Научная статья на тему 'Опыт применения балльно-рейтинговой системы при преподавании специальных дисциплин на гуманитарных факультетах'

Опыт применения балльно-рейтинговой системы при преподавании специальных дисциплин на гуманитарных факультетах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмагилова К. К.

This article expounds the result of experiment in inculcation of mark-rating system in teaching mathematic and computer science in humanitarian faculties draws the conclusion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of application mark-rating system at teaching special disciplines in humanitarian faculties

This article expounds the result of experiment in inculcation of mark-rating system in teaching mathematic and computer science in humanitarian faculties draws the conclusion.

Текст научной работы на тему «Опыт применения балльно-рейтинговой системы при преподавании специальных дисциплин на гуманитарных факультетах»

:

+

о

Высшее образование

Литература:

1. Абульханова К. Л- Психология н со знание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды,- М.: Московский неихолого-социаль-ный институт; Воронеж: ИзД-во НПО «МОД ¿Ж*. 1999.

2. Исаев Е. II. Теория и практика пси холопяеского образования педагога // Психологический журнал,- 2000.- Т. 21, № 6,- С, 57-65.

3. Патяева Е. Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение / Современная психология мотивации/Под ред. Д.А.Леонтьева.- М.: Смысл, 2002,- С. 289-313.

4. Педагогическая практика студентов. 4.1: Программы и методические рекомендации / Под ред. Н. К. Сергеева, Г. А. Ястребовой,— Волгоград; Перемена, 2002.

5. Психологические задания к педагогической практике студентов: Пособие для преподавателей высш. пед. учеб. заведений / Под ред. проф. А. Э. Штейнмеца,-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ

К. К. Исмагилова, ассистент кафедры математики и информатики ТГГПУ, г. Казань

Основной целью высшего учебного заведения является подготовка специалистов, обладающих выраженными адаптированными способностями для работы в новых условиях. Данная цель предполагает ориентацию образовательной деятельности на формирование качеств компетентного специалиста, включающего высокий уровень знаний, навыков, соответствующих современным кадровым потребностям; профессиональная мобильность, которая предполагает способность к росту, смене занятий, корректировки специализаций и повышению квалификации. Большое значение имеют: способность к самостоятельному наращиванию необходимых знаний, поисковой творческой деятельности; умение работать в разнообразных сегментах информационной Среды; открытость к усвоению нового теоретического и практического опыта; высокие морально-эти-

ческие качества. Процесс подготовки такого специалиста предполагает использование лучших традиций образования, существующих в университете, активное включение инновационных методик и технологий подготовки специалистов, учет потребностей рынка труда; формирование у студентов навыков самостоятельного мышления. Изменение содержания и методов обучения с необходимостью влечет и адекватное совершенствование форм и видов контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Главное - положить в основу принцип, предполагающий: поворот к студенту; уважение его личности, Достоинства; доверие к нему; принятие его личностных целей, Запросов и интересов; создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей., В этой связи следует отметить, что традиционная система контроля и оценки знаний в обучении

47

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

математике и информатике не в полной мере отвечает этому принципу. Она носит нередко субъективный характер.

Система контроля и оценки учебной деятельности учащихся, с нашей точки зрения, должна быть в большей степени ориентирована на объективность контроля, учет индивидуальных особенностей каждого студента, стимулирование творческой активности учащихся. Эта система должна обеспечивать не только объективную оценку знаний и умений студентов, но и регулярную обратную связь в учебном процессе, подкреплять у студентов ощущение собственного достоинства и уверенности в своих силах.

Нередко новые методы обучения рассматриваются как универсальные, альтернативные традиционным и искусственно им противопоставляются, Для успешной реализации всех компонентов системы контроля и оценки учебной деятельности студентов, по нашему мнению, необходимо использовать в едином комплексе и традиционную систему, и Элементы новых, развивающихся систем: зачетной; балльно-рейтинговой и элементы тестовых технологий. Преимущества тестовых технологий: объективность оценки; эффективность - одновременно можно тестировать большое число студентов; надежность; дифференцирующая способность; реализация индивидуального подхода в обучении; сравнимость результатов. Элементы зачетной системы позволяют осуществить контроль; обобщить и систематизировать знания, умения студентов; организовать самостоятельную и индивидуальную работу. Элементы модульно-рейтинговой системы (оценка заменена баллом) позволяют акти-

46

2'2006

визировать интерес к предмету у самого слабого студента; во время практических занятий сокращается число пассивных студентов, улучшается посещаемость лекций.

Современные подходы к организации математического образования в вузе ориентированы «не столько на собственно математическое образование в узком смысле, сколько на образование с помощью математики» [1]. Поэтому основная цель обучения математике - формирование в процессе изучения математики качеств мышления, необходимых в современном обществе - содержит как дидактический, так и прагматический аспекты. Первый аспект предусматривает общее развитие обучаемых и подготовку их к продолжению образования, а второй - формирование математической грамотности. Математическая грамотность, по мнению Г. В. Дорофеева, должна обеспечивать «простейшие потребности человека в его повседневной жизни», т. е. расчет налогов, тарифов, штрафов и т. д., а также использование математической терминологии и символики в естественном языке, а главное - для непосредственного применения в сфере педагогической теории и практики.

Математическая подготовка будущего выпускника гуманитарного факультета должна учитывать много-уровневость и многопрофильное^ подготовки специалиста. Необходимо обеспечить овладение математическими знаниями и умениями на уровне, достаточном для решения профессиональных задач, и одновременно развить профессионально-прикладное математическое мышление как процесс познавательной деятельности

^^^тлшл 4 п жшгс

с помощью метода математического моделирования. Последнее, в свою очередь, требует развития таких качеств мышления, как критичность, гибкость, оперативность, нестандартность мышления. Поэтому важна фундаментальная и профессиональная часть математической подготовки. Основные фундаментальные понятия важны и в приложениях.

В современных условиях качество образования становится важнейшей характеристикой, определяющей конкурентоспособность учреждений и национальных систем образования, а задачи его обеспечения и контроля занимают центральное место в образовательных реформах многих стран, в том числе и России. Кардинальное изменение подходов к контрольно-оценочной системе, связанное с введением новых форм и методов вызвало активные дискуссии об эффективности применения современных контрольных измерительных материалов и компьютерных технологий для оценки качества обучения студентов и школьников. В этих дискуссиях зачастую традиционные методы контроля характеризуются как совершенные, проверенные временем и не требующие замены. В сознании многих практиков тесты от контрольных работ отличаются только формой заданий и тем, что преподаватель устранен из контрольно-оценочного процесса. Однако на самом деле эти различия значительно глубже.

Чтобы в какой-то мере прояснить Сложившуюся ситуацию, следует отметить ряд факторов, обусловливающих необходимость реформирования контрольно-оценочной системы и необратимость реформы контроля и оценки подготовленности обучающихся. Сре-

Высшее образование

ди наиболее важных из них можно назвать построение общероссийской системы оценки качества образования и многие другие направления, актуализирующие проблему совершенствования контроля результатов учебного труда по множеству дисциплин и на разных этапах обучения.

Принципиальное различие между традиционной системой оценивания знаний и педагогическими изменениями заключается в том, что в первом случае речь идет о качественном оценивании учебных достижений обучающихся, а во втором - о получении количественных показателей уровня учебных достижений. И одна, и другая системы контроля обладают КЭ.К набором достоинств, так и недостатками. Традиционные методы, как известно, базируются на взаимодействии обучающегося и педагога, поэтому одним из их достоинств является развитие коммуникативных способностей обучающихся, простота приемов и оперативность получения результатов. Без сомнения, отдельные элементы педагогических измерений всегда присутствуют и при подобной оценке знаний. Однако они нацелены исключительно на получение качественных эквивалентов оцениваемых свойств обучающихся, но не на их количественное измерение, поэтому результаты такого контроля невозможно сравнивать между собой. На фоне возрастания роли педагогических измерений в технологиях ЕГЭ все более достигается понимание того, что традиционные средства контроля имеют низкий обучающий потенциал, сдерживают развитие инновационных методов обучения, не обеспечивают условий для самоконтроля и самоуправления. К числу существенных

49

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

недостатков, несовместимых с современными направлениями модернизации образования И совершенствования системы управления его качеством, также можно отнести следующие; проявления субъективизма со стороны педагогов; недостаточность средств контроля, адекватных компе-тентностному подходу в обучении; отсутствие единых шкал и критериев оценивания; слабое методическое обеспечение самооценки и самокоррекции результатов учебной деятельности и др. [2].

В отличие от традиционных, современные технологии оценки качества обучения базируются на квалиметри-ческом подходе, целью которого является получение численных эквивалентов, отождествляемых с оценками измеряемой переменной, в качестве которой рассматривается латентный параметр обучающегося - его предметная (или межпредметная) подготовленность. В количественном измерении уровня учебных достижений обучающихся зарубежные и отечественные ученые добились наибольших успехов, заложив в контрольно-оценочную деятельность новые направления, особенно эффективные на стадии «школа - вуз», которая всегда и везде требовала к себе большого внимания.

С нашей точки зрения, сочетание «новых» и «старых» методов позволяет осуществить процесс контроля и оценки;знаний и умений более эффективно.

При контроле знаний студентов можно успешно сочетать элементы тестового контроля и модульно-рей-тинговой системы, которая означает разбиение всего материала на модули обучения и присвоение каждому мо-

50

2'2006

дулю определенного количества баллов. Модульность и балльно-рейтин-говая система являются эффективным средством систематизации, обобщения и проверки знаний студентов по определенному и обычно достаточно большому разделу программы - модуля. Готовясь к отчету сразу по большой теме, студенты лучше вникают в нее, в их сознании выстраивается общая картина того, что они выучили. Организация работы по модульной системе побуждает студентов к глубокой и систематической работе над определенной темой и является эффективным средством, способствующим повышению качества обучения.

В ТГГПУ в течение 2006/07 учебного года проводился эксперимент по внедрению модульно-рейтинговой системы. Все содержание курса «Основы математики и информатики» для 1 курса факультета татарской филологии было разбито на модули (табл. 1). Времени на изучение данного предмета отводится сравнительно мало (один семестр). В таблице приводится разбиение ПО модулям и количество часов, отводимых на лекции, лабораторные работы, контрольные работы и соответствующие баллы, присваиваемые за посещение лекции или полное выполнение лабораторной или контрольной работы.

По результатам применения БРС (балльно-рейтинговой системы) можно сделать некоторые выводы. Если говорить о положительных моментах вытекающих из практического применения, то выстраивается цепочка, которая ведет к качественному изменению учебного процесса:

• увеличивается объем усваиваемого материала и глубина его понимания;

:

4

о

Высшее образование

Таблица 1

Модули Первый (История математики, Алгебра логики. Теория множеств. Отношения и функции. Числа) Второй (Комбинаторика. Теория вероятностей, Математическая статистика) Третий (Информация и информатика, Архитектура ЭВМ, Структура ПО компьютера, Системное ПО, Алгоритмы и языки программирования) Четвертый (Средства редактирования текстов, средства создания презентаций, Электронные таблицы) Пятый (Системы управления БД, Сетевые технологии)

Виды занятий Часы

Лекции 4 4 4 4 2

Лабораторные занятия 6 8 6 12 4

Контрольная работа 2 2

Всего часов 58 10 14 10 18 6

Всего баллов 80 14 19 14 25 8

• сокращается число студентов, не работающих на практических и лабораторных занятиях; повышается посещаемость лекций;

• возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность студентов;

• растет уровень самокритичности и самооценки;

Однако эффективность модульно-рейтинговой системы зависит не только от организации образовательного процесса, но и отношения к ней субъектов. Нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление отношения студентов к зачетно-рейтинговой системе.

Студенты адекватно определяют три функции балльно-рейтинговой системы: стимулирующую, контролирующую, поощрительную.

• Стимулирующая функция заключается при этом в повышении

активности студентов в обучении. Контролирующая функция выступает в классическом понимании. Поощрительная функция определяется как показатель при получении зачета.

• Отношение студентов к балльно-рейтинговой системе со временем меняется. К концу оно становится более формальным - проявляется «привыкание».

• Отрицательное отношение к балльно-рейтинговой системе преподавателей обусловлено перегруженностью письменными контрольными работами. Этого можно избежать путем компьютеризации промежуточных проверочных работ.

Результаты проведенного эксперимента по внедрению модульно-рейтин-говой системы могут являться основанием к поиску новых подходов к разработке, к совершенствованию системы оценки и контроля.

51

^^^тлшл 4- п жшгс

Казанский педагогический журнал

Литература:

1. Дорофеев В. Г. Гуманитарно-ориентированное обучение математике: концептуальный аспект / В. Г. Дорофеев // Математика для каждого; концепция, про

2'2006

граммы, опыт работы / Под ред. Г. В. Дорофеева,- Вып. 3,- М., 2000,- С. 18-31.

2. Ефремова Н. Ф. Педаготчеекда измерения в системе образования / Н. Ф. Ефремова, В. И. Звонников, М. Б. Челыткова // Педагогика, 2006,- № 2,- С. 11 22.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Л. А. Антипова, доцент кафедры психологии и педагогики филиала Московского открытого социального университета,

г. Пятигорск

Из множества проблем высшей школы в настоящее время особо выделяется комплекс сложных вопросов, связанных с трудностями первого года обучения, а именно с адаптацией личности студентов к вузу. Многие абитуриенты, поступив в вуз, не справляются с новой обстановкой. Из-за этого большинство первокурсников, отчисляются по причине неуспеваемости, дискомфорта, страха, и перед тем, что его ожидает, в связи с этим у молодого человека появляется чувство неуверенности, недоверчивости. От успешной адаптации зависит качество образования и дальнейший рост выпускника вуза, следовательно, личностное развитие будущего специалиста. Начало обучения в вузе является одним из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни молодого человека. С первых дней пребывания в вузе бывший абитуриент приобретает новый социальный статус студента, и это ведет к освоению новых требований в системе высшего образования, приобретению субъектной позиции в определении будущей карьеры.

Адаптация в вузе понимается как способность личности стать частью

52

окружающей среды, осознать свою принадлежность к ней на данный период времени, выполнять ее требования, нормы и правила, формирующие позитивное личностное и социальное развитие. Адаптация это процесс и результат внутренних и внешних изменении человека, активного внешнего приспособления к новому образу жизни к новым условиям существования. Адаптация к учебной деятельности предполагает одновременное воздействие целого ряда влияний, включающих в себя комплекс как субъективных факторов, зависящих главным образом от самих студентов, так и объективных, зависящих от внешних обстоятельств, к числу которых можно отнести содержание и организацию самой учебной деятельности в вузе. Адаптация - это приспособление к новым формам, методам и технологиям учебно-вослита-тельной деятельности; к новым формам контроля за качеством обучения студента. Адаптация студентов-пер-вокурсников тесно связана с их учебными успехами. Целью дидактической адаптации является разработка оптимальных методов организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.