ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Н.Г. ХМЫЗОВА, аспирантка кафедры теории и методики профессионального обучения Орловского государственного университета
Тел. 8-903-637-24-57
В.Н. ПРАВДЮК, доктор педагогических наук, доцент Орловского государственного университета
Тел. 8-953-62-71-201
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматривается актуальность и необходимость формирования научного мышления у студентов для обеспечения их профессиональной подготовки в вузе и приобретения ими готовности заниматься научно-исследовательской работой в процессе профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональное образование, научные знания, методология исследований, информационные технологии, научно-исследовательская работа.
В современном мире в условиях постоянно нарастающего информационного потока, важными качествами квалифицированного специалиста являются: научная ком -петентность и общее развитие, которые создают необходимые предпосылки для творческой, созидательной, интеллектуальной деятельности. В связи с внедрением в образовательный процесс программ третьего поколения и переходом вузов на двух уров-невую подготовку педагогов профессионального обучения: бакалавра и магистра, остро встает вопрос: какова должна быть их научная подготовка, какие основы научных исследований должны быть заложены при подготовке бакалавра, чтобы он мог преподавать в профессиональном учебном учреждении, в соответствии с требованиями к будущему специалисту, а также быть готовым продолжить учебу в магистратуре.
Опыт работы, накопленный в подготовке педагогов профессионального обучения по специальности 05.05.01 педагог (по отраслям) в Орловском государственном университете, по нашему мнению, может быть взят за основу. Поскольку подготовка такого специалиста еще продолжается, то есть смысл рассмотреть особенности формирования у студентов научно - исследовательской деятельности, с тем, чтоб данный опыт в будущем можно было бы перенести и на подготовку бакалавра.
Основными и наиболее важными формами профессионального образования в учебном процессе, охватывающими студентов в процессе обучения в университете, являются: учебно-исследовательская работа, курсовые работы, педагогическая, производственная и преддипломная практики. Дипломная работа и ее защита - заключительный этап подготовки молодых специалистов в ВУЗе, проверка приобретенных знаний и навыков, умения самостоятельно применять полученные знания и творчески работать.
Исходя из квалификационных профессиональных характеристик и предъявляемых требований, будущие педагоги профессионального обучения должны сочетать в себе профессиональные и общенаучные знания, которые они приобретаю в вузе в ходе
© Н.Г. Хмызова, В.Н. Правдюк
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
1>сш
участия в научно-исследовательской работе студентов (НИРС), при сборе исходного научного материала на педагогической практике, в процессе изучения научных основ ряда дисциплин. Это позволяет студентам использовать накопленные научные знания и опыт при выполнении курсовых и дипломных работ, продолжить повышение послевузовского образования.
Наше исследование направлено на разработку теоретической модели подготовки в вузе педагога профессионального обучения (по отраслям), обеспечивающей индивидуализацию научно-педагогического обучения; создание программно-методического комплекса по дисциплине «Основы научных исследований», и проектирование информационной среды обучения, для формирования научного мировоззрения студентов в их дальнейшей профессионально-педагогической деятельности. В эксперименте приняли участие 200 студентов факультета технологии, предпринимательства и сервиса.
В ходе констатирующего эксперимента были обозначены задачи, которые направлены для решения цели освоения дисциплины «Основы научных исследований» - это формирования научных знаний и осмысление научного подхода к творческому выполнению профессионально - педагогических задач:
- ознакомление с методологией научных исследований и применение её в будущей профессионально-педагогической и научно-педагогической деятельности;
- овладение студентами методами научного познания и применение их для углубления научных знаний и расширения научно-практического кругозора;
- обучение методам и приёмам самостоятельного поиска и решения творческих задач;
- развитие культуры научного труда, формирование личностных качеств исследователя (настойчивость, дисциплинированность, ответственность, усидчивость, внимательность и др.);
- внедрение достижений научно-технического прогресса в практику народного хозяйства с наименьшими затратами и наибольшей эффективностью.
Тестирование, проведенное по результатам обучения данной дисциплины показало, что следует усилить содержание обучения с философией, введением в профессиональную деятельность и с отраслевыми дисциплинами.
В результате исследования выявлены кри-
терии, позволяющие наиболее точно оценить уровень формирования научной и информационной подготовки студентов:
- умение использовать теоретические и практические знания, умения, навыки в ходе выполнении лабораторных и практических работ (владеть методикой, делать выводы, производить расчеты по полученным данным с использованием ТСО);
- своевременное, правильное выполнения практических заданий, сбор материала, подготовка отчета и многое другое;
- качество выполнения задания (осознанность, системность, полнота, аккуратность, наглядность, оформление);
- время, затраченное на выполнение задания (четкость, эффективность);
- самостоятельность выполнения задания (предварительная теоретическая подготовленность, знание методики выполнения задания, организованность, самодисциплина);
- творческий подход к решению поставленной задачи (осмысление цели, выбор метода, умении работать с вычислительной техникой, умение работать с приборами и оборудованием, рациональный подход к решению задач).
Эти и другие критерии были использованы в ходе наблюдения и оценки за работой студентов:
- на теоретических занятиях: по их активности на лекциях, семинарских занятиях, умение задавать вопросы, отвечать на вопросы преподавателя, подготавливать и выступать с рефератом, научным докладом, приводить примеры, анализировать, обобщать, делать выводы;
- на практических занятиях в ходе самостоятельной работы: творческий подход к решению поставленной задачи, самостоятельный выбор методики, работа с вычислительной техникой и на компьютере, умение работать с приборами и оборудованием, рациональный подход к решению задач;
- в процессе тестирования и анализа результатов контрольных работ в ходе промежуточной аттестации: оперативность, полнота ответа, аккуратность, самостоятельность;
- при защите курсовых и дипломных работ: анализ научно-педагогической литературы, постановка и результаты эксперимента, разработка методического материала, обобщение, выводы, предложения и презентация.
В настоящее время, ходе формирующего экс-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
перимента нами осуществляются исследования по следующим направлениям:
- роль и место информационных технологий в образовательном процессе, что позволит в будущем перевести процесс профессиональной подготовки бакалавра и магистра на качественно новую ступень. В связи с этим организация и проведение теоретических, практических и лабораторных занятий будущих педагогов профессионального обучении (по отраслям) ведется с применение ком -пьютерного моделирования, например: на занятиях по инженерной графике, строительному, архитектурному и ландшафтному дизайну, методике профессионального обучения, технологическому практикуму и другим дисциплинам;
- использование нетрадиционные форм и методов обучения, которые остаются актуальными, особенно при обучении психолого-педагогическим дисциплинам с целью развития познавательной активности студентов (конференции, исследование, бинарные, с применением Интернет — ресурсов, творческое проектирование, лекции-диалоги, ком -пьютерные и блиц-игры и др.).
По-нашему мнению применение педагогических информационных технологий позволит рационально развивать научный и творческий потенциал студентов. При этом у них происходит развитие информационной культуры -умения добывать из различных источников информацию, обрабатывать и целенаправленно работать с ней. Расширение предметных областей, усложнение и увеличение объёма информации привело к необходимости применения ИКТ не только в учебном, но и в воспитательном процессе, за счёт разнообразия форм внеаудиторной работы. Закономерно, что при подготовке и проведении самостоятельной работы всё шире используются информационные технологии, которые активизируют познавательную и творческую деятельность студентов. Ярким примером такой работы может служить проведение недели профессионального мастерства, в рамках которых проводятся разнообразные мероприятия:
• презентации профессий
• научно-практические конференции
• смотры-конкурсы профессионального мастерства
• защита разработанных проектов
• внеаудиторные игровые мероприятия
Активное участие студентов во всех мероприятиях подтверждает их заинтересованность, позволяет реализовать свой научный потенциал, убедиться в правильности выбора будущей профессии. Следует подчеркнуть, что наивысший пик активности студентов в научной работе достигается в ходе подготовки ими дипломных работ. Поэтому, чем раньше студенты вовлечены в научную деятельность по проблеме своей дипломной работы, тем больше времени отводится на развитие его активности и формирование его ком -петентности как будущего педагога профессионального обучения. Мониторинг экспериментальной деятельности студентов за 2008-2010 годы позволил выделить этапы активизации научнопознавательной деятельности студентов и оптимальный срок - в течение трех лет с третьего по пятый курс:
1 этап - подготовка рефератов и курсовых работ по психолого-педагогическим и отраслевым дисциплинам, участие в НИРС, в научных конференциях;
2 этап - педагогическая практика (постановка и проведение эксперимента в условиях учебного учреждения, разработка учебно-методического, дидактического материала, наглядных пособий, участие в НИРС, в научных конференциях и др.), производственная практика (изготовление натурнопрактического изделия), участие в недели науки;
3 этап - преддипломная практика (обобщение результатов исследования, написание и оформление выпускной работы, разработка презентации, завершение изготовление натурно-практического изделия, разработка учебно-методического, дидактического материала, наглядных пособий).
На ранних 1 -2 курсах, студенты проходят адаптацию обучения в вузе и приобщаются к исследовательской деятельности. Как правило, это происходит с помощью преподавателей предметников, ведущих ученых факультета и кафедр, а также аспирантов. Эффективным оказывается, когда студенты вовлекаются в работу по тематике кафедры или преподавателей, где им изначально отводится определенная роль и задание, которое не мешает, а напротив, углубляет знания студентов. В качестве примера приведем опыт педагогического сотрудничества и научного взаимодействия студентов кафедры профессионального обучения, участвующих в кружке «методист», под руководством профессора В.Н. Правдюк, в кружке по информа-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
ционным технологиям - руководитель профессор В.С. Никульников, в подготовке педагогов по отрасли «дизайн», где научное руководство осуществляют доценты С.В. Дерепаско и А.В. Завъяло-ва и другие.
Опыт работы этих и других преподавателей факультета ТПС показал необходимость изменения содержательной части учебных программ бу -дущих бакалавров, основанный на использовании информационных технологий, что значительно повысит эффективность аналитической и исследовательской работы.
Кроме вышеизложенного, в рамках нашего ис-
следования мы предполагаем, решить проблему сотрудничества с работодателем, который предоставляет техническую базу для научно -исследовательской работы студентов, что способствует повышению качества подготовки выпускников, оптимизации учебно-воспитательного процесса. Инновационные подходы к организации тесного сотрудничества с социальными партнёрами позволяют формировать качества, необходимые специалистам, что даёт возможность нашим выпускникам быть профессионально защищёнными и адаптированными в условиях современного рынка труда.
Библиографический список
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. - М., 1982
2. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева - М., 1988.
3. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1982.
4. Кара-Мурза С.Г. Проблемы организации научных исследований / С.Г. Кара-Мурза. - М., 1981
5. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие педагога-исследователя / В.В. Краевский. - Самара, 1994.
6. Кузнецов И.Н. Методика научного исследования / И.Н. Кузнецов. - Минск. 1997.
7. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие. / Под ред. Н.В. Кузьминой. - Л., 1980.
8. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю / М.Н. Скаткин. - М., 1986
9. Образцов П.И. Психолого-педагогическое исследование: методология, методы и методика. - Учебное пособие. -О., 2007.
10. Правдюк В.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов со специализацией «Аграрная технология»: монография [Текст] - Орел: Труд, 2001. - 264 с.
N.G. HMYAZOVA, V.N. PRAVDUC
FORMATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE OF FUTURE TEACHERS OF PROFESSIONAL TRAINING
The urgency and necessity of formation of scientific intellection of students, for support of their professional training in high school and acquisition of their readiness to be engaged into scientific -research work in the course of professional work is considered in the article.
Key words: professional training, scientific knowledge, methodology of researches, information technology, scientific - research work.