ния проектной деятельности);
- уровень развития личности студента как субъекта преобразовательной деятельности (развитие познавательной сферы, коммуникативных качеств).
Функционирование модели обеспечивается посредством субъектов проектной деятельности - преподавателей и студентов, которые в тесном взаимодействии друг с другом с
помощью образовательных технологий овладевают учебно-проектной деятельностью.
Предлагаемая модель указывает на оптимальные пути усвоения проектных знаний, умений и выработку творческих качеств личности студентов в учреждениях среднего профессионального образования. Это в свою очередь способствует эффективной подготовке будущих специалистов.
УДК 377.5 ББК 74.200
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ЛИЦЕЕ Л.Н. Пронина, зам. директора по научно-методической работе МОУ «Лицей №1» г. Щекино Тульской области
В период модернизации российского образования научно-методическая работа в лицее (одном из типов инновационных общеобразовательных учреждений) становится важным фактором. Она обеспечивает решение стратегических задач, которые поставлены перед современной школой. Эффективность научно-методической работы определяется содержанием ее направлений и обеспечивается сочетанием традиционных и инновационных форм деятельности.
Ключевые слова: научно-методическая работа, проектирование, экспериментальная работа, исследовательская деятельность, адаптация в информационной среде.
THE DIRECTIONS OF THE SCIENTIFIC METHODIC WORK IN THE LYCEUM
Pronina L.
In the period of modernization of the Russian education the scientific methodic work in the lyceum (one of the types of innovative secondary schools) becomes an important factor, which makes it possible to solve the strategic tasks the modern school is facing. The effectiveness of the scientific methodic work is determined by the content of its directions and is based on traditional and innovative forms of activity.
Keywords: the scientific methodic work, project, experimental work, research work, adaptation in the information environment.
Современная модель образования, ориентированная на но Тульской области, в период модернизации образования
I
с
решение задач инновационного развития экономики, определяет стратегическую цель государственной политики как повышение доступности качественного образования. Для лицея как одного из типов общеобразовательных учреждений среди намеченных приоритетных задач актуальными являются: создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода; развитие вариативности образовательных программ.
Выполняя социальный заказ, лицей берет на себя обязательства по воспитанию творческой, саморазвивающейся личности, способной через реализацию личностных запросов решать проблемы общества. На наш взгляд, это возможно через осуществление личностно-ориентированного подхода, который обеспечивается благодаря системе научно-методической работы (НМР).
Как показывает многолетняя практика лицея №1 г. Щеки-
НМР, являясь многофункциональной системой взаимосвязанных действий, становится важнейшим звеном в системе управления лицеем, играющим ключевую роль в выполнении им своей миссии.
Организация научно-методической работы в лицее связана с необходимостью оперативно реагировать на проблемные вопросы, искать их разрешение, исходя из имеющихся ресурсов. В лицее этот вид деятельности охватывает не только учителей, но и учащихся. Проектирование концепции, программы развития лицея - первое, ведущее направление работы: именно его результаты определяют тот «имидж», который дает представление о лицее. Следующее направление НМР связано с потребностью педагогов проанализировать, переосмыслить свою деятельность, подойти к ней с новыми установками, ценностями, попробовать иные пути достижения результатов. Третье направление - организация исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения. В целом уровни и содержание НМР в лицее представлены в таблице:
Таблица 1
Уровни НМР Нормативная база Содержание Практическая реализация
Управленческий (ад-министра-тивный) Законодательство в области образования 1. Разработка Программы развития лицея. 2. Разработка модели выпускника лицея. 3. Разработка, методическое сопровождение реализации комплексно-целевых программ. 4. Отбор диагностического инструментария. План деятельности по реализации (годовой план)
Учителя-предметники 1. Устав лицея. 2. Нормативные документы лицея. 1. Разработка и внедрение рабочих программ. 2. Разработка контрольно-измерительных материалов. 3. Апробация альтернативных систем оценки знаний, умений и навыков. 4. Внедрение образовательных новых технологий. 1. Учебные и внеурочные занятия. 2. Выступления на педсоветах, семинарах, методических объединениях, научно-практических конференциях и т. п.
Учащиеся Положение о творческой, исследовательской деятельности 1. Написание курсовых работ. 2. Создание проектов. 1. Защита курсовых работ на кафедрах. 2. Выступления на научно-практических конференциях. 3. Участие во внелицейских конференциях, творческих конкурсах.
Тематика исследовательской и опытно-экспери- лицея, а каждый ментальной работы кафедр отражает актуальные проблемы альной темой в
член кафедры работает над своей индивиду-разрезе общего направления НМР. Таким
образом создается атмосфера заинтересованности в росте педагогического мастерства, актуализируются приоритеты педагогической компетентности, решаются профессиональные проблемы, достигается как личное удовлетворение учителей профессиональной деятельностью, так и согласованность
Нацеленность образовательной политики на обеспечение высокого качества образования через развитие лицеистов, создание условий для самореализации ориентирует выпускников на образование «через всю жизнь», активизирует способности к творческой, исследовательской деятельности. В лицее выстроена целостная система творческой, исследовательской деятельности учащихся, которая основывается на принципах целесообразности, соответствия целям и задачам лицея, свободы выбора предметов и тем. Согласно соответствующему положению, на базе кафедр вузов и лицея все учащиеся ежегодно пишут курсовые работы, создают проекты, защищают их на предметных секциях кафедр. Учителями-руководителями создан банк тем, ими используются различные информационные ресурсы, современные информационно-коммуникационные технологии. В ходе этой деятельности учащиеся лицея накапливают позитивный опыт работы с научной литературой, приобретают исследовательские навыки, навыки грамотного оформления этой работы, подготовки ее презентации, публичной защиты. Таким образом, создаются условия для творческой самореализации личности, ее адаптации в меняющейся информационной среде.
Итоги творческой, исследовательской, проектной, опытно-экспериментальной деятельности лицеистов подводятся на ежегодных научно-практических конференциях, тематика которых отражает направления поисков и исследований («Науки юношей питают», «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух», «Первые шаги на пути познания», «Поиск, творчество, мастерство», «На пороге нового тысячелетия», «От опыта - к знанию», «Новый век - новые технологии» и т.д.). В конференциях лицея принимают участие дея-
творческих поисков всего коллектива.
Наиболее эффективным в условиях модернизации образования оказалось сочетание традиционных и инновационных теоретических и практико-ориентированных форм НМР в лицее, представленных в таблице:
Таблица 2
тели науки, руководители органов образования, представители инновационных образовательных учреждений. Лицеисты активно участвуют в конференциях, чтениях, творческих конкурсах разного уровня, в том числе и международного. Тезисы лучших работ публикуются в журнале «Щекинский лицей», в сборниках региональной научно-практической конференции «Наука и цивилизация», в вузовских изданиях. Ежегодно проходит награждение и чествование победителей номинаций.
Показателями эффективности НМР являются: высокое качество освоения лицеистами образовательных программ, результативность участия в олимпиадном движении, в творческих конкурсах, социализация выпускников, а также уровень профессиональной подготовки педагогических и управленческих кадров (категорийность, владение новыми личностно-ориентированными педагогическими технологиями, ведение опытно-экспериментальной работы, участие в семинарах, конференциях, профессиональных конкурсах различного уровня и др.).
Лицей активно участвует в конкурсных мероприятиях национального проекта «Образование»: в 2006 году он был шестым в числе 25 победителей первого конкурса лучших школ Тульской области, а 10 учителей вошли в число победителей конкурса лучших учителей на получение президентского гранта (2006-2008 гг.). Активная позиция руководителей и педагогов лицея по вопросу участия в конкурсных мероприятиях свидетельствует об их уверенности и профессиональной компетентности, основанной на прочной научно-методической базе, созданной в лицее благодаря системе научно-методической работы.
Теоретические формы НМР Практико-ориентированные формы НМР
Работа по самообразованию: обучение в аспирантуре; получение второго образования; индивидуальная работа над методической, психолого-педагогической проблемой. 2. Курсовая подготовка на базе института повышения квалификации. 3. НМС, кафедры лицея. 4. Психолого-педагогический семинар лицея. 5. Тематические лекции. 6. Семинары в рамках базовой площадки института повышения квалификации. 1. Тематические педагогические советы лицея. 2. Педконсилиумы. 3. Методические объединения города и области. 4. Проблемные творческие группы. 5. Мастер-классы. 6. Открытые уроки. 7. Круглые столы, деловые игры. 8. Научно-практические конференции. 9. Экспертные группы. 10. Аттестация. 11. Консалтинговые услуги.
УДК 372.22 ББК 74.202.42
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ
И НАВЫКОВ
П. Гьоци, заведующая кафедрой педагогики Эльбасанского государственного университета, Албания
В статье представлены результаты исследовательской работы, анализируются и обосновываются педагогические условия, пути, средства и возможности учебно-воспитательного процесса педвуза для подготовки учителя к формированию учебных умений и навыков у младших школьников.
Ключевые слова: мотивационно-ценностный компонент, содержательно-информационный компонент, практико-ориентированный компонент, педагогические условия подготовки учителя.
THE PREPARATION OF TEACHERS IN FORMATION OF LEARNING HABITS AND SKILLS OF PUPILS IN PRIMARY
SCHOOLS
Gjoci P.
The results of research are presented in the article. The pedagogical ways, tools and possibilities of the teaching-educative process for the preparation of teachers in formation of learning habits and skills ofpupils in primary school are analyzed.
Keywords: the reasonal-valuator component, the informative-content component, the practical-oriented component, the pedagogical conditions of teacher's preparation.