Научная статья на тему 'Опыт взаимодействия лицея и университета: создание системы непрерывного образования'

Опыт взаимодействия лицея и университета: создание системы непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ШКОЛА ВУЗ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ / COOPERATION EXPERIENCE / SOCIAL PARTNERSHIP / SCHOOL HIGH SCHOOL / RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Е. Ю.

Описывается опыт взаимодействия общеобразовательного учреждения инновационного типа с высшим учебным заведением. Сложившаяся система социального партнерства «факультеты университета инновационные школы» прослеживается на примере работы кафедр лицея ИГУ и Иркутского государственного университета. Приводятся различные формы сотрудничества, особое внимание уделяется организации научноисследовательской деятельности лицеистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of Lyceum and University interaction: creation of the system of continuous education

The author describes the experience of interaction between the innovative educational organization and the higher educationфд institution. The established system of social partnership between departments of university and innovative schools is analyzed on the example of work of faculties of ISU Lyceum and Irkutsk State University. Different forms of cooperation are discussed, special attention is given to the organization of research activity of lyceum students.

Текст научной работы на тему «Опыт взаимодействия лицея и университета: создание системы непрерывного образования»

УДК 373.54:371.21 ЕЮ. Кузьмина

Опыт взаимодействия лицея и университета: создание системы непрерывного образования

Описывается опыт взаимодействия общеобразовательного учреждения инновационного типа с высшим учебным заведением. Сложившаяся система социального партнерства «факультеты университета -инновационные школы» прослеживается на примере работы кафедр лицея ИГУ и Иркутского государственного университета. Приводятся различные формы сотрудничества, особое внимание уделяется организации научноисследовательской деятельности лицеистов.

Ключевые слова: опыт взаимодействия, социальное партнерство, школа - вуз, научно-исследовательская работа учащихся.

E Yu. Kuz ’mi'na

The experience of Lyceum and University interaction: creation of the system of continuous education

The author describes the experience of interaction between the innovative educational organization and the higher educationфд institution. The established system of social partnership between departments of university and innovative schools is analyzed on the example of work of faculties of ISU Lyceum and Irkutsk State University. Different forms of cooperation are discussed, special attention is given to the organization of research activity of lyceum students.

Key words: cooperation experience, social partnership, school - high school, research activity of students.

В период становления инновационной общеобразовательной школы в 90-х годах двадцатого столетия появляется посредник во взаимодействии вуза и школы. Понятно, что этот посредник в каждом конкретном случае разный, имеет различные институциональные формы, но очевидно, что появление таких посредников и их влияние на взаимодействие представляется явлением в российском образовании и требует анализа той роли, которую он играет. Это связано прежде всего с тем, что он не только является проводником сетевого взаимодействия общего и высшего образования, но у него есть и некоторый определенный набор функций, возникают самостоятельные направления деятельности. Эти группы формируются в различных местах сначала как инициативные группы учителей и преподавателей высших учебных заведений, объединенные новыми потребностями общей школы и какими-то своими внутренними личностными интересами и желаниями изменений. Люди, входящие в такие группы, одними из первых ощутили направление изменений в общем образовании, а также смогли их осмыслить и выразить. В настоящее время такие инициативные группы творческих людей, являясь субъектами, влияют не только на управление образованием, но и на управление именно взаимодействием вуз - школа. К сфере деятельности таких субъектов управления можно отнести установление новых связей между школой и вузом, так как старые связи, в силу череды большого числа трансформаций и реформирования образования, были утрачены. Понятно, что формы установления инновационных связей могут быть различными. В каких-то случаях имеет место сильнейшее влияние личности, представляющей в школе вузовскую науку. Где-то взаимодействие строится через работу в проекте, например, через совместную инновационную разработку по некоторой тематике. При этом личное взаимодействие часто переходит в деятельность проектной группы и его следствием будет качественное изменение в практике образования. Вот почему в целом взаимодействие учреждений - это не только один из переходов к современному образованию, за ним целое стратегическое направление системы образования, так как такие инновационные группы обладают большим творческим потенциалом, который не только может, но и должен превратиться в ресурс развития системы образования.

Одним из таких посредников в Иркутском государственном университете явилась лаборатория педагогического творчества, образованная в 1992 г. и ставящая перед собой задачи разработки и внедрения новых педагогических технологий, обеспечивающих условия эффективного обучения в лицеях при университете, координации и организации работы факультетов и кафедр по подготовке

школьников к поступлению в университет. Наиболее успешным и результативным оказалось сотрудничество лаборатории и лицея Иркутского государственного университета.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей ИГУ г. Иркутска» было создано 04.07.1995 г. на основе договора между администрацией г. Иркутска и Иркутским государственным университетом для обучения способных и одаренных детей г. Иркутска и до июля 2005 г. являлось его структурным подразделением. Став муниципальным общеобразовательным учреждением, лицей сохранил все свои традиции и в настоящее время это базовая школа университета.

Лицей ИГУ является одним из немногих инновационных учебных заведений Иркутской области, осуществляющих повышенный уровень образовательной подготовки учащихся по различным направлениям. Лицей - лауреат всероссийского конкурса «Лучшая школа России - 2006», в 2006 и 2008 гг. получил грант по программе «Лучшие школы России» в рамках Национального проекта «Образование». В 2008 г. Лицей ИГУ стал абсолютным победителем областного конкурса «Лучшее образовательное учреждение области», получив «Гран при». Немалую роль в несомненных успехах лицея сыграло эффективное взаимодействие с Иркутским государственным университетом. Особенное значение взаимодействие с лабораторией и университетом в целом имеет при реализации общей программы непрерывного образования «Школа - вуз - наука». Одним из направлений деятельности лицея в рамках этой программы является разработка и внедрение системы исследовательской деятельности в образовательный процесс с целью создания условий для реализации непрерывного образования «Лицей - университет - академическая наука».

В условиях современного динамично меняющегося общества особенно востребованными обществом личностными качествами человека являются инициативность, умение вести самостоятельный поиск и находить оптимальные решения, способность нести ответственность за эти решения. Именно поэтому в системе образования на первый план выходит не обучение учащегося конкретным предметным знаниям, а обучение способам деятельности, или, как теперь принято говорить, надпредметным компетенциям, обеспечивающим учащимся возможность активно, осознанно выстраивать свою образовательную траекторию, самостоятельно и ответственно делать выбор в жизни.

Одним из универсальных способов познавательной деятельности, способствующей развитию и бытию личности в современном мире, является исследовательская деятельность. Становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Справедливым является утверждение А. Вернадского о том, что «в условиях все большей значимости и неопределенности мира важно не сужать мировоззрение наших воспитанников одной узкой тематикой, а развивать в них способности активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь». Все это делает проблему развития способностей личности одной из наиболее актуальных, имеющих глубокий теоретический смысл и практическую значимость.

Развитие навыков исследования, умение самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, признано в настоящее время одним из приоритетных направлений современного образования. Многими отечественными психологами и педагогами (В .И. Гинецинский, В.И. Журавлев, И.А. Зимняя, Т.Н. Ерофеев, В.А. Сластенин и др.) исследовательская деятельность учащихся рассматривается как действенное средство его личностного развития. Усиление позиций исследовательской деятельности в жизни школы реализует тем самым принцип гуманизации, согласно которому задача интеллектуального и собственно личностного развития человека, его духовный рост, является ведущей в обучении.

Признание исследовательской работы в качестве одного из определяющих факторов повышения качества образования нашло свое отражение в разработке новых государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования. Об активном поиске науки и практики в области теоретических, содержательных и технологических оснований организации исследовательской деятельности учащихся свидетельствует появление в последние годы большого количества научно-методических публикаций, в том числе появление тематического журнала «Исследовательская работа школьников».

Исследовательская деятельность учащихся предполагает задачу с заранее неизвестным, по крайней мере для исполнителя, решением и включает все этапы и признаки настоящего исследования.

Обучение через исследование является действенным средством личностного развития учащихся, что непосредственно отражает глобальную цель современного отечественного образования.

Учебно-исследовательская деятельность вслед за А.С. Обуховым определяется нами как творческий процесс взаимодействия учителя и ученика по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой становится развитие исследовательской позиции к миру, другим, самому себе, а также формирование целостного научного мировоззрения. В данном контексте основная функция учебного исследования предполагает создание условий для творческого познания, формирование потребностей и способности к самостоятельной познавательной деятельности, повышение учебной мотивации и активизации личностной позиции в образовательном процессе.

Интересно мнение начальника Департамента образования комитета по делам горожан администрации г. Иркутска: «...Во-первых, они (дети) ощущают свою причастность к классическому университету на три года раньше своих сверстников. Во-вторых, получают возможность работать в университетских лабораториях и практикумах, заниматься с 9 класса научно-практическими исследованиями под руководством научных сотрудников университета. Кроме того, учебный процесс организован по принципу преемственности и непрерывности образования: лицей - вуз - наука» [1].

На протяжении всех лет существования лицея в нем осуществляется многопрофильное обучение по следующим направлениям: социально-лингвистическое, лингво-математическое,

естественнонаучное, физико-математическое и экономико-математическое, что обусловлено тесными связями с соответствующими институтами и факультетами ИГУ и наличием высокопрофессиональных преподавателей и сотрудников университета, непосредственно участвующих в образовательном процессе лицея.

Одним из результатов такой тесной работы является то, что ежегодно до 60% выпускников лицея поступают на различные факультеты ИГУ.

Система взаимодействия «факультеты университета - инновационные школы» особенно ярко прослеживается на примере работы кафедр лицея. Кроме традиционных форм (привлечение сотрудников ИГУ для преподавания основных и факультативных курсов) в лицее за пятнадцать лет совместной деятельности возникли и другие направления сотрудничества.

«С момента возникновения Лицея ИГУ перед педагогическим коллективом была поставлена задача развития творческого потенциала не только учащихся, но и всех наших педагогов. Педагоги Лицея работают в тесном сотрудничестве с лабораторией педагогического творчества ИГУ, возглавляемой доктором физико-математических наук, профессором ИГУ Олегом Викторовичем Кузьминым» [2].

«Лицей ИГУ - это наша база для разработки и апробации новых педагогических технологий в области обучения и воспитания одаренных школьников», - считает ректор ИГУ, проф. А.И. Смирнов.

Кроме обеспечения непосредственного учебного процесса практикуется и привлечение преподавателей и сотрудников ИГУ к руководству исследовательскими работами учащихся в рамках созданных в лицее профильных исследовательских лабораторий. Каждый лицеист в восьмом и девятом классах обязан выполнить одну курсовую работу по профилю в течение учебного года. На старшей ступени обучения лицеисты выполняют двухлетнюю дипломную работу по профилю класса. Подобная практика является неотъемлемой частью учебного процесса. Тематика курсовых и дипломных работ разрабатывается всеми преподавателями кафедр и сотрудниками лаборатории и предлагается учащимся в начале учебного года. Кроме того, по предварительной договоренности с преподавателем ученики могут предлагать и собственные темы, что способствует развитию навыка самостоятельной исследовательской деятельности.

Лучшие курсовые и дипломные работы представляются руководителями совместно с НЛО (научным лицейским обществом) на ежегодную научно-практическую лицейскую конференцию, участие в которой становится для лицеистов первым опытом серьезной самостоятельной работы.

«Просто ребята учатся здесь не для галочки. В лицее от главного своего труда - учебы почти никто не отлынивает. Здесь тихо на уроках, каждый чем-то занят - решает задачи, придумывает искусный нестандартный ход, экспериментирует, делает гипотезы - открывает для себя бушующий мир. На переменах ... ребята с интересом обсуждают, скажем, новый математический закон» [3].

«Лицей ИГУ - первая ступенька по пути в науку», считает академик РАН М.И. Кузьмин. И это не просто слова - лучшие лицеисты получают именные стипендии ИрНЦ СО РАН.

Привлечение преподавателей факультетов и институтов ИГУ в качестве научных консультантов и членов жюри на лицейской конференции позволяет университету познакомиться с одаренными детьми, оценить их работу и уровень знаний, а ученикам приобщиться к вузовской традиции научной работы. Но поддержка университета не ограничивается моральной - лучшие лицеисты получают именные стипендии ИГУ. Кроме того, преподаватели ИГУ регулярно привлекаются для чтения лекций мировоззренческого и профориентационного характера («Геометрическая рапсодия», «Язык и математика», «В погоне за красотой» и др.) в рамках функционирующего в лицее по инициативе университета научного лектория «Ученые Иркутска -детям».

Успешным является и опыт проведения педагогической практики студентов ИГУ на базе лицея. С одной стороны, студенты получают богатый опыт работы с высококвалифицированными педагогами и одаренными детьми, используя на практике новые психолого-педагогические технологии и отдельные методики. Этот опыт используется при обновлении содержания курсов «Методика преподавания» на ряде факультетов и институтов ИГУ: историческом, ИМЭиИ, биологопочвенном и психологическом. С другой стороны, лицей получает возможность знакомиться с молодыми специалистами, привлекая лучших выпускников на работу после окончания ИГУ. Лицей создает условия для того, чтобы молодые учителя имели возможность продолжать обучение в аспирантуре.

Еще одним из направлений совместной деятельности университета и лицея является разработка и апробация новых образовательных технологий. Так, появление современных информационных и компьютерных технологий привело не только к оригинальным трактовкам известных и формулировке ряда новых, ранее просто принципиально невозможных математических задач, но и к возрождению целой области науки, называемой «дискретная математика». Опыт работы лицея показывает, что наличие в данной области ряда достаточно наглядных и доступных разделов позволяет сформулировать на посильном для школьника уровне целый ряд различных исследовательских задач. Введение в учебный процесс лицея наряду со школьными дисциплинами «математика» и «информатика» сравнительно редкого для школ курса «дискретная математика» помимо прочего служит еще одним мостиком между указанными предметами.

Учащиеся лицея имеют возможность использовать материально-техническую базу ИГУ -фонды научной библиотеки, интернет-центр. По договору с университетом лицей имеет круглосуточный бесплатный доступ к интернету, а локальная сеть лицея совмещена с локальной сетью ИГУ. Все направления работы взаимосвязаны и способствуют решению таких задач, как развитие у школьников креативного мышления, воспитание основ научного мировоззрения, расширение общекультурного кругозора. Привитый учащимся интерес к исследовательской работе на основе хороших базовых знаний и сформированное умение работать с научной литературой позволяет выпускникам лицея, поступившим в вузы, уже на первом курсе включиться в научную работу. Лицеисты успешно продолжают свои исследования под руководством, как правило, тех же сотрудников университета, которые руководили написанием их курсовой (научно-практической) работы во время учебы в лицее. Следует отметить неизменно большой удельный вес выпускников лицея, поступающих в аспирантуру. Первые выпускники уже окончили аспирантуру, и более двадцати из них защитили кандидатские диссертации по различным научным специальностям.

Сотрудничество лицея и университета способствует, таким образом, решению важной задачи -осуществлению идеи непрерывного образования и полноценной довузовской подготовки учащихся.

Некоторые из лицеистов становятся студентами, еще фактически не окончив лицея. Поступление в вузы до окончания средней школы - это не только итог блестящего выступления на олимпиадах различного уровня, но и результат победы в различных конкурсах и конференциях. Так, в 2002 и 2003 гг. совместно с ИГУ на областной ИГТРК проводилась интеллектуальная телеигра «Шанс». Учащиеся выпускных классов города и области участвовали в заочном и очном турах по 8 направлениям (история, математика, физика, география, химия и др.), финал проходил в прямом эфире и победитель еще в марте получал студенческий билет одного из факультетов университета.

Еще одной путевкой в университет была проводимая с 1999 по 2004 г. ИГУ совместно с ГЛАВУПО конференция «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки.». Только в 2001 г. сразу 9 выпускников лицея стали студентами исторического, географического, биологического, математического и физического факультетов университета, став победителями и призерами

конференции. В 2008 г. конференция возродилась и 16 лицеистов стали ее победителями и призерами.

В течение 2007 г. был проведен анализ совместной работы университета и лицея. Целью исследования было изучение проблемы образовательной и социальной адаптации выпускников лицея в вузах Иркутска, оценка компетенций и навыков, прежде всего, исследовательской деятельности учащихся, полученных в инновационной школе, выявление и анализ «системы ожиданий» выпускников, родителей, преподавателей вузов и учителей лицеев.

Эмпирическая база анализа - 27 фокусированных интервью с выпускниками и учащимися выпускных классов лицея, неформализованные беседы и анкетирование родителей выпускников, преподавателей ИГУ, учителей. Отбор респондентов осуществлялся через социальные сети исследователей, а также методом «снежного кома». В общей сложности в исследовании приняло участие 78 человек.

Полученные в ходе исследования результаты были практически подтверждены другим независимым исследованием, итоги которого приведены в статье В. Титова и Е. Ложниковой [4].

В большинстве интервью прозвучала мысль «В одиннадцатом классе я вкалывал в три раза больше, чем на первом, втором и третьем курсах вместе взятых». Многие выпускники, поступив в вуз, на первом курсе испытали некоторое разочарование от учебы в вузе. Можно выделить несколько факторов, способствующих подобному отношению. Для этого необходимо рассмотреть систему «ожиданий» абитуриентов.

Часть ребят рассматривает вуз как способ приобретения необходимых профессиональных навыков, без которых невозможна успешная социализация в дальнейшем. Подобное отношение предполагает, что основные знания уже получены в школе, вуз дает конкретные прикладные навыки и умения.

Именно эта категория респондентов отмечала в качестве главного полезного навыка, приобретенного в лицее, самостоятельную исследовательскую деятельность. Они отмечали, что насыщенная и интенсивная учеба в инновационной средней школе помогла сформировать определенный интеллектуальный уровень, навыки поиска и анализа информации, а вуз должен был в их представлении задать перспективу использования накопленного в ходе учебы в школе материала.

«Наш лицей - это исполнение цели: открытие того, что каждому дана способность к творчеству», - Е.В. Наделяева, аспирант Байкальского государственного университета экономики и права г. Иркутска, выпускница 2000 г.

К сожалению, вуз не всегда соответствует подобным ожиданиям (особенно это касается гуманитарных факультетов). Респонденты отмечали, что некоторые учебные курсы оторваны от реальности, слабо применимы в профессиональной деятельности. Кроме того, в некоторых случаях отмечалось, что лекции и семинары в вузе уступают по общему уровню аналогичным занятиям в лицее. Именно поэтому эти выпускники, испытав разочарование, либо совсем уходят из вуза, либо, продолжая обучение в вузе, начинают реализовывать себя непосредственно в профессиональной сфере, работая в коммерческих структурах.

Часть выпускников ожидает от вуза, прежде всего, наличия привычной интеллектуальной и социокультурной среды, способствующей реализации их интеллектуального потенциала. Именно к такой атмосфере они привыкли в лицее, именно этого ожидают в вузе. «Наш лицей - единый организм. Каждый из нас только клетка, но вместе мы - здоровый организм, органы которого работают четко и слаженно», - Станислав Белоусов, выпускник 2006 г. В этом случае тоже возможны разочарования. Тогда стратегия поведения укладывается в простую схему: или приоритет профессиональной работы в ущерб учебе в вузе, или формирование привычной интеллектуальной и социокультурной среды вне факультета.

Последняя категория выпускников воспринимает учебу в вузе как необходимый этап жизни (так принято, чтоб не ходить в армию, диплом нужен, знания - постольку-поскольку). Эти ребята «играют по чужим правилам», ничего не ожидают от собственно учебы в вузе, а значит разочарование в данном случае невозможно. Эта группа студентов практически всегда оканчивает вуз и за редким исключением практически не работает по полученной специальности.

Подавляющее большинство студентов отметило, что в вузе им не хватает общения с яркими преподавателями, обладающими выраженной харизмой. В целом можно отметить, что качественная довузовская подготовка выпускников вызывает у многих из них стремление к скорейшей профессиональной самореализации. При столкновении с реальностью вуза и разочаровании в ней

формируется тенденция «отъезда за знаниями» в вузы за пределы области (прежде всего в Москву, Новосибирск, Санкт-Петербург), таким образом, возникает проблема оттока талантливых ребят из нашего региона.

Наряду с выявленными проблемами, хочется отметить следующие положительные моменты:

- практически все респонденты отмечали, что их интерес к науке и научному исследованию сформировался в результате обучения в лицее. «Те навыки, которые я получил еще в лицее, при работе над первыми самостоятельными исследованиями, помогли мне и во время учебы на матфаке и при работе над диссертацией», - выпускник 1997 г., канд. физмат. наук., А. Баранчук;

- подавляющее большинство опрошенных хотело бы после окончания учебы в вузе продолжить занятия наукой при определенных финансовых гарантиях, абсолютно все говорят о необходимости заниматься научно-исследовательской работой в старшей школе. «Мне кажется, что научно-исследовательская работа в школе - это необходимый этап интеллектуального развития, этап становления личности ученого. Чем раньше - тем лучше, правда, не выходя за рамки здравого смысла», - выпускник 1997 г., канд. юр. наук М. Тирских. Опрос преподавателей вузов подтвердил наше убеждение о значительном отличии

выпускников лицея от учащихся общеобразовательных средних школ. Все респонденты отмечали более высокий уровень базовой подготовки, сформированные навыки самостоятельной исследовательской работы, повышенную мотивацию к обучению, быструю адаптацию к условиям учебы в вузе, кроме того, отмечался и определенный снобизм.

Большинство вузовских преподавателей говорит о необходимости формирования навыков самостоятельного исследования в старших классах средней школы. «Качественное научное исследование требует в среднем 5-7 лет напряженной работы, а это значит, что начинать надо еще в школе», - проф. ИГУ Н.К. Душутин. В качестве пожелания преподаватели отмечали необходимость больше внимания уделять формированию ответственности и самостоятельности выпускников. «Школа должна воспитывать в учащихся ответственность и осознание того, что будущее страны находится в их руках. На этой базе должно формироваться и стремление к самообразованию и ответственное отношение к выбору профессии и учебе», - доцент ИГУ Г.Н. Королева.

Перечисляя качества идеального студента, эта группа респондентов называла, прежде всего, способность к самостоятельному интеллектуальному развитию и креативность мышления, развитию которых и способствует система научно-исследовательской работы в старших классах средней школы. «Хороший студент должен активно стремиться к получению знаний, быть толерантным, неравнодушным к процессам, происходящим в общественной жизни вуза; четко понимать, что вуз не дает образование на всю жизнь, поэтому быть готовым продолжать свое образование и самообразование всю жизнь, уметь самостоятельно принимать решения», - заместитель директора ИМЭиИ ИГУ, доцент ИВ. Захарова.

В своей повседневной работе учителя стараются использовать новейшие психологопедагогические технологии, способствующие развитию творческих способностей, повышению мотивации к обучению, формированию исследовательской компетенции. Вот как об этом говорят учителя лицея:

«Главное, что отличает лицей - непохожесть, глубокие знания, тяга к исследованиям, возможность бороться и получать результаты, сочетание традиций и новейших методик, интеграция с вузами, социализация», - учитель биологии, выпускница 2001 г. Н.В. Анненкова.

«Лицей - это приобщение к миру науки, благоприятная атмосфера для реализации своего творческого потенциала, для развития организаторских способностей личности, добрые, теплые отношения», - учитель немецкого языка, заведующая кафедрой иностранных наук лицея Т.П. Горобец.

Большинство опрошенных родителей называло в качестве основной причины перевода ребенка из школы в лицей стремление подготовить к вузу и в этом отношении их ожидания полностью оправдались. «Лицей помог нашим детям осуществить мечту, которая двигает и набирает обороты сегодня! Им удалось приобрести тот фундамент знаний, который помог покорить не просто вуз, а главнейший вуз России - МГУ, и с глубочайшим увлечением познавать мир науки», - мама двух выпускников, студентов МГУ и МФТИ, ст. преподаватель ИГУ А.В. Горбовская.

В качестве главного ценного приобретения обучения в лицее они отмечали формирование навыка научного исследования и повышение самостоятельности в целом. «Моя дочь выбрала не

«модную» специальность, а сделала свой профессиональный выбор по велению сердца. Полагаю, что способность сделать собственный выбор свидетельствует об уровне самоактуализации личности», -родитель выпускницы лицея ИГУ, декан факультета филологии и журналистики ИГУ, проф. А.С. Собенников.

«Важная отличительная черта лицея ИГУ - индивидуальный подход к личностным особенностям, профессиональное использование умственного и творческого потенциала ребенка», -мама выпускницы, студентки МАИ, психолог МОУ Гимназия № 25 г. Иркутска О.М. Чайченко.

Представители администрации университета считают довузовское обучение необходимой составляющей образовательного процесса и говорят о необходимости дальнейшего развития этого направления совместной деятельности. «Иркутский государственный университет уделяет

довузовскому образованию большое внимание - от него напрямую зависит уровень подготовки абитуриентов и, следовательно, «качество» студентов, их готовность и способность к освоению вузовских образовательных программ», - проректор ИГУ, доцент Г.В. Васильева.

Подводя итоги сказанному, отметим, что в ходе реформирования средней школы в течение последних лет инновационные учебные заведения совместно с вузами в целом сумели создать определенный опыт работы, позволивший значительно повысить общий образовательный уровень выпускников, прежде всего через развитие навыков самостоятельного научного исследования.

Литература

1. Алаева Н. Дело говорит само за себя // Восточно-Сибирская правда. № 135 (24019). 18.07.2001.

2. Кузьмина Е. Ступенька на пути в науку // «В начале было Слово...». 2004, № 2.

3. Балашов Т. В лицее ИГУ есть свое НЛО // Комсомольская правда. 17-23 окт. 2005, № 40 (174).

4. Система высшего образования в социальном развитии Центральной Азии. - Москва-Иркутск: Наутилус, 2007.

Кузьмина Елена Юрьевна, кандидат физико-математических наук, доцент, МОУ «Лицей ИГУ г. Иркутска».

Kuz'mina Elena Yurievna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, Lyceum of Irkutsk State University. Иркутск, ул. акад. Курчатова, 13а, (3952)410535,e-mail: quzminov@mail.ru

УДК 681.3.06+37.01:014.544+629.7.066

Г. С Курганская, Н.В. Юдалевич

Интегрированная среда формирования и передачи знаний в системе интернет-обучения ГЕКАДЕМ 4.0

Статья посвящена решению проблем управления знаниями в образовании на основе современных информационных технологий. Рассматриваются методы и средства, позволяющие создать единую среду формирования и передачи знаний, в которой обеспечивается гибкий контроль за усвоением знаний и навыков. В статье описывается реализация предложенных подходов в системе интернет-обучения ГЕКАДЕМ 4.0. Ключевые слова: интернет-обучение, управление знаниями, информационные технологии.

G.S. Kurganskaya, NV Fuda/evick

The integrated environment of knowledge creation and transfer in the system of Internet-learning HECADEM 4.0

The article is devoted to the ways of decision the problems of knowledge management in education with the help of modern information technologies. The methods and means to create a unified environment of knowledge creation and transfer, which provides flexible control of learning and skills, are considered. The article describes the implementation of the proposed approaches in the system Internet-learning HECADEM 4.0.

Key words: Internet-learning, knowledge management, information technologies.

В настоящее время процессы формирования знаний (наука), передачи знаний (образование) и использование знаний (экономика) стали работать в едином информационном пространстве Интернет, что является важнейшей предпосылкой перехода к экономике знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.