Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук Белевцев Виталий Владимирович
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат философских наук Коняев Владимир Михайлович Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Горденко Наталья Владимировна
Ставропольский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (г. Ставрополь)
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Привитие навыков правильной организации образовательной деятельности у студентов явилось целью написания данной статьи. В статье представлен материал, который может помочь студентам сформировать и развить умение слушать и конспектировать лекцию, функционально просматривать записанный материал, готовиться к семинарскому и практическому занятиям, знать этапы выполнения контрольных работ, навыки работы с текстовым материалом.
Ключевые слова: компетенции, интерактивные формы обучения, методы обучения.
Annotation. Instilling the skills of proper organization of educational activities among students was the purpose of writing this article. The article presents material that can help students to form and develop the ability to listen and take notes of a lecture, functionally view the recorded material, prepare for seminars and practical classes, know the stages of performing tests, skills in working with text material.
Keywords: competences, interactive forms of education, teaching methods.
Введение. После окончания вуза, приобретенные навыки самостоятельной работы становятся необходимыми для поддержания высокого уровня профессиональной компетентности специалиста, позволяют ему быть на уровне современных требований, что повышает его конкурентоспособность на рынке труда. Это особенно актуально в наше время стремительного развития науки, быстрого обновления материально-технической базы производства и довольно частых изменений в нормативно-правовой регламентации самых различных сфер профессиональной деятельности, требующих постоянной самостоятельной работы специалиста по повышению своей квалификации.
По этим причинам улучшение организации и повышение эффективности самостоятельной работы студентов является одной из важнейших задач учреждений системы высшего образования. Определяющей предпосылкой результативности самостоятельной работы является:
- с одной стороны, познавательная активность студентов;
- с другой, овладение методически правильными и научно обоснованными приемами поиска информации, ее усвоения и закрепления (фиксации), а также применения на практике (прежде всего это навыки работы с лекционным материалом, конспектирования, библиографического поиска, работы с научной литературой, культуры чтения, публичного выступления).
Изложение основного материала статьи. Самостоятельная работа по наиболее важным для будущей практической деятельности студентов темам имеет целью углубленное изучение вопросов тематического плана и закрепление теоретического материала. В ходе самостоятельной работы студенты дорабатывают конспект, уточняют методические проблемы работы с литературой.
Усвоив тему занятия, необходимо подобрать в библиотеке подходящую литературу. Приступая к конспектированию, лекции необходимо помнить о том, что конспекту свойственны свои особенности. Индивидуальный конспект содержит специфическую информацию, относящуюся только к определенной изучаемой дисциплине.
Стремясь увеличить скорость конспектирования, студенты нередко опускают при записи те или иные части слова. Поскольку отсутствующий суффикс или окончание можно легко восстановить по контексту, их опускают в первую очередь. Однако такая практика не всегда оправдана, поскольку замедляет в дальнейшем чтение конспекта, а в некоторых случаях и вовсе делает текст непонятным даже для его автора.
Каждый студент может разработать и успешно применять на занятиях свою собственную систему сокращений и условных обозначений для замены наиболее длинных и часто употребляемых слов и устойчивых словосочетаний в соответствии со спецификой учебных дисциплин. Главным принципом при этом должно оставаться то, что сокращения и условные обозначения должны писаться значительно быстрее замененных ими слов и не вызывать затруднений при чтении конспекта. Использовать сокращения и условные обозначения рекомендуется последовательно, приступая к освоению нового лишь после того, как предыдущие сокращения станут для вас привычными, а их применение - близким к автоматизму.
Во время лекции необходимо записывать ее план, а если преподаватель не дал его, оставить в записях место, чтобы позднее составить план самому. Лекции надо оформлять аккуратно, грамотно и технически рационально: рекомендуется оставлять поля, достаточно широкие, чтобы на них впоследствии (при подготовке к практическому занятию, зачету или экзамену) можно было записывать дополнительный материал. Наиболее рациональным в этом плане представляется пример тех студентов, которые оставляют поля не с внешней, как принято в школе, а с внутренней стороны листов, так что они соприкасаются и образуют в центре (на сгибе) тетради чистый столбец, вполне достаточный для записи примечаний и дополнений.
При подготовке к семинарским занятиям по предусмотренной программой темам, необходимо, прежде всего, ознакомиться с планом семинарских занятий и используя полученные знания на лекциях, а также дополнительную литературу, которая дается после каждой темы в программе курса.
По отдельным темам семинарских занятий даются темы рефератов, докладов, сообщений, которые студенты могут написать с использованием научных статей. Рефераты, доклады, сообщения должны быть оформлены должным образом, в соответствии с предъявляемыми требованиями. Написание реферата, доклада, сообщения является одним из видов работы студента над темой семинарского занятия, что позволит студенту получать положительную оценку по данной теме курса.
Подготовка к выступлению с докладом является последним и, пожалуй, наиболее важным и ответственным этапом работы. Выступать студентам приходится не только, собственно, с докладами: как правило, и рефераты озвучиваются на занятии (причем за выступление ставится отдельная оценка). В своем докладе следует выделить основные положения по теме буквально несколько фраз, которые слушателям целесообразно записать, особенно важно это в случаях, когда тема выступления не разбиралась подробно на лекционных занятиях.
Выступление с докладом на семинарском занятии ни в коем случае не должно сводиться к простому его зачитыванию. Дело не только в том, что вам просто не хватит традиционно отводимых на выступление 5-10 минут времени. Безотрывное чтение «по бумажке» считается признаком неуважения к аудитории, свидетельствует о неподготовленности выступающего и его слабой ориентации в материале доклада.
Рекомендуется прорепетировать свое выступление перед зеркалом, проверить свой голос, дикцию, ориентацию во времени, необходимую, чтобы уложиться в отводимые для выступления 5-7 (иногда 10) минут. Это особенно актуально для студентов младших курсов, еще не имеющих достаточного опыта публичных выступлений. Скептическое отношение студентов к таким репетициям абсолютно неоправданно: многие известные ученые и общественные деятели древности и современности обращались именно к такому методу. Приобретенные навыки публичных выступлений обязательно пригодятся в профессиональной деятельности после окончания вуза. Даже если ваша будущая профессия не включает ораторского искусства в качестве обязательного компонента (как, например, адвокатура, преподавательская деятельность и т.п.), то различные обсуждения, планерки и т.п. время от времени проводятся в значительной части трудовых коллективов.
В изучении курсов гуманитарного цикла используется такая комплексная форма работы как коллоквиумы, позволяющая сочетать одновременно и функции обучения, и функции контроля.
Коллоквиум - это форма группового собеседования преподавателя со студентами по наиболее важным темам или группам тем в целях более глубокого изучения наиболее сложных вопросов курса. Планы коллоквиумов разрабатываются кафедрами и включают, как правило, наиболее важные или недостаточно разработанные теоретически проблемы.
Подготовка к коллоквиуму предполагает серьезную самостоятельную работу над оригинальными текстами, учебной, справочной, аналитической (монографии, статьи) литературой. Организация подготовки к коллоквиуму зависит от целей, поставленных преподавателем, и может иметь определенные варианты. В случае, если студенту предложен подробный план коллоквиума, то подготовку к нему следует вести по той же схеме, что и к семинарскому занятию.
Если же преподавателем указана только тема коллоквиума, но не дан план, то основные вопросы выделяются самим студентом и по ним самостоятельно составляется примерный план занятия. Читая литературу, рекомендованную в качестве основной при подготовке к занятию, студент формулирует пункты плана и записывает их на листках бумаги, на которые сразу же вносится и соответствующая часть конспекта. Последующая работа студента аналогична подготовке к семинарскому занятию, с той разницей, что при чтении остальных рекомендованных произведений могут «всплыть» новые пункты плана.
При сдаче коллоквиума студенты представляют в письменном виде материалы самостоятельной подготовки: конспекты первоисточников, статей, глав монографий, отрывков из хрестоматий и т.п. В конспектах преподаватель делает отметку о сдаче коллоквиума, что служит допуском к семестровому зачету (экзамену).
Студентам на семинарских занятиях и коллоквиумах следует занимать активную позицию. Даже в случае, если первое слово по особенно хорошо подготовленному вами вопросу преподаватель предоставит другому, - не стоит отказываться от выступления.
Общей методической направленностью практических занятий по дисциплинам, изучающимся в вузе, является получение и закрепление навыков применения полученных теоретических знаний на практике посредством решения учебных задач. Если документ разбит на разделы и разделы озаглавлены, то нужно определить к какому разделу подходит, предложенный в задаче казус путем поиска и аналитического применения соответствующей нормы к данной ситуации. Если текст не разбит на разделы, или разбит, но они не озаглавлены, то прежде всего, необходимо найти рассматриваемый вопрос в учебнике, так как в таких случаях авторы делают самостоятельную разбивку источника по проблемам, освещенным в источнике.
Найдя правильный ответ, необходимо сформулировать и записать, указать статью правового акта, на основании которой вы пришли к решению. Если ситуация предполагает использование нескольких статей, то это следует указать (в том случае, если при выяснении обстоятельств появиться могут новые факты).
Избегайте механического «зазубривания» не вполне понятного материала, просто как совокупности фактов, ибо это приведет вас к неспособности ответить на дополнительные вопросы, требующие хотя бы минимального понимания материала. Однако и без запоминания необходимого минимума терминов, имен, дат и т.д. едва ли возможно достичь понимания материала.
Можно логически связать свое выступление с выступлением предыдущего студента, напомнить яркие примеры из учебной литературы или найти точки соприкосновение между теоретическим материалом и жизненной практикой.
Зачеты и экзамены, как известно, сдаются два раза в год, в зимнюю и летнюю экзаменационные сессия. Сейчас, правда, есть возможность сдать и зачет, и экзамен по мере личной готовности к ним. Но это не меняет кардинально сам по себе процесс подготовки, "технологию" и методы подготовки.
Успех на экзамене в решающей мере зависит от подготовленности к нему. Банальность этой истины маскирует достаточно серьезную проблему умения подготовиться к испытанию, необходимость знания определенных методов и приемов.
Первый из методов условно называется анфиладным. Применительно к учебному материалу под "анфиладой" мы будем понимать, принцип связи вопросов, такого их соотношения, когда, зная один, можно вспомнить или логически вывести несколько смежных. Если изобразить схему построения предмета, то в ней можно выделить некую центральную линию, следуя которой, можно легко окинуть мысленным взглядом все пространство предмета.
А на самом экзамене уже легко вспомнить место вопроса в курсе, что и послужит основой, первой частью ответа. Далее несложно раскрыть и сам вопрос, чему способствует четкая ориентировка в информационной структуре предмета. Эта ориентировка далее позволит не только в ходе ответа раскрыть место вопроса в рамках предмета, но и наметить возможные изменения его в будущем, значит и изменения в самом предмете в целом.
Еще один метод можно назвать гнездовым. В определенном смысле он примыкает к анфиладному методу, поскольку и здесь используется свойство смежности. Вопросы в экзаменационных билетах поставлены "в разбивку". В одном билете могут встречаться вопросы из разных тем, изученных в начале или конце семестра. Тем не менее, в билеты вошли "гнезда" тем, составляющих курс. Первой, подготовительной частью работы должно стать выявление, даже специальное формирование групп таких вопросов. Они должны включать смежные или пересекающиеся темы курса. Затем все сгруппированные вопросы следует поделить на "поля", которые могут совпадать с планами семинарских занятий. Можно сформировать эти "поля" по определенному основанию не только тематическом, но, например, и по методам исследования.
Выделение "гнезд" вопросов не только облегчает подготовку, но и доставляет определенное эмоциональное удовольствие. Нужно, правда, помнить, что изучение всей группы вопросов за одни раз в один день нецелесообразно. В таком случае вся группа сливается в памяти в один вопрос, и на несколько входящих в "гнездо" вопросов возможен на экзамене один и тот же ответ. Поэтому лучше всего готовить каждый день по одному разделу, перемежая вопросы. Смежные вопросы, накладываются друг на друга, закрепляя в сознании весь курс, создают плотный информационный
массив. В этом случае оказывается, что подготовка идет с некоторым информационным превышением, гарантирующим связь вопросов. А полное представление о предмете, выраженное в ходе ответа, и является необходимым содержательным компонентом экзамена.
Последний из методов подготовки к экзамену ориентирован на учет фактора времени студента. Условно его можно назвать факторным.
Существует еще одна проблема - подготовка к экзамену в связи с последовательностью их сдачи. Чаще всего она определяется расписанием экзаменов. Но эта, самая распространенная практика неверна. Дело в том, что именно такой подход с определенной и довольно большой долей вероятности может привести к стрессовому срыву. Действительно, очень трудно 4-5 раз подряд за 3-4 дня пройти путь от весьма неполного знания предмета к освоению курса. Прежде всего, необходимо обратить внимание студента при подготовке к сдаче экзаменов на правильную организацию режима дня, соблюдения гигиены труда. Не следует допускать перегрузки, перенапряжения. Круглосуточная зубрежка и ночные бдения над учебником или конспектами не просто утомительны, но разрушают нервную систему, приводят к снижению общего тонуса, в результате могут отразиться на функционировании памяти, уменьшить сообразительность, теряется способность оперативно реагировать на возникающую конкретную ситуацию, от которой очень часто зависит исход экзамена.
Выход состоит в том, что подготовку лучше проводить по другой системе, основанной на учете особенностей психологии. В частности, у большинства людей пик работоспособности и эмоционального подъема возникает в начале и конце любого дела, а в середине его - падает. Если у студентов есть любимый или просто нравящийся предмет, целесообразно сдать его вторым или предпоследним. Сейчас, в процессе перестройки и демократизации высшей школы, для этого есть все возможности. Первый и последний экзамен должны быть самыми сложными, что соответствует пику работоспособности и основано на психологической динамике.
В студенческой среде распространено мнение, что подготовка к экзамену еще до сессии мало что дает, многое забывается под натиском другой по характеру информации. Но сохраняются пометки и выписки, общая ориентация в предмете. А самое главное - остается психологическая "привычка" к предмету, чувство, что он достаточно знаком. Можно, конечно, подготовиться к одному экзамену оперативно, и для другого иметь резерв времени, позволяющий немного расслабиться. Когда появится уверенность в своих возможностях, можно одновременно готовиться к 2-3 экзаменам. Иногда получается, что делать два-три дела одновременно легче, чем одно.
Универсальным принципом подготовки к сессии может служить такой подход, когда хорошо заранее изученный предмет приходится на ее середину. В этом случае дело идет легче и результативнее. Студент ждет сессию с предчувствием обязательной победы. Это само уже сродни удовольствию. Кроме того, подготовка к тому, что хорошо знаешь, в чем можешь разобраться, - это почти отдых, так как работа идет с увлечением. И, наконец, любимый предмет ассоциативно связывает мысли с содержанием других предметов, что активизирует мышление и воображение.
Выводы. Тщательного предварительного продумывания требует и сам ответ на экзамене, причем еще до того, как начинается подготовка. Надежней всего иметь "скелет" ответа. Конечно, каждый предмет требует специфического "скелета", но легко можно убедиться в том, что родственные дисциплины допускают однотипные "скелеты", так что их набор будет невелик.
План, блок-схема ответа не должны связывать студента. Еще нужно учитывать и возможности импровизации, мгновенных догадок. Можно соединить свою мысль с ответом предыдущего студента, напомнить что-то яркое из лекционного курса, найти точки соприкосновения между двумя вопросами билета. А главное - нужно поверить в себя, в свои возможности справиться с волнением, умение собраться, быть смелее, красноречивее, умнее, наконец. И тогда экзамен перестанет страшить, станет привычной нормой контроля знаний.
Литература:
1. Горденко Н.В., Цыганкова Е.А., Горденко Д.В., Белевцев В.В. и др. Особенности формирования компетентностно-ориентированной личности в различных областях обучения: монография / Под общ. ред. Н.В. Горденко. - Ставрополь: СЕКВОЙЯ, 2021 - 260 с.
2. Иноценко В.А., Горденко Н.В., Крюкова И.В. Формирование профессионально-ориентированных компетенций современными методиками обучения. // В сборнике: Время науки. Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2020. - С. 298-303.
3. Калинин В.В., Горденко Н.В., Кособлик Е.В. Самостоятельная работа как процесс формирования компетенций в образовательной среде вуза. // В сборнике: Время науки. Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2020. - С. 304-309.
4. Резеньков Д.Н., Гуц С.И., Горденко Н.В. Современные методы обучения с учетом совершенствования Российского образования. // В сборнике: Время науки. Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. -2019. - С. 198-203.
5. Рыжов А.В., Пожидаев С.В., Коняев В.М., Белевцев В.В., Горденко Н.В. Диагностика и оценка уровня сформированности компетенций. // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 11-1. - С. 200-204.
6. Горденко Д.В., Резеньков Д.Н., Горденко Н.В. Формирование компетенций инновационными методами обучения. // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2. - С. 116-118.
7. Кущев П.М., Белевцев В.В., Горденко Н.В. Совершенствование организации учебно-воспитательного процесса по формированию у обучающихся профессиональных умений и навыков. // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2. - С. 253-256.
8. Цыганкова Е.А., Горденко Н.В., Горденко Д.В. Совершенствование уровня образования на основе инновационных методов обучения. // В сборнике: Наука и общество: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов III Международная научно-практическая конференция. - 2018. - С. 96-102.
9. Горденко Н.В. Роль образовательных организаций в обучении предпринимателей. // В сборнике: Актуальные вопросы развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 20-22.
10. Горденко Н.В. Психологические основы обучения. // Вестник СевКавГТИ. - 2010. - № 10. - С. 21-23.
Педагогика
УДК 37.01
ассистент кафедры педагогики и методики начального образования Богатырева Людмила Руслановна
ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас)
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация. Данная статья подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы, раскрывает роль этнопедагогики в жизни поликультурного российского общества и в профессиональной подготовке педагогов, определяет этнопедагогику и анализирует наиболее значимые компоненты этой отрасли педагогической науки. Говоря о современных проблемах преподавания этнопедагогики в России, автор акцентирует внимание на противоречиях, которые являются основополагающими в возникновении этих проблем. Статья представляет интерес как для ученых, работающих над данной темой, так и для преподавателей системы образования, так как способствует повышению профессионального и педагогического мастерства в работе с детьми и молодежью в многонациональных коллективах.
Ключевые слова: этнопедагогика, система образования, проблемы, отрасль научно-педагогического знания, новый этап развития, этнос, традиционные ценности.
Annotation. This article confirms the relevance of this problem, reveals the role of ethnopedagogy in the life of multicultural Russian society and in the professional training of teachers, defines ethnopedagogy and analyzes the most significant components of this branch of pedagogical science. Speaking about the current problems of teaching ethnopedagogy in Russia, the author focuses on the contradictions that are fundamental in the emergence of these problems. The article is of interest to both scientists working on this topic and teachers of the education system, as it helps to improve professional and pedagogical skills in working with children and young people in multinational teams.
Keywords: ethnopedagogy, education system, problems, branch of scientific and pedagogical knowledge, a new stage of development, ethnos, traditional values.
Введение. Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что в настоящий период времени этнопедагогика, как перспективная отрасль педагогики, требует более глубокого анализа с целью максимального его включения в образовательный процесс Российской Федерации, причем как на уровне высшего профессионального образования (подготовка педагогических кадров), так и на уровне школьного и специального образования с точки зрения включения в образовательные программы этнокультурного компонента.
Изложение основного материала статьи. В последние годы к проблеме этнопедагогики начали обращаться многочисленные исследователи, однако, эти исследования до сих пор относительно немногочисленны. Тем не менее, необходимо отметить работы Г.В. Недземковской [11; 12]. Так, например, в одной из своих статей этот автор рассматривает актуальные проблемы развития этнопедагогики на современном этапе с точки зрения раскрытия сущности данной отрасли научно-педагогического знания. Автор анализирует понятие этнопедагогики и народной педагогики, а также раскрывает роль этих дисциплин в воспитании детей и молодежи, одновременно характеризуя статус этнопедагогики как научной дисциплины, уточняя ее объектно-предметную область [11, с. 66].
Необходимо отметить тот факт, что усиление общественного сознания в качестве явления общемирового масштаба можно отнести к 60-70 гг. прошлого века. Этот процесс отразился в стремлении народов к более глубокому изучению собственного языка и культуры, а также в следовании в воспитании детей традициям и обычаям, характерным для конкретных этносов. Все вышеперечисленное стало причиной зарождения этнопедагогики как отдельной отрасли научного знания.
Этнопедагогика может быть описана в качестве истории и теории народного воспитания. Она представляется собой науку о практическом опыте различных этносов в воспитании и образовании детей и молодежи, о морально-этических и эстетических взглядах на исконные семейные, родовые, племенные и национальные ценности. В рамках этнопедагогики раскрывается ценность народной педагогики и предлагаются направления ее использования в настоящее время, а кроме того, накапливается и исследуется опыт этнических групп, базирующийся на многовековом естественном развитии комплекса обычаев и традиций народа [7, с. 24]. Нужно также обратить внимание на постоянное обновление предметной области этнопедагогики: ее задачи постоянно формируются и уточняются в зависимости от того, как меняется социальный заказ, находящийся в прямой взаимосвязи с движением общественного самосознания.
Этнопедагогикой изучаются процессы социального взаимодействия и общественного воздействия, в рамках которых имеет место воспитание, развитие и обучение личности, которая усваивает социальные нормы, установки и ценности, содержащиеся в народных традициях, общественном, семейном и общинном укладе, быте, обычаях сказках, сказаниях, песнях, загадках, пословицах, поговорках и т.д. Именно данным педагогическим потенциалом оказывается влияние на процесс, в рамках которого происходит историко-культурное формирование личности.
Можно выделить пять сущностных основ этнопедагогики, посредством которых может быть раскрыта необходимость ее использования в процессе современного обучения и воспитания подрастающего поколения, а именно:
- педагогика национального спасения. Так, к примеру, ни один из тех народов, который был в свое время изгнан с какой-либо территории, не исчез, несмотря на иногда очень жесткую антинациональную политику, геноцид и дискриминацию. В той или иной степени у каждого народа сохранился собственный язык и обычаи, а также традиции воспитания. Соответственно, можно говорить о том, что определенные элементы этнопедагогики в форме народной педагогики, пусть и в ограниченной форме, но все же действовали и продолжают действовать в семьях. В условиях демократии этнопедагогика со временем может превратиться в открытую систему обучения и воспитания, причем ее роль в жизни народов будет только возрастать;
- этнопедагогика представляется собой педагогику народной мудрости воспитания, выступая в качестве не моноэтнической, а полиэтнической педагогики в силу того, что ее естественным назначением является непрерывное поддержание многостороннего культурного диалога;
- этнопедагогика также может быть названа педагогикой всеобщей любви, поскольку в рамках этого направления педагогики обучение и воспитание зиждется на примерах и любви. Именно с помощью этих двух столпов обучения и воспитания возможно решение всех или почти всех педагогических задач;
- этнопедагогика представляется собой педагогику, в которой отсутствуют посредники. Она предоставляет непосредственный личный контакт воспитателя с воспитуемым, поскольку каждый из ее носителей обладает автономностью, свободой и самостоятельностью. Иными словами, этнопедагогика - это педагогика «из первых рук»;