д.57. Л.71.
16. Белюков Д.А. Милиция Псковской губернии (1917-1927 гг.).-Великие Луки, 2004г. С.169.
17. Отчет за 1925-1926 хозяйственный год. С.96; Официальный биллютень. Орган Псковского губернского исполнительного комитета. 1921. 7 декабря. №8: ВФГАПО. Ф.340, оп.1, д.144. Л.338-342; д.173. Л.71, 73.
18. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф.340, оп.1, д.184. Л.27-28.
19. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф.590, оп.1, д.692. Л.361.
20. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф.590, оп.1, д.233. Л.34.
21. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф.590, оп.1, д.58. Л.4-8.
S.E. Matveev.
The Activity of Pskov Militia Squads During New Economic Policy’s Times (1921-1927).
The article specifies the activities of law enforcement bodies of Pskov region during New Economic Policy. Because of the transmission to a new economic policy, militia’s work was multilateral: they fought with bandits, waifs and strays, speculation, etc. The article clearly reflects the number of activities in which social organizations and the population were involved.
Key Words: law enforcement agencies, delinquency, gangsterism, disciplinary actions.
Получено 23.03.2010
УДК 351.74:94(470.25).084.8
С.Е. Матвеев, канд.юрид.наук, доц., 8-903-036-10-01, [email protected] (Россия, Тула, УВД по Тульской обл.)
ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНОЙ МИЛИЦИИ ПСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1917 Г.
Подробно изложены основные этапы реорганизации правоохранительных органов России в 1917 году. В связи со сложной социально-политической обстановкой в стране перестройка правоохранительной структуры проходила стремительными темпами во всех губерниях страны. На примере Псковской губернии показаны основные этапы становления новой системы правоохранительных органов страны на ее переходном этапе.
Ключевые слова: полиция, правонарушения, милиция, народные дружины.
За двухсотлетнюю историю Министерство внутренних дел всегда было одним из важнейших ведомств в Российском государстве. Его полномочия охватывали очень многие сферы жизнедеятельности страны — это управление губерниями и заведование государственными заводами и
фабриками, осуществление ревизий и борьба с правонарушениями, контролирование органов местного самоуправления и политический сыск. Такое положение сох рнялось вплоть до 19 1 гЗда, когда в ходе февральской революции МВД царской России было разрушено.
Самодержавие пало, а вместе с ним была сметена и полиция. Революционные массы в буквальном смысле слова громили полицейские участки, арестовывали полицейских. В столицах было сожжено большинство зданий и архивов жандармерии, сыскной полиции, охранных отделений. Ликвидация полиции происходила повсеместно по всей стране. Современники отмечали, что в феврале-марте 1917 года «запасы ненависти вдруг разлились и мутным потоком вылились на улицы Петрограда в форме избиения городовых», «московские обыватели, всю жизнь боявшиеся околоточных (нижние полицейские чины в городах - автор) и городовых, приняли участие в охоте за ними» [1, с.33]. Та же картина в Тверской губернии: «...толпа, среди которой были солдаты, вооруженные винтовками, вошли в полицейское управление и уничтожили часть дел. Далее были обезоружены полиция и станционные жандармы. Арестованы исправник (глава полиции в уезде, а фактически - «глава районной администрации» - автор), помощник исправника и пристав» [2, с.85]. О зверствах толпы по отношению к полиции пишут из Полтавы, Смоленска, Кременчуга. Полиция рассматривалась как верный «цепной пёс самодержавия», десятилетиями душивший революционное и освободительное движение в России. Великим «всероссийским походом против городовых, в результате которого весь полицейский аппарат был разбит вдребезги», назвал события февраля-марта В.Д. Набоков.
Почти одновременно с разгромом полиции стали создаваться новые отряды общественного порядка. Особенностью этого процесса было то, что в начальной своей стадии он был стихийным, но уже в апреле-мае 1917 года ситуация была взята под контроль Временным правительством, которое попыталось создать народную милицию «...с выборным начальством, подчинённым органам местного самоуправления» [3, с.99]. Если в марте 1917 года милиция стихийно складывалась из революционной толпы, студентов, бойскаутов, а за молодость, порывистость и неопытность её даже называли «милицией младенцев», то к лету 1917 года постепенно организуются штатные милицейские структуры, пытавшиеся выполнять функции по охране общественного правопорядка. Но создать на обломках полиции новую народную милицию в условиях перманентного политического кризиса было невозможно, это и предопределило проблемы становления милиции в феврале-октябре 1917 года.
Революционная волна захлестнула и Псковскую губернию, но особых насильственных действий против полицейских чинов здесь не было, кроме, пожалуй, освобождения из каторжной тюрьмы заключённых:
демонстранты также освободили с гауптвахты арестованных солдат и
разоружили жандармов и полицейских [4, с.40-41], а в Себеже были сожжены дела судебного пристава.
События февраля-марта развивались достаточно быстро, и
официальная власть, не успевала на них реагировать. В уездах полицейские органы вообще не были точно осведомлены о происходящем, и поэтому распоряжения губернского начальства были очень неожиданными. Так, например, за один день, 7 марта 1917 года, уездные исправники получили две телеграммы от разных руководящих губернских лиц: от губернатора и губернского комиссара Временного правительства. Если в первой губернатор Кашкаров предписывал всем учреждениям снять «портреты отрекшегося от престола Государя Николая Александровича и его супруги» [5, л.7], то вто ря,а видимо, должна была по вр нуть начальников полиции на местах (кем и являлись исправники) в шок. Дело в том, что эта телеграмма исходила от новой власти и свидетельствовала о совершенно неожиданном изменении всех дел. Только что назначенный губернский комиссар Временного правительства А.А. Белен направил председателям уездных земских управ и бывшим (подчёркнуто автором) исправникам распоряжение о том, что полиции больше не существует. «Временное правительство признало необходимым, - говорилось в телеграмме, - переформировать полицию в милицию, поручить к осуществлению сего местным самоуправлением» [6, л.5]. И далее в тексте «предлагалось озаботиться» этой проблемой уездным председателям земств и городским головам. Органы самоуправления должны были взять под контроль делопроизводство и финансы бывшей полиции, а полицейские чины обязывались быть готовы к призыву на военную службу.
Этой телеграммой А.А. Белен довёл до сведения местных властей одно из программных положений Временного правительства. Политический сыск был ликвидирован, упразднены охранные отделения, 6 марта ликвидирован жандармский корпус, а затем и Департамент полиции. Правительство провозгласило замену полиции «народной милицией с выборным начальством, подчинённым органам местного самоуправления». Впервые в истории России на месте разрушенного «аппарата насилия» предполагалось создать подлинно народную милицию, «основанную на праве и справедливости» [7, с.656].
Но сразу, вслед за упразднением полиции, народная милиция не возникла. Прошёл достаточно большой период (март-апрель 1917, а в ряде уездов до июня) вакуума. Даже единого названия не существовало, а в различных документах новые органы внутренних дел именовались «Милицией Временного правительства», «гражданской милицией», «общественной милицией». В первых документах, относящихся к периоду формирования милиции, новые губернские власти запрашивали уездные власти о финансировании бывшей полиции, о возможных кредитах на
содержание милиции, о денежном довольствии, о фуражных деньгах и т.д. Впрочем, подобная финансовая переписка продолжалась вплоть до октября 1917 года и далеко не все денежные проблемы были решены. За милицией Временного правительства остались также обязательства по отношению к бывшим полицейским чинам - это долги царского МВД рядовым сотрудникам, ведь официально урядники и городовые уволены не были, никаких рапортов об оставлении службы они не писали, поэтому, зачастую, в своих обращениях к новым властям они просили выдать положенное им жалованье за 1917 год. По ие длительных подсчётов и пр (вер <к МВД Временного правительства только в августе приказало выдать бывшим сотрудникам полиции долги по 1 марта 1917 года (!), претензии за последующий период не принимались [8, л.33].
Пока власти бездействовали (постановление Временного правительства «Об учреждении земской и городской милиции» вышло лишь 17 апреля), народ буквально понял слова об организации милиции под началом местного самоуправления. На волостных и сельских сходах начинается процесс формирования подлинно народных органов охраны правопорядка. В волостях стихийно возникали милицейские отряды со своими начальниками, правилами, структурой. Сведения о таких организациях отправлялись в уездные центры и Псков.
На волостных сходах домохозяева, используя демократическую процедуру выборов (об этом в протоколах подчеркивалось особо), «всеобщим, равным и прямым голосованием» избирали милицию. Так, например, Новицкая волость Новоржевского уезда на сходе 17 марта избрала 139 милиционеров, Апоменская волость - 112 «стражей порядка», всего же число милиционеров к концу марта только в одном Новоржевском уезде составило 1615 человек [9, л.37]. Во главе каждого из милицейских отрядов стоял общественный начальник.
Почти такое же положение складывалось и в других уездах губернии: на сходах избирались милиционеры, которые должны были обеспечить правопорядок. Какого-либо содержания таким формированиям не полагалось, но желание обладать властью было столь велико, что отряды увеличивались во много раз. Иногда даже всё мужское население волости или деревни должно было помогать уже выбранным милиционерам. За такое решение голосуют, например, жители населённого пункта Ашево (относящегося сегодня к Бежаницкому району). Там, по решению Ашевского комитета Общественной безопасности, в дополнение к семи милиционерам «по очереди назначается всё мужское население от 17 до 70 лет». Жители должны были патрулировать улицы по 4 человека днём и ночью, «отличительным знаком милиционера при исполнении своих обязанностей, считается ношение белой повязки на левом р усаве» [10, л.73]. Такие обязанности были обязательными и стали своего рода
общественной повинностью, причём «замена милиционера наёмным лицом не допустима ни в коем случае». Но даже в столь многочисленных формированиях (ранее на волость приходилось по 3-4 урядника) губернские власти не были уверены. Поэтому из Пскова нередко присылались милиционеры, как правило, это были члены Губернского Комитета Общественной Безопасности, а также солдаты «по выбору воинских частей, с тем, чтобы оружие ни в коем случае не употреблялось против народных масс, а только против подозрительных и преступных личностей» [11, л.12].
Такая забота была вызвана, кроме всего прочего, и условиями военного времени. Война накладывала на полицию, а затем и милицейские формирования особые полномочия. Ещё в 1916 году командующий Северным фронтом обязывает полицейских чинов оказывать помощь в охране железнодорожных путей и прифронтовых объектов. В телеграмме от 21 марта 1917 года Главный начальник Снабжения армий Северного фронта предписывает народной милиции вследствие «расформирования жандармского корпуса» охранять порядок и имущество на железных дорогах и во всём помогать воинским частям [12, л.17]. Кроме того, милиция и солдаты проверяли документы «для установления личностей пассажиров по отношению к отбытию воинской повинности». Позднее, к сентябрю 1917 года, народная милиция должна была контролировать выделение сторожей от населённых пунктов для охраны окопов и военных объектов, и начальник уездной милиции Псковского уезда ставит вопрос перед губернскими властями о создании особого штата, «на который и возложить исключительные обязанности по охране позиций». Но, видимо, такой отряд так и не был создан ввиду отсутствия денег.
О стихийно возникавших милицейских отрядах далеко не всегда знали губернские власти, но местные милиционеры не забывали напомнить о своём существовании, особенно частыми были просьбы о выдаче
жалованья, пособий, оружия. В связи с этим интересна переписка
Псковского Губернского комиссара, Новоржевского уездного комиссара и некоего В.Т. Быкова, председателя Чихачёвской милиции.
В деревне Чихачёво на всеобщем сходе в конце марта 1917года была
организована милиция, которая должна была охранять порядок,
патрулировать улицы, в общем, нести службу. Во главе её был выбран В.Т. Быков. После полутора месяцев общественной работы В.Т. Быков пишет письмо Псковскому Губернскому комиссару Временного правительства с небольшим сообщением о начале деятельности милиции в деревне Чихачёво и требованием выдать милиционерам денег на жалованье и для дальнейшего развития. Такая просьба, по-видимому, вызывает недоумение и замешательство А.А. Белена, поскольку он ничего не знает о подобном отр де, в связи с этим Губер нкий комиссар запрашивает Новоржевского уездного комиссара о деятельности,
численности и принадлежности чихачёвских милиционеров. В ответ уездный комиссар заявляет, что ничего не слышал о подобном формировании и милиционеры деревни Чихачёво в число Новоржевской уездной милиции не входят [13, л.146-151].
Что же вызывает недоумение Губернского комиссара в конце апреля 191 7года? Дело в том, что 1 7 апреля Временное пр азительство издало постановление об учреждении земской и городской милиции. Оно узако ило переход функций по бор бе с пр <егупностью и ох рЕШ правопорядка к органам местного земского и городского самоуправления. Милиция должна была (согласно Постановлению) «охранять общественную безопасность и порядок и защищать всех и каждого от всякого насилия, обид и самоуправства» [14, с.7]. Среди функций выделялось: охрана закона, производство дознаний, участие в
предвар иельном следствии (то же было и до февр ля 19 1 г7ща), представление суду обвиняемых, призыв на военную службу, выдача удостоверений, охрана дорог и мостов, оповещение населения о законах и особенно подчёркивалась охрана гражданских прав людей. Начальники милиции избирались и увольнялись уездными земскими управами, надзор осуществляла местная административная власть, извещая о нарушениях и упущениях уездную и городскую управу. В Пскове как губернском городе вводилась должность правительственного комиссара милиции. В Положении предусматривались многочисленные ограничения на занятие должности милиционера, а тем более начальника, в основном они были связаны с отбыванием наказания по уголовным (но не политическим) преступлениям. Несмотря на достаточно общий характер Положения, — это был нормативный акт, регламентирующий деятельность милиции. Князь С.Д. Урусов, один из авторов этого Положения, объяснил причины такой организации и полномочий опасностью её централизации, как это было при царях и стремлением максимально заботиться о правах и свободах граждан [15, с.29].
Этап стихийных формирований прошёл, поэтому и Чихачёвская милиция, как и многие другие, выходила за рамки уездной организации. Но, несмотря на это, подобные милицейские отряды не были ликвидированы, они продолжали существовать параллельно с официальными структурами.
Стихийно сложившиеся милицейские формирования были ещё увеличены в дни выступлений Л.Г. Корнилова в конце 1917 года, так в ряде уездов Псковской губернии были организованы добровольные дружины под руководством Комитетов Общественной Безопасности, в целях «обеспечения личной безопасности граждан, которые решено вооружить винтовками, револьверами и шашками, оставшимися... от упразднённой полиции» [16, л.178].
Кроме того, милицейские функции отчасти выполняли и солдатские
отряды, а в ряде мест и рабочие промышленных предприятий. Всё это приводило к беспорядкам в отравлении милицейских функций, к неорганизованности и, зачастую, бессилию милиции перед лицом разгула преступности. О необходимости принятия мер против грабителей и воров неоднократно уездные комиссары обращают внимание уездных начальников милиции [17, л.171].
После постановления 17 апреля структура милицейских органов начала формироваться вновь. Этот процесс затянулся вплоть до осени 1917 года, поэтому говорить о чёткой организации милиции и о каких-то успехах в работе не приходится. Зачастую милиционеры не знали своих обязанностей, были плохо вооружены, обмундированы, даже сапог на всех не хватало. Штаты городских и уездных милиций в принципе повторяли прежнюю структуру: так в Псковской губернии было определено, что в каждой волости необходимо иметь 4-х милиционеров (число зависело от количества жителей), в каждой волости должен быть старший милиционер. Во главе уездной милиции стоял начальник, имевший помощника и двух участковых начальников, а также в уезде было воссоздана канцелярия [18, л.125]. Но если до революции уездный исправник, кроме того, что руководил полицией, был ещё фактическим главой уездной администрации, то начальник милиции был серьёзно ограничен в правах и подчинялся как местному самоуправлению, так и уездному комиссару Временного правительства. Вооружалась милиция за счёт того оружия, что осталось от полиции, но приём на службу бывших полицейских был практически невозможен. Связано это было с «антиполицейскими настроениями», овладевшими значительной частью населения, местными властями, а особенно Советами солдатских и рабочих депутатов, а также Комитетами Общественной Безопасности. Иногда высказывались даже предложения об административной высылке бывших полицейских или об отправке их на фронт.
Процесс становления милиции затянулся. В течение лета - начала осени 1917 года только главный орган управления милиции дважды изменял своё название и структуру. Всё это повлияло на неспособность милиции выполнять большинство возложенных на неё обязанностей. Поэтому Временное правительство, а вслед за ним и губернские власти в октябре 1917 года издают приказ о привлечении действующей армии к обеспечению порядка внутри страны. Но этот приказ не был реализован.
История народной милиции Временного правительства была очень коротка, но это был один из первых опытов активного свободного творчества народных масс и новой власти. К сожалению, в этом процессе было много ошибок и неверных, стихийных шагов. Один из современников октября 1917 года приходил к совершенно справедливому выводу, что органы внутренних дел Временного правительства так и не были образованы, а отношение к их организации было весьма легкомысленно,
«что и сыгр ло очень большую р ль в общем процессе р зложения России».
Большевики, учтя ошибки своих предшественников, со всей серьёзностью подошли к созданию структуры правоохранительных органов.
Но все же следует отметить, что милиция Временного правительства продолжала существовать вплоть до начала 1918 года и фактически была распущена лишь после постановления Губисполкома в январе 1918 года.
Список литературы
1. Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. М., 1996. С.33.
2. Подготовка и проведение Великой Октябрьской социалистической революции в Тверской губернии. Сб. документов и материалов. Калинин, 1960. С.85.
3. Мулукаев Р.С. Полиция в Ро сии (IX - начало ХХвв.). Нижний Новгород, 1993. С.99.
4. Установление и укрепление советской власти в Псковской губернии (1917-1918г). Псков, 1957. С.40-41.
5. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф.745, оп.1, д.66.
Л.7.
6. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф.745, оп.1, д.66.
Л.5.
7. Черняев В.Ю. Гибель думской монархии. Временное правительство и его реформы. Власть и реформы СПб., 1996.С.656.
8. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф.745, оп.1, д.65. Л.33.
9. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф.745, оп.1, д.47. Л.37.
10. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф.745, оп.1, д.66.
Л.73.
11. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф.745, оп.1, д.66.
Л.12.
12. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф.745, оп.1, д.67.
Л.17.
13. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф.745, оп.1, д.47. Л. 146-151.
14. Постановление Временного правительства об учреждении милиции. Петроград, 1917. С.7.
15. Постановление временного правительства об учреждении милиции. Петроград, 1917. С.29.
16.Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф.745, оп.1, д.47. Л.178.
17.Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф.745, оп.1, д.47. Л.171.
18.Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф.745, оп.1, д.47. Л.125.
S. Е .Matveev.
The Organization of Public Militia in Pskov Region in 1917.
The article describes the main stages of law enforcement agencies ’ reorganization in Russia in 1917. Due to the difficult social and political situation in the country, the reorganization of law enforcement agencies was impetuous in all the regions of the country. The main stages of new law enforcement agencies’ system of the country during its transitional phase are shown on the example of Pskov region.
Квy Words:police, delinquency, militia, people’squads.
Получено 23.03.2010
УДК 51 (091) (470.312) «1877-1878»
П.В. Поляков, канд. истор. наук, доц., (4872) 35-22-00, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРИОД РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ 1877-1878 гг.
Помощь медицинских учреждений во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. представляет существенный интерес. Круг обязанностей врачебной управы включал наблюдение за лазаретами, госпиталями и аптеками, назначение лекарей, физическое и топографическое описание губернии.
Ключевые слова: врачебная управа, Тульская губерния, русско-турецкая война, медицинская помощь, земские врачи.
60-70-е гг. XIX в. в России - время крупномасштабных преобразований, ставших первым этапом построения гражданского общества и получивших у современников название Великих Реформ.
Военная реформа 1874 г. завершила эти преобразования. Она была направлена на превращение русской армии из рекрутской в массовую армию современного типа. Этот процесс был замечательным образом описан видным отечественным военным теоретиком А.А. Свечиным: «... рационализация труда, экономил в человеческом материале...», представляет лейтмотив творчества Милютина и в военном строительстве. Его организационные достижения могут быть характеризованы следующими цифрами: николаевская армия, при мирной численности в 910 тыс., выставляла 29 пехотных дивизий; милютинская армия, при мирном составе в 666 тыс., выставляла 48 пехотных первоочередных дивизий; итого, в организационном отношении, личный состав армии