Научная статья на тему 'Использование электронного учебно-методического комплекса «Открытого» типа в преподавании педагогических дисциплин'

Использование электронного учебно-методического комплекса «Открытого» типа в преподавании педагогических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартыненко Инга Александровна

В условиях происходящих изменений и инноваций в системе высшего профессионального образования проблема использования высоких технологий для достижения педагогических целей, затронутая в статье, имеет важное значение. Сегодня в образовательном процессе профессионального педагогического образования увеличивается вес информационных и коммуникационных сетей как вариант методического обеспечения. В статье представлен опыт создания электронного дистанционного гипермедийного учебного курса «открытого» типа на базе обучающей системы «Педагогические технологии: опыт в РФ», ориентированный на профессиональную подготовку будущих педагогов и социальных работников. Впервые ЭУМК предоставляет студентам возможность ознакомиться и оценить современную практику российской педагогики, представленную в сети Интернет; «открытый тип» учебного курса позволяет пополнять содержание ЭУМК по мере необходимости и оперативно фиксировать изменения образовательной нормативно-правовой базы. Электронный учебно-методический комплекс «Социально-педагогические технологии: опыт в РФ» разработан в соответствии с требованиями к качеству подготовки будущих социальных педагогов и социальных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартыненко Инга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование электронного учебно-методического комплекса «Открытого» типа в преподавании педагогических дисциплин»

УДК 371

Мартыненко Инга Александровна

Соискатель кафедры педагогики и психологии ИФМИЭО Новосибирского государственного педагогического университета, m-i-a@ngs.ru, Новосибирск

использование электронного учебно-методического комплекса «открытого» типа в преподавании

педагогических дисциплин

Аннотация. В условиях происходящих изменений и инноваций в системе высшего профессионального образования проблема использования высоких технологий для достижения педагогических целей, затронутая в статье, имеет важное значение. Сегодня в образовательном процессе профессионального педагогического образования увеличивается вес информационных и коммуникационных сетей как вариант методического обеспечения. В статье представлен опыт создания электронного дистанционного гипермедийного учебного курса «открытого» типа на базе обучающей системы «Педагогические технологии: опыт в РФ», ориентированный на профессиональную подготовку будущих педагогов и социальных работников. Впервые ЭУМК предоставляет студентам возможность ознакомиться и оценить современную практику российской педагогики, представленную в сети Интернет; «открытый тип» учебного курса позволяет пополнять содержание ЭУМК по мере необходимости и оперативно фиксировать изменения образовательной нормативно-правовой базы. Электронный учебно-методический комплекс «Социально-педагогические технологии: опыт в РФ» разработан в соответствии с требованиями к качеству подготовки будущих социальных педагогов и социальных работников.

Ключевые слова: педагогическая технология, информационно - коммуникационные технологии, электронный учебно-методический комплекс, профессиональная педагогическая подготовка.

Martynencko Inga Alexandrovna

Competitor of the department ofpedagogics and psychology of the institute ofphysical and mathematical and information economic education at the Novosibirsk state pedagogical university, m-i-a@ngs.ru, Novosibirsk

application of the «open-type» electronic learning study pack in teaching pedagogical disciplines

Abstract. The problem of using high technologies to achieve goals of education in the situation of change and innovations in the system of professional education which is touched upon in the article is of a great importance. Nowadays the weight of information and communication networks as a variant of methodological support increases in the educational process of a professional teaching training. The article presents practical experience of creating the information and educational resource on the basis of a training system «Pedagogical technology: the experience in the Russian Federation»; the resource is oriented towards a professional pedagogical training of future teachers and social workers. This is the first time that ELSP (Electronic learning Study Pack) gives students the opportunity to review and assess the current practice of Russian pedagogy which is presented by Internet; «open type» of the course allows to supplement of ELSP as needed and quickly commit educational regulatory framework. The Electronic learning Study Pack «Pedagogical technology: the experience in the Russian Federation» is developed in accordance with the requirements of the quality training of future social workers and social workers.

Keywords: educational technology, information-communication technologies, electronic educational methodical complex, teacher education.

Современное высшее педагогическое образование ориентировано на подготовку специалиста, готового к действию в разнообразных профессиональных ситуациях,

использующего инновационные методы работы, владеющего современной теорией и практикой обучения и воспитания, ориентированного на социально значимые из-

менения и на активный отклик в рамках индивидуальных и общественных проблемных ситуаций.

Решение современных задач в профессиональном педагогическом образовании, на наш взгляд, целесообразно рассматривать в контексте «технологического» подхода (предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса, уточнение учебных целей и последовательная процедура их достижения, включая подбор критериев их измерения и оценки, точное описание условий обучения, коррекция учебного процесса, оперативная обратная связь, итоговая оценка деятельности). Вслед за М. В. Кла-риным, одним из направлений педагогической технологии, мы видим использование технических средств в обучении [3], интерес к которому растет год от года [2, 4, 5]. Немаловажное значение имеет персонализация и искусство владения процессом педагогической технологии [7].

В 2010-2011гг нами совместно со студентами была предпринята попытка создания учебно-методического комплекса «открытого» типа «Педагогические технологии: опыт в РФ» на базе 4 курса специальности «социальная педагогика» («Методика и технология работы социального педагога»), 2 и 5 курсов специальности «социальная работа» («Социально-педагогические технологии работы с населением») НГПУ

По своей структуре УМК представляет собой электронный дистанционный гипермедийный учебный курс, содержащий отличительные черты обучающего цикла: общая постановка цели обучения, переход от общей формулировки цели к ее конкретизации: предварительная (диагностическая) оценка уровня обученности учащихся - совокупность учебных процедур (включая коррекцию обучения на основе оперативной обратной связи) - оценка результата. Признаки воспроизводимого строения обеспечивают учебному процессу «модульный» характер («единицы», имея общую структуру, наполняются разным содержанием) [6]. УМК имеет 4 блока: «Нормативно-правовая база», «Социально-педагогические технологии, методики, программы», «База разновидностей тестовых заданий», «Форум».

Содержание, структура и особенности электронного методического комплекса от-

вечают нормативным моделям компетентности, отображающим научно обоснованные требования к квалификационным характеристикам будущих социальных педагогов и социальных работников. Ориентируясь на предъявляемые требования, мы создали ЭУМК «открытого» типа, подразумевающий возможность пополнения, наращивания содержания/контента, базы тестов/заданий, внесения дополнений и обновлений в размещенную в ЭУМК образовательную нормативно-правовую базу учащимися в рамках дисциплин «Методика и технология работы социального педагога» и «Социально-педагогические технологии работы с населением».

Учебно-методический комплекс имеет целью помощь в наиболее полном усвоении студентами дисциплины «Методика и технология работы социального педагога» (для специальности «социальная педагогика»)/ «Социально-педагогические технологии работы с населением» (для специальности «социальная работа»); создание условий для формирования и развития профессиональной педагогической компетентности (включая сетевую компетентность) и личной социальной активности будущих специалистов посредствам организации работы удаленного профессионального объединения.

Задачи учебно-методического комплекса:

Способствовать формированию и развитию:

- аналитических умений учащихся (правильно диагностировать педагогическое явление, идентифицировать его составляющие; понимать связь общего и частного);

- прогностических умений (прогнозировать возможности и результаты современных педагогических методик и технологий);

- проективных умений (учитывать разноплановость факторов определения педагогических задач; ранжировать задачи педагогического процесса; подбирать содержания, формы, методы и средства педагогического процесса; планировать и при необходимости вносить коррективы в процесс стимулирования личной активности адресатов);

- мобилизационных умений (умение работать в коллективе в нестандартных условиях (дистанционное выполнение задания/ его части в микрогруппах (2-4 человека));

- информационных умений (умения и навыки библиографирования и работы с электронными источниками и первоисточниками).

На подготовительном этапе работы над учебно-методическим комплексом были сформулированы основные функции педагога (тьютора) - аудиторное и онлайн консультирование, мотивация студентов на высокий результат, создание доброжелательной рабочей атмосферы, промежуточный и итоговый контроль учебной деятельности. Специалистами ИОДО НГПУ была разработана и предоставлена для работы «оболочка» курса «Педагогические технологии: опыт в РФ», преподаватели будущего УМК получили методические материалы по работе с курсом («Основы деятельности преподавателя (тьютора) в системе дистанционного обучения») и персональные логины/пароли с целью управления курсом (добавление ресурсов, создание форумов, модулей курса, редактирование, доступ к статистике курса и т.д.).

На организационном этапе студентам 4 курса специальности «социальная педагогика» (ИФМИЭО НГПУ), 2 и 5 курсов специальности «социальная работа» (ИМПИСР НГПУ) была озвучена идея, цели и задачи создания учебно-методического комплекса и предложена совместная работа по разработке его содержания. Студенты были ознакомлены с технико-технологическими нюансами работы с «оболочкой» и получили индивидуальные логины/пароли для входа в электронный курс, размещения контента.

Студентам было предложено находить и размещать в «оболочке»: URL адреса официальных сайтов, отражающих настоящий уровень образовательной нормативно-правовой базы (государственные образовательные стандарты, положения и т.д.); ссылки на социально-педагогические технологии, методики, проекты, программы, реализуемые в РФ; видео-, фото файлы, удовлетворяющие учебным целям (в соответствии с требованиями Закона РФ об авторском праве и смежных правах).

В процессе работы над УМК студенты разрабатывали базу разновидностей тестовых заданий и упражнений, рассчитанные на разный уровень профессиональной подготовки в рамках изучаемых дисциплин на основе законодательных актов, реальных научных экспериментов и педагогической практики России, и в частности материалах кафедры педагогики и психологии ИФМИ-ЭО (в соответствиями с требованиям Закона

РФ об авторском праве и смежных правах). Работы с социально-педагогическими технологиями, проектами и т.д. строились по принципу деления студентов на микрогруппы, выбора адресата социально-педагогического воздействия, поиска подходящих работ в сети Интернет, анализа и социально-педагогической экспертизы найденных; готовили свои социально-педагогический проекты. Практическая работа с удаленным доступом дополнялась аудиторной практической работой, проведением круглых столов, семинаров (в т.ч. с использованием интерактивных досок), просмотр видеофильмов, обучающих материалов с последующими дискуссиями и т.д.

Этап контроля. В процессе работы над учебно-методическим курсом в рамках семестра было решено, что уровень подготовки (уровень дифференциации) будет оцениваться по 5-ти бальной шкале, где критериями оценивания выступили: соответствие заявленной теме, профессиональный уровень экспертизы, валидность источника, своевременность выполнения работ, перти-нентность (критерий оценки эффективности поиска требуемой информации в Сети / характеристика степени соответствия содержания документа задаче исследования). Однако, на этапе промежуточного контроля 5-бальная система оценки работы показала свою несостоятельность. Совместно со студентами нами было принято решение итоговый контроль провести по развернутой системе оценивания (тах=120 баллов) по прежним критериями оценивания. Дополнительные баллы можно было получить за размещение мультимедийного контента (при ограничении не более 50 КЬ) (тах=10 баллов). Такая система впоследствии показала большую жизнеспособность и внесла долю соревновательности в работу.

Таким образом, содержательное наполнение учебно-методического комплекса «Социально-педагогические технологии: опыт в РФ» осуществлялось студентами, проявившими большой интерес к работе, высокий уровень активности и самостоятельности. Будущие педагоги и социальные работники познакомились с реальными примерами социально-педагогических технологий, методик, проектов, программ, реализуемых в современной России, научились анализировать

и давать им экспертную оценку; попробовали себя в создании разноуровневых заданий; овладели навыками нахождения в сети Интернет информации профессионального педагогического характера, имеющей высокий уровень валидности и достоверности источника; получили опыт участия в дистанционном профессиональном сообществе. Мы считаем, что внедрение учебно-методического комплекса «Социально-педагогические технологии: опыт в РФ» в процесс изучения педагогических дисциплин позволит реализовать образовательные потенции с большей полнотой, а идея «открытого» электронного учебно-методического комплекса позволит продолжить работу по его содержательному наполнению, оптимизировать технико-технологические стороны процесса.

Библиографический список

1. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие для

вузов. 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. - 192 с.

2. Керимбаев Н. Н. Профессиональное использование икт как один из компонентов методической системы подготовки будущих учителей // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 5. - С. 65- 69.

3. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М.: Арена, 1994. - 222 с.

4. Медведев И. Ф. Использование дистанционно-модульной технологии в организации самообразования студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 2. - С. 51- 57.

5. Миронова Л. И. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины как средство повышения познавательной активности студентов вуза // Сибирский педагогический журнал. -2009. - № 2. - С. 118- 124.

6. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения - Орел: ОрелГ-ТУ, 2000. - 145 с.

7. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.