УДК 37.013.46
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
TEACHER SUPPORT IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS' COURSE WORKS VIA CLOUD TECHNOOGIES
© Е.В. Куликова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© Ye.V. Kulikova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В статье прокомментированы особенности педагогического сопровождения студентов в процессе выполнения курсовой работы по методике преподавания математики на факультете математики, физики и информатики с использованием возможностей облачных технологий. Облачные технологии предоставляют уникальную возможность организации совместной деятельности преподавателей и студентов в ходе научно-исследовательской работы.
The article comments on the pedagogical support of students in the coursework on Mathematics methodology at Faculty of Mathematics, Physics and Computer Studies by means of cloud technologies. Cloud technologies contribute to collaboration of teachers and students in their research work.
Ключевые слова: курсовая работа; организация научно-исследовательской работы студентов; облачные технологии.
Keywords: course work; students' research work management; cloud technologies.
Профессиональная готовность будущего преподавателя к научно-исследовательской деятельности во многом определяет результаты модернизации системы педагогического образования. В связи с этим возрастает роль научно-исследовательской подготовки студентов, которая в сочетании с фундаментальной общенаучной и специальной подготовкой позволит будущему учителю более полно реализовать большие потенциальные возможности высшего образования. Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование должен быть готов к решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности. Выполнение курсовой работы готовит студента к решению профессиональных задач в области научно-исследовательской деятельности:
- сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования;
- разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей
образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности;
- проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов [1].
Курсовая работа (проект) - это одна из форм учебно-исследовательской работы, ее выполнение является обязательным для всех студентов. Выполнение курсовой работы (проекта) представляет собой самостоятельное решение студентом под руководством преподавателя частной задачи или проведение исследования (эксперимента, проекта) по одному из вопросов, изучаемых в рамках общепрофессиональных и специальных дисциплин. Основной целью выполнения курсовой работы (проекта) является расширение, углубление знаний студента и формирование у него навыков учебной и научно-исследовательской деятельности. Задачи курсовой работы (проекта) состоят в систематизации научных знаний; углублении уровня и расширении объема профессионально значимых знаний, умений и навыков; формировании умений и навыков самостоятельной организации
учебной и научно-исследовательской работы; в овладении современными методами поиска, обработки и использования информации [2].
Курсовая работа выполняется в соответствии с учебным планом (в 7-м семестре по математическим дисциплинам, в 8-м - по методике преподавания математики). Целесообразность такого распределения обусловлена наличием в 8-м семестре педагогической практики по математике, что дает студентам, во-первых, возможность изучить существующий опыт по выбранной теме в условиях реального педагогического процесса, во-вторых, проведения экспериментальной апробации результатов исследования.
Особенности работы по проведению исследования в рамках курсовой работы по методике преподавания математики по сравнению с курсовой работой по математике требует дополнительных разъяснений студентам.
У студентов, приступающих к работе над курсовой работой, всегда возникает много вопросов, связанных с построением методологического аппарата исследования, интерпретацией экспериментальных данных, методикой планирования работы, правилами оформления, процедурой защиты работы и др. При этом зачастую допускаются ошибки, которые во многом снижают качество проведенного исследования. Исследования показали, что к таким типичным ошибкам относятся:
- замена научного стиля изложения разговорно-бытовой лексикой, нарушение научного стиля подачи материала;
- отсутствие выводов по разделам, (либо выводы есть, но они не передают содержания самих параграфов (разделов), что не дает возможности увидеть в полной мере объем и оценить содержание проведенного исследования);
- список литературы, применяемой при написании работы, включает книги, диссертации и статьи, которые не отражают точки зрения на исследуемую проблему;
- преобладание в списке литературы устаревших источников, отсутствие последних публикаций по теме исследования;
- ошибки и нарушения принятого стандарта при оформлении списка литературы;
- нарушения правил цитирования при проведении анализа литературы и изложении методологических основ исследования;
- несоответствие формулировок объекта и предмета исследования названию работы;
- несоответствие задач работы цели исследования: задачи либо недостаточны, либо избыточны;
- выступление не в полном объеме отражает проведенное исследование, особенно «авторский» вклад в решение поставленной проблемы [3].
В обязанности руководителя курсовой работы входит помощь в постановке целей и задач курсовой работы, обеспечение разработки заданий по выбранной студентом теме, методическое и научное руководство, групповые и индивидуальные консультации [2].
Теоретические основы организации научно-исследовательской работы в процессе подготовки будущих учителей описаны в работах Ю.К. Бабанского [4], М.Н. Скаткина [5], В.В. Краевского [6] и др. Ряд работ посвящен методическим аспектам организации научно-исследовательской работы в рамках курсовых и дипломных работ [7 ; 8 ; 9 ; 10 ; 11], в других описан опыт подготовки студентов к проведению научно-исследовательской работы в рамках спецкурсов и курсов по выбору [3 ; 12 ; 13 ; 14].
Обобщая представленный опыт, приходим к выводу, что решение указанных выше проблем возможно, если руководитель курсовой работы обратит внимание на создание ориентировочной основы деятельности студентов, активизацию учебной деятельности студентов, обеспечение эмоционального комфорта.
Как показывает опыт, при снижении уровня управления учебной деятельностью студентов затраты времени на выполнение заданий резко возрастают, увеличивается дифференциация студентов по их учебным возможностям, поэтому становится актуальной проблема индивидуализации самостоятельной работы студентов.
Е.В. Куликова
Под оптимальным уровнем управления будем понимать создание преподавателем таких условий учебной деятельности, при которых студент, не испытывая неоправданных затруднений, работает без принуждения в зоне ближайшего развития, проявляет творческую активность и при некоторой помощи преподавателя достигает поставленной цели. Выбор оптимального уровня управления имеет особое значение для курсового проектирования, при котором самостоятельная работа студентов является преобладающей. Здесь и преподаватель, и студент просто вынуждены выступать в роли активных субъектов совместной деятельности. Преподаватель является организатором учебного процесса и консультантом, а студент должен непосредственно общаться с источниками информации, самостоятельно организовывать свою работу над курсовой работой [7].
Одним из вариантов организации управления деятельностью студентов со стороны научного руководителя в процессе выполнения курсовой работы по методике преподавания математики может быть система специально организованных семинаров с параллельным использованием облачных технологий для контроля самостоятельной работы студентов.
Как было сказано выше, курсовая работа по методике преподавания математики выполняется студентами в 8-м семестре. Выбор темы и закрепление студентов за научным руководителем осуществляется в 7-м семестре. Так как 8-й семестр начинается с педагогической практики по математике, то первоначальная работа над курсовой работой должна начаться уже в конце 7-го семестра: работа методического семинара начинается в осенний семестр. Семинар готовится и проводится совместно всеми преподавателями, осуществляющими руководство курсовыми работами по методике преподавания математики.
Первый семинар обычно посвящается проблемам постановки цели, объекта, предмета и задач исследования, особенностям составления плана курсовой работы, подбора и анализа литературы.
Для организации оперативного контроля деятельности студентов и консультативной помощи можно использовать воз-
можности облачных технологий, а именно Google-таблицу, в которой представлены этапы работы студентов над курсовым проектом. Студенты формулируют предмет, объект, цель, задачи исследования, прикрепляют ссылки на созданные ими документы с анализом литературы и т.п., предоставляя доступ к этим документам всем участникам семинара и научным руководителям. Научный руководитель имеет возможность комментировать работу студента, вносить коррективы в его формулировки. Студенты видят работу друг друга, замечания преподавателей, учитывают эти замечания в своей работе.
Второй семинар посвящается обсуждению роли, места, особенностям и этапам организации экспериментальной работы, порядку оформления результатов проведенного исследования. Студенты получают задание по планированию экспериментальной работы по теме своей курсовой работы. Таким образом, перед выходом на практику студенты имеют материал для проведения эксперимента по теме курсовой работы.
Третий семинар проводится по окончании педагогической практики, его цель -познакомить студентов с правилами оформления курсовой работы и процедурой защиты.
Организованное таким образом педагогическое сопровождение выполнения курсовой работы имеет ряд преимуществ:
- преподаватель имеет возможность дифференцировать сложность, объем работы в целом и отдельных ее этапов, дозу и характер оказываемой студенту помощи, частоту контроля его деятельности;
- использование Google-таблицы с результатами работы на каждом этапе каждого студента группы делает написание курсовой работы осознанным; помощь преподавателя конкретной и своевременной; студенты получают возможность оценить работы друг друга, принять «чужие» замечания к сведению, поскольку недоработки обычно однотипны;
- появляется возможность более эффективно управлять работой студентов, регулярно отслеживать ее результаты, осуществлять коррекцию.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование». URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/5 (дата обращения 14.06.2014).
2. Типовое положение о курсовой работе (проекте) студентов государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный педагогический университет». URL: http://www.pgsga.ru/academy/structure/administration/ex_serv/educa-tional-and-methodical/regulatory_documents/kurs_rab.pdf (дата обращения 14.06.2014).
3. Чечулина Н.А., Лихачев А.С. Компетентность студента при разработке гранта, научно-исследовательской и научно-практической работы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. № 1(15). С. 131-140.
4. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М. : Педагогика, 1985. 192 с.
5. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М. : Педагогика, 1986. 150 с.
6. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара : СамГПИ, 1994.
165 с.
7. Кизим Н.Ф., Цыцора В.Я. Инновации в курсовом проектировании // Высшее образование в России. 2009. № 12. С. 90-94.
8. Курсовые и дипломные работы. От выбора темы до защиты : справ. пособие / сост. И.Н. Кузнецов. Минск : Мисанта, 2003. 415 с.
9. Нугмонов М., Раджабов Т. Курсовая работа как форма учебно-исследовательской деятельности будущих учителей математики в педвузе // Вестник Педагогического университета. 2013. № 4-1(53). С. 202-205.
10. Шестакова Л.Г. Организация научного педагогического исследования : учеб. пособие для спецкурса // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 1. С. 20-21.
11. Якшин С.А. Курсовой проект как элемент учебно-исследовательской деятельности будущего педагога // Наука и школа. 2010. № 5. С. 29-31.
12. Панченко Н.Б. Особенности организации научно-исследовательской работы студентов // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. № 4. С. 80-82.
13. Стойлова Л.П. Система формирования исследовательских умений у будущих учителей // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2009.№ 1. С. 11-18.
14. Юдина О.И. Методология педагогического исследования (рабочая тетрадь) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 6. С. 107-108.
Сведения об авторе
Елена Владимировна Куликова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
Yelena Vladimirovna Kulikova, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Department of Mathematics and Teaching Methodology, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities.
E-mail: [email protected].