УДК 34
Хачатуров А.С.
УМВД России по г. Ялте, заместитель начальника отдела ЭБиПК (Республика Крым, г. Ялта)
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ЗАЩИТЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАКУПОК
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Аннотация: статья посвящена изучению роли руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в системе внутренних дел Российской Федерации по организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по защите бюджетных средств, выделяемых на проведение закупок для государственных и муниципальных нужд. Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Ключевые слова: закупки, коррупция, мошенничество, оперативно-розыскная деятельность, руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
Непосредственно понятие оперативно-розыскной деятельности закреплено в статье 1 Федерального закона РФ от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в виде деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел по защите бюджетных средств, выделяемых на проведение закупок для государственных и муниципальных нужд представляет собой комплекс оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемый в результате получения соответствующих сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, в виде гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в статье 6 настоящего Федерального Закона, а в последствии использование полученных результатов в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела органом предварительного следствия.
Статьёй 1 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регламентирован порядок регулирования отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, их планирования, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов, особенностей исполнения контрактов, мониторинга закупок товаров, работ, услуг, аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, контроля за соблюдением законодательства
Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Реализация Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» возможна через принципы, которые представляют собой обусловленные характером формирования и функционирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в основе требований к поведению субъектов отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В качестве принципов можно выделить принцип открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, определенных статьями 6-12 настоящего Закона. Одной из областей непосредственного применения принципов Закона является совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Экономика в целом, а сфера государственных и муниципальных закупок в частности, является одной из наиболее пораженных коррупции. Это обусловлено тем, что в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения указанных нужд, ежегодно в России выделяются многомиллиардные бюджетные денежные средства. По оценкам исследователей в настоящее время в контрактной системе функционирует более трехсот тысяч государственных и муниципальных контрактов заказчиков и около полумиллиона поставщиков, что делает ее одной из крупнейших хозяйственных
систем страны. По данным Минэкономразвития, в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещений о закупках на сумму около 6,5 триллионов рублей. Сфера закупок на государственные и муниципальные нужды наиболее подвержена преступным посягательствам, в результате чего наносится существенный вред бюджетной системе Российской Федерации, а также непосредственно гражданам, получающим некачественные товары, работы и услуги. Сфера государственных и муниципальных закупок наиболее подвержена криминальным посягательствам в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства дворовых территорий, строительства детских площадок, реконструкция парков, скверов и т.д.
Органам внутренних дел необходимо наращивать усилия в борьбе с преступностью при совершении хищений бюджетных средств. Знание сотрудниками, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по выявлению фактов хищений бюджетных денежных средств законодательства, регламентирующего процесс проведения закупок, умение полноценно эксплуатировать и использовать соответствующие информационные ресурсы находится на уровне выше среднего. Поисковые и аналитические мероприятия с использованием электронных площадок имеют существенную специфику, овладение которой требует значительных временных затрат, навыков и специальных компетенций. На ряду с указанными вопросами сотрудникам, закрепленным за данной линией обслуживания, приходится выполнять и иные задачи, стоящие перед органами внутренних дел, такие как несение службы в нарядах, охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий, выезды в длительные командировки и т.д.
Одним из обязательных оснований для возбуждения следственным органом уголовного дела по факту хищения бюджетных денежных средств является наличие судебной строительно-технической экспертизы, в ходе которой должны быть установлены объемы выполненных работ, услуг либо товароведческой экспертизы, определяющей стоимость товаров. Проведение
указанных экспертиз осуществляют частично подразделения ЭКЦ МВД России, а также лаборатории судебных экспертиз Министерства юстиции Российской Федерации. В Республике Крым находится лишь два таких учреждения. На примере ЭКЦ МВД по Республики Крым лишь только два эксперта, осуществляющие судебные строительно-технические экспертизы определяющие объемы и стоимость выполненных работ, в производстве которых в настоящее время находится 42 производства. Объем необходимых работ при их проведении несет огромные временные ресурсы. Примерный срок проведения с учетом очередности составляет от шести месяцев до одного года.
Пути решения данных проблем возможны при создании в структуре территориальных подразделений ЭБиПК специализированных органов, единственной задачей которых будет мониторинг сети интернет с целью поиска информации о возможных фактах совершения преступлений в данной сфере, увеличения численности данных подразделений, закрепления за конкретными сотрудниками лишь одной линии работы, освобождение их от выполнения иных задач, стоящих перед органами внутренних дел, систематическое дополнительное обучение последних, а так же включение их в состав конкурсных комиссий по осуществлению закупок товаров, работ и услуг с целью получения еще большего объема информации. В части проблематики проведения экспертиз крайне важно увеличить штат экспертов в указанной области.
На примере наиболее распространенного преступления в данной сфере -мошенничество. Данный вид преступления совершается на различных стадиях, а именно: размещение заказа, заключение контракта, исполнение его условий и приемке заказчиком выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров по контракту. Их субъектами выступают профессиональные участники - должностные лица представителя заказчика и представители исполнителя контракта.
Как пример, можно привести следующий способ мошенничества в рассматриваемой сфере - предоставление заведомо ложных сведений о стоимости имущества либо использование товара более низкого качества. Представленная схема документируется в основном путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в рамках дел оперативного учета. Основной смысл способа состоит в том, чтобы выдать товар более низкого качества за тот, который стоит дороже.
Изучение различных способов хищения денежных средств путем обмана либо злоупотребления доверием и различных примеров из правоприменительной практики объективно свидетельствует о том, что должностное лицо может сделать это только с привлечением подрядчика. Отсюда следует вывод: практически всегда хищения совершаются в группе лиц и необходимо искать подтверждения этому. Поэтому, любой выявленный факт несоответствия документальных данных о ходе и результатах выполнения работ либо услуг, поставки товаров с фактическим их исполнением, оперативнику следует изначально рассматривать не только лишь как действия одного руководителя коммерческой организации, а как единую схему действий группы лиц, функционирующей с целью получения одного преступного результата -хищения в рамках контракта части либо всех бюджетных денег. При получении оперативной информации о возможных фактах хищений, оперуполномоченному в первую очередь стоит сконцентрироваться на проведении оперативно-розыскных мероприятия, направленных на документирование преступных действий фигурантов в рамках дел оперативного учета, в зависимости от складывающейся оперативной обстановки, комбинировать гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия. Крайне положительный эффект дает приобретение источников оперативной информации, способных подробно рассказать о планируемой преступной деятельности, сделках и сути выполняемых работ. Подводя итог анализа отмечается, что выявление и пресечение преступлений, совершаемых в сфере государственных и
муниципальных закупок товаров (работ, услуг) достаточно сложный процесс и имеет свою специфику, требует наличия у оперативного сотрудника широкого спектра юридических, экономических и технических знаний, детального и длительного документирования фактов преступной деятельности, значительного количества привлекаемых оперативно-технических средств. Крайне важным в этом направлении является создание эффективной системы сбора (накопления) оперативно-значимой информации о преступлениях в изучаемой сфере, а также о лицах, имеющих к ним отношение. При этом, значительная роль в этом отводится негласному аппарату ОВД. Для повышения эффективности по противодействию мошенничествам, совершаемым в сфере государственных и муниципальных закупок товаров (работ, услуг), руководителям органов внутренних дел необходимо:
1. Считать данную работу в качестве приоритетной.
2. Организовать создание на базе региональных подразделений ЭБиПК групп, основной задачей которых будет мониторинг сети Интернет и поиск информации о возможных фактах совершения преступлений в указанной сфере, а также сбор, анализ и систематизация поступающей оперативной информации. В ОВД районного уровня эти обязанности целесообразно закрепить за одним из сотрудников ЭБиПК, определив их в качестве исключительных. В целях формирования необходимых компетенций у этих сотрудников следует предусмотреть регулярное проведение повышения квалификации в образовательных учреждениях технической направленности по линии информационно коммуникационных технологий, в том числе с участием разработчиков программного обеспечения электронных площадок и иных специалистов.
3. Выйти с предложениями по созданию на региональном уровне межведомственных комиссий по противодействию преступлениям в сфере госзакупок с участием территориальных подразделений УМВД России (ЭБиПК, СУ и ЭКЦ), лаборатории судебных экспертиз Министерства юстиции
Российской Федерации, Следственного комитета, Прокуратуры и Федеральной службы безопасности, основными целями которых будут являться совместное выявление и раскрытие преступлений в сфере госзакупок, выработка единых подходов при их квалификации, а также решение организационных проблем, связанных с документированием преступной деятельности фигурантов и расследованием уголовных дел в этом направлении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020
2. Уголовный кодекс Российской Федерации №63-Ф3 от 13.06.1996 (ред. от 18.03.2023)
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации №174-ФЗ от 18.12.2001 (ред. от 18.03.2023)
4. Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности №144-ФЗ от 12.08.1995 (ред. от 29.12.2022)
5. Федеральный Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ от 05.04.2013 (ред. от 28.12.2022)
6. Федеральный Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-ФЗ от 18.07.2011 (ред. от 05.12.2022)
7. Федеральный Закон «О государственном оборонном заказе» (с изменениями и дополнениями) №275-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 28.12.2022)
8. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации №24 от 09.07.2013 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (ред. от 24.12.2019)
9. Практика борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Аналитический обзор. - М.: Академия управления МВД России, 2017.
Khachaturov A.S.
Police Office in Yalta, (Republic of Crimea, Yalta)
ORGANIZATION OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES TO PROTECT BUDGET FUNDS ALLOCATED FOR PROCUREMENT FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS
Abstract: the article is devoted to the study of the role of the head of the body carrying out operational investigative activities in the system of internal affairs of the Russian Federation on the organization of operational investigative activities of internal affairs bodies to protect budget funds allocated for procurement for state and municipal needs. Operational investigative activity is based on the constitutional principles of legality, respect and observance of human and civil rights and freedoms, as well as on the principles of conspiracy, a combination ofpublic and secret methods and means. The heads of the bodies carrying out operational search activities are personally responsible for compliance with the rule of law in the organization and conduct of operational search activities.
Keywords: procurement, corruption, fraud, operational investigative activities, head of body carrying out operational investigative activities, bodies (officials) carrying out operational investigative activities.