Научная статья на тему 'Научный кружок как эффективная учебно-профессиональная среда будущих педагогов-технологов'

Научный кружок как эффективная учебно-профессиональная среда будущих педагогов-технологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ-ТЕХНОЛОГОВ / RESEARCH / RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS / PROFESSIONAL COMPETENCE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Бортник Александра Федоровна

В статье раскрывается опыт организации исследовательской работы будущих педагогов. На основе анализа теории и практики научно-исследовательской деятельности студентов определены направления формирования профессиональных компетенций педагогов-технологов посредством организации научного кружка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Бортник Александра Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH CLUB AS AN EFFECTIVE EDUCATIONAL PROFESSIONAL ENVIRONMENT FOR FUTURE EDUCATIONAL TECHNOLOGISTS

The article presents experience of organizing of research activities of future teachers. Based on the analysis of theory and practice of students’ research activities the authors define the areas of vocational competences’ development by means of research club organization.

Текст научной работы на тему «Научный кружок как эффективная учебно-профессиональная среда будущих педагогов-технологов»

УДК 378.2 Панина Светлана Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

Бортник Александра Федоровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

НАУЧНЫЙ КРУЖОК КАК ЭФФЕКТИВНАЯ УЧЕБНОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ТЕХНОЛОГОВ

Panina Svetlana Viktorovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science Subdepartment, Pedagogical Institute, North Eastern Federal University

Bortnik Alexandra Fyodorovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Technology Subdepartment, Pedagogical Institute, North Eastern Federal University

RESEARCH CLUB AS AN EFFECTIVE EDUCATIONAL PROFESSIONAL ENVIRONMENT FOR FUTURE EDUCATIONAL TECHNOLOGISTS

Аннотация:

В статье раскрывается опыт организации исследовательской работы будущих педагогов. На основе анализа теории и практики научно-исследовательской деятельности студентов определены направления формирования профессиональных компетенций педагогов-технологов посредством организации научного кружка.

Ключевые слова:

исследовательская работа, научно-исследовательская деятельность студентов, профессиональные компетенции педагогов-технологов.

Summary:

The article presents experience of organizing of research activities of future teachers. Based on the analysis of theory and practice of students’ research activities the authors define the areas of vocational competences’ development by means of research club organization.

Keywords:

research, research activities of students, professional competence of educational technologists.

Ведущей тенденцией развития современного педагогического образования является усиление внимания к проблемам подготовки педагогических кадров качественно нового уровня. В связи с этим научно-исследовательская деятельность (НИД) студентов рассматривается как одно из ключевых направлений совершенствования качества профессиональной подготовки студентов. Вовлечение в НИД студентов способствует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в вузе знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт. В процессе научного поиска происходит осознание студентами необходимости непрерывного профессионального самообразования и самосовершенствования. Непосредственное участие студентов в научных исследованиях значимо не только для получения фундаментального образования, но прежде всего для воспитания специалистов, обладающих профессиональной культурой, так как НИД определяет возможности профессионального развития личности студента [1].

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (СВФУ) призван стать стратегическим центром формирования единого культурного и научно-образовательного пространства, базирующегося на ценностях национальной культуры народов Северо-Востока России; аккумулирования исторического опыта становления личности в мультиэтнической среде; устойчивого культурного партнерства в современной арктической цивилизации. Данное направление является приоритетным в социально-культурном развитии региона и включает научно-исследовательскую, образовательную и просветительскую деятельность в следующих областях: история и культура - изучение и сохранение истории, культуры и национальных традиций народов Севера в контексте российской и мировой истории и культуры; многоязычное поликультурное образование - дальнейшее изучение и развитие государственных языков, языков народов, населяющих Северо-Восток РФ, их интеграция в современные информационные технологии, в арктическое научно-образовательное сообщество; социальная инженерия и культурная политика - разработка методологических основ и разворачивание современных социально-культурных практик, обеспечивающих устойчивое существование и современное позиционирование народов Северо-Востока России в социально-экономической и культурной действительности XXI в. [2].

- B5 -

В целом приоритеты научно-исследовательской подготовки будущих педагогов в уровне-вом высшем профессиональном образовании направлены на: формирование у студентов в едином образовательном пространстве СВФУ педагогических установок на саморазвитие, способность к проектированию собственного образовательного маршрута; формирование научно-исследовательской культуры педагога для развития инноваций; создание единого исследовательского и информационного пространства по научному творчеству студентов, улучшение информационного обеспечения научно-исследовательской работы студентов (НИРС); формирование культуры оценки качества НИРС (совершенствование внутривузовской системы НИРС); расширение взаимовыгодного международного сотрудничества по ключевым направлениям модернизации системы научно-исследовательской подготовки педагогов; повышение роли университета в достижении стратегических целей региона и удовлетворения ожиданий общества.

Неотъемлемой частью развития профессиональных качеств будущего педагога является руководство научными кружками. Поэтому вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу является важным и необходимым условием развития ключевых компетенций любого выпускника вуза, а особенно получившего педагогическое образование. Студенческий научный кружок представляет собой творческий студенческий коллектив, объединенный работой над одной или несколькими научными проблемами (по получаемой специальности / направлению или в соответствии с исследованиями кафедры), не включенными в учебный план.

На кафедре технологии ПИ СВФУ имеются три учебные лаборатории: деревообработки, слесарного и швейного дел, одна учебно-научная лаборатория прогрессивных технологий дизайна и декоративно-прикладного искусства; функционируют учебные мастерские по косторезному делу; организованы пять научных кружков, в которых принимают участие все сорок пять студентов-бакалавров кафедры. Студенты, задействованные в научных кружках, принимают активное участие в научно-практических конференциях, семинарах, работе круглых столов, олимпиадах, выставках и конкурсах различных уровней. Кружковцы являются обладателями гранта ректора СВФУ «Тгауе!-грант», призерами Международного научного форума студентов и молодых ученых «Ломоносов-2014» (г. Москва) по теме «Орнамент национального эвенкийского костюма как способ отражения окружающей среды», дипломантами международной научно-практической конференции «Национальные культуры в социальном пространстве и времени» г. Прага, 10-11 марта 2013 г. и т. д. Также в последние годы по результатам региональной научнопрактической конференции «Научно-концептуальные основы развития технологического образования молодежи» издается сборник тезисов студенческих и аспирантских работ.

Таким образом, на основании анализа теории и практики были выделены основные психо-лого-педагогические условия подготовки студента бакалавриата к научно-исследовательской деятельности: ориентация студентов на развитие профессионально-личностной самореализации в процессе исследовательской деятельности; развитие индивидуального стиля исследовательской деятельности; обеспечение единства мотивационно-ценностного, креативного, технологического и рефлексивного компонентов НИДС; формирование исследовательской среды в вузе.

Именно учебно-профессиональная среда вуза, в которой происходит формирование и развитие исследовательской культуры и способностей студентов, должна обладать высокой степенью многовариантности, содержать образцы исследовательского поведения, которые способствуют эффективному формированию профессиональных компетенций будущего специалиста.

Занимаясь в научных кружках, студенты составляют аннотации и рефераты по научной и специальной литературе отечественных и зарубежных авторов, овладевают навыками проведения эксперимента и обработки полученных результатов, проектируют и изготавливают наглядные пособия, лабораторные установки и технические средства обучения, готовят сообщения, с которыми выступают на заседаниях кружков, научных семинарах кафедры.

В рамках деятельности студенческого научного кружка могут быть поставлены и решены следующие основные задачи: оказание помощи студентам в овладении специальностью; расширение теоретического кругозора и научной эрудиции будущих специалистов; ознакомление студентов с состоянием разработки научных проблем в определенной отрасли науки и техники; развитие способности применять теоретические знания в практической работе; привитие студентам навыков научно-исследовательской работы и ведения научных дискуссий; формирование творческого мышления; воспитание потребности и формирование умения постоянно совершенствовать свои знания; решение определенной научной, технической или другой реальной задачи; совершенствование высоких деловых и моральных качеств, содействие формированию гармоничной личности; приобретение студентами опыта общественной и организационной работы в творческом коллективе.

Со студентами младших курсов, обучающихся по профилю «Технология», подготовка к НИД достигается с помощью интеграции учебных занятий и научно-исследовательской работы

студентов, осуществления органичного единства обучения и подготовки студентов к творческому и научному труду.

В течение первого семестра со студентами встречаются преподаватели выпускающей кафедры и рассказывают о направлениях, в которых ведется исследовательская и научная работа; знакомят первокурсников с достижениями студентов в научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня: научных семинарах, конференциях, симпозиумах, смотрах / конкурсах научных и учебно-исследовательских работ, олимпиад по дисциплинам и специальностям. Преподаватели кафедры включают элементы научно-исследовательской деятельности в учебные занятия, что отражается в рабочих программах дисциплин (например, интерактивные формы работы).

Студентам младших курсов предлагается собрать материал о научной деятельности того или иного ученого, оформить его в виде презентации и представить перед однокурсниками. Такой вид исследовательской работы вызывает у студентов большой интерес к предмету, формирует исследовательские навыки, умение находить нужную информацию, обрабатывать ее, дополнять, а затем и публично защищать написанную работу.

Со временем усложняются задачи и формы научно-исследовательской деятельности, увеличивается их объем и работа студентов приобретает все более ярко выраженный творческий характер.

Ссылки:

1. Барахсанова Е.А., Григорьева А.А., Мордовская А.В. Модернизация системы научно-исследовательской подготовки бакалавров в условиях перехода на уровневое высшее профессиональное образование с учетом региональных особенностей Северо-Востока России : коллективная монография / А.В. Мордовская, Е.А. Барахсанова, А.А. Григорьева, С.В. Панина и др. М., 2011. 137 с.

2. Михайлова Е.И. Федеральный университет - форпост Северо-Востока России [Электронный ресурс]. URL: s-vfu.ru (дата обращения: 01.07.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.