Научная статья на тему 'Развитие исследовательской компетентности педагогов и учащихся в рамках начального и среднего профессионального образования'

Развитие исследовательской компетентности педагогов и учащихся в рамках начального и среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1574
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / RESEARCH COMPETENCE / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишкова Алла Эдуардовна

В статье представлено содержание исследовательской компетентности как интегрального качества, разработано модель развития исследовательской компетентности, сформулированы принципы развития ИК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ишкова Алла Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of research competence of teachers and pupils within the framework of primary and secondary vocational school

The author describes the research competence as the essential quality teachers and pupils, proposes a model and principles of development of research competence.

Текст научной работы на тему «Развитие исследовательской компетентности педагогов и учащихся в рамках начального и среднего профессионального образования»

УДК 377

А. Э. Ишкова

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследования мнения работодателей на предмет сформированности профессиональных навыков обнаруживает в целом приемлемую оценку специализированной подготовки рабочих и специалистов начального и среднего звена. Между тем, оценка уровня сформированности некоторых компетенций специалистов начального и среднего звена (по пятибалльной порядко -вой шкале) весьма невысока. Например, организованность и дисциплинированность на работе - 3,7 балла; ответственность при выполнении заданий - 3,5 балла; самостоятельность в принятии решений - 3,5 балла; стремление к самосовершенствованию - 2,9 балла; уровень общей образованности и способность к саморазвитию - 2,8 балла [1, с. 161].

Полученные данные свидетельствуют о необходимости поиска средств и методов формирования дополнительных компетенций у учащихся с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда. Педагогический опыт показывает, что перспективными специалистами являются те, у кого на должном уровне сформированы исследовательские знания и умения.

Изучение опыта работы учреждений начального и среднего профессионального образования показывают, что в теории рассматриваются, а на практике реализуются лишь отдельные и разрозненные компоненты формирования и развития исследовательской компетентности. Сохраняется противоречие между социальной потребностью в рабочих и специалистах, владеющих исследовательской компетентностью, позволяющей ориентироваться в постоянно изменяющейся социальной, трудовой среде, анализировать и оценивать свой профессиональный уровень, и отсутствием адекватных социально-педагогических условий ее формирования.

Данное противоречие обусловило необходимость развития исследовательской компетентности педагогов и учащихся.

Исследовательскую компетентность рассматриваем как интегральное качество, выражающееся в осознанной готовности и способности самостоятельно осваивать и получать системы новых знаний в результате переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преоб-

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ...

разовательному, базируясь на усвоенной совокупности знаний, умений, навыков и способов деятельности.

Исследовательская компетентность показывает уровень развития мыслительных процессов и исследовательскую активность: видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь поставить задачу; выдвигать гипотезы и обосновывать их решение; удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий, высказываний.

В состав когнитивного компонента исследовательской компетентности включаем группы необходимых знаний: знания материала учебных предметов; знания об организации и проведении исследования; знания научных методов исследования. Исследовательская компетентность как свойство личности характеризует человека профессионально-активного, что невозможно представить вне деятельности. Деятельностный компонент включает наличие исследовательских умений. Исследовательские умения - это умения: осуществлять научный поиск; разрабатывать замысел, логику и программу исследования; отбирать научные методы и умело их применять; проводить эксперимент; обрабатывать, анализировать в виде научного текста полученные результаты; формулировать выводы; успешно представлять работу.

Творческий подход является несомненной составляющей исследовательской деятельности обучающихся. Это означает выход за рамки алгоритмов, правил, постоянный поиск с использованием нестандартных идей и заданий учащимися и педагогами. Вопрос взаимосвязи творчества и исследования является спорной проблемой психологии. Концепции творчества Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского доказывают их взаимообусловленность, основанную на интеграции репродуктивной и продуктивной деятельности обучащихся [2; 3]. В них находит подтверждение идея о возможности включения всех обучающихся в исследовательскую, креативную деятельность и достижения результатов в развитии их интеллектуальных и творческих способностей. Таким образом, творческий подход в познавательной деятельности является условием развития исследовательской компетентности учащихся.

Процесс развития исследовательской компетентности педагогов и обучающихся, по нашему мнению, можно представить в виде модели. Поиск модели развития исследовательской компетентности потребовал тщательного рассмотрения современных психологических и дидактических теорий. Базовыми подходами для разработки модели развития исследовательской компетентности педагога и учащихся явились концепции системного понимания педагогической действительности и теории деятельностного подхода [4], которые позволили разработать общую структуру модели и выделить ее компоненты. Процесс развития исследовательской компетентности педагогов и учащихся, согласно системному подходу, представляет орга-

Модель развития исследовательской компетентности педагогов и обучающихся

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ...

низованную целостность. С учетом вышесказанного, мы выделили следующие компоненты модели: цель и задачи, закономерности и принципы, содержание, формы, методы и средства педагогической деятельности, ее результат (рисунок).

Цель является системообразующим компонентом исследуемого процесса, обеспечивающим его целостность. Она направлена на развитие исследовательской компетентности субъектов образовательного процесса. Успешное достижение цели предполагает формирование у обучающихся умений самостоятельно приобретать новые знания в различных сферах деятельности, использовать научные методы познания, формулировать проблемы и предлагать пути их решения, приобретать устойчивые навыки работы с научной литературой, ее анализа и отбора, умения аргументировано доказывать правомерность собственного мнения.

Анализ процессуальной стороны исследовательской компетентности позволил нам выявить закономерности, определяющие педагогические условия развития исследовательской компетентности: развитие личностного потенциала учащихся посредством исследовательской деятельности; зависимость исследовательской компетентности учащихся от исследовательской направленности обучения; обусловленность эффективности организации исследовательской деятельности гуманистическим характером взаимодействия педагога и учащихся; зависимость процесса развития исследовательской компетентности учащихся от профессиональной готовности педагога к руководству исследовательской деятельностью.

Моделирование осуществлялось нами на основе соотнесения функциональных и педагогических принципов - системы основных требований к построению образовательного процесса. При этом педагогическими принципами развития исследовательской компетентности являются:

• принцип научности - информационный материал должен быть достоверными и соответствовать данным науки;

• принцип проблемности - создание педагогом проблемных ситуаций;

• принцип доступности - организация обучения на уровне реальных интеллектуальных и учебных возможностях обучаемых;

• принцип поэтапности - управление исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы учащегося.

Значимым компонентом модели является организация процесса исследовательской деятельности. Для того чтобы создать условия для самостоятельной, творческой исследовательской деятельности обучающимся необходимо провести подготовительную работу.

Учащийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области исследования. Ему необхо -димы специфические умения и навыки исследования для самостоятельной работы. Для этого предусматриваем организацию и проведение факультати-

ва «Исследовательская деятельность», разработанного по принципу проектирования модульных образовательных программ. Цель обучения: создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области исследовательской деятельности; применения исследовательских умений и навыков в профессиональной деятельности. В таблице представлен элемент модульной программы «Исследовательская деятельность», формулируется цель обучения, результаты обучения, критерии оценки деятельности. Жестко структурированная спецификация модуля создает необходимые условия для организации такой деятельности обучающихся, при которой получаемая информация не просто формально усваивается, а составляет часть внутреннего ресурса обучающегося. Разрабатываемые учебные и оценочные материалы являются обязательным компонентом модуля.

Модульно-компететностный подход в процессе организации исследовательской деятельности обеспечивает субъект- субъектное взаимодействие участников педагогического процесса, что создает специфическую и благоприятную среду для развития исследовательской компетенции.

Для развития личностных качеств, способствующих развитию исследовательской компетентности в образовательный процесс включаем факультатив для учащихся «Ключевые компетенции», состоящий из модулей: «Общение», «Работа с другими», «Решение проблем», «Саморазвитие».

Обучающий курс предназначен для развития у обучающихся:

- умения эффективно работать в группе;

- умения общаться;

- умения работать с другими;

- умения решать проблемы;

- умения пользоваться современными технологиями.

На занятиях педагог выступает в роли организатора учебного процесса, а не является источником готовых знаний для обучающихся, выполняет функцию координатора и партнера, стимулируя творческое мышление обучающихся.

При организации образовательного процесса выделены несколько направлений исследовательской деятельности учащихся:

• Учебно-исследовательская работа: написание рефератов, докладов с использованием материалов собственных исследований; подбор экспериментального исследовательского материала для теоретических и практических занятий производственного обучения; выполнение экспериментальных лабораторных работ; выполнение исследовательских заданий во время прохождения производственной практики на предприятиях города; курсовые работы и дипломные проекты.

• Научно-исследовательская работа: выполнение заданий, лабораторных работ, квалификационных работ, курсовых работ и дипломных проек-

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ... Стандарт модульной программы «Исследовательская деятельность» (Модуль 1)

Наименование модулей Общая компетентность модуля Академический кредит Результат Критерии оценки деятельности

Модуль 1 Структура исследовательской деятельности, ее планирование и условия реализации После изучения модуля учащийся сможет определять общие понятия исследовательской деятельности, объяснять технологию проведения исследования, подбирать соответствующие методы исследования. 11 часов Результат 1: Определять общие понятия исследовательской деятельности и ее структуры А. Общее понятие исследовательской деятельности дано верно.

Б. Структура исследовательской деятельности названа верно.

Результат 2: Объяснять технологию проведения исследований А. Этапы проведения исследований названы верно.

Б. Объяснение каждого этапа дано верно.

В. Требования к каждому этапу исследования названы верно.

Результат 3: Подбирать соответствующие методы исследования А. Формы исследовательской деятельности названы верно.

Б. Методы исследования перечислены полностью.

В. Практическое применение исследовательских навыков представлено четко.

тов, содержащих элементы научных исследований; выполнение индивидуальных исследовательских заданий во время прохождения практики.

• Исследовательская деятельность учащихся во внеучебное время: работа учащихся в научном обществе, участие в исследованиях совместно с руководителями; выступления с докладами и сообщениями по материалам исследований.

Для создания исследовательской среды предполагаем наличие материально-технического обеспечения, который делим по направлениям: информационный - фонд библиотеки, Интернет, аудио и видеоматериалы, медиа-тека; технологический - компьютерная и мультимедийная техника с программным обеспечением, аудио-видео техника; учебно-методический -

кабинеты, лаборатории для проведения исследований, компьютерный класс; учебно-методические материалы для организации и проведения исследований.

Создание исследовательской среды в образовательном учреждении -процесс, требующей хорошей подготовки педагогов. Включение педагога в область исследовательской деятельности становится необходимым компонентом повышения его квалификации. На начальном этапе - эта форма самообразования и активного обмена опытом. Впоследствии - организация и проведение спецкурса для педагогов - «Педагог-исследователь». Цель спецкурса - повышение уровня подготовленности педагогов к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности; определение путей и способов организации собственного научного исследования. В повышении уровня исследовательской компетентности педагогов используется: обучающие семинары, педагогические мастерские, педагогические научно-технические чтения, научно-практические конференции, курсы повышения квалификации, декады методических комиссий. В ходе семинаров, заседаний методических объединений, научно-практических конференций педагоги обсуждают свои идеи в области исследований, возможность их реализации в процессе образовательной деятельности, создаваемый учебно-методический и дидактический материал, позволяющий раскрыть исследовательские качества обучающихся. Научно-исследовательская деятельность педагогов является важным фактором оптимизации процесса управления исследовательской деятельностью обучающихся.

Успешность развития исследовательской компетентности педагогов и обучающихся в образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования зависит от следующего комплекса условий: оказание педагогам и обучающимся необходимой научно-методической помощи, связанной с повышением их теоретического уровня в области исследований; реализация педагогических технологий, основанных на компетен-тностном подходе; развитие личностного потенциала обучающихся.

Уровнями сформированности исследовательской компетентности являются: минимальный, медиальный, высокий; а критериями - когнитивный, мотивационный, личностный.

Основной характеристикой личности с высоким уровнем исследовательской компетентности является постоянная потребность и способность к самосовершенствованию, познавательная активность, самостоятельность.

Практическое внедрение модели развития исследовательской компетентности позволит повысить эффективность подготовки рабочих и специалистов в системе начального и среднего профессионального образования.

Библиографический список

1. Боровик, Г. А. Развитие исследовательских умений и навыков студентов колледжа как

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ...

фактор подготовки компетентного специалиста среднего звена / Г. А. Боровик

// Инновации в среднем профессиональном образовании. - М.: Изд. дом. «Новый

учебник», 2004. - С. 159-163.

2. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству. - М., 1981 - 96 с.

3. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры. - М.: Лабиринт, 2001 -477 с.

4. Выготский, Л. С. Собр. соч. в 6-ти томах - Т. 3 - М. - 1982-1984

5. Яковлева, Л.Н.К вопросу о развитии индивидуальных математических возможностей студентов на основе дифференциации обучения математике в высшей школе // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 217 - 225

6. Петрова, Т. В. Система возможных причин негативных последствий в половом воспитании младших школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №2 3. - С. 259 - 270

УДК 371

Е. Б. Цибизова

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО ГОРОДА

Развитие местного самоуправления как связующего звена между государством и обществом, является важной задачей гражданского общества в России. В связи с этим, одно из основных требований времени к российской образовательной системе - переход от гражданского образования школьника вообще, независимо от его места жительства, к образованию представителя конкретного территориального социокультурного сообщества, в часно-сти городского.

Проблемой современного гражданского образования школьников в России является отсутствие системы подготовки гражданина как участника местного самоуправления. Особенно остро вопрос становления местного самоуправления стоит в городах, так как «местное» - это, прежде всего, «городское самоуправление». На протяжении десятилетий урбанизация в нашей стране не признавалась, как один из основных процессов формирования человека, перед системой образования не ставилась задача воспитания горожанина. Современная урбанизация привела к росту преимущественно крупных городов мегаполисов [1], в которых обостряются процессы адаптации людей к городскому образу жизни. В нашей работе под термином «город» подразумеваются, в первую очередь, крупные и крупнейшие города, мегаполисы.

Сложившееся положение мы рассматриваем, как проблемное, когда юный горожанин не использует предоставляемые городом возможности как условия социальной мобильности, профессионального роста и личностного развития. Неумение ориентироваться в социально-культурной среде города, неосведомленность о возможностях города как среды для личностного и профессионального роста, отсутствие интереса к истории города, незнание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.