Научная статья на тему 'Организация учебно-научно-исследовательской деятельности будущих учителей'

Организация учебно-научно-исследовательской деятельности будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1174
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенкина Лидия Константиновна

Статья посвящена рассмотрению основных форм организации учебно-научно-исследовательской деятельности будущих учителей в вузе. Кроме того, раскрывается содержание деятельности студентов при осуществлении исследовательской работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация учебно-научно-исследовательской деятельности будущих учителей»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Л. К. Гребенкина

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Статья посвящена рассмотрению основных форм организации учебно-научно-исследовательской деятельности будущих учителей в вузе. Кроме того, раскрывается содержание деятельности студентов при осуществлении исследовательской работы.

Развитие школы невозможно без исследовательских подходов, инновационных идей, моделей и проектов педагогических технологий, без сотрудничества ученых, педагогов-практиков, родителей и учеников. Каждая инновация требует апробации, проверки временем. Создание нового опыта, поиск оптимальных решений осуществляется в ходе научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности. Научно-исследовательской, опытно-экспериментальной считается деятельность, основанная на научном анализе существующей теории и практики образования, направленная на создание условий для эффективной реализации социально-педагогических инициатив с целью модернизации и развития образовательного учреждения.

Известный педагог А. И. Кочетов [1] справедливо утверждает, что стать исследователем нельзя иначе, как непрерывно совершенствуя свою повседневную жизнь и самого себя на основе изучения педагогической науки и внедрения ее идей в практику.

Составной частью профессиональной подготовки будущего педагога, специалиста в течение всего времени обучения в вузе является учебно-исследовательская (УИРС) и научно-исследовательская работа (НИРС). Учебно-исследовательской работой, как правило, управляют кафедры вуза, ориентируя преподавателей на реализацию исследовательского подхода в учебно-воспитательном процессе при использовании активных методов обучения с целью выработки у будущих специалистов умений исследования и научного поиска.

ГРЕБЕНКИНА Лидия Константиновна - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогических технологий РГУ им. С. А. Есенина (г. Рязань) © Гребенкина Л. К., 2007

Включение в научно-исследовательскую работу предусматривает решение дидактических, практических и развивающих задач. Первая задача направлена на обучение методологии и методике исследования, компетентному ведению научной работы и, соответственно, расширению и углублению знаний педагогической теории. Вторая -предполагает целенаправленное и систематическое участие студентов в исследовательской деятельности, вооружение их технологией научного поиска, творческого подхода к исследованию педагогических проблем. Третья задача способствует развитию у студентов таких качеств и психических свойств, как память, наблюдательность, воображение, творческие способности, рефлексивные умения, самостоятельность суждений и выводов. Каждая из перечисленных задач является необходимой для научного поиска, организации самостоятельной исследовательской работы. В ходе научной работы студент знакомится с методологией педагогического исследования, овладевает исследовательскими умениями, а также приёмами теоретического мышления, которое опирается на анализ, синтез, классификацию, обобщение и систематизацию изучаемых явлений и процессов.

Руководит НИРС в вузе студенческое научное общество (СНО), а учебно-исследовательской работой студентов - кафедры факультетов.

Педагогическое исследование осуществляется студентами в учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности школы и вуза, в самостоятельной, внеаудиторной работе и различных видах педагогической практики. Формы организации научного исследования разнообразны: это спецсеминары по введению в научное исследование, научные кружки и исследовательские группы, творческо-экспериментальные объединения при школах, участие в научной работе кафедр, научные конференции, круглые столы, подготовка и публикации результатов научного исследования. Конкретными формами научного исследования по педагогике являются рефераты и творческие задания различного уровня, курсовые, дипломные и конкурсные работы, доклады на научно-практических конференциях, издание статей и тезисов сообщений и т. п.

Рассмотрим назначение, сущность, методику подготовки и процедуру представления (презентацию) основных форм научного исследования в вузе.

Любая форма педагогического исследования студентов начинается с выбора темы и научного анализа литературы, поскольку педагогическое исследование всегда предполагает опору на достижения науки. Не случайно каждая статья, книга включает в себя ссылки на используемые источники. Даже в таких формах исследования, как доклад или реферат, должен содержаться обзор главных источников по проблеме.

В исследовании анализ литературы выполняет ряд функций:

- помогает устанавливать актуальность и степень разработанности исследуемой проблемы, сформулировать объективные цель и задачи исследования;

- определяет её концептуальные идеи с учетом того, что сделано в науке;

- даёт материал для определения содержания работы в целом, позволяет сравнить результаты однородных поисков, осуществить их анализ, разработать методологию исследования.

Методологические основы педагогического исследования включают 3 основные части. При первоначальном анализе литературы студенты знакомятся с состоянием изучаемой проблемы, анализируют идеи, которые могут стать опорными, сопоставляют и обобщают различные точки зрения. Особое внимание уделяется понятийному аппарату. С целью научного обоснования тех или иных категорий необходимо проанализировать те или иные педагогические явления, события, процессы, которые дают разные ученые, сопоставить их с общепринятыми понятиями в педагогической, справочной литературе (учебных пособиях, энциклопедиях, словарях).

Анализ литературы сопутствует всему ходу научного исследования. Так, на заключительной стадии исследования важно сравнить полученные результаты с данными других ученых, установить общее, типичное и особенное, обосновать собственное открытие.

При описании научного исследования, как правило, во введении дается раздел, посвященный анализу литературы, на основе которого определяется актуальность и формулируются концептуальные основы темы исследования. Иногда обзор литературы представляет самостоятельный раздел работы.

При обзоре литературы, систематизации взглядов педагогов необходимо придерживаться следующей логики: что в науке говорится о сущности данного педагогического явления, процесса; что говорится о путях решения данной проблемы на практике; какие трудности встречаются при практическом решении задач; какие условия эффективности учебно-воспитательного процесса в данной области выделены учеными; что является наиболее актуальным в решении данной проблемы.

На основе анализа литературы и опорных позиций определяются противоречия, проблема, тема, цель, задачи, объект, предмет и гипотеза научного исследования.

Как правило, конкретных задач исследования ставится не больше двух-трех, направленных:

1) на изучение сущности явления;

2) выявление условий, факторов развития;

3) описание методики, организации, технологии изучаемого процесса или явления;

4) изучение, обобщение передового педагогического опыта.

При определении задач важно исходить из состояния изучаемого вопроса науки, наличия противоречий, состояния и потребностей практики, а также собственных возможностей. На основе противоречий формулируется научная гипотеза.

Научная гипотеза - это предположение о том, в чем сущность явления и как оно будет протекать. Это своего рода исходный элемент поиска истины, умозаключение. Гипотеза нацелена на объяснение неизвестных научных явлений, на собственное толкование той или иной научной проблемы. На основе поставленных задач и разработанной гипотезы ставится эксперимент и проводится опытная работа, цель которых - собрать факты, получить научные результаты, подтверждающие или опровергающие выдвинутую гипотезу. Экспериментальные данные проверяются, уточняются, доказываются данными, полученными при помощи других методов. К основным методам педагогического исследования относят теоретические (анализ научных источников и литературы, математические и статистические методы); эмпирические (наблюдение, беседа, интервьюирование и анкетирование, метод педагогического консилиума, метод педагогической диагностики, метод педагогического эксперимента).

Комплексная методика педагогического исследования способствует получению и сопоставлению разносторонних сведений, установлению связей между полученными цифрами и фактами, объективными выводами и рекомендациями по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе.

Как уже отмечалось, в опыте работы вузов существует несколько видов исследовательской работы студентов. Студенты-первокурсники занимаются научной работой в кружках и исследовательских группах, где знакомятся с методикой НИР и приобретают элементарные исследовательские умения (как провести анкету, беседу или интервью с учащимися, учителями, родителями, как изучить и обобщить передовой педагогический опыт и т. п.). Итогом работы в кружке или исследовательской группе является подготовка реферата или творческого задания.

Реферат как форма научного исследования представляет логически законченное повествование об одной или нескольких актуальных, связанных между собой педагогических идеях. Выбор темы реферата осуществляется студентом с учетом его интересов и способностей.

Реферат состоит из введения, основной части и выводов. Во введении обосновываются актуальность, цель, задачи и методы исследования, дается краткий обзор источников. В главной части реферата на основе анализа психолого-педагогической литературы, периодической печати, опыта работы школ (учителя) раскрывается решение поставленных задач. В заключительной части формулируются краткие обоснованные выводы по итогам работы. Объем реферата не менее 15 страниц печатного текста. Основное содержание реферата студент докладывает на научной конференции, заседании кружка или другой форме НИР по подведению итогов научной работы студентов.

Творческое задание - это вид исследования той или иной педагогической проблемы. Представляется в форме эссе, тезисного описания ведущих теоретических идей (3-5 страниц) или в форме методической разработки с таблицами, схемами, диаграммами, или буклета, доклада, газеты и т. п. Внешнее оформление творческого задания предусматривает художественное исполнение, соответствующее теме и фантазии автора.

Реферат и творческое задание являются начальным этапом научно-педагогического исследования. Наиболее актуальные и качественно выполненные работы могут перерасти в курсовую, а затем в дипломную работу.

Курсовые и дипломные работы - это одновременно и виды самостоятельной, научно-исследовательской работы, и формы изучения актуальных вопросов воспитания и обучения учащихся, оптимальной их организация в учебно-образовательном учреждении. Базой курсовых и дипломных работ является самостоятельное изучение литературы по проблеме, ее научный анализ, наблюдение за работой учителей, учащихся, передовой педагогический опыт и постановка эксперимента, а также результаты исследования в целом.

Существующая практика написания курсовых и дипломных работ по педагогике предлагает такую последовательность: выбор темы, изучение литературы по проблеме, постановку задач, составление ориентировочного плана работы, определение методологической базы и методов исследования, сбор материала, анализ и обобщение полученных данных. Завершающим этапом является оформление курсовой или дипломной работы и их защита. При выполнении курсовых и дипломных работ следует придержи-

ваться следующих требований (алгоритма действий):

1. Обоснование актуальности темы исследования.

2. Определение целей и задач исследования.

3. Краткий обзор психолого-педагогической литературы по теме.

4. Использование комплекса методов исследования.

5. Изучение теории вопроса и изложение её в главах или основных разделах.

6. Изучение и обобщение передового педагогического опыта.

7. Обоснование собственной точки зрения относительно рассматриваемых вопросов.

8. Четкость, новизна и обоснованность выводов.

9. Соответствующее оформление курсовой или дипломной работы.

10. Подготовка доклада для защиты.

11. Защита (презентация) основных идей и результатов исследования.

В Рязанском университете ежегодно проводятся конкурсы на лучшую научную работу студентов по психолого-педагогическим дисциплинам [2]. На конкурс подаются законченные самостоятельные научные работы студентов по актуальным проблемам обучения и воспитания учащихся. Конкурсная работа также должна отвечать определенным требованиям:

- актуальности,

- четкости и логической последовательности изложения,

- убедительности аргументации выдвигаемых идей,

- научной новизны и творчества,

- конкретности и оригинальности изложения,

- доказательности выводов и обоснованности рекомендаций,

- практической значимости.

Конкурсная работа должна быть правильно

оформлена, включать титульный лист, аннотацию, отзыв руководителя, состоять из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, результатов собственного опыта, заключения, выводов и практических рекомендаций, списка использованной литературы.

Любое педагогическое исследование предполагает изучение опыта. Педагогический опыт -это такой опыт школы (учителя), который позволяет достигать высокого качества, хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.

Экспериментальная работа в школе проводится на основе специальной программы системного подхода. В этой программе обосновывается необходимость для школы данного эксперимен-

та, формулируются проблема и тема, цели и задачи, определяется объект, предмет исследования, гипотеза, комплекс используемых методов, уточняются направления и этапы работы, сроки, участники и руководители [3].

Преподаватель вуза выступает в роли научного руководителя или консультанта. Студенты получают соответствующие задания для разработки курсового или дипломного проекта, включаясь в исследовательский микроколлектив образовательного учреждения.

Как правило, студенты изучают опыт творчески работающих учителей, мастеров педагогического труда. Студент-исследователь, обобщающий опыт работы школьного коллектива, администрации школы, отдельного учителя, классного руководителя, разрабатывает рекомендации по совершенствованию обучения и воспитанию учащихся. При обобщении опыта во внимание принимаются следующие основные компоненты: задачи учебно-воспитательной работы; основные идеи педагогического опыта; деятельность учителей, учащихся и других участников педагогического опыта; достижения и конкретные результаты обучения и воспитания учащихся; новизна и преимущество инноваций авторов опыта; зависимость опыта от условий школы; реальные пути и средства внедрения передового опыта.

Этапами изучения педагогического опыта являются:

1) поиск образца работы учителей, воспитателей, классных руководителей, педагогических коллективов;

2) выявление критериев отбора и оценки педагогического опыта;

3) выбор методики изучения педагогического опыта;

4) сбор разнородной информации;

5) отработка собранных фактов, имеющихся материалов;

6) выявление общей идеи для внедрения опыта.

Полученные материалы на основе изучения

педагогического опыта анализируются и оформляются с учетом требований, предъявляемых к той или иной форме научного исследования (реферат, курсовая, дипломная, конкурсная работа).

К вариативным видам учебно-исследовательской работы (УИРС) в университете относятся педагогические олимпиады и конкурсы профессионального мастерства, включающие подготовку и защиту инновационных проектов на основе научных подходов. Так, например, конкурсы включают ряд мини-конкурсов, предусматривающих выявление научной эрудиции, использование полученных данных педагогического поиска, проявление качеств исследователя: наличие психолого-педагогического мышления, умений формулировать цели и задачи исследования, вы-

делять основополагающие идеи, формулировать концепции, разрабатывать технологии, изучать и обобщать педагогический опыт. Так, традиционный конкурс профессионального мастерства, проводимый в РГУ под девизом «За нашим веком мы идем», включал ряд мини-конкурсов, требующих при подготовке и проведении реализации исследовательского и творческого подходов: конкурс рекламы, конкурс актёрского мастерства, интеллектуальный конкурс, школьный конкурс, конкурс индивидуальных творческих проектов. Например, конкурс творческих проектов «Не тлетворные мысли» предусматривал толкование педагогического факта, процесса или явления, представленного в тексте в форме гипотезы (предположения) решения проблемы, определение ее новизны, практической значимости и собственный оригинальный взгляд на педагогическую профессию, на организацию учебной и внеурочной деятельности, педагогические находки в практической работе с детьми.

Одним из критериев оценки конкурса было умение применять научные знания в решении вопросов педагогической практики, соответствие цели и содержания; научная и практическая значимость, нестандартный подход при защите проекта.

Итоги учебно-научно-исследовательской работы студентов (УИРС и НИРС) ежегодно подводятся на заседаниях кафедр или методических объединений, секционных заседаниях общеуниверситетской научной студенческой конференции.

Цель студенческой конференции - анализ и подведение итогов научной работы в кружках, исследовательских и творческих группах, уточнение перспектив НИРС, награждение студентов.

На конференциях заслушиваются лучшие доклады и сообщения, обобщающие результаты научных исследований по актуальным проблемам педагогики.

Формы проведения конференции могут быть различными: традиционные (пленарное, секционные заседания), «круглые столы», творческая дискуссия и др.

Основными ориентирами при подготовке выступлений являются актуальность темы, цель и задачи, составление плана и написание текста, разбивка сообщения по времени, подготовка наглядных материалов и новых информационных технологий.

Выступления и презентация докладов, участие в научных дискуссиях, «круглых столах» и прениях являются для студентов школой научного творчества, постоянного поиска, самосовершенствования исследовательских умений. Критерии оценки докладов: актуальность, теоретическая и практическая значимость, новизна и оригинальность представленных идей, четкость и конкретность содержания, логика изложения.

Н. А. Низовских, В. М. Шкурихина. Взаимосвязь жизненных принципов и волевых качеств студентов

Студенты, достигшие определенных успехов в научно-исследовательской работе, имеют право печатать тезисы докладов в научных сборниках и могут быть рекомендованы на выпускном курсе в аспирантуру.

В научно-исследовательской работе должен принимать участие каждый студент. Будущий учитель в условиях вуза должен повышать свой интеллектуальный потенциал, учиться исследовательскому, научному подходу к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, овладевать методикой и умениями педагогического поиска.

Таким образом, учебно-научно-исследовательская, опытно-экспериментальная работа студентов и преподавателей становится мощным и действенным фактором, влияющим на результативность труда педагогического коллектива вуза, развитие субъектов деятельности, уровень образованности и культуры общества.

В свою очередь научно-исследовательская работа студентов представляет важнейший этап подготовки к профессиональной деятельности, способствует углублению знаний, помогает вырабатывать исследовательские умения, развивает педагогическое мышление, творческие способности учителя-исследователя.

Примечания

1. Кочетов, А. И. Культура педагогического исследования [Текст] / А. И. Кочетов. Минск, 1996.

2. Введение в научное исследование. Программа курса [Текст] / сост. Л. А. Байкова. Рязань, 1999.

3. Эксперимент в школе: организация и управление [Текст] / под ред. М. М. Поташника. М., 1991.

Н. А. Низовских, В. М. Шкурихина

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕННЫХ ПРИНЦИПОВ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена дискуссионному вопросу формирования волевых качеств личности. Рассматривается связь между волей и жизненными принципами личности. Анализируются результаты исследования, проведенного среди студентов кировских вузов.

Волевые качества традиционно относят к числу самых существенных в структуре личности. Во всём великом и героическом, что делал человек, волевые качества всегда играли значительную роль, - писал С. Л. Рубинштейн. Сформирован-ность волевой регуляции является важным пока-

НИЗОВСКИХ Нина Аркадьевна - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой практической психологии ВятГГУ

ШКУРИХИНА Вера Михайловна - студентка V курса

Факультета психологии ВятГГУ Низовских Н. А., Шкурихина В. М., 2007

зателем развития личности [1]. Значимость формирования волевых качеств студентов определяется глубокими преобразованиями в экономической жизни страны, обусловившими потребность в новом типе специалистов, которые «должны уметь адаптироваться к непростой динамике современных производственных отношений, в полной мере реализовывать свои профессиональные, творческие возможности» [2].

Понятия волевой регуляции и волевых качеств личности не являются в психологии окончательно устоявшимися. Вопросы, связанные с проявлением воли, до настоящего времени остаются достаточно дискуссионными, и несмотря на то, что в последние десятилетия проблеме воли уделяется достаточно много внимания, она все еще далека от разрешения [3]. Особенно мало разработаны вопросы о психологических средствах и механизмах формирования волевых качеств личности.

Цель данного исследования состоит в выявлении наличия и характера взаимосвязи жизненных принципов и волевых качеств личности в юношеском возрасте. Гипотеза заключается в предположении о том, что волевые качества личности взаимосвязаны с ее жизненными принципами. Методологической основой исследования выступает культурно-деятельностный подход к решению проблемы воли, представленный в отечественной психологии работами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. С. Братуся, Ф. Е. Василюка, В. А. Иванникова и др.; а также базирующаяся на работах В. Ф. Петренко психосемантическая трактовка личностного саморазвития человека как его специфической деятельности по созданию нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении при помощи социальных по своей природе психологических средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для формирования волевой личности исключительное значение имеет усвоение ценностей, превращение их в мотивы поведения, в том числе и волевого. Ф. Е. Василюк указывает на то, что на уровне личности воля обнаруживает себя прежде всего силой мотива. В мотивах «фиксируется вся жизненная энергия личности, которая делает возможной волевое удержание и реализацию жизненного замысла» [4]. Для волевого человека перестает быть актуальной проблема борьбы мотивов, потому что система ценностей уже определяет наиболее значимое для субъекта направление его жизнедеятельности. Это происходит благодаря тому, что в свете ценности становится хорошо видна подлинная направленность того или иного намерения, легко определяется его «цена», и властью ценности может быть отказано неподходящему намерению [5]. Сказанное определяет значимость вопросов о трансляции социальных ценностей и об их интеграции в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.