КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК: 069.121
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ «ТЕЛЕУТСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ» ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА» НА УРОКАХ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Орлова Елена Александровна,
к.и.н., старший научный сотрудник, научно-экспозиционный отдел, ГАУК КО «Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» (Кемерово, Российская Федерация). E-mail: [email protected].
Деятельность современных музеев отличается разнообразием направлений, причём одним из важнейших является воспитательно-образовательная работа. Музейная педагогика - один из эффективных способов сохранения и актуализации культурного наследия коренных малочисленных народов.
Целью данной статьи является рассмотрение роли музейных предметов «Телеутской коллекции» из фондов музея-заповедника «Томская Писаница» на уроках музейной педагогики.
Важнейшая задача музейного педагога заключается в создании условий, позволяющих сформировать у учащихся позицию не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя. Педагог должен способствовать воспитанию личной ответственности в отношении к сохранению наследия прошлого, а также организовать учебный процесс так, чтобы ученик не просто запоминал учебный материал, но понимал его и давал ему эмоционально-нравственную оценку. Для этого необходимо не просто демонстрировать учащимся во время проведения музейного урока различные музейные предметы, но и вовлекать школьников в активное взаимодействие с данными материальными объектами.
Реализации заявленной задачи способствует музейный урок «Телеуты - коренной народ Кузбасса», разработанный в рамках музейно-педагогической программы «Музееведение. История Сибири». Цель урока - познакомить учащихся 6-9 классов с культурой и традиционным жизненным укладом телеутского народа.
Данный урок может служить примером организации музейным педагогом активного взаимодействия учащихся с предметами из музейной коллекции. Урок «Телеуты - коренной народ Кузбасса» знакомит школьников с верованиями, традициями и жизненным укладом одного из малочисленных народов России. Также у учащихся формируется представление о работе с предметом музейных сотрудников, особенно о том, как они изучают музейный предмет и какую информацию получают в процессе его исследования.
Ключевые слова: музей, музейная деятельность, музейная педагогика, музейно-педагогическая программа, музейный предмет, культурное наследие, телеуты.
USE OF ITEMS OF THE 'TELEUT COLLECTION' FROM THE TOMSKAYA PISANITSA MUSEUM RESERVE'S COLLECTIONS IN THE MUSEUM PEDAGOGY LESSONS
Orlova Elena Aleksandrovna,
Ph.D. in History, Senior Researcher, State Autonomous Cultural Institution of Kemerovo region «Historical Cultural and Natural Museum-Reserve «Tomskaya Pisanitsa,» (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The activities of modern museums differ in a variety of directions, and one of the most important is educational work. Museum pedagogy is one of the effective ways to preserve and actualize the cultural heritage of indigenous peoples.
This study explores the role of the museum's items of the 'Teleut Collection' from the Tomskaya Pisanitsa Museum Reserve's collections in the lessons of museum pedagogy.
The museum teacher's most important objective is to create conditions that allow students to form a position not as an outside observer, but as an interested researcher; to encourage a personal responsibility in relation to the preservation of the heritage of the past; to help not only to memorize educational material, but to understand it and give it an emotional and moral assessment. To achieve this, it is necessary not only to demonstrate to students various museum items during the museum lesson, but also to involve them in active interaction with these material objects.
The museum lesson, named 'Teleuts - the Indigenous Peoples of Kuzbass,' was created within the framework of the museum and educational program «Museology. History of Siberia,» and it contributes to the realization of the stated goals. The purpose of the lesson is to introduce students in grades 6-9 to the culture and traditional way of life of the Teleut people.
The museum lesson, called 'Teleuts - the Indigenous Peoples of Kuzbass,' can serve as an example of the active interaction of students with objects from the Teleut collection. It introduces students to the beliefs, traditions and lifestyle of one of the indigenous peoples of Russia and the Kuzbass - Teleuts. Also, students learn how the museum staff works with the object, especially how they study the museum item and what information is obtained in the process of research.
Keywords: museum, museum activities, museum pedagogy, museum and educational program, museum object, cultural heritage, Teleuts.
Деятельность современных музеев отличается разнообразием направлений, причём одним из важнейших является воспитательно-образовательная работа. Исследователи видят главную цель воспитательно-образовательной деятельности музея в формировании у человека способности к творческому восприятию того или иного феномена культуры, органичного включения в культурную сферу. Музейные сотрудники активно ищут новые методы организации взаимодействия с посетителями, способы музейной коммуникации.
Понятие музейной коммуникации ввёл в научный оборот канадский музеолог Д. Ф. Камерон в 1968 г. Учёный выделил базовые компоненты музейного коммуникационного процесса (посетитель, экспозиционер, вещь). Таким образом, согласно Д. Ф. Камерону, музейная коммуникация представляет собой процесс общения посетителей с музейными экспонатами. Данное общение основано, во-первых, на умении создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые невербальные пространственные «высказывания», а во-вторых, на способности посетителя понимать «язык вещей» [7, с. 247-248].
Под музейными предметами понимаются реальные вещи, артефакты, носители определённой информации. Музейные предметы могут использоваться в учебном процессе как наглядный материал. Они являются материальными объектами деятельности человека, и как материальные объекты содержат информацию об определённом историческом, культурном событии или историческом периоде.
Предметы, составляющие музейные коллекции, могут познакомить посетителей с культурой и бытом коренных малочисленных народов, чей традиционный жизненный уклад в настоящее время находится под угрозой исчезновения. Угроза эта выражается в том, что распространение современных средств связи, усиление экономической
взаимозависимости различных регионов, унификация культуры ведут к отказу от архаичных способов ведения хозяйства и связанной с ними системы знаний, а также забвению родного языка и утрате целого комплекса представлений о мире и месте человека в нём.
В Кузбассе проживают два народа, отнесённые к коренным малочисленным - шорцы и телеуты. Телеуты (самоназвание тадар, байат-пачат) -народ монголоидной расы, традиционное место проживания - юг Западной Сибири (Кемеровская область). По языку относятся к тюркским народам. Численность телеутов в РФ по данным Всероссийской переписи 2010 г. составляет 2643 человека [2], из них в Кемеровской области - 2 520 чел. Телеуты являются преимущественно сельскими жителями. Около 2 тысяч человек компактно живут в сёлах Беково, Челухоево, Верховская, Шанда, Ново-Бачаты на территории Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области. Также телеуты живут в Новокузнецком районе Кемеровской области и Шебалинском районе Республики Алтай.
Одним из эффективных способов сохранения и актуализации культурного наследия коренных малочисленных народов является музейная педагогика. Она представляет собой междисциплинарное направление на стыке музееведения, педагогики, психологии, культурологии, этики и некоторых других наук. Воспитание и образование с помощью приёмов музейной педагогики имеет ряд особенностей.
Так, воспитательная работа, которая осуществляется музейными сотрудниками, подразумевает включение результатов (предметов) человеческой культуры в процесс формирования нравственных ценностей, эстетической культуры ребенка, уважительного отношения к истории, традициям и их носителям, то есть людям [5, с. 116]. Неотъемлемым компонентом воспитательного процесса становится музейный предмет.
В музейной педагогике процесс обучения понимается как освоение музейной информации на качественно новом уровне. Обучение включает передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Особенностью обучения в музее является неформальность и добровольность, возможность максимальной реализации способностей и удовлетворения интересов, оно стимулируется разнообразием и подлинностью музейных предметов. Одной из форм такого обучения является проведение музейных уроков [4, с. 165].
Целью данной статьи является рассмотрение роли музейных предметов «Телеутской коллекции» из фондов музея-заповедника «Томская Писаница» на уроках музейной педагогики.
«Телеутская коллекция» относится к основному фонду и насчитывает 52 единицы хранения, представленные национальной одеждой телеутов и предметами культа. «Телеутская коллекция» позволяет получить представление о многих аспектах духовной и материальной культуры этого древнего народа.
Подобное взаимодействие осуществляется во время музейного урока «Телеуты - коренной народ Кузбасса», разработанного в рамках программы «Музееведение. История Сибири». Урок предназначен для учеников 6-9 классов. Систематическое изучение основ наук требует от школьников средних классов понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлечённых понятий. В процессе учебной деятельности мышление приобретает аналитический характер, развивается способность активно и самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание, которые становятся все более произвольными и приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
В связи с этим в музейно-педагогические программы, предназначенные для учащихся рассматриваемого возраста, необходимо включать тематические и исторические циклы, расширяющие знания учащихся в конкретной области [8, с. 154-155]. Так, урок «Телеуты - коренной народ Кузбасса» должен познакомить учащихся 6-9 классов с культурой и традиционным жизненным укладом телеутского народа и ролью музеев в деле сохранения культурного наследия этого коренного малочисленного этноса, что позволяет расширить знания школьников по истории родного края. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- образовательную - сформировать у школьников представление о роли музеев в деле сохранения духовной и материальной культуры телеутов;
- развивающую - способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения правильно обобщать данные, сравнивать и делать выводы;
- воспитательную - сформировать у школьников уважительное отношение к истории и культуре разных народов.
Примерное время проведения занятия 1 академический час.
Следует отметить, что у учащихся средних классов, для которых разработан урок, в этом возрасте должна формироваться осознанная потребность в самообразовании, расширении кругозора, повышении своей компетентности. Кроме того, в этом возрасте сознание подростков характеризуется определенной противоречивостью - восприимчивость к новому сочетается со стремлением критически осмыслить опыт старших, следствием чего является особая потребность в убедительной аргументации и широте информации [1, с. 20]. В музее таким веским аргументом является подлинный предмет - первоисточник познания.
Помимо показа музейных предметов, рассказ музейного педагога о телеутах обязательно должен сопровождаться демонстрацией слайд-презентации. Кроме того, для лучшего запоминания учащимися новой информации необходимо поддерживать диалог со школьниками, задавая им вопросы, позволяющие актуализировать уже имеющиеся знания по истории России и Кузбасса.
Тип занятия - комбинированный урок. Подразумевается активный диалог между преподавателем и учениками, постановка музейным педагогом тематических проблемных ситуаций, что способствует развитию интеллектуального и общекультурного уровня школьников.
Педагог, сопровождая свой рассказ слайд-презентацией, должен кратко охарактеризовать происхождение и историю телеутского народа, их традиционные занятия, фольклор [9, с. 5-127], религию и обычаи [3 с. 14-127], национальную кухню, народный костюм, а также устройство традиционного жилища телеутов.
Диалог с аудиторией музейному педагогу стоит начать с вопроса о народах, проживающих в России, и о том, какие из них живут на территории нашей малой родины - Кузбасса. Это напомнит учащимся о том, что Российская Федерация -многонациональная страна, поэтому так важно знать и уважать культуру различных народов. Также во время рассказа об истории телеутов целесообразно актуализировать уже имеющиеся у школьников знания по истории Отечества. Например, рассказывая о телеутах в период монгольских завоеваний, можно задать вопрос о том, с именем какого полководца они связаны, и какие
страны были захвачены монголами. Затрагивая тему добровольного вхождения телеутов в состав Российского государства при Борисе Годунове, актуален будет вопрос о том, чем известно правление этого русского царя, и какой период наступил после.
Получить представление о хозяйственных занятиях телеутов помогут следующие вопросы учащимся: «Давайте вместе назовём основные хозяйственные занятия людей в старину; как они зависели от природных условий места проживания людей?»
С хозяйственными занятиями людей тесно связаны их кулинарные традиции - соотношение мясной и растительной пищи, способы её приготовления и застольный этикет. Стоит отметить, что в настоящее время многие национальные блюда можно попробовать на музейных праздниках. Например, в музее-заповеднике «Томская Писаница» каждую весну, в марте, проходит праздник тюркских народов Саяно-Алтая - Чыл-Пажи («Голова года»). Он представляет собой встречу Нового года у шорцев, алтайцев, телеутов и др. Познакомиться с традициями собирательства коренными малочисленными народами Кузбасса колбы (черемши) и других дикоросов, а также узнать традиционные рецепты блюд из колбы можно во время «Фестиваля колбы». Этот праздник впервые проводился в музее-заповеднике «Томская Писаница» в мае 2017 г. Рассказ педагога о кулинарных традициях телеутов сопровождается демонстрацией какого-либо предмета традиционной телеутской посуды.
Для осуществления межпредметных связей краткий обзор телеутского фольклора стоит начать с вопроса к учащимся, какие жанры устного народного творчества им знакомы. Характеристику фольклорных жанров стоит закончить упоминанием шаманских заклинаний, которые также являются произведениями народного творчества. После этого музейному педагогу стоит перейти к рассказу о религиозных представлениях телеутов. Здесь уместно задать школьникам вопрос о том, какие религии они знают и каковы их отличительные черты. Рассказ музейного педагога следует сопроводить демонстрацией телеутских предметов культа, хранящихся в фондах музея-заповедника «Томская Писаница» - священных кукол эмегендеров, представляющих собой духи предков-шаманок; энекелеров, изображавших духов-охранителей семьи; канаттуларов - духов-покровителей охотничьего промысла и семейного очага.
Представленные в слайд-презентации фотографии и рисунки национального телеутского костюма должны также сопровождаться показом музейных предметов - воротничков для платьев тяка, нагрудника тошток, мужских и женских поясов кур. Показывая тошток, педагог упоминает,
что он являлся важным атрибутом свадебного костюма, после чего следует краткий рассказ о свадебных обычаях телеутов и демонстрация рисунка, изображающего телеутскую невесту, а также фотографий с выставки «Тюркская невеста» из фондов музея-заповедника.
Рассказ о традиционном жилище телеутов стоит предварить вопросом о том, из чего человек может построить жилище? Также музейный педагог уточняет, почему, по мнению, учащихся, жилища разных народов отличаются друг от друга? В ходе рассказа необходимо упомянуть, что постепенно телеуты стали переходить от юрты к деревянным жилищам по русскому типу.
Для закрепления пройденного учебного материала особенно эффективно использование педагогом игровых технологий, а также технологии коллективных творческих дел, которые дают учащемуся возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле результатов собственной деятельности. «В связи с современным видением музея как научного, культурного и образовательного комплекса, среди задач образовательной работы на первый план постепенно выдвигается создание возможностей для развития и реализации творческого потенциала посетителей, а также для приобретения новых знаний и навыков в лёгкой, досуговой по своему характеру форме» [6, с. 7].
Школьникам даётся самостоятельное задание, включающее в себя взаимодействие с предметом. Для этого учащиеся делятся на небольшие группы (3-4 человека), и каждой группе музейный педагог раздаёт для описания какой-либо музейный предмет. Желательно, чтобы этот предмет был небольшим и несложным для описания - деревянная чашка, воротник тяка, пояс кур, культовый предмет канаттулар и т. д.
Ученикам предлагается сделать краткое описание полученного предмета в соответствии со следующим алгоритмом:
1. зарисовать предмет;
2. измерить его и записать размеры (длину, ширину и высоту) в сантиметрах;
3. определить и указать материал, из которого изготовлен предмет;
4. указать степень сохранности предмета - хорошая, удовлетворительная или плохая, и какие имеются повреждения;
5. определить функцию данного предмета - как он мог использоваться.
Затем представитель каждой группы рассказывает всем остальным о результатах.
Выполнение данного задания способствует закреплению у школьников комплексного представления как о традициях телеутов - коренного малочисленного народа Кузбасса, так и о работе сотрудников музеев по описанию предметов, поступивших в музейные фонды. Кроме того,
получение и закрепление знаний в процессе совместной деятельности сопровождается переживанием положительных эмоций.
Работа учащихся на уроке отличается сочетанием следующих компонентов: 1. рефлексивного, заключающегося в формировании умения анализировать свои чувства и эмоции, оценивать собственное отношение к родному краю; 2. когнитивного, состоящего в овладении школьниками соответствующим их возрасту объёмом понятий о народных традициях; 3. эмоционально-волевого - переживания личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям; 4. деятельностного - реализации эмоционально
окрашенных и осознанных знаний в конкретной деятельности.
Таким образом, организация музейным педагогом активного взаимодействия учащихся с предметами из «Телеутской коллекции» на уроке «Телеуты - коренной народ Кузбасса» позволяет познакомить школьников с верованиями, традициями и жизненным укладом одного из коренных малочисленных народов России и Кузбасса -телеутов. Кроме того, у учащихся формируется представление о работе с предметом музейных сотрудников, особенно о том, как они изучают музейный предмет и какую информацию получают в процессе его исследования.
Литература:
1. Детский музей - пространство педагогического эксперимента // Ребёнок в музее (Социологический и психолого-педагогический аспекты) / Рос. ин-т культурологии. - М., 1993. - 115 с.
2. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm (дата обращения 29.06.2017).
3. Кацюба, Д. В. Духовная культура телеутов / Д. В. Кацюба. - Кемерово, 1993. - 192 с.
4. Макеева, И. А. Культурно-образовательная деятельность музея: содержание и формы / И. А. Макеева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2011. - Т. 17. - № 4. - С. 164-168 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/kulturno-obrazovatelnaya-deyatelnost-muzeya-soderzhanie-i-formy (дата обращения 16.05.2017).
5. Макеева, И. А. Педагогические аспекты музейной деятельности: историко-теоретический анализ / И. А. Макеева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - № 3 (40). - Т. 1. - С. 113-117 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-aspekty-muzeynoy-deyatelnosti-istoriko-teoreticheskiy-analiz (дата обращения 16.05.2017).
6. Роль музеев в образовании и развитии культурно-познавательного туризма: аналитическая записка / Авто-ры-сост.: М. Скирда, К. Чуева, А. Бойко [и др.]. - Киев, 2012-48 с [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc. unesco.org/images/0022/002201/220143R.pdf (дата обращения 16.05.2017).
7. Сапанжа, О. С. Развитие представлений о музейной коммуникации / О. С. Сапанжа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 103. - С. 246-252 [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-predstavleniy-o-muzeynoy-kommunikatsii (дата обращения 26.04.2017).
8. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. Пособие / Б. А. Столяров. - М.: Высш. шк., 2004-216 с.
9. Функ, Д. А. Устное творчество, игры и развлечения бачатских телеутов: итоги, проблемы и перспективы изучения / Д. А. Функ // Телеуты. Материалы к серии «Народы и культуры». - 1992. - Вып. XVII. - С. 5-140.
References:
1. Russian Institute for Cultural Research. Detskiy muzey - prostranstvo pedagogicheskogo eksperimenta [Children's Museum - the space of pedagogical experiment]. Rebenok v muzee (Sotsiologicheskiy i psikhologo-pedagogicheskiy aspekty) [The Child in the Museum (Sociological and Psychological-Pedagogical Aspects)]. - Moscow, 1993. - 115 p. (In Russ.).
2. Informatsionnye materialy ob okonchatel'nykh itogakh Vserossiyskoy perepisi naseleniya 2010 goda [Information Materials on the Final Results of the 2010 All-Russia Population Census]. (In Russ.) [Electronic Record]. Available: at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm (accessed 29.06. 2017).
3. Katsyuba, D. V. Dukhovnaya kul'tura teleutov [Teleut Spiritual Culture]. - Kemerovo, 1993. - 192 p. (in Russ.).
4. Makeeva, I. A. Kul'turno-obrazovatel'naya deyatel'nost' muzeya: soderzhanie i formy [Cultural and educational activities of the museum: content and forms]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika [Bulletin of the N. A. Nekrasov Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Social Work. Juvenology. Socio-Kinetics]. - 2011. - N. 4. -
Vol. 17. - PP. 164-168 (In Russ.). [Electronic Record]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-obra-zovatelnaya-deyatelnost-muzeya-soderzhanie-i-formy (accessed 16.05. 2017).
5. Makeeva, I. A. Pedagogicheskie aspekty muzeynoy deyatel'nosti: istoriko-teoreticheskiy analiz [Pedagogical Aspects of Museum's Activity: Historical and Theoretical Analysis]. - Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Cherepovets State University Bulletin]. - 2012. - N. 3 (40). - Vol. 1. - PP. 113-117 (In Russ.). [Electronic Record]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-aspekty-muzeynoy-deyatelnosti-istoriko-teoretich-eskiy-analiz (accessed 16.05.2017).
6. Skyrda, M. et al. Rol' muzeev v obrazovanii i razvitii kul'turno-poznavatel'nogo turizma: analiticheskaya zapiska [Role of Museums in Education and Cultural Tourism Development: Policy Brief]. - Kiev, 2012. - 48 p. (In Russ.). [Electronic Record]. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002201/220143R.pdf (accessed 16.05. 2017).
7. Sapanzha, O. S. Razvitie predstavleniy o muzeynoy kommunikatsii [Development of Ideas about Museum Communication]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Proceedings of the Herzen State Pedagogical University of Russia]. - 2009. - N 103. - PP. 246-252 (In Russ.). [Electronic Record]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-predstavleniy-o-muzeynoy-kommunikatsii (accessed 26.04.2017).
8. Stolyarov, B. A. Muzeynaya pedagogika. Istoriya, teoriya, praktika: Ucheb. Posobie [Museum Pedagogy. History, Theory, Practice: Handbook]. - Moscow, Vysshaya Shkola Publ. - 2004. - 216 p. (In Russ.).
9. Funk, D. A. Ustnoe tvorchestvo, igry i razvlecheniya bachatskikh teleutov: itogi, problemy i perspektivy izucheniya [Storytelling, games and entertainment of the Bachat Teleuts: results, problems and prospects of studying]. Teleuty. Materialy k serii «Narody i kultury» [Teleuts. Materials for the series «People and Culture»]. - 1992. - vol. 17. - PP. 5-140. (In Russ.).