Научная статья на тему 'История Кузбасса от древности до наших дней на уроках музейной педагогики музея-заповедника «Томская Писаница»'

История Кузбасса от древности до наших дней на уроках музейной педагогики музея-заповедника «Томская Писаница» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Елена Александровна, Сизев Александр Сергеевич

Сотрудничество школы и музея является важным направлением образовательной практики. Сотрудниками музея-заповедника «Томская Писаница» разработаны и регулярно проводятся занятия для учащихся кемеровских школ в рамках двух программ музейной педагогики «Краеведение. Древнее прошлое родного края» (5-7 классы) и «Музееведение. История Сибири» (6-9 классы). Уроки по данным программам расширяют знания школьников об истории родного края с древнейших времён до этнографической современности. Цель данной статьи рассмотрение методики проведения музейных уроков по темам «В глубину веков», «Телеуты коренной народ Кузбасса» и «Археология русских Притомья». На занятиях активно используются музейные предметы как подлинные, так и новоделы. Каждый урок включает в себя практическое задание для учащихся, необходимое для закрепления полученных учениками теоретических знаний. Данная публикация может быть интересна сотрудникам музеев и педагогам образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF KUZBASS FROM ANTIQUITY TO THE PRESENT DAYS IN MUSEUM LESSONS OF THE MUSEUM-RESERVE "TOMSKAYA PISANITSA"

The cooperation of school and museum is an important direction of educational practice. The staff members of the Museum-Reserve "Tomskaya Pisanitsa" developed museum lessons based on two programmes of museum pedagogy "Local History. The Ancient Time of the Native Land" and "Museology. The History of Siberia". These lessons are mostly conducted in Kemerovo schools by our museum staff. These museum programmes expand knowledge of pupils about the history of their native region from ancient times to ethnographical modernity. The aim of the article is to consider the methods of the museum lessons titled "In the Depth of Centuries", "Teleuts the Indigenous People of Kuzbass" and "Russian Archaeology of the Tom Region". Museum’s objects (both genuine ones and copies) are used during these museum lessons. Every lesson includes different practical activities, which help pupils to consolidate acquired information. The article can be interesting for museum workers and teachers.

Текст научной работы на тему «История Кузбасса от древности до наших дней на уроках музейной педагогики музея-заповедника «Томская Писаница»»

УДК 069.1

ИСТОРИЯ КУЗБАССА ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ НА УРОКАХ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА»

Е. А. Орлова, А. С. Сизёв

Музей-заповедник «Томская Писаница»

Сотрудничество школы и музея является важным направлением образовательной практики. Сотрудниками музея-заповедника «Томская Писаница» разработаны и регулярно проводятся занятия для учащихся кемеровских школ в рамках двух программ музейной педагогики «Краеведение. Древнее прошлое родного края» (5-7 классы) и «Музееведение. История Сибири» (6-9 классы). Уроки по данным программам расширяют знания школьников об истории родного края с древнейших времён до этнографической современности. Цель данной статьи - рассмотрение методики проведения музейных уроков по темам «В глубину веков», «Телеуты - коренной народ Кузбасса» и «Археология русских Притомья». На занятиях активно используются музейные предметы - как подлинные, так и новоделы. Каждый урок включает в себя практическое задание для учащихся, необходимое для закрепления полученных учениками теоретических знаний. Данная публикация может быть интересна сотрудникам музеев и педагогам образовательных учреждений.

Ключевые слова: музей, музейная деятельность, музейная педагогика, музейно-педагогическая программа.

THE HISTORY OF KUZBASS FROM ANTIQUITY TO THE PRESENT DAYS IN MUSEUM LESSONS OF THE MUSEUM-RESERVE "TOMSKAYA PISANITSA"

E. A. Orlova, A. S. Sizyov

Museum-Reserve 'Tomskaya Pisanitsa"

The cooperation of school and museum is an important direction of educational practice. The staff members of the Museum-Reserve "Tomskaya Pisanitsa" developed museum lessons based on two programmes of museum pedagogy "Local History. The Ancient Time of the Native Land" and "Museology. The History of Siberia". These lessons are mostly conducted in Kemerovo schools by our museum staff. These museum programmes expand knowledge of pupils about the history of their native region from ancient times to ethnographical modernity. The aim of the article is to consider the methods of the museum lessons titled "In the Depth of Centuries", "Teleuts - the Indigenous People of Kuzbass" and "Russian Archaeology of the Tom Region". Museum's objects (both genuine ones and copies) are used during these museum lessons. Every lesson includes different practical activities, which help pupils to consolidate acquired information. The article can be interesting for museum workers and teachers. Keywords: museum, museum activities, museum pedagogic, museum and educational program.

В современных постоянно меняющихся условиях одним из важнейших направлений деятельности музея становится воспитательно-образовательная работа. Способом её реализации является музейная педагогика - междисциплинарное направление на стыке музееведения, педагогики, психологии, культурологии, этики и некоторых других наук.

Очень перспективное и востребованное направление образовательной практики -сотрудничество школы и музея. Оно предполагает творческое взаимодействие музейного и школьного педагогов, позволяющее обогатить новым содержанием такие традиционные формы образовательной деятельности как лекции, экскурсии, дидактические выставки, семинары, вклю-

чить в образовательный процесс современные видео- и мультимедийные технологии [Кетова, 2012].

Сотрудники музея-заповедника «Томская Писаница» регулярно проводят уроки для учащихся кемеровских школ в рамках таких программ музейной педагогики как «Краеведение. Древнее прошлое родного края» (5-7 классы) и «Музееведение. История Сибири» (6-9 классы). Данные программы включают тематические и исторические циклы, расширяющие знания учащихся об истории родного края с древнейших времён до современности. Необходимость дополнения школьной программы объясняется тем, что систематическое изучение основ наук требует от учеников средних классов понимания сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлечённых понятий [Столяров, 2004, с. 154, 155], чему способствуют внеурочные занятия.

Эффективному усвоению школьниками знаний во время музейных уроков способствуют неформальность и добровольность занятий, а также возможность максимальной реализации способностей и удовлетворения интересов. Всё это стимулируется разнообразием и подлинностью демонстрируемых ученикам музейных предметов [Макеева, 2011, с. 165].

Программы музейной педагогики музея-заповедника «Томская Писаница», посвящённые истории родного края, открывает урок под названием «В глубину веков». Он способствует формированию у учащихся средней школы начального представления об основных этапах и видах работ на археологических памятниках, а также позволяет получить информацию о дописьменной истории региона.

Занятие проводится на свежем воздухе, в непосредственной близости от специально подготовленной песчаной площадки для практических занятий. Площадка необходима для имитации раскопочных мероприятий - разметки раскопа, графической и фотофиксации находок, снятия слоя, расчистки находок. Подобная стационарная площадка, органично вписанная в природную среду, создана на территории

музея-заповедника «Томская Писаница». Кроме того, занятие может быть организовано во дворах школ и ближайших к ним домов, где есть зоны с песчаным покрытием (детские песочницы, волейбольные площадки и т.д.). Инвентарь, необходимый для проведения урока, мало чем отличается от набора предметов, требующихся для археологической разведки или стационарных раскопок. Это оборудование для снятия слоя (мастерки) и зачистки предметов (кисточки), разметки площади раскопа (шпагат, колышки) и фиксации находок (нивелир, геодезическая рейка, миллиметровая бумага, карандаши и т.д.).

Музейное занятие по древней истории нашего края и основам археологических полевых работ является уроком-практикумом. Большое количество этапов (разметка, отметка находок, зачистка, зарисовка и др.), на которые разделено занятие, позволяет изменять продолжительность урока в зависимости от возраста учащихся, погодных условий. Для школьников 5-6 классов можно сделать акцент на механических действиях (отметка находок с помощью лазерного нивелира, расчистка предметов). Занятие для учеников более старших классов максимально приближено к реальным раскопкам - музейный педагог подробно объясняет школьникам правила разметки, графической и фотофиксации, зачистки развалов керамических сосудов и каменных кладок.

Вводная часть урока представляет собой краткую лекцию о древностях При-томья, археологических памятниках и принципах работы на них. Далее лектор рассказывает об основных этапах работ, сопровождая каждый из них визуальным примером. Практическая часть урока начинается с самостоятельной разметки учащимися раскопа под руководством музейного педагога (установка осевого кола, ориентация раскопа по сторонам света, измерение сторон, создание прямых углов, разметка квадрата). После этого дети знакомятся с правилами археологической фотографии и графической фиксации (обязательное использование масштабов, рисунок на миллиметровой бумаге). Когда

раскоп занесён на план, проводится нивелировка раскопа. Учащиеся знакомятся с разными типами измерительных приборов (оптические и электронные нивелиры, тахеометр) и принципами работы с ними (отметка находок с рейкой, ведение описи). Следующим этапом занятия является расчистка находок, заранее помещённых в песчаный слой. Эта операция проводится под контролем преподавателя, который уделяет особое внимание соблюдению методических требований к археологическим раскопкам. Учащиеся знакомятся с самым массовым археологическим материалом - керамической посудой, условиями её залегания в слое и правилами зачистки.

Таким образом, в ходе данного музейного урока школьники получают большой объём информации по археологии нашего края и принципам археологических работ. Усвоению материала, в свою очередь, способствует возможность применения полученных знаний на практике.

Программами музейной педагогики музея-заповедника «Томская Писаница» предусматривается проведение уроков, посвящённых традициям и жизненному укладу коренных малочисленных народов Кузбасса. Музейными педагогами «Томской Писаницы» разработаны и регулярно проводятся занятия по теме «Телеуты - коренной народ Кузбасса».

Занятия по истории и культуре телеут-ского народа представляют собой комбинированные уроки. Они предусматривают активный диалог между преподавателем и учениками и постановку музейным педагогом тематических проблемных ситуаций, что способствует развитию интеллектуального и общекультурного уровня школьников. В основе диалога лежит концепция активного контакта, признающая приоритет активности в художественно-познавательном процессе [Галкина, 2009, с. 6].

Каждое занятие сопровождается показом музейных предметов (элементов теле-утского народного костюма - поясов кур, воротничков тяка, нагрудника тошток; предметов быта - традиционной посуды и

предметов культа - канаттулар, энекелер и эмегендер). Обязательна во время проведения занятий демонстрация слайд-презентации и фильма «Телеутская землица». Следует особо отметить, что урок должен способствовать актуализации имеющихся у школьников знаний по истории России. Реализовать это можно, задавая учащимся вопросы, касающиеся ключевых событий отечественной истории. Например, рассказ музейного педагога о Теленгетском улусе - государстве телеутов в эпоху средневековья - обязательно стоит сопроводить вопросами о том, какие изменения происходили в России в рассматриваемый период (избавление от монголо-татарского ига, формирование единого централизованного государства, войны на юге и западе ради укрепления границ и выхода к морям и т.д.).

Занятия обязательно должны реализо-вывать межпредметные связи. Знакомство школьников с особенностями материальной и духовной культуры телеутского народа позволяет осуществить целый ряд таких связей.

Так, рассказ педагога о традиционных хозяйственных занятиях и народных промыслах телеутов следует построить в виде диалога с учениками о том, каким образом жизненный уклад людей зависит от природных условий, тем самым актуализируя уже известные школьникам сведения из физической и экономической географии.

Краткий обзор телеутского фольклора стоит начать с вопроса к учащимся, какие жанры устного народного творчества им знакомы из школьного курса литературы. Затем музейному педагогу стоит перейти к рассказу о религиозных представлениях телеутов. Здесь уместно задать школьникам вопрос о том, какие религии они знают и каковы их отличительные черты. Таким образом можно будет осуществить межпредметную связь с обществознанием.

Знания школьников 5-7 классов, занимающихся по программе музейной педагогики «Краеведение. Древнее прошлое родного края», можно проверить с помощью нескольких вариантов тестовых заданий.

Школьникам 6-9 классов, занятия с которыми проводятся в рамках программы «Музееведение. История Сибири», предлагается задание по описанию музейного предмета, которое позволит им почувствовать себя настоящими музейными сотрудниками. Музейные педагоги «Томской Писаницы» раздают учащимся для описания преимущественно новоделы - копии телеутских предметов культа и домашней утвари. Для составления описания предмета учащиеся объединяются в группы по 3-4 человека.

Выполнение заданий в группе способствует развитию социальных отношений между учителем и группой учащихся и учащихся между собой. Ведь именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя и свою деятельность со стороны.

Благодаря сочетанию различных педагогических приёмов музейные уроки по теме «Телеуты - коренной народ Кузбасса» способствуют формированию у школьников представления о быте и традициях телеутов, а также о роли музеев в деле их сохранения.

Музейные педагоги «Томской Писаницы» в рамках уже означенных выше программ музейной педагогики знакомят учеников школ с историей освоения региона русскими людьми по данным археологии. С этой целью был разработан и проводится урок «Археология русских При-томья».

Данное занятие представляет собой комбинированный урок, который позволяет осуществить межпредметные связи с такими дисциплинами как история Отечества, география и обществознание.

На уроке музейный педагог не только рассказывает школьникам об истории освоения Сибири и Притомья, но и демонстрирует артефакты, обнаруженные на территории нашей области и наглядно свидетельствующие о том, как приходили и обустраивали свою жизнь на новом месте русские переселенцы.

Представленные на занятии предметы отличаются разнообразием - фрагменты керамической посуды, предметы быта, во-

оружение, украшения, детали конской упряжи, а также кресты-тельники. Подобный подбор предметов позволяет охарактеризовать основные черты материальной и духовной культуры переселенцев.

Особый интерес представляет информация об острогах - русских опорных пунктах в Притомье. Мало кто из кузбас-совцев знает, что на территории нашей области их располагалось пять: Верхо-томский, Кузнецкий, Сосновский, Мунгат-ский и Каштакский. С процессами архео-логизации памятников русского времени учащиеся смогут ознакомиться на примере работ, проведённых сотрудниками музея-заповедника «Томская Писаница» на территории Каштакского рудодобываю-щего и сереброплавильного комплекса -первого сереброплавильного промысла России. Школьникам демонстрируются фотографии из реальных археологических отчётов, благодаря которым они узнают, как сейчас выглядят жилые, хозяйственные и оборонительные сооружения русского острога и рудника.

Занятие также позволяет сформировать у школьников представление о русской археологии. Русская археология - направление в археологической науке, представители которого занимаются изучением археологических памятников русского времени. Хронологические рамки этого периода различны на территории европейской части России и за Уралом. С IX в. по начало XX в. в Европейской России и с XVI в. по начало XX в. в Сибири.

Для закрепления полученной информации школьникам предлагаются различные виды заданий - изобразить русский острог с характерными особенностями, описать музейный предмет (указав размеры, степень сохранности, возможную датировку и его предполагаемую функцию), найти на копиях карт XVП-XVШ вв. современные населённые пункты.

Занятия по музейной педагогике, посвя-щённые истории и культуре русских сибиряков и коренных жителей края, способствуют формированию уважительного отношения к людям разных национальностей. В выполнении этой задачи огром-

ную роль играют предметы из музейных коллекций, которые включаются в процесс формирования нравственных ценностей и эстетической культуры ребёнка [Макеева, 2012, с. 116]. Ведь демонстрация школьникам подлинных артефактов и взаимодействие с копиями и новоделами позволяет наглядно представить быт людей прошлого, познакомиться с их традициями и присущими им представлениями о прекрасном.

Таким образом, музейные уроки, проводимые сотрудниками музея-заповедника «Томская Писаница» в рамках двух программ музейной педагогики, дают школьникам дополнительные знания об истории родного края, которые не входят в стандартные учебные планы общеобразовательных заведений. На музейных уроках широко используются проблемные и игровые методы, стимулирующие творческие способности детей.

Литература

Галкина Т. В. Музейная педагогика XXI века: социальные и образовательные проекты как новая форма работы с детской и молодёжной аудиторией // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 8. С. 5-10 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/artide/n/muzeynaya-pedagogika-xxi-veka-sotsialnye-i-obrazovatelnye-proekty-kak-novaya-forma-raboty-s-detskoy-i-molodezhnoy-auditoriey (дата обращения 06.03.2018).

Кетова Л. М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология //Человек в мире культуры. 2012. № 4. С. 76-81 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/muzeynaya-pedagogika-kak-innovatsionnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya (дата обращения 05.03.2018).

Макеева И. А. Культурно-образовательная деятельность музея: содержание и формы //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. № 4. Т. 17. С. 164-168 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_17736021_74930245.pdf (дата обращения 06.03.2018).

Макеева И. А. Педагогические аспекты музейной деятельности: историко-теоретический анализ // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 3 (40). Т. 1. С. 113-117 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_17920597_54237496.pdf (дата обращения 06.03.2018).

Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2004. 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.