УДК 378:001.891
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ
С М. Маркова
В статье научно обосновывается процесс организации деятельности педагогов в вузе. Обсуждаются сущностные характеристики научно-исследовательской деятельности, основные методологические (прогностический, науковедческий, системный, логико-исторический) подходы; ведущие идеи организации научно-исследовательской деятельности педагога в вузе. Предложенная модель организации научно-исследовательской деятельности педагога в вузе как социально-педагогическая система, обеспечивающая продуктивное решение задач образовательного процесса.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, цели, теоретические основы, компоненты научного исследования, организационно-педагогическое обеспечение
Переосмысление образовательных процессов, создание эффективной системы организации научно-исследовательской деятельности педагогов с учетом перспектив развития науки, техники, культуры, социальных и экономических сфер жизнедеятельности общества является одной из важнейших целей современного профессионального образования.
Ориентация образовательных систем на стратегию социально-экономических изменений, интеграция и дифференциация профессионально-педагогических систем требуют изменений в деятельности педагогов высших учебных заведений, обеспечивающих подготовку специалистов, способных осуществлять самостоятельную поисковую деятельность, принимать ответственные решения, прогнозировать их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. В современных условиях ставится задача не столько подготовить специалистов определенной квалификации, сколько сформировать у них такие характеристики, как способность приобретать новые знания, творческая активность в принятии решений, широкая прогностическая ориентация и др. [1].
Условием, обеспечивающим ее решение, является развитие научно-исследовательской деятельности педагогов.
Научное исследование — это особая форма отражения действительности и духовного освоения мира, вид познавательной деятельности как процесс целенаправленного поиска, систематического изучения объектов педагогической действительности и выработки новых научных знаний об этих объектах. Это форма осуществления научного познания, функцией которого является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об окружающей действительности.
Как известно, научно-исследовательская деятельность обладает следующими свойствами:
- целенаправленность, то есть процесс, направленный на достижение поставленной цели и решение четко сформулированных задач;
- поиск нового — открытие неизвестного метода, выдвижение и обоснование оригинальных идей и поиск путей их реализации, новое освещение уже известных явлений и событий и пр.;
- системность — приведены в систему и задачи, и процесс исследования и его результаты;
- строгая объективность, воспроизводимость, доказательность, обоснованность обобщений и
выводов.
Так как научное исследование — это процесс поиска и формирования нового педагогического знания, то основными составляющими такого исследования являются:
— определение темы исследования и обоснование ее актуальности;
— выделение объекта и предмета исследования;
—постановка цели и формулировка задач исследования;
— анализ имеющейся информации в науке и практике о способах решения рассматриваемой проблемы;
— формулировка исходной гипотезы;
— экспериментальная проверка гипотезы;
— анализ и обобщение полученных результатов;
—формулировка выводов и разработка рекомендаций для практиков.
Методологами установлен необходимый перечень методологических признаков научного исследования (В. В. Краевский, В. М. Полонский,
М. Н. Скаткин и др.), по которым оценивают процесс его проведения и полученные результаты при завершении такой работы. К ним относятся: проблема и тема исследования, актуальность,
объект исследования, его предмет, цели и задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки и практики. Обратимся к их особенностям.
Проблема в очень большой степени определяет стратегию и направление научного поиска. Чаще всего проблема — это какая-то область нерешенных практических задач, для решения которых необходимо обращение к научным знаниям, отечественному и зарубежному опыту, которые необходимо осмыслить, систематизировать и выделить то, что помогает решить сформулированную конкретную практическую задачу и затем использовать для совершенствования педагогической практики.
Тема исследования отражает и конкретизирует проблему исследования.
Актуальность выбранной темы исследования раскрывает, почему нужно изучать объект, отражая потребности практики и пробелы в науке при решении выбранной проблемы исследования.
Предмет исследования — это один из аспектов, какая-то часть объекта исследования, устанавливает границы научного поиска.
Замысел исследования — это основная идея работы. В замысле выстраивается в логический порядок:
— цель и задачи, гипотеза исследования;
— критерии и показатели оценки изменения исследуемого явления, процесса или системы;
— методы и последовательность их применения;
— процедура управления, накопления, регистрации и обобщения исследовательского материала.
Цель и задачи исследования. Цель — это ожидаемый результат, задачи — шаги и действия для
ее достижения. Последовательность сформулированных задач отражает логику исследования.
Гипотеза исследования — предположение, сделанное интуитивно как ответ на поставленные задачи, требующее доказательства эффективности, результативности предлагаемого нового в работе педагога.
Новизна — это содержательное раскрытие, изложение полученного нового знания о методе, системе, способе деятельности и пр.
Значение полученного результата для науки определяется тем, в какие проблемы, концепции, теории, методики, отрасли педагогического знания вносятся дополнения или изменения, пополняющие, обогащающие или обновляющие их содержание. Значение полученных результатов для практики связано с тем, как и для каких практических целей можно использовать полученные результаты [2].
Анализ педагогических трудов по данной проблеме (Б.С. Гершунский, Н.В. Бордовская, Г.М. Добров, В.И. Загвязинский и др.) позволил выявить два аспекта компонентного состава научно-исследовательской деятельности: методологический и процессуальный. Характеризуя состав методологического компонента научно-исследовательской деятельности, в ее составе выделяются цели, задачи, гипотеза исследования. С позиции инварианта процессуального состава деятельности ее элементами являются: целеполагание, содержание, исполнение, рефлексия, оценка, а также логика научного исследования, программа.
Основными методологическими подходами организации научно-исследовательской деятельности педагога являются:
Прогностический подход, обеспечивающий возможность определять проблематику научно-исследовательских работ, которая обусловлена структурно-функциональными параметрами научной деятельности, с одной стороны, и объема познания (системы профессионального образования) - с другой; проблемный замысел, идеи, стратегии и средства исследования.
Науковедческий подход, предполагающий глубокий теоретический анализ массива научной информации, идей, гипотез и концепций в информационном обществе ( Е.А. Мамчур, В.И. Мареев, Л.М. Сухорукова и др.); анализ самого процесса возникновения новых гипотез, законов, теорий науки ( Г.М. Добров, В.М. Полонский, Л.М. Сухорукова и др.).
Системный подход обеспечивает целостность научно-исследовательской деятельности и оптимизирует взаимосвязь всех компонентов научно-исследовательской деятельности, теоретического и эмпирического научного знания, интеграции и дифференциации научного знания, коллективного и индивидуального в организации научных исследований, соотношение объективных законов и субъектных факторов педагогической и исследовательской деятельности.
Логико-исторический подход выступает в научных исследованиях как способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. Освобождая от случайных исторических проявлений, дает возможность выйти на сущностные характеристики изучаемых процессов и явлений, его закономерности и противоречия.
Рассмотрение сущности научно-исследовательской деятельности позволило научно обосновать процесс организации научно-исследовательской деятельности педагогов в вузе.
Основными ведущими идеями организации научно-исследовательской деятельности педагогов в вузе являются следующие:
- идея органического единства образовательной и научно-исследовательской деятельности;
- идея научного обеспечения научно-исследовательской деятельности педагогов в вузе;
- идея науковедческого подхода к пониманию научно-исследовательской деятельности педагогов в вузе;
- организация научно-исследовательской деятельности представляет собой сложную взаимосвязанную систему, обладающую свойствами полисистемности, многокомпонентности, комплексности, динамичности, целостности, функциональности;
- организация научно-исследовательской деятельности педагогов в вузе требует опоры на индивидуальное и коллективное взаимодействие ученых по развитию научных знаний, создание объективных представлений о реальной действительности.
Названные ведущие идеи выполняют свои системообразующие функции не только целостного процесса организации, но и отдельных его подсистем, целей, содержания, этапов и механизмов реализации.
Они выражаются через:
- создание иерархической структуры организации научно-исследовательской деятельности;
- преемственность и непрерывность целей и содержания, методов и средств организации научно-исследовательской работы, путем проектирования прямых и обратных связей между структурами в непрерывном организационном процессе;
- разработка научно-методического обеспечения организации научно-исследовательской работы педагогов в вузе [3].
Целями организации научно-исследовательской деятельности педагогов в вузе является создание условий для осуществления научно-исследовательской деятельности, обеспечение качества научно-исследовательских работ, повышение эффективности образовательного процесса, развитие методологической культуры педагогов. В соответствии с целями на основе методологических подходов и концептуальных идей исследования была разработана модель организации научно-исследовательской деятельности педагогов в вузе.
В контексте данного исследования система организации научно-исследовательской деятельности в вузе рассматривается как совокупность подсистем.
Данная система организации научно-исследовательской деятельности педагогов обеспечивает целенаправленное единство организации деятельности проректора по науке, организационной деятельности деканов, факультетов, организационной деятельности заведующих кафедрами; единство образовательной и исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной научно-исследовательской деятельности; теоретического и экспериментального исследования; объективных и субъективных факторов.
При этом важно обеспечить взаимообусловленность всех структур подразделений, непрерывный преемственный переход от одного уровня к другому, овладение организационной деятельностью всех субъектов образовательного процесса.
Социально-педагогическая система представлена в модели и обеспечивает продуктивное решение задач образовательного процесса.
Модель представляет собой системный объект, включающий взаимообусловленные и взаимосвязанные составные части внешней и внутренней структуры; характеризующие ее жизнеспособность и функционирование: внешние факторы, цели, теоретические основы, компоненты научного исследования, организационно-педагогическое обеспечение.
Научной основой организации научно-исследовательской деятельности педагогов является методология системного, прогностического, логико-исторического и науковедческого подходов, методология научных исследований, законы и принципы профессионального образования.
Теоретическим фундаментом системы является социально-педагогическая обусловленность, инновационный характер профессионального образования.
Организационно-педагогическое обеспечение включает в себя:
- организационно-функциональное обеспечение - построение структуры организации, создание инфраструктуры научно-исследовательской деятельности, выявление функций, элементов, связей;
- организационно-методическое обеспечение - разработка методического исследования, структура программы исследования, разработка критериев оценки качества научно-исследовательских работ, разработка координационного плана НИР, общих и частных методических исследований, разработка плана НИР;
- научно-педагогическое обеспечение - разработка концепции организации научно-исследовательской деятельности, положение о качестве научно-исследовательских работ, положение о порядке внедрения результатов научно-исследовательских работ, требование к разработке методики научных исследований;
- социальное обеспечение - определение ролей каждого участника комплексного научного исследования, построение взаимоотношений в процессе осуществления комплексного научного исследования;
- организационно-педагогическое обеспечение дает возможность создать непрерывный процесс научно-исследовательской деятельности педагога, обеспечивает возможность внедрения в образовательный процесс.
This paper substantiates the scientific process of organizing the activity of teachers in high school. We discuss the essential characteristics of research, the basic methodology (predictive, scientific, systematic, logical and historical) approaches, the leading ideas of the organization of research activities of the teacher in high school. The proposed model of organization of research activities of the teacher in high school as a social and educational system that provides a productive solution to problems of the educational process.
The key words: research activities, aims, theoretical framework, the components of scientific research, organizational and pedagogical software
Список литературы
1. Методологические проблемы научных исследований профессионально-технического образования. М.: Высш. шк., 1987. 199 с.
2. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования / Н.В. Бордовская. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. 512 с.
3. Беляева А.П. Организация комплексных научных исследований в системе профессионально-технического образования / А.П. Беляева. М., 1983. 246 с.
Об авторе
Маркова С. М.- доктор педагогических наук, профессор Нижегородского государственного педагогического университета, [email protected]
УДК 371.806.2
ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
М.А. Непша
В данной статье определено содержание понятия «потребность в достижении успеха». Представлен результат систематизации теоретических представлений потребности в достижении в связи с мотивацией обучения старшеклассников в школе.
Ключевые слова: потребность, достижение, успех, мотивация.
Все изменения, происходящие в нашем обществе, ставят старшеклассника в ситуацию постоянного выбора жизненных целей и средств их достижения. В основе этого выбора лежат потребности и ценности личности, которые формируются с детства и развиваются всю последующую жизнь.
Среди социогенных потребностей, влияющих на учебную деятельность, наибольшую эффективность имеет потребность в достижении успеха. Об этом свидетельствуют результаты исследований, выполненных как в нашей стране (Ю.М. Орлов, Р.С. Вайсман, В.Т. Шкуркин, А.С. Морозов), так и за рубежом (Д.А. Аткинсон, А. Берклей, Д. Мак-Клелланд, Р. Вайер, Х. Хекхаузен).
Российские педагоги обращают внимание на значимость успешности в учебной деятельности. К.Д.Ушинский приходит к выводу, что успех поддерживает интерес ученика к учению. Необходимо дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.
Чтобы определить специфику понятия «потребность в достижении успеха», необходимо обозначить отношение выделенной потребности в ряду других, а именно: потребности в познании, потребности в собственной ценности, потребности в признании, потребности в доминировании.
Потребность в достижении, в отличие от потребности в познании, проявляется в стремлении утвердить себя не в отношении к другим, а в отношении к делу, в повышении уровня своей успешности в исполнении самых различных видов деятельностей. Потребность в признании есть стремление добиться высокой оценки со стороны других. Д. Р. Догонадзе указывает на сходство потребности в достижении и потребности в признании. «Потребность достижения и потребность признания похожи друг на друга тем, что для обеих характерно чувство превосходства» [4, с. 165].