Научная статья на тему 'Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза'

Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1321
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / НАУЧНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арефьева Светлана Александровна, Арефьева Олеся Викторовна

Цель настоящей статьи обосновать важность научно-исследовательской работы в профессиональной подготовке будущего учителя, раскрыть основные направления научных исследований студентов, предложить методические материалы для правильного понимания и адекватного описания научного аппарата курсовой и выпускной квалификационной работы. Во введении раскрываются цели и задачи, стоящие перед научно-исследовательской работой студентов педагогического вуза; описываются основные виды научных исследований обучающихся, принципы, методы и подходы к ее организации. В основной части предлагаются материалы в помощь студентам при проведении ими научных исследований. Раскрываются методы научного исследования (теоретические, эмпирические, математические), с которыми необходимо познакомить студентов для успешного выполнения ими научно-исследовательской работы. Особое внимание уделяется научному аппарату исследования: содержанию понятий актуальность, объект и предмет исследования, проблема исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость и так далее. В помощь студентам предлагаются образцы описания научного аппарата исследования, приводятся примеры использования языковых средств, с помощью которых раскрывается содержание научных понятий, употребляемых в курсовой и выпускной квалификационной работах по актуальным проблемам педагогики. Результаты проведенного исследования апробированы в образовательном процессе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Марийский государственный университет», нашли отражение в публикациях автора, докладывались на международных и всероссийских научно-практических конференциях и семинарах. В статье приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования. В заключение статьи содержатся выводы по результатам проведенного исследования в целом, намечаются направления активизации научно-исследовательской работы студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арефьева Светлана Александровна, Арефьева Олеся Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research work of pedagogical university students

The purpose of this article is to substantiate the importance of research work in the professional training of future teachers, to reveal the main directions of students’ research, to offer methodological materials for correct understanding and adequate description of the scientific apparatus of course and final qualification works. The introduction reveals the goals and tasks of students’ research work at a pedagogical university; describes the main types of students’ research, principles, methods and approaches to its organization. The main part offers materials to help students in their research. The methods of scientific research (theoretical, empirical, mathematical) are revealed, with which it is necessary to familiarize students for the successful implementation of their research work. Particular attention is paid to the scientific apparatus of research, the content of concepts: relevance, object and subject of research, the problem of research, the purpose and objectives of the study, the hypothesis, scientific novelty, theoretical and practical significance, etc. To help students, samples of the description of the scientific apparatus of the research are offered, examples of the use of language means are given, with the help of which the content of scientific concepts used in course and final qualification works on topical problems of pedagogy is revealed. The results of the research were approved in the educational process of the Mari State University, reflected in the author's publications, reported at international and all-Russian scientific and practical conferences and seminars. The article provides information about the testing and implementation of research results. The conclusion of the article contains conclusions on the results of the study as a whole, the directions for enhancing the research work of students of a pedagogical university are outlined.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза»

Педагогические науки Pedagogics

УДК 372.8 DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-9-13

Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза

С. А. Арефьева, О. В. Арефьева

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Цель настоящей статьи - обосновать важность научно-исследовательской работы в профессиональной подготовке будущего учителя, раскрыть основные направления научных исследований студентов, предложить методические материалы для правильного понимания и адекватного описания научного аппарата курсовой и выпускной квалификационной работы. Во введении раскрываются цели и задачи, стоящие перед научно-исследовательской работой студентов педагогического вуза; описываются основные виды научных исследований обучающихся, принципы, методы и подходы к ее организации. В основной части предлагаются материалы в помощь студентам при проведении ими научных исследований. Раскрываются методы научного исследования (теоретические, эмпирические, математические), с которыми необходимо познакомить студентов для успешного выполнения ими научно-исследовательской работы. Особое внимание уделяется научному аппарату исследования: содержанию понятий актуальность, объект и предмет исследования, проблема исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость и так далее. В помощь студентам предлагаются образцы описания научного аппарата исследования, приводятся примеры использования языковых средств, с помощью которых раскрывается содержание научных понятий, употребляемых в курсовой и выпускной квалификационной работах по актуальным проблемам педагогики. Результаты проведенного исследования апробированы в образовательном процессе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Марийский государственный университет», нашли отражение в публикациях автора, докладывались на международных и всероссийских научно-практических конференциях и семинарах. В статье приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования. В заключение статьи содержатся выводы по результатам проведенного исследования в целом, намечаются направления активизации научно-исследовательской работы студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, студенты педагогического вуза, выпускная квалификационная работа, научный аппарат исследования.

Research work of pedagogical university students

s. A. Arefeva, O. V. Arefeva

Mari State University, Yoshkar-Ola

The purpose of this article is to substantiate the importance of research work in the professional training of future teachers, to reveal the main directions of students' research, to offer methodological materials for correct understanding and adequate description of the scientific apparatus of course and final qualification works. The introduction reveals the goals and tasks of students' research work at a pedagogical university; describes the main types of students' research, principles, methods and approaches to its organization. The main part offers materials to help students in their research. The methods of scientific research (theoretical, empirical, mathematical) are revealed, with which it is necessary to familiarize students for the successful implementation of their research work. Particular attention is paid to the scientific apparatus of research, the content of concepts: relevance, object and subject of research, the problem of research, the purpose and objectives of the study, the hypothesis, scientific novelty, theoretical and practical significance, etc. To help students, samples of the description of the scientific apparatus of the research are offered, examples of the use of language means are given, with the help of which the content of scientific concepts used in course and final qualification works on topical problems of pedagogy is revealed. The results of the research were approved in the educational process of the Mari State University, reflected in the author's publications, reported at international and all-Russian scientific and practical conferences and seminars. The article provides information about the testing and implementation of research results. The conclusion of the article contains conclusions on the results of the study as a whole, the directions for enhancing the research work of students of a pedagogical university are outlined.

Keywords: research work, students of a pedagogical university, final qualification work, scientific research apparatus.

© Арефьева С. А., Арефьева О. В., 2018

Введение. Одно из направлений профессиональной подготовки будущего учителя - научно-исследовательская работа, для организации и осуществления которой предусмотрены различные формы аудиторной и внеаудиторной работы.

Теоретико-методологической основой научных исследований студентов педагогического вуза выступает целый ряд дисциплин базовой части учебного плана (философия, история, психология, педагогика и др.); вариативной части (нормативно-правовое обеспечение образования, информационно-коммуникационные технологии и др.); дисциплин по выбору студентов (статистические методы в педагогическом исследовании, методы математической обработки результатов педагогического исследования, методология и методы педагогического исследования, основы научно-исследовательской деятельности педагога и др.); практики (научно-исследовательская, педагогическая, преддипломная).

Для активизации научной работы студентов создаются студенческие научные общества, проводятся научно-практические конференции, конкурсы и олимпиады, издаются студенческие научные журналы, направленные на повышающие публикационной активности обучающихся. Особым видом научных исследований студентов выступают курсовые и выпускные квалификационные работы. В результате проведения научно-исследовательской работы в вузе будущий учитель овладевает профессиональными и общенаучными знаниями, умениями и навыками организации и осуществления научно-исследовательской деятельности.

Цель статьи - обосновать важность научно-исследовательской работы в профессиональной подготовке будущего учителя, раскрыть содержание понятий, составляющих научный аппарат исследования.

Материалы и методы. Для целей подготовки будущего учителя научно-исследовательская работа имеет особое значение, поскольку она способствует формированию профессиональных умений и навыков, направленных на активизацию самостоятельной познавательной деятельности школьников, развитие интереса к изучаемому предмету и творческих способностей обучающихся, углубление общеобразовательной подготовки и представлений школьников о научной деятельности. Вопросам организации научных исследований школьников посвящены работы М. П. Алешиной [1], Е. А. Марковой [8], М. О. Со-

ловьева [9] и др.; студентов - Е. А. Андреева и Р. Р. Валеевой [2], З. Н. Каландаришвили Ч. В. Ко-чисова [6], М. И. Колдиной и А. В. Трутановой [7], Л. В. Чупровой [9] и других. Они могут служить ориентиром для студентов, приступающих к выполнению научно-исследовательской работы, при этом обучающиеся должны быть знакомы с методологией и методикой научного исследования.

Рассмотрим основные принципы и методы научного исследования, а также подходы к его организации. Принципы организации делятся на общенаучные, на которые опирается исследователь в любой области науки, и специфические, свойственные определенной науке и определенной научной проблеме той или иной науки. Так, к общенаучным принципам относят принципы историзма, гуманизма, культуросообразности, интегративно-сти и другие; к специфическим, например, при исследовании проблем патриотического или интернационального воспитания, - принцип толерантности, принципы педагогической этики; частных проблем развития речи обучающихся - принципы Л. П. Федоренко (принцип внимания к материи языка, принцип развития чувства языка и другие).

Для успешного проведения научного исследования важно правильно выбрать методологическую основу и методы научного исследования. При этом нужно пояснить студентам, что такое методология науки и методы научного исследования. Методологическую основу научного исследования составляют философские учения и положения (о познании, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, о взаимосвязи теории и практики и другие); основные концепции, положения педагогической науки и подходы. Методы научного исследования - это способы достижения результатов научного исследования. Традиционно в педагогической науке выделяют три группы методов: теоретические (изучение литературы по теме исследования, общенаучные методы - анализ, синтез, сравнение, обобщение и другие); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, педагогический эксперимент); математические (методы качественной и количественной обработки экспериментальных данных, методы математической статистики).

Среди подходов, наиболее востребованных в современных педагогических исследованиях, можно назвать системно-деятельностный, принятый за основной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего

образования, личностно ориентированный, ком-петентностный, аксиологический и другие.

Научный аппарат курсовой и выпускной квалификационной работы может быть представлен в полном объеме (актуальность исследования, степень разработанности проблемы, противоречия, проблема исследования, цель, объект и предмет исследования, гипотеза, задачи, теоретико-методологическая основа, методы исследования, экспериментальная база исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, апробация результатов исследования, сведения о структуре работы) или с указанием основных составляющих (актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, теоретико-методологическая основа, методы исследования, экспериментальная база исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сведения о структуре работы). Положения, выносимые на защиту, обычно не формулируются, но они определены в гипотезе, поэтому научно обосновываются в тексте работы и указываются в заключении.

Остановимся на содержании основных положений научного аппарата, которые вызывают затруднения у начинающих исследователей: актуальности, объекте, предмете, цели, задачах, методах научного исследования, гипотезе, теоретической и практической значимости исследования.

Чем обусловлена актуальность исследования и выбор темы? Ответы могут быть разными, в зависимости от причин, породивших проблему.

Например, требованиями общества и государства, предъявляемыми к современному образованию (обучению, воспитанию, внеклассной деятельности и т. д.). Необходимостью совершенствования процесса обучения, воспитания, развития личности, самостоятельности учащихся и так далее. Недостаточной разработанностью проблемы исследования.

Объект исследования - процесс обучения на уроках русского языка, процесс воспитания и так далее. Предмет исследования - педагогические условия формирования, развития, обучения или процесс обучения, воспитания, организованный с определенными педагогическими средствами, или с использованием тех или иных видов работы, технологий, методов и приемов обучения, или с опорой на конкретные принципы обучения.

Цель исследования формулируется с использованием глаголов повелительного наклонения: изучить (например, литературу по теме исследования); научно обосновать (на основе изученной

литературы); выявить особенности (закономерности, тенденции); разработать (модель, уроки, упражнения, задания); апробировать, проверить эффективность (например, разработанного дидактического материала в ходе педагогической практики в школе) и так далее.

Задачи исследования вытекают из цели, предмета и гипотезы исследования и могут быть сформулированы следующим образом:

• Изучить психолого-педагогическую, научно-методическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования и определить педагогические условия успешного формирования, обучения, развития ...

• Выявить особенности процесса обучения, психолого-педагогические особенности развития личности учащихся, влияния (определенных условий) на повышение эффективности .

• Разработать задания (упражнения, конспекты уроков и внеклассных мероприятий и т. д.) для формирования умений и навыков . на основе . с применением .

• Проверить эффективность разработанных методических материалов (уроков, заданий, упражнений и т. д.) в учебном процессе в школе (во время педагогической практике в школе).

Гипотеза исследования - научное предположение, содержащее определенные условия успешности реализации научной идеи. Гипотеза в студенческом исследовании может быть сформулирована без конкретизации педагогических условий, например: применение различных видов самостоятельной работы на уроке русского языка на основе текстового подхода формирует у обучающихся универсальные учебные познавательные действия и умения применять их на практике. Или: использование дидактической игры на уроках изучения имени существительного способствует развитию у школьников мотивации и повышению интереса к изучению русского языка.

О методах научного исследования и его теоретико-методологической основе говорилось выше, поэтому студентам следует помнить, что их выбор должен также согласовываться с предметом, целью, гипотезой и задачами исследования.

У студентов возникают трудности при определении научной новизны и теоретической значимости исследования. Действительно, большинство студенческих научных работ выполняется на описательном уровне, что вполне естественно для будущих бакалавров. Однако даже в таком

исследовании научная новизна присутствует. Она может состоять в комплексном подходе к решению задач обучения и воспитания школьников, в научном (теоретическом и экспериментальном) обосновании выдвинутых педагогических условий, в разработке нового содержания известных педагогических технологий, в доказательстве эффективности предложенных методов, приемов и средств обучения и так далее. Например: в результате изучения и анализа научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования выявлены особенности использования текстового подхода (личностно ориентированного, деятельностного и т. д.), позволившие разработать методику изучения имени числительного на уроках русского языка в 6 классе.

Практическая значимость педагогического исследования определяется тем, что содержащиеся в работе положения и выводы способствуют формированию умений и навыков, повышению уровня знаний, умений и навыков обучающихся, их интереса к изучению предмета; тем, что материалы исследования могут быть использованы учителями и студентами-практикантами в образовательном процессе школы. Если у студентов есть публикации и выступления с докладами и сообщениями на научно-практических конференциях, то это тоже нужно отразить в работе.

Результаты, обсуждение. Результаты проведенного исследования апробированы в образовательном процессе Марийского государственного университета, нашли отражение в публикациях

автора [3; 4; 5], докладывались на международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы современной психологии и педагогики: новые технологии и перспективы» (Харьков, Украина, 2013); «Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного» (М., 2016); «Abstracts & Proceedings of SOCIOINT 2017 - 4th International Conference on Education, Social Sciences and Humanities» (July, 2017, Dubai); «Proceedings of INTCESS 2018 5th International Conference on Education and Social Sciences (February 2018, Istanbul, Turkey).

Заключение. Научно-исследовательская работа студентов занимает в профессиональной подготовке будущего учителя значительное место, проводится на всех этапах обучения, используя предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. Вместе с тем научные исследования студентов не всегда соответствуют предъявляемым требованиям, следовательно, необходимо использовать потенциальные возможности каждой учебной дисциплины, всех видов практики и внеаудиторной работы для активизации научно-исследовательской работы студентов. Основным средством при этом выступает самостоятельная работа (воспроизводящая, реконструктивно-вариа-тивная, эвристическая, творческая), в процессе выполнения которой студенты учатся работать с научной и учебной литературой, анализировать и интерпретировать теоретический материал и создавать на его основе собственный творческий продукт.

Литература

1. Алешина М. П. Об организации исследовательской деятельности учащихся 7-9 классов в процессе обучения геометрии // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 1. URL: http://eduherald.ru/ru/ artide/view?id=18040 (дата обращения: 06.05.2018).

2. Андреев Е. А., Валеева Р. Р. Научно-исследовательская работа студентов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат XXVIII междунар. студ. науч.-практич. конф. 2015. № 1 (28). URL: http://sibac.info/archiv/guman/1(28).pdf (дата обращения: 06.05.2018).

3. Арефьева С. А. Воспитательный потенциал дисциплины «Русский язык и культура речи» // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2. С. 9-12.

4. Арефьева С. А. Методика русского языка как педагогическая наука // Марийского государственного университета. Йошкар-Ола 2009. № 4. C. 81-83.

5. Арефьева С. А. Методологические основы методики преподавания русского языка как науки // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка: мат. межд. научно-практич. конф. М., 2017. С. 10-14.

6. Каландаришвили З. Н., Кочисов Ч. В. Научно-исследовательская работа студентов как компонент подготовки специалистов в современном вузе // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 1. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=11986 (дата обращения: 06.05.2018).

7. Колдина М. И., Трутанова А. В. Научно-исследовательская деятельность как условие профессионального развития педагога // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 5. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id= 17804 (дата обращения: 06.05.2018).

8. Маркова Е. А. Структура учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 1. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=11970 (дата обращения: 06.05.2018).

9. Чупрова Л. В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире. СПб., 2012. Т. 2. С. 380-383.

References

1. Aleshina M. P. Ob organizatsii issledovatel'skoi deyatelnosti uchashchikhsya 7-9 klassov v protsesse obucheniya geometrii [On the organization of research activities of puples of 7-9 grades in the process of teaching geometry]. Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik = International Student Scientific Bulletin, 2018, no. 1. Available at: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18040 (accessed 06.05.2018). (In Russ.).

2. Andreev E. A., Valeeva R. R. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov [Research work of students]. Nauchnoje soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Gumanitarnye nauki: sbornik statei po mat. XXVII mezhdunar. stud. nauchno-prakt. konf. = Scientific community of students of the XXI century. Humanities: collection of articles on the materials of XXVIII Intern. stud. scient.-pract. conf., no. 1 (28). Available at: http://sibac.info/archiv/guman/2015/1(28).pdf (accessed 06.05.2018). (In Russ.).

3. Arefeva S. A. Vospitatel'nyi potentsial distsipliny "Russkii yazyk I kultura rechi" [Educational potential of the discipline "Russian Language and Culture of Speech"]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, Yoshkar-Ola, 2015, no. 2, pp. 9-12. (In Russ.).

4. Arefeva S. A. Metodika russkogo yazyka kak pedagogicheskaya nauka [Methodology of the Russian language as a pedagogical science]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, Yoshkar-Ola, 2009, no. 4, pp. 81-83. (In Russ.).

5. Arefeva S. A. Metodologicheskie osnovy prepodavaniya russkogo yazyka kak nauki [Methodological foundations of the methodology of teaching Russian as a science]. Sovremennye tendentsii v razvitii metodiki prepodavaniya russkogo yazyka: mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. = Modern trends in the development of teaching methodology of the Russian language. Materials of the Intern. scientific - pract. Conf., Moscow, 2017, pp. 10-14. (In Russ.).

6. Kalandarishvili Z. N., Kochisov Ch. V. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov kak component podgotovki spetsialistov v sovremennom vuze [Students research work as a component of training specialists in a modern university]. Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik = International student scientific bulletin, 2015, no. 1. Available at: http://eduherald.ru/ en/article/view?id= 11986 (accessed 06.05.2018). (In Russ.).

7. Koldina M. I., Trutanova A. V. Nauchno-issledovatel'skaya deyatelnost kak uslovie professionalnogo razvitiya pedagoga [Research activity as a condition for the professional development of a teacher]. Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik = International student scientific bulletin, 2017, no. 5. Available at: http://eduherald.ru/en/article/view?id=11986 (accessed 06.05.2018). (In Russ.).

8. Markova E. A. Struktura uchebno-issledovatel'skoi deyatelnosti uchashchikhsya 5-6 klassov v protsesse obucheniya ma-tematike [The structure of educational and research activities of puples of 5-6 grades in the process of teaching mathematics]. Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik = International student scientific bulletin, 2015, no. 1. Available at: http: // eduherald.ru/en/article/view?id= 11986 (accessed 06.05.2018). (In Russ.).

9. Chuprova L. V. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov v obrazovatel'nom protsesse vuza [Research work of students in the educational process of the university]. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire = Theory and practice of education in the modern world, Saint Petersburg, 2012, vol. 2, pp. 380-383. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 17.05.2018 г.; принята к публикации 19.06.2018 г.

Submitted 17.05.2018; revised 19.06.2018.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All autors have read and approved a final version of the manuscript.

Для цитирования:

Арефьева С. А., Арефьева О. В. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4. С. 9-13. DOI: 10.30914/20726783-2018-12-4-9-13

Об авторах

Арефьева Светлана Александровна, доктор педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,

vikto-arefev@yandex.ru

Арефьева Олеся Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, arefeva.o.v@ya.ru

Citation for an article:

Arefeva S. A., Arefeva O. V. Research work of pedagogical university students. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 4, pp. 9-13. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-9-13 (In Russ.).

About the authors

Svetlana A. Arefeva, Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola,

vikto-arefev@yandex. ru

Olesya V. Arefeva, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola,

arefeva.o. v@ya. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.