Научная статья на тему 'Место научного педагогического студенческого общества в системе профессиональной подготовки будущих учителей'

Место научного педагогического студенческого общества в системе профессиональной подготовки будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / НАУЧНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACADEMIC PEDAGOGICAL STUDENTS' SOCIETY / PROFESSIONAL TRAINING / RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шурыгина Юлия Александровна

В статье рассмотрены аспекты профессиональной подготовки будущих учителей в рамках научного педагогического студенческого общества. Деятельность студентов будущих педагогов в педагогическом студенческом обществе способствует приобретению опыта научно-исследовательской деятельности, который может быть использован ими в процессе профессиональной деятельности в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шурыгина Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место научного педагогического студенческого общества в системе профессиональной подготовки будущих учителей»

УДК 378

Ю. А. Шурыгина

МЕСТО НАУЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты профессиональной подготовки будущих учителей в рамках научного педагогического студенческого общества. Деятельность студентов - будущих педагогов в педагогическом студенческом обществе способствует приобретению опыта научно-исследовательской деятельности, который может быть использован ими в процессе профессиональной деятельности в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, научное педагогическое студенческое общество, научно-исследовательская деятельность.

Abstract. The article examines the aspects of prospective teachers’ vocational training in the framework of the academic pedagogical students’ society. The activity of the future teachers in the pedagogical students’ society contributes to obtaining the research experience that may be useful in the process of their professional activity in educational institutions.

Keywords: professional training, academic pedagogical students’ society, research.

Вопросам профессиональной подготовки студентов, в том числе будущих учителей в системе высшего образования, посвящены труды О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельского, Е. П. Белозерцева, Н. В. Кузьминой, А. И. Пискунова, В. Д. Симоненко, В. А. Сластенина, С. Д. Смирнова, А. И. Щербакова и др.

В процессе профессиональной подготовки студенты усваивают общетеоретические и профессионально ориентированные знания, приобретают умения и навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности на основе образовательных программ при изучении ряда практических и теоретических дисциплин (Е. П. Белозерцев, В. И. Загвязинский, В. А. Сластенин и др.).

В. Д. Симоненко определяет профессиональную подготовку как «систему организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих не только формирование знаний, умений и навыков, но и профессиональной направленности, профессиональной пригодности» [1, с. 355].

О. А. Абдуллина рассматривает понятие «профессионально-педагогическая подготовка» в двух аспектах: как процесс и как результат. Общепедагогическая подготовка учителя представляет собой, с одной стороны, процесс обучения студентов в системе учебных занятий по педагогическим дисциплинам и педагогической практике, с другой стороны, как результат, характеризующийся определенным уровнем развития личности учителя, сформи-рованностью общепедагогических знаний, умений и навыков. По мнению ученого, весь комплекс педагогических дисциплин определяет профессиональную направленность вуза, составляет ядро профессиональной подготовки студентов - будущих учителей.

Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя включает в себя общекультурную подготовку (вооружение будущих учителей ме-

тодологией познания мира, явлений общественной жизни, диалектическим подходом к познанию и преобразованию действительности), психолого-педа-гогическую и методическую подготовку (знания основ педагогики, психологии, возрастной физиологии и школьной гигиены, частных методик), специальную подготовку (вооружение глубокими и разносторонними знаниями и умениями по своей специальности, знанием содержания и методов науки, которая является основой учебного предмета в школе) [2, с. 24].

Согласимся с В. И. Купцовым в том, что на сегодняшний день наука является основой образования, определяющей его содержание, методическое обеспечение и организацию. С возрастанием роли науки в жизни общества научное обоснование становится целесообразным и даже необходимым в широких сферах жизни общества. Осознание значимости науки для жизни людей проявляется в том, что вся система образования нацелена на освоение научных знаний [3, с. 91]. Научные знания усваиваются, как правило, в процессе различной профессионально ориентированной деятельности, в том числе научно-исследовательской. Именно научно-исследовательская деятельность рассматривается многочисленными источниками как деятельность, направленная на получение новых знаний и их применение для решения научных и практических задач (Е. В. Бережнова, В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, Л. Г. Квиткина, В. В. Краевский, М. Г. Сачек, Н. Н. Ставрино-ва, М. Е. Сысоева, С. В. Шмачилина и др.).

Как отмечает В. И. Загвязинский, педагог «должен выполнять функции не только преподавателя, наставника, воспитателя, но и исследователя, первопроходца новых принципов, способов обучения и воспитания, соединять традиции с нововведениями, строгие алгоритмы с творческим поиском, новые информационные технологии с глубинными пластами отечественной и мировой культуры» [4, с. 3].

Исследовательская деятельность педагога позволяет лучше осознавать новые цели и задачи образования и воспитания, находить способы органического сочетания педагогических методов. Успешно осуществлять подобную деятельность может, по мнению ученого, тот, кто овладел методологией научного исследования и умеет применять ее на практике [5, с. 4].

Таким образом, становится очевидным, что организации и планированию научно-исследовательской деятельности студентов - будущих педагогов должно отводиться особое место в их профессиональной подготовке. Это означает, что целью целостного образовательного процесса является не только усвоение содержания изучаемых учебных предметов и дисциплин, а также расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных и творческих ресурсов личности средствами развивающих возможностей исследовательской деятельности [6].

М. Д. Наргизашвили связывает уровень профессиональной подготовки студентов с их участием в научной работе и отношением к исследовательской деятельности [7]. Л. В. Сгонник, Т. П. Винничук определяют научно-исследовательскую деятельность как важнейшее условие совершенствования педагогического мастерства преподавателей и улучшения качества профессиональной подготовки будущих учителей [8, с. 4].

В диссертационных исследованиях Е. Ф. Ганцен, Т. В. Калашниковой, Е. Б. Кручининой научно-исследовательская деятельность выступает как условие совершенствования профессиональной подготовки.

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет студентам увеличивать долю самостоятельно полученных знаний, творчески осваивать учебный материал, овладевать умением пользоваться различными источниками информации

Т. П. Винничук, Н. Ф. Ганцен, М. Д. Наргизашвили, И. Б. Никитченко, Л. В. Сгонник, И. И. Черкасова, Т. А. Яркова и др. выделяют два вида научноисследовательской деятельности студентов вуза: учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую. В связи со спецификой каждого вида научноисследовательской деятельности студентов вуза такое разделение кажется нам справедливым и приемлемым.

Основной задачей учебно-исследовательской деятельности является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями труда в лаборатории, научном коллективе. Учебно-исследовательская деятельность студентов осуществляется в отведенное расписанием занятий учебное время, по специальному заданию, в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя. К формам организации учебно-исследовательской деятельности студентов в педвузе относят: реферирование, выполнение контрольных работ с элементами педагогического исследования, участие в работе курсов по выбору, выполнение и защиту курсовой работы, выполнение и защиту выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Понятие «научно-исследовательская деятельность студентов» включает в себя обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда, также собственно научные исследования, проводимые под руководством преподавателей. В то же время научно-исследовательская деятельность студентов, в отличие от учебно-исследовательской, не является частью учебного процесса, хотя и оказывает на него положительное воздействие. Научно-исследовательская деятельность студентов осуществляется только в свободное от учебных занятий время: студенты работают над индивидуальными или коллективными темами (связанными с кафедральной научно-исследовательской тематикой или тематикой исследовательской лаборатории), участвуют в работе студенческих научных кружков и обществ, выступают с сообщениями на студенческих научных конференциях. К участию в научных исследованиях студенты привлекаются на добровольных началах.

Важной характеристикой научно-исследовательской деятельности является внутренняя активность субъекта этой деятельности, проявляющаяся в виде позитивного отношения к процессу и результату познания, стремлении преодолевать определенные трудности на пути приобретения знаний, прилагая максимум волевых усилий, с целью повышения качества общеобразовательной и специальной подготовки в области избранной профессии.

Очевидно, что на начальном этапе формирования умений исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза преобладает репродуктивное усвоение элементов научной методологии. Овладение некоторым методическим минимумом делает возможным содержательное и самостоятельное научное исследование. На завершающем этапе обучения студента в вузе происходит слияние учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности.

Студенты, проявляющие интерес к научным проблемам, могут объединяться в студенческие научные кружки, общества и под руководством преподавателей разрабатывать интересующие их научные проблемы.

Высшие учебные заведения, предлагая студентам научные знания, формируют у них навыки организации научных исследований, которые будут востребованы их будущей профессиональной деятельностью. Отмечено, что организация научных кружков, научных объединений студентов и преподавателей способствует повышению качества учебы, реализации исследовательского потенциала студентов, с одной стороны, повышению квалификации преподавателей и развитию научной работы вузов, с другой.

Основная роль студенческих научных кружков, обществ состоит в расширении и углублении знаний студентов путем их вовлечения в научную работу, проявлении ими инициативы и самостоятельности, углублении их практических знаний. Студенческие научные кружки, общества, объединяющие студентов по их научным интересам, являются добровольными организациями.

Основное внимание в работе студенческих кружков уделяется предоставлению максимальных возможностей каждому студенту для самостоятельной научно-исследовательской работы по интересующей его научной проблеме [9, с. 24].

Л. Г. Квиткина описывает три типа студенческих научных кружков:

1) студенческие научные кружки, способствующие более полному усвоению основного круга знаний, получаемых в вузе. Кружки такого типа приближены к форме семинарских занятий, дополняющих учебную программу;

2) студенческие научные кружки, предоставляющие возможность усвоить студентам знания, сформировать умения и навыки, выходящие за пределы программы. Эти кружки группируют студентов, проявляющих особый интерес к изучению той или иной научной дисциплины. Кружки этого типа способствуют отбору будущих специалистов в определенной области науки. Занятия в таких кружках развивают у студентов активность и стремление к приобретению дополнительных знаний, поощряют самостоятельность и личную инициативу, приобщают к научно-исследовательской работе;

3) вневузовские студенческие научные кружки обеспечивают прямые связи студенческого научного творчества с производством [9, с. 17-19].

М. Г. Сачек, Л. И. Богданович, П. И. Лобко рассматривают студенческое научное общество в вузе как «систему обучения и воспитания, при которой каждый студент может испытать свои силы и способности, выполняя научную работу» [10, с. 14].

С целью совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе научно-исследовательской деятельности на базе кафедры педагогики ПГПУ им. В. Г. Белинского в декабре 2009 г. создано научное педагогическое студенческое общество - сообщество студентов, аспирантов, преподавателей.

Основными задачами научного педагогического студенческого общества ПГПУ им. В. Г. Белинского являются:

1. Использование творческого потенциала студентов, аспирантов, преподавателей для развития педагогической науки и образования.

2. Повышение уровня профессиональной подготовки будущих педагогических кадров, развитие их интеллектуального потенциала.

3. Создание организационных и педагогических условий для реализации исследовательских умений и навыков студентов в процессе педагогической научно-исследовательской деятельности.

4. Привитие студентам интереса к активному участию в научноисследовательской деятельности, формирование умений и навыков педагогической исследовательской деятельности.

5. Сохранение, поддержание и развитие научной школы кафедры педагогики ПГПУ им. В. Г. Белинского.

6. Формирование высоких моральных качеств будущих педагогов-исследователей в духе нравственно-этических норм, присущих отечественной педагогической науке, воспитание патриотического отношения молодежи к отечественной науке.

7. Использование творческого потенциала студентов, аспирантов, преподавателей для развития педагогической науки и образования.

8. Подготовка совместных публикаций научных руководителей, аспирантов и студентов по результатам проведенных исследований и др.

Научное педагогическое студенческое общество предоставляет студентам - будущим педагогам возможность усвоить знания, сформировать умения и навыки, выходящие за пределы программы курса. Одновременно с этим студенты наиболее полно усваивают знания по педагогике и психологии, прежде всего по методологии педагогических исследований.

Взаимодействие членов научного педагогического студенческого общества представляет собой личный контакт студентов, преподавателей, аспирантов, в результате которого происходят взаимные изменения их отношений, установок, поведения. Подобного рода взаимодействие субъектов в процессе научно-исследовательской деятельности можно, на наш взгляд, обозначить как педагогическое взаимодействие, в основе которого лежит сотрудничество.

Взаимодействие студентов, преподавателей, аспирантов осуществляется на совместных заседаниях научного студенческого общества в соответствии с утвержденным планом работы в виде участия в составлении индивидуальных рабочих программ научного исследования, проведения диагностики и самодиагностики, осуществления мониторинга достижений членов научного студенческого общества. Взаимодействуя с преподавателями, студенты привлекаются к исследованиям по наиболее актуальным проблемам педагогической науки, к участию в различных видах научно-инновационной деятельности. Преподаватели и аспиранты, руководящие научно-исследовательской работой членов научного педагогического студенческого общества ПГПУ им. В. Г. Белинского, создают, таким образом, благоприятные условия для развития и внедрения различных форм научного творчества молодежи, осуществляют текущее руководство, методическую и организационную помощь, консультируют и контролируют выполнение ими исследовательских работ, оказывают методическую помощь членам научного студенческого общества при их подготовке к участию в научных мероприятиях (конференциях, олимпиадах, конкурсах творческих работ и т.д.). При необходимости преподаватели и аспиранты проводят работу по основам методологии научных исследований, знакомят с методами научного исследования, прививая студентам умения и навыки организации и проведения научных педагогических исследований. Наряду с консультирующей и контролирующей функциями,

преподаватели и аспиранты выполняют фасилитирующую функцию: стремятся донести до студента мысль о том, что основной результат обучения в вузе - способность к интенсивному и грамотному поиску знаний.

Студенты - члены научного педагогического студенческого общества ПГПУ им. В. Г. Белинского проявляют инициативу при выборе темы научного исследования при согласии преподавателя-руководителя, консультируются с преподавателем-руководителем по вопросам организации и проведения научного исследования, оформления результатов исследования, принимают участие в научных мероприятиях студенческого общества ПГПУ им. В. Г. Белинского (конференциях, олимпиадах, конкурсах творческих работ и т.д.).

Основные формы отчетной работы научного педагогического студенческого общества ПГПУ им. В. Г. Белинского представляются в виде докладов по разработанным научным проблемам, рефератов, научных дискуссий, статей по проблеме исследования в специальном издании «Педагогический альманах» и др.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: научное педагогическое студенческое общество ПГПУ им. В. Г. Белинского создает особые условия для развития наиболее активных и одаренных студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности.

Возможность подготовки будущих учителей, способных исследовать педагогический процесс и результаты собственной исследовательской деятельности, видится в планомерной организации исследовательской деятельности студентов в рамках научного педагогического студенческого общества ПГПУ им. В. Г. Белинского.

Опыт работы, приобретаемый студентами - членами научного педагогического студенческого общества ПГПУ им. В. Г. Белинского может быть использован в будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2006. - 368 с.

2. Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. - 2-е изд., перераб. и доп. -М. : Просвещение, 1990. - 141 с.

3. Купцов, В. И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века / В. И. Купцов. - СПб. : Алетейя, 2009. - 428 с.

4. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завдений / В. И. Загвязинский. - М. : Академия, 2006. -176 с.

5. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М., 2001.

6. Сычкова, Н. В. Теоретические основы воспитания умений исследовательской деятельности будущего учителя : учеб. пособие / Н. В. Сычкова. - Магнитогорск : МаГУ, 2001. - 85 с.

7. Наргизашвили, М. Д. Психолого-педагогические основы учебной и научноисследовательской работы студентов / М. Д. Наргизашвили. - Тбилиси : Изд-во Тбилис. ун-та, 1986. - 23 с.

8. Сгонник, Л. В. Организация учебно-исследовательской работы студентов (из опыта работы педагогического колледжа г. Железноводска) / Л. В. Сгонник, Т. П. Винничук. - Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2001. - 112 с.

9. Квиткина, Л. Г. Научное творчество студентов / Л. Г. Квиткина. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 108 с.

10. Сачек, М. Г. Научно-исследовательская работа студентов / М. Г. Сачек, Л. И. Богданович, П. И. Лобко. - Мн. : Выш. шк. - 1989. - 109 с.

Шурыгина Юлия Александровна старший преподаватель, кафедра немецкого языка и методики преподавания немецкого языка, Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

Shurygina Yuliya Alexandrovna Senior lecturer, sub-department of German language and German language teaching methodology, department of foreign languages, Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky

E-mail: [email protected]

УДК 378 Шурыгина, Ю. А.

Место научного педагогического студенческого общества в системе профессиональной подготовки будущих учителей / Ю. А. Шурыгина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 2 (18). - С. 147-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.