Библиографический список 2006. - 224 с.
1. Аухадеева Л.А. Коммуникативная культура 2. Бодалев А.А. Психология общения. - М.;
студентов педагогического вуза. - М.: ВИНИТИ, Воронеж: МОДЭК, 2002. - 265 с.
УДК 001.89
Маркова Светлана Михайловна
доктор педагогических наук, профессор Волжский государственный инженерно-педагогический университет, г. Нижний Новгород
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ
В статье раскрываются особенности научно-исследовательской деятельности (сущность, структура, функции, свойства, методологические признаки); рассматриваются концептуальные идеи организации научно-исследовательской деятельности педагога в вузе.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, профессиональное образование, научное обеспечение, организация научно-исследовательской деятельности.
Ориентация образовательных систем на стратегию социально-экономических изменений, интеграция и дифференциация профессионально-педагогических систем требуют изменений в деятельности педагогов высших учебных заведений, обеспечивающих подготовку специалистов, способных осуществлять самостоятельную поисковую деятельность, принимать ответственные решения, прогнозировать их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. В современных условиях ставится задача не столько подготовить специалистов определенной квалификации, сколько сформировать у них такие характеристики, как способность приобретать новые знания, творческая активность в принятии решений, широкая прогностическая ориентация и др.
Условием, обеспечивающим ее решение, является развитие научно-исследовательской деятельности педагогов.
Как известно, основной функцией университетов является организация активной научно-исследовательской деятельности, решение интеллектуальных и образовательных задач на основе исследовательской деятельности с целью получения нового знания.
Развитие высшего профессионального образования, поставившее своей целью подготовку высококвалифицированного и высокообразованного специалиста на основе исследовательс-ко-образовательной деятельности в университете, позволило сделать вывод, что проблема орга-
низации научно-исследовательской деятельности педагогов становится весьма актуальной и строится на принципах: универсализации высшего образования; регионализации университетского образования; развития исследовательских и интегративных социокультурных функций университетов, развития информатизации и внедрение информационных и инновационных технологий и коммуникаций в исследовательскую деятельность.
Развитие исследовательской деятельности как функции педагогов вуза начинается с XIX века до начала XXI века. Анализ исследовательской функции деятельности преподавателя вуза, позволил выявить основные теории педагогического труда, его специфические особенности, критерии эффективности в 1920-1930-е годы (работы М. Беляева, С. Гусева, Е. Качарова, Ф. Королева, К. Ку-тепова, Н. Левитова, Т. Маркарьяна, П. Парибо-ка, Г. Прозорова, Л. Раскина, М. Соколова, С. Фридмана, Т. Чугуева и др.).
В 1930-1960-е годы исследовательская функция преподавателя вуза не являлась предметом глубокого теоретического анализа, и только начиная с 1970-х годов, включая 1980-е годы в исследованиях Е.В. Бондаревской, Т.Ф. Белоусовой, М.С. Бургина, Ф.Н. Гоноболина, Э.А. Гришина, И.Ф. Исаева, Ф.Ф. Королева, Н.В. Кузьминой,
Н.Г. Кушкова, Н.Д. Левитова, З.И. Равкина, В.А. Сластенина, В.Э. Тамарина, А.И. Щербакова и др., исследовательская функция преподавателя вуза и учителя рассматривается в культурологической парадигме и предполагает связь на-
© Маркова С.М., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
67
учных исследований с проблемами гуманизации высшего образования.
В 1990-е годы формируется также и науковед-ческий подход к пониманию исследовательской функции преподавателя вуза, что предполагает глубокий теоретический анализ массива научной информации, идей, гипотез и концепции в информационном обществе. Развитие науковедческого направления в понимании исследовательской деятельности позволяет выявить следующие ее функции в деятельности педагогов:
- аналитическую: осмысление реальной действительности, ее анализ, оценка;
- ориентационную: осведомленность в условиях реальной жизни, практике, в человеческих отношениях, политике, религии, выбор оптимальных из них;
- прогностическую: предвидение изменений в природе и обществе, в человеке и познании;
- информационную: обеспечение связи и взаимопонимания между странами, общественными системами, отраслями производства, наукой, культурой и др.;
- инновационную: проникновение открытий в науку, общественную практику, культуру, здравоохранение, образование;
- моделирующую: создание идеальных схем, моделей происходящих процессов и явлений, прошлого, настоящего и будущего;
- системообразующую: образование из разрозненных сведений, фактов - системы знаний, представлений в виде концепций и теорий, определяющих сознание и самосознание человека и человечества;
- оптимизирующую: обеспечение оптимального решения проблем, возникающих перед человеком и обществом [1].
Научно-исследовательская деятельность в вузе отражает в себе свойства и особенности развития научных знаний:
1. Их расширение чаще всего осуществляется, с одной стороны, за счет саморазвития педагогической науки (обогащение терминологии, аппарата, модельное циркулирование информации, взаимосвязь идей).
2. Их объективизация обусловлена триадой: практической необходимостью, значимостью в качестве интеллектуальной единицы культуры, закономерностями развития изучаемого явления или процесса.
3. Их актуализация зависит от коллективного научного сотворчества (международное сотруд-
ничество, научные школы, научные сообщества, взаимодействие отдельных ученых).
4. Их внедрение в практику непосредственно связано с деятельностью исследователя в конкретном научном коллективе, научной программе.
Научное исследование - это особая форма отражения действительности и духовного освоения мира, вид познавательной деятельности как процесс целенаправленного поиска, систематического изучения объектов педагогической действительности и выработки новых научных знаний об этих объектах. Это форма осуществления научного познания, функцией которого является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об окружающей действительности.
Выделяются следующие свойства научно-исследовательской деятельности:
- целенаправленность, то есть процесс, направленный на достижение поставленной цели и решение четко сформулированных задач;
- поиск нового - открытие неизвестного метода, выдвижение и обоснование оригинальных идей и поиск путей их реализации, новое освещение уже известных явлений и событий и пр.;
- системность - приведены в систему и задачи, и процесс исследования и его результаты;
- строгая объективность, воспроизводимость, доказательность, обоснованность обобщений и выводов.
К научно-исследовательским умениям педагогов можно отнести:
- уметь выдвигать идеи, ставить проблемы и находить эффективные и оптимальные способы их решения;
- вести поиск, заглядывать в будущее, опираясь на реальные достижения науки и практики;
- искать и находить ответы при решении сложных теоретических и практических задач;
- быть объективным и бесстрастным к фактам на первый взгляд малозначительным или косвенным, «нулевым» или «отрицательным» результатам;
- мало выявить новый научный факт, новую закономерность, взаимосвязь явлений или разработать новую систему, важно дать им научное объяснение и обоснование, показать социальное, научно-теоретическое и практическое значение и применение нового;
- выделить специальный объект и предмет исследования;
68
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
- отобрать и применить специальные средства познания объекта;
- научные знания фиксировать в общепринятом лексиконе научной области, в рамках которой проводится исследование, соблюдая требование терминологической однозначности [2].
Так как научное исследование - это процесс поиска и формирования нового педагогического знания, то основными составляющими такого исследования являются:
- определение темы исследования и обоснование ее актуальности;
- выделение объекта и предмета исследования;
- постановка цели и формулировка задач исследования;
- анализ имеющейся информации в науке и практике о способах решения рассматриваемой проблемы;
- формулировка исходной гипотезы;
- экспериментальная проверка гипотезы;
- анализ и обобщение полученных результатов;
- формулировка выводов и разработка рекомендаций для практиков.
Методологами установлен необходимый перечень методологических признаков научного исследования (В.В. Краевский, В.М. Полонский, М.Н. Скаткин и др.), по которым оценивают процесс его проведения и полученные результаты при завершении такой работы. К ним относятся: проблема и тема исследования, актуальность, объект исследования, его предмет, цели и задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки и практики. Обратимся к их особенностям [3].
Проблема в очень большой степени определяет стратегию и направление научного поиска. Чаще всего проблема - это какая-то область нерешенных практических задач, для решения которых необходимо обращение к научным знаниям, отечественному и зарубежному опыту, которые необходимо осмыслить, систематизировать и выделить то, что помогает решить сформулированную конкретную практическую задачу и затем использовать для совершенствования педагогической практики.
Тема исследования отражает и конкретизирует проблему исследования.
Актуальность выбранной темы исследования раскрывает, почему нужно изучать объект, отражая потребности практики и пробелы в науке при решении выбранной проблемы исследования.
Предмет исследования - это один из аспектов, какая-то часть объекта исследования, устанавливает границы научного поиска.
Замысел исследования - это основная идея работы. В замысле выстраивается в логический порядок: цель и задачи, гипотеза исследования; критерии и показатели оценки изменения исследуемого явления, процесса или системы; методы и последовательность их применения; процедура управления, накопления, регистрации и обобщения исследовательского материала.
Цель и задачи исследования. Цель - это ожидаемый результат, задачи - шаги и действия для ее достижения. Последовательность сформулированных задач отражает логику исследования.
Гипотеза исследования - предположение, сделанное интуитивно как ответ на поставленные задачи, требующее доказательства эффективности, результативности предлагаемого нового в работе педагога.
Новизна - это содержательное раскрытие, изложение полученного нового знания о методе, системе, способе деятельности и пр.
Значение полученного результата для науки определяется тем, в какие проблемы, концепции, теории, методики, отрасли педагогического знания вносятся дополнения или изменения, пополняющие, обогащающие или обновляющие их содержание. Значение полученных результатов для практики связано с тем, как и для каких практических целей можно использовать полученные результаты.
Анализ педагогических трудов по данной проблеме (Б.С. Гершунский, Н.В. Бордовская, ГМ. Добров, В.И. Загвязинский и др.) позволил выявить два аспекта компонентного состава научноисследовательской деятельности: методологический и процессуальный. Характеризуя состав методологического компонента научно-исследовательской деятельности, в ее составе выделяются цели, задачи, гипотеза исследования. С позиции инварианта процессуального состава деятельности ее элементами являются: целеполагание, содержание, исполнение, рефлексия, оценка, а также логика научного исследования, программа.
Рассмотрение сущности научно-исследовательской деятельности позволило научно обосновать процесс организации научно-исследовательской деятельности педагогов в вузе.
Основными ведущими идеями организации научно-исследовательской деятельности педагогов в вузе являются следующие:
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
69
- идея органического единства образовательной и научно-исследовательской деятельности;
- идея научного обеспечения научно-исследовательской деятельности педагогов в вузе;
- идея науковедческого подхода к пониманию научно-исследовательской деятельности педагогов в вузе;
- организация научно-исследовательской деятельности представляет собой сложную взаимосвязанную систему, обладающую свойствами полисистемности, многокомпонентности, комплексности, динамичности, целостности, функциональности;
- организация научно-исследовательской деятельности педагогов в вузе требует опоры на индивидуальное и коллективное взаимодействие ученых по развитию научных знаний, создание объективных представлений о реальной действительности.
Названные ведущие идеи выполняют свои системообразующие функции не только целостного процесса организации, но и отдельных его
подсистем, целей, содержания, этапов и механизмов реализации.
Они выражаются через: создание иерархической структуры организации научно-исследовательской деятельности; преемственность и непрерывность целей и содержания, методов и средств организации научно-исследовательской работы, путем проектирования прямых и обратных связей между структурами в непрерывном организационном процессе; разработка научно-методического обеспечения организации научно-исследовательской работы педагогов в вузе.
Библиографический список
1. Беляева Г.А. Методология и теория профессионального образования. - СПб.: Институт профтехобразования РАО, 1999. - 480 с.
2. Добров Г.М. Актуальные проблемы науковедения. - М.: Знание, 1968. - 45 с.
3. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2008. - 208 с.
УДК 378
Березовский В.А.
Костромская государственная сельскохозяйственная академия
vadim [email protected]
ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ И СТРУКТУР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОДГОТОВКУ СТУДЕНТОВ - АРХИТЕКТОРОВ
В статье проводятся результаты анализа влияния художественной среды на процесс подготовки студентов специальности «Архитектура», содержатся предложения и выводы по организации самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: Мотивация к обучению, формирование творческой личности, профессиональные навыки, художественная среда, творческие союзы, творческое содержание профессии.
Одним из наиважнейших аспектов высшего образования в творческой сфере, в частности художественного образования, к которому, несомненно, относится специальность «Архитектура», является формирование у учащихся устойчивой мотивации к обучению и, прежде всего к самообучению.
Помимо мотивации прагматического толка, основанной на практических резонах (выгодности материальной отдачи, востребованности, моды), у будущего художника и архитектора должны с первых шагов на профессиональном поприще формироваться такие качества, которые затрагивают такие понятия, как художественность,
художественный образ, романтика художественного творчества, формирование вкуса, понятие профессиональной школы, художественного стиля, художественного открытия - сродни научному, в конечном итоге стремление к формированию зрелой творческой личности, обладающий системой понятий, профессиональных навыков и критериев оценки того или иного художественного произведения или художественной идеи.
Только в процессе обучения в ВУЗе сформировать эти качества не возможно и по этой причине, дабы избежать непрофессионализма и узости художественных представлений, необходимо формирование широкого художественного кру-
70
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Березовский В.А., 2010