образом создается атмосфера заинтересованности в росте педагогического мастерства, актуализируются приоритеты педагогической компетентности, решаются профессиональные проблемы, достигается как личное удовлетворение учителей профессиональной деятельностью, так и согласованность
Нацеленность образовательной политики на обеспечение высокого качества образования через развитие лицеистов, создание условий для самореализации ориентирует выпускников на образование «через всю жизнь», активизирует способности к творческой, исследовательской деятельности. В лицее выстроена целостная система творческой, исследовательской деятельности учащихся, которая основывается на принципах целесообразности, соответствия целям и задачам лицея, свободы выбора предметов и тем. Согласно соответствующему положению, на базе кафедр вузов и лицея все учащиеся ежегодно пишут курсовые работы, создают проекты, защищают их на предметных секциях кафедр. Учителями-руководителями создан банк тем, ими используются различные информационные ресурсы, современные информационно-коммуникационные технологии. В ходе этой деятельности учащиеся лицея накапливают позитивный опыт работы с научной литературой, приобретают исследовательские навыки, навыки грамотного оформления этой работы, подготовки ее презентации, публичной защиты. Таким образом, создаются условия для творческой самореализации личности, ее адаптации в меняющейся информационной среде.
Итоги творческой, исследовательской, проектной, опытно-экспериментальной деятельности лицеистов подводятся на ежегодных научно-практических конференциях, тематика которых отражает направления поисков и исследований («Науки юношей питают», «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух», «Первые шаги на пути познания», «Поиск, творчество, мастерство», «На пороге нового тысячелетия», «От опыта - к знанию», «Новый век - новые технологии» и т.д.). В конференциях лицея принимают участие дея-
творческих поисков всего коллектива.
Наиболее эффективным в условиях модернизации образования оказалось сочетание традиционных и инновационных теоретических и практико-ориентированных форм НМР в лицее, представленных в таблице:
Таблица 2
тели науки, руководители органов образования, представители инновационных образовательных учреждений. Лицеисты активно участвуют в конференциях, чтениях, творческих конкурсах разного уровня, в том числе и международного. Тезисы лучших работ публикуются в журнале «Щекинский лицей», в сборниках региональной научно-практической конференции «Наука и цивилизация», в вузовских изданиях. Ежегодно проходит награждение и чествование победителей номинаций.
Показателями эффективности НМР являются: высокое качество освоения лицеистами образовательных программ, результативность участия в олимпиадном движении, в творческих конкурсах, социализация выпускников, а также уровень профессиональной подготовки педагогических и управленческих кадров (категорийность, владение новыми личностно-ориентированными педагогическими технологиями, ведение опытно-экспериментальной работы, участие в семинарах, конференциях, профессиональных конкурсах различного уровня и др.).
Лицей активно участвует в конкурсных мероприятиях национального проекта «Образование»: в 2006 году он был шестым в числе 25 победителей первого конкурса лучших школ Тульской области, а 10 учителей вошли в число победителей конкурса лучших учителей на получение президентского гранта (2006-2008 гг.). Активная позиция руководителей и педагогов лицея по вопросу участия в конкурсных мероприятиях свидетельствует об их уверенности и профессиональной компетентности, основанной на прочной научно-методической базе, созданной в лицее благодаря системе научно-методической работы.
Теоретические формы НМР Практико-ориентированные формы НМР
Работа по самообразованию: обучение в аспирантуре; получение второго образования; индивидуальная работа над методической, психолого-педагогической проблемой. 2. Курсовая подготовка на базе института повышения квалификации. 3. НМС, кафедры лицея. 4. Психолого-педагогический семинар лицея. 5. Тематические лекции. 6. Семинары в рамках базовой площадки института повышения квалификации. 1. Тематические педагогические советы лицея. 2. Педконсилиумы. 3. Методические объединения города и области. 4. Проблемные творческие группы. 5. Мастер-классы. 6. Открытые уроки. 7. Круглые столы, деловые игры. 8. Научно-практические конференции. 9. Экспертные группы. 10. Аттестация. 11. Консалтинговые услуги.
УДК 372.22 ББК 74.202.42
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ
И НАВЫКОВ
П. Гьоци, заведующая кафедрой педагогики Эльбасанского государственного университета, Албания
В статье представлены результаты исследовательской работы, анализируются и обосновываются педагогические условия, пути, средства и возможности учебно-воспитательного процесса педвуза для подготовки учителя к формированию учебных умений и навыков у младших школьников.
Ключевые слова: мотивационно-ценностный компонент, содержательно-информационный компонент, практико-ориентированный компонент, педагогические условия подготовки учителя.
THE PREPARATION OF TEACHERS IN FORMATION OF LEARNING HABITS AND SKILLS OF PUPILS IN PRIMARY
SCHOOLS
Gjoci P.
The results of research are presented in the article. The pedagogical ways, tools and possibilities of the teaching-educative process for the preparation of teachers in formation of learning habits and skills ofpupils in primary school are analyzed.
Keywords: the reasonal-valuator component, the informative-content component, the practical-oriented component, the pedagogical conditions of teacher's preparation.
В условиях повсеместно происходящего обновления системы образования огромное значение приобретает повышение качества подготовки педагогических кадров. Социально-экономические преобразования, происходящие в последние десятилетия, обусловливают целесообразность разработки принципиально новых подходов к подготовке специалистов. В соответствии с положениями новой доктрины и концепции модернизации системы образования учитель призван совершенствовать технологию вооружения подрастающего поколения основательными знаниями, умениями и навыками. Поэтому подготовка будущих учителей к формированию у младших школьников учебных умений и навыков все более осознается в качестве необходимой задачи педагогики высшей школы и главнейшей составляющей обучения педагогическому мастерству.
Значимость и актуальность данной проблемы подтверждается неослабевающим вниманием к ней со стороны психологов, педагогов, методистов и учителей-практиков.
В проведенном нами исследовании выделены следующие положения:
- теоретико-методологические предпосылки готовности учителя к формированию учебных умений и навыков у младших школьников;
- содержание, структура и критерии профессиональной готовности учителя к формированию умений и навыков;
- сущностная критериальная характеристика показателей и уровней сформированности мотивационно-ценностного, информационно-содержательного и практико-ориентирован-ного компонентов готовности будущего учителя к формированию учебных умений и навыков у младших школьников;
- ориентация учебно-воспитательного процесса в системе высшего педагогического образования на оптимизацию работы будущего учителя по формированию, закреплению и творческому использованию учебных умений и навыков у младших школьников;
- особенности рационального использования учебного материала, подлежащего усвоению будущими учителями и учащимися начальных классов при ознакомлении детей со знаниями о способах действий; в процессе овладения умением применять усваиваемые правила, понятия, законы; при совершенствовании первично приобретенных умений, навыков и применении их в разнообразной творческой и практической деятельности;
- особенности рационального использования в системе высшего педагогического образования возможностей содержания социально-гуманитарных, психолого-педагогических, методических, специальных дисциплин; использование в этих целях путей и средств эффективной подготовки будущих учителей к формированию у младших школьников учебных умений и навыков.
В первом разделе исследования раскрываются теоретические основы проблемы подготовки учащихся начальных классов к учебной деятельности на современном этапе развития школы: анализируется современное состояние подготовки будущих учителей к формированию учебных умений и навыков у младших школьников, определяются ее содержание, структура и задачи.
Во втором разделе исследования представлены результаты опытно-экспериментальной работы, анализируются и обосновываются педагогические условия, пути, средства и возможности учебно-воспитательного процесса педвуза для профессиональной подготовки учителя к формированию учебных умений и навыков у младших школьников.
В заключении изложены основные выводы исследования и научно-практические рекомендации для студентов, учителей, преподавателей педвузов по совершенствованию подготовки будущих учителей и формированию учебных умений и
навыков у младших школьников. В нашем исследовании нашли отражение также основные положения программы развития высшего педагогического образования, модернизации деятельности общеобразовательной школы.
Для объективной оценки состояния готовности студентов университета к формированию у учащихся начальной школы учебных умений и навыков использовались анкеты, диагностические тесты, проверочные и контрольные задания.
Исследование показало, что реальный уровень готовности студентов-выпускников к формированию у детей учебных умений и навыков не вполне отвечает современным требованиям:
- у студентов слабо сформирована готовность целенаправленно, рационально использовать содержание, формы, методы организации учебной работы для формирования у детей учебных умений и навыков;
- студенты не знакомы с содержанием и структурой моти-вационно-ценностного, теоретического и практического компонентов готовности к формированию у детей учебных умений и навыков;
- будущие учителя нуждаются в научно обоснованных рекомендациях и методических разработках по данному вопросу;
- в практике работы педагогического вуза отсутствует система эффективного педагогического руководства развитием у студентов способности к формированию у младших школьников учебных умений и навыков.
Данные констатирующего эксперимента учитывались и использовались нами в процессе моделирования педагогических условий подготовки учителя и их реализации в процессе формирования учебных умений и навыков у младших школьников.
С учетом реального современного состояния готовности учителя к успешной педагогической деятельности была разработана система мер, направленных на достижение нового качества профессиональной подготовки студентов к формированию у младших школьников учебных умений и навыков.
На заключительном этапе эксперимента вновь были выявлены уровни сформированности готовности учителя к развитию у младших школьников учебных умений и навыков.
Качественное сравнение полученных в итоге контрольных срезов данных свидетельствует о положительных изменениях в уровнях готовности студентов к формированию учебных умений и навыков у младших школьников. Сократилось число будущих учителей со слабым и средним уровнем сформи-рованности в экспериментальных группах, число студентов с высоким уровнем готовности увеличилось на 14%, с недостаточно высоким уровнем - на 17%, а число студентов с низким уровнем уменьшилось на 18%.
Заключительный анализ и обобщение материалов опытно-экспериментальной работы подтвердили наше предположение о том, что качество подготовки будущих учителей к формированию у детей учебных умений и навыков в значительной степени повысится, если будет реализована целостная система мотивационно-ценностного, содержательно-информационного и практико-ориентированного компонентов готовности учителя к формированию учебных умений и навыков у младших школьников.
Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы.
• Эффективность формирования у младших школьников учебных умений и навыков в решающей степени зависит от профессионально-педагогической направленности личности учителя, прежде всего, от его мотивационно-ценностных отношений к учебно-воспитательной деятельности. Являясь сложным личностным образованием, мотивационно-ценностная готовность учителя к формированию учебных
умений и навыков у младших школьников основывается на теории личностно ориентированной педагогики, педагогической технологии, информационной культуры, базируется на интеграции всех преподаваемых курсов: социально-гуманитарных, психолого-педагогических, методических и специальных.
Сущностными характеристиками мотивационно-ценностного компонента обеспечения подготовки учителя к формированию у младших школьников учебных умений и навыков являются: осознание значимости достижения высокого уровня профессиональной готовности к формированию у младших школьников учебных умений и навыков; готовность формировать у себя положительные качества личности и стремление преодолеть такие черты, которые противопоказаны профессии учителя; убеждение в необходимости гуманного отношения к детям как высшей ценности, обеспечения их развития и социализации в процессе обучения умениям и навыкам.
• Информационно-содержательный компонент формирования готовности учителя основывается на теоретических концепциях социальной, творческо-деятельностной сущности личности, развития культуры, системно-функциональном анализе интегративного подхода в обучении, ориентирующего на осуществление всеобщей связи и взаимодействия педагогических явлений и процессов в их развитии и движении.
Существенными составляющими информационно-содержательного компонента формирования готовности учителя к развитию у младших школьников учебных умений и навыков являются: широкий общеобразовательный кругозор, владение системой профессионально значимых умений и навыков по циклам наук, преподаваемых в начальной школе; владение знаниями методологических основ и психолого-педагогических концепций и теорий формирования учебных умений и навыков; готовность расширить представления о сущности и особенностях процесса усвоения младшими школьниками теоретических знаний и выработки у них практических умений и навыков.
• Практико-ориентированный компонент формирования готовности учителя к развитию учебных умений и навыков у младших школьников основывается на концепции ведущей роли деятельности в формировании личности, ориентированной в конечном итоге на самореализацию, самовоспитание, самооценку; на идее рационального сочетания учебного воспитания детей и их общего развития.
Содержанием практико-ориентированного компонента подготовки учителя к формированию учебных умений и на-
выков у младших школьников являются: владение методами руководства процессом усвоения школьниками знаний о способах выполнения действий; проявление готовности эффективно осуществлять педагогическое руководство процессом овладения детьми умениями применять усваиваемые правила, понятия, законы; владение методами совершенствования у учащихся первично приобретенных умений и навыков; проявление готовности осуществлять педагогическое руководство процессом применения учащимися умений и навыков в творческой и практической деятельности.
Проведенное нами исследование подтвердило, что процесс формирования готовности учителя к развитию учебных умений и навыков у младших школьников станет более эффективным, если разработаны критерии и показатели мотива-ционно-ценностного, теоретико-содержательного и практико-ориентированного компонентов готовности учителя; обеспечена реализация возможностей содержания социально-гуманитарных, психолого-педагогических дисциплин, путей и средств эффективной подготовки учителя к формированию у младших школьников учебных умений и навыков.
Исследование имеет перспективы дальнейшего развития в отношении изучения проблемы профессиональной подготовки будущего учителя к развитию учебных умений и навыков у учащихся разных возрастов, выявления преемственности и закономерных связей в этом виде педагогической деятельности.
Литература
1. Дмитриев А.Е., Львов М.Р. Квалификационные требования к учителю начальных классов // Независимый психолого-педагогический журнал «Магистр». - Октябрь, 1992.
2. Дронота Т.А. Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательной среде вуза. // Монография. - М.: Издательство НПО «МОДЕК», 2008.
3. Журин А.А., Бондаренко Е.А., Милютина И.А. Технические средства обучения в современной школе. - М.: Изд-во «ЮНВЕСТ», 2004.
4. Ситаров В.А. Дидактика. Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений // Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5. Суворова Г.А. Психология деятельности. - М., 2000.
6. Gjokutaj M. etj Mesimdhenia me пё qender nxenesin Tirane. Greet, 2005.
7. Ashton C.: Global Education Project // Evaluation Report of the Second Phase, Tirane, November 2000.
УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1Рус
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
РУССКОГО ЯЗЫКА Л.В. Хаймович, докторант кафедры риторики и культуры речи МПГУ
В работе рассматриваются вопросы целенаправленного обучения важнейшему компоненту коммуникативной культуры учителя - владению различными жанровыми формами на базе двух основных блоков коммуникативных умений: во-первых, связанных с совершенствованием педагогической речи; во-вторых, предполагающих отработку отдельных действий рече-творческого характера, которым будущим учителям предстоит обучать школьников.
Ключевые слова: коммуникативная культура, коммуникативная компетенция, сочинение-миниатюра, самостоятельная работа, экспромт.
FORMING OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE ABILITIES OF FUTURE TEACHERS OF RUSSIAN
Khaymovich L. V.
The system of work examined in the article allows paying regard to questions of teaching of students-philologists communicative -to vocal abilities in the aspect of domain the genre forms of speech. The author examines two work assignments: at first, perfection of pedagogical speech; secondly, working off the separate actions of character of creation of speeches which future teachers will teach pupils.
Keywords: communicative culture, communicative competence, composition-miniature, independent work, impromptu.