Научная статья на тему 'Использование интерактивной технологии в модульно-рейтинговой системе обучения'

Использование интерактивной технологии в модульно-рейтинговой системе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / INTERACTIVE TECHNOLOGY / THE MODULE-RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопьев М. С.

В статье рассматривается технология внедрения модульно-рейтинговой системы, решаются дидактические проблемы использования интерактивной технологии для активизации творческо-креативной деятельности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокопьев М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the technology of module-rating system introduction. It also solves the problem of using an interactive teaching technology to enhance the creative activities of students.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивной технологии в модульно-рейтинговой системе обучения»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

М.С. Прокопьев

Аннотация. В статье рассматривается технология внедрения модульно-рей-тинговой системы, решаются дидактические проблемы использования интерактивной технологии для активизации творческо-креативной деятельности студента.

Ключевые слова: интерактивная технология, модульно-рейтинговая система.

Summary. The article deals with the technology of module-rating system introduction. It also solves the problem of using an interactive teaching technology to enhance the creative activities of students.

Keywords: interactive technology, the module-rating system.

78

В период вхождения России в Бо-лонский процесс, появления стандартов третьего поколения, всесторонней информатизации, перехода на многоуровневую подготовку специалистов в высшей школе актуализируется процесс поиска механизмов развития их личностных качеств и ключевых компетенций.

В макетах Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) (2008 г.) содержание образования наполняется новыми смыслами, ориентирующими индивида на вхождение в мир культуры через «впитывание» универсальных и профессиональных компетенций, способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда (Макет ФГОС ВПО подготовки бакалавра).

Практически каждому современному специалисту-профессионалу (а

тем более выпускнику гуманитарного вуза) необходимо обучаться на протяжении всей жизни, ориентироваться на тенденции информационного развития, жить и работать в мире постоянно меняющегося информационного общества, овладевать новыми способами информационного обмена и новейшими информационными технологиями.

Информатизация образования является одним из важнейших направлений реализации современной образовательной парадигмы. Умение в полной мере использовать возможности информационных технологий в профессиональной деятельности становится одним из важнейших качеств современного специалиста, и в наибольшей степени это касается подготовки будущих учителей [1]. В связи с этим все большую актуальность приобретает изучение пробле-

Преподаватель XX

ЕК

3 / 2012

мы использования интегративных технологий в формировании профессионально значимых умений педагогов. Е.А. Барахсанова отмечает, что востребованными становятся педагогические кадры, способные грамотно и наиболее эффективно использовать в преподавании возможности новых образовательных технологий, исследовательские способности, умение работать в условиях перехода на модульный подход [2].

С целью личностно-ориентиро-ванного обучения, стимулирования систематической работы студентов, дифференциации оценки знаний при переходе на уровневую систему образования используется балльно-рей-тинговая оценка знаний обучающихся. Ее внедрение регламентируется следующими документами: государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавров в институте; базовые учебные планы по направлениям бакалавриата; рабочие учебные планы; графики учебного процесса на год по направлениям; рабочие программы учебных курсов, дисциплин и практик, разработанные на основе ФГОС; индивидуальные учебные планы студентов; Положение об организации учебного процесса в Северо-Восточном федеральном университете (СВФУ) с использованием системы зачетных единиц, Положение о балльно-рейтинговой системе в СВФУ, данное Положение в педагогическом институте СВФУ. Основные данные о студентах и их академической успеваемости фиксируются в: журналах успеваемости, заполняемых на выпускающих кафедрах; зачетно-экзаменационных ведомо-

стях и листах; зачетных книжках студентов; ведомости текущей и промежуточной аттестации групп студентов по дисциплинам.

Мы считаем, что одним из видов инновационных технологий, позволяющих внедрить балльно-рейтин-говую систему ФГОС третьего поколения, является модульное обучение.

Закономерности взаимосвязей всех принципов в модульной теории обучения (активная деятельность, изолированность, дружеские отношения, обдумывание, право на выбор и ответственность за это) выявляют личностный характер деятельности на основе дидактических принципов. При этом единые принципы систем модульного обучения связываются с принципами личностной деятельности, образуют ее «макрообраз», модель. Рассматриваются образцы личностной направленности, координации, дифференцирование модели на основе дидактических принципов, внедрение в процесс модульного обучения индивидуализации деятельности.

В рамках выполнения гранта Аналитической ведомственной целевой программы в 2008-2011 гг. творческая группа под руководством профессора Е.А. Барахсановой по направлению внедрения в образовательный процесс современных технологий считает необходимым внедрение в образовательный процесс модульно-рейтин-говую систему с учетом следующих педагогических условий [3]:

• определение и проектирование дидактической цели модуля и модульного программного;

• усиление фундаментальной подготовки студентов гуманитарно-педа-го гического направления;

73

80

• распределение часов в пользу самостоятельной работы студентов в рамках использования модульной технологии и технологии моделирования, считающихся одними из видов технологий образования;

• предоставление возможности для основательного усвоения знаний по предмету с учетом того, что модульная технология и технология моделирования, являющиеся инновационными технологиями образования, не предусматривают системность и последовательность следования по государственному стандарту;

• усиление внимания к развитию профессиональной компетентности преподавателей в процессе внедрения инновационной стратегии модульной и моделирующей технологий, в связи с чем в настоящее время в отечественном и зарубежном образовательном пространстве организуются различные курсы по подготовке и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вуза.

При таком подходе есть основание утверждать, что модульно-рейтинговая система будет соответствовать основам всех наук. Например, при изучении дисциплины «информатика» процесс выявления важности компьютерных дидактических средств (КДС) подчиняется знанию того, что макротемы каждой науки составляют учебник. Если КДС интенсивно осваиваются в рамках предмета, то раскрывается структурная важность научно-образовательного направления, составляются вопросы качественного контроля и диагностирования. Это считается основанием для формирования интерактивно-рейтинговой системы.

Первоначально определено, что интерактивная технология обучения

Преподаватель XX

ЕК

является одним из объектов, ориентирующих занятия в вузах на профессиональную компетентность будущих специалистов. Процессуальная важность занятий в высшей школе с каждым днем повышает внутренний интеллектуальный потенциал студента; наблюдается, что образование осуществляется благодаря инновационным технологиям. Оценивая ситуацию на кафедрах, можно утверждать, что требования кредитной технологии выполняются: в объеме стандарта присутствует взаимосвязь типовой и рабочей программ; теоретические принципы излагаются в вариантных формах, составляют 10% из общего количества часов; на взаимоотношения студента и профессорско-преподавательского состава отводится 25%, самостоятельная работа студента составляет 65%; инновационная значимость технологий всего образования определяется интерактивными приемами.

В процессе внедрения кредитной технологии профессорско-преподавательский состав, работающий в определенной области науки, рассматривает учебник в качестве 1-ой модели, классифицирует на модули, каждый модуль группируется в блоки, проблемные, программные технологии рассматриваются в интерактивном аспекте. Занятия такого характера создают выгодные условия для выявления студентами научно-интегрирован ных связей.

Проводя научную, научно-мето ди-ческую, учебно-воспитательную работу по внедрению балльно-рейтин-говой системы на первом курсе по направлению «Профессиональное обучение» в педагогическом институте Северо-Восточного федераль-

-3 / 2012

ного университета следует отметить, что модульно-рейтинговый подход развивает когнитивно-гно сео ло ги-ческую мыслительную деятельность студентов; направляет на выявление аксиологической ценности, важности будущей специальности; направляет на нахождение объема, близкого к аксиоме каждой дисциплины. Также необходимо отметить, что интерактивный прием гарантирует активизацию творческо-креативной деятельности студента.

Таким образом, для качественного усвоения содержания образования необходимо: рационально применять новые образовательные технологии, ориентированные на решение дидактических задач; организовывать интенсивный и содержательный процесс обучения; дифференцирование и конкретизация позна-вательно-когни тивной деятельности студентов; систематизация различных информаций и осмысление на-учно-инте гри ро ванных связей; объективное дифференцирование результатов контроля и диагностирование качественных показателей

значимости выбранной профессии у будущих специалистов; проектирование показателей оценки их твор-ческо-креативной деятельности.

В заключении следует отметить, что интерактивное обучение обеспечивает подготовку конкурентно способных специалистов в условиях перехода на многоуровневую систему образования и получение знаний, характеризующихся качественными показателями балльно-рейтинговой системы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУКРЫ

1. Гафурова Н.В., Осипова С.И. О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1.

2. Барахсанова ЕА., Атласова А.Д., Проко-пьев М.С. Внедрение новых электронных разработок в образовательный процесс в виде спецкурсов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2011. - № 2. - С. 23-27.

3. Григорьева А.А., Барахсанова Е.А., Мордовская А.В. Научно-методические основы разработки электронных учебных средств: Монография. - М.: Изд-во МГОУ, 2011. - 146 с. ■ gl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.