_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Просвещение, 2011. 143 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Мин-во обр. и науки РФ, 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 31 с.
© Ковель М.И. , 2016
УДК 378
Колдина Маргарита Игоревна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгород
ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
Аннотация
В статье рассматривается процесс подготовки к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения; определены теоретические подходы и принципы процесса подготовки к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения.
Ключевые слова
Научно-исследовательская деятельность, педагог профессионального обучения, интеграция, научный поиск
Исследование инновационного развития профессионально-педагогического образования на современном этапе позволяет сделать вывод, что существует необходимость переосмысления содержательных и процессуальных характеристик научно-исследовательской деятельности будущего педагога профессионального обучения и подготовки к ней в условиях гуманизации, технологизации, информатизации, интеграции и других тенденций развития профессионально-педагогического образования.
Основополагающим моментом описания процесса подготовки педагогов профессионального обучения выступает формулирование целей подготовки, которые определяют направление и содержание исследуемого процесса. Цели отражают предполагаемые результаты процесса подготовки к научно-исследовательской будущего педагога профессионального обучения.
Целями подготовки будущего педагога профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности являются:
- формирование специальных знаний, научно-исследовательских умений, навыков; формирование и развитие научного мировоззрения и потребности в постоянном развитии личностно-профессиональных качеств, совершенствовании будущей профессионально-педагогической деятельности;
- развитие методологической культуры будущего специалиста;
- повышение качества профессионального образования.
Целостное описание разработанного процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности должно быть представлено на общедидактическом уровне, что обеспечивает некоторую критериальную оценку исследуемого объекта с точки зрения законов, подходов, принципов дидактической теории и раскрывает, насколько концептуальные положения корреспондируют с дидактической теорией и могут быть реализованы посредством реального действия её законов, принципов.
Общедидактическое описание процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности содержит описание теоретических подходов и принципов,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
которые определяют основы подготовки педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности.
Понимая под подходом основное положение теории, определяющее направление, опору моделирования исследуемого процесса, в качестве теоретических подходов к подготовке к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения необходимо назвать прогностический, системный, науковедческий, интегративный подходы.
Покажем роль перечисленных теоретических подходов в исследовании процесса подготовки педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности.
Системным подходом (и методом) можно назвать такой, при котором изучаемые предметы и явления рассматриваются как части или элементы определенного целостного образования. Элементы характеризуются многообразными взаимоотношениями и связями как внутри объекта, так и с внешней средой. В педагогике системный подход разработан в трудах И. В. Блаубера [2,с. 66-67]. и др. Реализация системного подхода состоит в соблюдении целостности и структурности объекта, учета всей совокупности его внутренних и внешних связей и рассмотрении объекта исследования в развитии как взаимосвязи количественных и качественных изменений.
С позиций данного подхода подготовка будущего педагога профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности исследуется и реализуется как целостный процесс в единстве всех его составляющих и при учете влияния на него всех возможных факторов и строится исходя из требований взаимосвязи профессионально-педагогической, производственной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, экспериментальной, экспертно-консультационной, внедренческой, коммерческой деятельности педагога профессионального обучения.
Интегративный подход направлен на создание наиболее благоприятных условий обучения и развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к потребностям личности и уровню её базовой подготовки посредством индивидуализации образовательной программы, и интеграции разнообразных факторов воздействия на личностно-профессиональное развитие. Данный подход разрабатывался в исследования П. Юцявичене [6,с. 44], С. Я. Батышева [1,с.78].
Реализация интегративного подхода предполагает четкую структуризацию содержания обучения, обеспечивающую его вариативность, гибкость, адаптацию к индивидуальным возможностям учащегося, что позволяет обеспечивать высокую технологичность обучения. Поэтому интегративный подход необходимо охарактеризовать как тесно связанный с личностно-деятельностным подходом, опирающийся на активность, сознательность и самостоятельность.
При подготовке студентов-будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности интегративный подход учитывает оптимизацию, структуризацию содержания обучения и научного исследования, обеспечение возможности самостоятельной разработки обучающимся траектории обучения, интеграцию содержания профессионально-педагогической, инженерно-технической, производственно-технологической подготовки, логику и взаимосвязь различных этапов научно-исследовательской деятельности будущих бакалвров профессионального обучения [4,с. 47].
Прогностический подход обеспечивает возможность определять проблематику научно-исследовательских работ, которая обусловлена структурно-функциональными параметрами научной деятельности, с одной стороны, и объемом познания (системы профессионального образования) - с другой; проблемный замысел, идеи, стратегии и средства исследования [3,с.15]
Подготовка будущего педагога профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности опирается на ряд принципов, которые представляют систему исходных теоретических положений, руководящих идей и требований к проектированию объекта, вытекающих из установленных психолого-педагогической наукой закономерностей и реализуемых в целях, содержании, технологиях, деятельности преподавателей и студентов; выступают руководящими идеями поведения или деятельности. Среди принципов подготовки студента-будущего педагога профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности необходимо выделить базовые, характеризующие основу разработки содержания и организации процесса профессиональной подготовки в целом, и специфические,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
отражающие особенности научно-исследовательской деятельности педагогов профессионального обучения и их влияние на процесс профессиональной подготовки.
Подготовка будущего педагога к научно-исследовательской деятельности опирается на базовые принципы системности, непрерывности, комплексности, интегративности, научности.
Принцип системности отражает взаимосвязь всех элементов процесса подготовки и обуславливает построение данного в виде логической системы, которая обеспечивает последовательность действий субъектов научно-исследовательского процесса и его результатов.
Принцип научности определяет, что осуществление процесса подготовки к научно-исследовательской деятельности происходит на основе глубокого и полного научного обоснования, которое отражает взаимосвязи основ наук с производством. Это приводит к формированию целостного образа научно-исследовательской профессионально-педагогической деятельности как многоаспектного явления и комплексному личностному и профессиональному развитию обучающихся за счет овладением методами научного исследования для решения актуальных вопросов развития образования, производства, экономики, управления, социальной сфер общества.
Принцип интегративности - подразумевает построение процесса подготовки к научно-исследовательской деятельности на основе формирования у студентов целостного понимания научных процессов, их взаимосвязи с инновационными процессами в обществе. Предполагает интеграцию общетеоретической, профессионально-педагогической, специальной подготовки, а также профессионально-педагогической, научно-исследовательской, производственной деятельности студентов с целью повышения качества профессионально-педагогической подготовки.
К специфическим принципам подготовки будущего педагога профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности относятся принципы инновационности, прогностичности, опережающей профессиональной подготовки, социально-экономической обусловленности содержания подготовки.
Принцип инновационности - предполагает осуществление подготовки будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на основе целей, задач, содержания, технологий, форм инновационного образования, которое направлено на формирование универсальной нравственно зрелой личности, компетентного специалиста с развитой профессиональной и методологической культурой, владеющей инновационным мировоззрением, способной к генерации инновационных решений профессиональных проблем.
Принцип прогностичности предполагает подготовку педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на основе опережающего содержания подготовки с учетом динамики развития инновационных процессов в профессиональном образовании, производстве, технике, технологии, экономике, управлении, социальной сфере. При этом в качестве прогностической цели подготовки к научно-исследовательской деятельности выступает формирование готовности использовать имеющиеся знания, умения, навыки принятия решений и действия в нестандартных проблемных ситуациях.
Принцип опережающей профессиональной подготовки определяет необходимость овладения педагогами профессионального обучения прогностики обоснованного содержания подготовки к научно-исследовательской деятельности, сочетание фундаментальной и вариативной профессионально-педагогической, инженерно-технической, производственно-технологической позволит студентам эффективно и своевременно осваивать результаты научных исследований в профессиональном образовании, на производстве, в экономике, управлении, социальной сфере, повышать уровень квалификации и профессиональной компетентности.
Принцип социально-экономической обусловленности содержания подготовки характеризует формирование содержания процесса подготовки к научно-исследовательской деятельности на основе востребованности этого содержания в конкретных социально-экономических, производственных, педагогических условиях и на тесной взаимосвязи личностных и профессиональных потребностей, обучающихся и общества. Это обеспечивает развитие личностного смысла научно-исследовательской
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х
деятельности педагога профессионального обучения и соответствие её инновационным процессам в обществе.
Таким образом, перечисленные подходы и принципы раскрывают основополагающие идеи социально-экономически обусловленного, комплексного, практикоориентированного, гибкого, универсального процесса подготовки студентов-будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности.
Список использоанной литературы:
1. Батышев, С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса / С.Я. Батышев. - М.: Высш.школа, 1970. - 215 с.
2. Блаубер, И.В., Юдин, Э.Г.Становление и сущность системного подхода / И.В. Блаубер., Э.Г. Юдин. -М.: Наука, 1973. - 270 с.
3. Добров, Г.М. Актуальные проблемы науковедния / Г.М. Добров. - М.: Знание, 1968. - 45 с.
4. Колдина М.И. Структурно-содержательная характеристика научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения (статья ВАК, Минобрнауки РФ, №686 Перечня ВАК,) // Инициативы XXI века. 2015. № 4. - 0,3 п.л.
5. Полонский, В.М. Типология и уровни исследовательской проблематики / В.М. Полонский // Педагогика. - 1997. - № 1. - С.15-20.
6. Юцявичене, П. Теория и практика модульного обучения / П.Юцявичене. - Каунас: Швиеса, 1991. - 92 с.
© Колдина М. И., 2016
УДК 78(470.345)
Ю. Л. Колесникова
доцент кафедры народной музыки ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», г. Саранск, РФ
E-mail: [email protected]
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Аннотация
Музыкальные конкурсы в Мордовии рассматриваются с позиций образовательной ценности и профессиональной ориентированности. Концертно-исполнительская деятельность учащихся выступает одним из аспектов приобщения к традиционной и классической музыкальной культуре.
Ключевые слова Музыкальное образование, творческий потенциал личности, исполнительская деятельность, традиционная культура.
Задачей музыкально-образовательной деятельности является поиск технологий, направленных на развитие творческого потенциала студентов, воспитание всесторонне развитой и высокообразованной личности, способной на саморазвитие, самосовершенствование, самоактуализацию и самореализацию в области исполнения высокохудожественных образцов традиционной финно-угорской и мировой профессиональной культуры.
В последнее время в Мордовии возрос интерес к фольклорным фестивалям и конкурсам разного уровня («Живи, народная душа», «Звонкие голоса», «Мир творчества», «Олимпиада искусств», «Открытый конкурс Гавриила Вдовина» и др.), нацеленных на пропаганду аутентичной и профессиональной мордовской музыки. Целью конкурсов является воспитание личности студента на высокохудожественных