Научная статья на тему 'Кейс-технологии в научно-исследовательской работе будущего педагога'

Кейс-технологии в научно-исследовательской работе будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
918
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД (КЕЙС-СТАДИ) / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / КЕЙС / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджикурбанова Габибат Магомедовна

В статье рассматривается проблема изменения методов, форм и средств организации образовательного процесса и активизации научной деятельности в вузе, способствующие формированию исследовательской компетенции будущего педагога. В статье одним из эффективных методов формирования исследовательской компетенции будущего педагога рассматривается кейс-метод, где дана классификация известных на сегодняшний день разновидностей кейсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кейс-технологии в научно-исследовательской работе будущего педагога»

УДК 372.08

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

© 2013Гаджикурбанова Г.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматривается проблема изменения методов, форм и средств организации образовательного процесса и активизации научной деятельности в вузе, способствующие формированию исследовательской компетенции будущего педагога. В статье одним из эффективных методов формирования исследовательской компетенции будущего педагога рассматривается кейс-метод, где дана классификация известных на сегодняшний день разновидностей кейсов.

The problem of changes in methods, forms and means of enhancing the educational process and research activities at the university, contributing to the formation of the research competence offuture teachers. In the article one of the most effective methods of generating the research competence of future teachers considered the case method, where the classification of currently known species of cases.

Ключевые слова: кейс-метод (кейс-стади), кейс-технологии,кейс, научно-исследовательская работа, научно-исследовательские компетенции.

Keywords: case method (case study), case-based technologies, case, scientific research, research competence.

Проблема обеспечения качества исследовательской деятельности в высших педагогических учебных заведениях приобрела значимый статус, поскольку неотъемлемой частью подготовки квалифицированных

педагогов является научно -

исследовательская работа как составная часть учебного процесса. При этом исследовательская деятельность

предполагает активность обучаемого в познании, связанная с переработкой информации научного характера с глубоким осмыслением, включение мыслительных процессов в аналитико-прогностическом аспекте.

Научное исследование выступает как сложный процесс, требующий определенной методологической,

теоретической и практической подготовки, поскольку качество научной деятельности предопределяется

исследовательской компетентностью выпускников в решении

исследовательских задач. При этом научно-исследовательская компетенция в ФГОС ВПО является составной частью пяти

групппрофессиональныхкомпетенций, к которым отнесены: способность организовывать учебно-иссле-

довательскую работу обучающихся; готовность участвовать в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки специалистов; готовность к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач.

По мнению М. Б. Шашкиной и А. В. Багачук, исследовательская

компетентность представляет собой «интегративную характеристику

личности, предполагающую владение методологическими знаниями,

технологией осуществления

исследовательской деятельности,

признание их ценности и готовность к их

использованию в профессиональной деятельности» [6].

С учетом

сказанногоисследовательская компетенция педагога представляет собой характеристику личности педагога, означающую владение умениями и способами осуществления

исследовательской деятельности на уровне технологии в целях поиска знаний для решения образовательных задач, построения образовательного процесса с позиций достижения целей образования и желаемого образовательного результата. Кроме того, исследовательская компетенция - это не просто исследовательские знания, умения и навыки, которыми должна обладать личность, а более глубокое понятие, характеризующее его личное отношение к предмету деятельности, путь, по которому он пришелк результату.

Как показывает практика работы педагогических вузов, недостаточно разработанным направлением остается организация научно-исследовательской работы, подготовка к исследовательской деятельности, что актуализирует проблему поиска и освоения таких форм обучения, где акцент ставится на самостоятельной деятельности студентов. При этом формирование научно -исследовательских компетенций

будущего педагога требует обоснования методов, форм и средств организации исследовательской деятельности и изменения содержания образования.

На наш взгляд, повышению качества подготовки будущих педагогов к научно -исследовательской деятельности

призваны способствовать новые информационные технологии,

обеспечивающие эффективный доступ к образовательным ресурсам. При этом особо значимой становится проблема применения кейс-технологии для научно -методического сопровождения

исследовательской деятельности

будущих педагогов.

По мнению Т. Д. Стрельниковой, кейс-технологии способствуют развитию навыков критического мышления, выдвижения различных позиций и точек зрения, оценки альтернативных

вариантов в условиях неопределенности и преследуют следующие цели: научить обучающихся как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию; сортировать информацию для решения выбранной задачи; выявлять ключевые проблемы предложенной ситуации; генерировать альтернативные пути решения и оценивать их; выбирать оптимальное решение и формировать программы действий [5].

По словам И. В. Шумовой, кейс-технологии представляют собой комплекс средств и активных методов обучения, который обеспечивает студента необходимым набором информационного, методического

материалов и способствует

формированию специальных

компетенций и профессионально-личностных качеств будущего педагога, способного решать профессиональные задачи [7]. При этом наиболее распространенными методами кейс-техно-логий являются: анализ

конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс-метод (case-study или метод конкретных ситуаций).

Кейс-метод(от англ. case - 1) портфель, чемодан, сумка, папка; 2) ситуация, случай, казус) - это техника обучения, использующая описание реальных проблемных ситуаций экономического, социального, бытового характера. Суть данного метода заключается в организации обучения с использованием описания конкретных жизненных ситуаций, подлежащих осмыслению учащимися, в ходе которого у них актуализируется определенный комплекс знаний, необходимых для разрешения проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений

[4].

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что основы данного метода возникли еще в глубокой древности, где одним из первых античных кейсологов был Сократ, который первым занялся преподаванием риторики и стал рассуждать об образе жизни. В начале XX века кейс-стади как метод в современном его виде был

впервые применен в стенах Гарвардской школы бизнеса при преподавании управленческих дисциплин [2, 3].

С течением времени кейс-метод в той или другой степени начал использоваться в подавляющем большинстве учебных заведений не только в США, но и в других странах. Российские педагоги заимствовали опыт других стран по использованию кейс-стади, что не нашло отражение в теории и практике научно -исследовательской работы будущих педагогов.

Следует отметить, что учебный материал в данном методе подается в виде кейсов с разнообразным описанием ситуации из различных источников (научной, специальной литературы, научно-популярных журналов).

Анализ литературы по теме исследования позволяет нам

классифицировать кейсы по различным признакам, куда включены известные на сегодняшний день разновидности кейсов (табл.).

Работа над кейсом способствует профессионализации студентов, их взрослению, повышает интерес и мотивацию по отношению к учебе, формирует умение слушать и взаимодействовать с другими студентами. При этом знания приобретаются в результате активной и творческой работы, среди которых самостоятельное целеполагание, сбор информации, информации с разных точек зрения, выдвижение гипотез, выводов, заключения, самоконтроль процесса получения знаний и его результатов.

Классификация кейсов

Таблица

структурированный

по структуре неструктурированный

первооткры вательский

объемный кейс

П по размеру средний кейс

мини-кейс

Р по воздействию обучающий

К практический

исследовательский

И по сюжету сюжетный

Е бессюжетный

по представлению печатный

З мультимедийный

Й видео-кейс

от прошлого к настоящему

Н по времени кейс-воспоминание

С прогностический кейс

кейс-рассказ

А по жанру кейс-эссе

Ы кейс-очерк

по субъекту личностный

К многосубъектный

со специальным

по приложению приложением

И без приложения

комплексный (модульный)

кейс

по содержанию кейс-изложение

кейс-иллюстрация

кейс практическое задание

Кейс-метод, по нашему мнению, является эффективным способом формирования исследовательской

компетенции будущего педагога, который можно сочетать с другими методами обучения. При этом данный метод выступает практическим способом организации учебного процесса, а также его следует считать наглядно-проблемным, наглядно-практическим и наглядно-эвристическим одновременно, поскольку в нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация способов её решения.

Примечания

1. Красикова Е. Н. Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции лингвиста-преподавателя: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2009.2. Монахов В. М. Педагогические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград : Перемена, 1995. 152 с. 3. Морозов Е. П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Советская педагогика. 1991. № 10. С. 88-93.4. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. Киев, 2002. 286 с. 5. Стрельникова Т. Д. Обучение с помощью кейс-технологий // Справочник заместителя директора школы. 2009. №4. С. 59-72. 6. Шашкина М. Б., Багачук А. В. Формирование исследовательской

деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода: Монография. Красноярск, 2006. 7. Шумова И. В. Методика организации и проведения педагогической практики бакалавра-филолога на основе кейс-технологий: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2010. 252 с.

Статья поступила в редакцию 29.04.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.