_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы:
1. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1014 г. № 1716-р.
©З.А. Каргина, 1015
УДК 378
Колдина Маргарита Игоревна
канд.пед.наук, доцент НГПУ им.К.Минина г.Нижний Новгород, РФ E-mail: ritius@mail. ru
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены особенности компетентностного подхода в образовании. Произведен анализ понятий «научно-исследовательская деятельность», «компетентность», «научно-исследовательская компетентность ».
Ключевые слова
Научно-исследовательская деятельность, компетентностный подход, научно-исследовательская компетентность
В настоящее время вместе со сменой образовательной парадигмы в высшей школе изменяется и содержание профессиональной подготовки. Если раньше во главу угла в образовательном процессе ставилась задача систематической углубленной профессиональной подготовки, то в настоящее время, не снижая требований к профессиональным знаниям, во главу угла ставится формирование профессиональных компетенций будущих специалистов. Причины смены образовательных парадигм обусловлены изменяющимися условиями функционирования общества: мир вступает в постинформационную эпоху, когда растёт спрос не на узких специалистов, а на специалистов в пограничных областях знаний. Быстрое развитие новых технологий, стремительный рост объёма новой научной информации, развитие междисциплинарных областей знаний и исследований делает уязвимой систему образования, нацеленную лишь на углубленную узкую специализацию.
Современному выпускнику недостаточно иметь глубокие предметные знания, одним из актуальных направлений развития образовательного процесса является формирование научно-исследовательской компетентности будущих выпускников.
Компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является качественно новым в отечественной системе образования. А.В. Хуторской отмечает, что компетентностный подход - «это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях» [4, с. 61]. В проекте государственных стандартов высшего профессионального образования нового поколения в качестве более полного, личностно и социально интегрированного результата подготовки специалистов выступило понятие «компетентность».
Рассмотрение затронутой в нашем исследовании проблему на основе компетентностного подхода предполагает рассмотрение таких понятий, как «научно-исследовательская деятельность», «научно-исследовательская компетентность».
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
Под научно-исследовательской деятельностью в нашем исследовании мы понимаем «вид творческой, познавательной деятельности, направленной на овладение студентами самостоятельной теоретической и экспериментальной работой, современными методами научного исследования, техникой эксперимента» [1].
Вслед за О.А. Вихоревой, мы рассматриваем компетентность как «совокупность личностных качеств (знания, умения, навыки, ценностно-смысловые ориентации), которые обусловлены опытом деятельности и обеспечивают эффективность самостоятельной деятельности», а компетенцию «как форму представления нормативных требований к результатам образовательной практики с позиции личностных качеств обучающихся» [1, с. 71].
В официальном документе («Модель образования 1010»), рассматривается одна из ведущих задач высшего профессионального образования - вовлечение студентов и преподавателей в фундаментальные исследования, что позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний [3]. В этой связи актуальной проблемой высшей профессиональной школы становится обучение студентов способам добывания и переработки научной информации путём самостоятельной исследовательской практики в рамках компетентностного подхода. Такая задача требует целенаправленного формирования исследовательской компетентности студентов, способствующей высвобождению деятельностного начала в человеке, укреплению его потребности в познании. В связи с этим данный феномен не обделён вниманием исследователей. Об этом свидетельствует многообразие различных подходов в современной психолого-педагогической литературе. Рассмотрим некоторые из них.
Если рассматривать исследовательскую компетентность с позиций системного подхода, то можно утверждать, что она является «составляющей профессиональной компетентности» (В.А. Адольф, Л.А. Голубь, А.А. Деркач, В.С. Лазарев, Т.А. Смолина и др.), как «неотъемлемый компонент общей и профессиональной образованности» (Б.С. Гершунский, В.В. Лаптев и др.).
Большинство педагогов и психологов (М.А. Данилов, А.Н. Журавлёв, Э.Ф. Зеер, Т.А. Смолина, П.И. Ставский, Н.Ф. Талызина, М.А. Чошанов, О.Н. Шахматова, А.И. Щербаков и др.) придерживаются той точки зрения, что исследовательская компетентность - это совокупность знаний и умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности (знаниево- операциональный подход).
По мнению М.А. Чошанова, компетентного специалиста отличает способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные решения, т.е. обладать критическим мышлением. Во -вторых, отмечает автор, компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях. В-третьих, компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты. Иными словами, компетентный человек должен не только понимать существо проблемы, но и уметь решить ее практически, т.е. обладать методом решения [5, с.4].
«Исследовательская компетентность» с позиций процессуально-технологического подхода (А.В. Хуторской) рассматривается как обладание человеком соответствующей исследовательской компетенцией, под которой следует понимать знания как результат познавательной деятельности человека в определённой области науки, методы, методики исследования, которые он должен овладеть, чтобы осуществлять исследовательскую деятельность, а также мотивацию и позицию исследователя, его ценностные ориентации [3, с. 317].
Таким образом, на основе вышеизложенного научно-исследовательская компетентность как педагогическая категория представляет собой системную характеристику личности будущего выпускника, проявляющаяся в его готовности применить методы научного исследования в решении профессиональных задач.
Список использованной литературы:
1. Вихорева, О.А. Исследовательская деятельность старшеклассников в условиях дополнительного образования: моногр. / О.А. Вихорева. - Челябинск: Издат. центр «Урал. акад.», 1008. - 188 с. 3.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№10/2015
ISSN 2410-700Х
2. Колдина, М.И. Подготовка к научно- исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук / М.И. Колдина. - Н. Новгород, 1009. - 189 с.
3. Компетенции в образовании: опыт проектирования [Текст]:сб.науч.тр./ под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 1007. - С.317
4. Российское образование - 1010: Модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]: к IX Международной научной конференции. «Модернизация экономики и глобализации»; Москва, 1-3 апреля 1008 г./ Под ред. Я.Кузьминова, И.Фрумина; Гос.ун-т -Высшая школа экономики. -М. Изд.дом ГУВШЭ, 1008.
5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Нар. образование. - 1003. - № 1. - С.55-61.
6. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.
© М.И. Колдина, 1015
УДК 379.831
Кыштымова Татьяна Викторовна
канд. филолог.наук, доцент ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г.Шадринск, РФ
Блясова Ирина Юрьевна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» , г.Шадринск, РФ
Максимовских Анна Геннадьевна канд. филолог.наук, доцент ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» , г.Шадринск, РФ
E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается сущность и специфика организации профориентационной деятельности со старшеклассниками средствами культурно-досуговой деятельности, рассматриваются уровни досуговой деятельности, средства и условия, способствующие эффективной реализации.
Ключевые слова
Профориентация, культурно-досуговая деятельность, потенциал, специфика.
Научный интерес к культурно-досуговой сфере старшеклассников как к сфере, связанной с саморазвитием, самовыражением, самоутверждением, носит постоянный и устойчивый характер (Э.А. Аксенова, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, А.В. Мудрик, С.А. Шмаков).
Социально-культурная деятельность, на наш взгляд, является одной из наиболее значимых сфер для старшеклассников и обладает мощным потенциалом в области подготовки подрастающего поколения к выбору профессии.
Однако в настоящий период возможности социокультурной деятельности в решении этой проблемы учитываются в недостаточной степени, мало обращается внимание на культурную составляющую досуга старшеклассников. Все это актуализирует поиск путей использования культурно-досуговой деятельности в профориентационной деятельности со старшеклассниками, определении условий ее организации.
Научное обоснование досуговой деятельности, как одного из базовых видов деятельности сделал В.А. Воловик, который выделил следующие особенности досуговой деятельности: