Научная статья на тему 'ГЕЙМИФИКАЦИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ВОВЛЕЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС'

ГЕЙМИФИКАЦИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ВОВЛЕЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИГРОВОЙ ПОДХОД / ИГРА / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / ИГРОФИКАЦИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекшаев Илья Алексеевич, Дьячкова Татьяна Валерьяновна

В работе рассмотрены методические особенности организации технологии игрового подхода в обучении (геймификации) в условиях инклюзивного образования. Отмечается актуальность применения игровых форм в обучении и воспитании современных школьников. Проведен ретроспективный анализ понятия геймификации в образовании. Предложена универсальная модель использования технологии геймификации, которая может применяться педагогами при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного класса общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекшаев Илья Алексеевич, Дьячкова Татьяна Валерьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAMIFICATION IN INCLUSIVE EDUCATION AS A TOOL TO INCREASE MOTIVATION AND PARTICIPATION OF STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS

The paper considers the methodological features of the organization of the technology of the game approach in teaching (gamification) in the context of inclusive education. The relevance of the use of game forms in teaching and upbringing of modern schoolchildren is noted. A retrospective analysis of the concept of gamification in education is carried out. A universal model of the use of gamification technology is proposed, which can be used by teachers when working with children with disabilities in an inclusive class of a general education school.

Текст научной работы на тему «ГЕЙМИФИКАЦИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ВОВЛЕЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС»

и навыки обеспечения личной безопасности при выполнении служебных обязанностей, возложенных на сотрудников органов внутренних дел, а также во внеслужебное время.

Выводы. Необходимо подчеркнуть важность качественной подготовки сотрудников ОВД, главным образом, для сокращения количества пострадавших от преступных посягательств, а также для обеспечения устойчивых и стабильных взаимоотношений в обществе. На наш взгляд перспективными направлениями качественной реализации цели системы подготовки, связанной с мерами личной безопасности сотрудников ОВД являются использование инновационных форм обучения, а также разработка и проведение междисциплинарных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий включающих в себя ряд дисциплин подготовки сотрудников ОВД мерам личной безопасности.

Литература:

1. Газета «Ведомости» (Дата обращения: 29.05.2021г). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/04/18/799452-riskuyut-politseiskie

2. Калинин С.В., Морозов В.А., Чернов Ю.Н. Комплексный подход при обучении личной безопасности сотрудников полиции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 7-3 (73). - С. 207-209.

3. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел: учеб.пособ. / авт.-сост. Н.И. Труфанов, Е.А. Тамбовцев, О.Л. Подлиняев. - Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2017 - 128 с.

4. Официальный сайт Крымского филиала Краснодарского университета МВД России [Электронный ресурс] -Режим доступа: httpsV/кф.крду.мвд.рф

5. Самороковский А.Ф. Актуальные вопросы преподавания дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» в образовательных учреждениях МВД Российской Федерации // Вестник Воронежского института МВД России. -2009 - № 4 - С. 102-107.

6. Светличный Е.Г., Нефедова Н.А., Антоненко А.Э. Профессиональная подготовка сотрудников ОВД, как основа профессионализма и личной безопасности при обращении с огнестрельным оружием // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2020. - Выпуск 68 (1). - С. 257-259.

7. Светличный Е.Г., Панова О.С., Донченко В.Е. Совершенствование навыков личной безопасности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России при обращении с огнестрельным оружием // Ученые записки университета имени М.Ф. Лесгафта. - Санкт - Петербург. - 2020. - № 4 (182). - С. 393-396.

8. Устинова Л.Г. Обеспечение личной профессиональной безопасности сотрудника ОВД // Вестник университета. -2014. - №2. - С. 275-279.

Педагогика

УДК 376.3+372.857

преподаватель Бекшаев Илья Алексеевич

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии Дьячкова Татьяна Валерьяновна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ГЕЙМИФИКАЦИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ВОВЛЕЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация. В работе рассмотрены методические особенности организации технологии игрового подхода в обучении (геймификации) в условиях инклюзивного образования. Отмечается актуальность применения игровых форм в обучении и воспитании современных школьников. Проведен ретроспективный анализ понятия геймификации в образовании. Предложена универсальная модель использования технологии геймификации, которая может применяться педагогами при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного класса общеобразовательной школы.

Ключевые слова: активные методы обучения, игровой подход, игра, геймификация, игрофикация, инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья.

Annotation. The paper considers the methodological features of the organization of the technology of the game approach in teaching (gamification) in the context of inclusive education. The relevance of the use of game forms in teaching and upbringing of modern schoolchildren is noted. A retrospective analysis of the concept of gamification in education is carried out. A universal model of the use of gamification technology is proposed, which can be used by teachers when working with children with disabilities in an inclusive class of a general education school.

Keywords: active teaching methods, play approach, play, gamification, inclusive education, disabilities.

Введение. К сегодняшнему дню на всех уровнях в отечественной системе образования наблюдается активное внедрение инновационных технологий обучения. Это накладывает определенный отпечаток на общий уровень подготовки выпускников образовательных организаций России, в том числе общеобразовательных школ, где он определяется и проверяется посредством проведения государственной итоговой аттестации обучающихся в IX и XI классах.

Используя инновационные технологии в преподавании предметов школьного цикла современные педагоги зачастую отходят от традиционных, исторически сложившихся, моделей обучения и воспитания. На второй план выводятся положения классической педагогики, при которых учитель являлся источником (транслятором) знаний. В современных условиях, в эпоху активного внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), не зависимо от получаемого уровня образования, упор делается на т.н. универсальные учебные действия (УУД) и развиваемые компетенции у школьников.

При всем этом в последние годы педагоги учебных заведений страны, в большинстве своем, отмечают снижение общего уровня подготовки выпускников. Считаем, что это может быть связано с целым рядом причин, в основном - со сменой преобладающей образовательной парадигмы, при которой знаниевый компонент подменяется развитием определенного набора компетенций. Само же смещение или частая смена преобладающей парадигмы в России может прямо или косвенно являться стимулом к дестабилизации всей системы образования.

Изложение основного материала статьи. Инноватика приходит во все сферы нашей жизни, в том числе и в сферу обучения и воспитания. На фоне общего снижения уровня подготовки школьников педагогам страны предлагается

обращаться именно к инновационным методам и технологиям обучения. Предполагается, что процесс получения знаний подрастающим поколением будет более эффективным при условии преподнесения учебного материала на более простом, понятном каждому ученику, уровне. Т.е. педагог ставится в такие условия, когда ему необходимо выстраивать такую модель взаимодействия с ученическим коллективом, при которой учебный материал адаптируется под индивидуальные особенности каждого ребенка. При этом страдает общий уровень преподавания, т.к. заведомо занижаются требования к уровню подготовки всех детей, обучающихся в классе.

Так, в педагогической науке принято считать, что игра занимает особое место в истории становления человечества. Сама же игра как социальное и культурное явление многозначна, но одно из главных ее предназначений в нашей жизни является именно обучение. Зародившись в древние времена, она служит эффективным помощником в обучении и воспитании человека, в становлении его как личности.

Среди всего того многообразия игр, отличных друг от друга по видопредставлению, назначению и выполняемым функциям, которыми изобилуют образовательные системы большинства стран мира, учителями-практиками в последнее время уделяется особое внимание т.н. игровому подходу в обучении, или геймификации. В современных реалиях предлагается рассматривать данный подход как особую форму организации процесса обучения и воспитания школьников, в том числе и обучающихся с инвалидностью и имеющих ограниченные возможности здоровья.

Изложение основного материала статьи. Геймификация (англ. gamification) - это технология обучения и воспитания подрастающего поколения, используемая в целях адаптации учебного материала на неигровые процессы (ситуации) из повседневной жизни, совершенствования усвоения нового знания обучающимися.

Развитие игрового подхода в обучении (геймификации) происходило параллельно в ряде стран мира. В США и Великобритании разрабатывался методологический аппарат, основанный на активном применении во время игры специальной техники и аппаратуры. Так, принято считать, что свое развитие игровой подход в обучении получил в 1978 г., когда британский ученый и исследователь игр Richard Allan Bartle (род. 1960) совместно с коллегами из университета Эссекса предложил первую компьютерную игру для решения задач обучения. Должного отклика данная технология в образовании тогда не получила. Только спустя несколько лет ее начали применять мировые компании и корпорации в целях обучения и развития собственного персонала.

В тоже время в СССР к развитию и становлению игрового подхода к обучению и воспитанию предлагалось подходить через организационно-деятельностные игры, получившие свое распространение еще в середине XX века. К этому периоду времени относится активная деятельность советского педагога и философа Г.П. Щедровицкого (1929-1994), который привнес в отечественную педагогическую науку логику игры и обосновал ее методологический аппарат [4, 5]. Благодаря данным разработкам в области образовательной игротехники в последующие годы в нашей стране отмечалось развитие инновационной практики в процессе обучения. Организационно-деятельностные игры оказали влияние на систему развивающего обучения, предложенную выдающимися деятелями педагогической науки Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, получившую широкое распространение и активно применяемую на постсоветском пространстве в сегодняшние дни в условиях реализации ФГОС.

Новой вехой в истории развития игрового подхода принято считать начало XXI в., когда американский специалист в области программирования Nick Pelling (род. 1964) в 2002 г. ввел термин «геймификация» (англ. gamification). В русскоязычных же источниках процесс геймификации стал активно обсуждаться после того, как профессор Пенсильванского университета Kevin Werbach прочитал свой курс «Gamification» осенью 2012 г. [3, с. 14]. Именно с данного времени отмечается развитие интереса специалистов из области образования к игровым технологиям обучения, в частности к технологии геймификации.

Итак, рассмотрим некоторые основные особенности реализации технологии игрового подхода (геймификации) в условиях инклюзивного образования. Ранее, на основе опыта работы, нами была предложена универсальная модель использования данной технологии при работе педагогов с детьми с ОВЗ, которая представлена на схеме.

Схема. Модель использования технологии игрового подхода (геймификации) в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Бекшаев И.А., 2021 [1]

В основе модели заложен определенный алгоритм действий. Благодаря нему начинающий или уже опытный педагоги могут без лишнего труда спланировать свою дальнейшую работу над реализацией технологии геймификации в инклюзивном классе или определиться с целесообразностью ее применения.

Модель условно можно разделить на несколько частей, или структурно-функциональных звеньев, логически связанных между собой:

- диагностирующая часть - направлена на определение педагогом на первоначальных этапах планирования работы целесообразности применения технологии игрового подхода в классе, где обучаются дети с инвалидностью и овз;

- игротехническая часть - это этапы непосредственной работы над разработкой плана будущего урока, где будет применена данная технология и его проведение;

- контролирующая часть - нацелена на фиксацию результатов урока, проведение завершающей (обобщающей) рефлексии и контроль достижения результатов обучения (личностных, предметных и метапредметных) с использованием технологии геймификации.

Любая деятельность учителя начинается с планирования работы. Так и здесь, прежде чем реализовывать технологию геймификации в инклюзивном классе педагогу необходимо на первоначальном этапе сделать заключение о логичности и уместности ее применения в особом ученическом коллективе. Для этого педагог оценивает общий уровень коммуникации в классе между нормально-развивающимися детьми и имеющими отклонения в развитии. Определяет характер и природу нарушений в развитии обучающихся, которые не должны служить препятствием в предстоящей игре на уроке.

Планирование работы должно согласовываться с общепринятыми принципами реализации технологии геймификации в образовании.

Во-первых, участие в игре должно быть добровольным. Ребенок с нарушениями в развитии должен самостоятельно заявить о желании принять участие в игре. Педагог только оказывает помощь в определении ролей и дает консультации. В случае отрицательной реакции со стороны обучающегося или отказа принимать участие в игре учителю необходимо пересмотреть подходы к организации данного урока, подобрать подходящие возможные варианты взамен существующим.

Во-вторых, ученикам необходимо предоставлять право выбора в игре. Игра не может строиться по определенному жесткому сценарию, который разработал учитель. Активные ее участники - обучающиеся класса - являются непосредственными ее направителями. От детей во многом зависит ход и результаты самой игры. Педагогу нужно учитывать всевозможные ситуации, где ученикам предстоит сделать тот или иной выбор (распределение ролей, множественный выбор вариантов ответа и т.д.).

И, в-третьих, на таком уроке всегда должна присутствовать обратная связь. Именно наличие такой обратной связи от обучающихся и обеспечивает фиксацию и контроль результатов обучения. Поэтому учителю крайне важно формировать у своих обучающихся умение оценивать и анализировать свою деятельность. На основе данных трех критериев педагог должен констатировать о уместности проведения подобного урока либо об отказе от его проведения и замене наиболее подходящим под условия данного класса.

В том случае, если принято положительное решение о проведении урока с использованием технологии геймификации, то начинается активная подготовка к его проведению. Она включает в себя проработку учителем всех обязательных этапов подготовки урока с использованием данной технологии. Благодаря им удается грамотно выстроить весь процесс подготовки урока, не упустить важные моменты и учесть все методические особенности реализуемой технологии. Рассмотрим их более подробно (таблица).

Таблица

Этапы подготовки урока с использованием технологии геймификации

№ п/п Наименование этапа Описание

1. Разработка сюжета игры. Один из ключевых и основополагающих этапов всей предстоящей игры. За основу сюжета берутся литературные произведения, материалы кинофильмов или компьютерных игр, где есть ряд четко выраженных персонажей.

2. Определение цели игры. Любая деятельность должна иметь цель. Поэтому учителю необходимо определиться с тем, для чего же проводится данная игра. Конечно же, игра - это не самоцель. Она необходима для решения педагогом образовательных и воспитательных задач. Правильно поставленная цель игры способствует достижению более качественных, прочных результатов обучения.

3. Распределение ролей. В соответствии с выбранным сюжетом происходит распределение ролей среди обучающихся. Здесь педагог может использовать различные приемы и способы организации данной деятельности. Можно вывесить заранее подготовленную с учениками стенгазету или афишу, где будут отражены основные персонажи будущей игры. Либо провести интерактивное голосование в социальных сетях или на заранее созданной веб-странице в сети Интернет. Тем самым, разумно контролируя данный процесс, учитель предоставляет ученикам право выбора и самоопределения.

4. Обозначение регламента и правил игры. Каждая игра имеет свой регламент и правила. Перед началом урока учитель проводит ознакомительный инструктаж, где обозначает основные ключевые моменты предстоящей работы. Соблюдение правил и регламента обеспечивает целостный характер игры и ее законченность. Соблюдая данные рамки, педагог не должен потерять смысл и нить игрового сюжета.

5. Разработка системы поощрений, мотивации и штрафов. В проводимой игре необходимо заранее продумать специальную систему поощрения и наказания. Соблюдение участниками правил предполагает развертывание сюжета игры. Он приобретает особый уровень вовлеченности и заинтересованности только в том случае, когда наряду с поощрением за правильно решенные задания существует и особая система штрафов за ошибочные ответы на вопросы или неверные действия учениками в игре.

6. Включение современных инновационных технологий обучения Игра приобретает особый статус, если задействуются в ходе ее проведения инновационные технологии обучения. Активная компьютеризация учебного процесса обязывает педагогов искать и находить новые инструменты педагогического воздействия на обучающихся. Поэтому проведение игры желательно выстраивать на основе использования в ней компьютерной и мобильной техники, доступной всем категориям детей в классе.

Таким образом, для того чтобы подготовить урок с использованием технологии геймификации необходимо проработать все шесть этапов, согласно данной структуре. Несоблюдение или вычленение хотя бы одного этапа при подготовке урока может сказаться на его ходе и результате. Поэтому крайне важно заблаговременно перед проведением урока продумать все организационные и технические моменты.

Подведем промежуточные итоги. Реализация технологии игрового подхода в обучении (геймификации) в условиях инклюзивного класса, как мы видим, складывается из ряда важнейших составляющих. К ним относятся учет индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и их способность к игровому обучению, диагностика уровня коммуникации в инклюзивном классе, учет принципов применения геймификации в обучении и должная подготовка учебного занятия в соответствии с конкретными регламентированными этапами.

Выводы. Развитие и внедрение новых форм и методов обучения в российской системе образования является универсальным индикатором ее состояния на сегодняшний день. Способность педагога грамотно применять инновационные образовательные технологии в обучении детей является обязательным требованием к определению соответствия занимаемой им должности в образовательной организации. Это приводит к формированию универсального стиля преподавания каждого отдельного учителя, его отношения и стремления к всестороннему развитию своих учеников.

Постепенно, в результате экстраполяции и неоднократной апробации, такие инновационные образовательные технологии переходят в сферу обучения и воспитания особых категорий детей, которые имеют инвалидность или ограниченные возможности здоровья. Несомненно, это оказывает благоприятное влияние на их всестороннем развитии и социализации. Поэтому в последние годы мы можем наблюдать все более активное внедрение в коррекционно-развивающий процесс разнообразных технологий, методов и форм обучения, которые показывают качественный и количественный результат в максимально короткие сроки.

Использование технологии игрового подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья усиливает их вовлеченность и мотивацию к самостоятельной познавательной деятельности. Ученики благоприятно отзываются на призыв к подобной форме работы, проявляют активность и инициативность. В ходе игры проявляются хорошие коммуникативные способности, что сказывается на общем уровне сплоченности и взаимопонимания в инклюзивном классе.

Использование игровой технологии обучения в практике инклюзивного образования обоснована особенностями ученического коллектива, где такая модель взаимодействия «ученик-ученик» приходит на смену уже сложившейся как «учитель-ученик». Происходит увеличение роли эвристической составляющей урока, где педагог выступает в роли консультанта и наставника, направляющего и координирующего процесс открытия нового знания обучающимися. Являясь развлечением, разрядкой, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в моделирование человеческих отношений [2, с. 314].

Известному российскому ученому в области психологии личности, академику РАО Асмолову А.Г. принадлежат следующие слова: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» [6]. Обучение и воспитание подрастающего поколения к сегодняшнему дню - важнейший приоритет в области государственной политики Российской Федерации. В связи с этим, главная задача педагога - помочь особенному ребенку стать личностью в условиях стремительно меняющегося уклада мира, где ему предстоит самостоятельно отстоять свою индивидуальность на основе полученных знаний, умений, навыков в стенах современной российской школы.

Литература:

1. Бекшаев, И.А. Игровой подход (геймификация) в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках в основной и старшей школе / И.А. Бекшаев // Материалы V Международной научно-практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика». -Ялта. 2021. - С. 43-49.

2. Варенина, Л.П. Геймификация в образовании / Л.П. Варенина // Историческая и социально-образовательная мысль.

- ^м 6. - №6, Ч. 2, 2014. - С. 314-317.

3. Соболева, Е.В. Применение обучающих программ на игровых платформах для повышения эффективности образования / Е.В. Соболева, А.Н. Соколова, Н.И. Исупова, Т.Н. Суворова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - Т.7. - №4. - 2017. - С. 7-25.

4. Щедровицкий, Г.П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. - Москва: Школа Культурной Политики, 1995. - 800 с.

- ISBN 5889690019.

5. Щедровицкий, Г.П. Интеллект и коммуникация / Г.П. Щедровицкий // Вопросы философии. - 2004. - № 3. -С. 170-183.

6. https://asmolovpsy.ru/ Персональный сайт Александра Григорьевича Асмолова (дата обращения 29.06.2021).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук Белевцев Виталий Владимирович

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат философских наук Коняев Владимир Михайлович Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Горденко Наталья Владимировна

Ставропольский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (г. Ставрополь)

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Привитие навыков правильной организации образовательной деятельности у студентов явилось целью написания данной статьи. В статье представлен материал, который может помочь студентам сформировать и развить умение слушать и конспектировать лекцию, функционально просматривать записанный материал, готовиться к семинарскому и практическому занятиям, знать этапы выполнения контрольных работ, навыки работы с текстовым материалом.

Ключевые слова: компетенции, интерактивные формы обучения, методы обучения.

Annotation. Instilling the skills of proper organization of educational activities among students was the purpose of writing this article. The article presents material that can help students to form and develop the ability to listen and take notes of a lecture, functionally view the recorded material, prepare for seminars and practical classes, know the stages of performing tests, skills in working with text material.

Keywords: competences, interactive forms of education, teaching methods.

Введение. После окончания вуза, приобретенные навыки самостоятельной работы становятся необходимыми для поддержания высокого уровня профессиональной компетентности специалиста, позволяют ему быть на уровне современных требований, что повышает его конкурентоспособность на рынке труда. Это особенно актуально в наше время стремительного развития науки, быстрого обновления материально-технической базы производства и довольно частых изменений в нормативно-правовой регламентации самых различных сфер профессиональной деятельности, требующих постоянной самостоятельной работы специалиста по повышению своей квалификации.

По этим причинам улучшение организации и повышение эффективности самостоятельной работы студентов является одной из важнейших задач учреждений системы высшего образования. Определяющей предпосылкой результативности самостоятельной работы является:

- с одной стороны, познавательная активность студентов;

- с другой, овладение методически правильными и научно обоснованными приемами поиска информации, ее усвоения и закрепления (фиксации), а также применения на практике (прежде всего это навыки работы с лекционным материалом, конспектирования, библиографического поиска, работы с научной литературой, культуры чтения, публичного выступления).

Изложение основного материала статьи. Самостоятельная работа по наиболее важным для будущей практической деятельности студентов темам имеет целью углубленное изучение вопросов тематического плана и закрепление теоретического материала. В ходе самостоятельной работы студенты дорабатывают конспект, уточняют методические проблемы работы с литературой.

Усвоив тему занятия, необходимо подобрать в библиотеке подходящую литературу. Приступая к конспектированию, лекции необходимо помнить о том, что конспекту свойственны свои особенности. Индивидуальный конспект содержит специфическую информацию, относящуюся только к определенной изучаемой дисциплине.

Стремясь увеличить скорость конспектирования, студенты нередко опускают при записи те или иные части слова. Поскольку отсутствующий суффикс или окончание можно легко восстановить по контексту, их опускают в первую очередь. Однако такая практика не всегда оправдана, поскольку замедляет в дальнейшем чтение конспекта, а в некоторых случаях и вовсе делает текст непонятным даже для его автора.

Каждый студент может разработать и успешно применять на занятиях свою собственную систему сокращений и условных обозначений для замены наиболее длинных и часто употребляемых слов и устойчивых словосочетаний в соответствии со спецификой учебных дисциплин. Главным принципом при этом должно оставаться то, что сокращения и условные обозначения должны писаться значительно быстрее замененных ими слов и не вызывать затруднений при чтении конспекта. Использовать сокращения и условные обозначения рекомендуется последовательно, приступая к освоению нового лишь после того, как предыдущие сокращения станут для вас привычными, а их применение - близким к автоматизму.

Во время лекции необходимо записывать ее план, а если преподаватель не дал его, оставить в записях место, чтобы позднее составить план самому. Лекции надо оформлять аккуратно, грамотно и технически рационально: рекомендуется оставлять поля, достаточно широкие, чтобы на них впоследствии (при подготовке к практическому занятию, зачету или экзамену) можно было записывать дополнительный материал. Наиболее рациональным в этом плане представляется пример тех студентов, которые оставляют поля не с внешней, как принято в школе, а с внутренней стороны листов, так что они соприкасаются и образуют в центре (на сгибе) тетради чистый столбец, вполне достаточный для записи примечаний и дополнений.

При подготовке к семинарским занятиям по предусмотренной программой темам, необходимо, прежде всего, ознакомиться с планом семинарских занятий и используя полученные знания на лекциях, а также дополнительную литературу, которая дается после каждой темы в программе курса.

По отдельным темам семинарских занятий даются темы рефератов, докладов, сообщений, которые студенты могут написать с использованием научных статей. Рефераты, доклады, сообщения должны быть оформлены должным образом, в соответствии с предъявляемыми требованиями. Написание реферата, доклада, сообщения является одним из видов работы студента над темой семинарского занятия, что позволит студенту получать положительную оценку по данной теме курса.

Подготовка к выступлению с докладом является последним и, пожалуй, наиболее важным и ответственным этапом работы. Выступать студентам приходится не только, собственно, с докладами: как правило, и рефераты озвучиваются на занятии (причем за выступление ставится отдельная оценка). В своем докладе следует выделить основные положения по теме буквально несколько фраз, которые слушателям целесообразно записать, особенно важно это в случаях, когда тема выступления не разбиралась подробно на лекционных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.