брюшного тифа, а дети младших классов и дошкольники против дизентерии.

Для детей младшего возраста в летний период 1944 г. в Карагандинской области организовывались дополнительные пункты сбора грудного молока. Осенью работал всего один пункт сбора грудного молока, а летом их функционировало целых 6. За летний период удалось собрать 388,1 л, а за год 601,4 л, т.е. за три летних месяца было собрано больше половины, чем за весь год [16, 344 л.].

Несмотря на непродолжительность зимних каникул, на это время все же планировался ряд мероприятий в рамках кампании по улучшению здоровья детей в годы войны. По организации оздоровительных мероприятий на 1944-1945 гг. руководителем Наркомздрава выносится предложение о необходимости в период зимних каникул (с 1 по 10 января 1945 г.) организовать детские оздоровительные площадки при школах и рабочих клубах, а также использовать дома отдыха ВЦСПС для оздоровления наиболее ослабленных школьников. Одновременно было предложено развернуть

массовую спортивно-физическую работу со школьниками на катках, лыжных станциях и туристических базах с предоставлением детям горячего питания [12, 1 л.]. Кроме того, предполагалось, что развертывание этих оздоровительных мероприятий, кроме положительного влияния на здоровье детей, окажет существенную помощь в борьбе с детской безнадзорностью, которая в военное время вновь стала актуальной проблемой.

В целях укрепления здоровья школьников и оказания помощи семьям военнослужащих, инвалидов Отечественной войны, рабочих и служащих в деле организации полноценного отдыха их детям в период зимних каникул, в январе 1945 г., выходит постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР «Об организации оздоровительных мероприятий среди школьников в период зимних каникул 1944-1945 гг.». В данном Постановлении планировалось проводить работу с детьми по следующим направлениям:

1. организовать с 1 по 10 января 1945 г. при школах и рабочих клубах детские площадки с трехкратным питанием на 1000000 учащихся с распределением по республикам;

2. обязать ВЦСПСы и промышленные Наркоматы на период зимних каникул переключить дома отдыха, находящиеся в их системе, на обслуживание школьников с ослабленным здоровьем;

3. организовать Наркомторг СССР для питания школьников, охваченных площадками и домами отдыха;

4. обеспечить отбор детей в первую очередь с ослабленным здоровьем, учащихся 1-5 классов членов семей военнослужащих, инвалидов Отечественной войны, рабочих и служащих;

5. развернуть массовые спортивно-физкультурные мероприятия на катках, лыжных станциях, туристических базах;

6. обеспечить для школьников дневные концерты, спектакли и киносеансы [14, 2 л.].

Перечисленные мероприятия должны были эффективно поддержать здоровье детей в каникулярное время с помощью усиления питания, проведения спортивных

мероприятий, нахождения на свежем воздухе, а также организации досуга для школьников на зимних каникулах. Но, к сожалению, в материалах отчетов не встречается информация по обеспечению детей теплой одеждой и обувью, хотя эта проблема была крайне острой и нерешенной в военные годы.

По реализации данного Постановления в Казахской ССР детскими площадками в период зимних каникул 1944-1945 гг. было охвачено при школах 30000 детей. По другим союзным республикам: в Узбекской ССР было охвачено также 30000 детей, в Киргизской, Туркменской ССР, Таджикской ССР - по 10000 детей, в Украинской ССР - 70000, в Белорусской - 40000, Азербайджанской ССР

- 25000, Грузинской - 20000, Карело-Финской

- 3000, в РСФСР - 700000 детей [12, 26,27 л.]. Из запланированного 1 млн. детей по СССР помощью было охвачено 928000.

Во всех детских учреждениях велся учет эффективности пребывания детей в оздоровительных организациях. В среднем, согласно архивным данным, за месяц дети прибавляли в весе на 1,1-1,3 кг, а в санаторном лагере дети прибавляли от 200 гр. до 3,5-4 кг. Ясельные дети прибавляли в весе до 2 кг и более, многие начинали ходить, хорошо окрепли. При отборе в детские оздоровительные организации до 70% детей направлялись из семей фронтовиков. А также дети ослабленные, с анемией, после перенесенных заболеваний и т.д. Медицинские работники прикреплялись ко всем оздоровительным организациям, везде были аптечки [14, 158,159 л.].

Согласно материалам отчетов,

качество питания оздоровительных учреждений в большинстве областей было вполне удовлетворительным. Дети получали достаточно молока, мяса, овощей, кондитерских изделий и т.д. В Карагандинской областипредприятиямедной промышленности и трест Карагандауголь организовали на своих подсобных хозяйствах дополнительное снабжение продуктами. Дети прибавляли в весе, практически не болели инфекционными и вирусными заболеваниями [12, 32, 32 л.].

По материалам отчета по оздоровительной кампании детей Карагандинской области за 1944г.организацияпитаниявоздоровительных учреждениях в большинстве своем, согласно отчетам, была удовлетворительной. Недоставало в первые месяцы работы овощей, но во второй половине июля и августе овощей было достаточно. На некоторых детских площадках, где предполагалось двухразовое питание, к нему прибавляли еще усиленное питание из детских столовых, и получалось питание с высокой калорийностью [14, 158 л.]. Но в отчетах реальное положение дел существенно приукрашивалось, проблемы практически не обозначались или же несколько смягчались. Все-таки, как отмечает Т.И. Дунбинская, питание в детских оздоровительных учреждениях в годы войны было скудным по современным меркам, к тому же они редко обеспечивались реально отпущенными продуктами [4, 68 л.]. В некоторые области финансирование шло с запозданием, что не позволяло своевременно закупать все необходимое для организации отдыха детей. К примеру, в Карагандинской области из спущенных контингентов для оздоровительной кампании продуктами питания из центральных фондов снабжались 4750 детей. Но фонды снабжения оздоровительных учреждений поступили в область с опозданием, вследствие чего оздоровительная кампания в детдомах и некоторых других учреждениях (ясли, детские сады) также началась с опозданием [14, 159 л.].

При всех положительных сторонах процесса оздоровления детей в каникулярное время, согласно конъюнктурным отчетам, были и серьезные недочеты: управление детских учреждений поздно влилось в работу по подготовке к летней оздоровительной компании, и в недостаточном количестве экземпляров было спущено на места инструктивно-методического материала; недостаточно было проведено выездов на места; мало было вызвано работников с областей с докладами о ходе развертывания оздоровительной кампании; не добились получениясместотчетовопроделанной работе

[12, 32 л.]. Не все районы Карагандинской области вовремя предоставляли отчетную документацию, что не позволяло увидеть полные данные по оздоровительным кампаниям по летним и зимним каникулам.

Вывод

Карагандинская область была в числе передовых областей КазССР по выполнению плана оздоровления детей в годы войны. На наш взгляд, это было связано с рядом причин. Карагандинская область была в большей степени промышленным и урбанистическим центром республики и потому находилась под контролем со стороны государства. Сегодняшние школьники - это завтрашняя рабочая сила на заводах и фабриках, а здоровая рабочая сила не может вырасти из ослабленных, больных детей.

В область в годы войны были эвакуированы из зоны военных действий детские дома, и поэтому численность детского населения

возросла, и соответственно возросло количество детей, участвовавших в оздоровительныхкампаниях. Эвакуированные дети и дети фронтовиков были первыми, о ком заботилось государство.

Несмотря на то, что организация летних и зимних оздоровительных кампаний требовала значительного финансирования, что в годы войны было не просто, все же выделялись некоторые средства и все необходимые ресурсы на поддержание и улучшение здоровья юных граждан. В КазССР финансирование за счет централизованного снабжения составляло в среднем 75%, остальную часть финансирования брали на себя колхозы и совхозы. Средства не всегда вовремя поступали на места, но в целом работа пионерских лагерей, детских площадок, санаторных групп при садиках, яслях, детских домах прошла успешно и внесла значительный вклад в улучшение здоровья детей Карагандинской области в годы Великой Отечественной войны.

Список литературы

1 Коренюк В.М. Повседневная жизнь детей военного и послевоенного времени (по материалам Молотовской области): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Валентина Михайловна Коренюк. - Пермь, - 2017. - 295 с.

2 Вычеров Д.А. Военное обучение школьников в конце 1930-х-1945 гг. (на материалах города Тюмени) // Наука. Общество. Оборона. - Москва, - 2020. - № 8(1). - С.7-12.

3 Зинич М.С. Повседневная жизнь народа в годы Великой Отечественной войны / М.С. Зинич. -Санкт-Петербург:

Центр гуманитарных инициатив, 2019. - 349 с.

4 Дунбинская Т.И. Организация летних оздоровительных кампаний для детей Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) // Вестник ТГПУ - 2017. - № 5(182). - С. 65-71.

5 Коротаева Е.В. Педагогика уральских каникул: история и современность // Педагогическое образование в России, - 2017. - №5. - С. 40-47.

6 Сактаганова З.Г., Абдукаримова Ж.К. К вопросу историографии «советского детства» в 1930-1940-е годы в работах современных российских авторов. Столица и провинции: взаимоотношения центра и регионов в истории России: материалы XI Всерос. науч. конф. с междунар. участием. - Санкт-Петербург: ЛГУ им. А.С. Пушкина -2020. - С. 182-188.

7 Сактаганова З.Г., Абдрахманова К.К. Советская и современная казахстанская историография проблемы «Женщины Казахстана в годы Великой Отечественной войны» // Вестник КарГУ. Серия История Философия. - 2018. - №3(91). - С. 87-102.

8 Вилевский С.С. Дети ГУЛАГа. 1918-1956 / С.С. Вилевский. - Москва: МФД, 2002. - 631 с.

9 Турсынова Ж.Ж. Становление и развитие среднего образования на территории Карагандинскойобласти // Вестник Карагандинского университета -2012. - №1(65). - 436 с.

10 Сактаганова З.Г. Женщины Казахстана и Великая Отечественная война: 1941-1945: Сборник документов и материалов. / З.Г. Сактаганова. - Караганда: Издательство КарГУ, 2020. - 410 с.

11 Сактаганова З.Г. Женщины Казахстана в годы Великой Отечественной войны: воспоминания и интервью. Сборник материалов. / З.Г. Сактаганова. - Караганда: Издательство КарГУ, 2020. - 400 с.

12 Государственный архив Российской Федерации. Ф.8009. Оп. 21.Д. 65

13 Карагандинская область в годы Великой Отечественной войны. Дети тыла. Сборник документов и материалов. - Караганда: ТОО «Арка и К», 2015. - 208 с.

14 Государственный архив Карагандинской области (далее ГАКО). Ф. 664. Оп. 1. Д. 29

15 Архив Президента Республики Казахстан. Ф. 708. Оп. 7/1. Д. 715.

16 ГАКО. Ф. 664. Оп. 1. Д. 28

17 Курчанова Н.А. Становление и развитие теории и практики воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря. Опыт историко-педагогического процесса // Вестник ТГПУ, т.11, вып. 4, - 2006. - С. 510 -512.

18 Вычеров Д.А. Военное обучение школьников в конце 1930-х-1945 гг. (на материалах города Тюмени) // Наука. Общество. Оборона. - М., 2020. - 8(1). - С.7.

19 Сактаганова З.Г., Абдрахманова К.К. Повседневная жизнь Казахстана в годы Великой Отечественной войны // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки» - 2019. - № 4(24), - С. 93-10.

20 ГАКО. Ф. 664. Оп.1. Д. 36

З.Г. Сактаганова, Ж.К. Абдукаримова

Е.А. Бекетов атындагы Караганды мемлекеттК университет^ Караганды, Казахстан

¥лы Отан соFысы жылдарындаFы к,ыск,ы жэне жазFы каникул кезшдеп К,ара^анды облысыньщ

балаларына арналFан сауыктыру к-шаралары

Андатпа. Макалада 1941-1945 жж. Казак КСР сауыктыру кампаниялары карастырылады. Макала-ньщ максаты ¥лы Отан согысы жылдарындагы мектеп окушыларыньщ демалыс кундершде Караганды облысыньщ балаларына арналган сауыктыру кампанияларына зерттеу ЖYргiзу жэне оган талдау жасау, сонымен катар согыстыц балалардыц денсаулыгына ыкпалын карастыру болып табылады.

Авторлар Караганды облысыныц мемлекеттш архившщ Казакстан Республикасы Президент Архившщ сондай-ак Ресей Федерациясы мемлекеттш архившщ деректерш гылыми айналымга енпзед! Казак КСР-де сауыктыру наукандары бойынша кестелер келтiрiледi, республикада жоспарланган жэне накты орындалган балаларды сауыктыру турлерше талдау, сондай-ак республиканыц облыстары бойынша жоспардыц орындалмау немесе асыра орындалмау себептерiне талдау жасайды.

Бул зерттеудщ жацалыгы-авторлар ¥лы Отан согысы жылдарындагы балалар кунделшл eмiрiшц ай-мактык аспектiсiне ЖYгiнедi. БYгiнгi куш кыскы жэне жазгы демалыс кезшде балаларды сауыктыру бойынша етюзыетш наукандардыц мацыздылыгын керсетет1н осы мэселе бойынша арнайы зерттеулер жок. Балаларды сауыктырудан баска, демалыс уакытында балалар ортасында кадагалаусыздыкты болдырмау бойынша осы наукандардыц мацыздылыгы атап eтiледi, ейткеш балалардыц кепшШгшщ ата-аналары тацертецнен кешке дешн жумыста болган жэне ез балаларыныц бос уакытын уйымдастырумен айналы-суга физикалык мумк1нд1г1 болмаган.

Согыс жылдарында каржылык, материалдык-техникалык, кадрлык киындыктар болганына кара-мастан, ел басшылыгы бYгiнде жас азаматтардыц денсаулыгына камкорлык жасау ертецп табыс пен турактылыктыц кепiлi екенiн TYсiнiп, балаларды сауыктыру шараларын кабылдады. Осындай шаралар-дыц 61р1 Пионер лагерлершщ сауыктыру алацдарыныц, санаторий Yлгiсiндегi лагерьлердщ эскерилен-д!р!лген лагерьлердщ жумысы, саяжайларга шыгару, кушейтыген тамактану сиякты кызмет TYрлерiн камтитын сауыктыру наукандары болды, оган мектеп окушылары, балалар Yйлерiнiц, сэбилер Yйлерiнiц тэрбиеленушiлерi, бебекжай мен балабакшага барган балалар катысты.

¥йымдастырушылык сэттердщ барлык киындыктары мен кемшiлiктерiне карамастан, сауыктыру наукандары ¥лы Отан согысы кезшдеп Кецес балаларын сауыктыруда оц нэтиже бердi.

ТYЙiн сездер: балалар; кецестш балалык шак; сауыктыру кампаниялары; Пионер лагерлер!; балалар Yйлерi; каникул; Караганды облысы; ¥лы Отан согысы.

Z.G. Saktaganova, Zh.K. Abdukarimova

E.A. Buketov Karaganda State University, Karaganda, Kazakhstan

Recreational activities for children of the Karaganda region during the winter and summer

holidays during the great Patriotic war

Abstract. The article examines health-improving campaigns in the Kazakh SSR in 1941-1945. The purpose of this article is to study and analyze health campaigns for children of the Karaganda region during school holidays during the Great Patriotic War, as well as their impact on the health of children in difficult wartime conditions.

The authors enter into scientific circulation the data of the State Archives of the Karaganda Region, the Archives of the President of the Republic of Kazakhstan, as well as the State Archives of the Russian Federation. Tables are given on health-improving campaigns in the Kazakh SSR, an analysis is given of the types of health improvement of children in the republic, planned and implemented in fact, as well as an analysis of the reasons for under-fulfillment or over-fulfillment of the plan in the regions of the republic.

The novelty of this research is that the authors turn to the regional aspect of the history of children's everyday life during the Great Patriotic War. To date, there are no special studies on this issue, showing the importance of campaigns to improve the health of children during the winter and summer holidays. In addition to improving the health of children, the importance of these campaigns to prevent neglect in the children's environment during the vacation time is emphasized, since the parents of most children were at work from morning to evening and did not have the physical opportunity to organize their children's leisure time.

Despite the fact that during the war years there were financial, material and technical, personnel difficulties, the country's leadership understood that taking care of the health of young citizens those days was the key to success and stability in the future and took measures to improve the health of children ... One of those measures was health campaigns, which included such activities as the work of pioneer camps, recreation sites, sanatorium-type camps, paramilitary camps, transportation to summer cottages, enhanced nutrition, in which schoolchildren, inmates of orphanages, baby homes, children attending nurseries and kindergartens spent time.

Nevertheless, despite all the difficulties and shortcomings of the organizational aspects, health-improving campaigns yielded positive results in improving the health of Soviet children during the Great Patriotic War.

Keywords: children; Soviet childhood; health campaigns; pioneer camps; orphanages; holidays; Karaganda region; The Great Patriotic War.

References

1 Korenyuk V.M. Povsednevnaya zhizn detei voennogo i poslevoennogo vremeni (po materialam Molotovskoi oblasti) PhD diss. [Daily life of ' children of the war and post-war period (based on the materials of the Molotov region). PhD diss.]. Perm' 2017 [in Russian].

2 Vycherov D.A. Voennoe obuchenie shkol'nikov v konce 1930-h-1945 gg. (na materialah goroda Tyumeni) [Military training of schoolchildren in the late 1930s-1945. (on the materials of Tyumen)] Nauka. Obshchestvo. Oborona [Science. Society. Defence], Moscow, 2020, № 8(1), P.7-12, [in Russian].

3 Zinich M.S. Povsednevnaya zhizn naroda v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [Everyday life of the people during the Great Patriotic War] (Center for Humanitarian Initiatives, Saint Peterburgers, 2019, 349 p.), [in Russian].

4 Dunbinskaya T.I. Organizaciya letnih ozdorovitelnyh kampanii dlya detei Zapadnoi Sibiri v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (1941-1945) [Organization of summer recreation companies for children of Western Siberia during the great Patriotic war (1941-1945)], Vestnik TGPU [Bulletin of Tomsk state University], 2017, № 5(182), P. 65-71. [in Russian].

5 Korotaeva E.V. Pedagogika uralskih kanikul: istoriya i sovremennost [Pedagogy of Ural holidays: history and modernity]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii - [Teacher education in Russia], 2017, № 5, P. 40-47. [in Russian].

6 Saktaganova Z.G., Abdukarimova Zh.K. K voprosu istoriografii «sovetskogo detstva» v 1930-1940-e gody v rabotah sovremennyh rossiiskih avtorov [On the Historiography of «Soviet Childhood» in the 1930s and 1940s in the Works of Modern Russian Authors] Stolica I provincii: vzaimootnosheniya centra i regionov Rossii: materialy XI Vserossiiskoi nauchnoi konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Capital and Provinces: The Relationship between the Center and the Regions in the History of Russia: materials of the XI All-Russian Scientific Conference with international participation], Saint Petersburg, 2020, P. 182-188. [in Russian].

7 Saktaganova Z.G., Abdrahmanova K.K. Sovetckaya i sovremennaya kazahstanskaya istoriografiya problem «Zhenshchiny Kazakhstana v gody Velikoi Otechestvennoi voiny» [Soviet and modern Kazakh historiography problems «Women of Kazakhstan during the Great Patriotic War»], Vestnik KarGU. Seriya Istoriya Filosofiya [Bulletin of The University. Series History of Philosophy], 2018, № 3(91), 87-102. [in Russian].

8 Vilevsky S.S. Deti GULAGa 1918-1956 [Children of the Gulag. 1918-1956] (MDF, Moskow, 2002, 631 p.), [in Russian].

9 Tursynova Zh.Zh. Stanovlenie i razvitie srednego obrazovaniya na territorii Karagandinskoi oblasti. Sbornik dokumentov i materialov [Formation and development of secondary education in the territory of the Karaganda region. Collection of documents and materials], Karaganda University Bulletin, 2012, № 1(65), P. 631, [in Russian].

10 Saktaganova Z.G. Zhenshchiny Kazakhstana i Velikaya Otechestvennaya voina: 1941-1945: Sbornik dokumentov i materialov [Women of Kazakhstan and the Great Patriotic War: 1941-1945: Collection of documents and materials] (Izdatelstvo KARGU,Karaganda, 2020, 410 p.), [in Russian].

11 Saktaganova Z.G. Zhenshchiny Kazakhstana v gody Velikoi Otechestvennoi voiny: vospominaniya i intervyu [Women of Kazakhstan during the Great Patriotic War: memoirs and interviews. Collection of materials], (Izdatelstvo KARGU, Karaganda, 2020, 400 p.), [in Russian].

12 Gosudarstvennyi arhiv Rossijskoj Federacii [State Archive of the Russian Federation] F. 8009. I. 21. A. 65, [in Russian].

13 Karagandinskaya oblast v gody Velikoi Otechestvennoi voiny. Deti tyla. Sbornik dokumentov i materialov [Karaganda region during the Great Patriotic War. Children of the rear. Collection of documents and materials] (Arka i K, Karaganda, 2015, 400 p.), [in Russian].

14 Gosudarstvennyi arhiv Karagandinskoj oblasti [State archive of the Karaganda region]. F. 664. I. 1. A. 29, [in Russian].

15 Arhiv Prezidenta Respubliki Kazahstan [Archive of the President of the Republic of Kazakhstan]. F. 708. I. 7/1. A. 715 [in Russian].

16 Gosudarstvennyi arhiv Karagandinskoj oblasti [State archive of the Karaganda region]. F. 664. I. 1. A. 28 [in Russian].

17 Kurchanova N.A. Stanovlenie i razvitie teorii i praktiki vospitaniya v usloviyah detskogo ozdorovitelnogo lagerya. Opyt istoriko-pedagogicheskogo processa [Formation and development of the theory and practice of education in a children's health camp. Experience of the historical and pedagogical process]. Vestnik TGPU [Bulletin of Tomsk state University], 2006, № 11(4), P. 510-512. [in Russian]

18 Vycherov D.A. Voennoe obuchenie shkolnikov v konce 1930-1945 gg. (na materialah goroda Tyumeni) [Military training of schoolchildren in the late 1930s-1945. (based on the materials of the city of Tyumen)], Nauka. Obshestvo. Oborona [Science. Society. Defense], 2020, № 8(1), P. 7. [in Russian]

19 Saktaganova, Z.G., Abdrahmanova, K.K. Povsednevnaya zhizn Kazakhstana v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [Daily life of Kazakhstan during the great Patriotic war]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki» - Bulletin of Omsk University. A series of «Historical science», 2019, № 4(24), P. 93103. [in Russian].

20 Gosudarstvennyi arhiv Karagandinskoj oblasti [State archive of the Karaganda region]. F. 664. I. 1. A. 36. [in Russian].

Сведения об авторах:

Сактаганова Зауреш Галимжановна - доктор исторических наук, профессор, директор Центра этнокультурных и историко-антропологических исследований, Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова, Караганда, Казахстан.

Абдукаримова Жанара Кадировна - докторант 3-го курса, младший научный сотрудник Центра этнокультурных и историко-антропологических исследований, Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова, Караганда, Казахстан.

Saktaganova Zauresh Galimzhanovna - Doctor of Historical Sciences, Professor, Director of the Center for Ethnocultural and Historical-Anthropological Research, E. A. Buketov Karaganda State University, Karaganda, Kazakhstan.

Abdukarimova Zhanara Kadyrovna - The 3rd year doctoral student, junior researcher of the Center for Ethno-Cultural and Historical-Anthropological Studies, E. A. Buketov Karaganda University, Karaganda, Kazakhstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.