КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ
А. В. Мордовская
Аннотация. В статье обоснована реализация компетентностного подхода к организации научно-исследовательской подготовки бакалавров в условиях перехода на уровневое высшее профессиональное образование. Определены профессиональные научно-исследовательские компетенции бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование». Выявлены основные направления модернизации научно-исследовательской подготовки бакалавров в вузе.
Ключевые слова: модернизация, компетентностный подход, научно-исследовательская подготовка.
Summary. The article is based on the implementation of competence approach to the organization of research training of bachelors in the transition to leveled higher vocational education. Vocational research competences of bachelors towards the "PedagogicalEducation" training are defined. The basic directions of modernization of the research at high school are shown.
Keywords: modernization, competence-
14
Структурное реформирование высшего профессионального образования обуславливает поиск новых теоретических подходов и эффективных направлений научно-исследовательской подготовки бакалавров. В современных условиях заметна тенденция усиления компетентностного развития студентов. Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО третьего поколения направлены на развитие компетенций обучающихся.
Внедрение компетентностного подхода в систему российского образования продиктовано рядом обстоятельств. Во-первых, тенденциями ми-
ed approach, research and training.
рового и европейского сообщества к интеграции, глобализации экономики и систем образования, ибо подписание Россией Болонского соглашения предписывает кардинальную структурную модернизацию как всей системы общего образования, так и высшего профессионального образования. Во-вторых, необходимостью повышения качества образования, в связи с чем происходит смена парадигм образования, переход от «ЗУНовской парадигмы» к «компетентностной парадигме», что влечет за собой изменение содержания образования, разработку новых подходов к построению
образовательного процесса. В-третьих, быстрым обновлением содержания профессий и профессиональной деятельности, влияющим на совершенствование образовательного процесса вузов для формирования готовности выпускников к решению новых профессиональных задач, которые возникают в ходе трудового процесса. Современный выпускник должен обладать полифункциональными компетенциями, позволяющими ему быстро адаптироваться к производственным условиям, быть готовым к постоянному обновлению уровня своей компетентности, обучению в течение всей жизни. Инновационное развитие экономики и производства требует от него творческого отношения к профессии, содержанию профессиональной деятельности.
В связи с этим модернизацию системы научно-исследовательской подготовки бакалавров в условиях перехода на уровневое ВПО необходимо осуществлять в рамках компе-тентностного подхода, позволяющего повысить качество НИР и обеспечить усиление профессионализации обучающихся.
Компетентностный подход (И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Дж. Равен, Ю. Г Та-тур, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.) в последние годы активно разрабатывается в теории и практике. Педагогическую ценность имеют возможности данного подхода, связанные с усилением практико-ориентирован-ной направленности образовательного процесса в вузе, обогащением содержания научно-исследо ва тельской подготовки личностными составляющими профессионально важных качеств, приоритетной ориентацией на раз-
витие компетенций студентов в науч-но-исследо ва тельской деятельности, активизацией способности обучающегося эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций.
Основной категорией компетент-ностного подхода являются компетенции. Существуют различные трактовки понятия «компетенции».
По Э. Ф. Зееру, компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающие успешное выполнение определенной деятельности. Ядром компетенции являются способности как совокупность способов действий. В структуру компетенций (помимо знаний, умений и навыков) входят мо-тивационная и волевая сферы, опыт как совокупное целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов работы [1].
В. С. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков определяют компетенцию как сферу отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике [2].
Согласно Ю. В. Фролову, Д. А. Ма-хотину, компетенция представляет собой открытую систему процедурных, ценностно-смысловых и декларативных знаний, включающую взаимодействующие между собой компоненты (эпистемологические - связанные с познанием, личностные, социальные), которые активизируются (актуализируются) и обогащаются в деятельности по мере возникновения реальных жизненно важных проблем, с которыми сталкивается носитель компетенции [3].
По мнению В. Д.Шадрикова, компетенция - это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав.
15
16
«Таким образом, мы видим, что компетенция относится не к субъекту деятельности, а к кругу вопросов, относящихся к деятельности. Другими словами, компетенции - это функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то может успешно решать. Компетентность же относится к субъекту деятельности. Это приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи» [4, с. 15].
С точки зрения А. В. Хуторского, компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности, знаний, умений и навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [5].
В нормативных документах Министерства образования и науки РФ компетенция определяется как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что компетенции позволяют применять знания, опыт и личностные качества для успешной профессиональной деятельности. Значимым для определения специфики профессиональных научно-иссле до ва тель-ских компетенций являются следующие теоретические положения:
- компетенции обеспечивают результативность деятельности в определенной области;
- ядром компетенции являются способности как совокупность способов действий, позволяющие осуществлять перенос знаний, опыта в новые условия деятельности;
- в основе компетенций знания, опыт и личностные качества, обеспечивающие успешность деятельности.
Таким образом, компетентност-ный подход предполагает построение образовательного процесса в вузе, ориентированного на формирование компетенций студентов. С позиций данного подхода у студентов должны быть сформированы профессиональные компетенции, являющиеся составной частью профессиональной компетентности будущего работника.
В научно-исследовательской деятельности профессионал успешно работает, обладая соответствующими компетенциями. В структуре компетенций исследователи выделяют профессиональные научно-исследовательские компетенции (ПНИК), которые способствуют успешности профессиональной работы в области научно-исследовательской деятельности. ПНИК - это характеристика личности, проявляющаяся в готовности и способности осуществлять научно-исследовательскую деятельность.
По направлению подготовки 050100 Педагогическое образование в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения бакалавр по окончании вуза должен быть готовым владеть следующими профессиональными научно-исследовательскими ком-петен ци ями:
- способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- методологией педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);
- способами психологического и педагогического изучения обучающихся;
ЕК
- анализом образовательных концепций;
- методами психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;
- основами проектирования образовательного процесса с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
- умениями проектирования элективных курсов с использованием последних достижений наук;
- способами проектной и инновационной деятельности в образовании.
Формируемые ПНИК бакалавра направлены на решение задач в будущей профессиональной деятельности. Бакалавр должен обладать компетенциями, которые послужат основой для их развития на последующей ступени обучения в магистратуру и аспирантуре. В их составе должны быть выделены компетенции, проявляющиеся на всех ступенях образования. Это подтверждает исследование, проведенное Н. П. Ансимовой и О. В. Ракитиной [6]. Исследователи установили, что формирование научно-исследовательской компетентности осуществляется как за счет развития компетенций инвариантного характера (проявляющихся на всех ступенях образования), так и за счет приращения специализированных компетенций, впервые появляющихся на определенной ступени образования. «Эти компетенции находятся в неразрывном единстве и интеграции. Компетенции, формирующиеся на предыдущем этапе обучения и входящие в зону актуального развития студента, становятся необходимым
условием формирования научно-исследовательских компетенций на последующем этапе» [там же, с. 129].
Инвариантные компетенции углубляются на каждом этапе их развития. Появление новых компетенций может происходить на любой ступени образования, поэтому возможно формирование общих для всех трех ступеней компетенций, общих для двух ступеней - магистров и аспирантов. Таким образом, профессиональные научно-исследовательские компетенции могут характеризоваться наличием универсальных составляющих, а также совокупностью специфичных для каждой категории обучающихся [там же, с. 130].
Таким образом, в состав ПНИК входят инвариантные и специализированные компетенции. Инвариантный состав профессиональных научно-исследовательских компетенций является базовым, общим для всех ступеней образования, специализированный - характерен для определенного профиля профессиональной подготовки.
Специфика научно-исследовательской деятельности такова, что исследователям необходимы компетенции, связанные с аналитической деятельностью, умениями проведения научного исследования, проектирования педагогического процесса, использования различных методов исследования, оценки полученных результатов. Данные компетенции относятся к инварианту ПНИК. Специализированными же ПНИК являются компетенции, формирование которых начинается на определенном этапе обучения и те из них, которые характеризуют успешность научно-исследовательской деятель-
17
18
ности работника той или иной ква-ли фикации.
У бакалавра формируются инвариантные компетенции, которые в дальнейшем будут углубляться и наращиваться. К таковым относятся: изучение при помощи психологических и педагогических методов личностных особенностей обучающихся, владение знаниями методологии и методики исследования, способами проведения научно-исследовательской работы, в том числе экспериментальной с различными категориями обучающихся с привлечением родителей и других специалистов, занимающихся проблемами детей.
Модернизация научно-исследовательской подготовки бакалавров с позиций данного подхода предусматривает реализацию следующих направлений: усиление практико-ориентиро-ванной направленности научно-исследовательской работы студентов; создание системы научно-иссле до ва тель-ской подготовки бакалавра; включение в содержание научно-исследовательской подготовки ситуаций деятельности, при которых происходит формирование компетенций студентов; поэтапное формирование инвариантных и специализированных профессиональных научно-исследовательских компетенций бакалавров.
Для эффективного формирования ПНИК бакалавров необходимо создать систему, в которой данный процесс будет организовываться поэтапно с учетом как внешних, так и внутренних условий.
Внешние условия включают государственный и социальный заказ, потребности рынка труда в специалистах, требования к качеству научно-исследовательской подготовки.
Внутренние условия специфичны для каждого вуза. Например, для Северо-Восточного федерального университета с учетом региональных особенностей проектируются следующие элементы системы научно-исследовательской подготовки бакалавров.
Цель: формирование ПНИК бакалавров.
Задачи:
1. Создание целостной образовательной среды, благоприятной для научно-исследовательской деятельности обучающихся.
2. Формирование компетенций в процессе учебной деятельности.
3. Организация педагогического сопровождения формирования ПНИК в ходе УНИРС и НИРС бакалавров.
4. Ресурсное обеспечение формирования ПНИК бакалавров.
Виды деятельности студентов: учебная деятельность; УНИРС; НИРС.
Ресурсное обеспечение: материально-техническое; финансово-экономическое; нормативно-правовое; организационное; кадровое; научно-методическое; информационное.
Направления деятельности: педагогическая поддержка учебной деятельности и УИРС бакалавров; педагогическое сопровождение НИРС студентов во внеаудиторной деятельности; организация самостоятельной работы по формированию ПНИК бакалавров.
Формы и методы формирования ПНИК: проблемные лекции; консультации; факультативы; кружки; научные студенческие КБ; научно-исследовательские лаборатории; проектные, технологические, исследовательские бюро (СКБ); научные и вычислительные центры; научно-производственные отряды; олимпиады; научно-ис-сле до вательские конференции; кон-
курсы; выставки; педагогические мастерские; моделирование и др.
Технологии: проектные; креативные; тренинговые; игровые; портфо-лио и др.
Компоненты ПНИК: когнитивный; мотивационный; ориентировочный; операционный.
Критерии оценки сформированности ПНИК: знание методологии и методики организации научного исследования; устойчивая мотивация; сформированные умения проектирования экспериментальной деятельности; познавательная активность; результативность УИРС и НИРС.
Уровни сформированности ПНИК: низкий; средний; высокий.
Проектирование системы научно-исследовательской подготовки студентов в условиях перехода на уровневое высшее профессиональное образование позволит целенаправленно управлять данным процессом. Благодаря целостности процесса формирования ПНИК обеспечивается качество научно-исследовательской подготовки бакалавров.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию [Эл. обр. ресурс]. - URL: http://www.urorao.ru/konf2005.php?mode= &exmod=zeer
2. Леднев В. С., Никандров Н. Д., Рыжиков М. В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. - М., 2002. - С. 50-59.
3. Фролов Ю. В., Махотин Д. А. Компетент-ностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 34-41.
4. Шадриков В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. - Сер. Психология. -2006. - № 1. - С. 15-21.
5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентирован-ной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-67.
6. Анисимова Н. П., Ракитина О. В. Модель поэтапного и последовательного формирования научно-исследовательских компетенций педагогических кадров в системе вузовского и послевузовского образования // Подготовка научных кадров и формирование научно-исследовательских компетенций: монография / Под научной ред. д-ра ист. наук М. В. Новикова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - С. 129-130. ■