Научная статья на тему 'Проектирование модели формирования исследовательской компетентности специалиста апк в процессе научно-исследовательской работы студентов на младших курсах'

Проектирование модели формирования исследовательской компетентности специалиста апк в процессе научно-исследовательской работы студентов на младших курсах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА МЛАДШИХ КУРСАХ / СПЕЦИАЛИСТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / RESEARCH COMPETENCE / STUDENTS RESEARCH WORK / SPECIALIST IN AGRO INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелковникова Надежда Владимировна

Сформулировано определение «исследовательской компетентности» и определена ее структура. Рассматривается модель исследовательской компетентности в процессе научно-исследовательской работы студентов на младших курсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of research competence of specialist in agroindustrial complex of students research work at an agrarian college

The definition of «research competence» is formulated and its structure is determined. Research Competence as a basis of professional development and adaptation of an individual in modern conditions has been studied in the article.

Текст научной работы на тему «Проектирование модели формирования исследовательской компетентности специалиста апк в процессе научно-исследовательской работы студентов на младших курсах»

в рамках общепрофессиональных и специальных и дисциплин.

Список литературы

1. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие / Э.Ф. Зеер. — Екатеринбург, 2000. — 397 с.

2. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М.А. Чошанов. — М.: Народное образование, 1996. — 160 с.

3. Юцявичене, П.А. Основы модульного обучения / П.А. Юцявичене. — Вильнюс: Ин-т повышения квалификации, 1990. — 68 с.

4. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: учебное пособие / В.А. Оганесян [и др.]. — М.: Просвещение, 1980. — 368 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. По-лат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 1999. — С. 126.

УДК 378:001

Н.В. Шелковникова, аспирантка

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет»

проектирование модели формирования исследовательской компетентности специалиста апк в процессе научно-исследовательской работы студентов на младших курсах

Для эффективной реализации процесса формирования исследовательской компетентности будущих специалистов необходимо прежде всего совершенствование комплексной системы научно-исследовательской работы студентов (НИРС) на младших курсах, в основу которой положена концепция творческой деятельности. Современная профессиональная деятельность специалиста АПК требует интеграции знаний и умений, полученных по разным предметам. На это и должно быть направлено последовательно организованное формирование научно-исследовательской работы студентов в аграрном вузе, осуществляющееся на предметных и межпредметных занятиях, в курсовом и дипломном проектировании, в процессе производственной практики и других видах учебной и внеучебной научной деятельности.

Под исследовательской компетентностью следует понимать совокупность необходимых знаний, качеств, свойств и состояние личности, которые обеспечивают вместе или в отдельности эффективное профессиональное решение вопросов научной и исследовательской деятельности. Основными характеристиками исследовательской компетентности являются надпредметность, междисциплинарность, динамичность, многомерность, уровень интеллектуального потенциала личности и саморефлексия.

Исследовательская компетентность классифицируется как ключевая [1]. Она включает деятель-ностную, личностную и мотивационную составляющие.

Деятельностная составляющая реализуется в форме информационно-познавательной, экспериментальной деятельности и достижения результа-

тов. Информационно-познавательная деятельность объединяет такие компетенции, как сбор и анализ информации, принятие решений, преобразование информации. Экспериментальная деятельность характеризуется следующими компетенциями: технология эксперимента, творчество, саморефлексия [2]. Достижение результатов как деятельностная составляющая исследовательской компетентности объединяет постановку проблемы, идею, планирование, организацию, анализ результатов и значимые научно-практические выводы.

Личностная составляющая реализуется в процессах «самости»: самосовершенствовании, самоорганизации и самоактуализации. Самосовершенствование включает такие компетенции, как самодиагностика, интеллектуальный рост, инновационная мобильность, развитие прогностических способностей; самоорганизация — принятие решений, управление информационными потоками, саморазвитие, самообразование; самоактуализация — профессиональный рост, самооценка, самореализация.

Мотивационная составляющая направлена на творческую активность, развитие интереса и познавательных процессов. В ее состав входит учебная мотивация, определяемая как частный вид мотивации, включенная в научно-исследовательскую деятельность.

В соответствии с динамикой развития исследовательской компетентности автор определил следующие поведенческие индикаторы: • первый уровень—нормативный, соответствующий техничной познавательной деятельности человека. На данном уровне исследовательская компетентность проявляет социальный харак-

тер и обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека в социуме;

• второй уровень — рефлексивный, социопро-фессиональный по своему содержанию и проявляющийся в преобразующей интеллектуальной деятельности, способности человека осмыслить собственный опыт с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения;

• третий уровень — дискурсивный, проявляющийся в научной деятельности человека, профессиональный по содержанию, характеризующий способность человека выявлять свойства объектов, выдвигать гипотезы, формулировать концепции и теории, получать новое знание и объяснять его на основании связанного логического рассуждения и доказательства. Методологическими подходами к формированию исследовательской компетентности являются:

системный подход (С.И. Архангельский, Ю.К. Ба-банский, В.П. Беспалько и др.), заключающийся в рассмотрении процесса формирования исследовательской компетентности с позиции целостной системы составляющих ее компонентов в многообразии их связей и отношений, находящихся в постоянном развитии. Он позволяет выявить интегрированные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему компонентов;

личностно-ориентированный подход, определяющий значимость личности в процессе научно-исследовательского познания, акцентируя внимание на интеллектуально-ценностном развитии обучающегося.

деятельностный подход (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев и др.), определяющий стратегию организации учебного процесса на основе моделирования элементов профессионально-исследовательской деятельности;

интегративно-целостный подход (В.С. Ильин, В.В. Краевский, И.Л. Лернер, Н.К. Сергеев) предполагающий рассмотрение развивающейся системы НИРС как совокупности, органически включающей в себя процессуальные и результирующие составляющие, делая возможным управление ими;

контекстный подход (А.А. Вербицкий), рассматривающий НИРС как процесс обучения, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации научно-исследовательской деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста;

компетентностный подход (И.А. Зимняя, В.А. Козырев, Н.Ф. Родионова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской), направленный на формирование у студента готовности к практическому применению знаний и умений в условиях решения реальных профессионально-исследовательских задач.

Комплекс подходов определил основные дидактические принципы формирования исследовательской компетентности специалиста АПК: интеграции, системности и последовательности, научности, доступности, вариативности, познавательной самостоятельности, сознательности и активности, профессиональности, фундаментальности.

Модель формирования исследовательской компетентности специалиста АПК предполагает создание непрерывной системы НИРС в аграрном вузе, установление новых связей между образовательными компонентами с учетом внешних, внутренних и эгофакторов (рисунок).

Организационная модель НИРС в аграрном вузе представлена следующими структурными компонентами: учебно-исследовательская работа студентов, учебная научная работа, организационно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие НИРС.

Уровень исследовательской компетентности студентов зависит от создания следующих дидактических условий НИРС в аграрном вузе:

• формирование у студентов целевой установки на овладение комплексом умений и навыков исследовательской деятельности, необходимых для непрерывного самообразования и творческой деятельности в течение жизни;

• раскрытие системы умений исследовательской деятельности, которыми необходимо овладеть, и содержания каждого умения как определенной совокупности действий и операций, его составляющих;

• ознакомление с научно обоснованными методами исследований;

• организация исследовательской деятельности по овладению умениями самообразовательной и научно-творческой деятельности;

• создание микроклимата сотворчества преподавателя и студента, направленного на раскрытие исследовательского потенциала индивидуума в процессе решения профессионально ориентируемых исследовательских задач;

• стимулирование саморазвития исследовательской компетентности студентов, выраженной в потребности к самообразованию, устойчивой саморефлексии, формировании дискурсивного мышления;

• значимость (практическая, профессиональная, личностная) конечного результата исследований;

• предоставление возможности для самореализации и самоактуализации;

• интегрированность и профессиональная практическая направленность учебно-методического сопровождения;

• систематическая оценка и самооценка исследовательской компетентности студентов.

Внешние факторы

• Социально-экономическая среда

• Направление научных школ и научно-исследовательских коллективов

• Материальная база и финансовое обеспечение НИР

Внутренние факторы

• Организационно-методический уровень НИРС

• Внутриколлективные отношения в системе НИРС

• Педагогические технологии Научно-педагогические школы

Эгофакторы

Интеллектуальный потенциал личности • Эмоционально-психическое состояние личности Познавательная активность

Социальный заказ общества на подготовку специалиста АПК, обладающего исследовательской компетентностью

1

Потребность личности в самоактуализациии устойчивой конкурентной позиции на рынке труда

i

Организация непрерывной системы формирования исследовательской компетентности специалиста АПК в процессе НИРС на младших курсах

Цель

формирование исследовательской компетентности специалиста АПК

Принципы

интеграции системности научности доступности вариативности сознательности и активности ■ профессиональности

Функции

• образовательная

• развивающая

• активизирующая

• формирующая дискурсивное мышление

Содержание соответствует требованиям исследовательской компетентности специалиста АПК

Научно-педагогическая деятельность преподавателей

Научно-образовательная среда

==с :

Методы

активные коллективного творчества информационно-развивающие проблемно-поисковые практического обучения

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся

Заданный уровень исследовательской компетентности

Модель формирования исследовательской компетентности специалиста АПК в процессе научно-исследовательской работы студентов на младших курсах

Разработанная модель формирования исследовательской компетентности специалиста АПК в процессе научно-исследовательской работы студентов на младших курсах представлена двумя составляющими: структурной и функциональной. Структурная модель формирования исследовательской компетентности специалиста АПК включает четыре блока: целевой, содержательный, методический, а также блок контроля и оценки результатов. Целевой блок в структурной модели формирования исследовательской компетентности специалиста АПК реализует функцию целеполагания, способствует осознанию близких, средних и отдаленных перспектив обучения не только преподавателем, но и студентами. Цели обучения осмысливаются обучающимися как ожидаемый результат познавательной и практической экспериментальной деятельности, что формирует положительную мотивацию учения, развивает самостоятельность, обеспечивает активную позицию студента в учебном процессе.

Идея структурирования в модели формирования исследовательской компетентности специали-

ста АПК реализуется при модульной технологии не только на уровне целей, но и на уровне содержания учебного материала в модульных программах, модулях и учебных элементах. Структура целей определяет структуру учебного материала в каждом конкретном модуле. В модуле предлагаются серия способов и путей усвоения содержания обучения, из которых студент может выбирать с учетом своих возможностей и потребностей. При необходимости будущие специалисты АПК осуществляют конструирование индивидуальных учебных маршрутов.

В процессе вузовского обучения осуществляется как текущий, так и итоговый контроль формирования исследовательской компетентности, обеспечивающий управление на всех его этапах [3]. Характерно, что текущий контроль в основном реализуется через самоконтроль и самооценку.

Функциональная составляющая в модели формирования исследовательской компетентности специалиста АПК в процессе научно-исследовательской работы студентов на младших курсах включает: ин-

струментальный, мировоззренческий, коммуникативный и ценностно-ориентационный компоненты, которые непосредственно связаны со всеми структурными блоками. Инструментальный компонент предполагает приобретение студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции обучаемого в образовательном процессе, основой которых является приобретение новых знаний, т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся личностно значимыми для конкретного студента. Мировоззренческий компонент включает в себя формирование представлений об объективных законах природы и возможностях сотрудничества с нею в период проведения исследований. Основу формирования научного мировоззрения составляет содержание обучения. Коммуникативный компонент определяется формированием отношений сотрудничества участников группы и преподавателей в процессе исследования. Ценностно-ориентационный компонент предполагает формирование интересов и склонно-

стей, переживание тех или иных чувств, формирование отношений, их осознание и проявление в исследовательской деятельности.

Таким образом, предлагаемая модель формирования исследовательской компетентности специалиста АПК в процессе НИРС на младших курсах может быть использована при проектировании образовательного процесса в аграрном вузе, повысит качество подготовки специалистов АПК и будет способствовать формированию научно-инновационного кадрового потенциала.

Список литературы

1. Денисова, А.Л. Формирование интеллектуального потенциала инновационного развития агропромышленного комплекса: монография / А.Л. Денисова, Н.В. Молотко-ва, Е.С. Симбирских. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2008. — 236 с.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34-42.

3. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/ .рита1/2002/0423.Ьш.

УДК 378+371

Т.В. Кутукова, аспирантка

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет»

развитие профессионально важных качеств специалиста апк в процессе непрерывного профессионального образования (колледж — вуз)

В России складывается ситуация для значимых экономических преобразований. Развитие агропромышленного комплекса (АПК) и место, которое он занимает в экономике государства, зависят от множества факторов, в частности, от качества подготовки кадров АПК и условий, которые созданы для раскрытия и использования потенциальных возможностей и способностей специалистов в их трудовой деятельности.

В современных исследованиях процесс формирования профессиональной компетентности специалиста АПК рассматривается с позиций целостного развития личности, достижения определенного уровня квалификации, инициативности в профессиональной деятельности, саморазвития. Поскольку деятельность данных специалистов носит многогранный и комплексный характер, для успешного решения широкого спектра профессиональных задач они должны обладать определенным набором профессионально важных качеств (ВПК), которые, с одной стороны, являются предпосылкой эффек-

тивной профессиональной деятельности, с другой самосовершенствования личности профессионала. К ним относятся морально-нравственные, коммуникативные, организаторские способности, волевые и деловые качества.

Существует множество средств и способов целенаправленного развития профессионально важных качеств. Исследователи в области психологии и педагогики отмечают работу с регулятивной и когнитивной сферами; выполнение определенных упражнений или искусственное создание таких условий, которые предъявляет человеку его профессиональная деятельность (Г.М. Андреева, А.Л. Бодалев, А.И. Донцов, В.П. Захаров, Г.А. Ковалев, Л.А. Петровская, А.П. Рожкова, Т.О. Яцен-ко и др.) [1, с. 39].

Можно сделать вывод, что структура непрерывного образования специалистов АПК «колледж — аграрный вуз» должна обеспечивать два четко выделяемых уровня профессиональной компетентности, а также степени развития профессионально важных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.