Научная статья на тему 'Использование компьютерных технологий в активизации научно-исследовательской работы будущих педагогов профессионального обучения'

Использование компьютерных технологий в активизации научно-исследовательской работы будущих педагогов профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / THE TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING / A BASIS OF SCIENTIFI C KNOWLEDGE / COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмызова Н. Г., Правдюк В. Н.

В статье рассматривается содержание дисциплины «Основы научных знаний», освоение которой предполагает успешность всей последующей деятельности выпускника, так как здесь формируются глубина научных знаний и прочности навыков постановки и проведения педагогического эксперимента, умения проводить сбор информации, ее хранение и обработка экспериментальных данных с помощью компьютерных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хмызова Н. Г., Правдюк В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN ACTIVIZATION OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING RESEARCH WORK

In article the content of discipline «Basis of scientifi c knowledge» is considered. Which development assumes success of all subsequent activity of the graduate as here are formed depth of scientifi c knowledge and durability of skills of statement and carrying out of pedagogical experiment, abilities to spend information gathering, its storage and processing of experimental data by means of computer programs is considered.

Текст научной работы на тему «Использование компьютерных технологий в активизации научно-исследовательской работы будущих педагогов профессионального обучения»

Н.Г. ХМЫЗОВА

аспирант кафедры профессионального обучения Орловского государственного университета Тел.: + 7 903 637 24 57

В.Н. ПРАВДЮК

доктор педагогических наук, профессор кафедры профессионального обучения Орловского государственного университета Тел. (4862) 45 84 79

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АКТИВИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается содержание дисциплины «Основы научных знаний», освоение которой предполагает успешность всей последующей деятельности выпускника, так как здесь формируются глубина научных знаний и прочности навыков постановки и проведения педагогического эксперимента, умения проводить сбор информации, ее хранение и обработка экспериментальных данных с помощью компьютерных программ.

Ключевые слова: педагог профессионального обучения, основы научных знаний, компьютерные технологии.

Актуальной задачей реформирования высшего профессионального образования является совершенствование системы форм и методов обучения, активизирующих учебно-познавательную деятельность студентов, внедрение новых технологий в учебный процесс. Сегодня очень важно научить будущего педагога профессионального обучения практическому освоению принципиально новых способов работы с информацией, так как это способствует воспитанию студента как личности, способной вступать в информационное общество, успешную в своей профессиональной деятельности, желающую получать самообразование.

Студенты должны уметь использовать в процессе изучения материала не только традиционные методы, но и новые. К новым методам работы с информацией относятся работа с графическими программами и компьютерные технологии. Последние открывают перед ними широкие возможности использования разнообразных источников информации, создают условия для творчества и успешного личностного развития, повышают эффективность самостоятельной работы.

Задача преподавателей - сформировать у будущих педагогов профессионального обучения убежденность в необходимости формирования навыков получения новой информации с помощью компьютерных технологий, а также научить эффективному применению технических средств обучения в будущей педагогической практике в профессиональном учебном заведении.

В соответствии с этим обращаем внимание на © Н.Г. Хмызова., В.Н. Правдюк

особенности формирования у будущих педагогов профессионального обучения знаний, умений и навыков научно-исследовательской работы в педагогическом коллективе с помощью компьютерных технологий.

Обучение студентов по дисциплине «Основы научных знаний», проводится по специально разработанной программе. Цель данной дисциплины - это ознакомление с основами теоретических и экспериментальных исследований, формирование и развитие личностных качеств исследователя, навыков работы по поиску, анализу и обобщению научно-технической информации, развитие у студентов творческого мышления в процессе их профессиональнопедагогической деятельности.

В процессе обучения у них формируется системное представление о методологии и методах научного исследования в профессиональном обучении. Содержание дисциплины «Основы научных знаний» составлено согласно образовательному стандарту нового поколения. Освоение данной дисциплины предполагает успешность всей последующей деятельности выпускника, так как здесь формируются глубина научных знаний и прочности навыков постановки и проведения педагогического эксперимента, умения проводить сбор информации, ее хранение и обработка экспериментальных данных с помощью компьютерных программ.

В современном мире в условиях постоянно нарастающего информационного потока важными качествами квалифицированного специалиста являются: научная компетентность и общее разви-

тие, которые создают необходимые предпосылки для творческой, созидательной, интеллектуальной деятельности.

Одной из форм самостоятельного, творческого поиска обучающей информации, ее апробации является педагогическая практика студентов в профессиональных учебных учреждениях. На открытых занятиях, которые проводят практиканты, необходимо представить самостоятельно разработанную презентацию по теме урока.

Как показал опыт, проводимый на кафедре профессионального обучения, студенты успешно справляются с заданием и в дальнейшем используют свой материал в дипломной работе.

Кроме этого, студенты успешно используют компьютерную программу БХБЬ для математической обработки статистических данных. Это повышает образовательный уровень будущих педагогов профессионального обучения и качество дипломной работы.

В связи с внедрением в образовательный процесс программ третьего поколения и переходом вузов на двухуровневую подготовку педагогов профессионального обучения - бакалавра и магистра

- остро встают вопросы: какова должна быть их научная подготовка, какие основы научных исследований должны быть заложены при подготовке бакалавра к педагогической работе в профессиональном учебном учреждении в соответствии с требованиями к будущему специалисту, а также быть готовым продолжить учебу в магистратуре.

В ходе нашего исследования, проведенного на кафедре профессионального обучения ФГБОУ «ОГУ», определили:

- роль и место информационных технологий в образовательном процессе, что позволяет перевести процесс профессиональной подготовки бакалавра и магистра на качественно новую ступень. В связи с этим организация и проведение теоретических, практических и лабораторных занятий будущих педагогов профессионального обучении (по отраслям) ведется с применение компьютерного моделирования, например: на занятиях по инженерной графике, строительному, архитектурному и ландшафтному дизайну, методике профессионального обучения, технологическому практикуму и другим дисциплинам;

- значение нетрадиционных форм и методов обучения, которые остаются актуальными, с целью развития научно-познавательной активности студентов (конференции, исследование, бинарные, с применением Интернет-ресурсов, творческое проектирование, лекции-диалоги, компьютерные и блиц-игры и др.).

По-нашему мнению, применение информационных технологий позволит рационально развивать научный и творческий потенциал студентов. При этом у них происходит развитие информационной культуры - умения добывать из различных источников информацию, обрабатывать и целенаправленно работать с ней.

Расширение предметных областей, усложнение и увеличение объёма информации привело к необходимости применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) не только в учебном, но и в воспитательном процессе, за счёт разнообразия форм внеаудиторной работы. Закономерно, что при подготовке и проведении самостоятельной работы всё шире используются информационные технологии, которые активизируют познавательную и творческую деятельность студентов. Ярким примером такой работы может служить проведение недель профессионального мастерства, в рамках которых проводятся разнообразные мероприятия: презентации профессий, научно-практические конференции, смотры-конкурсы профессионального мастерства, защита разработанных проектов, внеаудиторные игровые мероприятия.

Активное участие студентов во всех мероприятиях подтверждает их заинтересованность, позволяет реализовать свой научный потенциал, убедиться в правильности выбора будущей профессии. Следует подчеркнуть, что наивысший пик активности студентов в научной работе достигается в ходе подготовки ими дипломных работ. Поэтому, чем раньше студенты вовлечены в научную деятельность по проблеме своей дипломной работы, тем больше времени отводится на развитие их активности и формирование компетентности как будущих педагогов профессионального обучения.

В связи с тем, что в современном обществе роль информационных технологий в области профессионального образования возрастает, то необходимо решить следующие задачи:

- повышение мотивации студентов к изучению общепрофессиональных и специальных (отраслевых) дисциплин путем активизации их самостоятельной деятельности с применением компьютерных технологий;

- ознакомление с разнообразием обучающих и прикладных компьютерных программ;

- познавательное исследование предметной области с помощью интернета;

- расширение спектра методов самоконтроля учебно-познавательной работы студентов с использованием компьютера;

- изучение и ознакомление с компьютерными программами, применительно к творческому и на-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

учному исследованиям, при изготовлении презентаций к курсовой и дипломной работам.

В целом, анализ научно-педагогической деятельности преподавателей факультета технологии, предпринимательства и сервиса показал, что подготовка студентов по блокам общепрофессиональных и специальных дисциплин происходит значительно эффективно, если преподавание ведется с сопровождением обучающего материала с помощью компьютера, например: при изучении методики профессионального обучения, общей и профессиональной педагогики, педагогических технологий, компьютерной графики, внутреннего домашнего и ландшафтного дизайна, сельскохозяйственных и строительных машин и оборудования, автодела, правил дорожного движения и других.

Навыки использования компьютеров на занятиях в процессе изучения различных тем, владение новыми информационными технологиями позволяют студентам работать в собственном режиме, сочетая в процессе обучения как печатные материалы, так материалы, размещенные в сети Интернет. Таким образом, обеспечивается индивидуальное обучение и самоконтроль.

Практика показывает, что компьютерные технологии можно использовать при изучении новой темы (презентации лекций). В этом случае обсуждение со студентами нового материала становится более наглядным, ярким, систематизирующим знания. На слайдах обычно размещаются необходимые формулы, таблицы, схемы. При первичном закреплении полученных на уроке знаний, при отработке умений и навыков используется обучающее тестирование, а также при контроле и коррекции знаний. В последние два года на факультете в ходе сессий по 40% предметов проводятся письменные экзамены с помощью компьютеров.

Следует отметить, что на кафедре профессионального обучения сложился многолетний опыт работы преподавателей и студентов по разработке, изготовлению и применению презентаций. Причем, в их взаимодействии и в творческом решении четко прослеживаются дидактические принципы: последовательности, перспективности, научности и межпредметных связей. Например, студенты четвертого курса по дисциплине «Методика профессионального обучения» в ходе выполнения курсовой работы подготавливают материал, на основе которого разрабатывают презентации к различным темам занятий. Свои презентации они апробируют на педагогической практике в профессиональных учебных заведениях и после этого с дополнением и корректировкой прилагают к дипломной работе. Немаловажным является и тот момент, когда сту-

денты, участвующие в научной работе, предлагают ознакомиться с презентацией своего исследования на студенческих научных конференциях.

Таким образом, считаем, что необходимо продолжать расширять возможности применения компьютерных технологий в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения и вести поиск резервов повышения его качества на основе информационных технологий, которые способствуют расширению кругозора и углублению знаний студентов в рамках аудиторной и самостоятельной работы.

Для того, чтобы организовать учебный процесс с использованием компьютерных технологий, необходимо решить многие проблемы, связанные с созданием новых учебных пособий, в которых даны инструкции по использованию компьютерных технологий. Такими пособиями могут стать учебнометодические комплексы по отдельным темам (модулям), в соответствии с новыми стандартами в профессиональном образовании. В таком комплексе должны быть даны инструкции по изучению лекционного материала, выполнению практической работы, самоподготовке и самоконтролю.

Особенностью электронных учебных пособий является то, что они могут использоваться как во время проведения аудиторной работы (на лекциях и практических занятиях), так и вне аудитории, в процессе самостоятельной работы студентов. Так, например, при изучении темы студенты могут пользоваться как учебным пособием в книжном варианте, так и электронной версией этого учебного пособия. Электронная версия отличается тем, что при желании студент может начать изучение данной темы с выполнения контрольных заданий, ответов на вопросы или выполнения тестовых заданий. В случае затруднения можно воспользоваться подсказкой.

Структурированное учебное электронное пособие позволяет работать каждому индивидуально, по своему усмотрению распределять время на изучение данной темы, проверить самостоятельно свои знания. Электронная версия учебного пособия по данной дисциплине позволяет также установить межпредметную связь. Использование электронных версий учебных пособий по изучаемым дисциплинам наряду с печатными изданиями позволяет организовать по-новому учебный процесс в вузах.

При создании учебных пособий с использованием компьютерных технологий требуется решить ряд вопросов, связанных с гипертекстовым структурированием материала и подготовкой наглядности. Применение электронных учебных пособий, подготовленных на основе соединения модульных

и компьютерных технологии, позволяют индивидуализировать обучение, актуализировать уже имеющиеся знания, каждому студенту выполнять работу в собственном режиме, видеть начальныи, промежуточный и конечный результат, осуществлять самоконтроль усвоения знаний.

Однако компьютер может заменить только основную часть наглядных пособий и моделей. На теоретических и практических занятиях он становится эффективным помощником, однако не может заменить преподавателя и его слово. При организации и проведении различных форм обучения с помощью компьютерных технологий необходимо

помнить о важнейшем дидактическом принципе эффективности применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в соответствии с которым их роль возрастает в сочетании с традиционными методами обучения.

«Основы научных знаний» - одна из дисциплин, обучение которой на основе межпредметных связей в достаточно полной мере способствует привлечению будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности с использованием современных ком -пьютерных технологий, что соответствует требованиям инновационной образовательной среды вуза.

N.G. HMIZOVA, V.N. PRAVDUK

USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN ACTIVIZATION OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING RESEARCH WORK

In article the content of discipline «Basis of scientific knowledge» is considered. Which development assumes success of all subsequent activity of the graduate as here are formed depth of scientific knowledge and durability of skills of statement and carrying out of pedagogical experiment, abilities to spend information gathering, its storage and processing of experimental data by means of computer programs is considered.

Key words: the teacher of vocational training, a basis of scientific knowledge, computer technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.