Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
205
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальные проекты / защита бюджетных средств / противодействие преступлениям / подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции / информационно-коммуникационные технологии / оперативно-розыскные мероприятия / программный сервис / информационные системы / криптовалюта / Росфинмониторинг / риск-ориентированный подход / картельный сговор / national projects / protection of budget funds / counteraction to crimes / economic security and anti-corruption units / information and communication technologies / operational search measures / software service / information systems / cryptocurrency / Federal Financial Monitoring Service / risk-oriented approach / cartel collusion.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Телков Александр Валериевич

Рассмотрены отдельные вопросы использования информационно-коммуникационных и цифровых технологий с целью предотвращения нецелевого расходования и хищения бюд-жетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов; отмечены существующие проблемы противодействия указанным преступлениям и предложены меры по повышению эффективности оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию данным противоправным деяниям путем использования информационных ресурсов, применения различных программных комплексов (систем) и иных цифровых техно-логий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Телков Александр Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE PROTECTION OF NATIONAL PROJECTS THROUGH OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE ACTIVITIES

Certain issues of the use of information and communication and digital technologies in order to prevent the misuse and embezzlement of budget funds allocated for the implementation of national projects are considered; the existing problems of countering these crimes are noted and measures are proposed to increase the effectiveness of operational investigative activities of internal affairs bodies to counter these illegal acts through the use of information resources, the use of various software complexes (systems) and other digital technologies.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

докт. юрид. наук. М., 2002. 423 с.

23. Постановление Президиума Краснодарского краевого суда от 05.06.2013 по делу № 44у-296/13 // СПС «КонсультантПлюс».

Семенчук Василий Владимирович, канд. эконом. наук, доцент, заместитель начальника кафедры, semenchuk_ord@mail.ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточный юридический институт МВД России

THE LEGAL REGULA TIONIMPROVEMENT OF THE TRANSFERRING OF THE RESULTS OF THE OPERATIVE-INVESTIGATIVE ACTIVITY TO THE CRIMINAL PROCEEDINGS

V. V. Semenchuk

In the article considering the problems of criminal procedural regulation of the transferring results of the operative-investigative activity to the criminal proceedings and their consequences. The author presented a set of measures to improve the legal regulation of the relations in question taking into account the harmonization legislation in the area of the operative-investigative activity and the criminal proceedings.

Key words: operative-investigative activity, criminal proceedings, transferring of the results, collecting of the evidence, detection of the crimes.

Semenchuk Vasilii Vladimirovich, candidate of economic sciences, Associate Professor, deputy head of the department, semenchuk_ord@mail.ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern Law Institute of the Russian Interior

УДК 336.14 + 343.98 DOI: 10.24412/2071-6184-2021-3-117-125

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.В. Телков

Рассмотрены отдельные вопросы использования информационно-коммуникационных и цифровых технологий с целью предотвращения нецелевого расходования и хищения бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов; отмечены существующие проблемы противодействия указанным преступлениям и предложены меры по повышению эффективности оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию данным противоправным деяниям путем использования информационных ресурсов, применения различных программных комплексов (систем) и иных цифровых технологий.

Ключевые слова: национальные проекты, защита бюджетных средств, противодействие преступлениям, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, информационно-коммуникационные технологии, оперативно-розыскные мероприя-

117

тия, программный сервис, информационные системы, криптовалюта, Росфинмониторинг, риск-ориентированный подход, картельный сговор.

В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» утверждены национальные проекты (программы) по следующим направлениям: демография; здравоохранение; образование; жилье и городская среда; экология; безопасные и качественные автомобильные дороги; производительность труда и поддержка занятости; наука; цифровая экономика; культура; малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; международная кооперация и экспорт; комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

На реализацию указанных национальных проектов (программ) до 2024 года планируется выделение 25,7 трлн руб., из которых более 13 трлн руб. из федерального бюджета, почти 5 трлн руб. - из бюджета субъектов РФ, около 150 млрд руб. из средств государственных внебюджетных фондов, более 7,5 трлн руб. - из внебюджетных источников.

По предварительным данным Министерства финансов Российской Федерации исполнение расходов федерального бюджета на нацпроекты за 2020 год составило 97,4 % или 2,149 трлн рублей. Лидерами по исполнению расходов на 1 января 2021 г. являются нацпроекты «Жилье и городская среда» (99,7 %) и «Наука» (99,2 %), а также Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (транспортная часть) (99,4 %). Кроме того, наиболее эффективными проектами по исполнению расходов стали нацпроекты «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (98,8 %), «Производительность труда и поддержка занятости» (98,7 %), «Культура» (98,5 %), «Демография» (98 %), «Международная кооперация и экспорт» (97,6 %) и «Экология» (97,6 %) [1].

Одним из приоритетных направлений деятельности государства в целом и органов внутренних дел в частности является защита этих средств от преступных посягательств. Министерство внутренних дел Российской Федерации во взаимодействии с другими правоохранительными и контролирующими органами на постоянной основе проводит комплекс мероприятий, направленных на выявление, пресечение и раскрытие преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере защиты бюджетных средств, выделяемых на финансирование национальных проектов (программ), направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 год».

В результате проведенных мероприятий в 2020 году органами внутренних дел выявлено 1,9 тыс. преступлений, связанных с освоением бюджетных средств. Почти каждое второе преступление (более 1,3 тыс.) квалифицировалось как совершенное в крупном и особо крупном размере либо причинившее крупный ущерб, 61 преступление - как совершенное в составе организованной группы или преступного сообщества. Установлено более 1,1 тыс. лиц, совершивших данные преступления, из них в отношении 0,8 тыс. лиц уголовные дела направлены в суд. Совокупный материальный ущерб, причиненный этими преступлениями, составил 18,2 млрд рублей, при этом 10,8 млрд рублей возмещены государству.

По сведениям Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел России, в 2020 г. органами внутренних дел проведена 7851 проверка физических и юридических лиц, получивших средства федерального бюджета (из них юридических лиц - 6389), направленных на реализацию национальных проектов (программ) [2].

По результатам выявлено 660 нарушений, 473 - совершенных юридическими лицами, 187 - физическими лицами. При таком количестве проведенных проверок выявлено всего 466 преступлений (5,9 %), из которых:

- национальный проект «Демография» - 141 преступление;

- национальный проект «Образование» - 94 преступления;

- национальный проект «Жилье и городская среда» - 75 преступлений;

- национальный проект «Здравоохранение» - 47 преступлений;

- национальный проект «Экология» - 25 преступлений;

- национальный проект «Культура» - 13 преступлений;

- национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» - 21 преступление;

- национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - 32 преступлений;

- национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» - 1 преступление;

- национальный проект «Цифровая экономика» - 2 преступления;

- национальный проект «Наука» - 3 преступления;

- национальный проект «Международная кооперация и экспорт» - 1 преступление;

- «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» - 11.

Анализ имеющихся материалов проверок и уголовных дел в данной сфере позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время посягательства на бюджетные средства в большинстве случаев осуществляются путем необоснованного увеличения цен на материально-технические ценности и оказываемые услуги, а также завышения объемов выполненных работ, в том числе с использованием служебного положения должностными лицами органов власти и управления, имеющими отношение к выделению, распределению и освоению бюджетных средств.

Изучение статистических данных убедительно свидетельствует, что наибольшее количество расследуемых в органах предварительного следствия Министерства внутренних дел России (далее - МВД России) преступлений коррупционной направленности приходится на деяния, совершенные против собственности, среди которых самым распространенным является мошенничество (части 3 и 4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее -УК РФ)).

На наш взгляд, сложности в выявлении преступлений в сфере реализации национальных проектов обусловлены тем обстоятельством, что бюджетные средства расходуются в основной своей части на проведение строительно-ремонтных работ, проверки полноты выполнения которых сопряжены с проведением долгосрочных, трудоемких и дорогостоящих экспертиз (исследований). Проверки расходования бюджетных средств, выделенных на информатизацию различных отраслей экономики, вызывают необходимость привлечения узкоспециализированных специалистов в области компьютерных технологий, которых также проблематично привлечь в ходе доследственной проверки. Необходимо отметить тот факт, что имеющиеся в большинстве регионов страны специалисты ведомственных экспертных учреждений (МВД и Министерства юстиции) не в полной мере справляются с поручениями подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее - ЭБиПК), что негативно отражается на результатах работы по выявлению и раскрытию преступлений в бюджетной сфере.

В 2020 г. наиболее типичными являлись расследуемые факты хищений бюджетных средств, связанные с предоставлением руководителями коммерческих организаций подложных сведений об оказании образовательных услуг, реализуемых в рамках федерального проекта «Старшее поколение», национального проекта «Демография», завышением объемов и стоимости произведенных работ при выполнении государственных и муниципальных контрактов, заключенных в рамках реализации национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Образование».

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что при реализации национальных проектов и государственных программ наиболее криминализованной является сфера закупок. Причем противоправные действия совершаются как представителями организаций, участвующих в закупках в качестве потенциальных исполнителей контрактов, так и должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, а также подведомственных им организаций и учреждений.

Одним из способов совершения противоправных деяний является заключение картельных соглашений, не позволяющих другим участникам торгов снижать цену контракта и одерживать победу на аукционах на право заключения государственного контракта.

Так, например, в результате совместной с Управлением «П» Службы экономической безопасности Федеральной службы безопасности России (далее -ФСБ России), Управлением ФСБ России по Воронежской области и Управле-

нием ЭБиПК ГУ МВД России по Воронежской области реализации оперативных материалов Следственной части по расследованию организованной преступной деятельности Главного следственного управления ГУ МВД России по Воронежской области 22.01.2020 возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 30 УК РФ и ч 2 ст. 178 УК РФ в отношении учредителя ООО «Комстрой», представителя ООО «Икстелеком», соучредителя ООО «СКС Пром», представителя ООО «АКС ГРУПП», представителя АО ФИРМА «СМУР» и по ч. 5 ст. 33 УК РФ, ч. 3 ст. 30 УК РФ, ч. 2 ст. 178 УК РФ в отношении заместителя директора Департамента организации строительства централизованных проектов Макрорегио-нального филиала «Центр» ПАО «Ростелеком», которые в результате заключения между хозяйствующими субъектами - конкурентами соглашений, запрещенных в соответствии с антимонопольным законодательством, обеспечивающих видимость конкурентной борьбы и поддержания максимально высокой цены контракта, заключили договоры, в том числе на строительство линий связи при реализации федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» на общую сумму более 965 млн рублей, где незаконная прибыль составила бы 778 млн рублей.

На наш взгляд, в целях выявления картельных сговоров необходимо проводить оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление фактического местонахождения IP-адресов, с которых подавались заявки на электронные площадки. Отправление заявок и предложений с IP-адресов, находящихся по одному почтовому адресу, может свидетельствовать об аффилиро-ванности участвующих в торгах лиц и наличии ограничивающих конкуренцию соглашений.

Расследование несвоевременно выявленных коррупционных преступлений в бюджетной сфере, когда проведение оперативно-розыскных мероприятий уже не актуально, а доказательственная база, которая могла бы содержаться на электронных или материальных носителях, уничтожена, сопряжено со значительными сложностями в доказывании. Проблемы выявления и расследования данной категории преступлений, как правило, обусловлены способами подготовки к совершению преступления и действиями по сокрытию его следов. Так, полномочия по подписанию документов делегируется неаффилированным подставным лицам, принятие решения или выражение согласия на подписание документов осуществляется коллегиально, взятки маскируются под законные платежи, вместо передачи денежных средств оплачиваются услуги, взятки передаются третьими лицами, не имеющими очевидных связей с взяткодателем ил взяткополучателем, наличными или выплачиваются из специальных «фондов» (slush funds), не вовлеченных непосредственно в преступную схему. Кроме того, доказывание преступного умысла на совершение коррупционного преступления осложняют способы коммуникации преступников. Зачастую удаленное общение организуется через защищенные мессенджеры с шифрованием, во время встреч используются сообщения, написанные от руки или напечатанные на электронном устройстве, а сами встречи проводятся в местах, оговоренных

злоумышленниками ранее (до попадания в орбиту внимания правоохранительных органов), а также на территориях ограниченного доступа или за границей.

При таких приемах противодействия со стороны лиц, совершающих противоправные действия, правоохранителям необходимо активнее использовать современные приемы и средства получения компьютерной информации, мониторинг сетей Интернет, проводить сложные оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права и свободы человека и гражданина, такие как: снятие информации с технических каналов связи, получение компьютерной информации.

Одним из распространенных способов хищения бюджетных средств является их вывод через цепочку аффилированных организаций за рубеж. В последнее время для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, все чаще используются различные виртуальные активы, в том числе криптовалюты. В связи с этим особое значение для защиты средств бюджета, выделяемых на реализацию национальных проектов (программ) приобретает применение информационно-коммуникационных технологий. Вывод денежных средств за рубеж осуществляется, как правило, путем заключения мнимых внешнеэкономических сделок, в том числе с использованием фирм-однодневок, выявление которых возможно с использованием программного сервиса автоматизированной системы контроля за возмещением налога на добавленную стоимость из бюджета (далее - АСК НДС-3), находящегося на «вооружении» налоговых органов. Данный программный комплекс позволяет полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств между счетами юридических и физических лиц и повысить его продуктивность с 10 до 100 %. Алгоритм интеллектуального поиска дает возможность автоматически выстраивать цепочки движения денежных средств между юридическими и физическими лицами и видеть, в числе прочего, уплачен ли налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в этих цепочках. Принцип работы сервиса заключается в том, что программа сверяет все имеющиеся у нее данные между декларациями, книгами покупок и книгами продаж разных категорий налогоплательщиков, выявляя при этом цепочки контрагентов. Если имеются расхождения, программа автоматически формирует требование налогоплательщику о представлении пояснений по выявленным расхождениям. Такой сервис позволяет бороться с «фирмами-однодневками». С 2018 года в базу АСК НДС-3 добавлена база кредитных учреждений, что еще более совершенствует новый сервис Федеральной налоговой службы России для поиска незаконных вычетов НДС. При этом сервис АСК НДС-3 анализирует движение денежных средств не только между компаниями и индивидуальными предпринимателями, но и между компаниями и физическими лицами. Сервис АСК НДС-3 также обрабатывает данные кассовых аппаратов и сверяет их с книгами продаж. После запуска сервиса АСК НДС-3 государство вышло на новый уровень борьбы с «фирмами-однодневками», а также противодействия иным способами обналичивания денежных средств. При организации эффективного внешнего взаимодействия правоохранительные органы России могут использовать данный сервис в оперативных интересах и для противодействия хищениям бюджетных средств.

122

С мая 2019 г. Главное управление ЭБиПК МВД России использует возможности подсистемы управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы (далее - ГИИС) «Электронный бюджет» (ведется Министерством финансов России), которая позволяет осуществлять контроль эффективности расходования бюджетных средств в режиме реального времени. Подключение ответственных сотрудников подразделений ЭБиПК к данному сервису позволяет проводить поисковые мероприятия, направленные на получение оперативно значимой информации, не выходя из кабинета.

В феврале 2021 г. стало известно о создании Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) сервиса под названием «Прозрачный блокчейн», позволяющего отслеживать криптовалютные_ операции россиян. Ведомство работает в области мониторинга криптовалютных транзакций при содействии коллег из других стран. Контроль за данным проектом осуществляет Правительство при участии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ [3].

Таким образом, в случае использования криптовалюты для легализации денежных средств, выделенных на реализацию национальных проектов, и похищенных из бюджета, применение технологии «Прозрачный блокчейн», основанной на анализе криптовалютных транзакций с помощью искусственного интеллекта, позволит устанавливать лиц, участвующих в незаконных схемах по хищению бюджетных средств и их легализации.

В ходе мониторинга реализации национальных и федеральных проектов Главного управления ЭБиПК МВД России выявлены проблемы отсутствия достаточных ресурсов на проведение строительно-технических экспертиз и ряда других востребованных правоохранительными органами экспертиз (товароведческих, правовых), а также системы аттестации экспертов и аккредитации экспертных организаций, имеющих право на проведение экспертиз документов, используемых в области закупок телекоммуникационного и программного обеспечения, в том числе иностранного производства. В этой связи МВД России в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации направлены предложения относительно создания системы аттестации экспертов и аккредитации экспертных организаций, имеющих право на проведение экспертиз документов, используемых в области закупок телекоммуникационного и программного обеспечения, в том числе иностранного производства. В состав межведомственной рабочей группы по сертификации экспертов и оценке соответствия экспертных учреждений для производства экспертиз в сфере информационно-коммуникационных технологий, методическому обеспечению и производству экспертиз в указанной сфере включен сотрудник МВД России.

В целях повышения эффективности противодействия преступлениям, связанным с неправомерным использованием денежных средств, выделенных из бюджетов всех уровней на реализацию национальных проектов, федеральных целевых программ, государственных программ субъектов РФ и муници-

пальным программ, руководителям территориальных подразделений ЭБиПК целесообразно:

- организовать систему оперативного отслеживания бюджетных средств - от главного распорядителя до конечного получателя с учетом региональной специфики и объемов бюджетного финансирования, в том числе обеспечить оперативным сотрудникам доступ к подсистеме управления национальными проектами ГИИС «Электронный бюджет», которая позволяет осуществлять контроль эффективности расходования бюджетных средств;

- внедрить и активно использовать проект «Личный кабинет правоохранительного органа», который позволит всем территориальным подразделениям МВД оперативно в электронном виде получать информацию о финансовых рисках экономики по всей стране;

- проводить оценку коррупционных рисков в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд и закупок отдельными видами юридических лиц, устанавливать угрозы и уязвимости, требующие повышенного внимания правоохранительных органов (внедрение риск-ориентированного подхода при выявлении и расследовании коррупционных преступлений, совершаемых в ходе закупочной деятельности), что позволит своевременно реагировать на складывающуюся оперативную обстановку в данной сфере. Суть данного подхода заключается в выявлении возможно проблемных организаций, для которых характерен ряд признаков, например: совершение подозрительных финансовых операций, в том числе до заключения госконтракта; отсутствие собственного капитала; малочисленность персонала, включение в реестр недобросовестных поставщиков и др.;

- создавать специализированные подразделения по проведению экспертиз в рамках контроля за выполнением национальных проектов;

- использовать информационные ресурсы, имеющиеся в Росфинмонито-ринге, Федеральной антимонопольной службе и налоговых органах;

- применять информационно-аналитические системы «СПАРК-Интерфакс», «Контур», интернет-ресурсы: Руспрофиль.ру, zakupki.gov.ru, электронные площадки: РТС-Тендер, Сбербанк-АСТ и др.

Список литературы

1. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/10493091 (дата обращения: 01.06.2021).

2. Статистика ФКУ «ГИАЦ МВД России», форма «Нацпроект» (465), книга 1.

3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news (дата обращения: 07.06.2021)

4. Указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 год» // СПС «КонсультантПлюс»

Телков Александр Валериевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры, ordtHla@ gmail.com, Россия, Москва, Академия управления МВД России

SOME ASPECTS OF THE PROTECTION OF NATIONAL PROJECTS THROUGH OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE ACTIVITIES

A.V. Telkov

Certain issues of the use of information and communication and digital technologies in order to prevent the misuse and embezzlement of budget funds allocatedfor the implementation of national projects are considered; the existing problems of countering these crimes are noted and measures are proposed to increase the effectiveness of operational investigative activities of internal affairs bodies to counter these illegal acts through the use of information resources, the use of various software complexes (systems) and other digital technologies.

Key words: national projects, protection of budget funds, counteraction to crimes, economic security and anti-corruption units, information and communication technologies, operational search measures, software service, information systems, cryptocurrency, Federal Financial Monitoring Service, risk-oriented approach, cartel collusion.

Telkov Alexander Valerievich, Candidate of Law, Associate Professor of the Department, ordtula@gmail.com, Russia, Moscow Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

УДК 343.98 DOI: 10.24412/2071-6184-2021-3-125-131

К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТИ НАРКОПРЕСТУПНИКА В МЕХАНИЗМЕ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЬЕТНАМ

Тью Ван Хунг, Нгуен Хуен Чанг, Фан Дык Лой

Рассматриваются понятие «личность наркопреступника», место и значение исследований о личности наркопреступника в механизме преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков в Социалистической Республике Вьетнам (далее - СРВ). Описывается понятие «личность наркопреступника» с точки зрения биологического, социального, экономического, правового и других факторов. Раскрываются свойства личности наркопреступника, исходя из функции и роли в преступных группах (организатор, подстрекатель, пособник и исполнитель).

Ключевые слова: наркопреступник, незаконный оборот наркотиков, личность наркопреступника, преступная деятельность, расследование, законодательство Социалистической Республике Вьетнам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.