УДК 37: 001.89
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
С.Г. Коростелева
В статье отражена актуальность проблемы организации научно-исследовательской работы в подготовке будущего учителя. Представлены характеристики, входящие в понятие «научно-педагогическое исследование», их сущность и типология. Основное внимание уделяется рассмотрению организации основных форм научно-исследовательской деятельности студентов - курсовой работе и научной конференции. Раскрываются компоненты готовности учителя к научно-исследовательской деятельности в школе. Рассматриваются основные исследовательские умения, необходимые для осуществления опытно-экспериментальной работы.
Ключевые слова: научно-педагогическое исследование, организация научно-исследовательской работы, подготовка будущего учителя, курсовая работа, научная конференция, научный доклад, исследовательские умения, опытно-экспериментальная работа.
THE ORGANIZATION OF RESEARCH WORK IN THE PROCESS OF WOULD-BE TEACHER TRAINING
S.G. Korosteleva
The article deals with an acute problem of organization of research work in the process of training future teachers. The paper contains some characteristics which are associated with the notion "educational research" and describes their essence and typology. The author of the article focuses on course papers and scientific conferences, which are traditionally regarded as the main forms of students' research work. The paper also describes the components, making up the teacher's readiness to carry out research work in the school. The main research skills which are required for successful experimental scientific work are also examined in the article.
Key words: educational research, organization of research work, training of future teachers, course work, scientific conference, scientific report, research skills, experimental work.
Появление новых реалий в социально-политическом и экономическом пространстве современной России предполагает решение задач по качественному обновлению организации и повышению
эффективности развития науки в вузах. Этой проблеме посвящен ряд законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых документов [4].
Ключевой идеей деятельности системы образования Российской Федерации в настоящее время является идея развития. В ее основе лежит инновационный процесс, включающий в себя следующие виды:
- создание и внедрение новшеств;
- освоение и разработку новых форм, методов, средств обучения и воспитания учащихся;
- использование новых идей, новых научных знаний;
- экспериментальное освоение новых систем организации учебно-воспитательного процесса;
- разработку новых учебных планов, программ и т.д.
Как видим, все эти виды инновационного процесса непосредственно связаны с научно-исследовательской работой, которая, несомненно, способствует как повышению учебно-воспитательного процесса, так и профессиональному росту педагога. Следовательно, актуальность развития научно-исследовательской деятельности связана не только с потребностями современного рынка труда, но и увеличением научного потенциала страны.
Современной школе требуются творчески мыслящие, инициативные учителя. Такие учителя не могут сформироваться вне исследовательской деятельности, которая открывает путь к совершенствованию педагогического мастерства. В настоящее время значительно возросли требования к профессиональному мастерству будущего учителя. Пе-
дагогическое мастерство проявляется в деятельности и характеризуется высоким уровнем развития специальных умений, способностью совершенно владеть педагогической деятельностью.
Однако несмотря на высокий уровень психолого-педагогических знаний и методическое мастерство, достичь больших успехов в учебно-воспитательной работе можно при условии овладения научно-исследовательской деятельностью.
В «Словаре по образованию и педагогике» понятие «педагогическое исследование» трактуется как «процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно новых знаний о закономерностях обучения и воспитания, методике преподавания различных учебных дисциплин, организации учебно-воспитательной работы, теории и истории педагогики» [3, с.153].
Научно-исследовательская работа студентов в вузе - составная часть профессиональной подготовки будущего учителя. Систематическая планомерная подготовка студентов к проведению научных исследований по педагогике, психологии и методикам является обязательным компонентом научно-исследовательской работы. Существуют различные формы организации научной работы студентов, к которым, прежде всего, относятся:
1) выполнение курсовых и выпускных квалификационных бакалаврских работ (ВКБР);
2) участие в студенческих научных конференциях;
3) работа в студенческих научных кружках при кафедрах;
4) участие студентов в разработке кафедрами научно-исследовательских тем;
5) выполнение заданий научно-исследовательского характера в период педагогической практики.
Студенческие научные работы могут быть представлены в виде следующих форм: научного отчета, научного доклада, научной статьи в журнале, сборнике, методической разработки по учебной, воспитательной работе, методических рекомендациях школьникам по различным видам деятельности, алгоритмов решения конкретных воспитательных задач и других.
При планировании научно-исследовательской работы необходимо учитывать, чтобы все ее формы были взаимосвязаны общей проблематикой исследования, соотнесенностью форм и методов контроля, сроков исполнения и т.д. Научно-исследовательская деятельность создает условия для стимулирования и проявления активности студентов в учебно-воспитательном процессе. Их подготовка к будущей профессиональной деятельности во многом определяется степенью их умения проводить педагогические исследования, которые различаются по своему типу. Самой распространенной является типология научных работ по уровню педагогических исследований: фундаментальные, прикладные, научные разработки. К другой, не менее распространенной классификации, относятся теоретические и эмпирические исследо-
вания. Существует также разделение и по направленности исследования: теоретические, науковедческие, историко-педагогические, теоретико-
экспериментальные, проектные и другие работы. Будущему учителю необходимо иметь знания о различных типах научно-педагогических исследований для разработки логики их проведения. Эти и многие другие знания, связанные с научно-исследовательской деятельностью, студенты получают на курсах по выбору «Методология научного исследования».
Рассмотрим некоторые вопросы организации научно-исследовательской работы в процессе подготовки будущего учителя. На первом этапе научной работы особое внимание уделяется совершенствованию умений и навыков анали-тико-синтетической переработки научной информации, так как к началу выполнения курсовой работы уровень владения ими недостаточен. Без специальной подготовки студенты затрудняются самостоятельно анализировать и извлекать научные знания и, используя их, составлять вторичные тексты. В связи с эти необходима целенаправленная работа по обучению студентов технике реферирования - умению самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать имеющуюся научную информацию. В качестве основных умений выступают умения составлять план текста, тезисы, конспект, аннотацию, приобретенные на предшествующих этапах обучения.
Одной из важных и обязательных форм организации самостоятельной работы студентов является курсовая работа. Она направлена главным образом на практическую подготовку и выполняется в соответствии с учебными планами. Цель курсовой работы:
1) закрепить, углубить и расширить теоретические знания;
2) овладеть навыками самостоятельной работы;
3) выработать умение формулировать суждения и выводы, логически, последовательно и доказательно их излагать;
4) выработать умение публичной защиты;
5) подготовиться к более сложной задаче - выполнению выпускной квалификационной бакалаврской работе [2].
Целесообразно подчинить изученные курсы дисциплины «Педагогика», курса по выбору «Методология научного исследования» написанию студентами курсовых работ и подготовке на их основе докладов с целью дальнейшего выступления как на спецкурсе, так и на научных конференциях. Конкретные темы курсовых работ и устных сообщений определяются в русле тематики курсов дисциплины «Педагогика», курса по выбору, а также научными интересами преподавателей - руководителями научно-исследовательской работой студентов, поскольку мастерство и квалификация преподавателя - один из основополагающих факторов успешной научной деятельности студентов. При определении тематики курсовых работ и распределе-
нии конкретных тем необходимо учитывать ранее приобретенные студентами знания и умения, уровень их психолого-педагогической, методической и специальной подготовки. Предпочтение должно быть отдано темам, связанным с их будущей специальностью, так как такие педагогические исследования будут способствовать формированию методической и коммуникативной компетенции будущего учителя в профессионально-педагогической сфере общения, приобретению профессиональных навыков и умений.
Необходимую помощь студентам оказывают также «Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по педагогике для студентов педагогических специальностей», составленные преподавателями кафедры. Методические рекомендации включают в себя цель, задачи, требования, предъявляемые к курсовым работам, определенную последовательность их написания. В содержание методических рекомендаций входят: выбор темы курсовой работы; подбор и изучение литературных источников; структура и содержание курсовой работы; объем и оформление курсовой работы; руководство курсовой работой; защита курсовой работы;- приложение 1-образец титульного листа; приложение 2 - образец оформления списка источников и используемой литературы.
Таким образом, в процессе написания курсовой работы студенты должны:
- овладеть навыками самостоятельного исследования фактического мате-
риала на основе избранной научной концепции;
- научиться логично и последовательно, в соответствии с поставленной задачей изложить свои взгляды при анализе изучаемой проблемы;
- усвоить и выполнить требования к содержанию и оформлению курсовой работы;
- овладеть навыками правильного оформления научного аппарата;
- приобрести навыки научного выступления, участия в научной дискуссии.
Результаты научно-исследовательской работы сообщаются и обсуждаются на занятиях курсов по выбору, заседаниях научных групп, защите курсовых работ и на научных студенческих конференциях. Сформировать у студента навыки научного общения, научить его публичному выступлению с научной информацией - одна из актуальных задач профессиональной подготовки будущего учителя, решить которую в значительной мере возможно в процессе научно-исследовательской работы.
На защите курсовой работы студент выступает с коротким сообщением по следующему плану: 1) состояние проблемы исследования; 2) актуальность исследования; 3) научный аппарат (проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования); 4) результаты опытно-экспериментальной работы; 5) выводы и предложения; 6) перспективы исследования.
Научный доклад (сообщение) на научной конференции должен быть
предметом обсуждения, которое планируется и заранее готовится научным руководителем. Докладчик согласует с ним содержание и композицию своего выступления, продумывает ответы на предполагаемые вопросы, пишет заключительное слово своего выступления и т.п. Однокурсники предварительно знакомятся с кратким содержанием (в виде тезисов) научного доклада. Затем назначаются оппоненты, составляются вопросы к докладчику и т.п. Обсуждение желательно проводить в форме дискуссии.
Очень важно создать атмосферу увлеченности результатами опытно-экспериментальной работы, сформировать у будущих учителей активное положительное отношение к ней и стремление в дальнейшем заниматься этой работой. Студентам, проявившим большую заинтересованность в выполнении педагогических исследований, успешно защитившим курсовые работы и имеющим лучшие результаты по итогам выступления на научных конференциях, предлагается оформить результаты исследования в виде научной статьи. Написание научной статьи - это стимул по окончании вуза к продолжению дальнейшей научно-исследовательской деятельности.
В психолого-педагогической литературе готовность учителя вести исследования рассматривается как структурное образование, состоящее из определенных, тесно взаимосвязанных друг с другом компонентов. Современная педаго-
гическая наука выделяет четыре наиболее существенных компонента готовности учителя к научно-исследовательской деятельности в школе: 1) мотивацион-ный; 2) содержательно-операционный (процессуальный); 3) организационно-технический; 4) личностно-волевой.
Раскроем коротко основные компоненты предложенной структуры. Формирование мотивационного компонента означает стремление учителя познавать новое, его заинтересованность в проведении научно-педагогических исследований в ходе осуществления своей профессиональной деятельности. Содержательно-операционный (процессуальный) компонент означает умение создавать условия для проведения научно-исследовательской деятельности. Для этого учителю необходимо знать методы научно-педагогического исследования, формулировать гипотезу исследования и определять этапы эксперимента.
Организационно-технический компонент требует знания о научной организации труда учителя-исследователя, умения рационально организовывать опытно-экспериментальную работу.
Личностно-волевой компонент проявляется в умении проверить свои личностные качества в процессе осуществления эксперимента, от которого зависит качество исследования. Например, таких, как организованность, настойчивость, целеустремленность и т.п.
Следует отметить, что в действительности в процессе осуществления исследовательской деятельности данные
компоненты нельзя разделить, так как они выступают как единое структурное образование. Готовность учителя вести научно-исследовательскую деятельность определяется знанием методологии педагогики, методов и методики педагогического исследования, умением ставить и решать педагогические и методические задачи, удовлетворять потребности учащихся в творческой деятельности, способностью самостоятельно ориентироваться в растущем потоке научной информации, во все увеличивающемся потоке знаний.
Для успешного осуществления опытно-экспериментальной работы будущие педагоги должны овладеть следующими исследовательскими умениями, которые делятся на три группы:
а) организационные: умение определять цели и задачи опытно-экспериментальной работы, рационально планировать этапы исследования, создавать необходимые условия для научного поиска и проводить анализ проделанной работы;
б) информационные: умение осуществлять библиографический поиск, повышать уровень теоретической подготовки в рамках изучаемой проблемы, уметь самостоятельно разбираться в отобранном теоретическом материале по проблеме исследования, применять методики научно-педагогического исследования;
в) интеллектуальные: умение воспринимать информацию, логически ее осмысливать, выделять в ней главное;
решать проблемные учебно-воспитательные задачи, анализировать результаты научного исследования и умение их прогнозировать.
Как справедливо отмечает В.И. Богословский, овладение исследовательскими умениями «создает необходимые условия для развития личностного роста, формируя и оттачивая столь важный механизм, как рефлексия» [1, с. 76].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что готовность будущего учителя к профессиональной деятельности во многом определяется его умением вести научно-
исследовательскую работу. Именно через учителя внедряются достижения науки в школьную жизнь, а практика обогащает науку. Этим объясняется актуальность и общественная значимость вопроса, связанного с приобщением бу-
дущих учителей к организованной и систематизированной научно-исследовательской работе. Только овладев необходимыми навыками и умениями научно-исследовательской работы, можно сформировать у студентов способность к инновационной деятельности в сфере образования.
Учителю, осуществляющему научно-исследовательскую деятельность, следует помнить слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского, который, признавая ведущую роль исследовательской работы в развитии школы, утверждал, что «исследовательская работа не является для учителя чем-то таинственным и непостижимым. В самой своей основе педагогический труд - настоящий творческий труд - стоит близко к научному исследованию» [5, с. 73].
Список литературы
1. Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики / В.И. Богословский. - Спб., 2012. - 116 с.
2. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление / И.Н. Кузнецов. - 3 -е изд. доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 460 с.
3. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.
4. Рассказов Ф.Д. Современные проблемы организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузах / Ф.Д. Рассказов, С.Н. Степанова // Педагогическое образование и наука. - 2009. -№9. - С.19.
5. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский. - 2-изд. - М.: Просвещение, 1982. - 206 с.
References
1. Bogoslovskij V.I. Nauchnoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo pro-cessa v pedagogicheskom universi-tete: metodologicheskie harakteri-stiki / V.I. Bogoslovskij. - Spb., 2012. - 116 s.
2. Kuznecov I.N. Nauchnoe issledovanie: Metodika provedeniya i oformlenie. / I.N. Kuznecov. - 3 -e izd., dop. - M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K», 2007. - 460 s.
3. Polonskij V.M. Slovar' po obrazovaniyu i pedagogike / V.M. Polonskij. - M.: Vyssh. shk., 2004. - 512 s.
4. Rasskazov F.D. Sovremennye problemy organiza-cii nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov v vuzah / F.D. Rasskazov, S.N. Stepanova // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2009. - №9. - S.19.
5. Suhomlinskij V.A. Razgovor s molodym direktorom shkolyV V.A. Suhomlinskij. - 2-izd. - M.: Prosvesh-chenie, 1982. - 206 s.