Научная статья на тему 'Особенности научной подготовки будущего педагога профессионального обучения в инновационной среде вуза'

Особенности научной подготовки будущего педагога профессионального обучения в инновационной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / RESEARCH / SCIENTIFIC AND INFORMATION ENVIRONMENT RESEARCH CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмызова Н. Г.

Рассматривается процесс усвоения студентом системы научных знаний в системе подготовки будущего педагога профессионального обучения. Решается задача научно педагогического осмысления способов эффективной организации научно исследовательской деятельности студента, способного к рефлексии теоретического знания, овладению приёмами работы с научными понятиями и практической реализации полученных знаний. Проанализированы ресурсы образовательного процесса для создания устойчивой мотивации студента к развитию научно исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SCIENTIFIC TRAININGFUTURE TEACHER OF PROFESSIONAL TRAINING IN THE INNOVATION ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Discusses the process of acquiring of a student a system of scientific knowledge in the system of preparation of the future teacher of professional training. The task of scientific and pedagogical comprehension methods of effective organization of research activity of students, capable of reflection of theoretical knowledge, mastering of the methods of work with scientific concepts and practical implementation of the knowledge gained. The article analyzes the resources of the educational process for creating sustainable motivation of the student to development of research culture.

Текст научной работы на тему «Особенности научной подготовки будущего педагога профессионального обучения в инновационной среде вуза»

This article touches upon the issues of inter-ethnic communication, _ formation of interethnic communication culture and process of students' adaptation in educational socium in university.

Keywords: inter-ethnic communication, ethnic self-consciousness, intercultural dialogue, multicultural communication.

Evgeniya Viktorovna Trushina, candidate of pedagogical sciences, lecturer, EV-Trushina@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 371 [12:54]

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Н.Г. Хмызова

Рассматривается процесс усвоения студентом системы научных знаний в системе подготовки будущего педагога профессионального обучения. Решается задача научно-педагогического осмысления способов эффективной организации научноисследовательской деятельности студента, способного к рефлексии теоретического знания, овладению приёмами работы с научными понятиями и практической реализации полученных знаний. Проанализированы ресурсы образовательного процесса для создания устойчивой мотивации студента к развитию научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, научно-

информационная среда, исследовательская культура.

Отличительной чертой гуманистического подхода в педагогике и психологии является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного научно-исследовательского мышления. Такой подход рассматривается в мировой педагогической практике как в традиционном, проблемном, так и как альтернатива в инновационном образовании, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении, подход, ориентированный на самостоятельную, активную познавательную деятельность студентов и являющийся основным в дистанционном образовании.

На сегодняшний день проведены исследования по психологопедагогическим проблемам научно-исследовательской деятельности студентов (Л.И. Аксенов, В.И. Андреев, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, С.И. Зиновьев, В.А. Крутецкий, Б.И. Сазонов, Н.В. Сычкова и др.). Существует ряд исследований по практике организации научноисследовательской и учебно-исследовательской работы студентов (Е.П.

Елютин, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин и др.). В работах П.Ю. Романова; В.П. Ушачева и др. изучается проблема формирования исследовательских умений у студентов во время учебной деятельности. В исследовании З.Ф. Есаревой, Н.М. Яковлевой научно-исследовательская работа будущих педагогов - является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных творчески применять в педагогической деятельности полученные знания и умения, а следовательно, быстро адаптироваться к современным условиям развития образования.

Реализация инновационного обучения возможна в рамках кон-текстно-компетентностного подхода (А.А. Вербицкий). Источником такого обучения кроме содержания учебных дисциплин выступает будущая профессиональная деятельность. Основной целью инновационной деятельности является формирование и усиление творческих способностей студентов, развитие и совершенствование форм привлечения их к научной, творческой и исследовательской деятельности, обеспечивающих единство учебного, научного, воспитательного процессов для повышения профессионального уровня подготовки педагогов.

В связи с этим мы подготовили проект применения инновационных технологий обучения на кафедре профессионального обучения и бизнеса -организация и осуществление исследовательской работы научностуденческого кружка «На орбите науки», экспериментальная площадка ФГБОУ ВПО Орловский государственный университет, кафедра профессионального обучения и сервиса.

Форма инновации профессионального обучения - модель формирования научно-исследовательской культуры студентов как фактор успешной профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения.

Инновационная значимость. Для обеспечения преемственности проблемного и традиционного обучения, которые позволяет наилучшим образом учесть специфику различных разделов учебного материала; обеспечивает органическое единство репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности студентов; вызывает и сохраняет у студентов познавательный интерес к научноисследовательской деятельности в течение всего срока обучения; позволяет студентам лучше раскрыть свои возможности и способности; позволяет формировать умения анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы, выстраивать логику рассуждений, формулировать выводы, видеть противоречия и др.; способствует выявлению наиболее рациональных для себя приемов овладения знаниями и способами деятельности; создает условия для формирования представлений о процессе теоретического мышления и логике научного познания. Необходимость, получение дополнительных результатов в связи с изменением

средств, методики и возраста студентов, участвовавших в исследовательской работе. Возможность сделать заключение и дать практические рекомендации по внедрению в образовательный процесс разработанные и апробированные продукты исследовательской деятельности.

Образователъная значимость. Не владея методологической системой профессиональных знаний, невозможно грамотно провести педагогическое исследование. Проектирование и конструирование учебновоспитательного процесса; осознание, формирование и творческое решение педагогических задач; методическая рефлексия - это не только содержание программы профессионального обучения, но и процесс формирования научно-исследовательской культуры у студентов как фактора готовности к профессиональной деятельности и решения методологических задач:

1) обеспечение интеграции учебных занятий и научноисследовательской работы студентов;

2) создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студентов;

3) знакомство с современными научными методологиями, работа с научной и периодической литературой;

4) повышение результативности участия студентов в научной деятельности.

Внедрение инновационной деятельности позволяет формировать и развивать у будущих специалистов: умения вести научно обоснованную профессиональную работу в образовательных учреждениях; способности быстрой адаптации, приложения полученных знаний и умений при изменяющихся требованиях к своей деятельности; готовности и способности к самоанализу и самооценке уровня профессиональной компетентности.

Основная цель инновационной профессиональной деятельности -создание научного кружка и подготовка студента-исследователя, ориентированного на инновации в образовании, создание необходимых условий для проведения научно-исследовательской работы студентов по вопросам профессионального обучения, формирование исследовательской культуры будущего педагога, разработка собственных инновационных проектов.

Задачи научного кружка — развивать у студентов стремление и способности к творческому воплощению полученных знаний в своей практической деятельности.

Для освоения программы формирования исследовательской культуры студентов предусматриваются три этапа:

1. Организационно-деятельностный этап:

- овладение методами исследования, умениями представлять различные подходы к проблеме, навыками ведения исследования;

- изучение проблемы для проведения исследовательской, часто экспериментальной, работы;

- распределение обязанностей и практическая подготовка к выполнению исследовательской работы.

2. Проектно-аналитический этап:

- проведение исследовательской деятельности;

- практическая реализация проведенных исследований, а именно:

- апробирование экспериментальных материалов (тесты, анкетирование, опросники) в учебно-воспитательном процессе в профессиональных колледжах во время учебных практик;

- анализ выполнения исследовательских проектов кафедры;

- использование полученных результатов для подготовки исследовательского проекта (методических разработок, учебных программ, комплексов упражнений), для выступления на конкурсах, конференциях, для выполнения курсовых и дипломных работ.

3. Результативный этап:

- профессиональные, проектные компетенции;

- субъектный опыт сотрудничества;

- ораторское искусство, творческие способности.

Формы работы на трех этапах программы: групповая и индивидуальная.

В заключение приведем основные результаты данной разработки:

1. Подготовлены и внедрены в процесс профессионального обучения следующие программы по дисциплинам «Основы научных знаний», «Основы научно- исследовательского проектирования».

2. Подготовлен проект и проведен конкурс проектов «Агропромышленная выставка Золотая осень - 2012», «Научное наследие Н.И. Вавилова», «Профессионалы современности».

3. Методическая разработка по проведению тематических мастер-классов.

4. Методическая разработка комиксов «Наука и студент».

Использование инновационного обучения в образовательном пространстве вуза - это практическая реализация закрепления полученных научных знаний по дисциплинам психолого-педагогического цикла, формирование профессиональных компетенций и развитие навыков исследовательской деятельности будущего педагога.

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.

2. Сластенин, В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

3. Кустов Ю.А., Осоргин Е.Л., Гусев В.А.Создание профессионально-педагогических комплексов. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2006 487 с.

4. Скок Г.Б. Как прогнозировать собственную педагогическую деятельность: учеб. пособ. для преп. / отв. ред. Ю.А.Кудрявцев. М.: Педагогическое общество России, 2000. 102с.

5. Махмутов М.И. Принцип профессиональной направленности обучения // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: межвуз. сб. науч. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1985.112 с.

Хмызова Наталья Геннадьевна, ассистент,, [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет.

FEATURES OF SCIENTIFIC TRAININGFUTURE TEACHER OF PROFESSIONAL

TRAINING IN THE INNOVA TIONENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Discusses the process of acquiring of a student a system of scientific knowledge in the system of preparation of the future teacher of professional training. The task of scientific and pedagogical comprehension methods of effective organization of research activity of students, capable of reflection of theoretical knowledge, mastering of the methods of work with scientific concepts and practical implementation of the knowledge gained. The article analyzes the resources of the educational process for creating sustainable motivation of the student to development of research culture.

Key words: research, scientific and information environment research culture.

Khmuizova Natalya Gennadievna, assistant, m-suganova^mail.ru, Russia, Oryol, Oryol state University.

УДК 378.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

ВУЗА

М.Ю. Илюхина

Теоретически обоснована и апробирована личностно-ориентированная технология как условие совершенствования качеств физического воспитания студентов вуза.

Ключевые слова: физическое воспитание, учреждения высшего образования, технология построения образовательного процесса, личностно ориентированное физическое воспитание, образовательный процесс, построение программы образовательного процесса.

Для совершенствования психофизических возможностей студентов характерно противоречие между объективной необходимостью активиза-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.