Научная статья на тему 'Комплексное проектирование профессионального развития учителя как условие повышения качества образования '

Комплексное проектирование профессионального развития учителя как условие повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное развитие учителя / методическая служба / уровневая дифференциация методической работы

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Г. А., Бронникова Н. В.

В статье представлен опыт разработки и реализации образовательного проекта «Успешный учитель», направленного на развитие профессионального мастерства педагогов учебного заведения. Рассмотрены предпосылки и факторы, обусловливающие необходимость внедрения вышеназванного проекта, показана роль методической службы в вопросе проектирования и реализации профессионального развития педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексное проектирование профессионального развития учителя как условие повышения качества образования »

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН)

КОМПЛЕКСНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен опыт разработки и реализации образовательного проекта «Успешный учитель», направленного на развитие профессионального мастерства педагогов учебного заведения. Рассмотрены предпосылки и факторы, обусловливающие необходимость внедрения вышеназванного проекта, показана роль методической службы в вопросе проектирования и реализации профессионального развития педагогов.

Ключевые слова: профессиональное развитие учителя, методическая служба, уровневая дифференциация методической работы.

Основополагающей структурной единицей образовательного учреждения является грамотный, думающий, инициативный педагог. Профессионально-педагогическое мастерство учителей в совокупности определяет авторитет, успех и конечную результативность учебного заведения.

В настоящее время как никогда остро стоит вопрос сохранения в школах лучших педагогов, их непрерывного профессионального развития.

Вместе с тем, из-за низкого престижа педагогических вузов, педагогических факультетов среди выпускников инновационных (лучших) школ, набор в них проводится по остаточному принципу. Для российского образования характерен так на-

Как цитировать статью: Иванов Г. А., Бронникова Н. В. Комплексное проектирование профессионального развития учителя как условие повышения качества образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.2, №2 (38). С. 31-38.

Г. А. Иванов

Кандидат педагогических наук, директор лицея № 2 Бугульминского муниципального района E-mail: Bugulmaliceum@ mail.ru

Gennadiy A. Ivanov, PhD (Education), Director of lyceum No. 2 Bugulma municipal distric

Н. В. Бронникова

Кандидат педагогических наук, зам. директора по учебной работе лицея № 2 Бугульминского муниципального района E-mail: Bugulmaliceum@ mail.ru

Natalia V. Bronnikova PhD (Education), Deputy Director for Academic Affairs, Lyceum No. 2, Bugulma Municipal District

зываемый «двойной негативный эффект» [3, с. 149-151]. В настоящее время на педагогов обучаются «середнячки», в школы приходит мало ярких, инициативных специалистов — личностей, способных выступать в качестве лидеров в школьном сообществе (кризис лидеров) [2, с. 58].

У молодых педагогов наблюдается недостаточная фундаментальная научно-предметная подготовка и отсутствие навыков научно-исследовательской работы (в области определенной научной дисциплины). Как следствие, многие педагоги показывают низкие квалификационные результаты и не могут организовать (на востребованно высоком уровне) научно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся. Проявляется неготовность молодых специалистов работать со школьной документацией и вести преподавание в формате активного применения новых информационных технологий (ведение электронной документации, создание и поддержка собственных сайтов, применение интерактивных программ и периферийного оборудования.

Решая актуальные проблемы подготовки педагогических кадров, творческий коллектив лицея разработал и реализует образовательный проект «Успешный учитель».

Цель проекта — создание в лицее комплексной системы профессиональной подготовки учителей и непрерывного совершенствования их педагогического мастерства.

Предпосылками реализации образовательного проекта являются: во-первых, сложившаяся административно-управленческая структура лицея, способная комплексно решать целевые проекты;

во-вторых, богатый опыт коллектива лицея в организации научно-методических мероприятий и педагогических экспериментов и участия в них с достижением положительных результатов.

Данный проект ориентирован на определение и реализацию возможностей профессионального становления, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогов лицея с учетом образовательной политики и специализации учебного заведения (Схема 1).

Совершенствование системы профессионального развития педагогов также обусловлено внешними факторами:

• изменением характера управленческих решений, связанных с реализаций новых образовательных стандартов профильного обучения;

• расширением возможностей профессионального роста педагога в условиях введения профессионального стандарта за счет инте-

грации персонифицированной системы повышения квалификации и внутрикорпоративной модели обучения;

необходимостью повышения статуса педагога в современных условиях и реализацией его творческой инициативы.

Ом|1Л_кЛйи1и.|Ь.ИнЛ ИМНИШ ДЫ|£Н

И.¿Л! и Т-Л.Ли'Ш (НИНИ* .1[|]1£Я П'мои.!.- [|рофа.ч ны лнцЙ

1Е |:■ 1 :■ 111 н-11:1 ■ с; ь. 11.ннн<.|щ ■ I пси' 1 м ми ш и 1 и I- «it.ii <м м

О&гккдт.'чкм и I|рщ 1.М -1 м.ш I и 1.1 о! 111 ч<1 ■ !кЯ.гК1>;| [1' Г®<: >: ^ ЛЧ'ПНЧК им раавчг^в ии.щцн^

V

СЧЗрам'наиис- испита КИС Развитее

Схема 1. Компоненты, определяющие направления развития лицея

Для реализации проекта нами определены следующие задачи:

1. Развитие методической службы лицея, обеспечивающей оптимальную траекторию профессионально-личностного становления педагогов.

2. Создание и реализация уровневых образовательных программ внутрикорпоративного обучения для разных категорий педагогов.

3. Создание благоприятной образовательной среды и необходимых материально-технических условий для эффективной деятельности педагогов.

4. Развитие и укрепление традиций педагогического коллектива лицея, совершенствование механизмов мотивации педагогического успеха.

На основе анализа образовательной деятельности лицея мы определили ключевые условия профессионального развития педагогов лицея. Это:

• концептуальная база развития лицея, опирающаяся на опыт и традиции педагогического коллектива;

• доминирование вколлективе высококвалифицированных педагогов-новаторов, подвижников;

• хорошо развитая научно-методическая служба, обеспечивающая со-

провождение деятельности и профессионального роста педагогов;

• материально-технические условия и благоприятная морально-психологическая среда, способствующая эффективной, результативной работе педагогов;

• сетевая форма повышения квалификации педагогов лицея.

Непосредственная реализация проекта возложена на научно-методическую службу лицея. Основными направлениями ее деятельности являются:

• организационно-управленческая;

• организационно-методическая;

• консультативно-методическая.

Понимая важность совершенствования мастерства наших педагогов, мы используем все возможности для повышения их квалификации, преодоления затруднений и реализации профессиональных интересов конкретного педагога с учетом стратегии развития лицея и задач, стоящих перед педагогическим коллективом.

Используя ресурсные возможности персонифицированной системы повышения квалификации работников образования, которая реализуется в Республике Татарстан, методическая служба лицея проводит комплексную диагностику профессиональных затруднений каждого педагога, персональный выбор уровня и направления повышения квалификации. Такой подход повышает личную мотивацию педагога и обеспечивает высокую эффективность его профессионального роста.

Важнейший ресурс для развития профессиональных компетентно-стей учителей в условиях введения ФГОС — это внутрикорпоративное повышение квалификации педагогов, ориентированное на запросы, как конкретного педагога, так и лицея в целом. Внутрикорпоративное обучение в лицее является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов непосредственно на рабочем месте, оно ориентировано на задачи лицея, способствует созданию профессиональных контактов, особой рефлексивной среды, содействующей саморазвитию и самообразованию педагогов.

Совместная деятельность методической службы и администрации лицея ставит своей целью не только выявление способных и талантливых учителей, создание условий для роста их педагогического мастерства и реализации педагогических идей на практике, но и активизацию, координацию их творческой деятельности с учетом общепедагогических

и профильных задач, решаемых учебным заведением. Эта работа также направлена на теоретическое обоснование и обобщение педагогического опыта учителей и повышение их научно-профессиональной подготовки. Важнейшие направления деятельности научно-методической службы лицея отражены на Рисунке 1.

Задача методической службы заключается не только в том, чтобы познакомить молодых учителей с общими тенденциями развития педагогики, классическими и нетрадиционными методами (технологиями) обучения, но еще и в том, чтобы помочь им найти свой стиль преподавания; т.е. не обучить конкретным методикам, а предложить выбрать наиболее оптимальные методы и способы обучения с учетом характера и уровня исследуемых проблем и личностных особенностей учащихся.

Рисунок 1. Функциональные направления деятельности научно-методической службы лицея

Организационно-методическая работа с педагогическими кадрами проводится дифференцированно на основе диагностических данных: уровня зрелости и эффективности работы профессиональных объединений педагогов; уровня профессионального становления педагога;

готовности учителя к освоению современных образовательных и информационных технологий; результативности учебно-воспитательной и научно-экспериментальной деятельности педагога (Рисунок 2).

II'.-ЛИ III II со

г.нюкиыыныся кчинбч р4&пы

НС1ЦУ1НШ --ч

I ||>1в*1(КНЬ« групчч

Группы 1КМЧ1 ичиикипл 7ПХП и

-

I! грлню.кгшммыи срулпы ицД&тлов

Практика

Метчджп

Тс71|1ш*игип

г

М 1 1ТПТПП

Тмци

-1 Пглгнтн-н-к-гжнй

№и.1«К| ЦП

Рисунок 2. Уровневая дифференциация научно-методической работы по повышению профессиональной подготовки педагогов лицея

Под руководством методического совета осуществляется работа различных взаимодополняющих профессиональных объединений педагогов: предметных методических объединений, психолого-педагогического консилиума, школы профессионального мастерства, школы передового опыта, творческих микрогрупп, временных творческих коллективов, лабораторий, досуговых объединений учителей.

Направления работы этих объединений разнообразны:

• разработка и экспертиза новых учебных курсов, учебных программ, образовательных технологий и методик;

• обсуждение и рецензирование материалов, подготовленных методическими службами;

• анализ результатов инновационной деятельности;

• прогнозирование научно-методической работы по профилю деятельности;

• организация и проведение исследовательской работы;

• руководство исследовательской деятельностью учащихся;

• создание банка данных по обобщению опыта работы;

• установление и развитие творческих связей с высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами и другими учебными заведениями.

В процессе данной деятельности педагог овладевает не конкретными методиками, а приобретает навыки применения наиболее оптимальных методов и способов обучения с учетом характера, уровня исследуемых проблем и личностных особенностей учащихся.

В лицее разработан единый перечень документации, необходимой педагогам:

• индивидуальная программа инновационной или научно-методической работы;

• дневник педагогической и научно-экспериментальной деятельности;

• авторская (модифицированная) программа и ее методическое обеспечение;

• календарно-тематическое планирование и разработки учебных занятий;

• используемая научно-методическая и справочная литература;

• применяемые средства новых информационных технологий и электронные ресурсы;

• разработанные инновационные методические и дидактические материалы;

• проектные, исследовательские и творческие работы учащихся.

Все это дает возможность выработать единые требования к контролю и диагностике формируемых знаний, умений, навыков, степени сформированности познавательных процессов и уровня интеллектуально-творческого развития лицеистов.

Для распространения опыта педагогов лицея планируются, контролируются и активно применяются следующие виды деятельности [1, с. 94]:

• выступления на конференциях, семинарах, форумах;

• участие в проектной деятельности, разработка, модификация и корректировка учебных программ;

• публикация материалов в научно-методических сборниках, периодических педагогических изданиях;

• сотрудничество с вузами, учеными, методическими центрами, институтами повышения квалификации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проведение мастер-классов, научно-методических консультаций, лекций и занятий по повышению профессионального мастерства

коллег;

• разработка и проведение авторских курсов по преподаваемому предмету, применяемым методикам и педагогическим технологиям;

• совместная научно-педагогическая деятельность с преподавателями средних и высших образовательных учреждений;

• курирование педагогических практик студентов педагогических вузов и колледжей;

• участие в профессиональных и общественных конкурсах;

• создание и информационная поддержка личных сайтов;

• участие в грантовых программах;

• участие в педагогических интернет-сообществах, трансляция опыта через сайты МОиН РТ и МО РФ.

Таким образом, комплексный подход к проектированию и реализации профессионального развития педагогов создает благоприятную образовательную среду и позволяет достигать результаты в отношении:

1. Профессионализма педагогического коллектива:

• рост заинтересованности членов педагогического коллектива в повышении профессиональной компетентности, усиление мотивации к качественной профессиональной деятельности;

• дальнейший профессиональный рост педагогического коллектива в целом и каждого педагога в частности, обеспечивающий качественное решение образовательных задач, стоящих перед лицеем.

2. Организационных факторов:

• разработка концепции и программно-методических материалов, обеспечивающих развитие высокопрофессионального педагогического коллектива;

• проверка эффективности управленческих решений, обеспечивающих успешность и рост профессионализма педагогического коллектива.

Литература

1. Иванов Г. А., Бронникова Н. В. Научно-теоретическое обобщение педагогического опыта учителей как фактор стабильного развития образовательного учреждения // Педагогическая мастерская : науч.-метод. сб. Чебоксары : ЦДИП «INet» 2014. С. 93-94.

2. Луткин С. С. Осмысление лидерской позиции педагога как условие развития его профессионально-педагогических компетенций // Педагогическое образование в России. 2010. № 2. С. 53-67.

3. Лысенко О. В. Социальные функции российских педагогических вузов: новая интерпретация тезиса о «двойном негативном отборе» : сб. науч. тр. / Международный форум, Казань, 2015. С. 149-151 // [Электронный ресурс]. URL: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/29903 (Дата обращения: 01.08.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.