Научная статья на тему 'Содержание социально-психологической компетентности педагога современного многопрофильного лицея'

Содержание социально-психологической компетентности педагога современного многопрофильного лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFILE EDUCATION / MULTISECTORAL LYCEE / A COMPETENCE APPROACH / SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF THE TEACHER / THE PERSONAL-FOCUSED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погодина Ирина Александровна

На основе выделения сущностных признаков инновационного характера лицейского образования обосновывается необходимость изменения подходов к профессиональному развитию педагогов многопрофильного лицея. Социально-психологическая компетентность педагога рассматривается как важнейшая составляющая его профессиональной компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maintenance of Socially-Psychological Competence of a Teacher of a Modern Multisectoral Lycee

On the basis of allocation of intrinsic signs of innovative character of lycee education it is proved the necessity to change approaches to professional development of teachers of multisectoral lycee. Socially-psychological competence of the teacher is considered as its major component of his professional competence.

Текст научной работы на тему «Содержание социально-психологической компетентности педагога современного многопрофильного лицея»

Содержание социально-психологической компетентности педагога современного многопрофильного лицея

И. А. Погодина

На основе выделения сущностных признаков инновационного характера лицейского образования обосновывается необходимость изменения подходов к профессиональному развитию педагогов многопрофильного лицея. Социально-психологическая компетентность педагога рассматривается как важнейшая составляющая его профессиональной компетентности.

Ключевые слова: профильное образование, многопрофильный лицей, компетентностный подход, социально-психологическая компетентность педагога, личностно-ориентированное образование.

Maintenance of Socially-Psychological Competence of a Teacher of a Modern Multisectoral Lycée

I. А. Pogodina

On the basis of allocation of intrinsic signs of innovative character of lycée education it is proved the necessity to change approaches to professional development of teachers of multisectoral lycée. Socially-psychological competence of the teacher is considered as its major component of his professional competence.

Key words: profile education, multisectoral lycée, a competence approach, socially-psychological competence of the teacher, the personal-focused education.

В настоящее время в России идет становление новой образовательной системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс характеризуется существенными изменениями в педагогической теории и практике. Новая образовательная парадигма, основанная на идее непрерывного развития человека в течение всей его жизни (В. В. Белич, А. С. Белкин, А. П. Беляева, К. Я. Вазина, Н. Ф. Талызина), предполагает существенные изменения содержания, педагогических позиций, технологий обучения, появление новых образовательных моделей и их реализацию в практической деятельности образовательных учреждений [1].

На законодательном уровне (на уровне стандартов) четко не определено место лицейского образования в целостной образовательной системе страны, однако, исходя из имеющегося нормативного установления и практического опыта, можно выделить следующие его сущностные признаки:

- профильность;

- поисковый характер образования, ориентация на опытно-экспериментальную работу, проектную деятельность;

- ориентация на общественно значимую деятельность как ценность;

- ориентация на непрерывность образования и самообразования;

- «лицейский дух» как отражение ценностей и идеалов лицейского коллектива;

— высокая степень социальной зрелости выпускников, повышенный уровень образованности по направлению профильного обучения;

— высокий уровень квалификации педагогического коллектива.

Сам характер лицейского образования предусматривает ориентацию образовательных учреждений на постоянное обновление и развитие не только системы обучения и воспитания, но и системы профессионального развития педагогов, поскольку именно от уровня профессиональной компетентности кадров общеобразовательных учреждений, от внутренних резервов педагогических коллективов зависит реализация тех или иных инновационных подходов.

Одной из важнейших задач современного лицейского образования является подготовка учащегося к профессиональному выбору. Назначение учителя лицея - не столько передавать готовые знания, сколько предоставлять учащемуся возможность приобретать их в необходимом объеме через обучение способам учебной работы. Очень важно помочь ученику сориентироваться в современном мире профессий, в ситуациях, складывающихся на рынке труда, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях; подготовить его к условиям обучения в профессиональном учебном заведении (как правило - в вузе), сформировать знания и умения, которые станут основой для профессионального образования определенного

Содержание социально-психологической компетентности педагога современного многопрофильного лицея

профиля; воспитать те качества, которые в будущем помогут реализоваться в личностном и профессиональном плане.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам относятся проектные и исследовательские технологии, в которых учитель выступает не как толкователь готовых знаний и их транслятор в оптимальном виде, а как равноправный участник процесса добывания, обработки, анализа и представления новой информации.

Для того чтобы на уроке и во внеурочной деятельности создавались условия для проявления познавательной активности учеников, учителю необходимо владеть целым арсеналом средств:

— использовать разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся;

— создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса или группы;

— стимулировать учащихся к выражению собственной точки зрения, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.;

— использовать дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания и деятельности;

— оценивать деятельность ученика не только по конечному результату («правильно» - «неправильно»), но и по процессу его достижения;

— поощрять стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные приемы достижения результатов;

— создавать педагогические ситуации общения на уроке и во внеурочной деятельности, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность; предоставлять возможности для естественного самовыражения учащихся.

Специфика лицейского образования требует разработки новых направлений профилизации с учетом интересов и склонностей школьников. Решение этих вопросов находится в плоскости личностно-ориентированного образования. А

это, в свою очередь, требует нового подхода к построению содержания и способов образования, организации образовательной среды, в которой каждый ученик школы сможет реализоваться, найти себя в деле, почувствовать и прожить «ситуацию успеха» в решении учебных задач и проблемных ситуаций.

Важнейшей социальной функцией лицея как общеобразовательного учреждения является социализация. Эту функцию специалисты связывают с «социальной ситуацией развития» [11, с. 11]. Для каждой социальной ситуации развития ребенка характерны определенные увлечения, потребности, мировоззрение. Они не совпадают у детей разного возраста и воспитывающихся в разной социальной среде. Эти различия необходимо учитывать педагогам, чтобы обеспечить ребенку полноценное проживание каждого возрастного периода, по возможности откорректировать негативное влияние среды.

Разнообразие и значимость задач, с которыми связана деятельность учителя лицея, позволяют говорить о наличии в структуре учебного заведения особого компонента - психодиагностической функции. Теоретическая психодиагностика помогает учителю в выработке целостного образа индивидуальности ученика, указывая на типичные ошибки, допускаемые при решении этой задачи.

Исследовательские данные говорят о том, что психодиагностическое мастерство педагога определяется как его общим интеллектуальным развитием, так и способностью разбираться в людях, в их межличностных отношениях, умением чувствовать переживания другого. И еще одно важное качество характеризует педагога-психодиагноста -наличие обширных знаний в области детской и педагогической психологии [5; 10].

Модель социально-психологической компетентности учителя многопрофильного общеобразовательного лицея № 137 г. Омска разрабатывалась нами на основе различных подходов к моделированию содержания педагогической деятельности. Значительный интерес для нашего исследования представляют подходы Е. А. Климова, который выделяет различные социально-психологические роли учителя: значимый взрослый, индивидуальность, специалист, исследователь, сценарист, режиссер, организатор, речевой партнер, энергизатор, эксперт [6].

В качестве основы для построения модели нами использовалась система требований к качествам (компетентности) педагога, изложенная в

проекте профессионального стандарта педагогической деятельности, разработанном Я. И. Кузь-миновым, В. Л. Матросовым, В. Д. Шадриковым. Авторами выделяются компетентности педагога

— в мотивации учебной деятельности;

— в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока;

— в целеполагании учебной деятельности;

— в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении;

— в предмете преподавания (предметная компетентность);

— в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач;

— в разработке программ деятельности и поведения;

— в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:

•компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче;

•в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности);

•в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности [9, с. 20-35]. С учетом социально-профессиональной ориентации и личностной направленности педагогического процесса в лицее нами были выделены те компетентности, которые позволяют наиболее полно реализовать специфические цели и задачи лицейского образования. С нашей точки зрения, в совокупности они составляют компетентность, которую можно условно определить как социально-психологическую, поскольку она позволяет педагогам, на основе знания индивидуально-психологических особенностей учащихся и с учетом социальной ситуации их развития, реализовать личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

Эту компетентность образуют следующие компоненты:

1. Проявление в деятельности педагога таких личностных качеств, как:

— вера в силы и возможности учащихся;

— интерес к внутреннему миру учащихся;

— открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога);

— общая культура;

— эмоциональная устойчивость;

— позитивная направленность на педагогическую деятельность;

— уверенность в себе.

2. Способность обеспечивать мотивацию учебной деятельности:

— умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

— умение обеспечить успех в деятельности;

— компетентность в педагогическом оценивании;

— умение превращать учебную задачу в лич-ностно значимую.

3. Информационная компетентность:

— компетентность в предмете и методах преподавания;

— компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов).

4. Опыт разработки программ педагогической деятельности и принятия педагогических решений:

— умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты;

— умение принимать решения в различных педагогических ситуациях.

5. Умение организовать учебную деятельность:

— компетентность в установлении субъект-субъектных отношений;

— компетентность в педагогическом оценивании;

— компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса.

О реализации каждой из данных компетент-ностей свидетельствуют конкретные показатели, выбор и содержание которых может меняться в зависимости от актуальности тех или иных проблем и от диагностических возможностей методической службы.

Практическое внедрение разработанной модели показало, что использование компетентност-ного подхода задает принципиально иную логику организации повышения квалификации педагогов в образовательном учреждении, а именно логику решения задач и проблем, причем не только и не столько индивидуального, сколько группового, парного, коллективного характера. При этом инновационное развитие профессиональной компетентности педагогов находится в прямом соответствии с инновационным развитием образовательного учреждения.

О перспективности выбранных путей решения данной проблемы в лицее № 137 можно су-

Содержание социально-психологической компетентности педагога современного многопрофильного лицея

дить по следующим предварительным результатам: за последние три года возросло количество учащихся, сделавших выбор направления профессионального образования в соответствии с профилем обучения в лицее. Психологами отмечается снижение количества учащихся с заниженной самооценкой, повышение уровня образовательной мотивации. Возросло количество участников и призеров олимпиад, творческих конкурсов, научно-практических конференций и интернет-проектов. Более половины педагогов имеют публикации по проблемам социализации и личностного развития учащихся.

Позитивное отношение к лицею со стороны учащихся, родителей и общественности, поддержка ими инновационных начинаний педагогического коллектива позволили образовательному учреждению в 2006 г. стать дипломантом Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» и выиграть грант в рамках Национального проекта «Образование».

Библиографический список

1. Бондаревская, Е. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций [Текст] / Е. В. Бондаревская, С. В. Куль-невич // Педагогика. - 2004. - № 10. - С. 23-31.

2. Булавенко, О. А. Сущностные характеристики профессиональной компетентности [Текст] / О. А. Булавенко // Школьные технологии. - 2005. - № 3. - С. 40-44.

3. Гершунский, Б. С. Философия образования для ХХ1 века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) [Текст] / Б. С. Гершунский. - М.: Интер-Диалект, 1997.

4. Гнездилова, О. Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога [Текст] / О. Н. Гнездилова // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65.

5. Еремкина, О. В. Формирование психодиагностической культуры учителя [Текст] / О. В. Еремкина // Педагогика. - 2007. - № 1. - С. 59-65.

6. Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 240 с.

7. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Текст] : коллект. монография / под ред. В. А. Козырева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

8. Криволапова, Н. А. Управление развитием профессиональной компетентности педагога профильной школы [Текст] / Н. А. Криволапова, Л. Г. Бобкова // Профильная школа. - 2006. - № 5. - С. 1420.

9. Профессиональный стандарт педагогической деятельности [Текст] / под ред. Я. И. Кузьминова, В. Л. Матросова, В. Д. Шадрикова // Вестник образования. - 2007. - № 7.

10. Реан, А. Н. Психодиагностика в педагогическом процессе [Текст] / А. Н. Реан. - СПб., 1996.

11. Управление школой. - 2004. - № 15.

12. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Смысл, 2006. - 321 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.