Научная статья на тему 'Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к использованию электронных учебно-методических комплексов в образовательном процессе'

Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к использованию электронных учебно-методических комплексов в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / INFORMATION AND METHODICAL PREPARATION OF FUTURE TEACHERS / NEW INFORMATION TECHNOLOGIES / ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEXES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зияудинова О. М., Везиров Т. Г.

Статья посвящена разработке и обосновании модели специальной подготовки будущего педагога к использованию электронных учебно-методических комплексов в образовательном процессе. Чтобы повысить качество информационно-методической подготовки будущих педагогов, предлагается использование спецкурса «Электронные учебно-методические комплексы в методической подготовке будущих педагогов профессионального обучения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зияудинова О. М., Везиров Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF THE FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING TO THE USE OF ELECTRONIC THE EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEXES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article is dedicated to the development and justification of the model special training future teachers to use electronic teaching methods in the educational process. To improve the quality of information and methodological training of future teachers are encouraged to use the special course «Electronic educational-methodical complexes in the methodical preparation of future teachers of vocational training».

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к использованию электронных учебно-методических комплексов в образовательном процессе»

Использование заданий, объединенных единой целью требует Таким образом, значимость индивидуальной траектории

от преподавателя перехода от привычной роли наставника и обучения, нацеленной на формирование личностных качеств

контролера к позиции наблюдательного помощника, который каждого обучающегося состоит в том, что в процессе ее реали-

меньше учит и воспитывает, а в основном помогает студентам зации каждый обучающийся не только вовлекается в опреде-

учиться самостоятельно, мотивирует их к активной учебно-по- ленный вид учебно-познавательной деятельности, но и при вы-

знавательной деятельности. Как известно знание приобретает полнении каждого задания он развивает в себе такие личност-

глубокий смысл, если оно выражает пристрастное отношение ные качества как уверенность в своих возможностях, целеуст-

обучающегося к тому, что содержится в этом знании, эмоцио- ремленность, настойчивость, потребность в обоснованной до-

нально переживается личностью. Такая объективизация смыс- казательности используемых фактов, предвосхищение способов

ла усвоения знаний обусловливает «сближение» обучающегося решения каждой задачи, ответственности за самостоятельно

с целью, выражающееся в подчинении мотивов логике задач и выбранное решение той или иной задачи, поскольку каждое свое

получении обучающимися удовлетворения от результативности задание он «прогоняет» через призму структурных компонент

собственной поисковой деятельности. своей личной деятельности.

Библиографический список

1. Дорофеев, С.Н. О роли гуманитаризации математического образования в подготовке инженерных кадров // Информация и образование: границы коммуникаций INFO 12: материалы IY Международной научно-практич. конф. - Горно-Алтайск, 2012.

2. Дорофеев, С.Н. Координатный метод в обучении старшеклассников приемам распознавания геометрических образов / С.Н. Дорофеев, Н.В. Наземнова // Психодидактика высшего и среднего образования: материалы IX Международной научно-практич. конф. -Барнаул, 2012.

3. Дорофеев, С.Н. Преобразования в примерах и задачах. - Пенза, 2002.

4. Дорофеев, С.Н. Высшая математика: курс лекций. - М., 2011.

Bibliography

1. Dorofeev, S.N. O roli gumanitarizacii matematicheskogo obrazovaniya v podgotovke inzhenernihkh kadrov // Informaciya i obrazovanie: granicih kommunikaciyj INFO 12: materialih IY Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - Gorno-Altayjsk, 2012.

2. Dorofeev, S.N. Koordinatnihyj metod v obuchenii starsheklassnikov priemam raspoznavaniya geometricheskikh obrazov / S.N. Dorofeev, N.V. Nazemnova // Psikhodidaktika vihsshego i srednego obrazovaniya: materialih IX Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - Barnaul, 2012.

3. Dorofeev, S.N. Preobrazovaniya v primerakh i zadachakh. - Penza, 2002.

4. Dorofeev, S.N. Vihsshaya matematika: kurs lekciyj. - M., 2011.

Статья поступила в редакцию 20.02.13

УДК 378 (075.8)

Ziyaudinova O.M., Vezirov T.G. PREPARATION OF THE FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING TO THE USE OF ELECTRONIC THE EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEXES IN THE EDUCATIONAL PROCESS.

The article is dedicated to the development and justification of the model special training future teachers to use electronic teaching methods in the educational process. To improve the quality of information and methodological training of future teachers are encouraged to use the special course «Electronic educational-methodical complexes in the methodical preparation of future teachers of vocational training».

Key words: information and methodical preparation of future teachers, new information technologies, electronic educational-methodical complexes.

О.М. Зияудинова, ассистент, ГОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]; Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф. ГОУ ВПО «Дагестанский гос.

педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Статья посвящена разработке и обосновании модели специальной подготовки будущего педагога к использованию электронных учебно-методических комплексов в образовательном процессе. Чтобы повысить качество информационно-методической подготовки будущих педагогов, предлагается использование спецкурса «Электронные учебно-методические комплексы в методической подготовке будущих педагогов профессионального обучения».

Ключевые слова: информационно-методическая подготовка будущего педагога, новые информационные технологии, электронные учебно-методические комплексы.

Важной частью компетентности будущего педагога профес- гогических кадров является приоритетным направлением реше-

сионального обучения является творческий характер его дея- ния задач информатизации образования. Повышается и значительности, проявляющийся в гибком подходе к управлению все- мость развития информационно-методической подготовки, нами компонентами учебного процесса. На современном этапе правленной на обеспечение профессионального уровня деятель-

в условиях информатизации высшего профессионального об- ности будущего педагога профессионального обучения.

разования предъявляется новые требования к профессиональ- Существенным средством информационно-методической

ным качествам и уровню подготовки педагогов, требуется суще- подготовки выступают электронные учебно-методические комп-

ственная перестройка в их работе. Изменяется роль педагога, лексы (ЭУМК). Эффективность использования ЭУМК зависит от

основная задача которого - поддерживать и направлять разви- знаний и навыков педагога, касающихся применения этих тех-

тие личности учащихся, их творческий поиск, организовывать нологий в учебном процессе. К сожалению, многие педагоги не

их совместную работу. Это обусловлено развитием методов умеют грамотно разрабатывать и использовать электронные

и организационных форм обучения на основе новых информа- дидактические средства в процессе подготовки и проведения

ционных технологий (НИТ). Отсюда ясно, что подготовка педа- занятий. Вопросы по проектированию образовательных элект-

ронных изданий, в частности, интерактивных и мультимедийных электронных учебников, ЭУМК [1] по сей день остаются нерешенными. Одной из причин, является отсутствие универсальной технологии разработки необходимых образовательных материалов для ЭУМК, в том числе и отсутствие соответствующих стандартов [2], другая причина — это проблема качества дидактических материалов для электронных учебников и пособий. От качества разрабатываемых учебных, учебно-методических и информационно-справочных материалов для электронных пособий и ЭУМК зависит эффективность обучения на этапе их применения, поэтому в процессе информационно-методической подготовки необходимо сформировать у будущих педагогов профессионального обучения представление об основных подходах, концепциях и этапах подготовки учебно-методических материалов для создания электронных учебных изданий.

Для решения вышеперечисленных задач процесс информационно-методической подготовки предусматривает организацию специальной подготовки, основу которой составляет спецкурс. Спецкурс обеспечивает целенаправленную подготовку студентов, позволяет реализовать весь комплекс межпредметных связей и придать обучению профессионально-педагогическую направленность. Содержание спецкурса должно отражать его качественное отличие от профильного или базового курса. Отбор содержания спецкурса зависит от задач этого курса: это может быть углубление профильного курса, осуществление междисциплинарной интеграции, реализация прикладной направленности обучения в рамках профиля. Нами был разработан спецкурс «Электронные учебные комплексы в методической подготовке педагогов профессионального обучения». Для его реализации мы разработали модель специальной подготовки будущего педагога профессионального обучения к использованию ЭУМК в образовательном процессе (рис. 1).

В основании сконструированной модели располагаются базовые дисциплины, в ходе изучения которых у студентов формируются знания и умения, которые следует использовать как опорные при усвоении содержания спецкурса. Так, при изучении социально-гуманитарных дисциплин у будущих педагогов складываются представления о социокультурной и экономической обусловленности информатизации и компьютеризации всех сфер деятельности человека, в том числе и профессиональнопедагогической. В ходе изучения студентами дисциплины «Методика профессионального обучения» у них формируется представления о методике, как науке и учебном предмете, задачах курса и его роли в профессиональном образовании педагога профессионального обучения. Знания и умения, получаемые будущим педагогом при изучении специальных дисциплин, позволяют выявлять и эффективно использовать их педагогический потенциал. При изучении психолого-педагогических дисциплин студенты усваивают научные основы организации педагогического процесса в современных условиях.

Спецкурс представляет собой системное образование, включающее следующие компоненты: целевой; содержательный; п роцессуал ьный; резул ьтативны й.

Целевой компонент является системообразующим. Он объединяет состав и содержание всех остальных компонентов в единое целое. Особенности целевого компонента обусловлены комплексом социально-экономических и профессиональнопедагогических требований к педагогу профессионального обучения. Цель спецкурса: подготовить будущего педагога к проектированию и применению электронных изданий и ЭУМК в своей профессиональной деятельности.

Содержательный компонент - поставленная цель может быть достигнута при условии усвоения студентами следующих блоков учебной информации: актуализации проблемы подготовки будущего педагога; психологический; педагогический. Материал

Условные обозначения: опорные знания

межпредметные связи

Рис. 1. Модель специальной подготовки будущего педагога профессионального обучения к использованию ЭУМК

в образовательном процессе

блока актуализации направлен на создание у будущих педагогов положительной установки на изучение материала спецкурса; формирование у них убеждений о педагогических преимуществах ЭУМК и того, что подготовленность педагога к осуществлению компьютеризированного учебного процесса является неотъемлемой частью его профессиональной компетентности. Учебный материал психологического блока, направлен на формирование у будущего педагога знаний психологических основ использования ЭуМк в процессе его осуществления. В педагогическом блоке раскрывается сущность ЭУМК как дидактического средства, методы и формы организации педагогического процесса с использованием ЭУМК.

Процессуальный компонент - особенности деятельности субъектов педагогического процесса в вузе обусловливаются переходом деятельности студентов от учения под руководством к самообучению и самоконтролю. Деятельность преподавателя при этом направлена на оказание студенту помощи по организации учебно-познавательной деятельности. В задачу преподавателя входит: отбор содержания, методов, средств и форм организации процесса, направленного на формирование у студентов системы знаний и умений, обеспечивающей эффективность осуществления педагогической деятельности; создание у будущих педагогов положительной мотивации деятельности, осуществляемой на спецкурсе; управление процессом усвоения сту-

дентами содержания спецкурса и осуществление контроля качества получаемых образовательных продуктов; организация рефлексивной деятельности студентов; оказание помощи в процессе самокоррекции.

Студенты в процессе освоения содержания спецкурса включаются в следующие виды деятельности: восприятие, осмысление и запоминание нового учебного материала; работа с литературными источниками; разработка учебно-методических материалов для создания электронных учебных изданий; составление методических рекомендаций по использованию ЭУМК в процессе обучения; планирование и проектирование уроков с применением ЭУМК; разработка ЭуМк в среде программы Frontpage; использование шаблонов программы «Конструктор сайтов» в проектировании ЭУМК. Результат подготовки будущего педагога - оценочная категория, представляющая собой сумму показателей, сформированность которых свидетельствует о готовности будущих педагогов проектировать и использовать ЭУМК в учебном процессе. Диагностика наличия этих показателей осуществляется в ходе анкетирования, компьютеризированного мини-тестирования, проверки конспектов изученных студентами работ, отчетов, анализа и самоанализа продемонстрированных фрагментов уроков, оценки качества выполненных исследовательских заданий.

Библиографический список

1. Везиров, Т.Г. Информационные и коммуникационные технологии в формировании проектной компетенции магистров педагогического образования // Вестник университета. - 2012. - № 10.

2. Демкин, В.П. Принципы и технологии создания электронных учебников / В.П. Демкин, В.М. Вымятин. - Томск, 2002.

Bibliography

1. Vezirov, T.G. Informacionnihe i kommunikacionnihe tekhnologii v formirovanii proektnoyj kompetencii magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya II Vestnik universiteta. - 2012. - № 10.

2. Demkin, V.P. Principih i tekhnologii sozdaniya ehlektronnihkh uchebnikov I V.P. Demkin, V.M. Vihmyatin. - Tomsk, 2002.

Статья поступила в редакцию 03.03.13

УДК 376.6

Kazayeva E.A. MODELING OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY OF BOARDING SCHOOLS AS AN INSTRUMENT OF PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF ORPHAN CHILDREN. Problems of prevention of deviant behavior of orphan children are considered in the article. The author proposes working out and realization of model of social and cultural activity of boarding schools as one of ways of solutions of this problem. The structure and staging of realization of model is described.

Key words: deviant behavior, prevention, orphan children, model.

Е.А. Казаева, д-р пед. наук, проф. каф. социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО

«Шадринский гос. педагогический институт», г. Шадринск, E-mail: [email protected]

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

В статье рассматриваются проблемы профилактики девиантного поведения детей-сирот. Автор предлагает разработку и реализацию модели социально-культурной деятельности интернатных учреждений в качестве одного из способов решения обозначенной проблемы. Описывается структура и этапность реализации предложенной модели.

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, дети-сироты, модель.

Изменения, происходящие сегодня в современной России жёсткости, агрессивности, преступности, тенденцией к увели-

в различных сферах жизни, экологическое и экономическое не- чению безнадзорности и беспризорности, ранней алкоголиза-

благополучие, социальная нестабильность, усиление влияния ции, табакокурения, токсикомании, наркомании среди подрост-

псевдокультуры, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, ков. Особое беспокойство вызывает снижение «возрастных гра-

чрезмерная занятость родителей и т.п. особенно болезненно ниц» детской преступности в сторону омоложения. Практически

отразились на преобладающей части подростков, обусловив де- для всех регионов России характерны тенденции к возрастанию формацию институтов социализации. В этих условиях возника- детской преступности, а также снижению среднего возраста не-ют серьёзные предпосылки для зарождения у подростков деви- совершеннолетних правонарушителей до 11 лет. В этой связи

антного поведения, причинами возникновения которого, явля- отмечается необходимость организации целенаправленной ра-

ются разнообразные факторы: от психобиологических до соци- боты с подростками девиантного поведения. Особенно остро эта

альных. Формы проявления девиантного поведения также раз- проблема встает перед обществом в отношении детей-сирот и

нообразны: от незначительных проступков до общественно опас- детей, оставшихся без попечения родителей.

ных деяний. Выявленная специфика проявлений девиантного поведения

Актуальность данной проблемы обусловлена резким уве- детей-сирот стала основой разработки структурно-функциональ-личением и продолжающимся ростом подросткового нигилизма, ной модели социально-культурной деятельности интернатных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.