УДК 378.147.88 ББК 4481.268
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В.А. Анисимова
Уральский государственный университет физической культуры
UNIVERSITY STUDENTS RESEARCH ACTIVITY METHODS OF DEVELOPMENT
V.A. Anisimova Ural State University of Physical Training
Дано определение научно-исследовательской деятельности студентов; приведены основные параметры, характеризующие систему субъектнообъектных отношений, складывающихся при организации научно-исследовательской работы; показаны структурные компоненты методики развития научно-исследовательской деятельности; представлены критерии качества выпускной квалификационной работы.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, выпускная квалифицированная работа.
The definition of student research activity is given. Basic parameters characterizing subject-object relations system which takes place in research work organization are described. Structural components of research work methods of development are presented. Graduation project quality criteria are formulated.
Keywords: students research activity, graduation project
Актуальность изучения проблемы исследовательской деятельности студентов вуза определяется тремя социально-педагогиче-скими факторами: опытом изучения предметных областей и методов педагогического исследования, накопленных в методологии и теории педагогики; опытом разработки целей, ценностей и концепций инновационного развития системы образования, представленных в основных положениях Закона РФ «Об образовании» (1992 г.); опытом инновационной экспериментальной педагогической деятельности, накопленным педагогами профессиональной школы в исторически и социально конкретной ситуации с точки отсчета, определяемой временем издания «Временного положения об экспериментальной педагогической площадке в системе народного образования» (1989 г.).
Разработка методики подготовки студентов вуза к исследовательской деятельности как функция средств профессионального становления на стадиях профессионализаций и профессионального мастерства обусловлива-
ется сегодня и потребностями самой практики высшей школы [4], поскольку содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку методики на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.
Научно-исследовательская деятельность студентов вуза является важной составляющей системы подготовки специалистов, она непосредственно связана с их учебной деятельностью [8].
Содержание методики развития исследовательской деятельности студентов связано с разрешением возникшей проблемы, поиском рациональных решений разнообразных науч-но-исследовательских задач. Решение любой научно-исследовательской задачи может быть осуществлено в соответствии со следующими
этапами: диагностика настоящего состояния; анализ ситуации; принятие решения; осуществление решения, включая коррекцию.
Основной движущей силой методики развития научно-исследовательской деятельности студентов вуза являются разнообразные противоречия, приоритетным из которых можно считать противоречие между необходимым для решения научно-исследовательской задачи уровнем знаний, умений, навыков, способов действий, личностных свойств и качеств студента и их реальным состоянием.
Указывая на универсальность любой деятельности, В.П. Беспалько выделяет следующие этапы.
1. Ориентировочный, в процессе которого выбираются правила и методы деятельности соответственно поставленным целям.
2. Исполнительный, в ходе которого преобразуется объект или ситуация и достигается заданный целью результат.
3. Контрольный, с помощью которого осуществляется сравнение результата и цели.
4. Корректирующий, содержащий аналитический обзор итогового контроля об окончании деятельности или возврате на один из ее этапов для совершенствования отдельных операций [2].
Анализ работ В.И. Андреева, В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского, А.И. Кочетова, П.Т. Приходько, В.И. Рузавина, М.Н. Скатки-на, З.П. Шульги и других позволил конкретизировать содержание каждого из этапов применительно к исследовательской и самообразовательной деятельности студентов.
Так, ориентировочный этап характеризуется выбором области исследования; постановкой проблемы, определением темы и цели исследования; установлением объекта и предмета исследования; выдвижением гипотез; выбором методов исследования. Исполнительный этап включает разработку плана исследования; формирование методики исследования; реализацию методики, решение исследовательских задач путем теоретического обоснования и доказательства гипотезы; формулирование выводов. Контрольный этап представляет собой проверку достоверности найденного решения проблемы и определение ее значения для понимания объекта в целом; определение сферы применения решения, внедрение результатов в практику. Корректирующий этап знаменует дополнение и уточнение событий каждого из этапов при необходимости.
В трудах В.И. Андреева используется термин «пусковой» этап исследовательской деятельности. На данном этапе особое значение придается тому, чтобы возникшая в процессе исследования проблемная ситуация была принята как личная проблема, то есть сама по себе проблемная ситуация как двигатель исследовательского процесса является внешним фактором и здесь важен момент ее принятия личностью [1, с. 78].
В процессе методики развития научно-исследовательской деятельности происходит формирование личностных свойств и качеств студента-исследователя. На основе интегра-тивно-развивающего подхода можно представить влияние личностных качеств на успех учебной, внеучебной и исследовательской деятельности, тем самым выделить следующие исследовательские качества специалиста вуза [7, с. 68]: мотивационные, характеризующие отношение личности к научно-исследовательской деятельности (уровень сформированное™ исследовательского интереса, желание и стремление добиться успеха в этом виде деятельности); операционные (умственные приемы и операции, применяемые личностью в научно-исследовательской деятельности); деятельностные (умение рационально применять различные источники информации в своей деятельности и оптимально управлять процессом самообразования); коммуникативные, характеризующиеся умениями и способностями студентов применять приемы сотрудничества в процессе научно-исследовательской деятельности; оценочные (владение способами рефлексивной оценки собственной деятельности).
Учитывая то, какое значение имеют личностные свойства и качества студента для его научно-исследовательской деятельности, акцент может быть поставлен на формировании потребности и умений активной поисковой деятельности, имеющей научный характер.
Участвуя в поисковой деятельности, как показал наш опыт, студенты осознанно руководствуются следующими приоритетными принципами [9, с. 18]:
а) принцип соответствия. Все новое в науке не отменяет старого, а возникает из него и развивается на его основе. Посредством этого принципа устанавливаются связи, отношения, различия, преемственность в научном исследовании;
б) принцип неопределенности. Для оценки состояния любого динамического процес-
са, изменяющегося во времени, характерна неопределенность ввиду непрерывного изменения этого состояния;
в) принцип дополнительности. Ограничения в решении познавательных задач в одной системе научного поиска позволяют находить дополнительные решения в другой, более развитой системе поиска;
г) принцип причинности. Всякое явление возникает, развивается и прекращает свое развитие в необходимой связи причины и следствия (основания и действия). Причинность распространяется на исследовательский поиск студентов через связи с методами и логикой развития науки: интерполяцией, экстраполяцией, анализом, синтезом и др. На основе принципа проводится изыскание путей прогнозирования развития учебного процесса в высшей школе;
д) принцип простоты. Главным образом относится к выбору средств, форм и методов обучения и научного поиска. Сложные знания, системы действия в учебном процессе и научном поиске нуждаются в расчленении на более простые. В научно-исследовательской работе простота связана с обоснованием выбора пути решения.
Контроль за методикой развития научно-исследовательской деятельностью студентов со стороны преподавателя и самоконтроль создают условия функционирования обратной связи, которая обеспечивает регулирование научно-исследовательской деятельности обучающегося, внесение изменений в формы, методы и средства ее организации.
Контрольно-регулировочный компонент предполагает оценку и самооценку преподавателями и студентами достигнутых результатов. В самом начале процесса решения студентом научно-исследовательской задачи, как правило, происходит осознание хотя бы одной из следующих ситуаций: реальный уровень знаний ниже необходимого; реальный уровень умений ниже необходимого; реальный арсенал средств меньше необходимого.
В процессе решения научно-исследова-тельских задач происходит повышение уровня реальных знаний и умений, пополнение новыми и усовершенствование имеющихся средств в соответствии с потребностями студентов. Этот факт еще раз подтверждает мнение многих исследователей о субъективном характере творчества студентов в научно-исследовательской деятельности.
Важным показателем работы студентов в
научной работе является выполнение студентом выпускной квалифицированной работы. Система критериев качества подобных работ значительно усовершенствована. Современные требования могут быть следующими: актуальность и новизна темы; методологическая обоснованность ее содержания; логичность структуры; оригинальность методов исследования и обработки результатов; практическая полезность; самостоятельность решений, обобщений, выводов; соответствие требованиям Государственного образовательного стандарта; профессиональная и лингвистическая грамотность; выполнение новых требований ГОСТа по библиографическому описанию списка литературы; правильность оформления технических требований материалов; аргументированная защита.
Основные отличия учебной деятельности от методики развития научно-исследовательской деятельности заключаются, прежде всего, в целях, предмете и результате их осуществления.
Итак, в первом и втором случаях ведущими являются познавательные потребности и мотивы. Цель учебной деятельности заключается в общем и профессиональном развитии личности; методика развития научно-исследо-вательской деятельности ориентирована на индивидуальное развитие. Предметом учебной деятельности является информация как знаковая система; предметом научно-исследо-вательской - область неизвестного. Средствами учебной и научно-исследовательской деятельности являются средства отражения действительности, ее преобразования. Результатами учебной деятельности являются деятельные способности личности и система отношений; результатами научно-исследова-тельской деятельности - новые знания, исследовательская компетентность. Таким образом, принципиальное отличие рассмотренных видов деятельности студента определяет необходимость иной трактовки методики развития научно-исследовательской деятельности студентов.
Научно-исследовательская деятельность студентов вуза - это организуемая педагогом с использованием преимущественно дидактических средств косвенного и перспективного управления деятельность студентов, направленная на поиск объяснения и доказательства закономерных связей и отношений, экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, в
которой доминирует самостоятельное применение приемов научных методов познания и в результате которой студенты активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения и способности.
Отождествлять и противопоставлять понятия «учебная творческая деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность» нельзя, так как в процессе учебно-исследо-вательской деятельности студентов элементы творчества обязательно присутствуют, причем на уровнях логическом и логико-эврис-тическом.
Методика развития научно-исследова-тельской деятельности студентов имеет ряд особенностей, среди которых приоритетными являются: подчиненность ее целей учебным целям; содержание основных мотивов исследовательской деятельности; осуществление исследовательской деятельности под руководством преподавателей и научных сотрудников; формирование у студентов в процессе научной работы профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач в собственной профессиональной деятельности; расширение сведений для успешного разрешения проблемных ситуаций, с которыми можно столкнуться в будущем.
Учитывая сходства и различия рассмотренных видов деятельности студентов в вузе, подчеркнем, что формирование учебной творческой и учебно-исследовательской деятельности составляет базу для развития индивидуального стиля научно-исследовательской деятельности студентов вуза.
Под методикой развития научно-исследо-вательской деятельности студента нами понимается поисковая деятельность научного характера, направленная на объяснение явлений, процессов, установление их связей и отношений, теоретическое и экспериментальное обоснование фактов, выявление закономерностей посредством научных методов познания, в результате чего субъективный характер «открытий» может приобретать определенную объективную значимость и новизну.
Анализ современных представлений о сущности научно-исследовательской деятельности может быть проведен в различных аспектах.
С позиций личностно-деятельностного подхода представляется, что наиболее приемлемой является структурно-функциональная характеристика деятельности, разработан-
ная в трудах В.Г. Афанасьева, М.С. Кагана,
Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева и др. Струк-турно-функциональный подход к определению сущности научно-исследовательской деятельности, с точки зрения С.И. Архангельского, позволяет: отображать объект, исходя из его функционирования как целого; выражать упрощенную картину явления, так как переменные величины характеризуются вероятностными показателями их проявлений, а не путем рассмотрения причин и условий возникновения; рассматривать подобие структуры и функций модели и оригинала; разрабатывать рациональные средства обучения; уточнять и проверять те или иные гипотезы путем сопоставления их с опытом и экспериментом.
Структура и функции методики развития научно-исследовательской деятельности определяются целями подготовки студентов вуза в этом направлении. Они заключаются:
а) в углублении и развитии профессиональных теоретических знаний, их применении на практике;
б) в привитии всем студентам навыков постановки и проведения самостоятельных научных исследований;
в) в привлечении наиболее способных студентов к решению актуальных проблем образования;
г) в возможности обоснованного выбора студентами научного направления, где бы наиболее ярко могли проявиться их творческие способности;
д) в воспитании в стенах вуза ученых, исследователей, профессионалов.
Рассматривая самообразование и научно-исследовательскую деятельность студентов вуза как диалектический процесс движения от незнания к знанию, полагаем, что подобная деятельность базируется на системе общепрофессиональных знаний, умений и навыков студента. Тем не менее изучение и анализ характеристик учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности свидетельствуют, что количественное обогащение необходимыми знаниями, умениями, навыками не всегда приводит к качественному изменению состояния знаний, опыта познавательной деятельности. Это подтверждает мнение М.Е. Ду-ранова о том, что, имея знания, обучающиеся не видят перспективы предстоящих занятий, не проявляют активности, не включаются в творческий поиск новых знаний [3, с. 23].
Таким образом, успешная методика развития научно-исследовательской деятельно-
сти студентов вуза связана с ее мотивированностью. Традиционно ученые разделяют мотивацию на внешнюю и внутреннюю, имея в виду источник побуждения. Исходя из классификации смыслообразующих мотивов деятельности, А.М. Митяева выделяет следующие шесть мотивационных ориентаций в научной деятельности: преобразовательную, коммуникативную, утилитарную, кооперативную, конкурентную и ориентацию на достижения. Кратко охарактеризуем каждую из них.
1. Преобразовательная мотивационная ориентация представляет собой активность субъекта, направленную на достижение результата ради самого результата, либо на процесс труда ради самого труда. То есть функцию цели здесь выполняет объект, заданный в виде какой-нибудь задачи, проблемы либо процессуально в виде деятельности (ориентация на мастерство).
2. Коммуникативная ориентация - стремление к общению, стремление установить или сохранить удовлетворяющие субъекта отношения с другими людьми.
3. Утилитарная ориентация - стремление рассматривать мир и других людей с точки зрения пользы, что выражается в стремлении использовать свой труд для удовлетворения других потребностей.
4. Кооперативная ориентация выражается в стремлении к сотрудничеству в труде с другими ради получения полезного для общества результата.
5. Конкурентная ориентация выражается в деятельности ради мнения и оценки других людей, результатов, в стремлении быть либо первым среди лучших, либо не хуже других.
6. Ориентация на достижение выражается в стремлении к личному росту через преобразовательную деятельность, может также проявляться в стремлении сделать самого себя предметом преобразования и самосовершенствования [6, с. 98].
Известное положение о полимотивированности любой деятельности, в том числе и научно-исследовательской деятельности студентов, дает основание для выявления доминирующих мотивов и выделения трех уровней интеллектуальной активности: стимульно-
продуктивного, эвристического, креативного.
Рассмотренные идеи определяют специфику развития научно-исследовательской деятельности студентов, в ходе которого происходит освоение студентом следующих науч-ных ролей:____________________________________
а) неофит-эрудит: процесс пассивного освоения знаний путем ознакомления с научными позициями, точками зрения. Процесс накопления информации, насыщение познавательными потребностями исследователя;
б) эрудит-критик: процесс активного осмысления идей;
в) критик-генератор: поиск и созревание собственных идей, представлений, генерация идей и выбор путей их реализации.
Понятие «познавательная самостоятельность» в работах ученых рассматривается:
а) как качество личности, выражающееся в способности обучаемого самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность и осуществлять ее для решения новой познавательной проблемы (И.Я. Лернер);
б) как потребность и умение студентов овладевать знаниями и способами деятельности, готовность решать познавательные задачи без непосредственной помощи, определять цели деятельности и своевременно их корректировать (Г.Н. Кулагина);
в) как готовность своими силами продвигаться в овладении знаниями (Н.А. Половни-кова).
Как считает Т.И. Шамова, познавательная самостоятельность соответствует репродуктивному, частично поисковому и исследовательскому уровням сформированное™ деятельности. Показателем творческой самостоятельное™ автор считает способность личности ставить перед собой цели, находить способы и средства их достажения путем самообразования, самовоспитания, самоактуализации [10].
Приоритетными характеристиками креативности в методике развития научно-иссле-довательской деятельности студента мы считаем познавательную самостоятельность и творческую активность. Понимание сущности этих понятий открывает возможные пути их формирования в процессе научно-исследова-тельской деятельности студентов: организация самостоятельной работы; формирование приемов познавательной деятельности; использование обобщенных знаний, составляющих ориентировочную основу деятельно-ста; введение в содержание обучения методологических знаний; осуществление самоконтроля учебной деятельности.
Решение поставленных задач способствует формированию у студента следующих умений творческой деятельности: формулирование гипотез, составление плана экспери-
ментальной проверки; формулирование основных целей работы; анализ ситуаций, формулирование выводов; абстрагирование содержания и выделение существенного, группирование данных; программирование; стимулирование воображения, фантазии; фиксирование и систематизирование результатов наблюдений, экспериментов; представление результатов в табличной и графической формах и выбор наиболее оптимальных; определение характеристик результата и его надежность; оформление результатов в виде реферата, доклада, статьи, тезисов и т.д.
Накопленный в науке опыт интегративноразвивающего подхода к анализу самоорганизующихся систем может быть использован для изучения особенностей организации научно-исследовательской деятельности студента.
Система субъектно-объектных отношений, складывающихся при организации науч-но-исследовательской деятельности студентов, рассматривает такие отношения, как по-листруктурные и многоуровневые образования. Среди значимых субъектно-объектных отношений выделим следующие отношения в системах: преподаватель - студент; преподаватель - научно-исследовательское задание; студент - научно-исследовательское задание; студент - студент.
Приведем основные параметры, характеризующие субъекта и объекта в указанных подсистемах, определим функцию субъекта. Итак, в первой подсистеме преподаватель выступает в качестве субъекта организации. Его отличают знания, опыт ведения научно-исследовательской работы, профессиональные умения и способности, личностные свойства. Студента как объект деятельности и воздействий можно охарактеризовать определенным запасом знаний, начальным уровнем исследовательских умений. Основная функция преподавателя заключается в создании условий для научно-исследовательской деятельности студента.
Функции субъекта второй системы - преподавателя, обладающего указанными выше параметрами, можно рассматривать в уровне-вом конструировании и адаптации научно-исследовательских заданий для конкретного студента, группы студентов. Студент, выступая в качестве субъекта системы отношений, ориентирован, прежде всего, на результативное выполнение научно-исследовательских заданий. В системе «студент - студент» функциональное назначение деятельности студен-
тов заключается в сотрудничестве с целью овладения различными способами научно-исследовательской деятельности, ее элементами.
Рассматривая выделенные системы отношений при организации методики развития научно-исследовательской деятельности студентов, необходимо констатировать наличие обратной связи в первой и четвертой подсистемах, которая дает возможность корректировать работу управляемого объекта в зависимости от результатов его действий. В научно-исследовательской деятельности имеет место внешняя и внутренняя обратная связь.
Внутренняя обратная связь позволяет совершенствовать систему приобретения знаний каждым отдельным студентом на основе собственного выявления и исправления ошибок и других отклонений от заданных условий функционирования системы. Показатели внутренней обратной связи, на наш взгляд, определить довольно сложно. Внешняя обратная связь направлена к преподавателю. Она указывает ему на состояние процесса методики развития научно-исследовательской деятельности исходя из определенных показателей результата приобретения студентами знаний, умений и опыта творческой деятельности. Среди показателей внешней обратной связи можно отметить активность студентов в процессе научно-исследовательской работы, выступление на семинарах, самостоятельную внеаудиторную работу и т.д.
Кроме того, в рассматриваемых подсистемах идет процесс формирования, а в двух других - использование организационных умений. Организационные умения обеспечивают наибольшую интенсивность познания, среди таких умений большое значение придается умению наметить цель своей работы, определить пути ее реализации, планировать процесс, контролировать результаты.
Перечисленные организационные умения разноплановы. На самом деле одни характеризуют внешнюю сторону организации технологии развития научно-исследовательской деятельности студентов физкультурного вуза, другие - внутреннюю.
Для развития индивидуального стиля методики развития научно-исследовательской деятельности особенно важна внутренняя сторона ее организации. Она обеспечивается умением определить цель работы, найти средства, правильно подобрать приемы выполнения, контролировать и регулировать ее.
Внешняя сторона организации развития научно-исследовательской деятельности обеспечивается умениями, включенными в систему научной организации труда. Анализ исследований ученых позволяет выделить следующие этапы организации действий студента в ходе развития научно-исследовательской деятельности: целеобразование; выбор методов; выбор и эффективное использование средств; планирование.
С позиций научной организации труда А.М. Митяева указывает специфику этих этапов. Можно привести следующие условия их осуществления [5]:
а) целеобразование должно заключать в себе определенный организационный замысел, проявлять определенную совокупность организационных отношений, выявлять в процессе деятельности их механизмы;
б) самостоятельный выбор методов в соответствии с познавательной закономерностью должен быть целесообразным и оптимальным;
в) выбор оптимальных средств для осуществления деятельности является показателем роста мастерства и культуры труда;
г) основой планирования является выполнение следующих закономерностей: мысленное опережение процесса и результата деятельности, формирование ее системы.
Процесс выбора решения можно связать с тремя видами ситуаций: ситуации, о которых имеется необходимая информация; ситуации, информация о которых определена вероятностным путем; ситуации, состояние которых выражается неопределенностью. Иными словами, в первом случае выбор решения определяется тем, что выражает известная информация, во втором случае обосновывается при помощи оценки ожидаемых результатов, в третьем случае для выбора решения необходимо информационное пополнение, проведение дополнительных операций, снижающих уровень неопределенности.
К наиболее значимым организационным условиям методики развития научно-исследо-вательской деятельности мы относим необходимость развития рефлексивных способностей и умений у студентов. Рефлексия имеет место при осуществлении любого этапа научно-исследовательской деятельности. Действительно, на каждом из этапов развития исследовательской деятельности студентов рефлексия имеет свои особенности. Не углубляясь в их выявление и описание, поставим акцент на
формировании и развитии рефлексивной культуры студента.
Рефлексивная культура личности может быть охарактеризована следующими компонентами: готовностью и способностью человека творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации; умениями обретать новые смыслы и ценности; умениями адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений; умениями ставить и решать неординарные практические задания; умениями работать в неопределенности.
Структура методики развития самообразовательной и научно-исследовательской деятельности студентов вуза, органически сочетаясь с инновационной, включает следующие структурные компоненты: мотива-ционно-ценностный, креативный, технологический, рефлексивный. Каждый из выделенных компонентов имеет свое функциональное назначение, что помогает представить развитие индивидуального стиля научно-исследовательской деятельности студента как системный объект.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс вуза новых информационных технологий значительно обогащает подходы к овладению студентами современными способами действий, в том числе исследовательскими, способствует формированию положительной мотивации и развитию индивидуальных стилей учебной деятельности обучающихся, трансформирующихся в индивидуальный стиль научно-исследовательской деятельности.
К предпосылкам формирования и развития методики научно-исследовательской деятельности студентов вуза можно отнести следующие: творческую природу профессиональной деятельности; процессы информатизации и компьютеризации образования; реализацию многоуровневой системы высшего образования.
Носителем современных образовательных реформ в учебно-воспитательную практику является преподаватель высшей школы. В содержании его работы должны достойное место занимать продуктивные методы и формы организации деятельности студентов. Общение со студентами в рамках учебной и вне-учебной работы призвано способствовать формированию свободы их мысли, творчества, опыта поисковой деятельности.
Таким образом, функционирование и развитие высшего образования в период дивер-сификации системы образования в целом спо-
собствуют перемещению акцента с формирования системы знаний, умений и навыков студентов на становление и развитие методики их профессиональной самостоятельности и исследовательской компетентности.
Литература
1. Андреев, В.И. Дидактические условия развития исследовательских способностей старшеклассников (в процессе обучения физике) : дис. ... канд. пед. наук/В.И. Андреев. -М., 1972. -159 с.
2. Беспалько, В.П. О возможностях системного подхода в педагогике / В.П. Беспалько // Советская педагогика. - 1990. - № 7. -С. 59-60.
3. Дуранов, М.Е. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности : учеб. пособие / М.Е. Дуранов, А.Г. Гостев. - Челябинск: ЧГУ, 1996. - 72 с.
4. Модернизация образования в России: хрестоматия. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. -Ч. 2.- 586 с.
5. Митяева, А.М. Особенности многоуровневой системы подготовки в современном вузе/А.М. Митяева//Педагогика, 2005. -№ 8. - С. 69-75.
6. Митяева, А.М. Развитие индивидуальных стилей учебной деятельности студентов : монография / А.М. Митяева. - Орел : ОГПУ\ 2005.-178 с.
7. Орехов, Е.Ф. Развитие профессиональной компетентности студентов высшей школы / Е.Ф.Орехов, О.Л.Карпова // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 2007. -№ 7 (29). - С. 65-69.
8. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования / С.Д. Смирнов. - М. : Феникс, 2001. - 319 с.
9. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний /Н.Ф. Талызина. - М. : Просвещение, 2003. - С. 18-20.
10. Шамова, Т.Н. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М. : Педагогика, 1979.-246 с.
Поступила в редакцию 20 февраля 2009 г.