Научная статья на тему 'Организация музейного урока в начальной школе'

Организация музейного урока в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
798
117
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Дилафруз Носировна

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного развития современного ребенка. Особенность организации эффективной формы приобщения детей начальной школы к культурному наследию и общечеловеческим ценностям музейного урока. Музейный урок в начальной школе должен быть интересным и необычным. Самая восприимчивая аудитория дети, и именно на них, в первую очередь, ориентирована просветительская деятельность музеев; именно с детьми работает школа, давая образование и воспитывая из подрастающего поколения достойных граждан своей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасанова Дилафруз Носировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация музейного урока в начальной школе»

специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.

Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал.

Список литературы

1. Абасов З.А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация. // Инновации в образовании. 2004. № 3. С. 118130.

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЕЙНОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Хасанова Д.Н.

Хасанова Дилафруз Носировна - преподаватель начальных классов, Школа № 30,

Гиждуванский район, Бухарская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается проблема духовно-нравственного развития современного ребенка. Особенность организации эффективной формы приобщения детей начальной школы к культурному наследию и общечеловеческим ценностям -музейного урока. Музейный урок в начальной школе должен быть интересным и необычным. Самая восприимчивая аудитория - дети, и именно на них, в первую очередь, ориентирована просветительская деятельность музеев; именно с детьми работает школа, давая образование и воспитывая из подрастающего поколения достойных граждан своей страны.

Ключевые слова: начальная школа, нравственность, духовные ценности, национальная культура, воспитательная работа.

Английский философ Джон Локк еще в XVIII веке выдвинул идею о том, что человек рождается с чистым сознанием, не загруженным никакими врожденными знаниями. Поэтому всё, что человек познает, он познает через опыт. Человек растет, взрослеет, у него складываются собственные понятия, и за то, какими будут эти жизненные, понятия и определения несем ответственность и мы - учителя. [1]

В настоящее время большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию. В образовательной программе каждой школы целый раздел посвящают именно этому направлению. Вопросы нравственности - одна из важнейших проблем нашего общества.

Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Как научить

видеть красоту окружающего мира? Как оградить ребенка от негатива? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

Чтобы приобщить ученика к общечеловеческим ценностям, показать всю неповторимость родной культуры, нужно погрузить школьника в особое пространство. Пространство, которое бы смогло, объединив разные исторические и культурные эпохи, протянуть связующую нить в современность. Особая роль в этом принадлежит музеям, именно они приходят в наши дни на помощь образованию. Посещение музея может обогатить детей впечатлениями, расширить кругозор, представления о мире, поэтому на помощь учителю приходят музейные уроки. Это не обычный урок, когда ребенок сидит за партой в классной комнате и по картинкам исследует окружающую действительность. Во время такого нетрадиционного урока у ребенка есть возможность приобщиться не только к культурно-историческим ценностям, ощутить свою сопричастность к мировой культуре и культуре своего народа, испытать гордость за достижения своего народа и своего Отечества.

Музейный урок в начальной школе должен быть интересным и необычным.

Некоторые учителя считают, что экскурсия или лекция в музее может заменить урок. Но посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса.

Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. Именно предмет является объектом всестороннего изучения со стороны музея, именно через предмет как памятник человеческой культуры, музей общается с посетителем. Поэтому одна из задач музейной педагогики заключается в создании предпосылок и условий для активизации посетителей музеев, в частности для совершенствования контактов с музейными предметами, для организации восприятия заложенной в них информации.

В основе работы любого музея лежит предмет. Он является носителем социальной и естественно-научной информации - аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью - частью народного достояния. Важной особенностью музейного предмета, отличающего его от других источников, является способность предмета воздействовать на эмоциональную сферу человека.

Одно из основных свойств предмета - информативность. Использование различных предметов в качестве наглядного материала на уроке имеет широкое распространение и силу методического приёма. Главное отличие музейного предмета от обычного наглядного пособия в его подлинности, функции исторической памяти, хранящей опыт прошлых поколений. Музейный предмет должен являться первоисточником социальной информации, быть подлинным, храниться долгое время. Не менее важна нравственная, эстетическая, мемориальная ценность предмета - всё, что делает предмет культурной ценностью.

Работа на базе музея позволяет собрать на одном пространстве самые разнообразные источники: письменные памятники, вещественные реликвии, изобразительные материалы, фотографии, предметы археологии, нумизматики, бонистики, филателии, этнографии и многие другие материалы. Всё это позволяет не только показать многообразие источников, но и обучать детей языку музейных предметов, давать им основы самостоятельной исследовательской работы с источниками. В современных семьях хранится мало вещей, принадлежавших их предкам, которые бы олицетворяли «связь поколений». Многие дети до посещения музея никогда не имели опыт изучения старинных предметов. Поэтому одна из задач не просто привлечь внимание к музейному предмету, но и раскрыть его характер, особенности, свойства. Это внимание к историческому источнику реализуется через систему занятий, главным героем становится тот или иной предмет.

Одной из основных форм музейной просветительской работы является экскурсия. Основа экскурсии - наличие двух элементов: показа и рассказа. Экскурсия - это золотая середина, где экскурсоводу необходимо устойчивого равновесия между показом зрительных объектов и рассказом о них и событиях с ними связанных. Показ - это наблюдение объекта под руководством квалифицированного экскурсовода. При показе человек воспринимает не только внешний вид предмета, памятника, но и с помощью экскурсовода различает в нем отдельные части, принимает участие в их анализе, с помощью дополнительных материалов: вспомогательных наглядных пособий. Рассказ в ходе экскурсии - это дополнение к анализу зрительного ряда, он особенно необходим в тех случаях, когда зрительный материал плохо сохранился или совсем утрачен. Но рассказами злоупотреблять нельзя. Как правило, всё, о чём идёт речь в экскурсии, должно быть представлено в зрительном ряде, который наблюдают экскурсанты.

Ещё один способ показать результат исследовательской, краеведческой деятельности ученика через музейные технологии - организация выставки на заданную тему, внесение изменений в экспозиции школьного музея, её обновление и дополнение. Эта работа, как и подготовка экскурсии, требует объёмной подготовительной исследовательской работы и на практике закрепляет полученные знания, кроме того, способствует развитию эстетических навыков у ребят, художественного вкуса.

В настоящее время актуален вопрос о краеведческой работе в школе. Мы рассматриваем решение этого вопроса с точки зрения интеграции краеведения с общеобразовательными дисциплинами (историческое краеведение, географическое и природоведческое краеведение, литературное и пр.). Использование основных музейных технологий позволит эффективно, для многих педагогов по-новому организовать учебный процесс. Нестандартные формы и методы изучения школьной дисциплины, творческие контрольные задания, безусловно, будут способствовать активизации умственной деятельности ученика, развитию его творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса. Но самое главное, совокупность названных инноваций помогает педагогам школы и музея решить одну из первоочередных задач педагогики - воспитание чувства патриотизма, которое достигается через познание истории родного края.

Список литературы

1. Блауг М. Локк, Джон // 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. СПб.: Экономикус, 2008. С. 175-177. 352 с. (Библиотека «Экономической школы», вып. 42). 1 500 экз. ISBN 978-5-903816-01-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.