Научная статья на тему 'Научная подготовка будущего педагога в системе профессионального обучения'

Научная подготовка будущего педагога в системе профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / SCIENTIFI C TRAINING / VOCATIONAL TRAINING / SCIENTIFI C-RESEARCH CULTURE / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / INFORMATION FI ELD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмызова Н. Г.

Рассматривается вопрос научной подготовки бакалавров профессионального обучения по отраслям, с внедрением в процесс обучения спецкурсов для эффективной подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хмызова Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC TRAINING OF A FUTURE TEACHER IN VOCATIONAL TRAINING SYSTEM

The question of scientifi c training of bachelors of vocational training on branches, with introduction in process of training of special courses for effective training of the future teachers for research activity is considered.

Текст научной работы на тему «Научная подготовка будущего педагога в системе профессионального обучения»

Библиографический список

1. Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера. М., 1986.

2. Захава Б.Б. Мастерство актера и режиссера. М., 1973.

3. ИвановИ.С., ШишмаревЕ.С. Воспитание движения актера. М., 1937.

4. КнебельМ.И. Поэзия педагогики. М., 1976.

5. Комиссаржевский Ф.Ф. Костюм и нагота. «Маски», 1912.

6. КохИ.Э. Основы сценического движения. Л., 1970.

7. Мейерхольд Вс.Э. Хрестоматия актерского мастерства. М., 1937.

8. Островский Д.Н. О театре. М.-Л., 1947.

9. Станиславский К.С. Собр. соч. в 9 тт. М., 1989.

10. Таиров А.Я. Записки режиссера. М., 2000.

References

1. Golubovsky B.G. The Plastics in the Art of the Actor. M., 1986.

2. Zahava B.B. The Skills of the Actor and Director. M., 1973.

3. Ivanov I.S., Shishmarev E.S. The Education of Actors Movement. M., 1937.

4. Knebel M.I. The Pedagogy of Poetry. M., 1976.

5. KomissarzhevskyF.F. The Costume and Nudity. "Maski", 1912.

6. Koch I.E. The Fundamentals of Stage Movement. L., 1970.

7. Meyerhold Vs.E. Anthology Of Acting. M., 1937.

8. Ostrovsky D.N. On the Theater. Leningrad, 1947.

9. Stanislavski K.S. Collected Works. in 9 Vol. M., 1989.

10. Tairov AJa. Notes of a Director. M., 2000.

УДК 378.147.88 Н.Г. ХМЫЗОВА

ассистент кафедры профессионального обучения и бизнеса Орловского государственного университета E-mail: [email protected]

UDC 378.147.88 N. G. HMYZOVA

assistant to chair of vocational training and business Oryol

state university E-mail: [email protected]

НАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ SCIENTIFIC TRAINING OF A FUTURE TEACHER IN VOCATIONAL TRAINING SYSTEM

Рассматривается вопрос научной подготовки бакалавров профессионального обучения по отраслям, с внедрением в процесс обучения спецкурсов для эффективной подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности.

Ключевые слова: научная подготовка, профессиональное обучение, научно-исследовательская культура, инновационные технологии, информационное пространство.

The question of scientific training of bachelors of vocational training on branches, with introduction in process of training of special courses for effective training of the future teachers for research activity is considered.

Keywords: scientific training, vocational training, scientific-research culture, innovative technologies, information field.

Социально-экономические преобразования в России определяют перспективы преобразования профессиональной подготовки специалистов. Вместе с тем всплывают проблемы в новых формах образовательных программ, в реализации этих разработок, не менее важная из которых - профессиональная научно-исследовательская компетентность будущих бакалавров. Возникает вопрос качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения в образовательном пространстве с использованием инновационных

© Н.Г. Хмызова © N. О. Ишу70Уа

технологий в сочетании с накопленными лучшими традициями в области профессионально-педагогического образования.

Согласно образовательному стандарту третьего поколения студент по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» с квалификацией «бакалавр профессионального обучения» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: учебно-профессиональная, научно-исследовательская, образовательно-проектировочная,

организационно-технологическая, обучение по рабочей специальности.

Нас интересует в первую очередь подготовка к научно-исследовательской деятельности, которая, по нашему мнению влияет на профессиональную подготовку будущего педагога. Процесс профессиональной подготовки представляет собой целенаправленное обучение теоретическим аспектам гуманитарных и естественных наук, формирование профессиональных умений, навыков, готовности к научно-исследовательской деятельности и развитие его личностных качеств.

Обращаем ваше внимание на дисциплину «Основы научных знаний», которая входит в профессиональный цикл изучаемых дисциплин, по итогам освоения которой студент должен обладать следующими компетенциями:

- владеть методологией будущей профессии, её научными разработками;

- способностью профессионально анализировать социально - значимые проблемы и процессы, умением использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной деятельности;

- готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе педагогической и исследовательской деятельности;

- владеть культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты;

- владеть технологией научного исследования.

Для целенаправленного формирования у будущих

педагогов профессионального обучения целостных ин-тегративных знаний, научной готовности к профессиональной деятельности в проектировании содержания профессиональной подготовки используются общенаучные принципы на основе интегративного подхода. Эти принципы состоят в системном структурировании

и интеграции содержания родственных учебных дисциплин специального цикла, обладающих сходством объекта, предмета, целей и понятийно-терминологического аппарата. Структура научной подготовки студентов к профессиональной деятельности представляет собой сложное системное образование, включающее в себя информационный, операционный, мотивационный, мировоззренческий, коммуникационный компоненты. Каждый компонент есть подсистема, включающая в себя комплекс составляющих ее элементов и выполняющая определенные функции внешнего проявления научной готовности.

Высказанные предположения позволили разработать и научно обосновать взаимосвязь традиционного, проблемного и инновационного обучения, обеспечивающую формирование готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Разработка педагогических условий взаимосвязи различных форм обучения была осуществлена с помощью стандартов нового поколения, существующих учебных пособий для вузов, познавательной деятельности студентов на различных уровнях как при чтении лекций, так и при решении практических и экспериментальных задач.

Мы считаем, что необходимым условием для формирования научно-исследовательских навыков и умений студентов в дополнение дисциплины

«Основы научных знаний» является проведение спецкурса «Основы научно-исследовательского проектирования», тематический план которого приведен в таблице 1, с применением инновационных образовательных технологий.

В качестве экспериментальных и контрольных мы выбрали группы студентов по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)», всего 100 человек. В экспериментальных группах параллельно с профессиональным обучением в течение третьего семестра студенты изучали спецкурс «Основы

Таблица 1.

Тематический план программы спецкурса «Основы научно-исследовательского проектирования»

№ Тема для изучения Форма занятия

1 Введение. Сущность спецкурса «Основы научно-исследовательского проектирования». Основные задачи и понятия. Лекция - обзор

2 Методологические основы научных исследований и педагогического проектирования. Лекция - обзор

3 Научный метод как основа работы педагога и исследователя. Лекция - обсуждение

4 Применение метода мозговой атаки к решению педагогических (исследовательских) задач. Практическое занятие (деловая игра);

5 Подбор литературных источников на заданные темы с использованием электронного рефера-тивного журнала и поисковых ресурсов сети Интернет. Пользование услугами электоронной библиотеки. Практическое занятие

6 Составление библиографического списка, аннотации и реферата статьи. Практическое занятие

7 Использование ИКТ. Компьютерная оцифровка графиков, полученных в ходе исследования. Самостоятельная работа

8 Обсуждение проведения занятий на примере студенческих НИР, выполняемых на кафедре профессионального обучения. Мастер-класс

10 Выполнение презентаций с использованием графических рисунков по экспериментальным данным с применением программных ресурсов MS Excel и Office PowerPoint. Самостоятельная работа

научно-исследовательского проектирования». В контрольных группах специализированные курсы не проводились.

Целью спецкурса было сформировать у студентов готовность к научно-исследовательской деятельности, позволяющую им успешно адаптироваться в социальных условиях современного общества и наиболее полно реализовывать себя в предстоящей профессиональной деятельности.

Мы ожидали, что изучение спецкурса будет способствовать превращению приобретенных научных знаний в личностно устойчивые профессиональные убеждения; пониманию правильного выбора профессии для успешной деятельности, повышению требований профессии педагога к личности; развитию умений пользоваться различными источниками информации о педагогической профессии; повышению уровня научно-исследовательской культуры.

На подготовительном и заключительном этапах педагогического эксперимента мы изучили формирование у студентов готовности к исследовательской работе. Кроме того, проводился отсроченный контроль за результатами студентов, занимавшихся в экспериментальных и контрольных группах, определялся уровень научной культуры после окончания обучения и изучалась значимость системы инновационного обучения в системе факторов, оказывающих влияние на формирование научно-исследовательской готовности в педагогической деятельности.

Полученные нами данные (табл. 3) позволяют говорить о следующих, имеющих место тенденциях:

- за время эксперимента в экспериментальных группах количество студентов, имеющих низкий уровень готовности к исследовательской работе, сократилось с 34 % до 13 %;

Таблица 3.

уры и готовности к научно-исследовательской деятельности

Критерии и показатели в % Экспериментальные группы Контрольные группы

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Уровни готовности к исследовательской работе

высокий 16 33 17 23

средний 50 54 51 54

низкий 34 13 32 23

Коэффициент значимости научной культуры в педагогической деятельности 0,13 0,28 0,16 0,17

Коэффициент реализации студентами научных знаний в конце обучения 0,68 0,47

Таблица 4.

Уровни готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно- исследовательской деятельности, в %

Уровни готовности В начале эксперимента (среднее значение) В конце экспери- В конце эксперимента 1 поток мента 2 поток В конце эксперимента 3 поток

Когнитивный критерий

Высокий 19 34 36 34

Средний 51 56 62 60

Низкий 30 10 2 6

Итого: 100 100 100 100

Мотивационно - потребностный критерий

Высокий 17 34 39 36

Средний 49 52 56 54

Низкий 34 14 5 10

Итого: 100 100 100 100

Деятельностно - практический критерий

Высокий 16 32 36 34

Средний 51 54 57 55

Низкий 33 14 7 11

Итого: 100 100 100 100

Готовность к научно-исследовательской деятельности

Высокий 16 33 37 35

Средний 51 54 59 56

Низкий 33 13 4 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого: 100 100 100 100

- увеличилось число студентов, имеющих высокии уровень готовности, более чем в 2 раза;

- более чем в 2 раза увеличилась значимость повышения исследовательской культуры в системе факторов, оказывающих наибольшее влияние на готовность к педагогической исследовательской работе;

- коэффициент реализации студентами научных знаний в конце обучения возрос в полтора раза.

Проверка статистической значимости расхождений результатов контрольной группы осуществлялась с использованием критерия К. Пирсона. Полученное значе-

ние

больше, чем

, позволило сделать вывод о

том, что различия между двумя выборками статистически достоверны (для уровня значимости 0,05).

Пропорциональное повышение уровня готовности студентов к научно-исследовательской работе по всем критериям свидетельствует о том, что разработанный нами спецкурс «Основы научно-исследовательского проектирования» носит комплексный характер.

120 -| 100 -80 -60 -40 -20 -0 -

- в

□ Когнитивный критерий

] Высокий

□ Средний

□ Низкий

] Итого:

Процесс формирования готовности к научно-исследовательской работе включает в себя как изучение параллельно основному обучению спецкурса «Основы научно-исследовательского проектирования», так и проведение занятий с различным сочетанием информационных и традиционных методов обучения. В первом потоке формирование профессиональных умений и навыков проводилось в традиционной форме. Во втором потоке проведение профессионального обучения было основано на применении инфор-мационных образовательных технологий. В третьем потоке при проведении практических работ применялись информационные образовательные технологии и традиционные формы подготовки. Успешность или неуспешность выполнения практического задания (презентации, творческие проекты) позволяют судить о готовности самостоятельно выполнять исследовательскую работу.

Полученные данные, представленные в таблице 4, по-

зволяют нам сделать следующие выводы о корректировке образовательного процесса в профессиональной подготовке будущих педагогов:

1. Применение информационных технологий при подготовке студентов данной специальности является обязательным, на что указывают более высокие значения как общей готовности к профессиональной деятельности, так и ее составляющих.

2. Использование мультимедийных обучающих программ при подготовке педагогов профессионального обучения, повышает уровень мотивационно-деятельностной и деятельностно-практической составляющих готовности к исследовательской работе;

3. Чем выше степень вовлечения студентов в научно-поисковую работу с применением новых форм профессионального обучения, тем выше уровень готовности студентов к исследовательской работе.

Выявлено, что изучение спецкурса «Основы научно-исследовательского проектирования» повышает уровень содержания профессионального обучения в инновационных формах, способствующих проявлению познавательной активности и профессиональной направленности студентов (занятие-конкурс, занятие-конференция, деловая игра, экскурсия); стимулирует методы мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности (игровые методы, моделирование и проектирование профессиональной деятельности).

Определено, что применение информационных образовательных технологий в профессиональной подготовке повышает значение критериев готовности студентов к научно-исследовательской деятельности и имеет свои особенности:

- использование инновационных технологий обучения, способствующих научной подготовке к профессиональной деятельности в процессе изучения специальных дисциплин и расширению практического опыта использования полученных умений и навыков в будущей профессиональной деятельности;

- профессиональная подготовка будущих педагогов с использованием информационных образовательных технологий должна оптимально дополняться традиционными методиками формирования профессиональных умений и навыков.

- самостоятельное изучение теоретического и практического материала, подготовка и написание курсовых, проектных и дипломных работ повышает уровень научно-исследовательской культуры и самооценки будущего педагога.

Библиографический список

1. Бережнова Е.В., Краевский В.В.Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студентов средних учебных заведений. М.: изд. центр «Академия», 2008. 256 с.

2. Богословский В.И. Моделирование научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе. Педагогика в вузе: наука и учебный предмет (рабочие материалы конференции). Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. С. 286-296

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособ. 2-е изд., перераб. М.: Изд-во Московск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МодЭк, 2003. 480 с.

4. Краевский В.В. Методология научного исследования. Спб.: Спб.ГУП, 2001. 210 с.

5. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. 112 с.

X 2

6. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

References

1. BerezhnovaE.V., Kraevskij V.V. Osnovy uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov (Bases of training-research activity of students): uchebnik dlya studentov srednih uchebnyh zavedenij (textbook for students of average educational institutions). M.: izd. centr «Akademiya», 2008. 256 p. (in Russian)

2. Bogoslovskijj V.I. Modelirovanie nauchno-issledovatel'skojj dejatel'nosti v pedagogicheskom vuze.( Modelling of research activity in pedagogical high school). Pedagogika v vuze: nauka i uchebnyjj predmet (rabochie materialy konferencii)(conference materials(. Spb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2000. P. 286-296 (in Russian)

3. ZeerEh.F. Psikhologija professional'nogo obrazovanija . (Vocational training psychology ): ucheb. posob.(textbook for students). 2-e izd., pererab. M.: Izd-vo Moskovsk. psikhologo-social'nogo instituta; Voronezh: Izd-vo NPO ModEhk , 2003. 480 p. (in Russian)

4. Kraevskijj V.V. Metodologija nauchnogo issledovanija (Methodology of scientific research). Spb.: Spb.GUP , 2001. 210 p. (in Russian)

5. PidkasistyjjP.I. Organizacija uchebno-poznavatel'nojj dejatel'nosti studentov. (The organisation of training-informative activity of students.): ucheb. Posobie (textbook for students ). M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii , 2004. 112 p. (in Russian)

6. Slastenin V.A. Pedagogika (Pedagogics ): Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. zavedenijj(Manual for students ofhigher pedagogical institutions). V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shijanov. Pod red. V.A. Slastenina. M.: Izdatel'skijj centr «Akademija» , 2002. 576 p. (in Russian)

УДК 373

Л.А. ХОДЯКОВА

доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка МПГУ E-mail: [email protected] З.А. АХМЕТЖАНОВА

аспирант кафедры МПРЯ МПГУ учитель русского языка Уразовской СОШ Краснооктябрьского района Нижегородской области E-mail: [email protected]

UDC373 L.A. HODYAKOVA

doctor of pedagogical sciences, professor of teaching of

Russian language of the MSPU E-mail: h.lia @ akado.ru Z.A. AHMETZHANOVA postgraduate MPRYA MPGU teacher of Russian language Urazovskoy School Krasnooktyabrskiy District, Nizhny

Novgorod region E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОЛЯ «РОДИНА»

THE ANALYSIS OF THE TEXTBOOKS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AS A THEORETICAL METHOD OF INVESTIGATING THE CONCEPTUAL FIELD "HOMELAND"

В предлагаемой статье рассматривается анализ учебников как теоретический метод, представляющий собой методологическую составляющую любого учебного и методического исследования, призванного помочь старшеклассникам, студентам, аспирантам, молодым ученым в организации самостоятельной научно-исследовательской работы. Содержание статьи раскрывается на конкретном материале по исследованию концептуального поля «Родина» в учебниках русского языка (5-9 классы) с изложением предложения, что позволяет углубить и расширить знания учащихся о понятии «Родина» и способствовать их духовно-нравственному воспитанию.

Ключевые слова: анализ учебников, теоретический метод исследования, концепт, концептуальное поле, Родина, прием, критерий, ключевое слово культуры, понятие.

In this article the analysis of the textbooks as a theoretical method of, which is a methodological component of any educational methods and periodic study designed to help high school students, undergraduate and postgraduate students, young scientists in the organization of independent research. The content of article is disclosed on the particular material for the study of conceptual field of «Homeland» in the Russian language textbooks (grades 5-9) to set out proposals that allows to deepen and broaden students' knowledge of the concept of «homeland» and contribute to their spiritual moral education.

Keywords: analysis of textbooks, academic research method, concept, conceptual field, the Motherland, the reception, the criterion, the keyword culture concept.

© Л.А. Ходякова, З.А. Ахметжанова © L.A. Hodyakova, Z.A. Ahmetzhanova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.