Bazarova Tatyana Sodnomovna, Soloveva Rimma Alekseevna PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION ...
pedagogical sciences
УДК 378(045.06)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ
© 2018
Базарова Татьяна Содномовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Теории социальной работы», Бурятский государственный университет (670000, Россия, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а; тел.: (3012) 21-26-49; e-mail: [email protected]) Соловьева Римма Алексеевна, старший преподаватель кафедры землеустройства и ландшафтная архитектура ФЛКиЗ Якутская государственная сельскохозяйственная академия (677007, Россия, Якутск, Сергеляхское шоссе 3 км., д. 3,e-mail, [email protected])
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что в XXI веке образованный человек - это человек способный эффективно пользоваться возможностями информационной среды, при решении различного класса задач включая образовательные, что невозможно без активного использования достижений инфо-коммуникационных и цифровых технологий. Анализ был произведен в рамках реализации компетентностного подхода к адаптированной деятельности процесса приобретения профессиональных навыков. Рассматриваются трудности при создании информационного пространства в приобретении профессиональной компетентности студентов технического профиля в региональном вузе. Описывается модель формирования информационно-коммуникационной компетентности в образовательной среде регионального вуза для подготовки будущих инженеров направления 21. 03. 02. «Землеустройство и кадастры» в сельскохозяйственном вузе. Характеризуются этапы учебной деятельности, акцентируется внимание на целесообразность соблюдения этапов формирования, где происходят индивидуально-психологические, коммуникативно-деятельностные изменения личности студентов. Показано применение определенного набора форм, методов, способов и средств педагогической работы с будущими инженерами. Выделен основной компонент процесса практико-ориентированные формы и методы педагогической деятельности. Показано необходимость содержательного и технологического развития электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) регионального вуза. Показаны результаты констатирующего и формирующего этапов исследования опытно-экспериментальной работы. Выявлено, что полученные данные в процессе работы апробации авторской программы по овладению профессиональных навыков у будущих специалистов являются прогрессивными, вследствие включения в учебный процесс it-технологии. Полученные результаты представляют интерес для широкого круга специалистов в сфере регионального образования. Данная разработка не покрывает полноценно задачу совершенствования учебного процесса в рамках обучения, но может выступать одним из путей решения поставленной задачи.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, инженер-бакалавр, информационно-технологическая подготовка, информационные технологии, электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС).
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF ICT - COMPETENCE
OF FUTURE ENGINEERS AT A REGIONAL UNIVERSITY
© 2018
Bazarova Tatyana Sodnomovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the «Department of Social Work Theory» Buriat State University (670000, Ulan-Ude, Smolina Street, 24a; tel: (3012) 21-26-49; e-mail: [email protected]) Soloveva Rimma Alekseevna, Senior Lecturer, Chair of Land Management and Landscape Architecture, Yakutsk State Agricultural Academy (677007, Yakutsk, Sergelyakhskoye 3 km., 3, e-mail: [email protected])
Abstract. The relevance of the study is due to the fact that in the XXI century an educated person is a person able to effectively use the opportunities of the information environment, in solving various classes of problems including educational, which is impossible without the active use of information and communication and digital technologies. The analysis was produced in the framework of the implementation of competence-based approach adapted to the activities of the process of acquisition of professional skills. The article deals with the difficulties in creating an information space in the acquisition of professional competence of students of technical profile in the regional University. The article describes the model of formation of information and communication competence in the educational environment of the regional University for the training of future engineers 21. 03. 02. "Land management and cadastres" in agricultural University. Stages of educational activity are characterized, attention is focused on expediency of observance of stages of formation where there are individual psychological, communicative and activity changes of the personality of students. The application of a certain set of forms, methods, methods and means of pedagogical work with future engineers is shown. The main component of the process of practice-oriented forms and methods of pedagogical activity is highlighted. The necessity of content and technological development of electronic information and educational environment (EIOS) of the regional University is shown. The results of ascertaining and forming stages of research of experimental work are shown. It is revealed that the data obtained in the process of testing the author's program for mastering professional skills of future specialists are progressive, due to the inclusion of it-technology in the educational process. The results are of interest to a wide range of specialists in the field of regional education. This development does not fully cover the task of improving the educational process in the framework of training, but can be one of the ways to solve the problem.
Keywords: information and communication competence, bachelor engineer, information technology training, information technology, electronic information and educational environment (EIOS).
В Законе РФ «Об образовании» [9,10] отражены потенциальные возможности, основные подходы и принципы развития новых инфо-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Компетентностный подход как приоритетная цель
преобразования процесса обучения не только определяет пути прогрессивного продвижения, но и определяет на перспективу профессиональные компетенции студента. В процессе обучения повышается уровень владения ^-технологиями и самого педагога.
педагогические науки
Базарова Татьяна Содномовна, Соловьева Римма Алексеевна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ...
В настоящее время перед педагогами, также перед студентами ставятся задача умения применять й-технологии. Это проявляется в умении решать поставленные технические задачи при помощи й-технологии.
Работодатели ставят задачу перед выпускающими образовательными организациями - выпустить специалиста, обладающего полными профессиональными навыками инженера с умением применять й-технологии в поставленных перед ними профессиональных задач. Это можно достигнуть путём внедрения й-технологии в процесс обучения педагогами обладающими данными профессиональными компетенциями[4,6].
Все существующие в настоящее время стандарты ориентированы на овладение выпускниками профессиональных компетенций в процессе обучения. Это ставится в приоритете. Образовательная деятельность по выпуску специалистов обладающими высокими профессиональными качествами в академии осуществляется с применением й-технологии. В процессе обучения в рамках изучения дисциплин «Информационные технологии» и рядом других производится моделирования различных систем. В ходе обучения применяются различного рода приложения, MathCad, МаЙаЬ и др.
В целом в совокупности получаем профессионала не только глубоко разбирающегося, но и активно применяющего й-технологии в своей профессиональной деятельности при решении работодателем конкретных задач.
Наряду особую актуальность приобретает исследование по применению й-технологии в образовательной деятельности по направлению подготовки 21.03.02 -«Землеустройство и кадастры» в сельскохозяйственном вузе Республики Саха (Якутия).
Научные работы (Барахсанова Е.А., Голиков А.И., Григорьева А.А., Данилов Д.А., Николаева А.Д., Неустроев Н.Д., Семенова А.Д., Мордовская А.В. и др.) показывают, что в разработке региональных образовательных программ по подготовке будущих специалистов к профессиональной деятельности необходимо учитывать следующее:
- во-первых, исходный уровень компьютерной грамотности студентов-первокурсников;
- возможности реализации поставленных задач в образовательной среде регионального вуза;
- в-третьих, особенности региональной системы образования и образа жизни (3,5,8).
Характеризуя региональные особенности, необходимо отметить, что студенты - это, в основном, представители отдаленных северных и сельских районов, среди них студенты кочевых и малочисленных народов проживающих в Якутии. Следует подчеркнуть, что только местные кадры способны реально закрепиться в сельском и лесном хозяйстве республики ввиду транспортной недоступности большинства сельскохозяйственных угодий и сложных условий продолжительных зимних сезонов.
В Якутии стоит острая задача решения выпуска специалиста согласно заказу работодателя. Данный регион должен покрыть и обеспечить потребность предприятий и организаций социально устоявшимися специалистами, обладающими профессиональными компетенциями. В процессе обучения студент приобретает навыки не только духовного развития, но и специалиста техника умеющего применять й-технологии. Прорыв в формировании профессиональных компетенции выпускника дает применение й-технологии в процессе обучения [1].
Исходя из вышеуказанного, главной миссией регионального вуза является кадровое обеспечение поступательного развития отраслей агропромышленного комплекса, земельного и лесного дела в экстремальных условиях Республики Саха (Якутия).
Материалы и методы исследования.
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование педагогической обстановки, применения й-технологии в процессе обучения. Использование различных приемов и методов для выпуска специалистов
по специальности земельный кадастр в Республике Саха Якутия.
Постулатом данной проблемы выступает анализ теоретических позиции зарубежных и российских исследователей, рассматривается опыт организации образовательного процесса в Республике (Саха Якутия) ориентированного на подготовку конкурентно-способных специалистов в электронно-образовательной среде вуза [3,4,7,11].
Ведущим подходом к изучению данной проблемы выступает анализ теоретических позиций зарубежных и российских исследователей, рассматривается опыт организации образовательного процесса в Республике (Саха Якутия) ориентированного на подготовку конкурентоспособных специалистов в электронной информационно-образовательной среде вуза [3,4,7,11].
Мы определили, что ИКТ-компетентность будущего инженера представляет собой профессионально подготовленного специалиста, который умеет и знает как применять свои навыки, полученные в процессе обучения. Повышаются информационные навыки, а именно применение й- технологии и обладания навыками моделирования, обработки различной информации в своей профессиональной деятельности. Полученные навыки дают возможность решения поставленных задач работодателем перед специалистом-инженером. Применяя в своей профессиональной деятельности, специалист опирается на свои знания, полученные в процессе обучения.
Исследования проводились на базе ФГБОУ ВО «Якутская государственная сельскохозяйственная академия» среди студентов по направлению подготовки 21.03.02 - «Землеустройство и кадастры» инженерного факультета [12].
В рамках исследования мы выделяем следующие позиции:
- во-первых, современные организации осуществляющие образовательную деятельность и применяют ее в соответствии с принятыми в Российской Федерации нормативными документами по реализации электронного образования и формирования условии для получения профессиональных навыков при помощи й- технологии.
- во-вторых, объединение, методических и кадровых ресурсов позволяет реализовывать эффективное педагогическое обеспечение с помощью й-технологии;
- в-третьих, на основе разработанной модели реализуется формирование информационно-коммуникационной компетентности специалиста отвечающего современным требованиям;
Модель формирования ИКТ - компетентности будущих инженеров-бакалавровв образовательной среде регионального вуза является сложной педагогической системой, сконструированной на основе компетентност-ного подхода с учетом региональных особенностей обучающихся. Она состоит из следующих блоков:
- методологический блок, включающий системно-де-ятельностный, индивидуально-творческий, компетент-ностный, модульный, подходы;
- содержательный блок, характеризующий структурные компоненты ИКТ: потребностно-мотивацион-ный, информационно-содержательный операционно-действенный;
- организационно-деятельностный блок включает виды учебной деятельности студентов - учебно-познавательная, практико-ориентированная, научно-профессиональная, а также педагогические условия;
- оценочно-результативный блок - это критериио-ценки уровня профессиональной ИКТ-компетентности и показатели результата формирования данной компетентности;
- контрольно-измерительные материалы для оценки сформированности ИКТ-компетентности будущих инженеров;
- уровни сформированности данной компетентности -ознакомительно-репродуктивный (низкий), поисково-познавательный (средний), профессионально-творче-
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3(24)
231
Bazarova Tatyana Sodnomovna, Soloveva Rimma Alekseevna PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION ...
pedagogical sciences
ский (высокий).
Исходя из данной модели, был разработан комплекс диагностических материалов (анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации студентов, наблюдение, тесты, диагностические задания, анкеты и др.), используемый для определения исходного и итогового уровней сформированности компетентности будущих инженеров.
Диагностика осуществлялась в ходе обучения студентов блоку дисциплин, где подразумевается применение Ь-технологии: «Программное обеспечение NannoCAD», «Земельно-кадастровые й-технологии» и т.д, а также авторских спецкурсов, способствующих эффективности приобретения профессиональных навыков в своей профессиональной деятельности.
Формирование информационно-коммуникационной компетентности является длительным процессом, протекающим поэтапно, на каждом из которых происходят конкретные индивидуально-психологические, коммуни-кативно-деятельностные изменения личности студентов. В связи с этим, в организационно-деятельностном блоке выделены поэтапно три вида учебной деятельности:
1) учебно-познавательная (1 курс);
2) практико-ориентированная (2-3 курсы);
3) научно-профессиональная (4 курс).
На каждом этапе в зависимости от поставленных задач применяется определенный набор форм, методов, способов и средств педагогической работы с будущими инженерами (интерактивные методы и технологии: проектные методы, тренинги, деловые и экспертные игры, лабораторные практикумы, групповые дискуссии, презентации, междисциплинарные семинары и технологии исследовательской деятельности).
Основным компонентом данного процесса являются практико-ориентированные формы и методы педагогической деятельности - это организация и проведение научно-практических, веб-конференций конференций видеоконференций ^куре)и ресурсов по созданию компьютерных презентаций, и участие в семинарах, онлайн тестировании, онлайн-вебинарах и круглых столах по данной проблеме.
В этой связи, мы считаем, что необходимо учитывать особенности образовательного пространства, средствами программного обеспечения.
Результаты исследования и их обсуждение.
Были набраны несколько групп студентов в Якутской государственной академии. Нами проводились исследования в определении контраста между группами. Можно отметить, что результат был у них примерно одинаков и он составил 4,0 и 3,8 балла. На рис.1 представлены результаты формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
Рисунок 1 - Уровни сформированности ИКТ-компетентности студентов КГ, ЭГ-1 (до ОЭР) и ЭГ-2 (после ОЭР).
Проведенные статистические расчеты позволили доказать значимость различий между экспериментальной и контрольной группами в сформированности всех показателей ИКТ-компетентности с помощью критерия ф*Фишера (р£0,05, вероятность> 95 %; р£0,01, вероятность > 99.
Таким образом, данные полученные в ходе проведения работы свидетельствует об эффективности апробации авторского спецкурса для достижения и приобретения профессиональных навыков в области ГГ-технологии специалистов обладающих профессиональными компетенциями, это дает возможность:
- интенсификация и совершенствование электронного пространства как средства приобретения применения ГГ-технологии в своей профессиональной деятельности студентов в региональном вузе;
- на личностно-смысловое развитие специалиста, имеющего представление как уметь применять приобретенные свои навыки в процессе;
- на эффективное педагогическое обеспечение и сопровождение обучения ГТ-технологиями в процессе обучения.
Итоги исследования позволили выявить основные особенности и тенденции построения учебного процесса с учетом внедрения новых дисциплин, таких как «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Управление ГТ-проектами организации», «Техника и технологии представления и публикации информации» и др. Проведенное исследование не раскрывает всей полноты возможностей совершенствования ИКТ-компетентностибакалавров-инженеров, а представляет собой один из вариантов решения данной проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Базарова Т.С. Актуальные тенденции развития социального образования / Т.С.Базарова// Вестник Бурятского государственного университета - Улан-Удэ: Изд-во Бурят.госуниверситета, 2014 г. - С.91-97
2. Базаржапова, Т. Ж. Совершенствование информационной компетентности педагогов условиях инфоком-муникационной среды интеграции: автореф. дис ... канд. пед. наук: - Улан-Удэ, 2013. - 2 с.
3. Барахсанова Е.А., Формирование профессиональной ИКТ-компетентностибакалавров-будущих педагогов в условиях двуязычия / Барахсанова Е.А., Варламова В.А.// - К.: Современные наукоемкие технологии, - 2015. -№10. - С. 68-71.
4. Власова Е.З. Электронное обучение в подготовке инженеров / Власова Е.З.Государев И.Б. // Известия. Психолого-педагогические науки. 2015 - №2 (32).-С.32-39.
5. Григорьева А.А. Модернизация системы научно-исследовательской подготовки бакалавров в условиях перехода на уровневое высшее профессиональное образование с учетом региональных особенностей Северо-Востока России / Григорьева А.А., Барахсанова Е.А., Мордовская А.В. Монография - М.: Издательство МГОУ, 2011. - 121 с.
6. Гришкин Д.К. Педагогические условия организации медиаобразования в военном вузе: автореф. дис ... канд. пед. наук: - Кострома, 2016. - 3 с.
7. Коврова С.Е. Индивидуализация самостоятельной работы учащихся по информатике на основе использования средств телекоммуникаций автореф. дис ... канд. пед. наук: - 2003 - 19 с.
8. Николаева А.Д., Голиков А.И., Барахсанова Е.А. Стратегические приоритетымодернизации системы непрерывного педагогического образования // Современныепроблемы науки. - 2014. - №4. - С. 102-111.
9. "Об образовании": Закон Республики Саха (Якутия)от 26 апр.2001 г., № 277-11 // в ред. закона РС(Я). - 2001. - № 533-4 (ст. 7).
10. О национальной доктрине образования в Российской Федерации [Текст]: постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 // Собрание законодательства. - 2014. - № 4. Ст. 89.
11. Прокопьев М.С. Методика обучения дисциплине ИКТ в образовании будущих педагогов на основе модульной межпредметной интеграции: дис ... канд. пед. наук: -Красноярск, 2015. - 173 с.
12. Соловьева Р.А. Информационно-технологическая подготовка будущих инженеров сельскохозяйственного вуза / Р.А.Соловьева // Известия. Инженерное образование. 2017 - №2 (40). - С.284-287.
Статья поступила в редакцию 23.06.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018