Научная статья на тему 'Педагогическое взаимодействие с регионально-этнической культурой средствами музейно-исторического пространства'

Педагогическое взаимодействие с регионально-этнической культурой средствами музейно-исторического пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / МУЗЕЕФИЦИРОВАННАЯ КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / МУЗЕЕФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / MUSEUM PEDAGOGY / MUSEUM AND PEDAGOGICAL SYSTEMS / CULTURAL ENVIRONMENT AS A MUSEUM / MAKING CULTURAL AND EDUCATIONAL SPHERE A MUSEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Екатерина Александровна

Рассматриваются новые подходы педагогического взаимодействия с музейно-историческим пространством. Приводится пример музеефикации литературно-художественного центра имени М.А. Шолохова Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ имени М.А. Шолохова»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL INTERACTION WITH REGIONAL ETHNIC CULTURE WITH THE HELP OF MUSEUM AND HISTORICAL SPHERE

New approaches to pedagogical interaction with museum and historical sphere are considered in the article. Making Literature and Art Centre after M. A. Sholokhov of Ufa branch of Moscow State Humanitarian University after M. A. Sholokhov a museum is cited as an example in the article.

Текст научной работы на тему «Педагогическое взаимодействие с регионально-этнической культурой средствами музейно-исторического пространства»

УДК 78.912 ББК 56.9

Савельева Екатерина Александровна

кандидат педагогических наук, доцент г. Уфа

Savelieva Ekaterina Alexandrovna

Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Ufa

Педагогическое взаимодействие с регионально-этнической культурой средствами музейно-исторического пространства Pedagogical Interaction with Regional Ethnic Culture with the Help of Museum and Historical Sphere

Рассматриваются новые подходы педагогического взаимодействия с му-зейно-историческим пространством. Приводится пример музеефикации литературно-художественного центра имени М.А. Шолохова Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ имени М.А. Шолохова»

New approaches to pedagogical interaction with museum and historical sphere are considered in the article. Making Literature and Art Centre after M. A. Sholokhov of Ufa branch of Moscow State Humanitarian University after M. A. Sholokhov a museum is cited as an example in the article.

Ключевые слова: музейная педагогика, музейно-педагогические системы, музеефицированная культурная среда, музеефикация культурно-образовательного пространства.

Key words: museum pedagogy, museum and pedagogical systems, cultural environment as a museum, making cultural and educational sphere a museum.

Современный Башкортостан обладает большим культурным потенциалом.

Однако вследствие неразвитости социальных механизмов вовлечения учащихся в мир культуры и искусства и недостатка эффективных методик формирования творческих умений и навыков у достаточно большого количества школьников нет соответствующих нравственно-эстетических потребностей следовать культурным традициям.

Лежащие в основе современной педагогики субъект-субъектные отношения учителя и ученика настоятельно требуют углубленной разработки и внедрения методик, способствующих осуществлению педагогического взаимодействия. Дисциплины эстетического цикла, в силу специфики материала, который в равной мере затрагивает обучение и воспитание, играют особую роль в реализации этих идей. Уроки изобразительного искусства служат посредником меж-

ду ребенком и миром культуры, школьники знакомятся с такой важной составляющей этого мира, как музей.

Музей, в традиционном представлении предназначенный для накопления и сохранения объектов культуры, в современных условиях превращается в полифункциональное явление, стремящееся реализовать, в том числе, и свой педагогический потенциал. При этом обязанности школьных педагогов делегируются экскурсоводам, а собственно педагоги (классные руководители) выполняют, как правило, «трансферные» функции. Работники музеев, в силу отсутствия профессиональных педагогических навыков, сталкиваются с определенными трудностями в создании методик работы с детьми, а учителя-предметники, способные им помочь, слабо представляют специфику музейного пространства. На наш взгляд, именно взаимодействие школы и музея приведет к появлению развитых музейно-педагогических систем.

Художественные музеи играют большую роль в формировании нравственно-эстетической ориентации учащегося. Однако эффективность подобных музеев зависит от умения превратить каждый экспонат в фактор духовного обогащения человека и от способности музея стать реальной культуросозидающей силой. Это ставит новые задачи перед современным художественным образованием, которое может стать посредником между музеем и личностью учащегося и создать механизмы включения ученика в мир региональной и мировой культуры с помощью музея.

Художественный музей, как правило, считается институтом социально-культурной деятельности, дополняющим и углубляющим работу учебно-воспитательных учреждений, включающим экскурсовода и посетителя в субъект-субъектные отношения.

Задачи музейной педагогики - обеспечить удовлетворение и дальнейшее обогащение духовных интересов и потребностей ученика, стимулировать развитие его творческих потенций, включить его в процесс усвоения и воспроизводства духовных и материальных ценностей.

В Уфе начали создаваться музейно-педагогические системы, обеспечивающие «погружение» младшего школьника в мир регионально-этнической культуры. Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Национальный музей РБ, Уфимская художественная галерея, Малый зал Союза художников, галерея «Урал», Музей современного искусства имени Н. Латфуллина включают учащихся в организованный процесс восприятия ценностей истории и культуры, в ходе которого обеспечивается целостное духовное развитие личности. Такие системы обеспечивают эстетическую ориентацию младшего школьника, позволяют им приобретать первичные знания о культуре Башкортостана.

В музеях Уфы созданные для детей экспозиции с помощью компьютерной техники переносят юных посетителей в глубь веков, средствами музейной педагогики раскрывают им непреходящие ценности регионально-этнической культуры Башкортостана. Важнейшая особенность музеев состоит в том, что они, как правило, органично вписываются в культурное пространство региона, отражая его колорит и специфику.

Система создания музеефицированной культурной среды получила сегодня широкое распространение по всей республике, где ее обогатили традициями музейной педагогики, основанными на идеях В.Н. Волкова, С.Н. Бакушин-ского [1, 2, 3]. В Уфе интеграция культурно-досуговых и образовательных учреждений позволила организовать своеобразные клубы, где при помощи ролевых игр, театрализации, коммуникативных тренингов и иных практико-ориентированных занятий дети «погружаются» в мир регионально-этнической культуры, приобретают навыки поведения в различной социальной среде, находят себя в окружающем мире.

Примером успешной музеефикации культурно-образовательного пространства служит литературно-художественный центр имени М.А. Шолохова в Уфимском филиале ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова». Центр получил в подарок картины от ведущих художников Башкортостана, экспонаты с родины Шолохова - станицы

Вешенской: старинные полотенца, различную утварь. В экспозиции выставлены одетые в костюмы разных народов, населяющих нашу республику куклы, представлены макеты дома и школы, где жил и учился М.А. Шолохов. Все представленные изделия выполненные руками студентов художественно-графического факультета. Музейную экспозицию дополняет киновидеокомплекс, воспроизводящий страницы истории и культуры казачества и народностей, населяющих Башкортостан. Каждый экспонат дети могут потрогать, а с некоторыми поделками даже поиграть.

XXI век раздвинул возрастные границы посетителей музея, в него пришли и учащиеся младших классов и дошкольники. Дети в музее стали нормой для Башкортостана. Особенности детского восприятия потребовали специфического построения экспозиции и принципиально новых методик педагогического взаимодействия. При традиционной методике пропаганды шедевров искусства маленькие посетители не в состоянии самостоятельно осмыслить творчество Р.Х. Давлекильдеева, В. Ханнанова, Д. Бурлюка. Детям нужен свой музей, где можно будет потрогать муляжи, макеты, копии произведений искусства, где им будет предоставлена возможность «погрузиться» в неведомый мир.

В процессе диалога с детской аудиторией литературно-художественный центр имени М. А. Шолохова организует коллективные дискуссии, диспуты, творческие уроки общения с историческими раритетами, викторины, основанные на материалах музейной экспозиции. Традиционные экскурсии в значительной мере стали интерактивными. Основой педагогического взаимодействия в организованном в соответствии с современными задачами стала методика многомерного диалога, активными участниками которого становятся дети, педагог и музей, олицетворяющий прошлое и настоящее.

Личностная ориентация на юного посетителя нашла свое отражение в дифференцированных программных работах литературно-художественного центра имени М. А. Шолохова с разными группами детей. Для дошкольников и младших школьников предназначены различные программы в яркой и увлекательной форме.

Нами была разработана экспериментальная программа по изобразительному и декоративно-прикладному искусству для младших школьников, основанная на культуре региона проживания - литературно-историческом материале Башкортостана.

Занятия построены по принципу путешествия по родному краю - Башкортостану. В процессе «путешествия» учащиеся знакомятся с географическими, фольклорными особенностями районов, осваивают предложенные условия урока, становятся участниками игры в изображении сюжетов легенд и сказок, используют различные приемы изобразительной деятельности, полученных на уроке. Занятия развивают интерес к духовному наследию народов Башкортостана, погружая ученика в волшебный мир народных сказок и преданий. Приобретенные навыки работы с различными материалами ученик сможет использовать при создании собственных авторских композиций, пользуясь возможностями художественных и нехудожественных материалов.

При реализации программы задействованы следующие методы и приемы:

- беседы, рассказы о культуре Башкортостана;

- использование художественных и нехудожественных материалов в обучении учащихся на занятиях;

- использование на занятиях музыки народов Башкортостана;

- вольное копирование работ знаменитых художников Республики Башкортостан;

- систематическая организация выставок работ учащихся в школе, в районных и городских библиотеках и выставочных залах города;

- участие в городских, республиканских, международных конкурсах детского рисунка.

В программе также использовались следующие средства обучения:

- авторские коллажи-образцы;

- серия авторских специальных наглядных пособий (плакатов) обучающего характера;

- слайд-шоу, диапозитивы, видеофильмы, кинофильмы.

Во взаимодействии с младшими школьниками мы руководствовались следующими принципами: воспитывающего обучения, наглядности, эмоциональных факторов в творческом процессе детей, доступности обучения.

В подборе материала мы исходили из ряда принципиальных моментов:

1. Факультативные занятия по изобразительному и декоративно-прикладному искусству должны базироваться на широком общекультурном фоне, что позволит не только познакомить учащихся с разнообразием видов и форм искусства, но и заложить базу для дальнейшего усвоения материала по истории, литературе, краеведению, этнографии.

2. Создание в процессе занятий эмоциональной, радостной, благоприятной атмосферы творчества - один из важных элементов процесса обучения изобразительной деятельности. Без увлечения искусством не может быть сформирована потребность постоянного общения с ним.

3. Учитывая возрастные особенности младших школьников, занятия строятся с использованием игровых форм.

4. Выполненные на занятиях художественные работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей. Общественное приложение результатов художественной деятельности имеет принципиально важное значение в воспитательном процессе.

Таким образом, передача нравственно-эстетического опыта искусства осуществляется в экспериментальной программе через понимающее взаимодействие младшего школьника с миром регионально-этнической культурой Башкортостана и учителя. Благодаря такому подходу дети входят в контекст мировой и национальной культуры, естественно, легко и незаметно осваивая, усваивая и присваивая ценности современной культуры.

Студенты художественно-графического факультета проводят регулярные мониторинга, отслеживая адекватность методов включения школьников в понимающее взаимодействие с регионально-этнической культурой. Дети дают высокую оценку деятельности музея, по-новому представляющую окружающий их мир. Содержание программы по изобразительному и декоративно-

прикладному искусству, направленное на развитие художественно-творческой активности младших школьников во внеучебной изобразительной деятельности с опорой на художественно-историческое, краеведческое наследие региона проживания, стало личностно ценным для младшего школьника.

В беседах с младшими школьниками мы получили важную информацию по адекватности избранных нами методов их включения в педагогическое взаимодействие с регионально-этнической культурой. По их словам, музейные эмоции, которые дает посещение музея, не дают привыкать к окружающей действительности, смотреть на мир тускло и безразлично.

Однако в общении с музейными сокровищницами эмоциональная активность должна подкрепляться эстетическим образованием. Надо уметь осмыслить увиденное, а это требует знаний, общекультурной эрудиции, которая формируется с помощью непрерывного образования.

Культурная среда литературно-художественного центра имени М.А. Шолохова - не только созерцательное пространство, где младший школьник выступает в роли наблюдателя, но и живое развивающееся пространство, обладающее высокой силой педагогического взаимодействия с регионально-этнической культурой.

Библиографический список

1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М., 1925. - 50 с.

2. Ванслова Е.Г. Культура и дети глазами музейного педагога или как стать счастливее. М., 2004. - 225 с.

3. Ванслова Е.Г. Музей и культура. Программа для учителей начальных классов и музейных работников. М., 2001. - 64 с.

Bibliography

1. Bakushinsky, A.V. Artistic Creativity and Upbringing / A.V. Bakushinsky. - M., 1925. -

50 p.

2. Vanslova, E.G. Way a Museum Teacher Sees Culture and Children, Or How to Become Happier / E.G. Vanslova. - M., 2004. - 225 p.

3. Vanslova, E. G. Museum and Culture. Program for Teachers of the Junior School and Museum Workers / E.G. Vanslova. - M., 2001. - 64 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.