Научная статья на тему 'Организация международного розыска по линии Интерпола'

Организация международного розыска по линии Интерпола Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1341
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК / ПРЕСТУПНОСТЬ / ИНТЕРПОЛ / INTERNATIONAL SEARCH / CRIMINALITY / INTERPOL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанян Артур Левонович

В данной статье рассматриваются особенности одного из методов международного сотрудничества в целях борьбы с преступностью международного розыска. Осуществление подобной деятельности стало возможно в первую очередь после создания в 1923 году Международной организации уголовной полиции (Интерпола). С 1990-ых годов членом Интерпола является и Российская Федерация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of the international search by Interpol

This article deals with the features of one of the methods of international cooperation in the fight against crime international search. Such activities became possible only after the creation of the International Criminal Police Organization (Interpol) in 1923. Russian Federation became a member of Interpol in 1990s.

Текст научной работы на тему «Организация международного розыска по линии Интерпола»

Организация международного розыска по линии Интерпола Organization of the international search by Interpol

Степанян Артур Левонович

Студент 4 курса

Факультет Высшая школа государственного аудита Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

РФ, г. Москва e-mail: [email protected]

Stepanyan Artur Levonovich

Student 4 term Faculty of Higher School of State Audit Moscow State University Russian Federation, Moscow e-mail: [email protected]

Аннотация.

В данной статье рассматриваются особенности одного из методов международного сотрудничества в целях борьбы с преступностью - международного розыска. Осуществление подобной деятельности стало возможно в первую очередь после создания в 1923 году Международной организации уголовной полиции (Интерпола). С 1990-ых годов членом Интерпола является и Российская Федерация.

Annotation.

This article deals with the features of one of the methods of international cooperation in the fight against crime - international search. Such activities became possible only after the creation of the International Criminal Police Organization (Interpol) in 1923. Russian Federation became a member of Interpol in 1990s.

Ключевые слова: международный розыск, преступность, Интерпол.

Key words: international search, criminality, Interpol.

Согласно ч. 1 ст. 210 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) в случае, если место нахождения подозреваемого или обвиняемого неизвестно, следователь поручает его розыск органам дознания. При этом законодательство допускает объявление подозреваемого или обвиняемого в розыск, как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. [1]

На сегодняшний день можно выделить несколько видов розыска — это местный, федеральный, межгосударственный и, наконец, международный, рассмотрению основ осуществления которого посвящена данная работа. Однако в первую очередь попробуем кратко охарактеризовать все перечисленные виды.

Во-первых, отметим, что до начала местного поиска в течение 10 дней с момента получения сообщения о необходимости проведения розыскных мероприятий проводятся первоначальные розыскные мероприятия.

В свою очередь местный розыск осуществляется в случае, если первоначальные розыскные действия не дали результатов. Местный розыск можно представить как комплекс оперативно-розыскных мероприятий, а также иных действий государственных органов, осуществляемых в целях установления местонахождения разыскиваемого лица на локальном уровне, то есть на уровне одного субъекта РФ. Уточним также, что местный розыск осуществляется только в районе деятельности органа расследования, в производстве которого находится данное уголовное дело, а сведения о розыске конкретного лица размещаются только в том информационном центре МВД, ГУ МВД, УМВД России по субъекту РФ, на территории обслуживания которого скрывается разыскиваемое лицо. Более того, например, Алексеев В.В. уточняет, что местный розыск осуществляется в местах, где вероятность появления обвиняемого наиболее высока, а также, что в местный розыск объявляются

лица, совершившие преступления небольшой или же средней тяжести и (или) в отношении которых нет оснований полагать, что они могли покинуть территорию данного субъекта РФ. [2]

В случае если разыскиваемое лицо не удалось обнаружить в процессе проведения розыска на местном уровне, то следующим этапом является федеральный, или всероссийский, розыск, объявляемый, как правило, по истечении шести месяцев с начала местного розыска. [3] Федеральный розыск, также как и местный, предполагает осуществление комплекса оперативно-розыскных мероприятий, а также иных действий государственных органов, в целях установления местонахождения разыскиваемого лица, однако в данном случае сведения о розыске лица находятся во уже всех информационных центрах системы МВД России. Отметим также, что объявление лица в федеральный розыск является обязательным условием его последующего объявления в международный розыск.

Межгосударственный розыск осуществляется соответственно в случае, если не дал результатов федеральный розыск и (или) имеются сведения, что разыскиваемое лицо находится за пределами РФ или намеревается покинуть пределы РФ. При этом необходимо учитывать, что целью межгосударственного розыска является обнаружение разыскиваемого лица, находящегося за пределами государства, которое является инициатором розыска (РФ), но на территории государств-участников СНГ. В данном случае для достижения постановленной цели, в частности, используется информация, представляемая Межгосударственным информационным банком.

Межгосударственный розыск осуществляется одновременно с федеральным, но не подменяет собой международный розыск, который представляет собой комплекс оперативно-розыскных и информационно -справочных мероприятий, осуществляемых во всемирном масштабе. [4] В свою очередь международный розыск может осуществляться параллельно с межгосударственным розыском. Более того, международный розыск может быть осуществлен одновременно с федеральным. [5] Подобный розыск проводится правоохранительными органами зарубежных стран через посредничество Национального центрального бюро Интерпола.

Международная организация уголовной полиции или, другими словами, Интерпол представляет собой межправительственную организацию, основной целью которой является обеспечение взаимодействия всех органов (учреждений) уголовной полиции, а также создание и развитие учреждений, деятельность которых будет направлена на предупреждение уголовной преступности и борьбу с ней. Данное положение закреплено в ст. 2 Устава Интерпола. [6] Отметим также, что в качестве исторической точки отсчета существования Интерпола принято считать 1956 год, когда как раз и был принят Устав данной организации. При этом полноценной межправительственной организацией Интерпол был признан только в 1971 году. [7]

Что касается деятельности Интерпола, то важным положением, закрепленным в ст. 3 Устава является тот факт, что данная организация не имеет право осуществлять вмешательство или деятельность "политического, военного, религиозного или расового характера". При этом Интерпол борется с коррупцией, преступлениями против детей, киберпреступностью, незаконным оборотом наркотиков, финансовыми преступлениями, работорговлей, терроризмом, организованной преступностью и иными видами преступности. [8]

Структура Интерпола включает в себя Генеральную Ассамблею - которая представляет собой высший орган, а также Исполнительный комитет, Генеральный секретариат, Национальное центральное бюро и советников. В свою очередь в качестве Члена Интерпола согласно ст. 4 Устава может выступать любая страна. Решение о принятии в Члены Интерпола утверждается Генеральной Ассамблеей большинством в 2/3 голосов.

На сегодняшний день Членами Организации является 194 страны, за исключением, например, Западной Сахары, Косово, КНДР и некоторых других стран. Отметим также, что СССР вступил в Интерпол в апреле 1990

года, когда было принято Постановление Совета Министров СССР № 338 "О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции - Интерпол", а 27 сентября 1990 года стал полноправным членом этой организации. Правопреемницей СССР на сегодняшний день соответственно является Российская Федерация.

Для достижения обозначенных целей Интерпол согласно ст. 31 Устава "опирается на постоянное и активное сотрудничество своих Членов", которое обеспечивается за счет образования в каждой стране-Члене Интерпола Национального центрального бюро, которое осуществляет взаимодействие с различными учреждениями страны, Национальными центральными бюро других стран-Членов Интерпола, а также с Генеральным секретариатом Интерпола.

В России Национальное центральное бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации (НЦБ Интерпола МВД России) представляет собой самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД России. [9]

Для того чтобы рассмотреть некоторые особенности международного розыска, осуществляемого через посредничество Национального центрального бюро Интерпола обратимся к Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола.

Данная инструкция устанавливает, в частности, условия и основания объявления в международный

розыск:

1. обвиняемых и осужденных (п. 117-125 Инструкции),

2. лиц, пропавших без вести (п. 126-127 Инструкции).

Во-первых, отметим, что международный розыск указанных лиц осуществляется только в том случае, если в результате проведенных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий будет установлено, что:

1. разыскиваемое лицо выехало за пределы РФ;

2. у разыскиваемого лица имеются родственные и (или) дружеские, а также иные связи за пределами РФ;

3. у разыскиваемого лица имелось намерение выехать из РФ с какой-либо, в частности, деловой

целью.

Помимо этого, касательно объявления в международный розыск обвиняемых и осужденных, Инструкция в первую очередь закрепляет уже указанное ранее положение о том, что международный розыск не осуществляется в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений, которые носят политический, военный, религиозный или расовый характер. В случае если какое-либо государство, является инициатором объявления обвиняемого или осужденного, совершившего подобное преступление, в международный розыск, то Генеральный секретариат имеет право в одностороннем порядке принять решение, во-первых, об отказе в розыске, а, во-вторых, об исключении сведений о розыске данного лица из учетов Организации.

Однако это не единственное условие, выполнение которого необходимо, чтобы объявить в международный розыск обвиняемого или осужденного. Помимо этого устанавливается, что объявление в международный розыск данных лиц возможно, если:

1. обвиненное лицо совершило преступление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступления;

2. осужденное лицо - осуждено к наказанию в виде лишения свободы на срок не менее четырех месяцев;

3. в соответствии с национальным законодательством государства, на территории которого требуется проведение розыскных мероприятий, совершение данного мероприятия также влечет наступление уголовной ответственности;

4. имеется постановление органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об объявлении данного лица в международный розыск.

Что касается объявления в международных розыск лиц, пропавших без вести, то в данном случае необходимо оформление и вынесение соответствующего постановления, форма которого утверждена рассматриваемой Инструкцией.

Также Инструкция устанавливает, что допускается направление в НЦБ Интерпола запроса об установлении личности гражданина по неопознанному трупу. Подобный запрос может быть направлен в том случае, если совокупность определённых фактов позволяет сделать вывод, что данное лицо ранее проживало на территории иностранного государства. К таким фактам относится, например, расовый тип, особенности внешности, особенности одежды и др. Соответственно можно говорить о том, что в международный розыск может быть объявлено далеко не любое разыскиваемое лицо.

Наконец, прекращение международного розыска возможно по различным основаниям и зависит от категории разыскиваемого лица. Основания прекращения международного розыска установлены п. 152-154.8 рассматриваемой ранее Инструкции и могут быть представлены следующим образом (Таб. 1).

_Таблица 1. Основания прекращения международного розыска

Основания для прекращения международного розыска лиц

Пропавших без вести Обвиняемых, осужденных, разыскиваемых с целью установления местонахождения Обвиняемых, осужденных, разыскиваемых с целью ареста и выдачи

Выдача или депортация из иностранного государства в РФ

Ходатайство о возбуждении уголовного преследования в отношении обнаруженного за рубежом обвиняемого на территории запрашиваемого иностранного государства

Задержание на территории РФ

Установление местонахождения на территории иностранного государства (РФ)

Обнаружение на территории иностранного государства (РФ) трупа данного лица Смерть разыскиваемого (подтвержденная документально)

Прекращение уголовного преследования (дела) Отмена ранее избранной меры пресечения в виде заключения под стражу

Таким образом, в заключение можно сказать, что объявление лица в международный розыск представляет собой в действительности весьма трудоемкий процесс. Более того, данная процедура осложняется необходимостью учета национального законодательства иных стран.

Список используемой литературы:

1. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СПС "Консультант плюс". URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34481/ (дата обращения: 25.01.2020).

2. Алексеев В.В. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. -С. 148-149.

3. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - С. 36.

4. Климов И.А. Оперативно-розыскная деятельность. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - С. 317.

5. Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола // СПС "Консультант плюс". URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 63834/ (дата обращения: 25.01.2020).

6. "Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол)" (с изм. и доп. по состоянию на 01.01.1986) // СПС "Консультант плюс". URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15819#09715867920821881 (дата обращения: 25.01.2020).

7. Колесников В.А. Международно-правовые основы сотрудничества по линии Интерпола // Вестник Воронежского института МВД России. - 2014. - № 2. - С. 29-36.

8. Международная организация уголовной полиции (Интерпол) // URL: http://interpol.ru/ (дата обращения: 25.01.2020).

9. Приказ МВД России от 31.03.2012 N 305 (ред. от 15.02.2018) "Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации" // СПС "Консультант плюс". URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 282086/ (дата обращения: 25.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.