Научная статья на тему 'Формирование научноисследовательской компетенции обучающихся в контексте модернизации непрерывного педагогического образования в федеральном вузе'

Формирование научноисследовательской компетенции обучающихся в контексте модернизации непрерывного педагогического образования в федеральном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS TEACHERS’ TRAINING / RESEARCH COMPETENCE / RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна

В статье рассматривается формирование научно-исследовательской компетенции будущего педагога в условиях уровневого высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the students’ research skills in the context of modernization of the continuous teachers’ training i n the federal higher school

The article considers formation of the research competence of the future teacher in the conditions of the multi-level higher vocational education.

Текст научной работы на тему «Формирование научноисследовательской компетенции обучающихся в контексте модернизации непрерывного педагогического образования в федеральном вузе»

УДК 37.047 Панина Светлана Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ВУЗЕ

Panina Svetlana Viktorovna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Education Science Department, Teachers’ Training Institute under the North Eastern Federal University [email protected]

DEVELOPMENT OF THE STUDENTS’ RESEARCH SKILLS IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION OF THE CONTINUOUS TEACHERS’ TRAINING IN THE FEDERAL HIGHER SCHOOL

Аннотация:

В статье рассматривается формирование научно-исследовательской компетенции будущего педагога в условиях уровневого высшего профессионального образования.

Ключевые слова:

научно-исследовательская компетенция, научноисследовательская деятельность, непрерывное педагогическое образование.

Summary:

The article considers formation of the research competence of the future teacher in the conditions of the multi-level higher vocational education.

Keywords:

research competence, research activities, continuous teachers’ training.

Современные реалии развития системы высшего профессионального образования показывают, что происходит не только ее структурно-содержательное реформирование, но и определяется новая нормативно-правовая основа, содержание профессиональной подготовки. В связи с этим модернизацию системы научно-исследовательской подготовки специалистов в условиях перехода на уровневое ВПО необходимо осуществлять в рамках компетентностного подхода, позволяющего повысить качество НИР и обеспечить усиление профессионализации обучающихся. Выпускник вуза должен обладать полифункциональными компетенциями, позволяющими ему быстро адаптироваться к производственным условиям, быть готовым к постоянному обновлению своего уровня компетентности, обучению в течение всей жизни. Модернизация научно-исследовательской подготовки педкадров с позиций данного подхода предусматривает:

- усиление практико-ориентированной направленности НИР студентов;

- включение в содержание научно-исследовательской подготовки ситуаций деятельности, при которых происходит формирование компетенций и компетентности студентов;

- ориентация на формирование полифункциональной компетентности обучающихся;

- проектирование и реализация модели научно-исследовательской подготовки;

- формирование взаимосвязи компонентов компетентности [1].

В рамках компетентностного подхода у студентов формируются профессиональные научноисследовательские компетенции (ПНИК), которые являются составной частью профессиональной компетентности будущего работника, это характеристика личности, проявляющаяся в готовности и способности осуществлять научно-исследовательскую деятельность. Исследователями определены содержательные компоненты ПНИК:

- когнитивный компонент предполагает наличие совокупности знаний и представлений для решения научно-исследовательских задач в профессиональной деятельности;

- мотивационный компонент предусматривает наличие сформированных мотивов и установок на осуществление научно-исследовательской деятельности;

- ориентировочный компонент включает наличие совокупности умений, позволяющих ориентироваться в профессиональной сфере для постановки задач, построения исследовательского процесса, проектирования условий, в которых будет проходить экспериментальная работа;

- операционный компонент представляет собой совокупность умений и способов осуществлять исследовательскую деятельность.

ПНИК позволяет студентам осуществлять активную деятельность студентов на основе сформированных и необходимых для этого умений для творческой исследовательской работы, также имеют возможность самостоятельно решать задачи, связанные с преобразовательной научной деятельностью [2]. Для формирования ПНИК необходимо создать условия, при которых они эффективнее развиваются. Так Э.Н. Гусинский, М.В. Кларин, Г.П. Щедровицкий отмечают, что наиболее продуктивно формируются данные компетенции при системной организации непрерывного образовательного процесса. В.К. Дьячен-

ко, Д.А. Данилов, Е.С. Никитина предлагают осуществлять индивидуально-творческую подготовку студентов, благодаря которой раскрывается личностный потенциал и успешно формируется профессиональная компетентность. Значимым направлением в профессиональной подготовке Э.Ф. Зеер, Е.Н. Климов, Н.В. Кузьмина, Н.С. Пряжников считают формирование профессионально важных качеств. К.Я. Вазина, Л.Н. Куликова, Г.А. Цукерман предлагают ориентировать воспитательно-образовательный процесс на саморазвитие обучающихся [3]. Таким образом, благодаря реализации компетентностного подхода целенаправленно формируются компетенции, позволяющие успешно осуществлять научно-исследовательскую деятельность, при этом создаются различные условия, обеспечивающие раскрытие потенциала обучающихся, их саморазвитие.

Для обеспечения качества научно-исследовательской подготовки специалистов необходимо использовать ресурсный подход, способствующий целостности охвата всех структур, задействованных в данной работе, направлений НИР в вузе, привлечению необходимых ресурсов с целью усиления научного потенциала. В связи с этим необходима на практике реализация четырех элементов позитивного развития организации (прогнозирование, проектирование, программирование, планирование), определение целей, переход их в задачи, выстраивание поэтапной ресурсно-обеспеченной деятельности, диагностирование, пошаговые действия по выполнению намеченных планов, коррекция и переориентирование целей. В совокупности для эффективного управления важно использовать различные ресурсы: финансовоэкономические, материально-технические, нормативно-правовое обеспечение, кадровые, организационные, научно-методические, информационные. Комплексное применение вышеперечисленных ресурсов позволит целенаправленно управлять формированием ПНИК обучающихся.

В условиях перехода на уровневое вПо Северо-Восточному федеральному университету (СВФУ) требуется с учетом региональных особенностей Северо-востока России сформировать систему научноисследовательской подготовки обучающихся, ориентированную на потребности инновационноориентированной экономики, ее приоритетных отраслей в долгосрочной перспективе, науки, техники, образования, культуры и социальной сферы, учет специфики региона, территориального рынка труда, распределения в нем трудовых ресурсов. СВФУ в качестве своей миссии определил взращивание конкурентоспособных специалистов, выполнение исследований и инновационно-технологических разработок для становления экономически устойчивого, социально развитого приполярного региона, обеспечивающих высокое качество жизни, сохранение и развитие культуры народов Северо-востока России. Вследствие этого научно-исследовательская подготовка обучающихся должна обеспечить поступательное развитие данного региона посредством организации профессионального образования, соответствующего мировым и европейским стандартам качества. Функционирование и развитие высшего образования в период диверсификации системы образования в целом способствуют перемещению акцента с формирования системы знаний, умений и навыков студентов на становление и развитие их профессиональной самостоятельности, исследовательской компетентности, что позволяет сократить продолжительность периода адаптации студента к условиям качественно новой ступени образования - магистратуры. Научноисследовательская деятельность (НИД) магистров формируется на основе развитой учебной деятельности бакалавров и является более высоким уровнем подготовки профессионала в высшей школе. Индивидуальный стиль НИД студента наиболее интенсивно реализуется на завершающей стадии второго уровня подготовки в вузе и служит основой развития профессионализма обучающегося, его индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности. На основе анализа теории и практики выделим следующие умения будущих исследователей педагогического профиля:

- аналитико-исследовательские умения (сбор информации для исследования, выделение проблем и противоречий, анализ явлений и процессов действительности);

- модельно-прогностические умения (разработка прообраза будущего объекта научноисследовательской деятельности, постановка проблемы, выбор научного направления, определение основных составляющих научного исследования, определение целей и задач научного поиска с учетом состояния науки и потребности практики);

- организационно-методические умения (планирование опытной или экспериментальной работы, разработка программы исследования, общих и частных методик);

- профессионально-поисковые умения (осуществление поисковой деятельности, анализ полученной информации, обобщение, систематизация новых данных);

- рефлексивно-оценочные умения (осознание процесса научно-исследовательской детальности, осознание и оценка качества продуктов научно-исследовательской деятельности) [4].

В области НИД магистр должен быть готовым к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры. В состав ПНИК входят:

- анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научноисследовательских задач;

- проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий;

- организация взаимодействия с коллегами, взаимодействие с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных исследовательских задач;

- использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач;

- осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе.

Как видим, ПНИК магистра шире, чем данные компетенции бакалавров, у которых собственно научно-исследовательская деятельность не выделена в качестве основной функциональной обязанности.

Одной из ведущих тенденций развития современного педагогического образования, осуществляющейся на фоне активных инновационных процессов, является усиление внимания к проблемам подготовки педагогических кадров качественно нового уровня. В СВФУ решаются задачи подготовки педагогов различного профиля с принципиально новым самосознанием и новой парадигмой профессионального мышления, педагогов, способных обрести индивидуальность и самоопределяться в своей жизнедеятельности. В связи с введением ФГОС ВПО третьего поколения, основанного на компетентностном подходе, реализация национальной инициативы «Наша новая школа» открывает новые перспективы для развития непрерывного педагогического образования в федеральном университете.

Ссылки:

1. Мордовская А.В., Барахсанова Е.А., Панина С.В. и другие. Модернизация системы научно-исследовательской подготовки бакалавров в условиях перехода на уровневое высшее профессиональное образование с учетом региональных особенностей Северо-Востока России: коллективная монография. М., 2011. С. 206.

2. Ставринова Н.Н. Система формирования готовности будущих педагогов к исследовательской деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. Сургут, 2006.

3. Мордовская А.В., Барахсанова Е.А., Панина С.В. и другие. Указ. соч.

4. Михайлова Е.И. Подготовка педагогов нового типа в условиях федерального университета // Педагогическое образование и наука. 2012. № 8. С. 68-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.